kraeved Опубликовано: 20 декабря 2010 Поделиться Опубликовано: 20 декабря 2010 ЖУРАВЛЕВ Андрей Иванович (1751-1813) - бывший старообрядец, впоследствии принял православие и был священником Охтенской церкви в Петербурге. Происходил из московской купеческой семьи федосеевского согласия. Был весьма авторитетным специалистом по истории раскола. С юности пользовался уважением своих одноверцев за ум и начитанность. Переехав в Петербург, женился на никонианке и отступил от староверия. Был настоятелем церкви Сошествия Святаго Духа на Охте, в предместье Петербурга. В 1788 г. прибыл в Стародубье проводить противостарообрядческую агитацию, подготавливая насаждение единоверия. Обратив в единоверие значительную часть населения посада Климовского, Журавлев устроил несколько единоверческих церквей и собрал множество редких материалов и изустных преданий о первых временах раскола, на основании которых составил ``Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках`` - первую серьезную работу по истории раскола - сочинение, выдержавшее ряд переизданий начиная с 1794 г. Журавлев опубликовал ряд документов о начале исправления книг (о деятельности Максима Грека), о начале книгопечатания в Москве, об истоках раскола, причиной которого были реформы Патриарха Никона. Будучи выходцем из старообрядцев, А.Журавлев прекрасно разбирался в многообразных и сложных процессах, происходивших внутри староверия, в разделении на толки и согласия, во внутренней и внешней богословской полемике. Все это получило самое подробное освещение в его книге "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях, собранное из потаенных старообрядченских преданий, записок и писем". 1831г.Три из четырех частей книги посвящены именно истории старообрядчества. Здесь речь идет обо всех беспоповских и поповских общинах и их истоках: нетовщине, самокрещенцах, новоженах, ветковском согласии, основании стародубовских слобод и т.д. В книге представлена ценная информация и о ереси стригольников. К стригольникам он относит также "жидовствующих". Среди помещенных в издании документов - выдержки из знаменитого "Просветителя" Иосифа Волоцкого, царских грамот и патриарших посланий, летописные свидетельства. Автор в комментариях к документам стремится связать древних стригольников и современных ему староверов, которые жили в некоторых центрах, куда в прошлом бежали от преследований стригольники. "Полное историческое известие" Андрея Журавлева стало основополагающим для историков духовно-академической школы второй половины XIX в. Характеризуя старообрядцев как "еретиков", автор обосновывает необходимость и причины их преследования. Книга Журавлева выдержала несколько изданий и до появления ``Истории русского раскола`` Макария (1855) была единственной, откуда можно было почерпнуть сведения по истории раскола. Первое издание вышло в типографии Священного Синода в 1794 году, второе- в типографии при ИАН уже в следующем 1795 и т.д. Книга иллюстрирована галерей "старообрядческих типов", выполненных в технике литографии, в которую вошли различные представители староверия. В издании 1795 года не было гравюр, но с 1799 они уже появились. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.