Перейти к публикации

Сеченовский район


TatianaLGNN
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

https://ok.ru/group/52444855337164
Бывший Теплостановский район.
До революции Симбирская губерния Курмышский уезд

 

Село Быковка Сеченовского Района, Земля Теплостанская! Быковка в прошлом была селом владельческим .Первым Владельцем села был представитель древнего дворянского рода, Степан Быков.От Быковых селение перешло князю Ивану Григорьевичу Бабичеву ( 1720 - 1818 г ). Следующим владельцем Быковки был Василий Сергеевич Шереметев - генерал - майор ( 1752 - 1831 г ). Следующим владельцем села Быковка был дворянин Захар Николаевич Посников (1765 - 1834 г ).
Последней владелицей села Быковка, была помещица Прасковья Егоровна Федорова.Во время Октябрьской революции П.Е. Федорова тайно уехала в Алатырь.Управляющим имением был Иван Иванович Кульков , Родной брат моей бабушки Агрофены Ивановны Колесниковой ( Кульковой)

 

Михаил Иванович Храмов (1926 - 2006)
Михаил Иванович родился 7 ноября 1926 года в селе Быковка Сеченовского района Нижегородской области в многодетной крестьянской семье.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Отечественной войны, медалью "За отвагу" и другими медалями.
Выпускник Казанского государственного университета. Заочно окончил аспирантуру, защитил диссертацию,получив ученую степень кандидата философских наук.
Почти пять десятилетий учительствовал, из них 32 года был директором школы. Имеет звание "Отличник народного просвещения РСФСР", "Отличник просвещения СССР". За многолетнюю и плодотворную работу в области народного образования награжден орденом "Знак Почета".
Михаил Иванович - почетный гражданин Сеченовского района, действительный член общества "Нижегородский краевед" Он автор книг "Присурский край", "Люди земли теплостанской", "Край, где бывал Пушкин", "Село Васильевка", "Учителя-теплостанцы в боях за Родину", "Теплый Стан и его люди", "Сподвижник Петра Великого", "Сергей Есенин" и другие.

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Быковка Сеченовского района Нижегородской области.

 


Церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. С незапамятных времен люди на Руси ходили в храмы. Верующие прихожане просили у Бога здоровья, скорбили о своем горе , поминали близких усопших, вымаливали благополучия в делах повседневных , крестились, венчались, причащались, освобождаясь от бренных грехов; здесь же прославляли избавителей земли русской от иноземцев.
Сотни тысяч храмов были возведены на русской земле. Они строились и землевладельцами, и фабрикантами, и купцами, и на средства прихожан. Храмы имелись почти в каждом селении, а в некоторых не по одному. Немало их было и в нашем крае. Достаточно сказать , что в 1868 году в Курмышском уезде действовали 21 каменная и 32 деревянных церкви; а также 28 мечетей.
С каждым годом их число увеличивалось. По статистическим данным 1901 года, только в селениях,ныне входящих в состав Сеченовского района , имелось более 30 храмов - больших и малых, каменных и деревянных. Самыми древними из них были церкви в Свинухи, Болховском, Верхнем Талызине, Ратове, Быковке.
Высоко взметнув в небо свои купола, стояли они гордо, величаво. Мелодичный колокольный звон разливался вокруг. Церковное песнопение очаровывало и приводило в восторг и умиление верующих.
Церковь в Быковке, была построена в 1795 году местным помещиком князем Иваном Григорьевичем Бабичевым. Церковь была деревянной. Храм был освящен во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. По рассказам местных старожилов, эта церковь сгорела, и ее мало кто из сельчан помнит.
На том месте ,где стояла церковь , построенная Иваном Григорьевичем Бабичевым, сын его брата Александра Григорьевича - Николай Александрович Бабичев - 1864году построил в Быковке новую церковь, тоже деревянную, эта она сохранилась в памяти сельчан .
Церковь была однопрестольной. Она не разделялась на летнею и зимнею: отапливалась вся. Храм был покрыт железом,окрашенным в ярко - зеленый цвет. По своей архитектуре Быковская церковь представляла собой четырехугольное продолговатое деревянное здание с возвышающимся массивным куполом,обитым белой жестью.
Колокольня церкви с пятью колоколами увенчалась восьмигранным куполом. Стены были расписаны изображениями из жизни Спасителя и др.
В церкви был установлен прекрасный иконостас ,имелась богатая утварь, были дорогие одежды на престол и жертвенник, а также на обличия священников. Подтверждение тому - " Опись имущества церкви во имя Похвалы Пресвятой Богородицы села Быковка",
Вот некоторые из них: "напрестольное одеяние большое голубое фанзовое, обложенное бархотом, вызолоченное; напрестольное одеяние малое, обложенное малиновым плисом; сосуд большой позолоченный; сосуд большой серебряный; блюда серебряные;
блюда оловянные; плащеница алая; ризы атласные, выложенные золотым позументом;ризы голубые бархатные, обложенные парчой; ризы зеленые, обложенные красной материей; Эпетрахель зеленая атласная , обложенная золотым с серебряным позументом; подсвечники четыре медные; купель медная; лампы медные четыре; паникадило большое хрустальное; паникодило малое медное; венцы,обложенные позолотой и серебром; книги: Библия, Старый Завет; Новый Завет; Псалтырь; Требник; Часослов; Проповеди; Евангелие"
Этот документ свидетельствует о богатом убранстве Быковской церкви, которая считалась в округе одной из красивых и богатых. Под алтарем храма был сооружен каменный склеп, в котором были захоронены князья Бабичевы-владельцы села Быковка и создатели обоих храмов в селе.
На паперть храма вело несколько ступеней, поэтому он величаво возвышался над селом. Рядом с церковью была деревянная часовня. Церковь располагалась на крутом склоне к речке Медянке. Внизу этого склона был большой родник,вода в котором никогда не замерзала. Именовался он Церковным колодцем, Он сохранился и поныне.
Рядом с церковью находилась барская усадьба. Храм был обнесен деревянной оградой, Низ которой был выложен из кирпича. Церковь утопала в зелени, за ее оградой находились могилы священнослужителей.
Штат церковного причта в Быковке был полным -священник, диакон и псаломщик. К сожалению, не удалось установить имен быковских священников. Известно только из рассказов местных старожилов ,что в 1920 году священником в церкви был отец Борис, который, как только началось гонение на церковнослужителей, тайно бежал из села и ушел к белым.
Приход Быковской церкви,в обиходе именуемый Похвалинским ,был большим. В приход входили, кроме Быковки, деревни Мендровка,Фыровка, Васильевка, Новоселки, Собачевка. Общее число жителей в приходе составляло 2236 человек.
Жители мордовских селений, входящих в приход Быковской церкви , хоронили своих умерших в Быковке. И в наши дни на быковском кладбище сохранилась так называемая мордовская сторона.
Шло время,верующие посещали храмы. Но вот совершилась Октябрьская революция,и многое изменилось. Быковская церковь была закрыта одной из первых в Теплостанском районе. Вслед за закрытием храмов начался их разгром. Не избежал злой участи и великолепный Быковский храм, престол которого был освящен во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
(М.И. Храмов)

image__1_.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

с.Ратово Сеченовского района Нижегородской области.
На территории Сеченовского района Нижегородской области находится немало исторических и архитектурных памятников, составляющих культурное наследие народностей, проживающих на российской земле. Одним из достойных внимания старинных символов православной веры является Вознесенская церковь, расположенная в российской глубинке, на левом берегу реки Суры, в 217 км от Нижнего Новгорода, в небольшом селе Ратово.
Строительство церкви Вознесения Господня в селе Ратово было начато в конце XVIII века, а датой завершения работ по возведению храма считается 1792 год. Классическое сооружение украшено высоким куполом, арочными оконными проемами и небольшими круглыми оконцами, необычным полукруглым помещением. При церкви существует колокольня, соединенная с основным зданием. Достоверных сведений об архитекторе проекта и судьбе обители в сложные для российского христианства 30-е годы XX века не сохранилось.
В настоящее время Вознесенская церковь села Ратово является действующей. Под святыми сводами происходят богослужения и церковные обряды, праздничные литургии, о которых на все село возвещает колокольный звон. Местные жители заботятся и почитают эту древнюю частичку истории.
По данным ратовского краеведа Геннадия Михайловича Маланецкого, Ратово возникло около 1371 года, когда здесь появились монахи Нижегородского Печерского монастыря. Первоначально называлось Ратаевкой, по имени первопоселенца или первого владельца. После казанской кампании 1552 года Иван Грозный пожаловал эти земли трём братьям Бурцевым. Во время пугачёвского восстания один из тогдашних Бурцевых был казнён в Алатыре, его ратовская усадьба сожжена, после чего помещики перебрались на окраину села (сельцо Бурцовка или «хутор»). Позднее Ратовом владели Дурасовы, родственники Н.А.Мотовилова, биографа преподобного Серафима Саровского. Последние владельцы «хутора» – Петровичи (ударение на первый слог). Сохранилась часть их усадьбы – оригинальный деревянный флигель на каменном фундаменте.
Каменный храм был построен в 1785 г.помещиком Михаилом Яковлевичем Бурцевым. Священник, диакон и псаломщик проживали в собственных домах. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь (датировка объекта – конец XVIII – начало XIX вв., документ о принятии на госохрану № 286). Престолов в нём три: главный (холодный) – в честь Вознесения Господня, в приделах (тёплых): в правом – во имя святителя и чудотворца Николая и в левом – во имя святой великомученицы Ефимии Всехвальныя.
В состав прихода входили: с. Ратово, деревни Дурасово, Щукино и Бегичево.Всего в приходе числилось 439 дворов с населением 3112 человек.
До постройки каменной церкви в селе Ратово была деревянная церковь, возведенная в начале 1720-х годов. Она обветшала, её разобрали и на её месте построили часовню. Каменный храм, построенный Бурцевым, отличается особенной, изысканной архитектурой. Главный придел построен в честь Вознесения Господня, второй (теплый)-в честь Святого Николая Чудотворца, левый-в честь Святой Великомученицы Евфимии Всехвальной.
Фасад здания декоративно оформлен, что гармонично сочетается с другими частями проекта. Внутренне убранство поражает своим изяществом, пышностью в оформлении росписей. Особенно поражала воображение входящих в храм людей великолепная резьба иконостаса с изобилием деревянной скульптуры. Резчиками по дереву были Фомичев Иван и его сын Григорий. Их Бурцев привез из Москвы.
(Храмов М.И. «Теплостанское Посурье».Газета «Саранские вести».Декабрь,2004г.)

image__2_.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Алферьево – село в Сеченовском районе. Другое название – Богородское. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь. Датировка объекта – XVIII век (1760 год). Документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, храм был построен помещиком Андреем Ивановичем Кикиным, отцом генерала Петра Андреевича Кикина, героя Отечественной войны, автора идеи создания Храма Христа Спасителя в Москве. В 1892 году храм в Алферьеве был обнесен деревянной оградой. Престолов в нём два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Ростовского. Во второй половине XIX селом владел Пётр Евграфович Кикин, племянник Петра Андреевича Кикина. Мать П.А.Кикина Мария Фёдоровна – сестра как Нила Фёдоровича Ермолова, прапрадеда академика-кораблестроителя А.Н.Крылова, так и Александра Фёдоровича Ермолова, деда братьев Языковых и Китти Хомяковой.

image__3_.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

История земли Теплостанской.

 

 

 

Первым владельцем Теплого Стана был Осип Иванович Ермолов. Он был глубоко верующим человеком. В дни престольных праздников в окружении своих верных слуг он отправлялся на богомолье в Нижний Новгород, в Благовещенский монастырь, куда ездил еще его отец Иван Осипович. В каждый свой приезд в монастырь Осип Ермолов щедро одаривал монашескую братию деньгами и продовольствием, с тем, чтобы она денно и нощно молилась о спасении его души. В 1631г. Осип Иванович Ермолов переместился в мир иной. За несколько лет перед смертью, постригшись в монахи, он ушел в Благовещенский монастырь, подарив ему занчительную часть своего теплостанского поместья, а оставшуюся часть поделил между сыновьями Александром, Михаилом и Родионом.

 


Последний ходатайствовал перед наместником Алатырской провинции о переименовании Теплого Стана в село Родионовское, чтобы увековечить свое имя на нижегородской земле, но просьбу его в канцелярии наместничества не уважили, отклонили. Однако Родион Осипович по заведенному в то время порядку официально внес в реестр свое поместье в Теплом Стане под названием "Родионовское".Более века земля, подаренная Осипом Ермоловым монастырю, сдавалась в аренду оброчным крестьянам, часть которых была переселена сюда из других монастырских поместий.Вторая часть теплостанского поместья дробилась между многими наследниками Ермоловых. Земли закладывались, продавались и выкупались; в качестве приданого части поместных и вотчинных земель выделялись дочерям, выходящим замуж за гвардейских офицеров, статских и титулярных советников.В 1752 г. Федор Иванович Ермолов объединил в единое владение все поместья в Теплом Стане, ранее принадлежавшие клану Ермоловых, утративших по разным причинам прямую связь со своими имениями. К этому времени Ф.И.Ермолову также принадлежали крупные поместья в селах Черновском и Апраксине, ныне расположенные в Большеболдинском районе Нижегородской области.После смерти Ф.И.Ермолова в 1786г. Теплостанская вотчина переходит к его сыну - Нилу Федоровичу, екатерининскому генерал-интенданту, разбогатевшему на скупке поместий и вотчин у разорявшихся дворян.

 


Дмитрий Сеченов (1709 - 1767) происходил из дворян костромской губернии. Его дед участвовал во Вселенском соборе 1613г., на котором был избран царем Михаил Федорович Романов.В 1752г. Дмитрий Сеченов передает свое имение брату Ивану Андреевичу, костромскому дворянину, отставному капралу, от которого оно затем перешло к деду И. М. Сеченова, великого русского физиолога - Алексею Ивановичу Сеченову. После смерти последнего теплостанское имение переходит по наследству к Михаилу Алексеевичу Сеченову, отцу И.М.Сеченова.

 


Сеченово-Основано в 1552 году царем Иваном Грозным во время его третьего похода на Казань. На речке Медянка, недалеко от её истока, войско Ивана Грозного раскинуло десятый по счету стан. Рать Грозного проходила эту землю в лучшее время года. Однако, по преданию, погода была ненастной: шёл дождь, бушевали ветры. Перед десятой остановкой погода изменилась: ветер затих, стало тепло и солнечно, и войско остановилось на ночлег. Царь Иван Грозный назвал десятый стан Тёплым, отсюда и пошло название Тёплый Стан. А когда эта местность стала осваиваться и заселятся людьми, ее начали называть теплостанской землёй. В течение почти четырёх веков, до 1929 года, теплостанская земля входила то в Курмыщский, то в Алатырские уезды Симбирской губернии.В 1929 году был образован Теплостанский район в составе Нижегородского края. 24 ноября 1945 года село Теплый Стан было переименовано в село Сеченово, в честь великого русского ученого Ивана Михайловича Сеченова, родившегося здесь, а район стал называться Сеченовским.

 

 

 

В 1800г., в тридцатилетнем возрасте, Михаил Филатов в чине подполковника вышел в отставку и женился на Елизавете Ниловне Ермоловой - дочери генерала. Все теплостанское имение Нил Ермолов подарил дочери и зятю. С этого времени вторая половина Теплого Стана стала принадлежать Михаилу Федоровичу Филатову.Сеченовы и Филатовы были стали соседями по Теплому Стану. Хотя расстояние между усадьбами было невелико, сначала семьи не дружили. Главы этих семейств, как пишет И.М.Сеченов, находились "в контрах". Причиной тому была женитьба Михаила Алексеевича Сеченова на крепостной крестьянке. Придет время, и младший сын гвардейского офицера Филатова Петр Михайлович, тоже гвардейский офицер, подполковник, выйдя в сорокалетнем возрасте в отставку, повторит поступок соседа: в 1875г. Женится на шестнадцатилетней крестьянке из дворовых слуг своего имения.

 


Дружба между семьями Сеченовых и Филатовых стала формироваться лишь после смерти в 1839г. М.А.Сеченова. Позже между Сеченовыми и Филатовыми возникли родственные отношения.В 1830г. в селе была построена каменная четырехпрестольная церковь.

 

(М.И.Храмов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Село БОЛТИНКА Сеченовского района Нижегородской области.
В 1436 году из Золотой Орды на службу к великому князю выехал знатный мурза Кутлубача. По прибытии в Москву он принял святое крещение и обращен в православную веру. Его нарекли Георгием. У Георгия был сын Михаил Георгиевич, по прозвищу «Болт». От этого прозвища и пошла фамилия Болтиных.Михаил Георгиевич Болтин прожил большую жизнь в Москве, имел двух сыновей – Григория и Василия. Григорий Михайлович был слугой у великого московского князя Ивана III, в 1472 году им направлялся послом в Золотую Орду, к хану Ахмету. Второй сын, Василий Михайлович, в 1491 году с двумя немцами отправился искать серебряные руды в Печору. За многие службы оба брата Болтиных были жалованы поместьями. Григорий получил землю недалеко от Сергача и Лукоянова, а Василий Михайлович в нынешнем Сеченовском районе, где он основал на берегу речки Сухой Медянки поместье, ставшее известным под названием село Болтинка. Болтинка стала родовым имением Болтиных.
Болтины были патриотами земли Русской. Трое из рода Болтиных участвовали в походах Ивана Грозного на Казан, один из них, Андрей, в 1548 году был убит. Его имя внесено в сенодик Московского Успенского собора на вечное поминовение.
В 1611-1613 гг. трое Болтиных – Воин Иванович, Иван Иванович и Ждан Петрович (помещик села Жданова, родного поселения Болтинки) были воеводами в народном ополчении Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
Ждан Петрович и Воин Иванович Болтины в 1613 году участвовали в выборах первого русского царя Михаила Федоровича Романова. Они вносили предложение избрать царем России доблестного сына Отечества Дмитрия Пожарского, но он сам отказался от предложенной чести. Ждан Петрович Болтин был незаурядным писателем. Он составил «Хронику военных походов», в которой подробно описал ратные подвиги нижегородцев и арзамасцев в период «смутного» времени.
До двадцатых годов 20 века село Болтинка входила в состав Бахаревской волости Курмышского уезда Симбирской Губернии. В апреле 1922 года из селений Бахаревки и Ждановской волости Курмышского уезда была образована Болтинская волость. 30 мая 1922 года был образован исполком волостного Совета. Согласно архивным данным, Болтинский волисполком возглавил Влас Абрамович Викулов.
Духовный символ села Болтинки – Боголюбская икона Божией Матери,местные жители рассказывают красивую легенду о происхождении святого источника. Незадолго до отмены крепостного права, сельские пастухи пасли скот. Стоял жаркий день, пастухов мучила жажда. И вдруг прямо на земле они увидели икону Боголюбской Божьей Матери. Со словами молитвы подняли ее и увидели, как на том месте из-под земли забил родник. Крестьяне увидели в этом знак Всевышнего к освобождению их от крепостной зависимости. Однако местный помещик решил увезти икону в Боголюбский монастырь, что под городом Владимиром, так как было не совсем понятно: возможно, она была украдена и брошена злодеями. В дороге икона... пропала. И обнаружили ее через несколько дней все в том же роднике. Весть о чуде разнеслась по всей округе ,а к роднику, который обустроили и углубили, создав колодец-резервуар для воды, потянулись паломники.
Есть еще одно поверье, когда-то очень давно местным пастухам явилась в том роднике икона Боголюбской Божьей Матери, они взяли ее из родника и разговаривали с нею. И Божия Матерь обещала пастухам оберегать жителей Болтинки от всяких бед, взять их под свое покровительство. С тех пор считается, что в селе очень хорошие, гостеприимные люди, одни из самых верующих в Нижегородской области.
В честь чудесного обретения Боголюбской богородичной иконы в Болтинке построили одноименную церковь. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», по данным краеведа Владимира Бакунина, каменный храм в селе был построен в 1777 году помещицей Дарьей Алексеевной Кротковой. Престолов в нём два: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила (часть села, где находился этот храм, называется Александровка). К нему был приписан ещё один каменный храм, построенный местными крестьянами в 1900 году с двумя престолами: главный – в честь Боголюбския иконы Божией Матери (в 1900 году он был ещё не освящён) и в трапезном приделе – в честь Рождества Христова. При храме находилась деревянная усыпальница. Однако эти объекты не сохранились, а на месте болтинской церкви был построен кирпичный новодел.
Святой источник находится за селом Болтинка на горке, у источника установлена часовня и деревянная купальня. Вода в святом источнике и в жару, и в морозы сохраняет одну и ту же температуру – плюс четыре градуса. Считается, что вода из этого источника помогает при хронических гастритах, язве желудка, сахарном диабете, заболеваниях печени и желчного пузыря.
В селе Болтинка каждый год 1 июля справляют православный праздник Боголюбимое. Народ съезжается на святой источник, на болтинской горе у святого места отслуживается молебен. Еще есть традиция: люди, повернувшись лицом на восток, обливаются родниковой водой.
В селе действует завод по производству минеральной воды под маркой «Болтинская».

 

(автор Светлана Ерофеева)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования