Перейти к публикации

Куровское и окрестности


VASIA
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Мои корни по отцу это Буслаковы идут они из д.Лашино , в Ильиской волости , Богородского уезда , Московской губернии . Вот легенда происхождение фамилии и название деревни . Старожилы говорят, что некогда эти места облюбовали два монаха. Звали их Лашак и Буслак. Поставили они здесь часовенку и первые дома. Было это, якобы, в 11 веке. От Лашака и пошло название деревни — Лашино, а от Буслака одна из коренных местных фамилий — Буслаковы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

с.Хотеичи происходит от слово "хотьба" -любовная утеха, половая связь между мужчиной и женщиной (одна из версий). Особенность с.Хотеича была тем , что здесь все поголовно занимались фабрикацией роговых гребней. Это специальность хотеических обитателей.Выделкою гребней занимаются здесь и стар, и млад, исключая женщин, которым -эта тяжелая и нечистоплотная работа совсем не с руки. Фабрикация гребней до последнего времени давала хороший заработок.
В начале XX века, перед первой мировой войной, село представляло крупный населенный пункт, входивший в состав волости Ильинский погост Богородского уезда Московской губернии. По переписи 1897 года в селе значилось 2494 человека жителей. Жители занимались, по-прежнему, кустарным промыслом, сельским хозяйством и мелкой торговлей.
Здесь живут мои родственники Прунтовы и Спирягины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А название гуслицы это финоугорское. Например разобрать слово. Кузь (гусь), кыз, коз-в переводе-ель-легли в основу гидронима. То есть река , текущая среди соснового леса.
В Гуслице ,например, дворец Лопухина был построен из отборного соснового леса.
Это одно из предположений, высказаным господином Карякиным -директором Ильиской школы.
Я это мнение подерживаю.
Как например слово Нерская (Мерская).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фино-угров здесь нет очень давно. Хотя их память осталось в названиях. Например река Нерская . Названа в честь племя Меря , проживавшей здесь. Раньше она называлась и носила противное название Мерская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот г.Куровское, где я проживаю, произошло от слово "курья", что означает заброшенное русло реки ("длинное озеро") . По другой версии название произошло от татарского слово "кур"- заболоченый край. Хотя есть версия , что от фамилии Куров , которая здесь распространена. Вообще Куровское , когда то называлась Владимирская -в честь Владимира Старецкого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ансамбль Спасо-Гуслицкого монастыря (кстати его видно с балкона моей квартиры).
Особенность моих Буслаковых это род православный , а не старообрядческий .
Фамилия редкая . Встречается не везде. Я знаю есть Буслаковы на Вологодчине , в Архангельской области ,Томской оласти в у нас в Подмосковье.

P5090063.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лашино это деревня расположилась вдалеке от автомобильных дорог, со знаменитым в прошлом селом Хотеичи ее связывает только проселок, который по весне, вблизи расположенного рядом с деревней пруда, просто трудно преодолеть.По переписи 1852 года Лашино принадлежало поручику Николаю Петровичу Желтухину и имела 86 дворов с населением свыше 500 человек обоего пола. Сейчас в деревне около 100 домов и немногим более 50 постоянно проживающих тут людей .Сама деревня разделена ее жителями на несколько частей. Названия их такие: Конец, Середка, Клюшка. Та часть, где расположились новые дома, почему-то стала называться Щемиловкой.
Одно из моих увлечений это фотоискусство. Публикую фотографии пейзажей родного края.
Это "Озурушка" . Старица реки Нерской. Находится в окрестности Спасо-Гуслицкого монастыря.

P6020050.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Анциферово живут мои родственники Варламовы и Пронкины. Пронкины были когда то известными кожевенниками и владельцами постоялых дворов в с.Анциферово.
А вот кстати история образования села Анциферово.Как известно, многие названия русских селений произошли от имен людей. Имя Онцыфор редко встречается в древних источниках. Деревню Анциферово исследователи называют новгородской. И вот на каких основаниях. В ХIV — ХV веках в Новгороде была усадьба, принадлежавшая боярскому роду Онцифоровичей — потомкам героя Невской битвы Мишуты. В 1348 году посадник Онцыфор прославился как талантливый военачальник. В 1354 году он добровольно снимает с себя посадничество и бежит в Москву. Причина побега такова: что именно противозаконного совершил тогда Онцыфор — неизвестно, но по существовавшему в Новгороде обычаю провинившегося бросали в реку Волхов, а если же он умудрялся выплыть, то считалось, что ему помог дьявол. Спасшихся добивали кольями.

 

Онцыфор с малой дружиной в Москве прибыл к своему отцу Луке, который упоминается в летописи как член посольства, отправленного Новгородом к московскому князю. Старожил деревни Н. С. Самошин, изучавший эту страницу истории деревни по архивным источникам, предполагает, что бывший новгородский посадник поселился близ настоящей деревни Анциферово, где на границе двух княжеств находилась так называемая «каза», в нынешнем понимании таможня. Проживая в этих местах и будучи человеком дела, он вместе со своими соратниками распахал пустошь, засеял ее просом. Именно на этой пустоши затем и возникла деревня с названием Анциферово (в исторических источниках Онцифорово, Анцыфорово).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это кстати было не так уж давно . Но в советское время это замалчивалось и не говорилось . Хотя это событие многие помнять до сир пор.
Вот рассказ составленный на основе воспоминаний очевидцев.
В ночь с 5 на 6 дек. 1978 года , а точнее 02 50
5 дек 1978 г (02.50)

 

« Сначала был гул, потом вспышка света, потом сильный толчек.»
Рассказ очевидца (частный дом ок вокзала ул. Свердлова).

 


Мне удалось услышать версию событий, происшедших той ночью от человека который в то время работал на «Взрывпроме», т. е. знал что хранится, что следует тщательно охранять, и в конечном счете что может нести потенциальную опасность.

 

По его словам это была однозначно заранее спланированная диверсия.
Кто до конца может знать, что перевозится в длинных составах грузовых поездов?
А перевозится правктически все – это и полезные искапаемые (нефть, газ), техника (в т.ч. и военная), трупы солдат с Кавказа (на суд мед экспертизы «т» термосах), отходы отработанного радиоактивного топлива (из Европы, особенно после того как Россия разрешила ввоз) – на Орехово сорт. некоторые вагоны «фонили» по рассказам работника горки (оценки нашего времени).

 

Вернемся …. К.Ф.А. рассказал, что диверсионные акты планировались около ст. Куровская, под Оршей (Белоруссия) и под Вязьмой (Смоленск). 2 других взрыва так и не прогремели.
Цель – дестабилизация и парализация железнодорожного сообщения на оживленных развязках.
Поезда, как известно, имеют свое расписание – т.е. что помогало спланировать взрыв.

 

Куровского депо тогда еще не было (его начали строить в 1984г.) в том месте был отстоиник для грузовых вагонов. На подъездные пути были были пригнаны для взрывпрома 2 вагона со взрывчаткой (мирная взрвчатка), которая в дальнейшем должна была перевезтись на хранилище.
Взрывом этого количества диверсанты хотели сдетонировать взрыв боеприпасов проходящего поезда – тогда наверное пострадало бы все восточное Подмосковье.
Грузовой состав той ночью был пущен несколько раньше, т.к. в момент взрыва уже находился в районе ст. Авсюнино. А машинист ,узнав по рации о происшедшем ,якобы поседел. ( по рассказам..)
Поезд перевозил военную технику, но не танки привлекали злоумышленников. Перевозились также баллестческие ракеты дальнего радиуса (со слов..).

 

Очевидец , который в то время находился около вокзала в частном доме по ул. Свердлова рассказал что сначала усышал гул, потом яркую вспышку, потом сильный толчек. Появилась мысль что что- то взорвалось на станции. Но выйдя на улицу – сортировка на станции была в порядке. На улицах был бардак . Холодной ночью люди жгли костры, чтобы согреться. На утро, когда расцвело, место взрыва было оцеплено большим количеством милиции. Приехал председатель областного комитета партии по нашему Губернатор области) – распорядился наладить снабжение спройматериалами и разместить людей (он лично находился в городе несколько дней).
Движение по ж/д было парализовано. Ж/д. полотно недалеко от места инцидента было засыпано палкам, досками, камнями.
По словам К. Ф. А. сильный удар на себя приняла стоявшая в тупике, что за д 108 по ул. Свердлова, новенькая электричка ЭР. В ней не было стекол. А одна сторона была просто вогнута. Утром в ней был обнаружен живым бомж. Бомжара спал в пьяном угаре и может быть до конца и не понял происшедшего. В одну сторону «лег» лес. На месте взрыва была воронка (точно не знаянасколько большая, позднее засыпали). Также волна пришлась на пятиэтажные дома улиц Вокзальная и Свердлова. В домах полностью вылетели наружу рамы (не только стекла) и кое-где полетели перекрытия (ненесущие стены).
Комбинатские цеха полностью были без стекол (в то время там были стеклянные термокубики). Но в считаные дни комбинат был восстановлен и начал свою работу. Сильно пострадало здание Школы N 2. Вылетали даже двери. После этого было принято строить новое здание пристройки. Отчасти хорошо , что взрыв прогремел ночью, днем бы было все по другому. Сильно пострадала и в дальнейшем не была восстановлена ж/д больница. Это стараое здание, находится на той стороне, за путями, не подлежало восстановлению. Почти полностью были разрушены ж/д бараки, которые находятся за переездом пострадала и диспетчерская будка на той стороне (за 108 домом по ул. Свердлова) сейчас на месте тех бараков гаражи.
Людей из бараков жел-дор поселка на первое время спешно разместили в здание новой тогда ж/д поликлиники (около водонапорной башни).

 

Стекла вылетели в квартирах верхних этажей пролетарских домов!
Со слов очевидца… частный дом по улице Лесная от взрыва осел и вылетело окошечко на чердаке, хотя они считают, что волна была сдержана двумя насыпями.

 

После взрыва вылетели витрины магазинов. Про акты мародерства ничего не узнал (если знаете, напишите) после взрыва все набирали сколько могли шифера, оргалита, стекла, которое было привезено в обилии (по словам..) и.т.д.

 

Приехало руководство…поезда по станции протаскивал маневровый тепловоз ЧМЕ3. Поезда на Казань были пущены через Орехово (через Давыдово).
После этих событий автора рассказа допрашивали сотрудники КГБ (учитывая его место работы) (приезжали тайно в г. Куровское). Аккуратно и культурно, но вопросы ставили прямо.

 

Кто- то подумал, что началась война – магазины не работают, электрички не ходят. Боялись радиации.

 

Со слов очевидца… Оставшись бухать со товарищами на давыдовском зводе, проснулся от сильного холода. Окна были окрыты. (вытрезвитель капитальный), а подъехав на пролетарку на рейсовом автобусе подумал что началась война.

 

Первые мысли – падение самолета, сброшенная американцами бомба.
Со слов Куровчанина – этот человек во время взрыва находился в г. Вильнюс Литовской АССР в качестве студента дневного отделения. Профессор рассказал о происшедшем в восточном Подмосковье на следующий день, сославшись на «Голос Америки».
Он подумал, что рванула Шатура (Электростанция рядом), ан нет. Приехав на новый год, сам убедился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разговаривал с жительницей г.Куровское. В 1978 она жила в бараках околож/д полотна. (жел/дор поселок) с тыльной стороны дома n 108 по Свердлова.
Она рассазала что буквально чудом уцелела. В ту ночь она как раз вернулась с дежурства из котельной СМП (как раз по эти домам); проверив накал котлов (на часах около 2:30 было) легла. Слышала гул и молниеносно 2 волны (как будто сразу 2 взрыва прогремело).
Первая реакция – взорвался газ. (так подумали очень многие, жили на баллонном газе).
Маленькие дети не пострадали(их засыпало осколками). Стекла вынесло полностью(местами с рамами).
У её дома (ж/д барака) крыша просто легла и съехала. У кого то развалилась стена.
В окно (как позже поняли) влетел кусок от ж/д вагонной тележки – кусок рессоры(!) (от колесной пары) длинная полоса (не пружина)(...с её слов).
В терраске стекла просто впились в деревянную стену (как ножи в цирковую мишень)- вспоминала что смахивала их шваброй.
Дом пострадал сильно. Выйдя на улицу поняли что не у одних них газ взорвался. И не газ вообще. Думали – нападение на Москву. Кто то кинулся в ж/д детский сай (старое здание находилось тогда ближе к ж/д) за детьми. Детей работники ночных смен ж/д оставляли даже на ночь. Стекла вылетели – но дети не пострадали(!).Вспомнила факт – у соседа подлетела крышка от погреба (!) и сломала что – то из домашней утвари.
На утро.
По всем домам прошла милиция и скорая. Оценили(на глаз,конечно) степень ущерба. Быстро и оперативно подвозили с вагонов оргалит, фанеру и шифер.(почти сразу среагировали! Интересно а Шойгу так смог-бы?). Многие бросив дома съехали до лета к родственникам рассчитывая на квартиры по осени. Этой семье некуда было идти. Они свой дом наскоро залатали. Оперативно и безвозмездно помогли железнодорожники и солдаты (поставить крышу). Была настоящая зима,холодно, через несколько дней ударил мороз (ночью за -30). В брошенных домаз разморозилось отопление(……).
Про акты мародерства…. Их почти не было, кроме .. что что-то под «шумок» понесли с ж/д (стратегич) складов (где хлебзавод). У магазинов первое время дежурили продавцы и заведующие (+ костры,солдаты) . Были организованы продлавки (с тушенкой).
Позже был построен дом на ул.Вокзальная с маг-м «Мавзолей», его и (могу ошибаться) еще дом на новостройке 5этажка у путей отвели для «взорванных».В доме где м-н "мавзолей" (по Вокзальной) ни с кем не знаком),а то бы рассказали историй.
По непроверенной инф-и - через неск дней от сердечного приступа умер кто-то из руководства станции. Сторожа не нашли. Зато когда сошел снег на земле нашли кучу кусочков рваного металла (сам вагон), щебня, …… . Вот так вот... .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ладно переместимся из 70-ых годов в другое время.
Продожем тему про с.Хотеичи , а частности про производство Гребешков .
С конца XIX столетия село Хотеичи считалось селом кустарей-ремесленников по обработке рогов и изготовлению гребней. В.И.Ленин в своем классическом труде — книге «Развитие капитализма в России» - берет для характеристики в русской промышленности хотеических кустарей как наиболее ярко выражающих капиталистическую форму производства, основой которого является ручной труд. Он указывает на тяжелые условия труда рабочих-кустарей села. Рабочий день их длился более 14 часов. В душных парилках с раннего утра до поздней ночи работали взрослые и дети. Хозяева давали высокую норму выработки, а платили мало. Притом кустари получали не деньгами, а товарами. О работе кустарей-надомников В.И.Ленин говорит следующее: «Положение надомников хуже, чем даже наемных рабочих на крупных заведениях. Нужда заставляет их непосильно эксплуатировать труд всей семьи и удлинять рабочий день, сажать за работу подростков. Зимой в Хотеичах работа начинается с часу ночи, и трудно сказать, наверное, когда она прекратится в избе «самостоятельного» кустаря, работающего на сделку». (Ленин В.И., Т. Ill, стр. 360).
В советское и в 90-ые годы этим делом занимались Архаров Василий, Струпины Василий и Тимофей. Рога зубили Ганькин, Пирогов Ефим. Эти двое работали в паре и занимались гребешечным ремеслом до 1999 года.
Так в конце XX столетия в селе Хотеичи был окончен гребешечный промысе.
Материал из труда Ленина взят из статьи про с.Хотеичи,которая написана Г.Д. Банцекиной - учителем истории Соболевской средней школы.
А остальной материал взят из рассказов жителей.
Хотя мои родственники этим делом не занимались . Это только односельчане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

VASIA
А гребни сохранились? Можно было бы фото разместить. С 1980г постоянно через Хотеичи ездил на дачу, а про производство гребней не знал. Эта деревня всегда ассоциировалась с поворотом дороги на 90гр и как последняя по дороге, далее был лес и почти не было деревень (ну реже значительно)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У вас не в Егорьевском районе дача (по Касимовскому тракту ) ?
К фототок у меня к сожалению нет . Мысль хорошую дали . Поеду в с.Хотеичи сделаю фотографии , обязательно.
Конечно сохранились у жителей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Карта Куровского района ,Московской области. Район существовал с 1929-1959 год. Существовал после ликвидации Орехово-Зуевского уезда (существовал с 1918-1929 год).
Вся Гуслица по сюти входила в один район.

Карта_Куровского_района.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что я услышал от самого старшего представителя рода Буслаковых Прунтовой ( фамилия по женской линии ) Клавдии Васильевной. Ей в этом году 102 года . Летом живёт в деревне Лашино.
Вот как она вспоминает про период раскулачевания . Кстати старожилы хранят ценную информацию. С ними надо уметь работать.
Приехали раскулачивать, а это был какой-то большой церковный праздник, и народ ходил с иконами вокруг Хотеического храма. Не дали властям тогда нарушить праздник, особенно старообрядцы — они сговорились, взяли колья, топоры. Убили тогда двоих и бросили их в речку. Потом сюда понаехали, забирали всех подряд. И батюшку из храма забрали. К стенке уже поставили для расстрела, приняв его за главного виновного, но здесь случилось просто чудо: «Покровский, это ты?» — спросил один из тех, кто производил аресты. Оказалось, что этот большевик раньше учился с батюшкой храма в церковной семинарии, но затем отошел от божьего промысла. И все же он спас своего друга-семинариста, но ненадолго. По совету столь неожиданно появившегося знакомого настоятель Хотеичского храма, продал свой дом, уехал в другие места, но и там его нашли, все же сослали. Я с ним виделась однажды.
Это со слов этой женщины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что я услышал. Это надо иследовать. Может быть это и правда ?
Я слышал,что во время второй мировой,при эвакуации москвичей в сибирь,один эшалон был расстрелн с немецкого истребителя.Произошло это где то на промежутке 95 км- Авсюнино. Говорят что некогда было разбираться с останками и всех захоронили в братской могиле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У вас не в Егорьевском районе дача (по Касимовскому тракту ) ?
К фототок у меня к сожалению нет . Мысль хорошую дали . Поеду в с.Хотеичи сделаю фотографии , обязательно.
Конечно сохранились у жителей.

 

Да, дача у моей мамы там, почти в Шатурском районе. Вы не только фото сделайте, а попросите еще на память (да и нам на выставку не помешает) гребень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочу поехать в Хотеичи и там у кого нибудь эти изделия из рог купить себе. Продукцию своего родного края люблю собирать.
Вот кстати интересные сведения про д.Анциферово. Это статья про старообрядцев д.Анциферово.
После трагического церковного раскола середины XVII столетия анциферовцы, как и подавляющее большинство других жителей Гуслицкого края и остальной части востока Подмосковья, остались верны исконным традициям и обрядам своей веры. В селении до середины XX века практически не было никониан. Все жители деревни принад¬лежали к началу XX столетия к Белокриницкому согласию, приемлющему «Окружное послание». Испокон веков в Анциферово существовало и место общественного старообрядческого богомоления, т.е. храм-моленная. О точном времени ее возникновения и ранней истории мы ничего не знаем. Первое упоминание о ней мы встречаем в «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старо обрядческих и раскольнических часовнях и молельнях, составлен¬ной в 1826 году». В ней значится и моленная, находившаяся в деревне, принадлежащей графине Литте «Анцифорово» (так часто писалось в прошлом название деревни). Моленная эта, как и другие гуслицкие, была указана, как существующая «с давних времен», устроенная «самовольно» и находящаяся «в прочном состоянии».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

VASIA,
а выставка у нас вот какая :) Приезжайте на открытие!
http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=2866&st=0

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати в д.Лашино есть свои достопримечательности , если можно назвать.
Достопримечательностью является "Лашинское святилище" - камни лежащие на опушке местного леса (называемого здесь просто Бором) - из них ныне на своем историческом месте осталась лишь Кума. Ныне она являет собой вытянутый примерно с востока на запад (параллельно долине близлежащей Агафьиной ложбины), достаточно узкий розовато-серый гранит, около 2 метров в длину и возвышающейся над землею на 30-40 см.. В форме своей камень напоминает формы лежащего человека и вероятно именно с этим связанно его почитание. Народ при этом уточняет, что головой Кума лежит на восток, ногами - на запад. Верхняя часть камня достаточно ровная, чем-то напоминающая стол. От камня отходят две ямы - возможно, следы подкопов под камни лежавшие на святилище. История гласит, что с боку (северного) совсем не далеко от Кумы лежал камень Кум, примерно подобной же формы, но несколько длиннее. Оба камня имеют правильную форму, боковые грани расположены относительно вершин примерно под прямым углом. С противоположной стороны у Кумы имеется столообразный выступ именующийся Ребенком. По легенде он родился от сожительства любовников. Ныне он несет на себе следы скола. О КУме же известно, что где-то между 1920-1940 годами он был увезен в село Ильинский Погост и заложен в фундамент, где, по свидетельству старожилов, он "стонал и плакал".
Опушку леса от поля отделяет неширокая Агафьина ложбина, имеющая место традиционной посадки хмеля (урочище Хмельники). Хмель с давних пор употреблялся для изготовления обрядовых хмельных напитков. В древности, не то, что ныне - употребление того же пива приравнивалось к священнодействию, выполнялось в строго отведенное время и по особому ритуалу.В войну в Гуслице хмель перестали выращивать и этот промысел ушёл в прошлое.По выращиванию Хмеля Гуслица была в лидерах.
Ещё непосредственно на улице деревни Лашино лежит еще одни камень округлой, яйцевидной формы. Местных преданий о нем не сохранилось. Это лишь отчасти так. По воспоминаниям местных старожилов, сей камень раньше лежал на поле, вероятно недалеко от начала Агафьиной ложбины. Где-то на рубеже XIX-XX веков деревенские мужики поспорили, что вывезут этот камень в деревню, что им с успехом удалось сделать. Во времена советской власти он лежал во дворе местного магазина, ребятня водила вокруг него хороводы. В наше же время, с закрытием Лашинского магазина камень, оказался практически на середине деревни во дворе частного хозяйства. Иных легенд связанных с сим камнем не сохранилось, но вероятно в древности он органически вписывался в систему святилища, с переноской же его на новое место былое почитание быстро забылось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это мой прадед Буслаков Петр Леонтьевич (1893-1955) (который со скрипкой) во время учёбы в Церковно-приходской школе , при Спасо-Гуслицком монастыре, которая располагалось нынешней так называемой "Кубовой" на Пролетарке (г.Куровское).
Это оркестр учеников этой школы. Прим. 1903-1904 год.
ссылка находится ниже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования