Перейти к публикации

Путевой дневник "Дорога на Север - По местам "боевой славы" нашей семьи".


koteyka
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Пройден рубеж тяжёлого горевания по ушедшей любимой сестре. Я уже писала, что лекарством для себя выбрала прошлым летом путешествие по местам, где жили наши предки и моя родительская семья. О поездке в п. Ильинский Пермского края я написала "Путевой дневник". А вот о второй поездке в лето 2016 года, написала только 1 главу и застопорилась, закрылась в молчании почти на год.
Это была поездка, наполненная болью и душевной, и физической. Потому что Соловки ближе ко мне по времени, чем Ильинский. Я не знала никого из предков, живших в Ильинском - они стали для меня скорее открытием, радостной встречей.
Соловки же - острая память о потерянных дорогих близких, чьи голоса я ещё помню, в чьи глаза я ещё смотрю, когда закрываю свои.

 

Сомневалась, стоит ли описывать все эти очень личные переживания. Но не рассказав об этом, невозможно передать настроение, душевное состояние от встречи с местом, где прошло наше детство с сестрой и молодость родителей.

Сегодня я уже могу писать о Соловках, потому что острое горевание за этот год постепенно стало переходить в светлую грусть, и уже не держит сердце и слово на замке, но просится в нечто завершённое, что подарит возможность ещё и ещё раз встреться с моими любимыми и прожить, хотя бы в памяти, тот безмятежно счастливый 1954 год.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, это так, несомненно. И меня спасает родословная. Потому и пишу. Сейчас сложно помещать с планшета фотографии (комп переустанавливается операционка), постараюсь продолжить Дневник -Соловки уже с картинками ))) Ждите продолжения))) Идея та же, что и с Ильинским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В "Путевом дневнике" я вынуждена использовать не только свои фотографии, но что-то находить и в интернете. Что-то просто по техническим причинам было невозможно сфотографировать. На чужих фотографиях практически не встретила обозначение авторов. Поэтому прошу прощения, что использую чей-то снимок для наглядности моего рассказа. На авторство не претендую ))) Но в основном фотографии мои - репортажные или из семейного архива.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 1

 

Поезд тронулся почти к полуночи… Увы, это уже не новенький вагончик. Всё давно знакомое: неподметённые замызганные коврики, постоянно куда-то сползающие под ногами и складывающиеся в гармошку; кондиционеры естественные в виде распахнутых форточек, из которых дует и в ухо, и в спину; обшарпанные туалеты, поддающие тебе холодка снизу в самые ранимые нежные места. Громыхающие, давно перекошенные двери купе, никак не попадают в колею, поэтому открыть их мог бы только Поддубный. Нам это удаётся исключительно дружными усилиями всех обитателей купе. Индивидуальное освещение, естественно не работает, а выключатель верхнего света почему-то наглухо заклеен скотчем.

 

А знаете, что самое важное в этом вагоне? Ни за что не отгадаете! А давайте на спор! Ну, что самое важное в этом вагоне?

 

Ладно, не буду томить вас – всё равно не услышу ответа. Так вот, самое важное в этом вагоне - СКОТЧ! Скотчем подклеивают трещины в стекле, закрывающем расписание. Скотчем закрепляют огромный мусорный мешок, водворённый прямо на мусорный отсек в «предтуалетном» закутке. Скотчем подклеены розетки для зарядки телефонов. Скотчем закреплены образцы товаров к чаю на подоконнике (вероятно, чтобы «не скрали» изголодавшиеся пассажиры). Скотчем же заклеены полочки в купе, у которых не работают замки-защёлки и скотчем же закреплён туалетный стульчак, чтобы не падал, вероятно, или, чтобы на него не вздумали водрузить свои «пятые точки опоры» всё те же (будь они не ладны) пассажиры. Я с опаской подумала, а не приклеены ли колёса у вагона тоже скотчем?
Итак, мы едем на Север…

 

Первое утро встретило густым северным туманом уже в районе Балагого. Такие знакомые с детства непонятные и таинственные названия: Балагое, Свирь, Медвежья Гора, Сегежа, Надвоицы, Идель, Тунгуда…

 

В памяти всплыла «Калевала» - большая книжка с яркими картинками и песенными именами: Вяйнямейнен, Айно, Илмаринен… Её подарили моей старшей сестрёнке Иришке в Кеми, где наше семейство ожидало в пятьдесят третьем году самолёт-кукурузник. Погода была холодная и ветреная. С тех пор сестрёнка ветер любой силы, даже лёгкое тёплое дуновение, считала плохой погодой и очень не любила. Мы ждали отправки к месту новой службы нашего папы на Соловки. Он был назначен командиром школы связистов (сигнальщиков). Семья уже привыкла жить на чемоданах и постоянно куда-то перемещаться. Такова участь всех семей военнослужащих. В наших перемещениях всегда присутствовало море, потому что мы – капитанские дочки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 2 - Кемь

 

Маленький экскурс в историю Кеми

 

312bb4ecbeacfdd73b24f10c75928ee7.jpg

 

Первые коренные племена поселились здесь еще в 8-9 веках. Жили они рыбной ловлей и мелкими ремеслами. С приходом в эти края Новгородцев, развернулась с местными племенами торговля. Да и сами Новгородцы постепенно обживали эту местность. Настоящий толчок в развитии Кеми произошел вместе с развитием Соловецкого монастыря, основанного в 1429 году. В 1450 Марфа Посадница передает Кемь и прилегающие земли (Кемскую волость) во владение монастырю. Город становится главным «мостом», соединяющим Соловецкий монастырь с большой землей. Новый статус городка притягивает новых переселенцев.

 

Кемь становится лакомым кусочком и для воинственных соседей. В 1590 году Кемская волость переживает нашествие Шведов, да и финские племена не раз совершали набеги на эти земли.

 


Для защиты города в 1598 году был срублен первый острог на Лепострове. Наличие крепости поостудило пыл Шведам.
В 1657 году монахи укрепили острог, существенно усилив стены и увеличив количество башен. Так же острог, наконец, получил пушки. Кемская крепость долгое время была большой занозой для Шведов, несмотря на свои малые размеры.
Шведы оставили в покое Кемь после поражения под Полтавой. Именно в честь победы под Полтавой в городе был построен без единого гвоздя Успенский собор, который украшает округу до сих пор.

 

054bb68c704e07d9274b56463c523cf2.jpg 6e8bf60c20ab089184547b6791fa87df.jpg
После окончания северной войны Кемь превратилась в обычный уездный городок, а в 1785 году ему официально был присвоен статус города. Приказ о присвоении статуса города прочитал местным жителям знаменитый русский поэт Державин, который был в ту пору Олонецким губернатором.
a2dbb8c1d758e46af05116fb6284ffec.jpg 576717a31653aafe01612581f5c68347.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 3 - Кукурузник

 

А пока мы в далёком 1954 году уже не первый день сидим в ожидании лётной погоды. В памяти осталась дивная «Калевала» и натопленный дом (чей – не знаю). Только помню большущего дядьку в огромных валенках и телогрейке, отороченной мехом. Да ещё какие-то сени и бревенчатые стены. А на улице лютый холод и труба страшно подвывает северным ветром.
Долго ли, коротко ли мы ждали благосклонности погодной, сказать, за малостью своих лет тогда, не могу. Сестра говорила, что чуть ли не месяц мы там тосковали, и «Калевалу» уже обе знали наизусть. По морю на Соловки не добраться зимой – сковано льдами… Всё-таки, это часть Ледовитого океана.
Наконец, метель вроде как отвлеклась ненадолго, и нас в срочном порядке покидали в Кукурузник. Домашнего скарба мелкого было немного, так как большой скарб выдавался всегда на новом месте с инвентарными номерами.

 

00698f11bc8660e95cd48740a3296562.jpg

 

Распогодилось ненадолго, как вспоминала моя старшая сестрёнка. Укачало всех, особенно мучилась именно она. А я просто орала весь перелёт. На Соловках с трудом сели на какой-то то ли аэродромчик, то ли особую площадку, которую усиленно чистили к нашему прилёту всеми силами Соловецкой военно-морской команды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 4 - Вкус дороги

 

И вот, я еду поклониться очередному кусочку земли «боевой славы» нашей семьи.
Поезд, громыхая и кряхтя всеми болтами и деталями, всё-таки, каким-то непонятным образом, не ползёт, а мчится по краю суоми, карело-финнов и тысячи озёр. Это не мелкие лужицы, а озёра, порой необъятные глазом, и, как ни странно, всё ещё наполненные рыбой. Даже не зная, куда едешь, этот край можно узнать по коптильным садкам в руках привокзальных торговцев, по пышным рыбникам, домашнего производства, и стаканчикам с лесной ягодой.
b8507a6d2a09e761e2066f0b2b5317fe.jpg 09b6d842f4d2aa088ba36ef87a89128b.jpg

 

Морошки пока не видно, наверно, рано ещё. А вот черники и голубики – самый сезон. И всё-таки, как по мне, так ни одна садовая ягода не сравниться с лесной. Есть в ней какое-то особое очарование вкуса, «ненадоедливость» послевкусия. Морошку на Севере собирали на красном этапе созревания, пока она хрустящая и твёрдая.
[/url] c37293a43f76eaf173a3b05ba8002ff9.jpg

 

Сладостью особой такая ягодка не отличается, но северный человек с невероятным удовольствием жуёт всё, что только напоминает живую растительность. Редко удаётся на болоте увидеть морошку янтарной прозрачной зрелости. Взять ягодку руками почти не удаётся из-за её нежности, лучше сразу губами в рот, прямо со стебелька. Да и дома красная морошка долго не залёживается до зрелости янтаря – руки та и тянуться, то одну, то вторую в рот… А уж коли семейство большое, до варенья дело даже не доходит. Вкус морошки не похож ни на какой другой, и передать словами его невозможно. А уж по пользе – и не сравнить лесную ягоду с садовой! Вот знаете ли вы, что аллергия в раз снимается черникой? Э-э-э, то-то и оно! А я испробовала на себе, правда, правда….

«Медвежья Гора» манила рыбным запахом. В нашей родительской семье все обожали рыбу. Тем более, что уж в ней - настоящей, только с моря - не было недостатка никогда.

Прошло пол столетия с тех пор, а я никак не могу привыкнуть к тому, что называется «охлаждённой рыбой» на прилавках Московских магазинов. Непреодолимая пропасть вкуса лежит между той, что искусственно взрастили в тесных бассейнах Подмосковья или в вонючих речках Китая, и той, что погуляла на волюшке, надышалась леденящим утренним воздухом, наслушалась озёрных и морских чаек…

 

Торговки быстро шагали вдоль поезда, с огромными связками вяленой рыбки разного калибра. А в сетчатых огромных подносах, похожих на птичьи кормушки, зазывали лакированные, пухлые бока рыбы уже горячего копчения. Не дымком, а по-настоящему, по-домашнему, на собственных коптильнях…. М-м-м-м-м….. Вы такой не то, что не едАли, но и не видАли, коли путь ваш не пролегал на Север…
202b2a43ecfc63727c17bc6cb26247e7.jpg 0e5eb5dd70fc3b9d1d6950e2873c2f63.jpg

 

А видели ли вы когда-нибудь цветущий пень? Так вот, проезжая «Медвежью гору», полюбуйтесь на аленькие цветочки старого пня, что рядом с киоском «Печать». Только северные люди так могут придумать, чтобы порадовать свой глаз цветами, ярким пятнышком… Ведь на Севере двенадцать месяцев зима. А потом всё лето-лето-лето…
328998f178f124f6e664cbe500ab9993.jpg 8ea808da1a00db5b8931c1376faf7c63.jpg

 

Смотреть в окошко, всё интереснее. Лес меняется: то были корабельные сосны и высокие берёзы, то появились болота. Всё ждала, когда же лес станет ниже и корявистее, открывая просторы бескрайних озёр и болот.
О-о-о-о, болота здесь тоже манящие – с ровной, светло-зелёной травой и маленькими деревцами. Определить, что это опасное болото, можно исключительно по лысым, без веток, берёзовым столбикам-стволам, торчащими повсюду. А так бы, бросилась бегом, как по лугу.

Из мутного окна поезда невозможно было сделать снимок, поэтому пользуюсь чужими снимками, но они точь в точь показывают то, что видела я.
d679b36945578a370df9546b895382d1.jpg fa9b80af71c431d4d15b1dbc00d182f8.jpg

 

Я ждала карликовых берёз, как было много лет назад, но за окном почему-то деревья оставались высокими и прямыми - первый признак потепления климата. Позднее узнала - если карельскую берёзку пересадить в более тёплое место, она начинает выпрямляться и расти вверх до нормальных размеров. Карельская берёза крепкая, как камень. А её узоры затягивают взгляд в какие-то глубинные, неведомые миры…
4976bf541119ec40a3667e33953c3773.jpg 3219edd7820da96437e6e76405c77bb4.jpg

 

Всё чаще вспыхивают за окном поляны Иван-чая, который почему-то в детстве мы назвали Багульником.
8dc2c0bcb3d0dab161590ee707111f2e.jpg

 

Яркие для Севера цветы Иван-чая зазывали наше детское любопытство под колючие проволоки запретной воинской части, где его было очень много. Вероятно, там стояли цистерны с бензином, потому что остановка автобуса по нижней дороге вдоль залива, назвалась «Бензинка». Нас вылавливала охрана, притаскивала на КПП, куда вызывались родители, и далее следовало всё, что положено получить за детские проказы. На мою голову всегда сыпалось: «Ая-яй! Дочь капитана, командира, а сознательности и дисциплины никакой! Ая-яй!»

 

Четырёх-семилетняя моя сознательность капитанской дочки просыпалась, но ненадолго. Через несколько дней набег на воинскую часть запретным путём повторялся, но уже с целой командой ребятни, заинтригованной героическим рассказом капитанской дочки, как в неё целились из ружья, из пистолета и даже пулемёта! Всё-таки воспитание воинского командирского лидерства имело место быть. Героика сжигала шальные детские головы и «подвиг» сам просился на свершение!

 

Дети, ах, дети военных моряков с их особым воспитанием!

 

В семьях моряков дети не «закрывали окна», а «задраивали люки». На вопрос «Как поняла?», следовало повторить, что именно поняла и ответить: «Так точно!» Мямлить не позволялось. Папа тренировал нашу зрительную память, внимание и точность изложения всего, что видели. Так воспитывалось большинство морских детей - и мальчиков, и девочек. Недаром в детстве я носила мальчишеское имя – Алёшка.

Мы едем на Север….

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 5 - Берёзовый малахит

 

Вот и Петрозаводск позади. Когда будете здесь, обязательно загляните в магазинчики, где продают украшения из карельской берёзы. По красоте узора можно сравнить разве что с Уральскими самоцветами: агатом, малахитом. Только от берёзы идёт тепло… Древесина у карельской берёзы крепкая, и такая тяжёлая, что какая-нибудь вазочка просто оттянет вам руки.
5f1ef319cfd00c6addb65e536b3953b8.jpg 38fe886d85a9a51e0fbd5c5365a39662.jpg 9189fe137c0a2c0d9dab646cf56888fc.jpg

 

Север, Север, моя малая родина, а может быть большая, потому что из сердца никогда не уйдёт мой Север! Превратности судьбы – родилась в Баку, а выросла на крайнем Севере…
Начинаю понимать своего папу, который последние годы страдал, от хмурости Севера, мечтал уехать в Москву, где он вырос, а уехав, до невозможности загрустил по Северу…
Что-то в этом крае есть такое, что, увидев его хоть раз, начинаешь тосковать, и всю жизнь душа остаётся у него в плену….

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Читаем...

Это приятно))) А моё вдохновение и муза пока сидят рядом, поэжтому ловлю каждую минутку, чтобы не "посидели и ушли", а сидели бы подольше ))) Пишу... Многоо врем ени отнимают фотографии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 6 - Беломорск - или «Эх, вот дали бы только людям …»

 

154c4c9c44f990ce57f68d5e5b9f0826.jpg 29040704a82588b4c76ad888d636f602.jpg 3d74da711e4dfdc4ec5e1343366d28e3.jpg

 

Беломорск встретил нас приветливыми лицами туроператора и говорливого шофёра. За какие-то десять минут езды до гостиницы, ах, простите, «Отеля», мы были посвящены в сложности жизни Приморского провинциального городка с выводом: «Дали бы людям простым волю, возможность работать и самим устраивать свою жизнь, мы бы всё сами сделали! Ведь посмотрите, живут же люди: грибы, ягоды собирают, рыбу ловят! Так чё ж, не отдать-то и город нам, а?»

В голосе нашего водителя было столько горечи, и надежды, что «…вот дали бы только – и люди-то у нас трудяги, замечательные – развернулись бы, и никому в голову не пришло бы воровать, пить и глазеть на заграницу… И помочь-то нам денежкой надо было бы всего-ничего – только на первых порах…».
Столько в его словах было настоящего не поддельного патриотизма простого русского человека, истосковавшегося по нормальной рабочей, созидательной жизни. Вот и ягодами бы страну завалили, и рыбкой бы настоящей, а уж грибочками… у-у-у-у-у-у….
Мы ещё не раз услышали всё те же мотивы в словах поморских жителей нашей северной провинции…

 

А пока по дороге, как и в Пермских Березниках звучало: «вот тут было это… тут было то…, а вот тут было….» Всё в прошедшем времени. И такая боль стояла за этими «было»… В нашей провинции, как нигде остро чувствуешь, что Россия – это совсем не Москва и Питер, которые знают о настоящей России только умозрительно. Разруха, нищета, безработица и талантливый, терпеливый до бесконечности народ… Грустно, больно, горько…

 

За десять минут проехали, кажется, весь городок. Он представлял собой в ночных сумерках белой ночи, чередование типичных двухэтажных бревенчатых умирающих домов и относительно новых каменных типовых сооружений.

 

0c0de4d5e14847d9f4419ee6593867a7.jpg

 

Деревянные дома чаще всего смотрели полностью или на половину выбитыми глазницами окон. А иногда половина дома уже безжизненная, а половина, непонятно как, теплящаяся светом в оконцах. Такое я видела и в Перми.
d1a48b632e51616b51102c98a5c8a143.jpg 2ae1943947a3a795976eddbce873c4ae.jpg

 

Во дворах сушилось, как в моём детстве, бельё, на верёвках, приподнятых деревянными палками-подпорками. И почему-то никто не боялся, что бельё своруют.
http://jpegshare.net/images/e5/e5

 

/e5e5e3547a2458d61aeddd30aa993ff6.jpg[/url]

 

e5e5e3547a2458d61aeddd30aa993ff6.jpg 0873c5f631d51192586be32bf51c0432.jpg 0f8d3411be71c2bd827260d47493e43e.jpg

 

Мост через реку грозил опасностью рухнуть в любой момент, особенно после дождей. Переезд, у которого можно было простоять несколько часов из-за беспрерывно проходящих поездов. Обходного пути нет, поэтому на вокзал надо выезжать задолго, чтобы не застрять, и не опоздать… Нам повезло - проскочили.
Мосты и мосточки. Река Беломорка:
36c5da300cbd84a561bcc5ad7fc357bd.jpg e99633a93877dadcd2c2d9a2bcff9996.jpg 392e5eadfc71a97c98530aff985be174.jpg 7a258463a179bc694b2f9c48154f34b2.jpg

 

Река Выг:
e1e0c79634acb73861e30215d7adad33.jpg
Хорошо, что я по своей неосведомлённости и наивности не взяла лишний день на знакомство с Беломорском. Смотреть нечего… Хотя места там дивные и неповторимые по своей красоте.

 

Гостиница оказалась весьма симпатичной, новенькой и чистенькой.
Ну, не могу я назвать в провинциальном городке «отелем», то, что должно называться понятным и замечательным русским словом «гостиница» - дом для гостей, гость – гостинчик, гость в доме – Бог в доме - для людей радость. Отель для меня так же дико звучит, как «шоп, супер, вау…» и прочие, совсем ненужные иностранные заменители наших замечательных русских слов… Понимаю, что, вероятно, это неизбежно, но принять не могу…
Нас привезли на легковых машинах, и все дальнейшие перемещение происходили с одним и тем же шофёром, который встречал у порога широкой радостной улыбкой, как старых добрых друзей. И каждая новая поездка так и сопровождалась горестным мотивом: «Эх, дать бы русскому человеку волю…». В его речах не было ни ненависти, ни злобы к «зажравшимся москвичам», к нерадивым правителям, к наглым американцам, которые виноваты во всех наших бедах…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первые коренные племена поселились здесь еще в 8-9 веках. Жили они рыбной ловлей и мелкими ремеслами. С приходом в эти края Новгородцев...

 

Фразы почти что дежурные для путевых очерков, при том что с исторической точки зрения абсолютно бессмысленные.

 

Когда поселились на этой территории первые племена - Бог весть - может, и полсотни тысяч лет назад. Ледник все перепахал и находки палеолитического времени на таких территориях очень проблематичны. Но то, что люди там непременно и непрерывно и практически повсеместно, где это вообще было возможно, жили в постледниковый период, с начала геологической эпохи голоцена, с исторической эпохи мезолита - то есть, по крайней мере, с 9-8 тысячелетий до н.э., это абсолютно точно.

 

Нет на всем огромном Севере - при всей его кажущейся пришлым пустынности - и гектара пригодной для чего-нибудь пустой, незаселенной и нечейной земли. И не было таковых во всю последниковую эпоху. Каждый клочок земли, пригодный для проживания и ведения хозяйства, с глубокой древности кому-то принадлежал и был в той или иной степени освоен и обжит. Просто понятия о землепользовании у оседлых и кочевых или полукочевых народов, крестьянского или оленеводческо-охотничье-рыболовецкого населения сильно разнятся.

 

Или те прежние неведомого языка жители были не коренные племена? Или жили не племенами? А имели какую-то иную общественную структуру?

 

А кто вообще такие коренные племена либо народы? Русские, живущие более тысячи лет в тех же краях, до сих пор не коренные, а пришлые, чужаки, понаехавшие? Не укоренились, значит. А ничего, что те, кто ныне считаются коренными, сами пришли туда, может быть, столетием ранее - и кого-то там ранее живущего вытеснили или вообще напрочь выбили?

 

Нет никаких коренных народов - практически ни один современный народ не живет там, где зародилось его племя и где до него не жил никто (исключение, разве что, австралийские аборигены - впрочем, не составляющие одного народа, маори на Новой Зеландии и прочие полинезийцы, из которых австралийцы - в очень ранее время, а полинезийцы - достаточно поздно - населили необитаемые до них континент и острова). Каждый, объявляющий себя коренным - на какой бы то ни было территории, кроме Австралии и Океании, на самом деле - лишь глупый и наглый потомок предпоследних оккупантов.

 

Даже волн переселения предков индейцев в Америку было несколько - и каждая, культурно резко отличная от предшествующей, сильно теснила, если не практически целиком истребляла, представителей более ранней волны. Не говоря уж о той резне всех и вся, что индейцы чинили друг другу уже на глазах у европейцев - захватывая земли соседей и вовсе не соседей, живших аж за тысячи км от "предыдущей родины" сорвавшихся с места местных кочевников, по образу жизни и нравам отличавшихся от монголов Чигизхана, скорее, в худшую сторону (монголы чисто мародерами и головорезами не были - у них был Закон и суровая дисциплина).

 

Рыбной ловлей живут преимущественно приобские ханты - наверное, единственный народ Севера, у которого рыбная ловля и рыба в составе стола доминируют над охотой, оленеводством и мясной пищей.

 

Ремесло - это не производство всего необходимого в единичных экземплярах для нужд собственной семьи или общины, а специализированное производство мелких партий однородного товара на обмен или продажу. Можете уточнить - каким таким ремеслом занимались местные дорусские племена? Горшки для собственных нужд, как правило, лепили (именно лепили - гончарного круга в догосударственный период не знали даже предки восточных славян, что там говорить о финно-уграх?) в каждой семье, и уж точно в каждой деревне. Единственный как будто ремесленник на деревню был кузнец, он же - металлург, но о производстве каких бы то ни было партий товаров говорить не приходится. Никакой стандартизации изделий в помине не было и за пределы деревни они едва ли попадали. Да и незачем - если в соседней деревне был свой точно такой же кузнец.

 

Именно предки новгородцев жили в этом краю уже в 8-9 веках. Еще не массово, но отдельные семьи среди туземцев - да.

 

Интересно - какой ненормальный или вовремя не расстрелянный "враг народа" в свое время признал оскорбительным безобидное и нейтральное слово "туземец", буквально означающего "человека этой земли" (тутошней земли"), а вместо него ввел в русский язык каких-то мнимых "коренных жителей" - с неведомо какими такими корнями (это для безграмотных-то поголовно, не умеющих считать больше чем до сотни, оторванных от прочих цивилизаций, народов, которые, не будь русских источников, русских археологов, и одного века своего проживания на данной земле нипочем не доказали бы, не то что своих здесь корней) и оскорбительными для прочих жителей данной местности претензиями на собственное превосходство - я здесь коренной, а вы понаехали, оккупанты.

 

Вот и все замечания по поводу текста в одну строчку. Даже если охота вставить пару слов об истории, а писать не о чем, то и тогда лучше обходиться без этой бессмысленной "воды", псевдоисторической развесистой лебеды. Или развесистой клюквы? Никто ведь в здравом уме не пишет всякую нелепую отсебятину, ни имея ни малейшего понятия о предмете речи - скажем, на техническую тему (хоть журналисты и врут, как дышут, все же не часто встретишь нынешнего Ляписа Трубецкого, рискующего выдавать уж совсем бессмысленные перлы вроде «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом…»). Почему, однако, чуть ли не каждый считает возможным нести всякую ахинею, не имея никакого понятия об истории, археологии, этнографии, антропологии, лингвистике и т.п.?

 

Хороший очерк о том, что вы сами знаете, что сами пережили, видели и слышали только портят подобные никчемные, не несущие никакой (не говоря уж о полезности) информации и, с точки зрения читателя, подкованного в истории - просто идиотские - вставки.

 

Как пример словоблудия в самых верхах можно привести следующий анекдотичный случай, который слышал от своего начальника, работая в 90-ых в Российском фонде культуры. Прислали тогда ему на экспертизу из Думы вызревший в чьей-то больной депутатской голове текст "Закона о насильственной ассимиляции". На что мой шеф вынужден был ответить, что ни о чем подобном ни он лично, ни мировая история не знают. Ассимиляция - это дело добровольное. А если в этом процессе замешано насилие, то ничего подобного изобретать не надо, ибо есть существующий закон об изнасиловании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Даже если охота вставить пару слов об истории, а писать не о чем, то и тогда лучше обходиться без этой бессмысленной "воды", псевдоисторической развесистой лебеды. Или развесистой клюквы? Никто ведь в здравом уме не пишет всякую нелепую отсебятину, ни имея ни малейшего понятия о предмете речи - скажем, на техническую тему. Почему, однако, чуть ли не каждый считает возможным нести всякую чушь, не имея никакого понятия об истории, археологии, этнографии, антропологии, лингвистике и т.п.?"

 

Спасибо за комментарий. Я не претендую на звание не то что специалиста археолога, антрополога, а даже на историка. Как и не стояла задача глубоко уходить в эти вопросы именно, потому, что я не специалист, да и задача очерка другая. Исторические комментарии в очерке - это лишь то, что было услышано мной во время поездки из уст тех же экскурсоводов или путеводителей. А вставлены эти кусочки для того, чтобы хоть какое-то представление иметь о месте, где побывал.
Ещё я думаю, что "коренными" общепринято для ушей, непосвящённых в глубины исторической и археологической науки, называть сегодня те народы, о которых сохранились более-менее известные, устоявшиеся исторические факты, как-то подтверждённые документально или исследовательскими работами. Мне так кажется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё я думаю, что "коренными" общепринято для ушей, непосвящённых в глубины исторической и археологической науки, называть сегодня те народы, о которых сохранились более-менее известные, устоявшиеся исторические факты, как-то подтверждённые документально или исследовательскими работами. Мне так кажется.

 

Вот именно, что нет. Коренными сегодня принято называть именно те народы, об исторических корнях которых на данной территории вообще нет никаких фактов, никакой информации - до того, как факт их обитания там зафиксировали русские - то есть, уже живущие там же. Это просто больное извращение какое-то. Кстати, русские появились в Якутии, по крайней мере, на большей части ее территории, чуть ли не раньше самих якутов. Но коренные почему-то якуты. А не ассимилированные и согнанные ими со своих земель юкагиры, эвенки, кеты (тоже ни в коем случае не первые люди на этой земле). Уж не претендую на то, чтобы назвать коренными русских Якутии - русских старожилов тамошних, людей с такими "чисто якутскими фамилиями" как Хабаровы, Дежневы, Поярковы, Атласовы и т. п., родоначальники которых родились в Европейской России, а потомки сами сплошь объякутились уже к середине 19 века. Сибирские татары, самые ранние предки которых поселились в районе Тобольска и Тюмени незадолго перед Чингисханом, а еще более значительная часть осели там во времена монголов, или это вообще "бухарцы", пришедшие с Кучумом и позже (перед самым Ермаком и уже в период русской государственности) из Средней Азии - считаются коренной народ Западной Сибири. Русские, впервые поселившиеся на Оби по археологическим материалам в 12-13 веках - пришлые. Но в это же время и позже пришедшие на Обь коми - опять коренные. Русское владычество над всем Нижним Приобьем (от теперешнего Ханты-Мансийска и до Салехарда, над всем бассейном Северной Сосьвы) - по крайней мере с 1480 года, и протекторат России над Прииртышьем, включая даже и само Тюменское ханство - с тех же пор и до воцарения самозванца Кучума - безусловный, но малоизвестный факт. Но именно татары рисуют свои дурацкие фантастические карты Сибирского ханства аж до Ямала - при том, что реальная северная граница их владений во всех источниках, в фольклоре и в топонимике проходила на Иртыше между устьями рек Туртаса и Демьянки. Двигаясь с верховьев Оби, иные татары - с восточной части Западной Сибири - изредка достигали района Сургута. Еще реже иртышские татары достигали Средней Оби, двигаясь водоразделами с Туртаса к верховьям и устью Салыма, впадающего в Обь ниже г. Сургута. Но ничего им в тех краях не принадлежало, никакого татарского поселения там не было и никакой власти над местными туземными княжествами они не имели. В районе нынешнего Ханты-Мансийска в дорусские времена татар, похоже, в глаза не видали, хотя какое-то опосредованное культурное влияние их доходило по Оби чуть ли не до устья Казыма. Как русское - до самой Чукотки - еще с тех пор как русские впервые перешли Урал и вышли к Оби.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот именно, что нет. Коренными сегодня принято называть именно те народы, об исторических корнях которых на данной территории вообще нет никаких фактов, никакой информации - до того, как факт их обитания там зафиксировали русские - то есть, уже живущие там же. Это просто больное извращение какое-то. Кстати, русские появились в Якутии, по крайней мере, на большей части ее территории, чуть ли не раньше самих якутов. Но коренные почему-то якуты. А не ассимилированные и согнанные ими со своих земель юкагиры, эвенки, кеты (тоже ни в коем случае не первые люди на этой земле).

Ух ты, как интересно :) В общем, я поняла только одно, что из лексикона вообще надо убрать понятие "коренное население", потому что никто не может докопаться до первопоселенцев. Может тогда и были одни первобытные люди. И когда "тогда"? Что считать точкой отсчёта? Боюсь, что этого мы никогда не узнаем и не определим.
Благодарю за интересную информацию. Я так глубоко никогда в эту область не заходила.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Север, Север, моя малая родина, а может быть большая, потому что из сердца никогда не уйдёт мой Север! Превратности судьбы – родилась в Баку, а выросла на крайнем Севере…
Начинаю понимать своего папу, который последние годы страдал, от хмурости Севера, мечтал уехать в Москву, где он вырос, а уехав, до невозможности загрустил по Северу…
Что-то в этом крае есть такое, что, увидев его хоть раз, начинаешь тосковать, и всю жизнь душа остаётся у него в плену….

Интересно читать Ваш путевой дневник! Спасибо Вам за это!
А эти слова... Эти ощущения знакомы, наверное, в какой-то мере каждому, потому что так тянет к себе всегда малая или большая родина, родина ли по рождению или по призванию...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно читать Ваш путевой дневник! Спасибо Вам за это!
А эти слова... Эти ощущения знакомы, наверное, в какой-то мере каждому, потому что так тянет к себе всегда малая или большая родина, родина ли по рождению или по призванию...

Благодарю за поддержку )) Следующие главы пишутся ещё.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пишите еще. Очень интересно. Про Север. Он, как наркотик. затягивает. один раз приехал - и от него уже не избавишься. Я много лет работал на Севере, а как только перестал - скучаю по нему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пишите еще. Очень интересно. Про Север. Он, как наркотик. затягивает. один раз приехал - и от него уже не избавишься. Я много лет работал на Севере, а как только перестал - скучаю по нему.

Да, странная магия Севера )))
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мы едем на Север… Часть 7. Петроглифы - или граница между Мирами

 

30cdee2045f23e745e6510cea5a1a16a.jpg

 

Поужинав на скорую руку, отправились на экскурсию на Беломорские Петроглифы. Нас было всего четверо – две пожилые пары, которые так всю поездку и общались. Одинаковое мировоззрение, вкусы совпали и впечатления. Не то, чтобы мы были неразлучной четвёркой, но просто пространство сводило вместе за столом, в машине, на катере. Милые, интеллигентные люди из Кирова. К тому же выяснилось, что они занимаются своей родословной. Так что, тем для разговоров было много, к взаимному удовольствию и полезности.
19a88a958d9754d72bc47a9596d47d00.jpg
Машины быстро довезли до места. Далее пешком по лесу километра полтора – транспорт не проедет, да и запрещено.
Лес ничем особым не отличался от других северных лесов. Изрядно уставшая за день, наша компания топала по лесной тропе, отмахиваясь от злобных комаров.
Казалось, эта дорога никогда не кончится. А в голове подскуливало: «И какого чёрта, на ночь глядя, понесло непонятно куда? Что я леса не видела? И когда же эта тропа закончится? А ведь ещё пилить назад. Ненавижу комаров! Гудят мои бедные ножки…»
Лес оборвался, как-то вдруг… Даже не оборвался, а распахнул свою утробу – поляну, выстланную огромными почти плоскими «доисторическими» валунами, которую невозможно объять одним взглядом. В прогалинах и в щелях между плитами, вопреки всем суровым запретам северной земли и неба, билась жизнь разноцветьем мха, крохотных цветов и побегами сосёнок и ёлочек.
Это «поле битвы вечности и жизни» умылось недавним дождём, оставив осколки водяного зеркала то тут, то там по всему плато.
6528049b00af22eb5fe5ebe39a092953.jpg
b91647157cf28387d8fa7cb3543fe84f.jpg
9b3b7ec376916c9eeef8b74950c2f988.jpg
16c7a2c6addad306ff94b503954261b3.jpg
24ae11ccd863fc65508ead3522967d41.jpg
22737729f215f4352f861df5514732dd.jpg
b87707c6bd80aced4d757b5761db9e9f.jpg
4c0ac539402e7616ea4b5344c7a80e93.jpg

 

Молча, ошарашенные, замерев дыханием, стояли мы на краю этого чуда. За других спутников ничего не могу сказать. Для меня же это стало прикосновением вечности, где я - всего лишь «мгновенье», и в то же время я – сама эта вечность.
Всё мелкое, житейское, бытовое со страстями и страстишками, обидами и примирениями, хлопотами и волнениями – НИЧТО, осталось где-то там, позади…. Здесь же «Я» – настоящее, сильное, могучее, без границ и формы, слившееся с бесконечностью. Это место - граница миров, через которую каждый неотвратимо проходит в своё время.
С этого момента со мной стали происходить необъяснимые события – всё следующее путешествие было и физически и психологически большим испытанием, переосмыслением того, что я знаю о жизни близких, и моей собственной.
Не случайно именно это место так потрясло всё моё существо. Видимо, жизнь, посвящённая этнографии, истории древних времён, психологии обрядов – земной архаике – заставило оглянуться на пройденное, вспомнить этнографические поездки, исследовательские обрядовые мастерские, санный путь на олешках и собаках по тундре, чтобы встретить уходящую культуру Севера.
Петроглифы заставили оглянуться вспомнить лучшие, счастливейшие дни моей жизни. В таком состоянии и потрясении я вышла на петроглифы.

Теперь немного информации о самих петроглифах, что удалось узнать в этой поездке от экскурсовода и в путеводителе. Думаю, вам будет это интересно, как и мне:
Беломорские петроглифы – уникальнейший археологический комплекс, включающий в себя порядка двух тысяч рисунков и выбивок на камне, сделанных в VI-III тысячелетии до новой эры.
Они находятся недалеко от реки Выг, в районе села Выгостров. С запада и севера комплекс ограничен водохранилищами Выгостровской и Беломорской ГЭС. С восточную – протока Кислый Пудас. Петроглифы находятся на островах Ерпин Пудас, Шойрукшин, Большой Малинин и других. Всего в окрестностях
Беломорска расположено 39 групп древних изображений.
Петроглифы – рассказ о жизни и быте древнейших людей через рисунки (писаницы), высеченные или нарисованные на камнях.
Петроглифы Белого моря, как считают учёные, были созданы предками саамов.
По всему миру насчитывается примерно до 2 миллионов подобных Беломорским петроглифам, фигур. Они расположены на 20 000 участках в 78 странах. А сколько ещё не открытых?
Если бы не экскурсовод, то сразу и не увидишь эти творения. Рисунки порой такие маленькие, что умещаются на пол ладони (10-15 см), то такие большие (от 2,4 и до 4,1 м). Но больше всего фигур размерами от 15 и до 60 см.
Все они выбиты, то есть, углублены в поверхность скалы точечными ударами твердого камня, скорее всего кварца. Средняя глубина такой выбивки составляет порядка 2-3 мм. Четкость контуров фигур серьезно различается: можно увидеть как ровную линию, так и «рваную».
Я подумала – это же адов труд! Как же для древнего человека велико было значение этих рисунков и непреодолима тяга к творчеству….
Без особого труда можно различить морских и лесных зверей, водоплавающих птиц, людей и предметы их быта. Важная особенность Беломорских петроглифов присутствие человека – главного действующего лица. Пустые лодки и лодки с командами (или пассажирами), нарисованными в виде столбиков. Особенно впечатляют развернутые повествовательные сцены, рассказывающие об охоте на морских животных, птиц и лесных зверей. Хороши и батальные композиции.
Человек плывет на лодке, идет на лыжах или пешком, танцует, охотится или сражается. Древним мастерам удалось вложить в небольшие фигурки такое количество экспрессии, что они кажутся живыми.
Рисунки на камнях передают бытовые и ритуальные сцены. А здесь какие-то непонятные фантастические существа и знаки. Вероятно, так наши далекие предки совершали религиозные обряды, призывали удачу в охоте и решении бытовых проблем.
5bb78c1e62ed55a00e139f7740c4b789.jpg
Поход на лыжах

caca1a07ed69d834930fd3f779240a6d.jpg
Олени

 

878cda3a27ec856f0e58a89a057605e7.jpg
За рыбой на лодке

83949dbd0c7de310d999d16a7a2c294e.jpg
Охота из лука на оленя

b67b6af719ff428d8ab595b91f971efb.jpg
Лодка, кажется, даже под парусом

 

Олень

Ритуальный танец беременных
Ученые уверены, что наскальные изображения занимали важное место в жизни древних людей, которые украшали ими наиболее значимые для себя места, что, только отойдя на расстояние, можно понять, что это творение рук человеческих.
Беломорские петроглифы включают в себя три комплекса изображений, открытых в разное время. Первыми в 1926 году этнографом Александром Михайловичем Линевским были найдены «Бесовы Следки». Это скала, на которой выбито более 300 наскальных изображений, считающиеся самыми древними в Карелии.
Через 10 лет, в 1936 году экспедиция, которой руководил В. И. Радовникас, отыскала еще одну группу изображений, названную Залавругой. В 1963 году археологи во главе с Ю. А. Савватеевым открыли скрытый под слоем почвы комплекс петроглифов, названный Новой Залавругой. Поиски новых наскальных изображений продолжаются. Их ведут российские и международные археологические группы.
Бесовы следки
Первая из открытых групп Беломорских петроглифов, она же считается и самой древней. Находится на скале неподалеку от бывшего порога Шойрукша. После того, как об этих петроглифах стало известно ученым, скалу во избежание порчи выбивок прикрыли специальным павильоном.

 


Бесовы следки. Павильон, под которым законсервированы петроглифы.
Находящиеся здесь рисунки большей частью связаны с тематикой охоты. Это медведи, лоси, рыбы, тюлени и другая живность. На их фоне особенно ярко выделяется выбитая в камне цепочка следов, которая ведет к крупной человекоподобной фигуре. Александр Линевский, открывший этот комплекс, назвал ее Бесом и, соответственно, всю композицию Бесовыми следками.
Фигура изображает человека, стоящего на одной ноге, с приподнятой левой рукой и закрытым глазом. Это классическая поза шамана, хорошо известная в истории европейского шаманизма. Ее называют «поза Луга» или «поза Кухулина». Она связана с очень древними культами богов Магии и Смерти. Считалось, что маг, принявший такую позу, видит закрытым глазом мир духов, а открытым – мир явленный. Цепочка следов, ведущая к нему, также имеет глубокий магический смысл, являясь входом в невидимый мир древних таинственных сил.

Шаман
К сожалению, в настоящее время павильон закрыт для посещения и ожидает реставрации.

 

Ерпин Пудас
Один из крупных выгских островов, на котором найдено несколько групп петроглифов. Особенностью здешних наскальных изображений является то, что найти их очень непросто. Одни прячутся у самой воды, другие настолько стерты временем, что видны только утром или вечером. Лучше всего сохранилась северная группа выбивок. Самая интересная из композиций этой серии представлена морским божеством, в виде человека-белухи, охотящегося с копьем на тюленя.
Река Выг во время водосброса из водохранилища. Впереди - остров Ерпин Пудас, образованный двумя протоками Выга. Во время водосброса добраться до него проблематично.
Неподалеку от туристической тропы находится еще одна группа выбивок, так называемая Карельская Камасутра с доисторическими эротическими сценами. Кроме этого присутствуют очень выразительные картины, рассказывающие о морской охоте и ритуальных действиях. Южная композиция находится в глубокой ложбине, которая когда-то была полноводной бухтой. Выбивки здесь видны только в вечерних лучах солнца. Это семь фигур, изображающих людей на лыжах и оленей.

 

Залавруга - наибольшее и самое интересное скопление Беломорских петроглифов.
Именно там мы и побывали.
Нас сразу предупредили, что разрешается ходить исключительно по мосткам, чтобы не затереть эти свидетельства древней культуры. Только изредка разрешалось ступить на каменное плато, чтобы ближе разглядеть Петроглифы.

Сюжеты композиций не повторяются. Здесь можно увидеть лыжника, стреляющего из лука в сидящего на ветке зверя, охотника, настигающего оленя, и охоту на лосей по насту. Чуть в стороне находится уникальное изображение, показывающего человека в анфас. Фигуру называют «пляшущим человечком» и наделяют некоторыми мистическими способностями. Считается, что нужно прикоснуться к фигурке и загадать желание, которое обязательно исполнится.
Ну, а как же без этого? Я уже рассказывала в своих дневниках, что в любом месте найдётся то, что надо потереть и загадать желание. Конечно же, мы не удержались от слабости человеческой – веры в чудо и обратились к магии петроглифа «Пляшущего человечка» или его называют ещё «лягушонок».


На краю плато разбиты палатки археологов, которые живут здесь всё лето - изучают, отмывают, фотографируют, зарисовывают, и «подновляют» особой краской некоторые, совсем уж исчезающие от времени «письма из далёкого прошлого». Зимой же всё замирает, укрывается снежным одеялом и засыпает – отдыхает история от людского любопытства и суеты…
Вот и сейчас два человека что-то там мыли щётками с порошком, потом обводили мелом, чем-то подкрашивали и накрывали какой-то плёнкой. В общем, какие-то магически-хитрые, непонятные для непосвящённых, действия Археологи – трудяги, энтузиасты – хранители памяти и в дождь, и в непогоду…

И куда только не заносило человека – диву даюсь! Что не сидится на месте? Какая-то невероятная тяга к расширению пространства, познания. Другими причинами объяснить не могу – ведь это суровый Север. За едой можно было бы спуститься и поюжнее – земель-то, ого-го, сколько было в те времена. Да и в эти тоже столько ещё не освоено…! Так, нет же, тянет человека что-то, тянет, куда только не забирался…
Возраст старейших Беломорских петроглифов оценивается в 6-7 тысяч лет. Наскальные рисунки относятся к самым ранним произведениям искусства. Изображения на камне были созданы намного раньше многих древних памятников.
Представьте себе, что только через две тысячи лет после появления Беломорских петроглифов будут построены первые египетские пирамиды, через четыре тысячи – Римский Колизей и почти через пять – Великая Китайская стена.
Почтенный возраст – особая ценность наскальной живописи. Эта библия, или энциклопедия, каменного века рассказана очевидцами, которые поведали нам о ценностях, жизни и представлении своего мира.

В нашей семье папа положил начало семейной традиции, которую продолжила моя старшая сестра. Он завещал развеять свой прах над Баренцевым морем – своим, по сути, домом, где был счастлив. Море хранит память о его жизни. Суша всегда тяготила, да и не понимал он реалий сухопутной жизни. Завет уходящего в другой мир – святое. Мы выполнили его просьбу. Когда удаётся, я устраиваю так, чтобы знакомые моряки опустили в море венок в память о папе, как это принято среди моряков.
В те дни, когда я поехала на Соловки, была на петроглифах, сын и муж сестры по её завещанию развеивали прах над местом, которое её очень понравилось, и где она была счастлива – в Финляндии на хребте Турка, на обрыве, который высится над неоглядными северными далями, куда вряд ли когда-то ступит нога человека… Она называла это место «над вечным покоем…»
Я собираюсь жить ещё долго и радостно. Но в тот момент на петроглифах думала о сестре и всем сердцем была с мальчиками там, в Финляндии. Именно в это время они ехали на Турку.
Ещё я думала, а какое место для меня наполнено было в жизни счастьем или отражало бы мои интересы, суть, мою Душу? Ответ пришёл сам собой – рядом с Беломорскими петроглифами, как место, где чувствуется связь времён и мой любимый Север. Тут тоже никогда не будет ноги человека.
Мы уже уходили с плато, как на ровном месте, вдруг, мою ногу пронзила резкая боль, и тело повернуло так, что я ещё какое-то время смотрела на это чудо природы – прощаясь до положенного мне часа. Для меня это прозвучало, как знак – ответ петроглифов.
Сакральное место, я встречусь с тобой не скоро - верю, потому что ещё многого хочется и надо сделать и доделать в этой жизни. Потомки начали проявлять интерес к родословной и ждут моих дневников и книг. Я ещё не напилась вкусом жизни!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прощайте, петроглифы - дивное место!

 


Спасибо. Про петроглифы очень интересно. В первый раз слышу, что их подновляют для туристов. Естественно, что в оригинальном состоянии - на открытом воздухе - краски очень сильно выцветшие и заметить эти русунки не так просто - только при определенном освещении, взгляде с особого ракурса. Если специально ищешь - можно найти. Не зная об их существовании - тыщу раз мимо пройдешь - не заметишь.

 

Такие "писаницы" есть даже в городской черте Екатеринбурга. Вот фрагмент "Северской" - моя фотка 2008 года:

 

23f9d99d8b1dc0513cdc1ebd852e48a5804b27278735568.jpg

 

Так на ней - в оригинальном качестве, при съемке самым обычным дешевеньким цифровым фотоаппаратом, без всяких светофильтров, без улучшения цветности, контрастности и т. п. манипуляций, даже лучше петроглифы видно, чем в реальности. И фигурки животных и вроде пляшущих человечков и вообще какие-то уже и не рисунки вовсе, а символы, подобные египетской иероглифике. Ничего редкого в изображении людей на петроглифах нет.

 

Про то, что люди типа из-за любви к приключениям и экстриму забрались в "такую глушь", когда якобы на юге была уйма свободной лучшей земли - это все примитивное представление горожанина, не представляющего какая территория необходима для прокорма всего одной семьи, живущей исключительно за счет охоты и рыболовства, имеющей для этих занятий самые примитивные орудия. Так вот - 100 кв. км. для одной семьи совсем мизерная территория. А для племени в сотни человек? А для целого формирующегося народа? В общем, при подобных условиях хозяйствования территория размером с Ханты-Мансийский округ (600 с лишним тысяч кв. км) едва могла прокормить тысяч 6 человек. И нисколько больше. Без изменения модели хозяйствования не было никакой возможности для роста населения. И тысячу, и две, и 10 тысяч лет оно, раз достигнув экологически обоснованной численности, могло оставаться примерно на одном и том же уровне.

 

Не было на юге никакой свободной и пригодной для чего-либо земли ни одного ничейного кв. километра, ни одного гектара. Вообще не было ничейной свободной земли. Вся земля, где только раз ступала нога человека, была поделена и разграничена. Всякая семья, всякое племя превосходно знали границы своих угодий и промысел за их пределами был тягчайшим преступлением, за которое объявлялись войны, уничтожалась не только нарушавшая границу своих земель семья, но и племя, к которому она принадлежало. Единственная свободная земля, которая появлялась у древних племен и позволяла расти их численности - это земли на севере, постепенно освобождающиеся из под ледника. Хотя таяние ледника имело и иные последствия - освобожденные от огромного веса ледника земли поднимались над уровнем моря, но таявшие ледники существенно поднимали тот же уровень моря, затопляя огромные равнины - например, обширную, соединяющую Францию и Великобританию, сушу. Племена с затопляемых земель неизбежно теснили со своих земель ранее занявшие их племена - и тем самым приводили в движение всю массу населения целых материков.

 

А кто вообще сказал, что земля южнее была изобильней и лучше той, на которой жили люди, оставившие эти петроглифы? В те времена, когда они жили, зверь необозримыми стадами пасся и рыба кишмя кишела в водоемах. Как и водоплавающая птица. Только умей их взять с помощью примитивных орудий и немудреных ловушек. Климат был теплее нынешнего. Часть петроглифов наверняка более поздняя, чем 8-9 тысячелетие - и в, таком случае, вообще относятся в периоду оптимума голоцена, когда в Карелии климат был как сейчас в Воронеже. И не были те места тогда никакой глушью - очень были многолюдные. А вот реальной глухой безлюдной глушью тогда могли быть (и скорее всего были - ибо нет там таких скоплений памятников этого времени) нынешние подмосковные места. Да там даже в позднее средневековье глушь была куда хлеще, чем в Карелии. Жило ли в мезолите-неолите-энеолите в Карелии лосей больше, чем в Подмосковье - без понятия. Но обилие рек и озер создавало в недавней приледниковой зоне более разнообразные природные ландшафты - и, соответственно, более богатую биосферу, уникальные условия для охоты не только на зверя, но и на водоплавающую птицу, возможности для очень эффективного рыболовства. Земли, относительно сухие, с мощными богатыми черноземами, стали ценится больше полузаболоченных, изобилующих озерами и старицами водоразделов и пойм, только с возникновением земледелия. Гроша ломаного лесостепи и степи для древнего охотника не значили - да, стада там могли пастись отменнные, но охотиться на них на открытой местности без одомашненной лошади, собак - почти нереально. Обширные густо залесенные территории с малым числом озер и слабо разветвленной речной сетью - столь же с хозяйственной точки зрения древнего охотника и рыболова малоценны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно ))) Ну, я сомневаюсь, что из-за туристов там подновляют петроглифы. Не так уж велик там доход от туристов, скорее убытков больше. На слова экскурсовода не стоит, вероятно, реагировать всерьёз. Судя по тому, что они там делали , видно даже несведущему человеку, что ведётся какая-то серьёзная работа исследовательская, и возможно какая-то "консервация" изображений. Они отмывали что-то щёточками, (это видно на фото), сушили, наносили какой-то состав, накрывали плёнкой чёрной, специальной (как я поняла) Что-то фотографировали, накладывали что-то типа бумаги и появлялись отпечатки. В общем какая-то шла кропотливая работа. Не думаю, что такая затрата труда просто для туристов. Подойти к ним не разрешили, чтобы поговорить - это был место, куда нельзя было сходить с мостков. Да и им было не до нас.
С климатом интересно... Я же рассказываю о своих ощущениях из сегодняшнего дня, Это только ощущения, мои мысли на тот момент и удивление. А для меня на сегодня на севере "хххх-0-0-0-0-лодно" )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно ))) Ну, я сомневаюсь, что из-за туристов там подновляют петроглифы. Не так уж велик там доход от туристов, скорее убытков больше. На слова экскурсовода не стоит, вероятно, реагировать всерьёз. Судя по тому, что они там делали , видно даже несведущему человеку, что ведётся какая-то серьёзная работа исследовательская, и возможно какая-то "консервация" изображений. Они отмывали что-то щёточками, (это видно на фото), сушили, наносили какой-то состав, накрывали плёнкой чёрной, специальной (как я поняла) Что-то фотографировали, накладывали что-то типа бумаги и появлялись отпечатки. В общем какая-то шла кропотливая работа. Не думаю, что такая затрата труда просто для туристов. Подойти к ним не разрешили, чтобы поговорить - это был место, куда нельзя было сходить с мостков. Да и им было не до нас.
С климатом интересно... Я же рассказываю о своих ощущениях из сегодняшнего дня, Это только ощущения, мои мысли на тот момент и удивление. А для меня на сегодня на севере "хххх-0-0-0-0-лодно" )))

 

А это именно процесс зарисовки и съемки изображений.

 

Говорите, туристов мало. Не окупается туризм. А ведь если правила даже появились, что туда нельзя, сюда нельзя, если у кого-то следует спрашивать разрешения, если мостки какие-то там имеются, если пройти невозможно, чтобы не запнуться об копающегося в чем-то археолога - это значит, что от цивилизации в данном месте просто зашкаливает.

 

Археологи обычно не кусаются. Вполне можно к ним подойти и поинтересоваться чего они делают. Люди они вполне интеллигентные (сам таковым работал), едва ли бить будут сразу, а может быть даже и не пошлют куда подальше, а вполне терпеливо и даже охотно разъяснят.

 

С климатом вообще интересно. Но археологам приходится, видя глазами одну, современную картину, как-то абстрагироваться от нее и представлять себе иные природные ландшафты в данном месте - иначе ни черта не найдешь, а найдя случайно - не поймешь: что это такое было. Археологам еще ладно - изменения рельефа, растительности, обводненности на протяжении несколько тысяч лет вполне легко представимы, а вот каково приходится воображать палеонтологам, геологам. На десятки, сотни миллионов лет назад, а то и миллиарды. Когда ни одного из существующих ныне материков в узнаваемом виде и на привычном месте не существовало. Когда нынешние горы были дном моря, а нынешнее дно океанов - горами в глубине суши. Когда фауна и флора не имели ничего общего с нынешними. Сам воздух имел иной состав. Иной был магнетизм планеты. В небе были совсем иные созвездия. Кошмар. Будучи на одной планете, вообразить себе на том же месте фактически совсем иную. Не ради забавы. А делать на этом основании экономические расчеты и прогнозы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мосточки там, потому что легко затоптать рисунки. Просто затрут ногами. А к археологам мы не стали подходить, потому что они были очень заняты работой и видели, как они аккуратно ступают между рисунками. Мы бы со своей непрофессиональной слепотой, прошлись бы как бизоны по петроглифам. Туристы есть, конечно. Но мы были там одни. Петроглифы входят в туристические маршруты. Но доходы идут, думаю, тур. компаниям, а археологам ничего не остаётся. Они на бюджете, наверняка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования