Моя Казань
Выйдя на пенсию, я занялся своей генеалогией. Собственно, я знал, что дед родился в Казани, и его родителями были Ванновский Андрей Иванович, Лютеранского вероисповедания, и Мария Федоровна, Православного вероисповедания. На мои запросы, Национальный архив республики Татарстан (НАРТ) по прадеду послал меня в Курляндию, а по прабабушке пригласил в Казань, в большую и известную семью старожилов Казани, потомственных почетных граждан, Котеловых. Сам я коренной Петербуржец, по роду своей работы объездил десятки городов Советского Союза, но в Казани не был. Собрав доступные на расстоянии сведения о Казани и Котеловых, для более полного восприятия истоков рода, я приехал в Казань. Три дня я провел в НАРТ, и три дня гулял по городу. Котеловы появились в окрестностях Казани, Ягодной поляне, сразу после завоевания ее Иваном Грозным. Были они сначала монастырскими крестьянами Зилантова монастыря, потом пошли по кожевенному делу, завели свои производства и стали купцами и заводчиками. Котеловы много занимались благотворительностью и поэтому все члены этой семьи в 1833 г., одними из первых в Казани, стали почетными потомственными гражданами. Об этом роде написано в книгах Н.Агафонова, Казань и казанцы. 1906-1907 г.г. и новой книге Л. Девятых, Из истории Казанского купечества. Первое, что я сделал, это отыскал дом Котеловых на ул. Гладилова (б. Архангельской). Он построен в 1833 по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения. Первый этаж дома сложен из кирпича, два верхних этажа - деревянные. Основные габариты здания в плане: 28 х 29,5 м. Дом представляет собой хороший образец провинциальной архитектуры периода позднего классицизма. Дом находился на территории кожевенного завода, между заводскими корпусами. В 1860 г., после смерти Ивана Николаевича Котелова, завод был продан Ивану Алафузову, а Котеловы постепенно отошли от заводского производства.
Снаружи дом выглядит весьма печально, но внутри довольно сносно. Я был только на втором этаже. Представить прежнее состояние сложно, т.к. там заводоуправление, кабинеты.. Полы – паркет. Потолки нормальные. Больших комнат только 2, одна из них – актовый зал.
Поразила старинная дверь в кабинете директора.
Следующий объект – Свято-Введенский Кизический монастырь. Там, в Некрополе, был похоронен мой прямой предок, Иван Николаевич Котелов. По данным НАРТ он с 1818 г. по 1821 г. служил бургомистром, с 1833 г. по 1836 г. был общественным депутатом, с 1839 г. по 1849 г. – депутатом торговли, с 1850 г. по 1851 г.- 2-й гильдии заседателем в гражданской палате В ряду других захоронений многих известных особ имелась могила : 37. Котелов Иван Николаевич (1789 - 7 января 1860), купец I-й гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе. Благодетель монастыря. Кизический Введенский монастырь – действующий мужской монастырь на территории Казани. Он существует с 1688г. и создан в честь девяти святых мучеников из города Кизика, имеющих дар исцелять от трясавичной болезни. Таким монастырь был В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930 году были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение Красной армии. Позднее в них расположился военный комиссариат района, складские помещения, гаражи. Возрождение духовной жизни Кизического монастыря началось в 2001 году. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии. В монастыре проводятся реконструкционно-востановительные работы. Сейчас идет восстановление
Трапезная Некрополь был полностью разрушен, часть его оказалась за территорией монастыря. Удалось сохранить только могилу казанского губернатора графа Толстого. В монастыре я встретился с игуменом Мефодием и известным исследователем монастырей Анатолием Михайловичем Елдашевым, автором труда о Некрополе Свято-Введенского Кизического монастыря. Разговор шел о постепенном восстановлении надгробий с участием потомков, чьи предки здесь похоронены. Здесь были похоронены многие известные люди города – градоначальники, ученые, просветители, духовенство, офицеры, купцы, врачи, всего три тысячи человек. Думаю, что при правильной организации, немало потомков могло бы принять участие в восстановлении памяти своих предков. После беседы меня угостили в трапезной постным монастырским обедом. На первое суп из крапивы, на второе тюря из картофельного пюре с добавкой овощей, и на третье великолепный кисель, который я пил только в детстве и в армии. Ничего, все съел и нормально насытился. Дальше я пошел по местам, откуда начинались Котеловы – через Ягодную слободу к Зилантову монастырю. Название «Ягодная слобода» сегодня условно, у меня не было поводырей, поэтому просто побродил по окрестным улочкам. Но нигде не увидел ни могучих дубов и вязов, ни ягод и орехов. Все серо и буднично. И на всем пути – ни одной скамейки. Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Соборный Успенский храм построен в 1625 г. А на месте братской могилы построили деревянную часовню, простоявшую до создания каменной церкви Спаса Нерукотворного в 1823 г. Ежегодно 15 октября от Зилантова монастыря проходил крестный ход к храму. В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви — 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса — 1808). В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1956 г. из-за строительства Куйбышевского водохранилища церковь Спаса Нерукотворного оказалась на острове. Монастырь возрождается с 1998 г. В 2003 году к храму проложена дамба. Сейчас Монастырь полностью восстановлен и возрожден как женский. В настоящее время в обители 9 насельниц.
Безусловной достопримечательностью Казани является памятник воинам, павшим при взятии Казани. Его осматривали почти все императоры, посещавшие Казань. Попечение над памятником обеспечивали купцы Котелов и Крупенников. Я тоже прошел до памятника, но он был закрыт, и, судя по всему, давно. Александр 1 любовался от памятника видом на Кремль. Вид и сейчас прекрасен. А вот купола Зилантова монастыря видны только сквозь высоковольтную опору. Далее дорога привела меня в Кремль. Здесь все уже описано и сказано, добавить нечего. В отличие от других моноконфесионных Кремлей, здесь симбиоз двух религий. И даже трех, если смотреть с ул. Карла Маркса, видно одновременно православный крест, мусульманский полумесяц и атеистическую звезду, отрицающую наличие самого предмета поклонения для всех религий. Прогулялся в 2-х часовой экскурсии по Казани. Сама экскурсия интересна, вопрос в том, почему их так мало в таком старинном, насыщенном историей, городе. 2 в субботу и 2 в воскресенье. И не автобус, а микроавтобус, в котором на призыв экскурсовода посмотреть направо и налево видишь только головы соседей справа и слева. Может, турагентства пытаются сэкономить, но получается недобор. В Москве и Питере на главных улицах и вокзалах стоят зазывалы с мегафонами и предлагают экскурсии прямо с этого места и возвратом сюда же. Во все дни недели с утра до вечера. У многих, приехавших по делам, остается свободное время и они охотно проведут его, сидя в автобусе и впитывая культуру города. А город, в свою очередь, будет впитывать их денежки. Тем более что в Казани скамейки отсутствуют везде, кроме ул. Баумана и парков. Пошел по ул. К. Маркса (Покровской). На ней проживала семья сына Ивана Николаевича, Федора Ивановича Котелова, в том числе дочь, Мария Федоровна, моя прабабушка.
У дома 26 начинаю решать 2-ю задачу моего приезда в Казань- поиск сведений о прадеде, Ванновском Генрихе (Андрее) Ивановиче. Он родился в 1846 г. в Курляндии (Латвии), был сыном хозяина хутора, учился в реальном училище в Митаве (Елгаве), получил специальность телеграфиста и дальше работал по телеграфному ведомству. Начал с Динабурского (Даугавпилс) отделения первой в России телеграфной линии Варшава-Санкт-Петербург, затем был переведен телеграфным ведомством сначала на стажировку в Пруссию, а 31 декабря 1871 г. в Казань. В Казани он работал на телеграфной станции, и часто выезжал в длительные командировки (от нескольких месяцев до 1-2 лет) на Екатеринбургскую, Центральную Московскую, Одесскую, Уфимскую телеграфные станции. Цель командировок – «усиление личного состава». Он проработал на телеграфе 50 лет, из них в Казани почти 45 лет, до 1915 г. Вырос в должности до помощника начальника Казанской телеграфной станции (с 1906 по 1915 г.), коллежского советника. Награжден орденами: Св. Станислава 3 и 2 степени, Св. Анны 3 и 2 степени, Св. Владимира 4 ст., бронзовой медалью на Александровской ленте в память священного коронования в мае 1883 г. и серебряной медалью для ношения на груди на ленте Св. Александра Невского в память царствования Александра 3 Генрих был лютеранином и жил на территории Евангелической Лютеранской церкви Св. Екатерины на Покровской ул., ходил на работу на телеграф (ул. Кремлевская), так что, не удивительно, что Генрих встретился с Марией. Бракосочетались они в Варваринской церкви, расположенной в самом конце ул. Покровской, в 1878 г. Первая Лютеранская церковь (Кирха) появляется в Казани при Петре I. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой. В 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта. Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации. Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом. 11 декабря 1996 года, наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета Карла Фукса, состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру. Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К 1996 году – после долгих лет эксплуатации – здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена, к 1000-летию Казани отреставрированы крыша и фасад здания. Я впервые в жизни посетил службу в Лютеранской церкви. Молельный зал находился на реставрации, поэтому служба проходила в небольшом помещении. В отличие от православных соборов, поражающих богатством и пышностью, все было очень скромно: пианино, кафедра для проповедника и стол, на котором установлен крест с распятием и 2 свечи. На стульях лежат программы службы и библии с закладками нужных страниц. Прихожане не просто слушают проповедника, но и участвуют вместе с ним, распевая отмеченный текст на русском и немецком языках. Как и в православных храмах в России, никакой информации о прихожанах за дореволюционный период в Лютеранской кирхе не сохранилось. Кстати, этим Россия очень отличается от Прибалтийских государств. Там церковные книги не только сохранены, но и оцифрованы, и их можно пролистать не выходя из дома, через Интернет. Дальше по Покровской улице Варваринская Церковь. Точная дата постройки Варваринской церкви не известна. Храм был возведен в конце 18 века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-80 гг. из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева. В 1880-х гг. в ней в церковном хоре пел Федор Иванович Шаляпин. Как она выглядела в то время, я не знаю. В 1901-07 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского на средства собранные прихожанами был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма 18 века, в частности нижние ярусы колокольни. В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», с призывом к скорейшему закрытию храма, расположенному рядом с Пединститутом и Сельхозакадемией. Старинную храмовую икону св. Варвары, и образ Жен Мироносиц из одноименного придела верующим удалось сохранить. В советское время в храме размещались клуб рабочих трамвайного парка, кинематограф, протезная мастерская, лаборатория Казанского технологического института, корпус которого расположен неподалеку. В 1994 году храм вернули Церкви. Тяжелое оборудование лаборатории было вмонтировано так, что после его выноса пришлось капитально ремонтировать пол и часть фундамента. Были восстановлены купола и кресты, обустроен интерьер храма. У Генриха и Марии родились дочь Мария и сын Виктор, мой дед. Крестили Виктора в Воскресенском соборе, который находился на месте нынешнего химфака КГУ. Виктор учился во 2-й гимназии, затем 2 года на медицинском факультете Императорского Казанского университета. А потом перевелся в Санкт-Петербург, в Императорскую Военно-Медицинскую Академию. Будучи студентом, он участвовал в обороне Порт-Артура в 1904 г. http://history-and-geo.livejournal.com/
Сделаю маленькое отступление. В Советское время деятели, добившиеся каких либо успехов, говорили, что всего достигли только благодаря Советской власти. Судьба моих предков показывает, что это не совсем так. Котеловы добились успехов благодаря труду и сноровке еще до 1800 г., а в конце 19 века и начале 20-го в России открывались тысячи школ для всех слоев населения. И Генрих Ванновский сделал хорошую для того времени карьеру. Ведь коллежский советник - это 6-й чин в табели о рангах Российской империи и приравнивался к полковнику. Известно, что уже начиная с 8-го чина – коллежского асессора (вспомните майора Ковалева из Гоголевского «Носа»), давали личное дворянство. А его дети учились в гимназии и получили образование, позволявшее им реализовывать себя на любом поприще. Перед поездкой я нашел телефоны Котеловых, проживающих в Казани, всего 13. Дозвонился до пятерых. Никто из них не знал о предках, да и не интересовался. А ведь именно память о прошлом позволяет продолжить неразрывную связь с будущим. Когда я только приехал и начал ходить по Казанским улицам, то почувствовал какую-то раскованность местных жителей. Это очень уважительное отношение водителей к пешеходам и их взаимоуважение друг к другу. Это нормально для Европы, но с трудом прививается в России. Под конец я даже расслабился и начал спокойно ставить ногу на тротуар не только на переходе с зеброй, но и просто на обозначенном переходе. Может это такая культура водителей, а может дело в том, что в Казани значительно меньше машин, чем в Москве и Питере? И нет часовых пробок, стоя в которых водители теряют контроль и начинают прорываться, создавая заторы на перекрестках? Сам город, особенно его центральная часть, очень красив и своеобразен. Уникальное сочетание двух мирно существующих религий. Впечатления о Казани остались самые приятные.
Вид из окна гостиницы «Булак» на озеро Нижний Кабан
Везде встречавшиеся люди проявляли доброжелательность и отзывчивость. Даже на Льнокомбинате, который переживает сложные времена, руководство пошло мне навстречу и позволило побывать в доме Котелова. Очень квалифицированно отнеслись к моим вопросам в НАРТ и оперативно предоставили запрашиваемую информацию. Особая благодарность Ляле Заудатовне Хасаншиной. Эта хрупкая на вид женщина ежедневно приносила полупудовые фолианты. Супер профессионал. Как Петербуржец, выросший из Казанских корней, хочу сказать спасибо и передать наилучшие пожелания все Казанцам.