Перейти к публикации

Методические советы по оформлению генеалогических древ


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Кабачек О.Л.

 

Народная дендрология, или Как правильно нарисовать генеалогическое древо

 

…И наступил, наконец, тот прекрасный день, когда сведения о предках собраны. Не все, так немалая часть. Дотошно опрошены родственники, тщательно изучены документы семейного и государственного архивов. Кажется, пора представлять результаты поисковой деятельности ближним и дальним.
Самая эффектная форма представления – это родословное древо. Наглядно, доступно – информация легко считывается.
Но лишь в том случае, если дерево нарисовано правильно!
А это не всегда имеет место быть, как показали материалы Всероссийского генеалогического конкурса «Моя семья» (проходящего в Год семьи в Российской Федерации под эгидой Российской государственной детской библиотеки и Союза Возрождения Родословных Традиций), равно как и предыдущих детских конкурсов. Когда дерево изображается без соблюдения основных правил, вычитывать генеалогическую информацию бывает очень трудно, а то и невозможно. К сожалению, не во всех методических материалах и учебниках по генеалогии обращается внимание на эти правила. Скорее всего, специалистам-генеалогам они кажутся очевидными. Составители пособий, вероятно, думают: чего проще взять книжку с образцами родословных деревьев и по ним сконструировать свое родословное древо.
Есть и другой путь – воспользоваться готовыми компьютерными программами: заполнить нужные поля и распечатать получившееся древо хоть на баннер, хоть на плакат (стенд). Правда, идеальных компьютерных программ по составлению деревьев не много; в каждой версии есть свои достоинства и недостатки - см. /1/. Эксперты признают, что оптимальным вариантом является использование специальных авторских разработок.
Да и отказываться от рукотворных деревьев, сделанных любовно всей семьей, вряд ли стоит! «Компьютерное» древо унифицировано, стандартно, свое, нарисованное – уникально. Детские работы всегда трогают теплотой и наивностью. Именно плоды такой «народной дендрологии» (дендрология – наука о деревьях) позволяют увидеть опредмеченные представления о своем роде – образ рода: вот пышная виноградная лоза, вот могучий дуб, здесь березка, тут чудо-дерево со сказочными персонажами, а вон большой дом с окошками, откуда выглядывают дети и взрослые. Выглядывают – и улыбаются.
Невозможно не признать, что семейное творчество на ниве генеалогии изобилует ценными находками и удачными приемами: одна семья выделяет на своем фамильном древе пол предка (красные яблоки – мужчины, желтые – женщины), другая придумала, как зрительно обозначить ныне живущих и уже ушедших родственников: первых изображают зеленые листики на дереве, вторых – пожухлые, осенние.
Как же преодолеть имеющиеся недостатки в этих замечательных, с любовью сделанных деревьях? Каковы общие правила презентации на древе важных генеалогических сведений – правила, которые не затруднят, но, наоборот, помогут любой семье «вырастить» дерево, радующее глаз?
Открыть эти несложные правила нам помог как раз анализ ошибок у деревьев, нарисованных детьми! (Ошибка – это то, что ведет к неточной или неправильной интерпретации родословных сведений посторонними зрителями.) Таким образом, каждое правило – это исправленная ошибка.
ПРАВИЛО I - «правило о правилах»: должно быть единообразие (принятые обозначения соблюдаются везде, во всех частях древа). То есть, если вы решили выделять пол предка цветом, то другие его обозначения в других местах – например, форма – будут мешать восприятию.
Если вы решили указывать степень родства по отношению к какой-нибудь одной персоне – то это надо не лениться делать на всей схеме. Ведь в идеале родословное древо и должно четко показывать характер родства каждого с каждым!
ПРАВИЛО II – «экономичность схемы»:
Нежелательно и удвоение индикаторов на схеме (когда, к примеру, мужчин выделяют и квадратиком и красным цветом, а женщин – желтым кружком). Ведь схема-древо должна легко читаться, а это достигается, когда древо не перегружено информацией.
Нежелательно применять цвет на схеме произвольно, как в художественном произведении (например, то мужчин выделать красным цветом, то женщин). Человек невольно ищет на схеме подсказку, пытается воспринять цвет как индикатор какого-то признака, но оказывается, что системы никакой нет, один авторский произвол.
Систем обозначения на генеалогическом древе существует несколько. Важно выбрать одну и строго ее придерживаться. Вот выделяют пол предка с помощью формы (кружок – женщины, квадратик или треугольник – мужчины), а где-то не выделяют, всех помещают в квадратики. В одних системах брачные отношения пары фиксируются прерывистой чертой (пунктиром) – см. /2/, в других – двойной чертой; где-то принято от отца ко всем детям проводит черту вниз, а в других это не выделено специально.
Илл. из книги М.В. Майорова http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=1445&st=100
Если древо чисто мужское, удобней предков разных поколений изображать строго одного под другим; получается вертикаль. Тут даже отчество и фамилию можно не писать! Таковы старые деревья, которые можно увидеть в бумагах Герольдмейстерской конторы (РГАДА). Но если мы хотим показать не только жителей XIII-XVII веков, но и из потомков - наших современников, то правило единообразия требует заполнять все клеточки одинаково: Ф.И.О.
Но как иногда не хочется этого делать! Отказываясь от колорита эпохи, писать вместо Иван Петров сын Плещеев сухое, привычное, понятное – Иван Петрович Плещеев. А он еще, поди, не был в XV веке Петровичем, не сподобился важного придворного звания.
Итак, древа могут быть разными. Все зависит от цели составителя. Хотите донести дух эпохи – пишите «сын», как в Писцовых и Разрядных книгах.
Дополнительные сведения о роде и отдельных его представителях можно указывать в других генеалогических формах: родословных таблицах, поколенных росписях, любых текстовых материалах в виртуальном или бумажном виде – т.е. в статьях, книгах, альбомах. Там в Приложении желательно перечислить не только архивные и библиографические источники, но и собрать, отсканировав (отксерокопировав, перефотографировав и пр.) необходимые документы и семейные фотографии.
ПРАВИЛО III – в нисходящем (обратном) древе «корни, ствол – общий предок, листочки на ветках – потомки», в восходящем наоборот: ствол идет от себя - к предкам.
Прямое (восходящее) дерево показывает, как много людей тебя породили - оно возрастает в геометрической прогрессии: двое родителей, четверо бабушек-дедушек, восемь прадедушек-прабабушек и т.д.
Обратное (нисходящее) древо притягательно фигурой самого древнего предка. Кажется, что перевернутое дерево не естественно? Но зато наглядно: видно, от кого род пошел и как он впоследствии разветвился.
Основоположником, т.е. основателем рода, многие гордятся. Некоторые даже уверяют, что таковым был не человек, но бог. И не только, к примеру, царь Иван Грозный! Вот и наш современник, генеалог О.В. Щербачев пишет: «Происхожу из потомственных дворян, внесенных в 6 часть дворянской родословной книги Калужской губернии. Потомок Федора Салты (легендарного основателя рода Щербачевых) в 16 колене, по женским линиям являюсь также потомком Рюрика, Гедимина, Чингисхана, Пяста, Пржемысла, Арпада, Карла Великого, Оттона Великого, Альфреда Великого, Меровея, Зигфрида (Сигурда), Вотана (Одина) et al., что, впрочем, является совершенно обычным для русского дворянина» /5/. Да-да, тот самый мифический скандинавский бог Один, который нашел руны.
ПРАВИЛО IV – «знай сверчок свой шесток»: каждой персоне необходимо выделить свою позицию (клеточку).
Мне попадались такие деревья начинающих генеалогов, где в одной клеточке (позиции), было спрятано полсемьи. Тесновато им там было, бедным! Хотелось вывести людей из такого плена: дать каждому по отдельной «комнате». Ведь родословное древо уравнивает и столетнего старца, и трехдневного младенца: внешне они выглядят на древе одинаково – квадратик или кружок с Ф.И.О. и датами жизни.
Другой (обратный) случай: один и тот же человек появляется на родословном древе дважды (например, в виде квадратика-кружочка и в виде отдельной надписи в совершенно другом месте). Эта чисто детская ошибка дезориентирует. Таким удвоенным существом на древе является сам автор, желающий оставить в памяти грядущих поколений несмываемый след (в одном месте смыли, а он продублировал). Часто это следствие смешения двух видов деревьев: нисходящего и восходящего, когда автор свои ФИО помещает на стволе (как в восходящем древе) и еще раз, уже в кружочке-квадратике, отмечает себя на ветке (как в нисходящем древе).
А вот еще одна детская ошибка – в кружочке (позиции) обозначен не человек, но его место проживания – «уроженец Симбирска». Это можно делать на рабочих схемах, но не на выставочных! Если ФИО этого родственника неизвестны – в кружке-квадратике ставится знак вопроса, а ниже может быть подсказка «уроженец Симбирска». Так грамотней, потому что понятней для зрителя.
ПРАВИЛО V – «каждому поколению – свой уровень». Этот закон (лица одного поколения располагаются на одной горизонтали) строго соблюдается в генетике. Облегчает он и восприятие генеалогического древа (хотя нередко в книгах встречается и другая форма изображения: когда жену помещают под мужем, в отличие от братьев-сестер).
Нет, как удобно рассматривать: тут прадеды, там деды, здесь родители, а вот он я с братьями и сестрами. И нетрудно посчитать поколения по уровням – как в восходящем, так и в нисходящем древе.
Таким образом, уровни - это шаги вглубь веков; они позволяют прикинуть десятилетия и столетия, на которые отстоит от Вас тот или иной предок. И хотя генетики и генеалоги спорят: считать ли условным среднеарифметическим сроком одного поколения 25 или 30 лет, для составителей и зрителей родового древа важно, что временную дистанцию измерить можно быстро. Да и определить степень родства: вот моя семиюродная сетра, а это – мой двоюродный прапрадед. Он же – пятиюродный дядя какого-нибудь Пупкина. Ну, не Пупкина, так Пржевальского или Завалишина. А не Завалишина, так купца II гильдии Спиридонова, или «землепашца вольного» Степана Иванова.
Грустно видеть древа, где поколения небрежно смешаны - разведены по разным уровням, где ради экономии места троюродного братца отправляют со своей законной горизонтали куда-то вниз и вбок, словно в ссылку.
Этим грешат не только детские работы, но и книги, содержащие геносоциограммы, написанные семейными психотерапевтами, а не генеалогами (например, /4/).
Не стоит, однако, думать, что на одном уровне всегда располагаются ровесники! Чем дальше удалены друг от друга родственники, тем реже возможны совпадения возраста братьев-сестер. Бывают удивительные казусы, когда какой-нибудь пятиюродный прадед является ровесником своего внука. Есть и противоположные примеры. Так, уже упоминавшийся О.В.Щербачев пишет, что встретил своего весьма дальнего дядю, который действительно оказался вполне «дядиного», а не, скажем, «прадедушкиного» возраста.
Это и показывает, что мера 25-30 лет для поколения – условна, что в каждом роду – своя хронология.
Есть и другой способ измерения исторического времени – по продолжительности жизни человека. Это тоже очень наглядная связь исторических времен и людей:
«Думают сейчас, что Русь непомерна во временах, вечно была и всегда будет. А Русь, если поделить всю ее на мной прожитый срок, - всего-то семнадцать сроков наберет. На семнадцати стариков вся Русь делится, - говорит старик, герой модного романа Захара Прилепина «Санькя». И далее перечисляет этих гипотетических стариков: - …Пятый в усобицу попал, шестой – татарина застал… Двенадцатый в смуту жил, тринадцатый при Разине, четырнадцатый при Пугачеве… Так что до меня дошло быстро: семнадцать стариков – всего ничего. Нас всех можно в эту избу усадить – вот те и вся исторья» /3;320/.
ПРАВИЛО VI – «не пренебрегайте прозвищами и номерами».
Ведь эта информация очень важна, без нее родословное древо обеднено. Вот Сенка Кривошея Яковлев сын Огибалов. По прозвищу видно, что родился он с дефектом (это врожденное заболевание до сих пор в народе называют «кривошея»). Думаете, болезненный ребенок долго не проживет? Но, согласно Писцовым книгам, мы встречаем этого помещика не только в конце XV века, но и в конце века XVI. Долгожителем Сенка оказался! Может, потому, что на войну его не брали? Вот и гипотеза об образе жизни конкретного человека. А не будь нам знакомо прозвище, разве мы б догадались?
Из прозвищ, как известно, образовывались фамилии. Т.е. теоретически от Сенки Огибалова могли пойти Кривошеины, а от его родного брата Ивана по прозвищу Булат - Булатовы. Но этого не произошло: по тем же Писцовым книгам Новгородской земли видно, что фамилия и их детей была всё та же - Огибаловы.
Так же информативны для потомков и историков могут быть и порядковые номера (Иванов Первый, Иванов Второй и т.п.). Это особенно было удобно в армейском делопроизводстве. Очевидно, что первый – старший по возрасту, а не по заслугам перед Отечеством. Тогда, если, к примеру, мы не знаем даты рождения Шестого, но знаем, когда родились Пятый и Седьмой, то промежуток между ними может явиться подсказкой.
Да, правильно составленное генеалогическое дерево несет в себе много ценной информации, которая востребована потомками, ибо позволяет им чувствовать себя не «перекати полем», а частицей мощного, прорастающего в Вечность, единого организма - Рода.

 

Цитируемая литература:

 

1. Дорунова Н.В. http://www.genealogia-sgl.narod.ru/3.html
<a href="http://www.genealogia-sgl.narod.ru/6.html" target="_blank">http://www.genealogia-sgl.narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html://http://www.genealogia-sgl.narod.ru/...narod.ru/6.html

2. Майоров М.В. Русская родословная мозаика. Век XVI – век XXI – М.: Intrado, 2007. – 448 с.: ил.
3. Прилепин, Захар. Санька : Роман. – М.: ООО «Издательство Ад Маргинем», 2006. - 368 с.
4. Шутценбергер А.А. Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. – 3-е изд., - М.: Психотерапия, 2007. – 256.
5. Щербачев О.В. Собственная родословная. http://www.mtu-net.ru/sherbach/about/rodoslov.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования