Перейти к публикации

История чувашского народа и Чувашии


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Чуваши - статья в Википедии
Ученые о происхождении чуваш
Книги о Чувашии и чувашах
Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. - М.: Изд-во ДИК, 2000.
Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура - на одной странице
Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. - Чебоксары: Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики, 2001. - 120 с.
Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. - Казань, 1902.
Антей Илитвер (Иванов Л.М.). Предыстория чувашского народа (Опыт выявления генеалогической линии этноса). - Чебоксары, 2003.
Все об истории Чувашии и Вурнарского района! на сайте поселка Вурнары, то есть история Чувашии на примере ее отдельного района.

 

На Чувашском народном форуме выложены ссылки на различные работы по истории чувашского народа, но следует помнить, что некоторые из них могут быть весьма дилетантскими, малонаучными, недостоверными и даже шовинистическими - издержки возрождения чувашского национального движения после многих лет забвения.
Там же есть и тема «Этимология этнонима "чуваш"».

 

Интересное интервью чувашского писателя, активного деятеля чувашского национального движения Мишши Юхмы (кстати, там есть и фото - вот и прекрасный образец чувашского типа расы - смешение монголоидных и европеоидных черт, у кого больше одного, у кого - другого, у Юхмы - монголоидных).
Вот его книга о чувашских героях -
Юхма М. Сто великих болгаро-чуваш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Основной на данное время труд по этногенезу чувашского народа - монография великого чувашского историка, археолога, этнографа, лингвиста В.Ф. Каховского "Происхождение чувашского народа" (Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965).

 

Ничего лучше до сих пор не появилось. Наоборот, с приходом перестройки, как и во многих национальных республиках, вместе с положительным явлением - оживлением и возрождением чувашского народа и его национального движения в этом бурном потоке всплыла на поверхность, как обычно, и всякая шушера, которая уже во многом успела дискредитировать чувашскую историческую науку и даже сам образ чувашского народа в глазах и серьезной науки, и всего общества (порой в других регионах так и отзываются, услышав имя "чуваш", - "а, это которые шумеры!").
Такие псевдоисторики, лишенные всякого академизма, научности, историзма, объективности, вызывающие лишь пренебрежение и отторжение к чувашам, усиленно мухлюют с фактами, одни замалчивают, другие выпячивают, только бы обосновать свои бредовые националистические идеи о превосходстве своего народа над прочими. Опираются они при этом в своих "исследованиях" в основном на лингвистику, причем самую примитивную - лишь по сходству звучания слов в разных языках, абсолютно не принимая во внимание различия в образовании этих слов, их этимологии и семиотике. И только на этом вот хлипком основании строятся гигантские предположения и разгораются страсти в толпе и намерения возродить "былое величие" за счет уничтожения всего, что этому якобы мешает. В своих кабинетах эти "ученые" изобретают лозунги для улиц, под которыми толпа потом громит и рушит, убивает и уничтожает все "чуждое". События последнего времени хорошо это показали: все начинается с газетных дискуссий и научных полемик, а кончается большой кровью. Надеюсь, это всем послужило хорошим уроком.

 

Иным представителям малых народов порой кажется, что они потому и в тени, что затмеваются более крупными нациями, которым подчиняются в силу самого своего исторического развития и положения. И зреет в их воспаленных умах ложная идея о том, что стоит обрести независимость от бывшего старшего брата, попрать его ногами, и сразу настанет счастье, изобилие и благопоучие, признание и почет (но только для данного народа!), он станет в мире сразу заметен, гораздо более значителен и всемогущ. Но это самообман.
На самом деле эти ослепленные собственной гордыней неучи (в большинстве своем нахватавшиеся самых поверхностных знаний, но зато преисполненные горячих "патриотических" чувств) под видом защиты нации и национального возрождения просто претворяют в жизнь свои личные амбиции. Да, все банально. Каждый человек желал бы прославиться, стать известным, вызвать всеобщий почет и уважение. Но за какие заслуги? Кто-то трудится на благо людей (в том числе и потомков), кто-то создает великие творения искусства, кто-то оказывает благодеяния, миротворит, утешает, кто-то просто живет праведной жизнью.
Но эти не могут, да и не хотят всего этого. Они выбирают самый простой, как им кажется, путь к славе - за счет своего происхождения, то есть просто уже по самому факту рождения ты и известен, и славен. Надо только это всеми силами подчеркнуть - свое национальное превосходство, сыграть на национализме, естественном патриотическом чувстве, шовинизме, раздуть их сверх меры, указывая на некие мнимые угрозы самому существованию народа. Но с чем они борются на самом деле, вымещая на надуманном образе врага все свои неудачи, страхи, злобу и бессилие, всю гниль своей души? С собственным ничтожеством и незначительностью? Со своей же посредственностью и ущербностью? Надеясь, что в крови других людей они утопят свою безвестность? Что изгнанием и уничтожением "инородцев" они решат свои жизненные проблемы? Однако, на горе других людей собственное счастье не построишь.

 

Поверьте мне, я знаю проблему изнутри, я вижу все недостатки, я не согласен с ними и прямо на них указываю, надеясь, что они будут исправлены. Я также вижу и то, что здорового в чувашском обществе сейчас все-таки больше, что времена националистического угара прошли, здравомыслие восторжествовало. Страшно теперь подумать, что было бы, если бы те отщепенцы взяли бы тогда власть повсюду (а не только, например, в Чечне) и развалили бы дорогую Россию...

 

Подобные недоумки даже и не задумались бы о том, что на самом деле они уничтожают свое же будущее, свой же народ, ибо только с Россией сильны ее малые народы, с великой Россией у них есть и будущее, и настоящее, процветание и богатство, сила, мощь и величие, слава, почет и уважение, всемирное признание и внимание. Всё это дает нам только Россия - братское содружество равных наций под эгидой великого и доброго старшего брата - русского народа, который и принес нам все эти блага, а вовсе не угнетение и забвение. Не будь его, наш народ давно бы исчез. Не будь России, в лучшем случае наш народ стал бы еще одной безвестной "банановой" республикой с безвестными учеными, а в худшем - даже и подумать страшно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

За 80 лет, т. е. с 1359 г., когда начались междуусобицы в Золотой Орде, по 1438, когда возникло Казанское ханство, на территории нынешних Самарской, Ульяновской, Пензенских областей, закамских, правобережных и юго-западных районов Татарстана, а также в юго-восточной части Чувашии были стерты с лица земли и превратились в пепелища около 2000 городов и селений. Все эти территории превратились в «дикое поле» - районы летнего кочевья ногайских татар.
Таким образом, в результате массового, почти тотального истребления в конце XIV - первой трети XV в. болгаро-чуваши как этнос оказались на грани исчезновения. Они потеряли в этот период практически все: свою историческую родину и государственность, национальную элиту, многовековые материальные и культурные накопления и даже свое этническое самосознание.
По мнению некоторых исследователей даже по самым осторожным подсчетам, не менее 4/5 болгаро-чувашского населения было уничтожено. Это было время величайшей трагедии в истории чувашского народа.
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743//1046/1055

 

Конец XIV – первая треть XV в. были самым трагичным периодом для болгаро-чувашей. Мангитский Юрт Едигея (до 1420 г.) и его преемников граничил с востока и юга с левобережной и правобережной частями Болгарской земли. Отряды мангитов, приближавшиеся во время кочевий к Болгарской земле с весны до осени, систематически уничтожали города и селения болгар, истребляли их население. Постепенно вся территория уничтожаемой Болгарской земли, расположенная южнее нижней Камы в левобережье Волги, а в правобережье – южнее линии современных населенных пунктов Красновидово (на Волге) – Средний Биябаш-Чутеево-Кошелеи (Комсомольское), на Суре – южнее Барышской слободы, превратилась в дикое поле – кочевья мангитов, с середины XV в. известных как ногайцы.
Историки до сих пор не обращали внимания на важнейшее указание «Казанского летописца», составленного в середине XVI в. анонимным вятским служилым человеком, долгое время находившимся в казанском плену. Указывая на разрушение Болгара, Жукотина и Керменчука в конце XIV в., летописец отмечает, что на Болгарскую землю золотоордынские ханы и ханычи «по суху войско свое посылаше», русские князья «Волгою посылаше в лодиях, а з другую сторону, созади, мангиты силныя стужаху, их же беша качевныя на великой реке, на Яике, иеже течет во Хвалимское (т.е. Каспийское. – В.Д.) море… От тех же мангит до конца запусте…» «И вселишася в Большой Орде (т.е. территории Болгарской земли, входившей в Большую Орду, как и на всей территории Большой Орды. – В.Д.) нагаи и мангиты, из-за Яика пришедшие, иже и доныне в тех улусах качюют». (Ногайцы до середины XVII в. кочевали на территории бывшей Болгарской земли). Выше тот же летописец указывает, что область около Казани «наведе из-за Камы реки язык (т.е. народ. – В.Д.) люд и поган (имеются в виду ногайцы. – В.Д.) болгарскую чернь со князи их и со старейшинами», т.е. летописец утверждает, что мангиты выгнали болгарский народ с их князьями и старейшинами в Приказанье и Заказанье – в область Казани. «И приложих Казани царь (т.е. казанский хан. – В.Д.) болгарския грады – обладаются царем казанским. То бо бе преже земля болгарець малых за Камою, промеж великая реки Волги и Белыя Воложки до Великия Орды Нагайския. А большия болгары на Дунае. Ту же был на Каме старый град, именем Брягов болгарьский, ныне же градище пусто…». Автор «Казанского летописца» в основных чертах правдиво и достоверно показывает итог опустошения Болгарской земли, считая мангитов завершителями этого процесса. Окончательное опустошение Болгарской земли завершилось в начале 30-х гг. XV века.
Последнее упоминание о Болгарах в русских летописях относится к 1431 году. Тогда московский великий князь Василий II «посылал ратью на Болгары Волъжкые князя Федора Давыдовича Пестрого, онъ же шед взя их, всю землю их плени». О боях не говорится. В некоторых летописях лишь указывается, что «Пестрои ходил Блъгар воевати, да и взял». В Болгарской земле брать и пленить уже было некого.
В результате опустошения Болгарской земли было уничтожено 32 города и около 2000 селений (с учетом еще не изученных селищ). Оставшиеся болгаро-чуваши перебрались в Нижнее Предкамье, в Ногайскую даругу, Приказанье и Заказанье, где образовалась Чувашская даруга, расположенная от Казани на восток до Камы, в Алатскую, Галицкую и Арскую даруги и даже на р. Чепцу в Северной Удмуртии (сюда – в основном из левобережной части Болгарской земли), а также на территорию Центральной и Северной Чувашии (сюда – с территории современных Пензенской, Ульяновской областей, юго-западной части Татарстана, юго-восточной части Чувашии, с левобережья – с Закамья, с района Жукотина, Керменчука, Болгара, с территории Самарской области, позднее и с Приказанья). По данным писцовых переписей и других актов второй половины XVI – начала XVII вв. установлено, что в левобережье появилось около 200 чувашских селений, на территории Чувашии – также до 200 материнских селений. Вместо 32 уничтоженных городов существовали только г. Казань (с 1370 г.) и Веда-Суар – Чебоксары (с конца XIII в).
По самым осторожным подсчетам не менее 4/5 болгаро-чувашского населения было уничтожено. Автор «Казанского летописца» сообщает, что в Приказанье и Заказанье собрались «худые болгары». Светская и духовная элита болгаро-чувашей в основной массе была уничтожена. Совершен был невиданный геноцид болгаро-чувашского народа. В некоторых своих статьях мною указано: «Не будь такого геноцида, численность чувашей приблизилась бы ныне к 10 миллионам человек» [39]. На территории бывшей Болгарской земли ныне проживает более 10 млн. человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот такая вот книжка с иллюстрациями. Содержание следует из названия.

 

ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЧУВАШАХ
К 450-летию вхождения Чувашии в состав Российского государства
Автор: Елена Енькка (Елена Викторовна Александрова)
РГУП «Чувашское книжное издательство».

 

Введение:
«Народ, о котором рассказывается в этой книге, имеет богатое историческое прошлое. Сейчас он называется чуваши, но в древности у него было несколько имен, а предками - несколько народов с разными именами.
О происхождении чувашей упомянуто в старинных рукописях и книгах, где описывались путешествия людей в различные страны, известно по раскопкам древних поселений и захоронений, старинным вещам, вышивкам и деревянным поделкам, хранящимся в музеях и сундуках наших прабабушек.
Ученые-этнографы изучают все эти находки и по деталям восстанавливают и дополняют историческую культуру этого интересного по своему происхождению, языку, многообразию лиц народа».

 

http://history.chuvash.org

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это тоже из истории Чувашии и его многострадального народа.
Думается, что об этом должен знать и помнить каждый…

 

ШТРИХИ О ГОЛОДЕ
Издание Област. Комиссии Помощи Голодающим
и Областн. Союза Потреб. Общ. Ч.А.О.
г. Чебоксары
1922 г.

 

3ded4ca53beb.png

 

Источник: Национальная библиотека Чувашской Республики.
Не знаю почему, но в настоящий момент ссылка с сайта Национальной библиотеки Чувашской Республики на данную брошюру не работает, поэтому выкладываю её на файлообменник:

 

http://narod.ru/disk/17204588000/%D0%93%D0...%D0%B4.pdf.html .

 

Кстати говоря, по ссылке: http://www.lib.cap.ru/ellib.asp вы сможете ознакомиться с разделом Электронной библиотеки Национальной библиотеки Чувашской Республики, где в электронном виде выложено ряд изданий посвященных Чувашии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Считается, что первое упоминание наименования «чуваш» встречается в т. н. Типографской летописи под 1521 г., в сообщении о свержении казанского хана Шигалея (Шах-Али):

...Того же лета, мая прииде весть великому князю Василью Ивановичю всея Руси, что казанский сегит (т. е. сейид – высшее духовное лицо. – Прим. ред.) и вси князи казанскиа, и татарове, и мордва, и черемиса, и чюваши, и всии люди Казанския земли изменили великому князю, и взяли собе на царство крымскаго царевича Саап Керея (Саиб-Гирея. – Прим. ред.), а посланнаго великим князем царя Шаагалия с царства збили...

(Полное собрание русских летописей. Т. 24. Летопись по Типографскому списку. – Пг., 1921. – С. 218.)
Упоминание чуваш в данном контексте вовсе не означает, что именно они взяли и всем народом лично провозгласили нового хана. Это просто риторическая формула, обычная для русского летописания, когда при обозначении какого-либо общего понятия, говорящего о некой земле или государстве, перечисляются все входившие в него народы, как подданные, равно ответственные за все события и решения, происходящие в данном государстве. Таким образом, новый хан был провозглашен, на самом деле, кучкой казанской знати, а формально это выглядит как «всенародное решение», прямо в духе советского времени.

 

Но все же первое известие о чувашах и упоминание их имени прозвучало у Герберштейна, хотя и опубликовавшего свои «Записки о Московии» впервые в 1549 г., но писавшего на основе своих путешествий в Россию в 1517 и 1526 годах. Кстати, Герберштейн писал на латыни.

[С. 128] Беличьи шкурки доставляются тоже из разных мест, наиболее широкие из Сибири (Sibier), а те, что благороднее всех прочих, – из Чувашии (Schuwaji), недалеко от Казани...
[С. 134] Нижний Новгород – большой деревянный город с крепостью, которую нынешний монарх Василий построил из камня на холме при слиянии рек Волги и Оки (строительство Нижегородского Кремля было завершено великим князем Московским Василием III в 1510 г. – Прим. ред.)... Здесь находится восточная граница (распространения) христианской религии. Ибо хотя государь Московии и имеет за этим Новгородом крепость, называемую Сурой (Sura) (Сура – это река, а город – Васильсурск, основан в 1523 г. как форпост в борьбе против Казанского ханства. – Прим. ред.), однако живущий здесь народ, зовущийся черемисами (Czeremissae), который занимает значительную часть страны по сю сторону Волги до Суры, следует не христианской, а магометанской вере. Черемисы же живут за Волгой на север; для различения от них живущие около Новгорода называются черемисами верхними или горными («горные черемисы», т. е. чуваши, жили на правой стороне Волги. – Прим. ред.), не от гор, которых там нет, а скорее от холмов, которые они населяют.
Река Сура разделяет владения царей московского и казанского; она течет с юга и, повернув в двадцати восьми милях ниже Новгорода на восток, впадает в Волгу. При слиянии Волги и Суры на одном из берегов государь воздвиг крепость и назвал ее по своему имени Василёвгородом (Basilowgorod); впоследствии эта крепость явилась источником многих бедствий...
[С. 164] Народ черемисов живет в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык, и следуют они учению Магомета. Ныне они подвластны царю казанскому, хотя большинство их некогда платили дань князю московскому; поэтому и до сих пор их причисляют еще к подданным Московии (черемисы приняли русское подданство, по-видимому, в 1487 г.; в 1523 г. казанский хан Шах-Али предпринял поход в этот район и привел к присяге «черемису казанскую» (РГАДА, фонд Оболенского, ед. хр. 42, л. 10об. – 21; цит. по: Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М., 1972. – С. 253. – Прим. ред.). Многих из них государь вывел оттуда в Московию по подозрению в преступной измене; мы видели их там (в 1526 г. – Прим. ред.). Но когда они были посланы на литовскую границу, то в конце концов рассеялись в разные стороны. [Этот] народ населяет обширные пространства от Вятки и Вологды до реки Камы, но не (пользуясь) какими бы то ни было жилищами. Все, как мужчины, так и женщины, очень проворны в беге; кроме того, они весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук; они находят в нем такое удовольствие, что даже не дают есть сыновьям, если те предварительно не пронзят стрелой намеченную цель...
[С. 170] Царство Казанское, город и крепость того же имени расположены на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти немецких милях ниже Нижнего Новгорода... Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши (Czubashi, Zuwaschi) – весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства.

(Герберштейн С. Записки о Московии. – М.: МГУ, 1988. – С. 128, 134, 164, 170.)
Сигизмунд Герберштейн (1486 – 1566) – австрийский дипломат. В 1517 и 1526 гг. дважды по направлению Габсбургского дома побывал в Москве и одним из первых рассказал европейскому читателю о жизни и нравах народов России (первое подробное этнографическое описание России). Первое издание «Записок» вышло в 1549 г.
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerbers.../frametext1.htm
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не открывается тема:Там же есть и тема"]http://forum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST;f=4;t=2657"]тема «Этимология этнонима "чуваш"»[/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не открывается тема:Там же есть и тема"]http://forum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST;f=4;t=2657"]тема «Этимология этнонима "чуваш"»[/

На Чувашском народном форуме не открывается тема Этимология этнонима "чуваш"
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования