kraeved Опубликовано: 13 августа 2017 Поделиться Опубликовано: 13 августа 2017 "В Погосте церковь во имя Преображения Господня, что на Святе озере...".Во многих наших Погостах, как правило, существовали села, где жил причт. Часто эти села именовались по Погосту - Архангельский Погост, с.Архангельское, Погост Кривандин, с.Кривандино, ... Иногда название села отличалось от названия Погоста - Николопустопольский Погост, с.Пустое Поле* ("пустое" - не приносящее доходов).В Преображенском Погосте не было села, как утверждает Н.В.Давыдов, изучивший архивную историю Погоста, которому будет посвящена его новая книга. Свои слова он подтверждает выдержкой из архивного документа - "13 мая 1720 г. стольник и воевода Василий Иванович Кафтырев провел подворовую перепись церковнослужителей в Погосте Преображенском, где, согласно составленной «сказке» в то время было семь дворов причта." Однако, на известной карте Менде, рядом с Преображенским Погостом указано "Спасское" - по-видимому, подразумевается с.Спасское (по полному названию церкви - Спасопреображенская). Возможно, на карте ошибка, что часто бывает, но интереснее другое - на основе какого источника автор карты указал это название. Почему в Преображенском Погосте не была сохранена традиция создания села при Погосте, и позже оно не было создано - приглашаем Николая Викторовича высказать свои предположения. ----------*) Т.Митюшина. Николопустопольский Погост. Никольская церковь. XVII-XIX вв. Богородицерождественская церковь. XIX-XX вв. Шатура. 2010. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ДНВ Опубликовано: 20 августа 2017 Поделиться Опубликовано: 20 августа 2017 Однако, на известной карте Менде, рядом с Преображенским Погостом указано "Спасское" - по-видимому, подразумевается с.Спасское (по полному названию церкви - Спасопреображенская). Возможно, на карте ошибка, что часто бывает, но интереснее другое - на основе какого источника автор карты указал это название. Действительно на карте Менде Погост Преображенский ошибочно назван "Спасское". В исторических хрониках мы имеем прямое указание на то, что Спасо Преображенская церковь, была основана митрополитом Киприаном. Задолго до его пребывания в этих краях, оз. Святое, (и оз. Сенег) использовалось митрополичьей кафедрой для ловли рыбы. С этой целью были обустроены рыбные дворы, а люди занимавшиеся ловлей и заготовкой рыбы для митрополичьего подворья были первыми прихожанами основанной Киприаном церкви. Иных поселений в то время здесь не было. Затем уже, какое-то время спустя, здесь был основан и домовой митрополичий монастырь, насельниками которого были главным образом престарелые служилые люди митрополичьего подворья и, в какой-то части, овдовевшие священники. Освоение местностей Сенежской волости, частями принадлежавших митрополичьей кафедре и служилым людям, шло неспешно. Появлялись заимки, затем деревни, а их жители становились прихожанами Погоста Преображенского - храма у оз. Святое, в котором были только дома священно и церковнослужителей. Таким образом, Погост Преображенский, изначально бывший установлением митр. Киприана, таковым и остался. Образование д. Андреевских выселок было напрямую связано с преобразованиями Петра I, а первые дворы деревни составили семьи отрешенных от церкви священно и церковнослужителей. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ДНВ Опубликовано: 22 декабря 2017 Поделиться Опубликовано: 22 декабря 2017 (изменено) "В историческом исследовании в роли «автора доказательства» выступает сам исследователь. Какова же в этом случае роль источника? Когда речь идет об установлении какого-либо исторического факта, то роль источника совершенно определенна: он выступает в роли человека, который занял «положение свидетеля на процессе и должен подвергнуться перекрестному допросу». Но, свидетели, как известно, бывают разные – осведомленные и неосведомленные…Такова же роль и источника" Лурье Я.С. Две истории Руси СПб., 1994г. с.9 Согласитесь, интересное замечание. Теперь о картах. Они, также как и люди бывают разными «свидетелями». Вот, пожалуйста сравните "показания двух свидетелей" 1). Карта (часть) Рязанского наместничества 1792г. 2). РГАДА.я.1356.оп.1.ед.хр.4785 А. 1777г. Изменено 22 декабря 2017 пользователем ДНВ Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.