Перейти к публикации

Село Новолокти


метролог
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Добрый день!
Меня зовут Галина. Изучаю свою родословную 3 года. Успехов в раскрытии тайн семьи я добилась по линии отца. На этом форуме уже не раз звучало определение панцырные бояре. Так вот, мои предки и есть панцырные бояре, переселенцы, самоходы из Витебской губ., Невельского уезда, Гультяевской волости д.Рамуси и д.Гультяи. Раньше я знала только, что мои родственники родом из Ишимского района, с. Новолокти, но оказалось, что всё намного интересенее и всё не так уж просто, как казалось на первый взгляд.
Изучив некоторые материалы из архивов г.Тобольска и г.Тюмени, а т.ж. посетив уникальный музей при школе с.Новолокти, основатель, которого является учитель историк-краевед Вера Лукьяновна Киселёва, я решила поделиться материалом, который накопился за небольшой срок моей работы. По мере возможности буду пополнять этот раздел интересными материалами.

 

3a155f7cf01et.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статья. Автор: В.А. Липинская
Из истории переселения в Сибирь: деревня Новые Локти и самоназвания её жителей.

 

Проблема формирования русского населения Сибири открывает различные аспекты исследования. Мы остановимся лишь на двух: названия и самоназвания групп мигрантов по исторической памяти. Указанные темы будут рассмотрены на примере истории заселения деревни Новые Локти Ишимского района Тюменской обл. (в прошлом Ишимский уезд Тобольской губернии). Доклад основан на полевых исследованиях автора, архивных изысканий, а т.ж. на материалах, собранных новолоктинскими краеведами.
Население любого региона различается в этническом, сословном, социальном ответвлении. Принадлежность отдельных лиц и групп населения к тем или иным категориям создаёт иерархическую систему связей в сознании людей, выражающуюся в употребляемых терминах наименованиях, самоназваниях. Они отражают различные моменты истории народа. В ходе некоторых исследований в Тюменской обл. автор выяснил, что жители села Ново Локти имеют сложный ряд самоназваний.
Русские мигранты, переселявшиеся за Урал, в новом регионе получили наименование сибиряков. В соответствии со временем вселения сибиряки разделяются на две группы: пришедшие в XVII-XVIII вв. именуются старожилами, а прибывшие в XIX- начале XX в., следовательно переселенцами. Деревня Новые Локти появилась на сибирской земле в XIX в., следовательно, жители причисляются к группе переселенцев. Они поселились в Сибири как русские крестьяне. Однако в определении их этнической и сословной принадлежности имеют неточности.
Для выяснения статуса жителей селения Новые Локти следует обратиться ко времени их переселения из Европейской части страны.
В начале XIX в. в правительственном аппарате России разрабатывался план переселения на Урал малоземельных крестьян. Нам удалось выявить в фондах Российского государственного исторического архива документ, относящийся к самому началу переселенческого движения из Витебской губернии. Находившийся в отставке в г.Невель бывший стряпчий фон Витте в 1801г. проинформировал министерство юстиции о наличии соответствующего контингента среди населения уезда, он сообщал: «В Белоруссии по Невельскому и Себежскому уездам находится род казённых крестьян, называемых казаками, превращённых из панцырных бояр, более три тысячи душ… Т.к. жители земледельствующие, кажется могли бы быть употреблены к переселению».
По сведению новолоктинских краеведов из Витебской губ. в Тобольскую начали переселяться с 1824г. Приходившие называли себя путно-панцырными боярами (в народном произношении путно-пансырные).
Оба названия уходят в средние века. Польские короли селили у границы с Россией местных жителей и мещан, добровольно бравших на себя обязательства по несению пограничной службы. Этих людей называли панцырные бояре. В 1474г. король Сигизмунд-Август отдал им земли «на вечное владение». При королевском дворе состояли на службе также путные бояре. Это - другая категория служилых людей, обязанных развозить указы, грамоты и др. бумаги.
Пограничные земли, на которых жили служилые бояре, неоднократно переходила от одного государства к другому. В XVII в. они вошли в состав России. В 1667г. царь Алексей Михайлович подтвердил право бояр на занимаемые ими земли, поименовав их казаками. Екатерина II указом 1772г. перевела крестьян в ведомства главной (не читаемо) канцелярии. В 1805г. Александр II распорядился приравнять этих крестьян к (не читаемо, но похоже – казакам российским). Не смотря на все переименования за жителями Невельского и Себежского уездов сохранилось название панцырных бояр, которое упоминалось в документах.
Для организации переселенческого движения в государственном аппарате России было создано Переселенческое управление. Чиновники в фискальных целях вели учёт крестьян, выселявшихся из Европейской части страны и вселявшихся в сибирские губернии. По статистическим сводкам в 1850-1858гг. из Витебской губернии в Сибирь прибывали партии переселенцев общим числом около 4,5 тысяч человек. В Тобольской губернии они были расселены в нескольких селениях.
По сведениям новолоктинских краеведов, первые новосёлы были выходцами из д.Рамуси Гультяевской волости, затем подселялись следующие группы в 1847, 1854гг. Согласно ведомственным сводкам выселялись из различных деревень Невельского, Себежского и Городецкого уездов Витебской губернии.
Переселение из местностей, входивших в прошлом в состав Польши, ставит вопрос об этнической принадлежности прибывших в Сибирь. В некоторых документах сибирской администрации указывались имена и фамилии переселявшихся. Их анализ показывает, что среди новосёлов были русские и белорусы, а также имевшие польские, литовские и украинские корни. Судя по фамилиям, межнациональные семейные союзы создавались уже на родине, а в Сибири переселенцы влились в состав основной национальности региона – русских.
Готовившись к переселению в Сибирь, жителей Белоруссии, несмотря на их неоднородный сословный и этнический состав, объединяло социальное положение. По словам новолоктинских старожилов наименование «путно-панцырные бояре - означает бедные, свободные крестьяне». По дорогам в Сибирь переселенцы шли, неся на спине малолетних детей. До Тобольской губернии добирались целый год, пользуясь картами. В Сибирь пришедших пешком новосёлов назвали самоходами. Это наименование бытует в Ишимском районе до настоящего времени. Т.о., по представлениям жителей селения Новые Локти они являются сибиряками, переселенцами – самоходами, потомками путно-панцырных бояр.
Историческая память небольшой группы русского народа, как показывают представленные в настоящем докладе материалы, отражает события, имевшее место от XV в. до середины XIX в. , развёртывавшиеся на огромных просторах нашей страны от её западных границ до степных просторов западносибирского региона. Выявленные автором документы в фондах центральных и местных архивов подтверждают, в общих чертах, справедливость хранимых народом преданий. До недавнего времени предания существовали в устной форме как бытовые рассказы. В настоящее время они записаны сельскими краеведами, хранятся в школьном краеведческом музее, и уже сами являются историческими документами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первоначальное заселение Новых Локтей.

 

Известны улицы (старые названия): улица Средняя, улица Большая, улица Мёртвая, улица Зелёная, Табор, Долгая.

Фамилии первых жителей села: Юриновы, Киселёвы, Мутьевы, Мануйловы, Маркеевы, Жгуновы, Смарыгины, Залевские, Гультяевы, Шаркеевы, Болтуновы, Кошины, Скорины. Эти фамилии перечислили старожилы села Новые Локти, но были и другие фамилии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из книги «Самоходы», автор В.Л. Киселёва.
В 1852 г. из Гультяевской волости Невельского уезда свободные и крепостные крестьяне крестьяне решились пешком идти в Сибирь на целинные, никем не занятые земли Приишимья. План своих действий предварительно обдумывали. Двести сорок семей готовились в дальний путь. Среди них не было человека, который мог бы свободно читать и писать. Но им дали карту в уезде, на которой были указаны города и дороги на пути в Сибирь.
Начали собираться: делали колёса из дубов, надевали на деревянную ось, прикрепляли к оси две палки. И тачка считалась готовой. Укладывали в холщовый мешок деревянную, глиняную посуду, холщовые полотенца, наволочки из-под соломенной постели, сухари. Перед отъездом все простились с родственниками, побывали в церкви. Ранней весной 1852 г. они двинулись в путь. Железных дорог в то время не было. Издали самовольные переселенцы походили на каторжников, ветхая одежда пропускала ветер, дождь, солнце. Лапти часто выходили из строя и люди шли босиком. Сбитые в кровь ноги были сплошной раной. Самоходы останавливались в деревнях дня на три, а то и на неделю, чтобы заработать хлеба на дорогу. Все им сочувствовали и делились последним куском.
Случалось в дороге умирали взрослые и дети. Шли всё лето. Выбившись из сил, похудевшие в лохмотьях, с выцветшими от солнца волосами, поздней осенью они пришли в Ишимскую лесостепь. Весь путь от Невельского уезда Центральной России до сибирского городка Ишима они прошли пешком, и поэтому их назвали самоходами.
Восемьдесят одна семья поселилась на постоянное жительство в Мизоново и сто четырнадцать семей решили поселиться в Локтях. Там с 1824г. жили их родственники с Гультяевской волости. Сорок пять семей решили идти в Алтайский край.
Несколько дней осматривали переселенцы с Витебщины необжитые, а кое-где и обжитые места этого прекрасного русского края: равнина, покрытая лесами и лугами, озёрами и полями. Дивились все, стоило руки приложить: корчуй лес, паши земли, сей хлеб и лён, разводи скот – словом живи, да радуйся. Нет помещика. Если мало своей земли, можно купить. Решили самоходы жить со старожилами, но очень скоро чалдоны стали обижать пришельцев. Прозвали их так, потому что предки их пришли с берегов рек Чала и Дона. Долго жили самоходы со старожилами, много перенесли обид. Но вот слухи дошли до панцырных бояр, что крепостное право отменено. И решили самоходы уйти от чалдонов, вновь переселиться. Заранее посоветовавшись, решили крестьяне-самоходы написать просьбу лично государю. Просили разрешить им селиться самостоятельно. Ходили в город Ишим к писарю. И двое: Варфоломей и Андриан, избранные из среды переселенцев отправились пешком в Питер. Вышли они весной, как только подсохла дорога. Дорогу узнавали от жителей, а ориентировались по карте. Не один год потратили путники на дорогу в обе стороны. Летом, после Петрова дня, наши посланцы возвращались обратно. Беспредельная радость заполняла душу каждого из них, на горизонте заблестела церковь волостного села. И вспомнили мужики, какой красивый крест ажурного литья на главе храма Локтинской церкви.
Принесли путники добрую весть и документ на большом листе с чёрной печатью, двуглавым орлом и подпись-росчерком. «Его Величество удовлетворяет просьбу панцырных бояр и разрешает им селиться меж трёх озёр, недалеко от тракта: можете выкорчёвывать лес и рубить избы заново».
По сведениям Тобольского статистического комитета Ново-Локтинское образовано было в 1866 году, переселенцами Витебской губернии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемая Галина.
Правая фотография в сообщении №18- это Гультяевская восьмилетняя школа. Судя по пристройке к основному зданию, фотjulfabz эта 70-78 годов. в 1979 году была сделана спортивная площадка на фото слева за огородом.
Про фото слева сказать ничего не могу, но уж больно походит на наши ландшафты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, Вы писали, что в сообщении №18, на первом фото д.Гультяи и дом одного из Ваших председателей колхоза, а школа на какой из фотографий?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На правой. Посмотрите я ее в своей теме разместил, но более раннее фото, еще без пристройки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Значит, в музее разместили 2 фото разных деревень, а надпись была одна - с.Новолокти. Сейчас изменю наименование фото. Раньше все деревни были похожи, я имею в виду постройки, а природа т.ж. немного схожая: с. Новолокти находится между трёх озёр и в Гультяевской волости были озёра, леса, поля... Будем надеется, что фото слева, уж точно Новолокти ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

д. Гультяи так же находится между 3-х озер. Скорее всего самоходы искали именно такое место, что бы Родину напоминало.
Что касается фотографии слева, то сказать ничего не могу, так как в д. Рамуси бывал редко и очень давно. Сейчас похоже этой деревни нет вообще, так что даже сравнить не с чем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Недавно побывал на малой Родине.
Пытался добраться до д. Рамуси. Не получилось, так как автомобиль мой совершенно не приспособлен для езды по бездорожью.
Но это не главное.
К сожалению сообщаю о том, что деревня эта, как и многие в округе прекратила свое существование. В ней осталось несколько домов, но они пустуют даже летом. Все жители перебрались в д. Гультяи, или в районный центр.
Еще я узнал, что мои предки по линии бабушки(матери моего отца), проживали в этой деревне, но очень давно. Еще до войны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Многие деревни Гультяевской волости опустели, когда началось переселение в другие губернии. Думаю, в годы ВОВ т.ж. пострадало много населённых пунктов. В 1800-е годы людям не хватало земли, уезжали из-за малоземелья, а теперь, пожалуйста, пустые деревни. Кстати, Новолокти, очень хорошое село, большое, везде порядок, приятно посмотреть. На кладбище села, я видела фамилии Заремба, может это одни из Ваших родственников, Сергей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из каждых 10 довоенных деревень остались 2, в лучшем случае. И опустели они, в основном, в период послевоенный, а брежневская идея сравнять грань между городом и селом (когда в 70-х начали поголовно всех переселять в центральные усадьбы колхозов) окончательно обескровила мелкие, красивые, живописные деревеньки. остались лишь дубы, ключи, колодцы и воспоминания. В радиусе не более 2-х километров вокруг Гультяев находились: Паново, Пашки, Мокрида, Подхватилово, Михеево, Жгуны, Захвошно, Бандуки, Ольховка. И это только те названия, которые я помню.

 

Что касается Заремба - то возможно, хотя мои корни не из самих Гультяев, а Михеева, 1 километр. Не знаю, по тем меркам далеко ли это было или не очень? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Весьма познавательная история о селе.

 

У родственников в Волгоградском селе ругательное слово Челдон - небрежно одет, упрямый.

 

В то же время, моя стародавняя приятельница Липилкина очень гордилась, что ее деды Чалдонцы. Она
1986 году показывала старинную казачью мужскую одежду своего деда. Она терялась,
кому из племянников доверить на хранение эту одежду, которую ей передала ее больная мать.
Тогда это казалось смешным, сейчас к таким вещам относишься с уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Новолокти, очень хорошое село.....

 

У нас сел нет. Только деревни. Есть поселки городского типа, на это некоторые районные центры. Хотя я до сих пор не понимаю разницы между селом и деревней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Весьма познавательная история о селе.

 

У родственников в Волгоградском селе ругательное слово Челдон - небрежно одет, упрямый.

 

В то же время, моя стародавняя приятельница Липилкина очень гордилась, что ее деды Чалдонцы. Она
1986 году показывала старинную казачью мужскую одежду своего деда. Она терялась,
кому из племянников доверить на хранение эту одежду, которую ей передала ее больная мать.
Тогда это казалось смешным, сейчас к таким вещам относишься с уважением.

 

Много что в те времена казалось смешным и не стоящим внимания.
На чердаке нашего старого дома было огромное количество вещей, которые мы при переезде просто бросили, за ненадобностью.
А были там (это то, что я вспомнил) 2 самовара с медалями, зеленые ( значит медные), прялка, огромное количество скалок, сундуки с рушниками, армяками, зипуном, кафтаном, причем подбитым малиновой подкладкой (атрибут принадлежности к пунце панцирным боярам:) ) самотканые половики и сам ткацкий станок. я еще маленьким помнил, как его выносили на улицу летом и всей деревней бабы ткали половики, чугунки, крынки и другая утварь - без счета.
Вот бы сейчас это все, можно и музей небольшой открыть.
тем более, что в деревне осталось одно из самых старых построек - кузница. По стечению обстоятельств она оказалась на земле принадлежащей теперь мне. Точнее стоит, практически в огороде. Сначала мы ее хотели снести, чтобы не мешала, а вот теперь я думаю поступить с ней немного иначе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Новолокти, очень хорошое село.....

 

У нас сел нет. Только деревни. Есть поселки городского типа, на это некоторые районные центры. Хотя я до сих пор не понимаю разницы между селом и деревней.

 

Сергей, вообще-то селом называлась деревня, в которой стояла церковь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, вообще-то селом называлась деревня, в которой стояла церковь.

 

Спасибо. Нашел. Так разделялись село и деревня до революции, но насколько я помню, Гультяи никогда селом не было. Нужно поинтересоваться!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первоначальное заселение Новых Локтей.

 

Известны улицы (старые названия): улица Средняя, улица Большая, улица Мёртвая, улица Зелёная.

Фамилии первых жителей села: Юриновы, Киселёвы, Мутьевы, Мануйловы, Маркеевы, Жгуновы, Смарыгины, Залевские, Гультяевы, Шаркеевы, Болтуновы, Кошины, Скорины. Эти фамилии перечислили старожилы села Новые Локти, но были и другие фамилии.

 

А не было там фамилии Мысин?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А не было там фамилии Мысин?

 

Нет. Переселенцев было всего 13 семей. Новолокти ведь так и называли - село 13 фамилий. Все они перечислены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что касается Заремба - то возможно, хотя мои корни не из самих Гультяев, а Михеева, 1 километр. Не знаю, по тем меркам далеко ли это было или не очень? :)

 

Много Заремба и в соседнем с Новыми Локтями селе Мизоново. 1 км я думаю совсем не много. И переселенцы были же не из Гультяев, а и из всей Гультяевской волости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первоначальное заселение Новых Локтей.

 

Известны улицы (старые названия): улица Средняя, улица Большая, улица Мёртвая, улица Зелёная.

Фамилии первых жителей села: Юриновы, Киселёвы, Мутьевы, Мануйловы, Маркеевы, Жгуновы, Смарыгины, Залевские, Гультяевы, Шаркеевы, Болтуновы, Кошины, Скорины. Эти фамилии перечислили старожилы села Новые Локти, но были и другие фамилии.

 

А не было там фамилии Мысин?

 

Нет, фамилии Мысин, не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Весьма познавательная история о селе.

 

У родственников в Волгоградском селе ругательное слово Челдон - небрежно одет, упрямый.

 

В то же время, моя стародавняя приятельница Липилкина очень гордилась, что ее деды Чалдонцы. Она
1986 году показывала старинную казачью мужскую одежду своего деда. Она терялась,
кому из племянников доверить на хранение эту одежду, которую ей передала ее больная мать.
Тогда это казалось смешным, сейчас к таким вещам относишься с уважением.

 

Много что в те времена казалось смешным и не стоящим внимания.
На чердаке нашего старого дома было огромное количество вещей, которые мы при переезде просто бросили, за ненадобностью.
А были там (это то, что я вспомнил) 2 самовара с медалями, зеленые ( значит медные), прялка, огромное количество скалок, сундуки с рушниками, армяками, зипуном, кафтаном, причем подбитым малиновой подкладкой (атрибут принадлежности к пунце панцирным боярам:) ) самотканые половики и сам ткацкий станок. я еще маленьким помнил, как его выносили на улицу летом и всей деревней бабы ткали половики, чугунки, крынки и другая утварь - без счета.
Вот бы сейчас это все, можно и музей небольшой открыть.
тем более, что в деревне осталось одно из самых старых построек - кузница. По стечению обстоятельств она оказалась на земле принадлежащей теперь мне. Точнее стоит, практически в огороде. Сначала мы ее хотели снести, чтобы не мешала, а вот теперь я думаю поступить с ней немного иначе.

 

В музее Новолоктинской школы, находится очень много старинных вещей, которые остались от предков. Есть даже отдельный кабинет, в котором хранятся предметы старины. Есть там и самодельные инструменты, седло для лошади, берестяные вещи, тканные дорожки. А самое интересное, это узоры на потолке. Преподаватель школы рассказала мне, что эти узоры на потолке, есть копия расписного потолка в старом доме первых жителей села.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Много Заремба и в соседнем с Новыми Локтями селе Мизоново. 1 км я думаю совсем не много. И переселенцы были же не из Гультяев, а и из всей Гультяевской волости.

 

Спасибо.
Что касается переселенцев, то вроде бы все они из Гультяев и Ромусей. Хотя это нужно уточнить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования