Перейти к публикации

Изделия фабрики московского купца 2-й гильдии Жолобова В.И. из коллекции его праправнука Борисова Михаила


Рекомендованные сообщения

Изделия фабрики московского купца 2-й гильдии В.И.Жолобова


из коллекции его праправнука Михаила Борисова

 


0_16f273_6666bdd_orig.jpg

 

На фотографии: московский купец Василий Иванович Жолобов. Фото купеческого сына Василия Васильевича Жолобова. Москва. 1912 г.

 

Василий Иванович Жолобов (1845 - 1913) - основатель в 1870 году московской цинко - литейной, медно - бронзоштамповальной и электрической арматуры фабрики.

 

Фабричные марки


Фабричные марки цинко – литейной, медно – бронзоштамповальной и ламповой фабрики московского купца 2-й гильдии Василия Ивановича Жолобова изготовлялись из латуни или белого металла (мельхиора). Эти небольшие фабричные металлические знаки были неотъемлемой частью производства, являлись символами фирмы, которые прикреплялись на некоторые (не на все) изделия заведения, а так же на его упаковочные деревянные ящики или коробки для того, чтобы продукция предприятия была узнаваемой. Фабричные марки, их крепление употреблялись как действенный и удобный способ для выгодного отличия данной фирмы от множества аналогов. Они как прочный, долговечный и солидный внешне атрибут этикета, давали возможность сопроводить плод труда своего производства на весь срок эксплуатации. Одновременно фабричные марки фабрики В.И. Жолобова служили прямой рекламой производителя. Их размер был стандартным: 1,5 х 7 см.


0_16f274_ea0e36b7_XL.jpg

 

На фотографии: фирменные фабричные марки фабрики московского купца 2-й гильдии В.И.Жолобова Латунь. Конец XIX, начало XX веков.

 

Маскарон

 


В конце XIX века фабрикой московского купца 2-й гильдии Василия Ивановича Жолобова был принят заказ на изготовление маскаронов из бронзы с львиной головой для украшения предметов интерьера.
Слово «маскарон» заимствовано из французского языка (mascaron) и означает – декоративная маска.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и Е.А.Ефрона на слово «маскарон» даёт такую информацию:
«Маскарон» - в архитектуре выпуклый лепной орнамент в виде маски человеческого лица, с серьёзным или карикатурным выражением, иногда окружённого листвой и нередко выступающий на средине фигурной картуши. Обыкновенно его помещают как украшение на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т. д. Маскароны были особенно в моде в XVII и XVIII столетиях и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий, порою к ущербу для их серьёзности и изящества». (Энциклопедический словарь, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Т.XVIIIa. стр. 716, СПб.,1896 г.).
Львиная голова маскарона была наиболее модной и распространённой, являясь типичной чертой классицизма, утвердившись в XVIII веке, стала основной в европейской и русской архитектуре, до самого конца XIX века, до эпохи модерна.
Популярность маскаронов с львиной головой объясняется тем, что лев был одним из самых часто встречающихся символов у многих народов мира. Ему приписываются, как царю зверей, самые лучшие жизненные качества, связанные с храбростью, силой, могуществом, стойкостью, отвагой, доблестью, великодушием, мощью, быстротой, величием, справедливостью, властью и торжеством военных побед. Львиные фигуры изображаются на царских тронах и эти животные были широко распространённым символом королевского могущества во многих странах.
После изгнания Наполеона из сожжённой Москвы и после победы России в Отечественной войне 1812 года первопрестольный град постепенно возрождается, отстраивается заново, в результате чего складывается торжественно величественный стиль под названием «московский ампир», прославлявший победу русского народа и его армии над врагом. Многие новые здания стали украшаться атрибутами доспехов и военной символикой. Но маскарон продолжал существовать, употребляясь не только как архитектурное украшение снаружи зданий, но и активно декорировался в интерьерах.
Заказанные маскароны на фабрике Жолобова должны были быть не только предметом внутреннего убранства, но и использоваться в качестве открывания каких – то тяжёлых, массивных и не малого объёма вещей. Есть предположение, что изделия были затребованы у фабрики не гражданскими лицами, а военными потому, что сам вид продукции несёт на себе элементы военной символики, который не мог стать производственной случайностью сделанной потоком, но напротив, был изначально сочинён и его воплощению предшествовал заранее обдуманный художником эскиз.
На плоской основе изделия, которую можно назвать фигурной картушью, исполненную в виде щита, по её центру, размещается маскарон, олицетворяющий собой свирепую с широко разинутой пастью голову льва. В зубах лев зажимает свёрнутый в рулон свиток, из которого с двух сторон торчат закруглённые концы свиточного стержня. Края свитка соединяет подвижная оплётка за которую предусмотрено тянуть рукой, чтобы открыть тот предмет, к которому приспосабливался маскарон. С двух концов свитка свисают кутасы. Так называются кисточки на верёвочке, которыми украшались воинские головные уборы – кивера в русской царской армии.
В верхней части картуши, в её левой и правой сторонах, искусственно показаны кольца, на которых свисают цепи боевого холодного ручного ударно – раздробляющего оружия, имеющее название – кистень. На концах цепей висят гири (била) с шипами. Это оружие использовалось широко на Руси в X – XVI веках в качестве пехотного и кавалерийского. В ограниченном масштабе применялось и позднее. Кистень был традиционным оружием иррегулярных войск и ополчения в Отечественной войне 1812 года.

0_16f275_2a1a2eb6_XL.jpg

 

 

На фотографии маскарон, сделанный на фабрике В.И. Жолобова. На обратной стороне стоит клеймо - "В. Жолобовъ".

 

Бронза. Конец XIX века.

 

 

Знак Императорского Российского Пожарного Общества

 

 

8 июня 1901 года был Высочайше утверждён отличительный знак Императорского Российского Пожарного Общества. Вслед за этим событием, немедленно, на специальные фабрики были разосланы заказы для изготовления таких знаков. В это же время просьба сделать утверждённые знаки поступила и на фабрику московского купца Василия Ивановича Жолобова.
Идея создания общероссийского центра добровольной пожарной охраны возникла во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 году в Санкт – Петербурге, где одновременно с выставкой проходил первый съезд русских деятелей пожарной охраны.
15 июня 1892 года съезд русских деятелей пожарной охраны единодушно признал жизненно важным создание Пожарного Общества, одобрив проект устава Общества. В 1893 году было создано Соединённое Российское пожарное общество, сформирован и приступил к практической работе Совет Общества. Первым председателем Главного Совета общества был избран граф Шереметев А.Д. В 1898 году Российское пожарное общество стало Императорским, а почётным председателем его утверждён Великий Князь Владимир Александрович.


0_16f276_622849a7_XL.jpg

 

На фотографии: граф А.Д. Шереметев со знаком ИРПО на левой стороне груди. Фото начала 1900-х годов.

 

Деятельность ИРПО носила многогранный характер. В его задачи входило изыскание, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий, помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противопожарного водоснабжения, издание пожарно – технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов.
Знак ИРПО представляет из себя венок из дубовой и лавровой ветвей, увенчанный Императорской короной. Внизу ветви венка перевиты лентой с надписью: И.Р.П.О. – Императорское Российское Пожарное Общество и вензель Великого Князя Владимира Александровича – Почётного Председателя Общества, в виде переплетённых букв «В и А». В центре знака помещены два скрещенных пожарных топора с наложенной на них пожарной каской (вид сбоку).
Знак был трёх видов:
1) Золотой. Право ношения было предоставлено почётным членам и благотворителям.
2) Серебряный. Право ношения было предоставлено пожизненным членам – соревнователям.
3) Бронзовый. Право ношения было предоставлено отдельным лицам, действительным членам Общества, а так же всему личному составу пожарных команд и дружин.
Знаки носились на левой стороне груди.
Тогда же, 8 июня 1901 года был Высочайше утверждён знак Императорского Российского Пожарного Общества, которым награждались за отвагу на пожаре или беспорочную службу в городских пожарных командах. Он украшался более крупным вензелем «В А» - Великий Князь Владимир Александрович – шефа пожарных. После его смерти в 1909 году обязанности почётного председателя перешли к Великой Княгине Марии Павловне, в связи с чем поверх аббревиатуры «В А» легла литера «М» - её личный вензель и 27 января 1912 года этот знак Высочайше утверждён.


0_16f278_5a474f04_XL.jpg

 

На фотографии: знак Императорского Российского Пожарного Общества, сделанный на фабрике купца В.И. Жолобова.Бронза. Начало XX века.

 


0_16f279_1c7264cd_XL.jpg

 

На фотографии:внутренняя сторона знака ИРПО с клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.

 

0_16e353_b803540d_XL.jpg

 

 

На фотографии: полнотелый знак Императорского Российского Пожарного Общества, сделанный на фабрике купца В.И. Жолобова. Бронза. Начало ХХ века.

 


0_16e354_c3453f8e_XL.jpg

 

На фотографии: внутренняя сторона полнотелого знака ИРПО с клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.

 


0_16f27a_708a2803_XL.jpg

 

На фотографии: пожарные Императорского Российского Пожарного Общества со знаком ИРПО на левой стороне груди. Фото начала 1900-х годов.

Изменено пользователем Жолобов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, уважаемый Валерий Владимирович!
Благодарю Вас за доброе слово. Моя тема будет продолжаться время от времени.
С уважением и добрыми пожеланиями Михаил Борисов (Жолобов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жолобов

тема будет продолжаться

Только, пожалуйста, пишите в новых сообщениях, а не редактируйте первое, а то никто не узнает об обновлениях.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Царские солдатские бляхи

 

На фотографии представлена царская солдатская пехотная бляха, изготовленная на фабрике московского купца 2-й гильдии Василия Ивановича Жолобова. Изделие образца 1907 года.
В 1907 году по военному ведомству был опубликован приказ, в котором сообщалось, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил: «присвоить к поясным ремням, взамен существующих, бляхи с государственным гербом и соответствующими изображениями, имеющимися на пуговицах, для армейских частей войск, всех управлений и заведений военного ведомства». (ПВВ №552 от 26 октября 1907 года). В этом приказе предписывалось, чтобы бляхи для поясных ремней вводились в войска как из жёлтого, так и из белого металлов.
Наряду с Высочайшим повелением, на период 1907 – 1909 годов, для обеспечения войск необходимо было изготовить сотни тысяч блях утверждённого образца. Для решения этой государственной задачи военным ведомством привлекались специальные предприятия, занимавшиеся производством металлоизделий, в том числе и фабрика купца В.И.Жолобова.

 

0_16e35a_357e8c8d_XL.jpg

 


На фотографии: царская солдатская пехотная бляха образца 1907 года, найденная в земле коллекционерами - поисковиками, изготовленная на московской фабрике купца В.И. Жолобова. Размер: 7,7 х 5,2 см. Медь.


0_16f27b_b7696188_XL.jpg

 

На фотографии: фрагмент внутренней стороны бляхи, на которой стоит фабричное клеймо: "В. Жолобовъ".

 

Когда впервые в русской царской армии появилось слово бляха? Можно ли в точности ответить на этот вопрос? История любит документ.
Автор книги – справочника «Поясные бляхи Русской Армии и Флота», изданного в 2009 году в издательстве «ОМ – Пресс» Санкт – Петербурга, Сергей Борисович Федосеев, впервые собрал достаточно полные сведения о бляхах, использовавшихся на поясных ремнях и портупеях нижних чинов и офицеров русской Императорской армии и флота в XIX веке и до 1917 года, проведя большую, кропотливую, исследовательскую работу в государственных архивах.
С.Б.Федосеев обнаружил архивный документ, который, быть может условно, даёт основание принять за начало истории использования воинской бляхи в русской армии и флоте. Документом является указ Императора Николая I, датированный 1834 годом, в котором царь по своему желанию вводил в гвардейской и армейской кавалериях такую деталь амуниции как бляха. Указ был так и озаглавлен: «О медных бляхах в кирасирских полках, для застёгивания спереди портупей».
Русские воины во все времена нашего отечества очень бережно, с любовью относились к своей форменной одежде и амуниции. И ещё более берегли бляхи для поясных ремней, так как в гвардии и во всей армии они были «бессрочными». Бляха выдавалась солдату одна на весь срок его службы. На ремонт этого элемента снаряжения, в нужных случаях, приказами начальства выделялись определённые денежные суммы.
Правительство Российской Империи очень строго подходило к проблеме обеспечения русской армии военным снаряжением и его качеством. Так, в 1907 году, пишет автор Федосеев С.Б., был опубликован «Наказ приёмным комиссиям при интендантских вещевых складах», в котором говорилось о том, что при приёме металлических вещей в отношении формы, наружного вида, размеров, способа изготовления и качества предметов, необходимо следить, чтобы они отвечали установленным образцам и описанию». Так же обращалось внимание приёмщиков на прочность изготовления вещей. В приложении №18 к этому документу, в отношении предметов изготовленных из меди говорилось, что «на поверхности их, и в особенности, на краях не должно быть трещин, морщин и зазубрин, поверхность же должна быть ровной, без волн, шероховатостей, раковин, глубоких царапин и других пороков».
В книге – справочнике С.Б.Федосеева (на странице 53), есть упоминание о купце В.И. Жолобове. Извлечённая автором из архивных источников информация о предпринимателе, не случайна. Из неё видно, что Жолобов, как фабрикант, чиновникам военного ведомства уже был известен и между ними, с некоторых пор, было завязано деловое сотрудничество. А дело обстояло таким образом.
В 1899 году приказом №365 по военному ведомству был утверждён «2-й отдел сборника описаний предметов интендантского вещевого довольствия войск и принадлежностей обмундирования». В этом документе уже окончательно закреплялись новые варианты поясных блях для гвардейских и гренадёрских частей. Новым вариантом блях можно называть только по причине того, что из «левосторонних», то есть надевавшихся на поясной ремень с левого конца, они, после перепайки крюка и скобы, становились «правосторонними» и крепились на ремне с противоположной стороны. Согласно приказу должна была осуществиться переделка всех имеющихся в войсках блях.
Главным интендантским управлением было принято следующее решение: « … для составления соображений о стоимости переделки таких блях предложено Петербургскому окружному интендантскому управлению сделать распоряжение об открытии цен на переделку гвардейских медных поясных блях к поясным ремням отменённого образца соответственно образцу, установленному приказом по военному ведомству №365 1899 года».
Как сообщалось в донесении Петербургского интендантского окружного управления №21274 от 3 июля 1903 года: «для выяснения стоимости переделки сказанных блях были затребованы сведения от доверенного московского купца Василия Жолобова Сергея Резцова, которым заявлена цена за переделку 1 бляхи – 20 копеек., металлических фабрикантов Лангензиппен и Ко, заявивших цену в 15 копеек за таковую переделку и петербургского ремесленника, взявшегося выполнить сказанную переделку блях по цене 5 копеек с бляхи».
На основании своей исследовательской работы С.Б. Федосеев делает в авторской книге «Поясные бляхи Русской Армии и Флота» такой вывод, что практически все предприятия, массово или в небольших количествах выпускавших бляхи для солдатских поясных ремней, находились в С – Петербурге и Москве, а также в Варшаве. Необходимо отметить, пишет он, что бляхи для поясных ремней нижних чинов армии и гвардии, а также императорского флота не являлись ни для одной фирмы – производителей основным видом продукции. Бляхи выпускались как дополнение при наличии технического оборудования и материалов.
Такое утверждение С.Б. Федосеева вполне справедливо и по отношению к фабрике купца В.И.Жолобова, так как основным производством заведения фабриканта было изготовление электрических светильников и разной художественной бронзы.

0_16e387_2eaf5a26_orig.jpg

 

На фотографии: царская солдатская бляха образца 1907 года, найденная в земле коллекционерами - поисковиками, изготовленная на фабрике купца В.И. Жолобова.


Размер: 8,3 х 5,3 см. Белый металл. (Мельхиор).


0_16e38b_6e26b9ea_orig.jpg



На фотографии: фрагмент внутренней стороны бляхи с фабричным клеймом " В. Жолобовъ".

 

 

 


Ополченческие крест и бляха

 

В царствование Императора Николая II фабрикой купца В.И. Жолобова выполнялся заказ на изготовление ополченческих крестов и ополченческих блях для не христиан. Об этом свидетельствуют сами изделия, фотографии которых представлены ниже. На ополченческих кресте и бляхе размещены вензеля Императора Николая II.
Форменный крест введён в употребление в Отечественную войну 1812 года для ратников Государственного ополчения, которые стали носить его на головных уборах.
Московское, Ярославское и Нижегородское ополчения носили гладкий латунный крест, а под ним отдельно вензель царя Александра I. Ополчения Владимирское и Рязанское носили такой же крест, но только вензель под крестом помещался в венке.
Санкт – Петербургский устроительный комитет под руководством фельдмаршала М.И.Кутузова 27 августа 1812 года в «Положении о составе и устроении Санкт – Петербургской военной силы» объединил две детали ополченческого знака. Вензель стал размещаться на верхнем конце креста. Надписи: на левом конце креста – «За», на правом «Веру» и на нижнем «и Царя». Такая надпись сохранялась до 1890 года. Менялся только вензель Императора, когда восходил на трон новый наследственный царь.
В Крымскую войну (1853 – 1856 гг.) ратники Государственного ополчения носили крест с вензелем Императора Николая I, но уже в центре знака. После окончания войны, с 1856 года ополченческий крест становится наградным нагрудным знаком.
В 1890 году 3 ноября был утверждён новый образец знака с надписью на концах креста: «За Веру, Царя, Отечество». Последний образец знака с вензелем Николая II был утверждён в 1895 году.
По указу от 26 сентября 1906 года правом ношения знака на левой стороне груди были удостоены генералы, офицеры и ратники, служившие в Государственном ополчении Сибирского военного округа и в дружинах, сформированных на Дальнем Востоке во время русско – японской войны 1904 – 1905 годов.
В годы Первой мировой войны положение об ополченческих знаках оставалось тоже.

 

В 1878 году появилось впервые точное описание креста и бляхи для не христиан. В «Нормальной табели обмундирования и снаряжения ратников Государственного ополчения» говорилось, что крест из жёлтой меди размером 15/16 вершка (44 мм.). В кругу вензель Императора и надпись «За веру и царя» на четырёх концах креста.
Для не христиан – бляха правильной восьмиугольной формы размером в 1 вершок. (44,4 мм.).


0_16e38c_1b5794f5_XL.jpg


На фотографии: крест ополченческий периода царствования Императора Николая II, изготовленный на фабрике купца В.И. Жолобова.


Белый металл

.

0_16e38d_c99507d6_XL.jpg

 

фотографии: оборотная сторона ополченческого креста с клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов

 

0_16e38e_9331ff5c_XL.jpg

На фотографии: ратники Государственного ополчения времён Первой мировой войны.



0_16f2fa_9d3c3987_XL.jpg

 

На фотографии: бляха для ополченцев нехристиан, изготовленная на фабрике купца В.И.Жолобова. Бронза. Конец XIX, начало XX веков.

 

0_16f2fd_df894212_XL.jpg

 

На фотографии:внутренняя сторона бляхи с фабричным клеймом "В.И.Ж.",что означает Василий Иванович Жолобов.


 

Знак «За отличную стрельбу»

 

Знак «За отличную стрельбу» был утверждён 10 мая 1879 года для поощрения отличных стрелков всех частей пехоты и кавалерии. Знак был введён для нижних чинов взамен галунных и басонных нашивок на погонах. Носили его на правой стороне груди.
В 1909 году было введено три степени знака. Знак I степени представлял собой золотую ленту с надписью «За отличную стрельбу». На средину знака были наложены две скрещенные винтовки, а на них золотой вензель царя Николая II под императорской короной.
Знаки II и III степеней сохраняли рисунок образца 1879 года. При этом знак II степени изготавливался из бронзы, а III степени из белого металла.

 


0_16f2f7_12a9329c_XL.jpg

 

На фотографии: знак "За отличную стрельбу" II степени, найденный в земле коллекционерами - поисковиками, изготовленный на фабрике московского купца В.И.Жолобова. Бронза. 1910-годы.

 

0_16f2f8_514c8d87_XL.jpg

 


На фотографии: внутренняя сторона знака "За отличную стрельбу" с фабричным клеймом "В.И.Ж.", что означает - Василий Иванович Жолобов.

 

0_16f27e_36fce749_XL.jpg

 


На фотографии: солдат Лейб - Гвардии Кексгольмского полка со знаком "За отличную стрельбу" на правой стороне груди. 1913 год.

 

0_16e38f_90af4773_XL.jpg

 

На фотографии:знак "За отличную стрельбу" III степени, изготовленный на фабрике московского купца В.И. Жолобова. Белый металл (мельхиор).

1910-годы.


0_16e390_7a5e60e5_XL.jpg


На фотографии: внутренняя сторона знака "За отличную стрельбу" с фабричным клеймом "В.И.Ж.",что означает - Василий Иванович Жолобов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рамки для кабинетных портретов

 

В книге « Описание и путеводитель по Московской Ремесленной выставке 1885 года», там, где говорится о фирме В.И.Жолобова, сказано, что на его заведении можно получить рамки для кабинетных портретов.
Что означало в конце ХIХ века словосочетание, - «кабинетный портрет»?
Так назывались фотографии, сделанные в кабинете фотостудии. Ещё понятие « кабинетный портрет» означает стиль, который стал общепринятым в портретном фотографировании с 1870 года. До этого года были распространены фотоснимки, имевшие название « визит – карта», которые представляли собой отпечатки на тонкой бумаге, закреплённые на толстом картоне. Размер отпечатка был 5,5 х 9 см., а картонная основа-подложка,- 6,5 х 10 см.
Визит – картами обменивались с друзьями и родственниками, их коллекционировали. Для таких фотографий выпускались специальные альбомы для хранения и показа, где были предусмотрены крепления под визитный портрет. В начале 1870 годов визит-карты были вытеснены кабинетным портретом. Такая фотография была таким же отпечатком, только несколько крупнее и крепилась на картонную основу размером 11х17 см. Первоначально формат использовался в горизонтальной ориентации для съёмки пейзажей, но немного позже стал приспосабливаться для портретов, приобретя вертикальное положение.
К концу ХIХ столетия была выработана, широко применявшаяся, новая традиция в оформлении фотографии. Помимо увеличенного размера кабинетный портрет отличался большим количеством информации. На лицевой стороне, в нижней части бланка, стали делать, методом тиснения, надписи, с указанием фамилии фотомастера и названия города, в котором находилась фотомастерская. Сама картонка стала толще и на её кромке появился обрез, покрытый золотой, серебряной, молочной и другими красками.
Каждый фотограф стремился иметь индивидуально оформленное паспарту ( картонка), многие из которых были выполнены на высоком художественном уровне. Начинающие фотографы не всегда имели индивидуальные паспарту, и тогда им приходилось приобретать выполненную по определённому стандарту продукцию с надписями: «VISIT PORTRAIT», или « CABINET PORTRAIT».
Фотография стремительно врывалась в быт людей, вытесняя более дорогую литографию, а иногда искусно подменяя драгоценную миниатюру. На стенах кабинетов, гостиных, спален, место акварельных и гравированных портретов всё чаще занимали фотографии. Спрос на альбомы старого образца для формата визит-карт стал падать. Для кабинетных портретов вошли в употребление и моду, для размещения на столе, специальные подставки, а вместе с ними и рамки.
В.И. Жолобов, как фабрикант и мастер с талантом художника из простого крестьянства, нашёл в новой моде к рамкам для кабинетных портретов, интересную, увлекательную для себя и в целом для своего заведения работу, в которой он может раскрыть и показать свои творческие способности в деле, тесно связанном с фотографическим искусством. Уже в 1885 году на Московской Ремесленной выставке он с достоинством экспонировал изделия своей уникальной московской фабрики, среди которых красовались, на удивление всей публики, изящные и привлекательные, модные в обществе, рамки для кабинетных портретов.
Так как фирма Василия Жолобова производила, в основном, изделия из меди и бронзы, то и рамки для кабинетных портретов, преимущественно и по большей части, изготавливались его заведением из бронзы. Существуют образцы других фирм, которые выделывали такие предметы из дерева. В фондах Государственного Исторического Музея хранятся рамки для кабинетных портретов выполненных как из дерева, так и из металла.
0_16e3d7_a5bfa405_XL.jpg

 

Рамка для визит-карты, сделанная на фабрике В.И. Жолобова. Внутренний размер рамки 6,5 Х 10 см. Медь. Конец XIX века.

 

0_16e3d8_8427f7f9_XL.jpg

 

Фрагмент внутренней стороны рамки для визит-карты с клеймом-табличкой фабрики В.И.Жолобова. Медь. Конец XIX века.


 

0_16e3d9_24012ee6_XL.jpg

 

Рамка для визит - карты, изготовленная на фабрике В.И. Жолобова. Внутренний размер рамки 8,7 Х 5,8 см. Медь. Конец ХIХ века.


0_16e3da_832b4264_XL.jpg

 

Фрагмент внутренней стороны рамки для визит - карты с клеймом - табличкой фабрики В.И.Жолобова. Медь. Конец ХIХ века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы получили все это богатство по наследству или это результат труда коллекционера?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, уважаемый Валерий Владимирович!
Это богатство я имею не по наследству, а приобрёл в результате поисков на Вернисаже в Измайлово в Москве. Там я общаюсь с коллекционерами, которые помогают мне в нахождении изделий фабрики Жолобова.
С уважением Михаил Иванович Борисов (Жолобов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Чернигове живет Сергей Вырапаев, потомок павловских Вырапаевых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
Благодарю Вас за сообщение и внимание к моей теме.
Если ныне здравствующий потомок павловских Вырыпаевых - Сергей Вырыпаев имеет свою родословную роспись по данной линии, то быть может есть у него какие - либо сведения о Варыпаеве Дмитрии Николаевиче, который трудился в Москве в начале ХХ века в Торговом Доме " Д.Варыпаев и И. Никитин" и был близким человеком моих предков Тихоновых и Жолобовых?
С уважением Михаил Иванович Борисов (Жолобов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте уважаемый Михаил Иванович, хоть и приятно получать наследство, но поиски сами по себе конечно приносят удовлетворение. Приходите к нам на ближайшую встречу, расскажите о своих поисках, покажите интересные артефакты из Вашей коллекции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, уважаемый Валерий Владимирович!
Я с Вами согласен, что поиски приносят удовлетворение. Особенно тогда, когда обретаешь находку.
Благодарю Вас, за приглашение.
Михаил Иванович Борисов (Жолобов)

Изменено пользователем Жолобов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рамка для фотографии

 

Рамка для фотографии изготовлена из бронзы с серебрением на московской фабрике купца В.И. Жолобова, оснащённая специальной «ножкой», благодаря которой её можно поставить на рабочий стол или любое другое место в помещении. На внутренней стороне стоит фабричное клеймо «В. Жолобовъ». Размер рамки: 22 см. х 13,5 см. Эта вещь приобретена в 2015 году на Вернисаже в Измайлово в Москве.
В рамку вставлена фотография, датированная 1897 годом. На основании этого можно предположить, что фоторамка была изготовлена на фабрике в том же 1897 году. То есть, - в каком году сделана фотография,- в таком же году и куплено для неё обрамление.
Сама фотография прямоугольная: 16,5 см. х 10,5 см. На её картонной основе, на лицевой стороне, золотым тиснением отпечатан фирменный реквизит фотомастера: « Фотография И. Курбатова. г. Тула. На оборотной стороне написано чернилами от руки: «Снята 23-го июня 1897 года, 1 года, 3-х месяцев, Елена Григорьевна Дьяконова(?), родилась 30 марта в 11 ч. 55 м. ночи».

 

0_16e3e4_8ebbe5ba_XL.jpg

 


Рамка для фотографии, изготовленная на фабрике московского купца В.И. Жолобова. Бронза с серебрением. 1897 год.(?)

 

0_16e3e5_10e66e2d_orig.jpg

 


Фрагмент оборотной стороны фоторамки с фабричным клеймом фабрики - изготовителя, - "В. Жолобовъ".


0_16e3e6_2124b528_XL.jpg

 

Оборотная сторона фотографии из фоторамки. Тула. 1897 год.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жетоны "Рабочая Книжка"

 

Жетоны с надписью «Рабочая Книжка», которые представлены на фотографии ниже, были изготовлены из меди на фабрике московского купца 2–й гильдии В.И.Жолобова для употребления рабочими в качестве пропуска на предприятие. Количество жетонов определялось числом работающих в заведении. Медный жетон не был, по сути, рабочей книжкой, но назывался так символическим образом. Вписанный номер на жетоне соответствовал номеру рабочей книжки. Настоящая рабочая книжка представляла собой обыкновенную бумажную книжку, о которой подробно сказано в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:
«Русскому законодательству известны книжки для подмастерьев, рабочие книжки для фабричных рабочих (с 1886 г.)… По общему правилу, договор найма рабочего на фабрику или завод, может быть заключаем выдачею ему рабочей книжки, хранящейся у рабочего и передаваемой им в контору фабрики или завода лишь для необходимых записей. Обязательна выдача рабочей книжки, и при том не позднее семи дней по допущении рабочего к работе на фабрике, в местностях, на которые распространяются особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. (См. Фабричное законодательство). Образец рабочей книжки утверждается губернским по фабричным делам присутствием. В ней должны быть означаем срок найма рабочего и вида его на жительство; размер заработной платы, основания его исчисления и сроки платежа; размер платы за пользование устроенными при фабрике квартирами, банею и т.п.; записи заработка, с указанием наложенных на рабочего взысканий и поводов к их наложению; извлечение из законов и правил внутреннего распорядка, определяющих права, обязанность и ответственность рабочих. Рабочая книжка, представленная в контору для необходимых записей, возвращается рабочему не позднее недели со дня её представления. За держание рабочего без рабочей книжки, равно как и за неправильное ведение этой книжки, заведующий фабрикой или заводом подвергается денежному взысканию от 5 до 25 р. за каждое нарушение, соответственно числу рабочих, не снабжённых рабочими книжками или имеющих неправильно ведённые книжки; штраф этот, однако, не должен превосходить 500 рублей по каждому из этих двух нарушений. Таким образом рабочая книжка, не имеет у нас характера документа связанного с личностью рабочего и её до известной степени квалифицирующего: она является лишь основанием для расчётов рабочего с работодателем по данному договору найма». ( Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб.1899 г. Т. ХХVI. стр.348).

 

0_16e3e7_d8aa549d_XL.jpg

 

Жетон рабочего фабрики московского купца 2-й гильдии В.И.Жолобова (Рабочая Книжка). Диаметр: 4 см. Медь. 1900 - годы.

 

 

Находка из Рязанской области

 

Среди коллекционеров – поисковиков довольно широкое распространение имеет поговорка, являющаяся, пожалуй, девизом. Она может заставить человека призадуматься. И звучит она так: "Ничто не бывает утеряно окончательно, просто оно лежит не на своём месте". Это изречение не случайно, а произошло в результате большого опыта ищущих людей. В данном случае речь идёт об искателях предметов далёкой старины. Увлечённые интересным занятием, коллекционеры – поисковики нашли осенью 2015 года, в бывшей некогда деревне Выселки Пронского уезда Рязанской губернии (ныне Захаровский район Рязанской области), медный жетон «Рабочая Книжка» фабрики Василия Жолобова. В этой деревне, находящейся неподалёку от церкви Святителя Николы, что в селе Асники (Осники), несколько десятилетий никто не живёт. От жилищ остались лишь домовые ямы и фундаменты. А вещь найдена в земле, во дворе дома, который был кирпичным, в то время как большинство других домов были сделаны из брёвен. Такое различие в постройках говорит о том, что хозяева кирпичного строения, по-видимому, были сравнительно побогаче, позажиточнее.
Одному из коллекционеров был задан вопрос: как жетон московской фабрики смог оказаться в этой деревне? Ответ был доподлинно таким: «Притащили из города в качестве сувенира. Скорее всего работали на этой фабрике. Многие уходили на заработки. А в деревнях ничего не выбрасывали. Хранили или на память, или на авось. Вдруг пригодится…».
Такая версия вполне похожа на правду. Первоначальный владелец этого жетона работал на московской фабрике купца Василия Ивановича Жолобова и получается, что он, труженик из деревни, наверняка являлся хозяином этого кирпичного дома, возле которого и найден его личный маленький металлический кружок.
Металлический жетон «Рабочая Книжка № 158" можно отнести к настоящему документу, говорящему о том, что на московской фабрике купца Василия Ивановича Жолобова работало в начале 1910-х годов не менее 158 человек. Не исключено, что и более. Данная находка дополняет информацию о фабрике Жолобова помимо той, что несёт в себе информация, изданная в фабрично – заводских книжных справочниках царской эпохи и содержащаяся в государственных архивах.

 

 

 

0_16e3e8_9e1c1dad_XL.jpg


Жетон рабочего фабрики московского купца 2-й гильдии В.И. Жолобова (Рабочая Книжка). Диаметр: 4 см. Медь. Начало 1910-х годов.
32405518_m.jpg

Изменено пользователем Жолобов
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Металлические марки фабрики купца В.И.Жолобова.

 

Своеобразным нумизматическим памятником эпохи царской России являются металлические марки. Зачастую их называют металлическими бонами. Два экземпляра таких марок начала ХХ века, представленных ниже на фотографиях, относятся к изделиям фабрики московского купца 2 –й гильдии Василия Ивановича Жолобова
Обычно о металлических марках заходит речь в связи, с так называемыми, частными деньгами. Основное принципиальное значение металлических бон заключается в том, что они выпускались какой – либо частной организацией для своих целей и не предназначены были в качестве повсеместного обращения. Применение таких марок на практике имело целью снабжать владельцем предприятия своих служащих, рабочих и их семьи продовольствием и промышленными товарами. Металлические марки вручались рабочим в дни заработных плат и эти заменители денег являлись частью заработка, с помощью которых отоваривались в лавках и магазинах принадлежащим фирмам.
Тему металлических марок попытался осветить автор книги «Металлические боны России и СССР» (Донецк; 1992г.) А.В. Тункель. Он пишет, что подавляющее большинство металлических бон, -безымянные. На обеих сторонах зачастую обозначен только номинал. Очевидно этими безымянными, стандартными, заранее заготовленными бонами, или как их иногда называли «трактирными марками», пользовались мелкие фирмы. Крупные фирмы заказывали боны с полным или частичным наименованием фирмы. На таких бонах, на одной стороне помещалось наименование фирмы, а на другой – номинал боны или самое простое, - надчекан условных букв.
Форма бон самая разнообразная: круглая, квадратная ромбическая, фигурная, треугольная, шестиугольная, восьмиугольная и др. Для изготовления бон использовался самый различный материал: медь, бронза, латунь, алюминий, цинк, свинец, олово, железо, жесть.
Купец Василий Иванович Жолобов изготовил на своей фабрике определённое количество металлических марок для приобретения ими дров в ближайшем пассаже. Своего магазина, по продаже данного товара, в фирме Жолобова конечно же не было. По всей видимости, купец имел договор с каким – то предпринимателем, чтобы тот на марки с надписью «В.И. Жолобов в Москве» отпускал по номиналу рабочим жолобовской фабрики дрова.
В данной коллекции имеются два экземпляра жолобовских марок. Вполне возможно, что металлические марки упомянутой фирмы могли быть изготовлены, а значит предназначены не только для приобретения дров, но и на другие виды товаров, как промышленных, так и продовольственных.
0_16e3e9_960af519_XL.jpg


Лицевая сторона металлической марки на дрова фабрики В.И. Жолобова. Диаметр: 3,2 см. Белый металл. Начало ХХ века.


0_16e3ea_77e2ee7c_XL.jpg

 

Оборотная сторона металлической марки на дрова фабрики В.И.Жолобова.

 

0_16e3eb_eddc7a87_XL.jpg

 

Лицевая сторона металлической марки на дрова фабрики В.И.Жолобова. Диаметр: 3,2 см. Белый металл. Начало ХХ века.

 

0_16e3ec_7704ace1_XL.jpg

 

Оборотная сторона металлической марки на дрова фабрики В.И.Жолобова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жетон «Газетчик общей конторы»

 

Появлению жетона «Газетчик общей конторы» предшествовал ряд событий, связанных с распространением периодической печати в Российской Империи во второй половине XIX века.
Периодические издания долгое время распространялись только путём подписки, проводившейся редакцией или книготорговой фирмой. Почта начала принимать подписку с 1870 года.

 

Продавать газеты в розницу стали во второй половине XIX века, что и было узаконено правилами 1868 года. Права на торговлю газетами продавцы могли приобрести только по выяснении их гражданской правоспособности и политической благонадёжности. Лучшие киоски или стоянки, как правило, доставались оптовикам, - ответственным за продажу газет, которые в 1869 году образовали «Артель хозяев». Мелкие разносчики, стремясь избавиться от оптовиков, образовали в 1877 году «Санкт – Петербургскую артель уличных торговцев». А в 1878 году в столице была открыта общая контора для розничной продажи газет и журналов.
В 1888 году несколько столичных издателей газет, собравшись у владельца газеты «Свет» Виссариона Виссарионовича Комарова (1838 – 1907), образовали комиссию, которой поручили пересмотреть Устав «Общей конторы газетчиков». Главная цель комиссии была такова, чтобы розничная продажа газет «находилась всецело в руках самих издателей».
Для обеспечения газетчиков должностными знаками, фирма московского купца В.И. Жолобова получила заказ на изготовление соответствующих жетонов с надписью «Газетчик общей конторы».
Распространители газет рано утром выходили на свою службу, одевшись в аккуратную, установленную специально для них, форменную одежду, которая была во многом схожа с военной. Они продавали новые номера газет с новостями на оживлённых площадях и улицах, снабжённые хорошо заметными служебными блестящими медными бляхами с номерами. Их носили на груди. Без таких знаков продажа печатной продукции была строго запрещена.

 

0_16e3ee_f47b4aba_XL.jpg

 

На фотографии: жетон "Газетчик общей конторы", изготовленный на фабрике купца В.И. Жолобова. Диаметр: 4,5 см. Медь.
Конец XIX, начало ХХ веков.
0_16e3ef_4142d6ae_XL.jpg

 


На фотографии: внутренняя сторона жетона с фабричным клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.

 

0_16e3f0_78c0631b_XL.jpg

 

Газетчики в очереди за получением новых номеров газет на Галерной улице, д.40. Санкт-Петербург. 1912 год.


0_16e3f2_24ba0077_XL.jpg

 


На фотографии: разносчик газет и покупатель. Начало ХХ века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Герб Таврической губернии на головной убор полицейского

 

В Полном собрании законов Российской Империи за №2097, опубликовано «Высочайше утверждённое 15 марта 1884 года описание формы, обмундирования и вооружения чинов городской, за исключением столичной и уездной, полиции Империи». В описании формы предусматривается для указанных чинов полиции ношение на шапках и фуражках «бляхи с выштампованным гербом губернии». Полицейские чины носили на своих головных уборах тот герб губернии, в которой они несли свою службу в рядах стражей порядка и благочиния.

 

0_16e3f5_3117f2eb_orig.jpg

 

На фотографии: герб Таврической губернии на головной убор полицейского, изготовленный на фабрике московского купца В.И.Жолобова.


Высота: 3,3 см. Жёлтый металл. Начало XX века.


0_16e3f3_e7625a38_orig.jpg

 


На фотографии: внутренняя сторона герба на головной убор полицейского с фабричным клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.



0_16e3f4_882abc28_XL.jpg

 

На фотографии: полицейский времён царствования Императора Николая II.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Знак на петлицу для архитекторов – художников


Архитектор – художник, - это звание, которое присваивалось всем выпускникам Архитектурного отделения Императорской Академии художеств с 1885 года.
Грамотные архитекторы – художники нужны были многим ведомствам. Все ведомства имели свой мундир. И архитекторы – художники получали форму того ведомства, в котором служили, с той лишь разницей, что окончившие Императорскую Академию художеств архитекторы – художники получали в петлицы специально для них предназначенный знак.
В Полном собрании законов Российской Империи от 1 июля 1903 года опубликовано Высочайше утверждённое правило ношения форменной одежды с рисунками для гражданских чинов ведомства Министерства Внутренних Дел. В параграфе 27 сказано:
«Для состоящих на службе Министерства Внутренних Дел архитекторов – художников полагается та же форменная одежда, как и для гражданских инженеров, с тем лишь отличием, что для архитекторов – художников, исполняющих технические по ведомству обязанности, установлена на петлицах, пуговицах, на околыше фуражки и шапки следующая арматура: капитель, а по сторонам её маска и палитра, внизу коих свиток и молоток».
В Полном собрании законов Российской Империи (3, Т. XXIV л. 61, СПб. 1904 г.) опубликованы чертежи и рисунки форменной одежды ведомства Министерства Народного Просвещения, которые Высочайше утверждены 13 октября 1904 года.
Также в 1906 году издано «Описание и правила ношения форменной одежды для гражданских чинов ведомства Министерства Народного Просвещения». (Известия Харьковского Технологического Института Императора Александра III), где на странице 71 сказано, что для архитекторов – художников полагается знак на петлицы, – «капитель, а по сторонам её маска и палитра, внизу коих свиток и скульптурный молоток».

0_16e3f7_b61a432a_orig.jpg


На фотографии: знак на петлицу архитектора - художника, изготовленный на фабрике московского купца В.И. Жолобова. Высота: 2 см. Жёлтый металл. начало XX века.



0_16e3f8_9533f791_orig.jpg

 

На фотографии: внутренняя сторона знака на петлицу с фабричным клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.


0_16e3f9_c8e7321_orig.jpg



На фотографии: рисунок петлицы на форменную одежду архитектора - художника. Начало XX века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Михаил Иванович, и как Вам только удается все эти раритеты находить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Михаил Иванович, и как Вам только удается все эти раритеты находить?

 


Здравствуйте Валерий Владимирович!
Я и сам удивляюсь: как мне удаётся находить такие раритеты..? Если бы не талантливые помощники коллекционеры - поисковики, - ничего бы не нашёл. Вот кому надо удивляться и кого благодарить. Эти патриоты дают новую жизнь старым реликвиям.
С уважением Михаил Иванович Борисов (Жолобов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нательные иконы



О том, что фирма купца В.И.Жолобова была проповедником православного иконопочитания, вполне могут свидетельствовать и подтвердить, в данном случае, две маленькие нательные иконки, изготовленные на фабрике «В. Жолобов и Ко», относящиеся ко времени конца ХIX, начала ХХ веков. Пожалуй, трудно себе представить, что фабрика ограничилась изготовлением только этих двух, показанных здесь, образов. На предприятие могли поступать заказы для изготовления икон из металла любого размера с изображением самых разных святых, относящихся к православной вере.

 

Нательный образ Святого Князя Димитрия Донского


Нательный образ Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского был сделан не случайно. Особым знаком произволения Господня стало почитание Князя как избранника Божия. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось прославление Князя. Уже вскоре, после его кончины в 1389 году, были написаны «Похвальное слово», текст которого вошёл в состав русских летописей, и «Житие». В "Житии" отмечаются христианское великодушие и большая любовь к своему народу, сочетавшаяся с широкой благотворительностью. Князь Московский Димитрий Донской почитается как святой на основании его больших заслуг перед церковью и государством, почитается как покровитель воинов, одержавший великую победу в Куликовской битве, почитается на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних. Почитается, чтобы умножить веру и благочестие народа, укрепить семьи. Его чтут как покровителя христианского брака. К помощи святого Димитрия обращаются, чтобы укрепить Россию, чтобы отстоять её целостность и единство, отразить все угрозы.


0_16e3fa_48e2fec2_XL.jpg

 

На фотографии: нательный образ Святого Благоверного Князя Димитрия Донского, изготовленный на фабрике московского купца В.И.Жолобова. Латунь. Высота: 3,3 см. Конец XIX, начало ХХ веков. На ушке иконы стоит фабричное клеймо "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.

 

Нательный образ Святого мученика Андрея Стратилата

 

На Руси Святой мученик Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 году Всеволод Ярославич построил в Переяславле – Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха Андрей Добрый был наречен в честь Андрея Стратилата. Святой мученик был небесным покровителем Святого Князя Андрея Боголюбского. При нём в селе Сулость, близ Ростова Великого, стал строиться храм Святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному перешли к Князю Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме. В Москве сохранилась каменная церковь во имя Андрея Стратилата над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах. Святой римский мученик, усечённый мечом, пострадал за христианскую веру около 302 года. На месте его убиения чудесно истёк источник, подававший исцеление больным. Мужественно претерпев жесточайшие мучения, Святой Андрей прославился как истинный воин Христа Спасителя, стяжавший от Бога благодать защищать от врагов видимых и невидимых. Его образы писались на стенах храмов, писались иконы. Медальоны с его изображением носились на груди. Ему молятся как защитнику, способному своим оружием и ратным искусством спасти в годины разрушительных бедствий и в житейских несчастьях.

 

0_16e3fb_eb917e5f_XL.jpg

 


На фотографии: нательный образ Святого мученика Андрея Стратилата, изготовленный на московской фабрике купца В.И.Жолобова. Латунь. Высота: 3,3 см. Конец XIX, начало ХХ веков. На ушке иконы стоит фабричное клеймо "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.

 


Очень может быть, что эти нательные иконы, изготовленные на фабрике В.И. Жолобова, были предназначены именно для воинов русской царской армии, а значит и носились ими во все дни их нелёгкой службы. Не исключено, что и после неё.
В книге «Нательные иконки – образки» (М. 2009 г.), автор Валерий Квятковский пишет, что «Свои» образки для учащихся (выпускников) делали и некоторые учебные заведения от кадетских корпусов до фельдшерских школ. Причём, образки, выдаваемые разным выпускникам, отличались в каких – либо деталях, но в обязательном порядке несли изображения одних и тех же святых, по сложившейся традиции, ставших для учебного заведения особо почитаемыми. Вообще, в военно - учебных заведениях к обычаю выдавать выпускникам нательные образки относились очень серьёзно. Эта традиция, утверждает автор Квятковский, сохранялась и в самых тяжёлых условиях, в том числе и в разгар Великой войны (Первой мировой) и в самые последние месяцы существования Российской Империи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зажимки для бумаги - «рука Маркизы»

 

Зажимки для бумаги -«рука Маркизы», получившие у своих непосредственных пользователей, главным образом у деловых людей, такое своеобразное, затейливое наименование. Эти кабинетные канцелярские приспособления бытовали в моде в конце XIX, начале ХХ веков и ещё продолжавшие, в некоторой степени, находиться в употреблении в 20,30-е годы прошлого столетия.
Устройство зажимки самое простое. Две плоскости, одна из которых верхняя, имеющая вид женской руки в перчатке, соединяются между собой пружинкой. Пружинка устроена по центру между этими плоскостями. Под края «пальцев» зажимки могут подкладываться писчая бумага для ведения всевозможных записей, блокнот, бумажные деньги и это концами «пальцев» прижимается.
В верхней части нижней плоскости «руки Маркизы» предусмотрено отверстие для того, чтобы бесхитростное устройство подвешивать для удобства на стене или на другой какой-нибудь вертикальной основе.
Два экземпляра зажимок «руки Маркизы» представлены на фотографиях. Для изготовления таких предметов был заказ на фабрику купца В.И.Жолобова. Обе «руки Маркизы» имеют несколько отличительный друг от друга вид, так как исполнены с разным художественным приёмом.


0_16e482_126608dd_orig.jpg

 

На фотографии: зажимка для бумаги "рука Маркизы", изготовленная на московской фабрике купца В.И. Жолобова. Конец XIX, начало ХХ веков. Длинна: 10 см. Белый металл с бронзовым покрытием.

 

0_16e483_8ee5fa3e_orig.jpg



На фотографии: фрагмент зажимки для бумаги "рука Маркизы" с фабричным клеймом "В. ЖолобовЪ".

 

0_16e59c_6713f67f_orig.jpg

 

На фотографии: зажимка для бумаги "рука Маркизы", изготовленная на московской фабрике купца В.И. Жолобова. Конец XIX, начало ХХ веков. Длинна: 10 см. Латунь.



0_16e487_d5a22d4e_orig.jpg

 

На фотографии: фрагмент зажимки "Рука Маркизы" с фабричным клеймом "В.И.Ж", что означает Василий Иванович Жолобов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знак «Разведчик 1-го разряда» (в кавалерии)

 

Знак «Разведчик 1-го разряда» (в кавалерии) Высочайше утверждён 11 июня 1891 года. (ПСЗ, 3, Т.XI. № 7836, СПб., 1894 г.) Знаком награждались нижние чины, состоявшие в специальных командах разведчиков в кавалерии и казачьих войсках. Носился на мундире, рубахе и шинели на правой стороне груди.
Знак имеет форму круглого диска в виде компаса с наложенными накрест шашкой и саблей, концы которых выступают за окружность диска. На оборотной стороне крючки для крепления к одежде. Диам.- 31 мм., дл. шашки 51 мм. Белый металл. (Циркуляр Ген. Штаба, 1891 г.,№ 225).
Московская фабрика купца Василия Ивановича Жолобова изготавливала знаки «Разведчик 1-го разряда». На представленной фотографии показан экземпляр такого знака, сделанный фирмой «В. Жолобов и Ко», но с утраченными концами (верхними и нижними) шашки и сабли.

 

0_16e3fd_7d125fc9_XL.jpg

 


На фотографии: знак "Разведчик 1-го разряда" (в кавалерии), изготовленный на фабрике купца В.И. Жолобова, найденный в земле коллекционерами-поисковиками. Конец XIX, начало ХХ веков. Белый металл.


 

0_16e3fe_f0ff18ca_XL.jpg

 

На фотографии: оборотная сторона знака "Разведчик 1-го разряда" с фабричным клеймом "В.И.Ж.", что означает Василий Иванович Жолобов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо помню такие зажимы для бумаги. Еще лет 30 назад их можно было видеть в обиходе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования