Перейти к контенту

ulmas

Пользователи
  • Число публикаций

    584
  • Регистрация

  • Последнее посещение

1 подписчик

О ulmas

  • Звание
    Участник форума
  • День рождения 15.12.1969

Информация

  • Город
    Ёбург
  • Немного о себе
    обо мне ничего интересного не написано
  • Ваши генеалогические интересы
    все в форуме

Недавние посетители профиля

2 164 просмотра профиля
  1. волостное село Уктузское

    Если вообще найдутся потомки этого, скорее всего, недолго прожившего в волости ссыльного, да еще с такой сверхраспространенной фамилией, который, возможно, и ни в одной местной ревизии не был отмечен (в 9-ю ревизию он в Уктузской волости едва ли жил, а в год 10-й, как видим, находился не по месту поселения, а в Петропавловске и там же мог быть переписан). Русских ссыльных в поздних ревизиях и переписи 1897 г. было в волости тьма-тьмущая. А между ревизиями, надо полагать, не меньше. Сроки их были сравнительно небольшие, им было к кому и куда возвращаться. Если кто-то по истечении срока оставался на жительство по месту поселения, то это, скорее, редкое исключение. Люди, имеющие какое-то отношение к Уктузской волости, наверняка найдутся в МК, ревизиях и переписях почти любого города Тобольской губернии (и не только ее), но кто ж и зачем возьмется их искать, не конкретных лиц, которых имеет основание там найти, а просто кого угодно? В переписи 1897 г. г. Ишима на каждой просмотренной пленке выходцев из Уктузской волости переписано десятки. Во всем городе единовременно проживало, по-видимому, сотни. В Петропавловске, втором сопоставимом городе поблизости, наверняка, было лишь чуть поменьше (Ишим таки ближе, да и свой уезд, а Петропавловск большую часть своей истории даже в Тобольской губернии не был).
  2. Не менее интересная информация, кроме самой переписи, содержится в последнем столбце таблицы "Особые заключения". Как мы видим из них, старообрядцы Приишимья начала 19 в. относились к иной секте (в основном, к так называемой "поповщине", духовный центр которой в 1812 г. находился у нас Екатеринбурге), нежели их потомки и потомки поселившихся здесь позже крестьян. Те были поголовно "австрийской секты", возникшей за границами России - в Буковине, в с. Белая Крыница, лишь в 1846 г., но очень быстро распространившейся в среде российских старообрядцев-"поповцев". В нашем случае, "австрийские священники" заменили прежних - из Екатеринбурга или с. Шарташ, что ныне в черте того же Екатеринбурга, и какого-то Крыгского монастыря. Интересно: можно ли вычислить, по ревизиям и материалам переписи 1897 г., этих новых вероучителей, скорее всего, поселившихся непосредственно среди своей паствы, в их деревнях во второй половине 19 в.? Данные "Особых заключений" дают основания полагать, что записи о рождениях, бракосочетаниях и отпеваниях старообрядцев той же д. Окуневой, как и других населенных пунктов Ишимского уезда со значительным или преобладающим старообрядческим населением, вполне могут находиться (и даже, скорее всего, находятся) там, где их доселе никто и не думал искать - в фондах Госархива Свердловской области (ГАСО). К тому же, действительно, весьма перспективно сравнить перепись старообрядцев 1812 г. с материалами ревизий и переписи 1897 г. - на предмет того: все ли, скажем, старообрядцы из старожильческих семей Окуневой были старообрядцами уже в начале 19 в. или присоединились к ним лишь после распространения в Приишимье именно "австрийской секты" уже во второй половине 19 в. Вообще, нам крайне мало известно о наших старообрядцах до начала 20 в., и в этом смысле данный документ, можно сказать, уникальный. Расшифровка части информации из столбца "Особые заключения" (указаны номер листа источника и, в скобках - номер соответствующего файла): .... 156 (296) ...ПЕТРОПАВЛОВСКАГО [камисарства] в волостяхъ: КАЗАНСКОЙ В деревнях: Еровской старообрядцы секты поповшины... Особыя заключения: ... Все оной (297) деревни какъ мужеска 157 (298) такъ и женска пола считаютъ (299) себя веры какой-то поповщинъской 158 (300) но в самомъ существе (301) не видно их прямой цели 159 (302) а толко есть что (303) не ходятъ в грекороссійскую 160 (304) церковь. Венчаютъ (305) и крестятъ детей болшою частью в нашей церкви а умерших сами хоронятъ в селе. ...Деревни Болших Ярковъ... Секта 161 (306) состои[т] в томъ поповшинская, что въ грекороссїйскую (307) церковь не ходятъ а ве[н]чаются во оной ...Вновь заведеной деревни Власкиной... Веры 162 (308) поповшинъской ...Деревни Зарослой... Веры называемой поповшинъской (309) ...Грачевой... Веры называемой повшінъской - такъ называемой поповшінской. Оная ж и нетовщина. ...Кокшаровой... Веры 163 (310) такъ называемой поповшина (311) или нетовъщина. 164 (312) Тоя ж поповшинской веры такъ называемая поменявшина (313) или нетовщіна. ...Карковой... Тоя ж поповшінской веры. ...Песьяной... Тоя ж веры 165 (314) поповшінская. Оной же держутся секты (315) веры поповщинской. ...Ильинской... Секты 166 (316) поповщины: в домах по обыкновению их старообрядских (317) поведенїй таковы: всегда сами между собою трепезуют вкупе и моление 167 (318) богу приносят вообще. Но токмо же отменяяся, что во святую церковь ...Малых Ярковъ... (319) не входятъ. ...СЛАТКОВСКОЙ [ВОЛОСТИ] в деревнях: Остропятовой... ...Болшей Пещаной... ...Бабьей... 168 (320) ...Тупицыной... ...Катанской... ...Быковой... (321) 169 (322) ...Малых Куртал... ...Глиденской... (323) ...КРАСНОЯРСКОЙ [ВОЛОСТИ] деревни Дубровной... Особыя заключения: Старообрядческой в[ер]ы обряды их для исправления християнъской веры отъправляют 170 (324) и молитвы в чесовнехъ, в кои собираются в годовые праздничныя (325) дни. Чесовни жъ имеютъ они Ишимской округи 171 (326) Гагарской волости в деревни Травной и Казанской волости в деревни Яровской. Священники ж их имеют в городе Екатеренбурге. Крещение и венчание (327) браковъ бываетъ теми жъ священниками, а не гражданскими. Естли прилучится, отпеваютъ усобших бываетъ теми жъ священниками. Естли прилучитца в объестъ 172 (328) священникъ их, то на месте отпеваютъ. А петь о кого, то даютъ знать записками. У исповеди святаго причастия бываютъ (329) когда кому по достоинству: въ Екатеренбурге, в часовнех. А другие - прі объезде священника и по прибытии священника за запасными дарамї. 173 (330) Все дома неимущие же, за отдалениемъ, по необходимости (331) брачные требы исправляют [у] уезденскихъ приходеских священниковъ в церквах. А достаточъные - 174 (332) для всех требъ будетъ в городъ Екатеренбургъ. Въ протчемъ более показать другаго нечего. Такъ и не имеютъ (333) того жъ заключения какъ и выше сего написанныя в семъ списке по именамъ того жъ обряда и заключения. 175 (334) ЧѣРѣМШАНСКАГО (камисарства) деревни Гагарьего Мысу... Особыя заключения: Означенныя старообрядцы (335) по изданнымъ 176 (336) имъ отъ своихъ (337) праотцовъ правиламъ 177 (338) означаютъ себя (339) по духовенству своему 178 (340) от старообрятческих (341) Крыгскаго манастыря 179 (342) и завода Екатеренбурга (343) ...Чирковой... священниковъ. Получаютъ 180 (344) все требы и для (345) бракосочетания 181 (346) ...Деревни Акуневой... действительно ездятъ (347) въ вышеписанной 182 (348) Екатеренбургъ. Отъ коих (349) имеѣтъ данныя 183 (350) свидетельства и называютца (351) они под покровитель- 184 (352) ствомъ своих священниковъ (353) и в той именно секте 185 (354) и никаких в томъ (355) ...Дѣревни Савиной... ...Дѣрѣвни Травной... законе препятствующих 186 (356) причинъ не поставляютъ (357) а подлинно удостове- 187 (358) ряютъ ту веру (359) справедливой 188 (360) и безъ всякаго отлагательства (361) нерушимо надеютца 189 (362) ...деревни Шадриной... ... деревни Гагарьей.... и другаго закону никакого [...] (363) ...ЛАРИХИНСКОЙ ВОЛОСТИ Села Ларихи.... ...Деревни Ташлановой... Особливыя заключения: Все 190 (364) ...Деревни Неживой... ...Деревни Шагаловой... сіи значущиися в списке семъ старообрядцы (365) ...Деревни Огневой... ...деревни Ченчери... одной показываются секты 191 (366) называемой поповшины. Венчают оных в городе Екатеренбурге. (367) ...Деревни Клюевой... ...деревни Рагозиной... {секты называемой двоекрещенской} Младенцовъ крестят, болных 192 (368) ...деревни Ворониной... исповедываютъ, умерших отпеваютъ (369) ЧЕРЕМШАНСКОЙ ВОЛОСТИ Деревень: Нестеровой... ...Куимовой... ...Неволиной... ...Тимохиной... Особыя заключения: приезжающими от[т]удова якобы их священниками, а не здешними приходскими. 193 (370) ...ЖИЛЯКОВСКОЙ ВОЛОСТИ Деревни Болшей Смирновой... Особыя заключения: Означенные старообрядцы грекороссійскаго исповеведывания, секты под названиемъ поповшины, д[л]я исповеди же, (371) бракосочетания и крещения младенцовъ ездятъ они къ священникамъ города Екатеринбурга въ Шарташи. 194 (372) БОРОВСКОЙ ВОЛОСТИ Деревни Банниковой... Особыя заключения [текст практически стерт]: Все сїи с Екатер[...] (373) временами священника [...] церкви [...] въ граде (?) Саратовском 195 (374) и Екатеренбурском Округе, что вера их приобретена [неразборч.] еретическаго исповеданея ....
  3. Аналогичная и тоже общедоступная и бесплатная коллекция материалов времен ВОВ имеется и на сайте Тобольского архива: http://archiv.72to.ru/index.php/ga-tobolsk/velikaya-otechestvennaya-vojna-v-dokumentakh https://tobarhiv.72to.ru/Pages/Main.aspx
  4. Сканированные копии документов военных лет Бердюжского РВК (и многих прочих военкоматов) в бесплатном свободном доступе (можно даже скачивать файлы и притом в неограниченном количестве): Документы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. открыты для бесплатного доступа. Документы можно посмотреть в Электронном архиве Тюменской области в специально созданном разделе "Документы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (бесплатный доступ)," который расположен в НСА-->Путеводитель по фондам. Для просмотра образов дел необходима регистрация. https://gato.72to.ru/Default.aspx?ReturnUrl=%2f Фонд Р-2426 "Коллекция документов по истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)" Опись № 13 дел постоянного хранения Бердюжского районного военного комиссариата. Дела №№ 1, 3-5, 7, 9, 11 (1941-1957 гг.): https://gato.72to.ru/Pages/FundsList/FundsList.aspx?NodeId=6094017&NodeType=5 _________ Дело 1: Алфавитная книга учета граждан, призванных в РККА по Бердюжскому району с 1.07.1941 г. по 27.12.1944, 88 листов в деле, 166 файлов (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 1): https://gato.72to.ru/Pages/FundsList/FundsList.aspx?NodeId=2300451&NodeType=4 https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094004&ItemType=5 Записи какого числа, месяца и года призваны погибшие и вернувшиеся с войны фронтовики Великой Отечественной войны Бердюжского района, в какую команду, воинскую часть были первоначально зачислены. _________ Дело 3: Именные списки граждан немецкой национальности, женщин, призывных команд военнообязанных, кандидатов в военные учебные заведения, отправленных Бердюжским райвоенкоматом в распоряжение командиров войсковых формирований, военных учебных заведений, Омского, Курганского областных, районных военкоматов, оборонных предприятий, Омского, Курганского, Тюменского областных пересыльных пунктов в 4 томах. Том 2. Телеграммы Омского областного и Бердюжского районного военкоматов по вопросам мобилизации граждан, лл.1, 2, 6, 17-19, 21-22, 24, 26-29, 34-35, 37, 39-43, 47-56, 59-62, 64-65, 69, 72, 74-75, 80-96, 98, 100-103, 105-108, 111-115, 130-155, 164-170, 172-174, 180-191, 195-196, 198-213. 1 января 1942 г. - 31 декабря 1942 г. 293 листа в деле, 381 файл (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 3). https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094005&ItemType=5 _________ Дело 4: Именные списки граждан немецкой национальности, женщин, призывных команд военнообязанных, кандидатов в военные учебные заведения, отправленных Бердюжским райвоенкоматом в распоряжение командиров войсковых формирований, военных учебных заведений, Омского Курганского областных, районных военкоматов, оборонных предприятий, Омского, Курганского,Тюменского областных пересыльных пунктов в 4 томах. Том 3 (1 января 1942 г. - 31 декабря 1943 г.). 240 листов в деле, 286 файлов (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 4). https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094006&ItemType=5 _________ Дело 5: Именные списки граждан немецкой национальности, женщин, призывных команд военнообязанных, кандидатов в военные учебные заведения, отправленных Бердюжским райвоенкоматом в распоряжение командиров войсковых формирований, военных учебных заведений, Омского, Курганского областных, районных военкоматов, оборонных предприятий, Омского, Курганского, Тюменского областных пересыльных пунктов в 4 томах. Том 4 (последний: 1 января 1944 г. - 31 декабря 1944 г.). Характеристики на граждан, отправляемых в РККА по Бердюжскому району, лл. 58-61, 105, 119, 121-122, 124-131).145 листов в деле, 185 файлов (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 5). https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094016&ItemType=5 _________ Дело 7: Книга учета демобилизованных граждан по Бердюжскому району (30 апреля 1944 г. - 15 июля 1951 г.). 52 листа в деле, 55 файлов (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 7). https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094099&ItemType=5 _________ Дело 9: Извещения воинских формирований, учреждений, госпиталей на погибших, пропавших без вести граждан по Бердюжскому району в 5 томах. Том 1. Фамилии на буквы А-Г (1.01.1941 г. - 31.12.1955 г.), 270 листов в деле, 446 файлов (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 9) https://gato.72to.ru/Pages/FundsList/FundsList.aspx?NodeId=2300451&NodeType=4 https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094017&ItemType=5 Главным образом, похоронки. _________ Дело 11: Извещения воинских формирований, учреждений, госпиталей на погибших, пропавших без вести граждан по Бердюжскому району в 5 томах. Том 3. Фамилии на буквы К-М (1.01.1941 г. - 31.12.1957 г.). 263 листа в деле, 440 файлов (ГАТО, ф. Р-2426, оп. 13, д. 11). https://gato.72to.ru/Pages/StorageFiles/StorageFilesList.aspx?ItemId=6094020&ItemType=5
  5. К настоящему времени доступны масса архивных документов, касающихся пребывания в германских и австро-венгерских лагерях и возвращения на родину российских военнопленных Первой мировой войны. Если известны имена таких пленных, можно поискать. Здесь, например: http://book-olds.ru/BookLibrary/00926-GARF-fond-R3333.html
  6. волостное село Уктузское

    В брак вступать солдаты права не имели, а жить с прежними женами во время службы могли сколько угодно. Не в казарме, разумеется, а на сьемной квартире. Сколько прадедов, даже у присутствующих на этом форуме, родились именно в 1870-1880-ые гг. во время службы их прапрадедов в армии нижними чинами - в городах, где дислоцировались их гарнизоны. Наверное, в местах расположения этих гарнизонов просто не хватало таких сьемных квартир, чтобы разместить в них хотя бы всех призванных женатых с их семьями. Ну, и хоть кому-то следовало все же обитать в казармах. Случись что, пока женатых по тревоге соберешь, сутки минуют. И город противником (кочевой разбойничьей ордой или бунтовщиками) будет взят голыми руками. До того, чтобы неженатых призывников отправлять служить вместе с мамой, антинародная царская тирания тоже как-то не додумалась. И да - "белобилетники" именно тогда и появились. Нынешние военные билеты не пригодных для службы в армии точно такие же корочки, как у всех прочих, кто служили и служат, но название старорежимное, отражающее существующую более сотни лет назад реальность, намертво вошло в разговорный язык.
  7. Естественно. Как гипотеза, данные предположения могут служить ориентиром для поисков. В конце концов, все эти местные Божимы, безусловно, родственники. Потомки уже известного нам пращура из 16 века. В данном случае, как часто бывает с древними родами, знаем безусловно точно родоначальника всей этой линии. Но выстроить без пропусков и неподтвержденных домыслов все происходящее от него древо потомков по имеющимся источникам фактически невозможно. Даже количество поколений от родоначальника на таком длительном промежутке времени не просчитать. Непременно ошибешься - минимум, на пять. С предками Кракувок еще труднее. Пока все, что удалось узнать - это то, что родоначальник их, появившийся на исторической сцене немного позже Божимов, имел фамилию Каркувка (или Карковка). Для начала и это очень важно. Знаем, по крайней мере, что это весьма старинная местная фамилия (служилых людей Великого Княжества Литовского), которая, как и Божимы (Боримы = Боримировичи), старше самой Речи Посполитой, и что Краков тут совершенно не при чем. К сожалению, польские источники дорусского времени вообще мало пригодны для генеалогических реконструкций. В Московском, до крайности централизованном и до мозга костей бюрократическом государстве (где государь и его высшая администрация желали и обязаны были знать абсолютно все, что имеет место в их государстве) с конца 16 - начала или второй половины 17 века переписывались даже крестьянские семьи, а в Речи Посполитой, где центральная власть была фикцией, таких источников и для шляхты не сыщешь. Кто бы посмел, кроме собственных экономов, считать и переписывать кого-то и что-то в самостийных вотчинах местных аристократов и шляхты? При том считали, естественно, не единообразно, а как самим вздумается, держали эти книги исключительно у себя, ни перед кем не обработанными до чистой статистики данными не отчитывались, копий своих книг не делали и никому не отправляли и уничтожали устаревшие книги учета, когда сами хотели. Поэтому чуть ли не вся информация, даже о шляхте, за исключением метрических книг, происходит из государственных бумаг, когда тот или иной помещик случайно попадал в них, выполняя какие-то государственные поручения или функции. Наши метрические книги с середины 18 века по информативности также совершенно несравнимы с записями современных им польских метрических книг, из которых почти невозможно понять кто кому кем приходится. Ситуация выравнивается лишь когда польские и польско-литовские метрические книги начинают заполняться по российским стандартам. Вот потому в России и крестьянские родословные (едва ли не любой семьи) при желании можно проследить исключительно достоверно, полно и практически без пропусков до конца 16 - первой половины 17 века. А польские генеалогические линии даже дворянства дороссийских времен, даже если известен безусловный предок хоть в 13-14 веке и конкретная фамилия владела конкретным поместьем полтысячи лет - туфта туфтовая. Кто из тех владельцев, случайно попавший в уцелевшие до нашего времени документы кем и кому из своих однофамильцев приходился - можно только самому выдумывать.
  8. Первое - безусловно. Отличная находка. Полное совпадение по двум родителям. Ошибка практически исключена. Второе - возможно, но не не факт. Родители Гжегожа Кракувки, дед и бабушка Феликса с отцовской стороны, по моим данным, Валентий Кракувка (Walenty Krakówka) и Констанция из Божимов (Konstancya z Borzymów). Является ли Казимеж сыном того же Валентия, нам пока неизвестно. Третье - еще более гипотетично. То, что восприемник Винцентий Божим родной брат Людвику, фактически, из пальца высосано. К тому же нет никаких оснований полагать, что это тот самый Винцентий, муж Анны из Невяровских. В Божимах (и окрестностях оных) Божимов со всевозможными именами было чуть больше чем дохренища. Совпадения одного имени и фамилии крайне мало для подобных выводов. Это очень старинные местные фамилии с огромным количеством носителей тех же самых имен. Было бы какое-то редкое и уникальное имя - иное дело. Ни Винцентий ни Валентий таковыми не являются. Одни из самых распространенных. Из этих выписок уже больше ничего не выжать. Надо читать сами метрики, все подряд.
  9. волостное село Уктузское

    У крепостных крестьян фамилий нередко не было аж до второй половины 19 века. Не было в них никакой нужды. Барин и так знал кто есть кто. Фамилии (единообразно зафиксированные и передающиеся по наследству членам семьи личные прозвища ее главы) резко понадобились после переселения в Сибирь, когда крестьяне стали свободными и сами за себя начали платить подати в новом краю, где их никто не знал, вовсе неизвестным им государственным чиновникам. Имени-отчества при этом для уверенного распознания разных людей уже никак не хватало. Большинство сибирских старожилов, свободных (государственных) крестьян Русского Севера и Поволжья, переселившихся в Сибирь еще в конце 16 и в 17 веке, тоже, кстати, не имели устоявшихся и передаваемых по наследству всем членам семьи прозвищ. Максимум - личные, которые могли переходить от отца к сыну (и то необязательно). На прежнем месте жительства все друг друга знали, отчества тогда простолюдинами не употреблялись вообще, а для опознания вполне было достаточно имени (для простолюдина непременно в уничижительной детской форме) и личного прозвища (клички) каждого. После переселения их в Сибирь прозвища глав семей ее первых насельников стали использоваться как фамилии уже в следующем поколении, но полные имена и отчества у простолюдинов в документах появляются только после петровской эпохи. Слово "старинная" употреблялось в ранних ревизиях (если не только в 5-й ревизии) применительно к женам глав семейств в современном значении "прежняя" (та же самая, что в прошлую ревизию). В 1-ю и 2-ю, 6-ую и 7-ю ревизии жен не переписывали вообще, а в 3-ю, 8-ю, 9-ю и 10-ю слово "старинное" в указанном контексте, кажется, еще или уже не использовалось. Во всяком случае, повсеместно, на каждой странице
  10. В самом селе Бердюжском в переписи 1897 г. семьи Адама Бидчуля не обнаружено. Но хозяева обеих сельских лавок - поляки (417-02-720 и 417-02-721, пл. 2160189, кадры 157 и 537): Кучковский Маркел Антонов (Марцелий Антонович - в "Календаре Тобольской губернии на 1897 г.", с. 226 на сайте или 38 по внутренней нумерации от начала раздела), 54 л., римский католик, уроженец Варшавской губернии, приписанный в д. Кушлук Уктузской волости, хозяин мануфактурной лавки, и Павловский Петр Петров, 50 л., римский католик, уроженец Житомирской губернии, приписан в с. Бердюжском, хозяин мелочной лавки; жены и дети у обоих православные). Которые, вместе с Францем Игнатьевичем Бичулем, прибрали к своим рукам чуть ли не всю торговлю в сельской местности нескольких волостей Ишимского уезда. У отставного армейского писаря Адама Бичеля (Бичуля, Бидчуля) предпринимательской жилки, похоже, не оказалось. Делать ему в Бердюжском было нечего. И он таки слинял обратно в Ишим. Вот морока искать тамошних поляков на 4 пленках переписи этого города (как минимум 3500 кадров).
  11. Большое спасибо. Ну вот и потерянный Адам Бичель сыскался. Действительно, где ж ему было быть приписанным, если не в Ишиме, когда вся его семья, по документам направленная в глухую деревню, изначально каким-то чудом умудрилась вписаться в ишимские мещане. Ссыльным дворянам 30 лет не дозволяли поселиться в уездном городе, кое-кто из них за этот срок в деревне опростился до совершенных русских мужиков, а бывшим крепостным Бичелям ссылка лишь повысила их социальный статус. Все разом стали мещанами, породнились со ссыльными дворянами, Франц стал монопольным торговцем в Дубынской волости, ну и Адам, по-видимому, где-то в тех же кругах вертелся, судя по восприемникам из ишимских торгашей Александровых. То, что брат Франц, присутствующий практически на каждом крещении-венчании своей родни, отсутствует в сей раз - вполне обьяснимо: он, хоть и сам сожительствовал с православной жительницей села Дубынского, сам в православный храм, похоже, ни ногой. При том, что многие католики все же посещали православные церкви для крещения своих детей (от православных матерей), которые в таком случае не считались незаконнорожденными, несмотря на отсутствие официального брака. Однако ж, бездетному Францу такой нужды самому никогда не было. Тем более, желания посещать чужой храм ради церемоний других людей, пусть даже близких. А проживал постоянно младший брат Франца все же, похоже, в селе Бердюжском и, возможно, "фактическая" жена оттуда родом (но отнюдь не "законная", как ошибочно, по привычке, написал бердюжский священник - кто и каким образом мог тогда узаконить брак католика и православной? - тем более, что сам священник тут же пишет, что фамилию Бидчуль имел только муж). По крайней мере, супруги проживали там во время рождения и крещения их сына. Когда бы они жили по месту прописки, естественно, будучи в своем уме, только что рожденного ребенка зимой не повезли бы за 70 верст (минимум пару дней зимнего пути) в уездную глухомань на крестины. Возможно, семья Адама проживала в селе Бердюжском и 6 с лишним лет спустя, в момент переписи 1897 г. Это надо обязательно проверить. В других деревнях Бердюжской волости весьма маловероятно. Нечего там было делать образованному человеку, не знавшему деревенской жизни и крестьянского труда, не желавшему своим детям тогдашней крестьянской жизни. Восприемниками указаны иногородние жители, но едва ли это очень близкие данной семье люди - телеграфа в Бердюжском не было наверняка, и вряд ли глава семьи специально ездил в Ишим и Ялуторовск, чтобы привезти оттуда гостей на крестины (теоретически, конечно мог - от рождения до крещения минула неделя). Впрочем, мог, разумеется, послать сообщение в город с оказией - через село, стоящее на тракте, ежедневно кто-нибудь ездил в Ишим и официальная почта, естественно, существовала - не ежедневная, но раз или пару раз в неделю почтальон селения при дороге, наверное, посещал. Более вероятно, что Адам позвал просто мало-мальски знакомых горожан, временно находящихся или проживающих в Бердюжском или в соседнем волостном Уктузском селе. Александровых, семью коллег по профессии своего старшего брата, имеющих свое дело не только в Ишиме, но и в соседнем Уктузском селе, он уж точно знал. Брать восприемниками простых местных крестьян ему было, конечно же, не по чину.
  12. деревня Савина

    Судя по материалам переписи 1897 г., жених Петр Григорьевич Чекунов - это сын Чекунова Григория Павлова (3), внук домохозяина Чекунова Павла Михайлова, в момент переписи проживавший с женой Феклой Григорьевой в одном доме вместе с отцом и дедом. Сама Фекла, скорее всего, дочь Григория Александрова Чекунова, прапрапраправнука Савы Чекунова, семиюродная сестра деда своего мужа и девятиюродная бабушка последнего. Точнее прояснить этот вопрос, вероятно, не удастся. Метрической книги за вычисленный год ее рождения (1872) нет. В книгах же Уктузской церкви за ближайшие соседние года записи о рождении Феклы Григорьевой Чекуновой не найдено. Есть небольшой шанс, что она засветилась до замужества как восприемница при крещении кого-то из земляков и при этом указано кто ее отец. Но ради этого призрачного шанса читать специально книги лет за 10 до ее замужества - совершенно неохота.
  13. Ну, по Ящолтам и Кракувкам массив документов выявлен не меньший, а по Коханским и больший. По Вроценьским-Врочинским с Ольшанскими пусть не сами документы, но громадное число выписок из них (достаточных для составления не малых генеалогических древ) также обнаружено. И до Межвинских, учитывая что среди участников форума имеются граждане Польши и Украины, при желании можно добраться. Только кто этим всем будет заниматься? Что-то сомневаюсь насчет их российских потомков. Причем, все эти эти фамилии уже в ссылке между собой перероднились, так что возможно составление их общего древа, которое даже без их русской родни и обрусевших потомков по уже имеющимся материалам может включать тысячи персон. Несколько в стороне оказывается лишь древо Сендровских, но и то при желании, уже с помощью русской родни, нетрудно связать с генеалогическими линиями прочих польских ссыльных Уктузской волости. К моему древу Бессмертных, к примеру, Бичели, породнившиеся в Сибири с Врочинскими, Ящолтами, Кракувками, Межвинскими и Коханскими легко привязываются через тундровско-савинских Третьяковых, Коханские и Межвинские также через окуневских Кукушкиных-Сысолятиных-Денисовых, а Сендровские через уктузских Софейковых. Естественно, те же Шашмурина и Кушлук, где проживали многочисленные потомки польских ссыльных, куда теснее были связаны с волостным центром селом Уктузским, нежели находившиеся на задворках и поздно вошедшие в Уктузскую волость деревни Тундрова, Савина и Окунева, с изначально иным по происхождению (сибирским старожильческим и в значительной части старообрядческим) населением, происходившим из селений по реке Ишим, в которые их предки переселились из Сибири же - Туринского, Тюменского, Тобольского уездов, самого Ишимского дистрикта в границах 1740-ых гг. Потому, разумеется, должны быть мне неизвестные, но куда более близкие связи между Софейковыми-Сендровскими и прочими фамилиями поляков и их родственников.
  14. деревня Савина

    В общем, получается, что правнуки Евсея Филиппова, дети Чекунова Григория Иванова и Чекунова Григория Павлова, друг другу четвероюродные братья и сестры. А одновременно живший с последними ребенок Григория Александрова Чекунова для них родственник из поколения их дедушек и бабушек, которому они, если я что-то не попутал во всей этой математике, девятиюродные внучатые племянники и племянницы (ляпнув наугад выше о десятиюродной бабушке, я, похоже, сам того не ведая, попал в самую цель). Этот Григорий Александров Чекунов, внук Чекунова Семена Егорова из представленного выше фрагмента гендрева от Савы и Конона Чекуновых, сам шестиюродный брат Чекунову Евсею Филиппову и его братьям Егору и Михайле. В общем, родство жениха и невесты 1894 г. безусловное, но, если они не четвероюродные, а от родных братьев из середины 17 века, то это такое родство... Три уезда были им подобной родней и почти любая фамилия Уктузской волости гораздо более близкой.
  15. деревня Савина

    Евсей Филиппов Чекунов прапрапраправнук Савы Чекунова. | Прапраправнук Алексея Савина сына Чекунова (около 1647 г.р., умер между 1708 и 1710 г.), родного брата Конона Савина Чекунова, и Чекуновой Василисы (около 1640 г.р., ум. после 1710 г.). | Праправнук Потапа Алексеева Чекунова / Чакунова (около 1677 г.р.), переписанного вместе с женой Матреной Яковлевой дочерью (около 1676 г.р.) в 1710 г. в д. Митрофанка Туринского уезда. | Правнук Козмы Потапова сына Чекунова (род. около 1704 г. в Туринском уезде, ум. в 1790 г. в новозаселенной д. Савина волости Гагарьева Мыса Ишимской округи) и Татьяны Никифоровой дочери Чекуновой (род. около 1704 г., взята города Туринска в д. Шевелева у крестьянина Поздышева, ум. в 1790 г. в д. Савина), переселившихся в 1759 г. в д. Кустову Красноярской слободы Ишимского дистрикта, а в 1789 г. оттуда в д. Савина. | Внук Ивана Козмина Чекунова (род. около 1743 г. в Туринском уезде, ум. в 1813 г. в д. Савина) и Степаниды Ивановой дочери Чекуновой (род. около 1742 г. в Туринском уезде, взята Красноярской слободы д. Кустовой у крестьянина Бушланова). | Сын Филиппа Иванова Чекунова (род. около 1773 г. в д. Кустова, ум. в 1846 г. в д. Савина) и Феклы Абрамовой Чекуновой (род. около 1771 г., взята Гагарьевской волости в д. Селезневой у крестьянина Гусева).
×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования