Перейти к контенту

barikina

Члены СВРТ
  • Число публикаций

    1 590
  • Регистрация

  • Последнее посещение

9 подписчиков

О barikina

  • Звание
    Старожил
  • День рождения 02.06.1974

Информация

  • Город
    Нижний Новгород
  • Немного о себе
    Барыкина Ольга Сергеевна, родовед, краевед
  • Ваши генеалогические интересы
    д.Сермягино и с.Скоробогатово, с.Белбаж Костр.губ.,Макар.уезда. Нижегор.губ.: приход с.Хохлома Сем.уезд, д.Тузеева Сем.уезда,.с.Б. Печерки Арзам.уезда,, с Корсаково Княгин.уезда. с.Итманово Сергач.уезда. г.Балахна и сельцо Юрино Балах.уезда.

Недавние посетители профиля

1 998 просмотров профиля
  1. От нас ушел Юрий Иванович Аруцев

    Царствие небесное... Соболезнования родным и близким!
  2. Краткая история Ильинского прихода села Ковернино (церкви Ильинская и Вознесенская). Перед октябрьской революцией к 1917 году в волостном селе Ковернино действовало два приходских храма: Ильинский и Вознесенский. Первая церковь деревянная здесь была построена в 1754 году, а спустя годы «за ветхостью» в 1846-1847 годах она будет капитально перестроена. Другой каменный храм, находившийся рядом, возвели в 1787 году (о чем было подано прошение 28 февраля в Костромскую духовную консисторию). Прежде на его месте стоял еще более древний, деревянный (теплый) храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1861 году вторую церковь так же отремонтировали и расширили, как сказано в документах — «распространили». Обе ковернинские церкви возводились и ремонтировались на средства прихожан, а также при помощи средств, получаемых от сдачи в аренду торговых весов, находящихся на сельской базарной площади и состоящих в ведении прихода начиная еще с 1781 года. В храмах было освящено четыре престола. В первой из них (теплой) — один, в честь святого пророка Ильи. В каменной — в честь праздника Вознесения Господня; в теплой, трапезной части: на правой стороне (южной)— в честь Покрова Богоматери, и на левой стороне (северной) — в честь иконы Феодоровской Божией Матери. Ильинская старинная церковь, будучи деревянной, внутри была оштукатурена и «раскрашенная разными колерами», имела покраску стен и изображения святых. Каменная Вознесенская церковь на протяжении XIX столетия неоднократно ремонтировалась и благо украшалась. Известно, что в 1811 году церковным причтом был нанят крестьянин Тарас Васильев, родом из Кинешемской округи «вотчины его Высокоблагородия Алексея Алексеевича Нелидова, деревни Малого Жаждева». По контракту он вместе со своей артелью обязался «в оном селе Ковернине каменную Вознесенскую церковь всю изнутри и паперть обивши … по голому кирпичу выщекотурить самым лучшим искусным и прочным образом…». В июне, того же года был составлен и другой контракт: с дворовым человеком тайного советника, действительного камергера и кавалера Александра Николаевича Голицина, с крестьянином Иваном Филиповым. Согласно которому «...подрядился я Филипов Вознесенской их каменной церкви вызолотить иконостас..., а так же золотить и колоны и карнизы…». В 1813 году его работу по золочению иконостаса продолжил уже другой мастер. Это был дворовый человек Алексей Васильев, родом из Московской губернии уроженец села Троицкого, крепостной его сиятельства графа Николая Петровича Румянцева. В сентябре 1817 года с ковернинским причтом подписал контракт крестьянин из села Парское Юрьевецкого уезда Костромской губернии, вотчины князя Василия Сергеевича Трубецкого — Андриан сын Матвеев Елховиков, на работу, чтобы «вылить мне к означенной церкви колокол в селе Ковернине весом оной не менее ста и пятидесяти пуд, из собственного их старост и прихожан к оному материала, как то штыковая медь, олова, кроме железа…». При этом, согласно контракту, Андриан Матвеев обязывался перелить два раза колокол, если «...оной выльется чем либо недостаточен или голос его не понравится прихожанам». При храмах стояла каменная колокольня, и как писали в клировых ведомостях «все сии здания крепки и прочны и обнесены каменной оградой». Каменную, высокую ограду делала в 1827 году артель каменщиков во главе с крестьянином из деревни Готовки Костромской губернии (вотчины господина коллежского советника Петра Яковлевича Козмина) Петр Тимофеев сын Хватов. Который по контракту был обязан построить «...у той церкви каменной ограды со святыми вратами, калитками и башнями…». По неизвестной причине, в 1843 году часть церковной ограды с южной стороны разрушилось, а именно 18 звеньев (пролетов) ее на расстоянии 38 саженей, и впоследствии место это было обнесено деревянным ограждением. К 1880 году Вознесенский храм и ограда были «крыты железом и окрашены медянкою (покрашены зеленой краской). Утварью и богослужебными книгами приход этот был «снабжен достаточно». При Вознесенской церкви имелась каменная сторожка для караула. На базарной площади стояла каменная часовня. Приходское кладбище для погребения умерших находилось вне поселения, и было обнесено с трех сторон «каменною с железными решетками оградой, а с четвертой стороны деревянным забором». По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что, приход состоял из казенных крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому, основной доход священнослужителей и их семей был от аренды домов и земли. «При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек, на 12 лет. б) Торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за № 62, и 25 июня того же года за № 5000 с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет, с 1 числа сентября 1879 года, по контракту заключенному с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру № 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год». Кроме этого, пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за № 168,135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за № 53). К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, от аренды лавок на базарной площади 500 рублей. И как официально считалось «с таковым пособием, содержание причта оказывается посредственное». На 1917 год доходы церковные были уже иные: «Кружечных доходов получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего у них дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей, и за отведенные, с разрешения Св. Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей». Земли церковной у причта по клировым ведомостям на 1881 год значилось: « …с 1819 года, июля 21 дня состоит усадебной 3 десятины, пахотной 3 десятин, сенокосной 3 десятины. На сии земли плана и межевые книги имеются и хранятся в церкви. Еще в 1844 году, прирезано пахотной земли 18 десятин, на которую тоже имеется при церкви план. Вся пахотная земля в количестве 13 десятин отдается причтом в аренду согласно Высочайше утвержденным правилам 1873 года, ценою за 15 рублей серебром». Земли на 1901 год: «земли, при сей церкви, усадебной 3д.пашенной 48 дес.с сенокосной 3 д. земля сия намежована в 2 раза 1819 на таковую землю планы и межевые книги имеются…» . В 1917 году земли при церкви было записано: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 48 десятин, сенокосной – 3 десятины, а всего — 54 десятины. Земля эта была перемежевана дважды: в 1819 году и в 1844 году; планы и межевые книги на нее хранились в церковной ризнице. Из архивных документов так же следует что священнослужители при каждодневной службе и многоразличных требах в этом обширном приходе, земледелием заниматься не могли. Кроме этого сама земля была практически не пригодной, песчаная, и дохода от нее они не имели. В связи с этим с ходатайства епархиального начальства, указом Св. Синода от 26 ноября 1902 года за № 2194 им было разрешено 6 десятин имеющейся пахотной земли передать под усадебную застройку своими собственными домами. Дома у всех священно-церковнослужителей были собственные, деревянные, находились на церковной земле. В 1901 году приход казенных церковных домов для жительства причта не имеет. Духовенство т. н. «квартирных денег» ни от церкви не получало и потому большая часть их доходных средств расходовалась на устройство жилых домов, а затем и на их ремонт их. В ведомости на 1917 году значится, что дома, где проживали причетники были построены на усадебной земле, «тщанием самих членов причта, в разные года и составляет собственность их». Кроме этого, церкви принадлежал дом построенный для просфорни (в нем пекли просфоры в русской печи и здесь же проживала женщина-просфорница). По расстоянию от Костромской духовной консистории приход Ковернинский находился далеко, за 200 верст. Здесь же проживал и местный благочинный священник, который нес ответственность и за другие церкви в округе. Село Ковернино от уездного города Макарьева на Унже находилось в 100 верстах, а от ближайшей пароходной пристани в 45 верстах. К 1901 году ближайшие церкви к селу Ковернино находились в четырех селах: единоверческая в селе Ключах в 7 верстах, Благовещенская в селе Скоробогатово в 10 верстах, Успенская в селе Понурово в 15 верстах, и Христорождественская церковь в селе Гарях в 20 верстах. А перед революцией, ближайшими храмами были записаны: Крестовоздвиженская, единоверческая в самом Ковернино, Благовещенская села Скоробогатова и Успенская, единоверческая в селе Максимово в 11 верстах. Подробная опись церковному имуществу была составлена в 1867 году в четырех экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью церковной и архиерейской. Так же в храме хранились копии приходских Метрических книг, начиная с 1839 года, а Исповедные росписи с 1869 года. При храме существовала приходская библиотека. «В церковной библиотеке, существующей издавна, находится книг духовно-нравственного содержания 179 томов. Духовных журналов 183 тома. Православный собеседник за 4 года, Руководство для сельских пастырей за 20 годов, Дух Христианина за 1 год, Духовный вестник за 3 года, Духовная польза за 4 года, Православное обозрение за 1 год, Христианское чтение за 1 год, Душеполезное Чтение за 10 лет, Воскресное чтение за 2 года, Братское слово за 3 года, Домашняя беседа за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, сими книгами пользуются безмездно прихожане сей церкви, в прочем очень многие, по преобладанию в них духа раскола, пользуются ими так же безмездно священники ближайших сел». К 1901 году в церковной библиотеке книг «предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою» имелось уже 217 томов, а всего126 названий. На 1917 год книг «для чтения предназначенных 220 томов – 120 названий». Долгие годы по причине бедности в приходе не было церковных учебных заведений. Только в 1893 году в Ковернино открылась первая церковно- приходская школа, «усиленным старанием старшего священника Горского». При этом своего собственного помещения она не имела, а размещалась в его личной квартире и содержалась «исключительно и единственно на средства местной церкви». Учительницей в ней являлась священническая дочь - Анна Горская, которая получала жалованья по 240 рублей в год; учащихся в школе в первый год было 53 человека, в том числе 23 мальчика и 30 девочек. В 1917 году в приходе уже действовало двухклассное казенное училище, подведомственное министерству Народного просвещения. Так же продолжала функционировать церковно-приходская школа, и еще 4 аналогичных школы находились в приходских деревнях: Больших Мостах, Больших Талицах, Цыбриках и Вершинине. Барыкина Ольга Сергеевна
  3. Храмы села Скоробогатова

    Краткая история прихода села Скоробогатова (церкви Благовещенская и Троицкая). До 1917 года в селе Скоробогатово действовало два приходских храма: Благовещенский и Троицкий. Первый храм деревянный, шатрового типа был построен в 1782 году, а другой «каменный с таковою же колокольнею» в 1817 году. Оба храма возводились «тщанием прихожан и посторонних доброхотных благотворителей». К 1901 году вокруг церквей была построена полукаменная ограда. Вне ограды для охраны храмов была построена деревянная сторожка (к 1917 году крытая тесом). Особо отведенного кладбища у прихода не было, и потому «тела умерших придаются земле при церкви». В храмах было освящено четыре престола. В первой, деревянной – один, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В каменной, три: в настоящей (холодной) во имя Живоначальной Троицы, в теплой трапезной части (в правом пределе) – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и в левом пределе – во имя великомученика Дмитрия Солунского. Утварью Троицкий храм был снабжен не совсем достаточно, а «именно, подсвечников мало, в теплых пределах одно паникадило; богослужебные книги имеются и хранятся в порядке, но многие из них ветхи». По штату 1855 года приход состоял в III классе, и причта в ней было положено: два священника, дьякон, дьячок и пономарь. На их содержание, на 1881 год жалования казенного «получается по классу церкви 366 рублей». Настоятель получал 144 рубля, его помощник 108 рублей, дьякон 54 рубля, дьячок 36 рублей и пономарь 24 рубля в год. Вкладных банковских билетов в пользу причта не было, а поэтому было «содержание священно-церковно-служителей посредственное». К 1901 году жалование священнослужителей не изменилось, но дополнительно «причт пользуется процентами с капитала в триста пятьдесят рублей, внесенного в пользу причта на вечное поминовение разными лицами, а именно: 50 рублей доктором медицины господином Крыловым <…>, 100 рублей – вдовой псаломническою, женою Евдокией Клевницкой жертвовано <…>, двести рублей – вдовою, священническою женою Евдокией Васильковой. С означенного капитала причт получает процентов тринадцать рублей восемьдесят копеек в год». По указу Св. Синода от 12 мая 1908 года, по новому штату в храме стали служить священник, дьякон и псаломщик. Жалованья священнику было положено 205 рублей 80 копеек дьякону 96 рублей 4 копейки и псаломщику 65 рублей 84 копейки в год. Кружечных доходов за 1917 году было получено 1586 рублей 34 копейки. А так же они пользовались процентами «...с капитала в 900 р., что были положены в пользу причта на вечное хранение». Имелись в пользу Скоробогатовской церкви и другие банковские вклады: «…100 рублей от вдовы священнической жены Юлии Ширской, 300 рублей от Костромского нотариуса Павлина Михайловского, 200 рублей – гражданин (?) Орнатский, 200 рублей – жена дьякона Евдокия (?)». [Последние дореволюционные Клировые ведомости, хранящиеся в Костромской архиве повреждены от пожара, поэтому не весь текст документов читается]. С означенного капитала причт имел дополнительный доход в 37 рублей 68 копеек. Земли церковной у причта по Клировым ведомостям значилось: усадебной – 4 десятины 700 кв. сажень; пахотной – 38 десятин, 420 сажень; сенокосной – 4 десятины 60 кв. сажень, но «в натуре оной земли имеется не более 2-х десятин, прочие же 2 десятины, вследствие изменившегося течения реки Узолы, частию под нею, частию замыты песком». Землю эту, до национализации при советской власти священнослужители обрабатывали сами. Дома у скоробогатовских церковнослужителей были собственные, деревянные, построенные на церковной усадебной земле. При этом в документах отмечалось, что обустройство этих домов «...прихожане не считают для себя обязанностью, и на ремонт домов причтовых, денег не дают». К 1917 году дома у священника и псаломщика дома деревянные, собственные, а дьякон проживал «на съемной квартире». По расстоянию от Костромской духовной консистории приход села Скоробогатова находился в 200-х верстах, а от местного благочинного в 10 верстах. Ближайшие церкви находились в двух соседних селах: Ильинская в селе Ковернино, в 10 верстах и Христа-Рождественская в селе Гари, в 15 верстах. Подробная опись церковному имуществу составлялась в феврале 1867 года. Все документы в ней были засвидетельствованы благочинным протоиереем Михаилом Беневоленским. В храме так же хранились копии приходских Метрических книг, Исповедные росписи (начиная с 1803 года), а так же и книги Брачных обысков. Велись на приходе в обязательном порядке и приходно-расходные книги. При Троицком храме существовала приходская библиотека, где находились следующие книги: “ а) богословского содержания 8 [штук], б) исторического – 10, в) относящихся к пониманию и уразумлению богослужения и обрядов православной церкви – 3, г) различных книг духовно-нравственного содержания – 30, д) духовных журналов – 11». К числу духовной литературы, прежде относились такие журналы: «Христианское чтение», подшивка за период с 1847 по 1878 гг.; «Училище благочестия» за 1857 год, «Творения святых отцов» за 1858 год; «Духовная беседа» за 1861–1862 гг., «Православный собеседник» за 1859–1860 гг., «Руководство для сельских пастырей» с 1860 по 1865 гг., за 1867 и с 1869 по 1878 гг.; «Странник» за 1861, 1863 и 1869 годы; «Православный собеседник» за 1865, 1866 и с 1877 по 1881 г.г.; «Труды Киевской духовной академии» за 1867, 1868 и 1872 гг.; «Братское слово» за 1875–1876 гг. и «Церковный вестник» с 1875 по 1878 гг. К 1901 году в церковной библиотеке книг «предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою» имелось 130 томов, а всего 70 названий. При этом в документах отмечалось, что этой библиотекой пользовались только священнослужители, а местные прихожане «...по склонности к расколу, считают их [книги] бесполезными, и читать не желают». Позднее появились записи о том, что книгами причта стали пользоваться «некоторые из прихожан и пользуются ими безмездно». На 1917 год книг было 172 томов и названий уже 100. В 1877 году, начиная с 24 мая в селе Скоробогатово начало функционировать начальное народное училище, открытое Макарьевским училищным советом. Содержалось оно на средства уездного земства. Законоучителем (преподавателем Закона Божьего) в Скоробогатовском училище с ноября 1877 года был назначен старший священник Василий Федоров Ширский. На 1881 в этом училище обучилось 25 человек – 18 мальчиков и 7 девочек. На следующий год 17 человек – 11 мальчиков и 6 девочек. На 1883 год 20 человек – 15 мальчиков и 5 девочек. К 1901 году в селе нет церковно-приходской школы, но продолжает существовать начальное народное училище, в котором обучается 27 мальчиков и только 3 девочки. Законоучителем в это время был старший священник Николай Николаев Соболев. Спустя годы, к 1917 году в приходе, помимо вышеназванного училища, действовали и другие учебные заведения: в д. Лежепердово (открытое в 1910 году) - «Александровское» начальное земское училище (16 мальчиков и 6 девочек); в д. Грязино (с 1911 года) - Грязинское начальное училище (35 мальчиков и 13 девочек); и в д. Малых Хрящах – Хрящевское начальное земское училище (16 мальчиков и 11 девочек). Законоучителем во всех училищах был назначен священник Александр Иванович Михайловский. Барыкина Ольга Сергеевна
  4. Бородины из с. Юрасово Нижегородской губернии

    Валерий, ваша таблица видна только Вам. Вас искать по "маленькому" посту никто не сможет, и шанс минимален. Напишите, что Вы предприняли для поиска своей родословной, что знаете о своих родных.
  5. Бородины из с. Юрасово Нижегородской губернии

    Валерий, напишите более подробнее о своей семье и поискам. Что Вы уже узнали? Какие сайты просмотрели? В каких архивах поработали?
  6. Подтверждаю участие
  7. РС и МК перенесены в ЦАНО несколько лет назад
  8. И ревизские сказки (РС) и метрические книги (МК) находятся в ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области)
  9. Встречи в Москве, библиотека № 146

    Да, яркое впечатление от его проектов, от работы с детьми, о восстановлении памяти и образов наших воинов.... Он, по моему, ищет родных с фотографий воинов круглосуточно.... Так, найдя моего родственника на фотографии Малова, что родом из д.Пискомы, мы начали переписку по почте, и почти сразу перешли на общение по телефону в час ночи... А потом было общение уже в Нижнем Новгороде, когда Константин приехал с ребятами на вручение фотографии родным бойца Сударова. А ведь он всего за неделю до поездки прислал мне сведения о нашем земляке Сударове, и меньше чем за сутки мы нашли родных ... Кстати, Константин нашел меня, благодаря нашему сайту, на котором я очень давно оставила данные, что занимаюсь Маловыми из Пискомы ( срочно нужно обновить списки с фамилиями и населенными пунктами)
  10. Кошелево

    нет, Николаевна она
  11. Кошелево

    фотографии храма предоставлены Татьяной Кренделевой (Гребневой)
  12. Церкви села Хохлома и её священноцерковнослужители

    Вид с реки на наш храм. Лето 2012 год
  13. Церкви села Хохлома и её священноцерковнослужители

    1912 год, Часовня, стояла на ярмарочной площади
  14. Церкви села Хохлома и её священноцерковнослужители

    Чертеж Петропавловской кладбищенской церкви.1926 год «Ведомость о церкви Петропавловской приписной. Построена тщанием прихожан в 1881 году, на месте упраздненной за ветхостью первой по времени в приходе церкви Богородице-Рождественской, существовавшей с 1720 года. Здание деревянное, на кирпичном фундаменте, крепкая. Престолов в ней один во имя Святых Апостолов Петра и Павла, освящена в 1882 году июня 28 дня…»
×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования