Перейти к публикации

История Кременчугской еврейской общины


yvb
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Цитата из книги Дж. Клиер. Россия собирает своих евреев:

 

http://bookz.ru/authors/dj-klier/rossia-s_...ssia-s_623.html

 

" Исключение это было детищем честолюбивого Куракина. В 1809 г. он представил государю проект учреждения двух фабрик на Украине, в Чернигове и Кременчуге . Они должны были обеспечить рабочими местами евреев , а заодно помочь им приобрести необходимый опыт для работы на других фабриках или даже для основания собственного фабричного производства. 11 марта 1809 г. Александр уполномочил Куракина выбрать одно из двух названных мест и устроить там экспериментальную фабрику. Лишь в случае успеха этого начинания правительство было готово выделять новые средства. Куракин остановил выбор на Кременчуге , на юго-западе Полтавской губернии, так как там имелось многочисленное еврейское население. Он надеялся, что эта «фабрика-школа» вскоре подготовит кадры опытных рабочих-евреев, которые станут впоследствии трудиться на предприятиях, построенных их богатыми единоверцами. Рабочих приглашали приходить на фабрику вместе с семьями, чтобы поселиться в домах, построенных государством. Кроме бесплатного жилья, им полагались освобождение от налогов, казенная одежда и ссуды на питание. С государственных предприятий в Кременчуг было переведено несколько мастеров для обучения еврейских рабочих. Фабрика была оборудована сорока ткацкими станками, каждый из которых обошелся в 82 рубля. Завершив обучение и успешно проработав год на фабрике, рабочие-евреи могли выбрать любой город Украины и основать там собственную текстильную мастерскую. Государство бралось субсидировать их, пока они не встанут на ноги в текстильном деле [518 - Павловский И.Ф. Кременчугская фабрика сукноделия для евреев в начале ХIХ века//Голос минувшего. № 1. Октябрь 1913. С. 175—177.].
Но правительство не ограничивалось только этими энергичными мерами. В 1811 г. Александр I отправил одного из членов Сената, Аршеневского, в Белоруссию для обследования тамошних промыслов. Аршеневскому было специально поручено исследовать пути, которыми можно применить наилучшие и надежнейшие меры для введения ткацкого производства среди евреев . Особенно важно было убеждать богатых евреев заводить собственные производства и нанимать на них еврейских рабочих, обещая даже некоторую помощь от казны [519 - Юдицкий А.Д. Еврейская буржуазия и еврейские рабочие в текстильной промышленности первой половины XIX в. // Исторический сборник. М., 1935. С. 107—108.]. Первое донесение Аршеневского свидетельствовало о том, что для таких предприятий уже имелась некоторая база. Например, еврейская община Витебской губернии уже основала суконную фабрику, на которой работали обитатели общинного приюта для бедняков. (Это была скорее мастерская, чем настоящая фабрика: там было всего два ткацких станка для изготовления шинельного сукна.) Более того, к Аршеневскому обращались владельцы уже существующих или предполагаемых прядильных мастерских Витебской и Могилевской губерний с просьбой о займах на расширение производства [520 - Там же. С. 109—110.]. Его поездка показала, что правительство имеет дело с группой ответственных еврейских предпринимателей, готовых с пользой применить возможную государственную помощь.
К концу 20-х гг. XIX в. еврейские промышленные предприниматели уже играли важную роль в текстильном производстве на западе России. В 1828 г. в России насчитывалось 75 принадлежавших евреям прядильных мастерских, и, по подсчетам А.Д. Юдицкого, евреи составляли 16,95% общей численности рабочих текстильной промышленности западных губерний (2185 человек из 12 897) [521 - Там же.]. Историки склонны видеть здесь результат помощи и поощрения со стороны центральных властей. Фактически же, при ближайшем изучении государственной помощи суконным фабрикам, выясняется, что невозможно объяснить только поддержкой властей ту роль, которую играли еврейские промышленники в этой отрасли.
Очевидно, что, правительственная политика энергичной поддержки еврейского предпринимательства, как показал пример кременчугской фабрики, потерпела крах. Местные евреи поначалу устремились на новую фабрику, но немедленно стали возникать различные проблемы [522 - И. Крашинский отметил, что почти четверть еврейского населения Кременчуга сначала работала на фабрике. (См.: Крашинский И. Казенная фабрика для евреев при Александре I//ЕС. 1916. Т. VIII. №2-3. С.347). Численность евреев в Кременчуге составляла 530 человек.]. Некоторые еврейские рабочие своими способностями и усердием заслужили одобрение руководства предприятия, зато многие другие предпочитали бежать прочь с фабрики. С 1809 по 1811 гг. ее покинули 149 рабочих. (Самая большая численность одновременно занятых в производстве работников достигала 148 человек). Фабричный надзиратель докладывал об очень типичном случае – целая еврейская семья глухой ночью сбежала через окно. Тот факт, что они вынуждены были бежать, наводит на размышления: кременчугская фабрика, при всех ее новаторских чертах, представляла собой, судя по всему, яркий пример применения потогонной системы в промышленности. Уже в первые месяцы работы предприятия кременчугский кагал жаловался властям на переполненность жилья – в каждой комнате селили по нескольку семей. Дети должны были трудиться в цехах вместе с родителями, но за меньшую заработную плату. Обещанная государственная помощь поступала не полностью. В 1811 г. по инициативе генерал-губернатора Малороссии, князя Я.А. Лобанова-Ростовского, выплаты на продовольствие были прекращены. Позже Лобанов-Ростовский поспорил с кременчугским кагалом из-за сроков, на которые евреям разрешалось покидать фабрику по случаю подготовки к очередному религиозному празднику. Затем губернатор попытался вообще изменить профиль фабрики-школы и превратить ее в прядильную мастерскую, чтобы снабжать ткацкие предприятия близлежащей немецкой колонии. В общем, своими суровыми порядками кременчугская фабрика напоминала военные поселения, с которыми тогда же экспериментировали российские власти. Работа в промышленных мастерских была тяжелой, а к тому же незнакомой и чуждой людям того времени, поэтому по всей Европе крестьяне и горожане шли на нее только от безысходности, и неудивительно, что евреи тоже не стремились на кременчугскую фабрику. К 1817 г. там осталось всего девять рабочих, так что ее временно укомплектовали осужденными каторжниками. В конце концов, разочаровавшись во всей этой затее, власти в 1817 г. закрыли фабрику и списали убытки в 10 тысяч рублей [523 - Павловский И.Ф. Кременчугская фабрика… С. 178—179.]."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Блог в котором есть тема "Кременчугские были" (о еврейском Кременчуге)

 

http://feinanna.livejournal.com/tag/Кременчугские+были

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статья о Кременчуге в Электронной еврейской энциклопедии ( http://www.eleven.co.il/article/12233 ):

 

КРЕМЕНЧУ́Г, центр Кременчугского района Полтавской области Украины. Сведения о наличии евреев в Кременчуге восходят к 1782 г. В 1801 г. в Кременчуге (с уездом) официально значилось 454 еврея-налогоплательщика, а в 1847 г. численность еврейского населения достигла 3745 человек. Для привлечения евреев к производительному труду городские власти основали в Кременчуге в 1809 г. прядильную фабрику, на которой к 1810 г. были заняты 232 еврея. Однако тяжелые условия труда способствовали бегству многих рабочих с фабрики и привели к ее закрытию в 1817 г. Из-за отсутствия источников заработка евреи стали покидать Кременчуг. В 1850–60-х гг. в городе начала развиваться торговля лесом и зерном, и еврейское население города стало быстро расти за счет переселенцев из Белоруссии и Литвы. В 1897 г. Кременчугская община насчитывала около 30 тысяч (47% всего населения), а в 1910 г. — около 32 тысяч человек. Евреи играли важную роль в экономике города (торговля зерном и лесом, поставки армии и правительству, пошив одежды; многие были заняты в табачном производстве, главным образом принадлежавшем семье Гурари, работали в речном порту). В 1844 г. в Кременчуге была основана небольшая иешива приверженцами Хабада, вскоре приобретшего там преобладающее влияние благодаря деятельности раввина Иосефа Тумаркина (?–1879); с 1874 г. раввином Кременчуга был брат И. Тумаркина Цви-Гирш Тумаркин. Часть евреев Кременчуга были чернобыльскими хасидами (см. Хасидизм, Тверские). В 1859 г. в Кременчуге функционировали шесть синагог, еврейское училище.

 

Местная организация Ховевей Цион (создана в начале 1880-х гг.) совместно с харьковской направили в Эрец-Исраэль З. Д. Левонтина для покупки земли. С конца 19 в. в Кременчуге действовали сионистская (см. Сионизм) организация, одна из первых на Украине групп Бунда, основанная в 1898 г., отделение По‘алей Цион, созданное в 1905 г. В ноябре 1905 г. в Кременчуге произошел трехдневный погром, во время которого многие еврейские дома и магазины были разграблены и было убито пять человек. В 1910 г. в Кременчуге функционировали семь синагог, талмуд-тора, ремесленное училище, начальное женское училище, семь женских и восемь мужских еврейских училищ, женская еврейская гимназия, еврейская больница, театр. В 1916 г. была открыта еврейская мужская гимназия. В городе издавалась еврейская газета «Гамойдиа».

 

Евреи Кременчуга сильно пострадали в годы гражданской войны. 14 мая 1919 г. в городе был учинен погром отрядами атамана Н. Григорьева, во время которого погибло около 150 евреев, а в августе — частями Добровольческой армии А. Деникина, во время которого было разграблено большое количество квартир, в которых жили евреи.

 

В Кременчуге родились сионистский деятель И. Членов, художник Мане-Кац, а в пригороде Кременчуга — поэт А. Шлёнский. Во время Первой мировой войны сюда переехали иешива из Любавичей, а также Слободская иешива. В 1926 г. еврейское население Кременчуга составляло 28 990 человек (49,4% всего населения). В городе продолжали функционировать синагоги, действовали подпольные хедеры и талмуд-тора, в 1918–30 гг. и 1936–38 гг. — иешива «Томхей тмимим», группы Бунда, По‘алей Цион, общества «Маккаби».

 

В 1923–29 гг. в Кременчуге были закрыты 29 синагог, ячейки различных еврейских партий и организаций были распущены, а многие их члены арестованы. В 1922 г. была создана городская организация Еврейского коммунистического союза молодежи. Выходила газета «Коммунистишер велт». В 1928 г. были организованы еврейский драмкружок, городской еврейский хор, действовал еврейский клуб кустарей.

 

В 1939 г. в Кременчуге проживали 19 880 евреев (22,2% всего населения). 8 сентября 1941 г. Кременчуг был оккупирован германской армией. Большая часть еврейского населения Кременчуга успела эвакуироваться. Назначенный немцами бургомистром Кременчуга Синица-Верховский пытался спасти евреев от уничтожения. В отчетах немецкой полевой комендатуры указывалось, что он выдавал евреям фиктивные справки об «арийском происхождении» и «заставлял протоиерея Романовского крестить указанных им евреев и давать им христианские имена». Вскоре после ареста в ноябре 1941 г. Синица-Верховский был казнен. 26 сентября была проведена регистрация евреев. Оккупационные власти зарегистрировали три с половиной тысячи человек и около ста смешанных семей (см. Брак смешанный). В октябре часть евреев (около 1,1 тыс. человек) была заключена в гетто в бараках в двух км от города. Евреев стали использовать на принудительных работах. Их заставляли расчищать улицы от последствий военных действий. Осенью 1941 г. работавшие евреи Кременчуга получали по четыреста граммов хлеба, не работавшие — по двести. 28 октября большинство еврейского населения было уничтожено. В ноябре–декабре 1941 г. немцы производили расстрелы небольших групп евреев. В феврале 1942 г. были уничтожены последние группы евреев, и гетто было ликвидировано.

 

В 1959 г. в Кременчуге проживали 5,5 тыс. евреев (6,4% от всего населения), в 1970 г. — 5231 (3,5%), в 1979 г. — 4,6 тыс. (2,2%). С 1990 г. в городе функционировала одна синагога. Большинство евреев Кременчуга в 1989–2004 гг. выехали в Израиль, США, Канаду, Германию. С конца 1980-х гг. в городе наблюдается подъем еврейской жизни. В начале 2000 г. в Кременчуге функционировали еврейский детский сад, средняя еврейская школа «Ор Авнер», благотворительный центр «Хесед Хаим», детский клуб «Цивос ха-Шем». В Кременчуге действует синагога, раввином является представитель хасидов Хабада Ш. Д. Соломон. Он возглавляет еврейскую общину Кременчуга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования