Перейти к публикации

Смолево. Старообрядческое Подмосковье


vladimirS
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

“Выйти из тени”.

 

Ну…вот вышел…как-будто в дверь постучался. А вдруг, думаю в смущении некотором, тебе вот так откроют: “Володь, привет, ты где запропал? Давай заходи, своим будешь…со своим Смолево”.

 

А Ирина скажет: “Ну, как же, Володе теперь и Молоково нужно, и Кузяево тоже. Галине вон строго наказывал, чтобы в Ново-Харитоново заехала, и хотя туда она не попала, но была в Меткамелино по тем же делам. Сказывают, что он про Карпово задумывается и Вохной интересовался”.

 

Все так.
Вот прапрабабушка Авдотья Яковлевна у меня из молоковских Деминых, а их там треть деревни на 1834 год.
Соколов Виталий Федорович, что из Соколовых (Абаниных) - Анна Еремеевна нам с ним прапрапрабабушкой приходится, свою бабушку из молоковских Казаковых числит. Казаковы - это вторая треть Молоково.

 

Вот и Галкина Елена Александровна, что “Кузнецовы. Династия. Семейное дело” в соавторстве опубликовала, упоминает в книге моего прадеда Маслова Михаила Фомича из Кузяево. Я только и знал о нем, что доверенным лицом у Матвея Сидоровича Кузнецова он был, и выставки в Нижнем и Москве организовывал. Нет, говорит Елена Александровна, не только. Был он заведующим всей художественной частью на дулевском заводе.
У Михаила Фомича и брат Максим и отец Фома Петров фарфор выделывали. И у Фомы Петрова младший брат Григорий, по-видимому, при фарфоре был, поскольку оба его сына на дулевском заводе работали.
Скорее всего, именно сына Григория, Маслова Федора Григорьевича, Елена Александрова упоминает в связи с получением большой серебряной медаль на выставке в Нижнем. Известно, что он из Кузяево и более 20 лет на фарфоровом заводе в Дулево проработал.
Вот еще «фарфоровая» династия, но Масловых.

 

Ну, все, говорит мне Галина, сел на своего конька!...Согласен, пожалуй…
Да, вышел из тени…
Аватару – это такая маленькая картинка, что рядом с ником размещена, Галина сделала, а оригинальный ник сам придумал.
Возьмете в свою компанию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

“Выйти из тени”.
Ну…вот вышел…как-будто в дверь постучался. А вдруг, думаю в смущении некотором, тебе вот так откроют: “Володь, привет, ты где запропал? Давай заходи, своим будешь…со своим Смолево”.  
Ну, все, говорит мне Галина, сел на своего конька!...Согласен, пожалуй…
Да, вышел из тени…  
Аватару – это такая маленькая картинка, что рядом с ником размещена, Галина сделала, а оригинальный ник сам придумал.
Возьмете в свою компанию?

А как же как же давно ждем-с! С выходом Володя на нашу сцену:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Володя, очень Вам рада! Общаться напрямую всегда проще, чем через посредника, даже если это такой замечательный человек как Галина! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Владимир, очень рада Вашему "выходу из тени"! С большим интересом читаю Ваши рассказы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

vladimirS
Будьте как дома. Все перечисленные деревни мне знакомы, часто проезжаю через те края, а церковь старообрядческая в Ново-Харитоново одна из любимых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В мои планы входит продолжение публикаций, связанных со Смолево и теми населенными пунктами, которые составляют части восточного Подмосковья, а ранее относились к Гуслицам, Селне, Раменью и Вохне. Между собой они связаны присутствием или делами моих предков, иногда даже и тех, кто жил с ними рядом, а живущий вместе порой больше чем родственник.

 

Начиналось все как чистой воды генеалогия, причем только по линии отца, потом с этим абсолютно естественным образом соприкоснулись история и краеведение.

 

А в какой-то момент я подумал, что понимание самих мотивов, по которым этот поиск становится важным для меня, тоже очень существенно и совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. И мотивы эти бывают самыми неожиданными. Вот, например, взять мои маленькие публикации. Появляется информация, и ею хочется поделиться. Это как бы «проба пера». Но еще, я точно это знаю, мне захотелось сделать приятное тем, кто мне столько помогал в московских архивах. Вот и надеюсь, что-то и где-то получилось.

 

Попробовал продолжать и осознал некоторую проблему. Пишется в привязке к тому, что раньше публиковал. Что делать: повторяться скучно, да и несколько некорректно по отношению к потенциальному читателю, не уточнять там, где пояснения требуются (но есть в ранее написанном) тоже неловко. Решил: сделаю несколько переработанный вариант того, что было опубликовано раньше.
Вот и делаю (читайте ниже), причем, настолько освоился и почувствовал себя как дома, что даже разрешения на такой ход не спросил.

 

ХРОНИКИ СМОЛЕВО

 

9 октября 2005 7:46 (дата опубликования)
По семейной легенде Соколовы основали Смолево в XVI-XVII веке. И были они выходцами из Литвы. Но Литвой в те времена именовались обширные земли, лежавшие к западу от Московского государства. Потому точно невозможно сказать, откуда могли придти пять братьев Соколовых в эти места.

 

24 октября 2005 21:38Сегодня мы получили письмо из Смолево от старосты Базекиной Инны Ивановны. Письмо пространное на два с половиной листа формата А4. Каждый лист исписан с двух сторон. Кроме сведений о живущих ныне Соколовых и их предках дается подробное описание самой деревни, которое я хочу привести практически без изменения.

 

Деревня Смолево расположена с юго-запада на северо-восток, на низком берегу речки (наполняется только весной в половодье), поля все мелиорированы, но заброшены.
Раньше деревня, как бы делилась на 4 части:
Черновиха, которая расположена от железнодорожной станции в 1 километре;
Хомуниха – 2-я часть;
Середина – 3-я часть;
Вшивая гора – 4-я часть.

 

В одном километре от деревни проходит железная дорога Москва – Черусти. Электропоезд следует через Люберцы II, остановка – платформа 73-й километр.
С южной стороны деревни, на бугре, находится старое действующее кладбище. Могил Соколовых много.

 

До революции в лесу гнали деготь и смолу. Соколовы (Абанины) были лесопромышленниками. У прадеда Инны Ивановны Базекиной, Волкова Ивана Егоровича, сзади дома был цех по производству кружевных изделий (около 1920 г.). Раньше, до 1950 года деревню вплотную окружал лес. Сейчас лес вокруг деревни вырублен. До ближайшего леса 1 км и более, вокруг дачные участки.

 

Дом № 49 – дом деда, сохранился в прежнем виде, находится в центре деревни. В доме 4 окна. 2 окна выходят на юго-восток и по бокам с южной стороны 2 окна, с северной – одно. Перестроили только двор.
Вот дом, который построил мой дед или даже прадед. Стоит. Почти как новенький.

 

http://f.foto.radikal.ru/0611/c46cd2c8ed4e.jpg

 

Между домом № 49 и № 47, в котором живут потомки Синетиных (приезжают на лето) весной протекает бурный ручей с полей со стороны деревни Минино. В начале прошлого века, якобы была речка. Сохранились в прежнем виде еще 3 дома Соколовых (Абаниных).

 

До 1969 года в деревне был колхоз. Названия были разные: колхоз имени Белова, «Память Ленина», «Память Ильича», С 1969 года до 1996 года - совхоз «Соболевский», затем перестал существовать. Поля не обрабатываются, не выкашиваются.
После войны в каждом дворе была корова. Сейчас две коровы на всю деревню.
По дерене проходит асфальт с 1983 года, деревня освещена, имеется магазин «Продукты».

 

В деревне 110 домов, из них коренные жители 90 домов, зимой проживают в 60 домах. Прописано в деревне 60 человек, 3 ребенка учатся в школе. В основном живут пенсионеры или те, что проживали в молодости, жили в Москве, а сейчас вернулись в родную деревню по выходу на пенсию.
В деревне была часовня. В 1936-39 г.г. она перестала действовать. В ней был зерносклад. А в 60-х годах ее ликвидировали.
Наиболее распространенные фамилии в деревне: Соколовы, имеющие прозвища Синетины, Офицеровы, Закускины, Абанины; Волковы, Разухины, Карповы, Бубновы, Корчагины, Чистовы, Беловы, Фадеевы, Горячевы, Бобровы, Гафилины.

Изменено пользователем galinaS
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 ноября 2005 15:57

 

Первоначально был известен дед, Соколов Тимофей Иванович, родившийся в 1870 году и живший в Смолево. Еще был известен прадед Иван Михайлович, бывший долгое время старостой в Смолево и даже награжденый золотой медалью за усердную службу на этом поприще. Знали, что у Тимофея Ивановича было два брата и пятеро сестер. Вот и все.

 

Но потом появилась Ирина, и ее потрясающая находка подворной переписи Смолево за 1869 – 1871 годы.
В Смолево тогда было 84 двора. Подворная перепись содержала сведения обо всех, кто там проживал, их возраст и родственные связи внутри каждого двора. Единственно, что отсутствовало – это фамилии.

 

Стал внимательно анализировать каждый двор. И вот вышел на 67 по счету. В этом дворе проживала молодая семья с годовалым ребенком. Отца знали Иван Михайлович, а его сына – Тимофей. И что самое важное – ситуация по другим дворам даже близко не совпадала с тем, что было известно о предках.

 

Старшим был указан Михаил Яковлевич (около 1820 года рождения), прапрадед. Конечно, было известно, что прапрадеда звали Михаилом, но отчество и возраст стали открытием. А прапрабабушка, его жена Авдотья Яковлевна, примерно того же года рождения, была совершенно неизвестна.
Неизвестен был и год рождения Ивана Михайловича (выяснили, что около 1850). Появилась его жена – Авдотья Иовлевна, на три года моложе. Еще открытие: у Ивана оказалось два младших брата, Аким (примерно 1855 года рождения) и Анфиноген 1861 года.

 

Именно в это время осенила новая идея. Через районную администрацию в Орехово-Зуево, через местную администрацию в Соболево отыскал телефон старосты Смолево, и позвонил Инне Ивановне. Новое везение: мы встретили искренний интерес и необычайно теплым откликом на свои вопросы.

 

На нашем столе уже три письма из Смолево. Первое – пересказ разговора между мамой Инны Ивановны и Геннадием Дмитриевичем Соколовым, как выяснилось, моим четвероюродным братом, проживающим в Смолево, внуком Акима Михайловича, о родственниках по его линии.
Да, действительно, был Аким. Действительно, Михаил Яковлевич. Оба Соколовы.

 

Потом пришло письмо от Анфисы Дмитриевны, тоже моей четвероюродной сестры, внучки Акима Михайловича, которая серьезно дополнила предыдущий рассказ.

 

У Анфисы Дмитриевны хранится псалтырь с надписью «Принадлежит Маслову Максиму Фомичу. 1883». Он остался от Марии, жены Федота Ильича Карпова, прадеда Инны Ивановны. Еще известно, что Мария была родом из соседней деревни Кузяево, скорее всего этот псалтырь перешел ей от кого-то из самых близких родственников, возможно, отца. Но из Кузяево был и мой прадед по бабушкиной линии и звали его…Маслов Михаил Фомич.
Не исключено, что Максим и Михаил Масловы были родными братьями.

 

А вот семья моего деда Тимофея на фоне стены этого дома. В центре прадед Иван Михайлович.

 


633020ec14ab.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каждый раз, когда читаю подобные вещи то берут завидки. У самого инф. полно и написать есть что, а вот...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9b099ba71f2e.jpg

 

18 января 2006 8:53

 

Размышления.
"Вот, если смотреть бракосочетания, то две пары из трех – жених и невеста из разных деревень. Откуда они берутся? Преимущественно из родственных контактов. Есть в деревне близкий или дальний родственник – вот и едут навестить, а заодно и присмотреть, нет ли в окрестностях подходящей пары для сына-дочки. Но вот что интересно: из каких деревень женихи и невесты для смолевских находились?

Минино и Лопаково (ну, это понятно, вышел за околицу, а эти деревни видны).
Другие: Меткамелино, Кузяево, Карпово, Молоково, Ново-Харитоново, Анцыферово, Яковлевское тоже близко, в пределах 10 верст. А вот Гора, Губино уже подальше, все 15 будет, а то и более. А вот как более? Каков тот радиус, в котором подходящие женихи – невесты водятся?
Есть такое соображение. Едут в гости на телеге, да на неполный день, хозяйство-то не бросишь. Так вот получается, что на все про все часов 10 и уходит. Причем часа 4 в гостях, меньше за столом вроде и сидеть-то неудобно. Остается три часа езды в одну сторону. Если взять среднюю скорость телеги - пресловутые 7 верст в час (чай не на скачках, да и лошадку, однако, жалко), то и выходит 21 верста. Посему за радиусом верст в 25 вокруг Смолево женихи, может, и водятся, только, как до них дотянуться на телеге-то?

Вот…да…не возьмешь третью Holsten, так и расчеты какие-то неубедительные выходят."

 

f923d4f4b67d.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 марта 2006 12:03

Про Трефила.
Ольге ( Liolia) и не только от Владимира.

По рассказам Базекиной Инны Ивановны, «…когда-то в Смолево была церквушка (молельный дом), стояла она на юго-восточной стороне деревни, а лесопромышленник Чистов Василий Трефилович перевез ее на северо-западную сторону и пристроил к ней помещение, она состояла из двух залов, которые разделялись коридором-прихожей. Перевозили церковь на лошадях, что могли – переносили вручную».

Примечание: последний раз договор о проведении служб в Покровской церкви деревни Смолево был заключен 9 июля 1926 года, но действовал недолго, потом церковное строение отдали колхозу.

Интересно, что в рассказах Инна Ивановна первый раз назвала ее церковью (вернее, церквушкой). Было принято называть ее часовней в «официальных» разговорах, а между собой – «Покров».

Конечно, Василий Трефилович меня заинтересовал. Я обратился к подворной переписи Смолево 1869-1871 годов, что прислала нам Ирина (genealogy lover), и … не нашел Трефила. Имя-то редкое, даже в святцах не упоминается. Трофимы в переписи есть, Трифоны тоже. А вот ни одного Трефила нет. Озадачился и даже Инне Ивановне написал по этому поводу – нет ли здесь какой ошибки.

Но вот от Ольги (Liolia) приходит почта о бракосочетаниях на Рогожском кладбище. Запись №104 от 28.04.1843 года - жених Богородского уезда, Карповского приказа, д.Смолево крестьянин Трефил Иванов, 19 лет, первым браком, грамотный, невеста того же приказа д.Костиной крестьянская дочь девка Лукерья Григорьева, 21 года, первым браком.
У меня записано: «Трофим Иванов 44 + Лукерья Григорьева 44» - это уже по состоянию на 1869-1871 годы.
Ну, конечно, это одна и та же пара! Их сыну Василию, будущему лесопромышленнику, на этот год всего 16 лет.
Кто мог предположить такое непривычное имя – «Трефил»? Вот оно и переписалось (с рукописного текста) как Трофим.

Это очень важная для меня информация, поскольку удалось определить двор Чистовых. Определение дворов при отсутствии в переписи фамилий – дело не легкое, и мне удалось твердо определить пока только три двора: «свой» двор Соколовых (Сипетиных), двор Волковых и вот, наконец, двор Чистовых.

Двор Волковых позволил построить мне древо Волковых, в которое вошло на сегодня 66 персон, но смог я это сделать только благодаря рассказам Александры Савельевны Сгибневой (Волковой), проживающей сегодня в Смолево.
Но в отношении многих дворов Смолево благодаря письмам Ольги (Liolia) мне удалось выдвинуть предположения, о чем в следующий раз.

Один из жителей Смолево строит часовню в деревни. Нам он не назвался, вернее, сказал свое прозвище. Ну. да ладно, пусть будет просто Житель. «Строю потому, что грешил много в своей жизни» - говорит он. Может быть, зачтется его часовня. Получается красиво, и все в Смолево с интересом наблюдают, как идет строительство. Мы тоже. Изменения заметны: между тем, что было в январе, и тем, что явилось в октябре. Правда, деньги на исходе, и Инна Ивановна говорит, жители Смолево предлагают помочь строительству, Всем миром достроить. Тогда точно закончит Житель свой труд.

2aa2d80a5f0b.jpg

 

812097a7d6ae.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

vladimirS
Владимир, рада Вашей легализации на форуме :D
Всегда с большим интересом читаю Ваши сообщения, Вы умеете потрясающе излагать обычный казалось бы материал. Здорово :!:
Отдельное спасибо Галине за чудесные илюстрации Ваших рассказов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Владимир, может быть Вы уже видели эти фотографии?

 


http://all-photo.ru/temples/index.ru.html?...mg=24801&big=on

 

Старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Молокове Богородского уезда Московской губернии.
Освящен 3 января 1910 года.
[Церковь. М., N34, 22 августа 1910 г., с. 859]

 

http://all-photo.ru/temples/photos/15682-1.jpg

 

Выход крестного хода при освящении храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Молокове Богородского уезда Московской губернии.
[Церковь. М., N34, 22 августа 1910 г., с. 860]

 

 

 

[/img]

 

Фотографий по теме : "Старообрядчество в дореволюционной России" на указанном сайте превеликое множество...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 марта 2006 12:02

 

Про путешествие поминальной книжки.
Ирине (IrinaFM) и не только от Владимира.
Базекина Инна Ивановна пишет: «…я нашла старые поминальные книжки Карпова Федота Ильича». С надписями.
Первая страница книжки и надписи на ней – на фотографиях.

 

0cbd12bf1660.jpg

 

Но в начале о Масловых из Кузяево.
Михаил Фомич Маслов мой прадед по бабушкиной линии. Ирина (IrinaFM) с удивительной легкостью находит двор Масловых в деревне Кузяево по состоянию на 1869 год: Фома Петров 1820 года рождения, Михаил Фомин 1844 года рождения, Максим Фомин 1851 года рождения.

 

39f6240f857e.jpg

 

Среди надписей на поминальной книжке изначальной мне кажется запись Якова Прохорова.
(На самом деле там другое отчество, что-то вроде «Прохва», у меня даже некоторое явление в сознании было имени Прохвия с ударением на последний слог. До сих пор не пойму, откуда оно во мне откликнулось. Нет в святцах такого имени.)
Яков в Кузяево на 1869 год, 1832 года рождения один. Женат на Марфе Петровой.
Не исключено, что она является сестрой Фомы Петрова, и таким образом книжка могла оказаться у возможного племянника Якова – Максима Фомина, а позднее и у его сына Ивана Максимова.

 

Но тут появляется еще одно действующее лицо – Мария Илларионова Маслова. Пока не знаю, в какой она родственной связи с остальными Масловыми, но как книжка оказалась в Смолево – известно.

 

Мария Илларионова выходит замуж за Федота Ильина Карпова. Для Федота это уже второй брак. От первого у него дочь Пелагея, в замужестве Волкова. У Марии две свои дочери, причем одна выходит замуж за Соколова (Сипетина) Матвея Ивановича.

 

Но поминальная книжка каким-то образом остается у Пелагеи, затем переходит к дочери Александре, а сегодня хранится у правнучки Федота Ильина – Инны Ивановны.
Надпись «Принадлежит Маслову Максиму Фомину. 1883 год» есть еще на псалтыре, который сегодня хранится у Соколовой Анфисы Дмитриевны.

 

(У меня здесь концовка была иная: «Но это уже другая история». Убрал. Надо же, подумал, как вполне приличная фраза быстро штампом норовит стать. Фраза, если память не изменяет, от Стругацких. «Сказка о Тройке» так, кажется, завершается. Как завершилось все то время подпольного копирования и не менее подпольного прочтения «Улитки на склоне» и «Гадких лебедей». И к радости, и к ностальгии).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 марта 2006 12:31

Про мать Евстолию.
Карпова Евдокия Кирилловна.

Из письма Инны Ивановны:
«По церковному ее называли «мать Евстолия». Она родная племянница Карпова Федота Ильича. Когда-то, до 1928 года, у нас в лесу примерно в 6 – 7 км от Смолево стояли два дома. В них жили монашки, там у них был пруд, колодец, все было огорожено изгородью из жердей.

Я в детстве ходила туда за грибами и ягодами, тогда уже там оставалась кое-где изгородь, заросший пруд, колодец и высокий бурьян. Это было в 1959 – 1960 годах.

В 1928 году один из домов перевезли в деревню, он от нас через один дом, он сохранился в прежнем виде (только покрашен), а внутри все как было раньше. Монашки были не смолевские. Но и не приезжие, а, видимо, из близлежащих деревень.
Второй дом перевезли в Минино (в 1 км от Смолево). Мать Евстолия была как-то связана с монашками, и поэтому ее арестовали».

По полигону Бутово…очень коротко:
КАРПОВА Евдокия Кирилловна, 1888, м.р.: МО, Куровской р., д. Смолево. Расстр. 05.02.38. (Расстрельные списки Бутовского полигона, взято из Интернета)

Живет в Смолево Корчагина Людмила Мироновна. Ей 80 лет. Ее отец работал у М.С.Кузнецова и пешком ходил на завод в Дулево. Очень длинная дорога до Дулево, но по молодости лет вполне преодолима. А вот ее мать Людмилы Мироновны, Евдокия Кирилловна Карпова, была родной сестрой матушки Евстолии.
Корчагина (Карпова) Людмила Мироновна и ее дом.

e9bdf23b3307.jpg

 

b332e7d616cf.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 марта 2006 5:21
Про Якова.
Логин (имя такое) был точно.
И также достоверно то, что был он на ком-то женат. В 1681 году у Логина родился Никита. Никита Логинов в свою очередь женится на Авдотье Ильиной 1686 года рождения, и у них родился Никифор.
Год его рождения приблизителен, поскольку, есть расхождения в документах: то ли 1727, то ли 1730.

 

В свой черед женился и Никифор на Фекле Михайловой, года рождения которой неизвестен, правда.
У них были дети. Достоверно известны трое: Мавра 1748 года рождения, Евдоким, опять-таки то ли 1764, то ли 1769 года рождения, и Мартын 1763 года (в одном из документов он назван Мартином).

 

У Мартына Никифорова известна жена – Анна Левошитьева (странное полуотчество, может, расшифровка записи ошибочна?). Родилась Анна в 1763 году.
Евдоким Никифоров женился на Авдотье Федоровой того же года рождения. Неизвестно, смолевские ли Анна с Авдотьей.
А вот Мавра Никифорова вышла замуж за Романа Иванов, он точно смолевский и родился в 1746 году. Его родители: Иван Никитин 1713 года и Фекла Сергеева 1717.

 

У Мавры с Романом известны пятеро детей: Зиновий 1771 года рождения, Петр 1778, Акилина 1782, Назар 1784 и Яков 1786 года.
У Евдокима с Авдотьей указано только двое сыновей: Иван 1786 и Яков 1794 года рождения.

 

Да, так к чему это я?
В 1821 году родился мой прапрадед Михаил Яковлев, тот самый, который 2 ноября 1841 года вступил в брак с Авдотьей Яковлевой из Молокова.

В подворной переписи 1869-1871 годов Яков, отец Михаила, не упоминается, его уже, вероятно, нет в живых. А вот в Исповедной росписи 1796 года в Смолево присутствуют два подходящих по возрасту Якова: Яков, сын Романа Иванова и Мавры Никифоровой (на момент рождения Михаила ему должно было быть 35 лет) и Яков, сын Евдокима Никифорова и Авдотьи Федоровой (ему в 1821 году было бы 27 лет).

 

Так кто же из них действительно отец Михаила? Или был третий Яков, еще не родившийся к 1796 году? На этот вопрос, вероятно, могли бы ответить сведения по Смолево периода 1825 - 1840 годов.

 

После этой публикации в откликах были впервые произнесены слова “ интрига”, “детектив”.
Как быстро устаревает информация? Несколько месяцев, промежуток между поездками в Смолево?
А иногда… это секундное озарение. Как сейчас, когда вскакиваешь из-за компьютера то ли с “Ух, ты!”, то ли с “Это надо же!” или еще с каким-либо малосодержательным возгласом.
Да, вот ведь как все разворачивается. Только сейчас начинаешь понимать, что это лишь цветочки интриги.
Ну, что ж, спешить не будем, пусть “Хроники Смолево” разворачиваются по порядку…
А посему, как указывалось когда-то: “…дали сию скаску о положенных в той волости по последней ревизии в подушном окладе из оного числа разными случаи убылых и после того вновь рожденных объявляем по самой истенней без всякой утайки, а буде впредь в сем обличены, явимся в том повинны будем положенного по указом тяшкого штрафа без всякого милосердия”.
Ну, и мы, стало быть, и истинно, и без всякой утайки, хотя, желательно, и без штрафа онаго в случае чего, свою сказку разворачивать будем далее. И будет она разрастаться как эти деревья смолевские.

 

7402b9ef643d.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 апреля 2006 4:20

 

О смолевских промыслах

Мне искренне нравится сайт «Богородск-Ногинск» своими публикациями. Часто там бываю. Вот и сейчас попытался поискать в публикациях сайта информацию о промыслах Богородского уезда, в надежде найти ответ на вопрос – чем в Смолево занимались.

 

Есть информация о фарфоровом производстве, но на нем я надеюсь в скором времени остановиться подробно - дед и прадед мой связаны были с фарфором, хотя и не упоминается Смолево в связи с этим производством.

 

В ткачестве и хлопчато-бумажном производстве смолевские замечены не были. Похоже, и уголь там не жгли. Кирпич тоже не выделывали.

 

Глину, как в Минино, не копали. Колуны делали в Смолево, но Дубровской волости, а хмель возделывали в Хотеичах.

 

Нет сведений, что иконы выписывали, да и книги переписывались в другом месте. Нищенский промысел совсем не был развит.
Ну, в общем, перебрал я все публикации, в который раз отдал должное интересным данным, но деревню Смолевую нашел только там, где упоминалось об изготовлении кисточек беличьих для росписи по фарфору...

 

И еще думаю, в любом поисковике на слово «Гуслицы» среди прочего откликнется и фраза, что, дескать, известен был край гуслицкий не только промыслами разными, но и разбойниками и фальшивомонетчиками своими. Насколько расхожая фраза эта истине соответствует, не знаю…

 

…но приснился мне сон:…лежу я с кистенем за деревом подле тракту…луна светит, зверюги разные по лесу шастают…лежу и думаю: «…надо бы поутру кисточек беличьих с дюжину настричь…али самому взяться, али девку каку приставить»…

 

...проснулся в трепете сердечном:…луна светит…жена за компьютером сидит, по форуму бродит…

 

...только чуть успокоился, так подлые мысли опять в голову полезли: «по ночам-то чаво под деревом маяться, нешто кто в разуме дорогу ночью держит? только леший там и ходит, а мыслящий купец али просто мужик какой, так тот непременно при деревне ближней затаится и света дожидаться будет…а если и застигнет его ночь в дороге, то завроде меня под кустом и лежит тихо-смирно…может и сейчас лежит по той стороне дороги…надобно мужика этого или купца пришлого при свете брать»…

 

…опять опомнился, что это, думаю, меня все про кистень, да про кистень…начитался всякого о Гуслицах с их разбойниками, вот и мыслится разное…

 

нет, надо искать и искать, чем же мои там в Смолево промышляли?…

 


Наличники на окнах. Так до сих пор и не знаю, промысел ли это, и были ли заведомо мастера, которые наличники эти самые выделывали. Или для каждого дома делом чести было самим наличники нарезать?

 

cb941b65f0f9.jpg

 

c7654ea5b0dd.jpg

 

e654a66cfcb1.jpg

 

4564913f5673.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я часто езжу по Егорьевскому шоссе, Гжель, Ново-Харитоново, Карпово, Хотеичи и т.д., везде по дороге красивые наличники на окнах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 апреля 2006 15:27

 

Про смолевские ДОМА.

Неужели прорыв в деле о Смолево – спрашиваю я себя.
Мыслил так: «семья» не подходит, недостаточно крупная категория, «фамилия» вызывает улыбку при отсутствии порой собственно фамилий у смолевских жителей. «Клан» я отверг без колебаний по причине «не нравится». «Дом» - а что, это хорошо звучит. Дом Исая, например, как оно? По-моему, весьма. Дом Селивана – убедительно.

 

Перепись Смолево 1716 года: 20 дворов, в каждом из них есть старший мужчина. Например, Алфер Федоров сын 75 лет, двор 8. Или Лукьян Герасимов сын 60 лет, двор 12. Даже если это «вдова Фекла Федорова дочь Михеевская жена Селиванова 50 лет», двор 11, то понятно, что все равно недавно был Михей Селиванов старшим по этому двору.
А теперь шагнем в 17 век. Например, Федор, отец Алфера, родился в период от 1595 до 1625 года. А Герасим родился между 1615 и 1640 годами. Всех, кто идет от Федора, я назову «домом Федора». То же и с остальными старейшинами.

 

Ну, пусть дом Федора: во дворе 8 (по переписи 1716 года) старшим Алфер Федоров, а в 9 дворе той же переписи - Савва Федоров 60 лет. Кстати, а во дворе 7 Семен Алферов сын 40 лет.
Говорю себе: Савва с Алфером - братья, а Семен – сын Алфера…согласился, но зову Критика (когда я у компьютера, то Критик обычно скрывается на кухне). Говорю Критику: «Савва с Алфером - братья, а Семен – сын Алфера».
Ну-у. говорит Критик, это не факт... Конечно, не факт, но с вероятностью 95 % это так. Мало того, надо еще сильно удивиться и озаботиться, что так мало детей Федора в переписи обозначено, семьи-то были большими!

 

Таким образом, у меня сформировалось шесть домов: дом Семена, дом Федора, дом Исая, дом Логина, дом Корнила и дом Селивана. На самом деле, старейшин в Смолево по такому подходу определилось десятеро, но у остальных дома не сложились и остались они на уровне семей. Семьи Сидора, Парфена, Герасима и Лориона присутствовали только в переписи 1716 года, а позднее в 1748, 1773 и 1796 годах я никаких их потомков не обнаружил.

 

Как формируются дома.
Например, запись 1716 года: «Степан Селиванов сын 50 лет. Жена Матрена Фролова дочь 50 лет. Дети Никита 12 лет Анна 7 лет».
Запись 1748 года: «Никита Степанов 44 лет, дети его Никита 7 лет, Еремей 5 лет, Василий 6 недель».
Запись 1773 года: «умершего Никиты Степанова жена вдова Прасковья Петрова 60 лет, дети Никита 35 лет, Еремей 33 лет , Василий большой 28 лет, Василий меньшой 13 лет, у Никиты жена Анна Мартынова 32 года взята из д.Шевлягиной, у Василия большого жена Ульяна Родионова взята из д.Яковлевской, у Еремея жена Акулина Еремеева взята из д.Лопаковой».
Запись 1796 года: «Еремей Никитин 64 лет, брат его Василей 48 лет, Василей 43 лет, у Еремея жена Акилина Еремеева 64 лет, дети их: Ульян 21 года, Анна 18 лет, Полагея 12 лет, жена Ульянова Полагея Федорова 21 года, жена Васильева Ксения Родионова 46 лет, дети их Конон 17 лет, жена малаго Василея Агрипена Осипова 43 лет, дети их: Иван 16 лет, Фома 10 лет, Мавра 12 лет, Кирсан 7 лет, сноха их вдова.Марфа Родионова 68 лет, сын ее Афанасий Никитин 20 лет».

 

Вот так я и построил все шесть домов Смолево. Все шесть домов моих и в 1748, и в 1773, и в 1796 годах присутствовали со всей очевидностью. Они разные: дома Семена и Корнила угасающие, а остальные развивающиеся.
Очень интересно другое: Смолево собственно и описывается этими домами. Помимо этих домов в переписях 1748, 1773 и 1796 появилось три новых небольших семьи. Причем, вероятно и другое, что это я не увидел строгих их привязок к тому или иному дому.

 

Выходит, что на протяжении 18 века Смолево было практически закрытым анклавом, а приход и уход из деревни был связан преимущественно с брачными отношениями. Лишь в 1773 году отмечается уход двух семей (из дома Федора и дома Исая) в деревню Сидорово.

 

Попробовал ввести мои дома в Древо жизни. Ввел дом Исая, получилось 69 персон от Исая до его самой младшей прапраправнучки Марии Вуколовой 1794 года рождения.
Начал вводить дом Селивана до его самого младшего прапрапраправнука Финогена 1791 года рождения (вы не ошиблись, действительно семь уровней родства, если учитывать и Селивана).

 


Посмотрел на календарь. Уже 7 месяцев прошло с этой публикации. И изменения тоже есть. А вот идея структуризации Смолево домами оказалась удачной. Тут много что добавить можно… хочется… но нельзя еще.

 

Вот еще одна фотография – тайна. Нам ее передавали со словами: «Это в Смолево на крыльце церкви. Одни мужчины». Кто есть кто на фотографии пока неизвестно. Но возникает еще один вопрос: «А у церкви ли?». Если присмотреться внимательно к окнам дома, то за стеклами видны какие-то изделия, то ли посуда, то еще что-то подобное. Даже и слово просится, что из фарфора они, но это только фантазии.
Сама группа мужчин скорее некоторый производственный коллектив напоминает. И в ней (в группе) иерархия просматривается.
Заводоуправление? Но видите, как аккуратно, добротно, я бы сказал, любовно крыльцо устроено. Одна резьба балясин под перилами чего стоит. Это бы как раз в пользу церкви говорило. И, тем не менее, ни одного атрибута церковной принадлежности я не вижу. Да, сумеем ли мы распознать хотя бы кого-то из мужчин – это вопрос.

 

be05defe65a1.jpg

 

50a612a4feb0.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 апреля 2006 15:29

 

Читая Даля.

«По фене ботаешь?» …сразу картинка такая: двое хмуры, глаза колючие и недобрые… «Чё молчишь? Неграмотный что ль?»…да как сказать: 11 классов, ну, университет, еще аспирантура с диссертацией, дипломы – сертификаты, экспертизы – аккредитации там разные…ну, неграмотный в общем-то… вот в офене так полный лох…
Замечу, что «лох» - слово совсем не обидное…так в Гуслицах, говаривают, мужичков называли… к примеру: «Смотри, Авдотья, каки два лоха выдвинулись! Эки молодцы-то!»

 

Даль пишет:
«АФЕНЯ, офеня означает ходебщик, кантюжник, разносчик с извозом, коробейник, щепетильник, мелочной торгаш вразноску и вразвозку по малым городам, селам, деревням, с книгами, бумагой, шелком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками и пр. Корень афеней Владимирской губернии, Ковровского уезд, есть и костромские и тверские.
Чтобы афеня взято было от Афин, невероятно; от г. Офен (Пешт) и венгерских ходебщиков (словаков) - также; о мнимом афенском народе VII века летописи молчат; сами офени зовут себя масыками и обзетильниками (мас - я; масы - мы; масыги - мы, свои, наши; обзетить - обмануть, сплутовать; обзетильник, плут);
но офениться, значит молиться, креститься; офест - крест; посему офеня значило бы просто крещеный, православный.
Коли в языке офеней, кроме хирга - рука, нахиреги - рукавицы, и частью счета, есть греческие слова, то они искони занесены ими с Сурожья, т. е. с азовского поморья и из-за Дуная.
Для беседы между собою, при торговле, офенями искони придуман свой офенский, кантюжный, ламанский, аламанский или галивонский язык; это частью переиначенные русские слова: масья - мать, мастырить - делать; или им дано иное значение: косать - бить; костер - город; или вновь составленные, по русскому складу: шерсно - сукно; скрыпы - двери; пащенок - дитя; или вовсе вымышленные: юсы - деньги; воксари - дрова; Стод - Бог и пр. Грамматика русская, склад речи также».

 

… и дальше у Даля: «Похожий, но менее полный язык есть у костромских шерстобитов, у тверских и др. нищих, где нищенство составляет промысел; также у конских барышников, из татарских и немногих цыганских слов; у воров или мазуриков в столицах (см. бабковый язык) и пр. Счет офеней: екой, взю (кокур), кумар (стрем, стема), кисера (дщера, чивак), пинда (пенда, вычур), шонда, сезюм, вондара, девера (кивера), декан.
Вот образчик офенской беседы: Ропа кимать, полумеркот, рыхло закурещат ворыханы. Пора спать, полночь; скоро запоют петухи.
Да позагорбил басве слемзить: астона басвинска ухалила дряботницей. Да позабыл тебе сказать: жена твоя померла весною.»

 

А вот ключевую фразу Даля я на конец оставил:
«На этом же языке австрийские (белокриницкие) раскольники переписываются с нашими».

 

Вот это да! Стало быть, афеня далеко не бытовой сленг, а письменную речь допускает. Вряд ли те из старообрядцев, кто на нем переписывались, о погоде сообщали, дескать, например: «А весна у нас сильная и добрые полчища скворцов всю Рогожскую заставу угнездили». Думаю, что расписывались вопросы тайные и очень важные. Тут много вопросов возникает. В руки Даля попадали такие сообщения? И он мог идентифицировать в них офеней? Если это действительно, офеней, что от коробейников до профессиональных нищих использовали, то откуда в нем возможность сложные вопросы рассматривать? Думается, что немногие владели им в такой степени, что тонкости передать могли.
Мог бы Даль и упустить слово «раскольники». Как бы славно звучало: «На этом языке белокриницкие с НАШИМИ переписываются».

 

f61a691164d5.jpg

 

На раскрытой книге ЛЕСЕНКА – это лента из кожи или материала, состоящая из петель, в которые продеты туго скрученные бумажные жгутики. Получается волнистая поверхность, напоминающая ступеньки лесенки. На каждую ступеньку молятся и кланяются. Лента соединяется, и в месте соединения от нее отходят треугольные кожаные листочки, символизирующие землю и небо.
Об этом в статье упоминается, что нам из Вильнюса прислали, о говорах староверов (беспоповцев-федосеевцев), бежавших из России в Литву, и до сих пор живущих в определенной самоизоляции, языковой – в том числе. Очень интересно. Но подумалось, что, вряд ли и самоизоляция поможет сохраниться говору. Почему-то мне это сложно представить (или в это поверить), так же, как трудно представить сохранение во времени гуслицкого говора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Владимир,спасибо за Ваш очередной интересный рассказ. Как точно подмечено в местном названии старообрядческих четок :"лестница"- символ духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы.
Моя же бабушка называла старообрядческие четки "лестовка"
Самые красивые лестовки -венчальные . "Ступени" на них набраны из бисера , треугольники бархатные или парчовые, расшитые канителью серебряною или золотою с жемчугом. Их хранили до смерти, потом клали в гроб вместе с усопшим (вкладывается в руку). В нашей семье сохранилась венчальная лестовка моего деда, который погиб на ВОВ
http://www.museum.ru/imgB.asp?15013

 

Для тех кто не совсем понимает о чем идет речь, краткая справка :
Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени -- 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно -- 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени -- 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до "неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда -- ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка -- евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки -- семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек -- отсчет количества отмоленных лестовок -- в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 апреля 2006 15:11

 

О грамотности.

Та самая семейная легенда о братьях Соколовых, что Смолево основали: «…и все они были грамотны».
И почему во мне постоянно какие-то сомнения сомнительные появляется? Но вот смотрю запись о бракосочетании моего прапрадеда Михаила: так и есть – неграмотен!

 

Запись №289 от 02.11.1841 года. Жених Богородского уезда, Карповского приказа, деревни Смолевой крестьянин Михайла Яковлев, 20 лет, первым браком невеста того же приказа деревни Молоковой крестьянская дочь девка Авдотья Яковлева, 19 лет, первым браком, грамотная. За жениха по неумению его грамоте деревни Смолевой крестьянин Ульян Абакумов руку приложил.

 

Но крестьянская дочь девка Авдотья Яковлева 19 лет поддержала честь будущей семьи и настолько грамоте сведуща была, что не позволила никому за себя расписаться. А ведь и то сказать: посмотришь описание деревни на 1870 год и выясняется, что грамотных мужского полу душ 52, а женского вообще прочерк (это при 520 жителях). Думается мне, что тот, кто над бумагой отчетной мучился, мысль, что женщина в принципе обучаема быть может, настолько неестественной счел, что загодя прочерк в соответствующую графу и заявил. А выискивать кого-нибудь грамотных по деревне задору у него совсем не было. Не думаю, что Авдотья была единственной грамотной, но я все-таки слегка ей возгордился. Грамотность детей ее, и Ивана – прадеда моего, в первую очередь, сомнений не оставляла, и, видимо, ее рук делом была. А Иван и в старостах долгое время пребывал, и целая библиотека у него была.
Лирическое отступление. Грамотность дело сложное. Когда я в 8 классе двойку на тройку по немецкому за полугодие исправлял (видимо, все-таки более в Михаила, а не в Авдотью пошел), то не только это к поступкам причислил, но и спустя годы дочке пересказал. Зато позднее, когда строгим отцовским воздействием страсть к учению в Маше породить пытался, то напрашивался на тихий и хитрый шепот: «Вся в тебя…».

 

Тут осветлился я еще одной мыслью – а, может быть, Авдотья настолько самокритична была, что способность расписываться никаким чудом не считала, а посему и к грамотным себя не причислила, когда их пересчитывали?

 

72bb284cf4f8.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования