Перейти к публикации

Еврейские праздники и традиции


mod970
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

С праздником!
Рада, что появилась новая тема. Жителям Израиля, как говорится, и карты в руки:)
Ну а я готова образовываться:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С праздником!
Рада, что появилась новая тема. Жителям Израиля, как говорится, и карты в руки:)
Ну а я готова образовываться:)

 

Ну, начнем с того, что как и любой день, Новый Год = Рош ха-Шана начинается вечером с восходом первой звезды.
Праздник - религиозный, в том смысле, что евреям запрещено пользоваться огнем, ездить на машине и вообще делать какую-либо работу. Т.е. будь я - соблюдающей религиозные предписания, два дня вы бы меня тут не видели. :lol:
А два дня потому, что древние ученые евреи не смогли в точности установить наступление Нового года и повелели праздновать его 2 дня - уж точно не ошибешься. :rolleyes:

 

Ну, и самое главное - любой еврейский праздник , это - много еды, которую, как известно, надо готовить. :P Так что, извиняйте, продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще немного про Рош ха-Шана. Я не вдаюсь в серьезные религиозные подробности, не настолько в них разбираюсь, а для желающих - недостатка в серьёзных источниках нет. Просто несколько штрихов о главных праздниках евреев. И кстати, Рош аШана - не главный еврейский праздник.

 

У евреев, как известно, всё ни как у людей. :P И месяцы - тоже другие, не совпадающие по датам и названиям с грегорианским календарем, поскольку они лунные. Поэтому каждый год еврейские праздники приходятся на разные дни, и иногда даже месяцы, привычного нам календаря.

 

Осенью есть несколько больших праздников. И Новый Год их начинает.
Праздник Рош ха-Шана (Рош Ашана) отмечается 1-2 числа месяца тишрея - с этого дня начинается отсчет 10-ти Дней Трепета перед Судным Днем.

 

В эти дни еврей отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, просит прощение у всех, кому нанес обиды, а также прощает всех обидчиков.

 

В первый вечер Рош Ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (круглую халу), над которым было произнесено благословление, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош Ха-Шана есть яблоки с мёдом.

 

Все блюда вечерней трапезы в Рош ха-Шана символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году.
На стол подается:
круглая сладкая хала с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток;
рыба - символ плодородия;
голова барана (или рыбы) - знак первенства, успеха и процветания;
овощи и фрукты - в надежде на обильный урожай и обязательно - финики;
жирное мясо и различные деликатесы.

 

Ну, это как-бы, обязательная прграмма, а к ней длинная дополнительная. Все ашкеназим обычно делают гефилте-фиш и медовый торт .

 

Во время праздника не едят ничего кислого или горького.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно! А " в следующем году в Иерусалиме" продолжают говорить на новый год?
Вообще, не напишешь откуда это пошло?
Понимаю, что это было связано с желанием вернуться на святую землю. Но, если не ошибаюсь, на территории Российской Империи это фраза стала очень популярна в период начала активной эмиграции. Поправь, если не так.

 

Кстати, как звучит эта фраза на иврите? Напиши, если нетрудно, латиницей, я ее четвероюродному племяннику зашлю:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно! А " в следующем году в Иерусалиме" продолжают говорить на новый год?
Вообще, не напишешь откуда это пошло?
Понимаю, что это было связано с желанием вернуться на святую землю. Но, если не ошибаюсь, на территории Российской Империи это фраза стала очень популярна в период начала активной эмиграции. Поправь, если не так.

 

Кстати, как звучит эта фраза на иврите? Напиши, если нетрудно, латиницей, я ее четвероюродному племяннику зашлю:)


Написала большой ответ, и случайно его стерла. :angry::angry::angry:

 

Вкратце и супер упрощенно.

 

Слова «Лешана абаа бирушалаим!» («В следующем году — в Иерусалиме!») завершают текст Пасхальной Агады (то есть — рассказа об Исходе из Египта). Суть состоит в том, что Исход из рабства понимается не в материалистическом смысле , а в смысле духовном, включающем в себя, естественно, и «земную» сторону. Исход из Египта — первый этап возвращения к Творцу, особого сближения и единения с Ним.
Всевышний сотворил мир так, что существовала необходимость, чтобы в Иерусалиме было место, символизирующее Его присутствие в нашем мире и позволяющее евреям совершать действия, закрепляющие близость с Ним. Это место — Иерусалимский Храм.
Более того, Храм имел способность порождать, скажем так, реальное ощущение такой близости, олицетворяя высшую ступень результата духовной работы. Работы, которая началась с Исхода из рабства.

 

Поэтому Пасхальную Агаду и завершается этими словами.

 

Сложился обычай в самом конце последней, заключительной молитвы Йом Кипура (Судный День) — молитвы Неила — желать друг другу «Лешана абаа бирушалаим».

 

Этими словами выражается надежда, что Дни Трепета, особенно — день Йом Кипура, были прожиты с пользой, и что теперь уже нет препятствий для прохождения всех ступеней приближения к Творцу, и что у евреев снова будет Храм, и ощущение Всевышнего опять станет совершенно реальным.

 

Второй смысл этой фразы - сионистский, и тоже духовный. Он выражает стремление и надежду на возвращение евреев на землю Израиля, а теперь, уже в Государство Израиль, чьим духовным символом является Иерусалим. Теперь, я думаю, понятна связь этой фразы со 2-й алией, и до отказников Советского периода. Есть несколько фраз, символизировавших алию, что в буквальном переводе значит "подъем", т.е. репатриация приравнивается к подъему в Иерусалим, который расположен прим. на высоте 900 м.

 

Поэтому-то вопрос Иерусалима - такой тяжелый и принципиальный для еврейского народа, который в иудаизме рассматривается не как этнос, а как группа людей, связанная с Творцом союзом (брит). Стена Плача - это единственный сохранившийся кусочек второго Иерусалимского Храма - символа этого духовного союза.

 

Ba-Shana ha-baa be-Irushalaim!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно!
Я почему-то думала, что эту фразу на Новый год произносят

Это потому, что Рош ха-Шана и Йом Кипур очень близко расположены. 8 октября вечером начинается Йом Кипур.

 

Да, и вообще, много ли светские евреи за пределами Израиля знают о еврейских традициях и праздниках? Смело могу сказать - почти ничего, особенно, наши из б. СССР. Хорошо, если названия слышали. Вообще, многие моменты сегодняшних реалий проистекают из религиозной традиции, которые просто переросли в национальную самоидентификацию.

 

Кстати, 70-75% израильтян его соблюдают, т.е. постятся, не смотрят ТВ, не говорят по телефону, не включают комп и т.д. Даже светские, которых у нас большинство, считают необходимым сохранять какие-то главные моменты еврейской традиции. Имей ввиду при переписке с родственником.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да я уже заметила, что он как-то по субботам пропадает. А за 10 минут перед Новым годом сидел за компом и сообщил, что начал обратный отсчет;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Завтра, 8 октября вечером и до наступления темноты 9-го - Йом Кипур.

 

"Десятый день еврейского нового года - Судный день (Йом Кипур) - день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.

 

В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы. «Открывающая молитва» - Кол-Нидрей, превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнений, что этому способствовал прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании.

 

В Йом Кипур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.

 

В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание - утраты и скорбь.

 

В канун Йом Кипур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня - строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.

 

Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе - приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах. Особое значение приобретает «закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца - после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году - в Иерусалиме»."
http://www.calend.ru/holidays/0/0/641/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня на крупнейшем израильском портале Ynet опубликованы результаты опроса израильтян-евреев об их отношении к Йом Кипур.

 

63% будут поститься ,
из них 23% - потому что соблюдают религиозные предписания,
а 38% - потому что это еврейская традиция.

 

Из опроса, в общем-то, видно, что религиозных евреев разных толков в Израиле 23%.

 

Ещё интересная цифра - 29% ответили, что этот день более всего объединяет его с Израилем.

 

В этот день все говорят друг другу: ГМАР ХАТИМА ТОВА! "Хорошей заключительной записи" Всем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы думаете, евреи отпраздновались? Ни в коем случае. Мы продолжаем праздновать. :o

 

Завтра , 15-го в месяц тишрей - Эрев-Суккот, канун праздника.

 

Из : КЕЭ, том 8, кол. 647–650.

СУККО́Т (סֻכּוֹת, буквально `кущи`), семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей (см. Календарь), в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Первый (в странах рассеяния также и второй) день — иом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни — хол ха-мо‘эд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот — иом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально `восьмого — праздничное собрание`), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора.

В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот,
— «в кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской»
и - «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Законоучители назвали эти растения арба‘а миним (буквально `четыре вида`) — этрог (вид цитрусовых), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).

 

Сукка - это шалаш, временное жилище.

Правилам относительно сукки посвящен особый трактат Сукка в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены можно делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта, так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов конгрегации, у которых нет своей сукки.
.
Все должны 7 дней жить в такой сукке. Ну, в Израиле всегда тепло, но и в России, и в северных странах все религиозные евреи (а раньше все были религиозными) всё равно должны были жить в сукке.
Объяснение этому странному требованию ниже:

 

Тора заповедовала нам жить в сукках, чтобы мы помнили об Исходе из Египта и о странствиях по пустыне, где наши предки жили сорок лет в шатрах и временных убежищах. Сукка - это символ постоянной защиты, которую Б-г дает еврейскому народу.

 

Тора требует, чтобы в период благополучия и материального процветания мы обращались к Б-гу и помнили, насколько мы зависим от Его милосердия и защиты. Собрав богатый урожай, мы не должны впадать в самодовольство. Именно в эти дни мы обращаем взор к Творцу и вспоминаем, что все, чего мы достигли, безопасность и богатство - от Него.

 

Сегодня везде продают "арба миним", в скобках замечу - недешевое удовольствие. А завтра мы с мужем постараемся найти интересную сукку для фотки. Но пока что не видела, всё - стандарт из ближайшего магазина "Сделай сам". Если вырвусь в Иерусалим, там бОльшее разнообразие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот так выглядит СУККА в Израиле. Климат позволяет. Около всех общественных зданий и многоэтажных домов обязательно ставят общую, как на 1-м фото. Ну, а личные ставят на балконах и участках, которые есть не только около частных домов, но и во многих квартирах на 0-м этаже.

 

9dcbc4d6e1b9t.jpg

 

9a7479b74bc5t.jpg

 

4e7e8c7810act.jpg

 

6a7942f03a28t.jpg

 

4601bf2bdb05.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дорогие товарищи евреи!
С очередным вас Праздником!

 

СИМХА́Т-ТОРА́ (שִׂמְחַת תּוֹרָה, `радость Торы`), праздник, который в Эрец-Исраэль отмечается в последний (восьмой) день Суккот (Шмини ацерет — буквально `восьмого — праздничное собрание`; в странах рассеяния празднуется днем позже; см. Праздники). В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.

 

Во время праздничного ритуала извлеченные из синагогального Ковчега Завета свитки Торы семь раз обносят вокруг бимы. Всех присутствующих мужчин вызывают к чтению Торы (Втор. 33:1–29). Мальчиков, не достигших возраста бар-мицвы, вызывают для чтения заключительной части этой главы (так называемой кол ха-не‘арим — `все мальчики`). Над головами мальчиков простирают таллит, и собравшиеся произносят им благословение, данное Иаковом Эфраиму и Менашше (Быт. 48:16). Удостоившихся чести завершить годичное чтение Торы и начать новый цикл называют соответственно хатан-Тора и хатан-Брешит, и в честь этих событий произносят соответствующие молитвы. Возвращение свитков Торы в ковчег сопровождается праздничными песнопениями.

 

Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование.
Дети играют большую роль в праздновании Симхат-Торы, помимо чтения Торы они участвуют в процессиях, неся флажки с горящими свечами.


http://www.eleven.co.il/article/13809
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кажется, что не жизнь, а сплошной праздник!:)
А все эти праздничные дни - выходные?

 

Осенью, действительно, концентрация праздников вызывает такое ощущение. Особенно, если они начинаются в начале сентября - только все с каникул и отпусков вернулись, и по новой гуляем. :rolleyes: Университеты так и открывают семестр после Симхат Тора, а летом заканчивают позже.

 

Не все дни выходные, и никогда не бывает переноса выходных, поскольку суббота сама по себе - религиозный день, и праздники тоже религиозные. Так что, в лучшем случае, если между субботой и праздничным выходным один день, то владельцы могут объявить "переходной день" и зачесть как полдня отпуска. На торговлю и общественный транспорт это, естесственно, не распространяется.

 

Выходные
- Рош ха-Шана - 2 дня
- Судный день (фактически - 1.5 дня, т.к. всё заканчивает работать в 11-12 утра, а большинство фирм и все учреждения и не открываются)
- Первый день Суккота
- Симхат Тора

 

Между первым днём Суккота и Симхат Тора все рабочие дни так называемый "холамоэд" - укороченный рабочий день. Опять же, не для магазинов и общественного транспорта, они работают по полной программе. А в школах и детских садах - каникулы. Гос. учреждения тоже не работают - такой у них профсоюзный договор. :blink:

 

Вообще, очень принято уезжать на отдых в этот период. Удобно - не жарко уже, а в других странах наплыв туристов спадает. Зато у нас цены на билеты на самолеты возрастают до небес, и на гостинницы тоже - евреи диаспоры тоже любят приезжать в этот период в Израиль, плюс семьи с детьми.

 

А теперь до декабря праздников нетути. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А кто-нибудь может сказать, как и когда у евреев появилась традиция оставлять на могиле камешек?
e0bedc19eed3.jpg

 

Прага, еврейское кладбище, окт. 2008

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что там у нас с праздниками?:) Ханука приближается, да?

Есть такое. :rolleyes:
22.12 вечером и начнется. Запасайтесь специальными ханукальными свечками и маленькими волчками с надписью на иврите: " Нес гадоль хая шам = Большое чудо случилось там". Там - это в Иерусалиме. Поэтому для иерусалимцев пишут по-другому: " Нес гадоль хая по = Большое чудо случилось здесь".

 

В Израиле евреи, естесственно, Рождество не справляют, даже Новый Год - только "русские" и молодежь. А как в западных странах евреи выбирают, что праздновать, когда вот так , как в этом году, Ханука приходит вместе с Рождеством. Поделитесь опытом, если не сложно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что там у нас с праздниками?:) Ханука приближается, да?

 

Вчера я чуть перепутала с датами.
В 2008 году ХАНУККА начинается 21 декабря вечером (зажигание первой свечи) и заканчивается 29 декабря (восьмая свеча зажигается накануне - 28 декабря вечером). А по еврейскому календарю: всегда ничинается 25 кислева и продолжается восемь дней до 2 тевета.

 

Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма). Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней») — впервые упоминается Иосифом Флавием. В русском варианте также «Светлый праздник Хануки». Праздник был установлен в эпоху Иехуды Маккавея в память об очищении Храма и возобновлении храмового служения в 164 году до н.э., последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и евреев-эллинистов.

 

"Смысл и значение праздника Ханукки в еврейской традиции менялись. Изначально Ханукка воспринималась как праздник победы Хасмонеев, впоследствии Ханукка стала в большей степени напоминанием о чуде с елеем — символе победы слабых над сильными, чистых над нечистыми. Древнюю концепцию Ханукки в современную эпоху возродили сионистские деятели. В существующей религиозной традиции, однако, по-прежнему преобладает символическая трактовка праздника." (ЕЭЭ)

 

"Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм. После продолжительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи все же решили зажечь Менору, поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней. "(http://ru.wikipedia.org )

 

На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ХАНУКИЯ в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания таков: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две … и так далее до восьми. Девятый светильник, называемый шамаш( «служка»), предназначен для зажигания остальных свечей и зажигается соответственно во все дни праздника перед основными свечами. Общее число свечей используемых на Хануку — 44.

 

158f75805b16t.jpg

 


Хануку ещё в шутку называют "Хаг ха-калориот" (Праздник калорий), так как
"Левивот” (картофельные латкес) и “суфганийот” (пончики) – это традиционные ханукальные блюда, потому что жарятся в масле и тем самым напоминают о чуде с маслом, которое продолжалось 8 дней.

 

Есть ещё 2 традиции:
“Дмей Ханука” (“ханука гельт”) – детям даются деньги в подарок, чтобы усилить их радость по поводу наступления праздника.
Игры в ханукальный волчок (“свивон”, “дрейдл”). Дети играют в волчок (“дрейдл”) у которого 4 стороны (не круглый, а типа квадратного, и на каждой стороне начальные буквы фразы о чуде).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ХАНУКА САМЕАХ!!!
С веселой Ханукой!

 


d031b0557eea.jpg

 

Буквы, которые видны - начальные от слов "нес гадоль"=большое чудо. Пусть и с вашими поисками оно случится! :rolleyes:

 

Традиционные ханукальные пончики="суфганиот".
ca805df637f2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования