Перейти к контенту

Laida

Пользователи
  • Число публикаций

    18
  • Регистрация

  • Последнее посещение

1 подписчик

О Laida

  • Звание
    Участник форума
  • День рождения 25.01.1971

Информация

  • Город
    Нижний Новгород
  • Ваши генеалогические интересы
    Ищу родственников священнослужителей Беловых из Нижегородской области, Архангельских, Аратских, Новоселовых (Княгининский уезд, Большое Мурашкино, Углич), Захаровых (Касимов Рязанская обл.), Шмыровых (Кировская обл.)

Контакты

  • Сайт
    http://
  1. Беловы. Священнослужители Нижегородской губернии.

    Белову Александру Константиновичу Старинная церковь, сторожка в кустах, Служил здесь и жил он в преклонных летах. Он был одинок, умереть здесь хотел, Отсюда тащили его на расстрел. Он дрался, кричал, не сдаваясь судьбе. В машину его затолкали к себе. Не вынесло сердце -- вернулись с пути, Чтоб смог здесь могилу себе он найти. И рядом с отцом положили его. Сторожка в кустах, больше нет ничего. Лидия Бенедик с.Шеляухово 2013 г. Могилы Александра Константиновича Белова 1855-1937 гг. и его отца Константина Павловича Белова 1821-1893 гг. около Преображенской церкви в с. Шеляухово Балахнинского р-на, Нижегородской области.
  2. Колычёвы и Боде-Колычёвы

    Очень интересная тема. Спасибо!
  3. Новосёловы. Нижегородская и Ярославская губернии.

    Спасибо. Я зарегистрирована на Ярославском форуме под именем Лидия Юрьевна и нашла там некоторые сведения и родственника по Новосёловым под ником boris, но он, к сожалению, пропал.
  4. Дед Новосёлов Александр Николаевич (1903-1943 гг). Родился в селе Воробьёво Семёновского уезда Нижегородской губернии. Закончил Нижегородское духовное училище. Был учителем, затем дьяконом в Тихоновской церкви села Юрасово Семеновского уезда. Арестован в 1937 г, репрессирован и сослан в ИТЛ Красноярского края, где умер от туберкулёза лёгких в 1943 г. Супруга Новосёлова (Белова) Лидия Константиновна дочь священника Тихоновской церкви села Юрасово Белова Константина Львовича. Новосёлов Александр Николаевич и Новосёлова Лидия Константиновна. Прадед Новосёлов Николай Павлович (1878-1938 гг.) Родился в селе Большое Мурашкино Княгининского уезда Нижегородской губернии. Окончил Б.-Мурашкинское начальное училище. До поступления на епархиальную службу был в разное время и в разных местах мастеровым. Потом был принят в число послушников Архиерейской Крестовой церкви. В 1908 г. принят в духовное звание., утвержден в должности псаломщика, в 1909 г рукоположен в сан диакона. Был диаконом Владимирской церкви села Воробьево Семеновского уезда. После октябрьского переворота по прошению перемещен в село Городищи Семеновского уезда. Священник села Городищи. Арестован в 1937 г, расстрелян 3.01.1938 г. Жена Новосёлова (Николина) Фелицата Геннадьевна. Дети: Александр 1903, Елизавета 1906. Новосёлов Николай Павлович и Новосёлова Фелицата Геннадьевна. Елизавета Николаевна Новосёлова. Кто-то из Новосёловых. Новосёлов Павел Васильевич 1850 г. Родился в г.Угличе Ярославской губернии. Личный Почетный гражданин, Личный дворянин. Переехал в село Большое Мурашкино Княгининского уезда. Женат вторым браком на Новосёловой (Аратской) Раисе Павловне дочери священника села Лысково. Дети: Николай 1878 г., Сергей 1880 г. Сергей Павлович Новосёлов. Новосёлов Павел Васильевич Новосёлов Василий Иванович (1817-1886). Дьякон-псаломщик Всехсвятской кладбищенской церкви, Петропавловской церкви г. Углича Ярославской губернии. Жена Новосёлова Таисья Андреевна 1818 г. Дети: Александра 1854 г, Фавста, Михаил, Иван, Петр, Павел 1850 г. Иван Васильевич 1793 г. Дьякон церкви села Семёновское Мышкинского уезда. Василий Иванович ок. 1771 г. Дьячок села Семеновское Мышкинского уезда. Буду благодарна за любые сведения по Новосёловым! Особенно о Павле Васильевиче, его первой семье в Угличе и его жизни в Нижегородской губернии в селе Большое Мурашкино. А так же хотелось бы найти потомков Сергея Павловича Новосёлова.
  5. Беловы. Священнослужители Нижегородской губернии.

    Спасибо, Татьяна Львовна. Мы с Екатериной давно знакомы.
  6. Беловы. Священнослужители Нижегородской губернии.

    Бабушка Новосёлова (Белова) Лидия Константиновна 1905-2000 гг. Родилась в селе Спасском Семёновского уезда Нижегородской губернии. Жила в селе Стрелка Арзамаского уезда. В 1917 г. семья переехала в село Юрасово Семёновского уезда. В 1925 г. вышла замуж за сына священника села Городищи Семёновского уезда Новосёлова Александра Николаевича 1903 г.р., который работал учителем в школе села Воробьево, затем стал дьяконом Тихоновской церкви села Юрасово. В браке было пятеро детей: Софья 1926 г, Владимир 1928 г, две дочери, умершие в детском возрасте, Вера 1937 г. Более подробные сведения здесь: http://www.proza.ru/2017/05/09/2135 Новосёлова(Белова) Лидия Константиновна и Новосёлов Александр Николаевич. Совмещенная фотография. Бабушка крайняя слева на фоне церкви и кладбища в с. Юрасово, начало 1950 гг. Отец бабушки мой прадед Белов Константин Львович 1871-1938 гг. Родился в селе Воскресенское Васильского уезда. Был дьяконом, затем священником села Спасское Семёновского уезда, священником села Стрелка Арзамасского уезда, священником села Юрасово Семёновского уезда. Протоиерей. Репрессирован. Расстрелян в 1938 г. Супруга Белова (Архангельская) Юлия Александровна 1877-1954 гг. Дочь священника села Чёрное Архангельского Александра Андреевича. В браке двенадцать детей. Подробные сведения здесь: http://www.proza.ru/2017/05/10/1998 Белов Константин Львович 1930-е годы. Константин Львович Белов с сёстрами Раисой Львовной (впоследствии Востоковой) и Таисьей Львовной (впоследствии Раевой). Начало 1890-х. Константин Львович и Юлия Александровна 1898 г. Белов Лев Константинович 1849-1923 гг. Родился в селе Козино Балахнинского уезда. Закончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Служил в церкви села Воскресенское Васильского уезда, в Спасской церкви города Балахны, в Богородском, в Трехсвятительской церкви Нижнего Новгорода. Протоиерей. Супруга Белова (Василькова) Екатерина Гаврииловна 1852-1930 гг. дочь священника села Вад Арзамасского уезда Василькова Гавриила Ивановича. В браке восемь детей. Подробные сведения здесь: http://www.proza.ru/2017/05/13/730 Лев Константинович и Екатерина Гавриловна Лев Константинович Белов с зятем Покровским Николаем Михайловичем и внуком Львом, село Богородское начало 20 в. Лев Константинович. Белов Лев Константинович и Белова (Василькова) Екатерина Гаврииловна 1870 г. Дети Льва Константиновича: Константин Львович с супругой, Николай Львович с семьей, Таисья Львовна с супругом Раевым Александром Ивановичем, Надежда Львовна с супругом Покровским Николаем Михайловичем, Сергей Львович с супругой, Евгений Львович (Александрович) с супругой. Белов Константин Павлович 1821-1891 гг. Родился в селе Козино Балахнинского уезда. Закончил Печерское Духовное училище. Служил в церквях села Козино, Вершилово, Шеляухово, Балахны. Супруга Белова (Василькова) Матрона Ивановна 1821 г.р. дочь священника с.Василёва Слобода Василькова Ивана Алексеевича. В браке пятеро детей. Подробности здесь: http://www.proza.ru/2017/05/13/1286 Белов Константин Павлович с супругой Матроной Ивановной и внуком Константином 1879 г., г. Балахна. Иллюминарский Павел Петрович- отец Белова Константина Павловича 1795-1821 гг. Закончил Нижегородскую Духовную семинарию. Священник села Козино. Умер от чахотки. Супруга Мария Егорова, дочь священника села Хвощевка Горбатовского уезда Егора Яковлева (фамилия не значится). Константин-единственный выживший ребенок. Подробности здесь: http://www.proza.ru/2017/10/16/1433 Никольский Петр Михайлович 1775 г.р. Отец Иллюминарского. Священник села Вершилово Балахнинского уезда. Супруга Наталья Алексеевна с 1775 г.р. дочь дьякона села Ветелево Балахнинского уезда Алексея Ивановича. Павел-единственный выживший ребенок. http://www.proza.ru/2017/10/16/1433 Михаил Васильев 1750-1819 гг. Отец Никольского. Дьякон села Тимонькино, затем села Вершилово. Супруга Дарья Борисова 1752 г. Дети кроме Петра: Прасковья 1770 г, Дарья 1772 г, Евдокия 1780 г. Василий Михайлов 1730-1797 гг. Дьякон села Вершилово. Супруга Марина Михайлова. Михаил Борисов 1682 г. Поп села Вершилово. Буду рада любым сведениям о Беловых, особенно о Сергее Львовиче и Евгении Александровиче и о их потомках.
  7. Беловы. Священнослужители Нижегородской губернии.

    Одно из самых ярких воспоминаний моего детства: ночь, я просыпаюсь, бабушка куда-то собирается и уходит. Мне становится интересно, и я тайком пробираюсь за ней на другой конец деревни. Немного страшновато, но любопытство берет вверх. В низеньком ветхом домике служат ночной молебен. Набралось много старушек, бабушка поёт молитвы, остальные подпевают. Поёт она негромко на старославянском языке. Родилась Лидия Константиновна 4 марта 1905 года в семье священника Белова Константина Львовича и матушки Юлии Александровны в селе Спасском Семеновского уезда Нижегородской губернии. Прадед служил там с 1900 по 1908 гг. в Крестовоздвиженской церкви сначала дьяконом, затем священником. Из двенадцати детей бабушка была пятой, очень любила отца, бегала за ним хвостиком и пряталась ему под бороду. Однажды, когда батюшка ходил на спевку, а он был еще и регентом церковного хора, Лидочка прикорнула в уголке и уснула. Прадед спохватился ее только дома. После Спасского семья переехала в село Стрелка Арзамасского уезда. С этим селом у бабушки Лиды связаны самые теплые воспоминания детства. Беззаботно, весело и дружно проводили они время с братьями и сестрами в детских забавах: лазили по деревьям и оврагам, бегали смотреть на строительство железнодорожного моста, который возводили недалеко от Стрелки пленные немцы через реку Ватьму. Большой дом, огромный сад, под горой речка. В селе Стрелка Лида окончила церковно-приходскую школу. Из Стрелки семью Беловых вынудили уехать обстоятельства. Лида и сестра Катя учились в Нижнем в Епархиальном училище, а из города в Арзамасский уезд приезжать на выходные было слишком далеко. Кроме того, годы перед революцией 1917 года были неспокойные. Однажды, когда Константин Львович работал в своем кабинете, в него стреляли через окно. Слава Богу, все обошлось, но он очень испугался за детей. Все это заставило прадеда подать прошение на новое место, и семья переехала в Юрасово. В этом селе Беловым выделили большой дом для священников недалеко от кладбища, в котором было несколько комнат. К сожалению, учеба в Епархиальном училище закончилась в 1917 году. По бабушкиным воспоминаниям, в класс ворвались какие-то люди, сбросили со стен портреты царя и разогнали всех по домам. Годы учебы запомнились бабушке строгостью классных дам, которые следили за нравственностью и поведением учениц. С 1917 по 1925 годы бабушка жила в с. Юрасово со своей семьей. Иногда с сестрой Екатериной по очереди подменяли в школе деревни Круглово старшего брата Сергея, который работал там учителем. В 1925 году двадцати лет от роду бабушка выходит замуж за сына священника с. Городищи Семеновского уезда Новосёлова Александра Николаевича. Жила молодая семья Новосёловых сначала в селе Воробьево в пяти километрах от Юрасова, в домике вместе со старенькой бабушкой мужа. Дед служил в местной церкви дьяконом. В браке Лидии и Александра родилось пятеро детей: Софья 1926 года 10 октября, Владимир 1928 года 25 июля, Галина 1932 года, Галина 1935 года, Вера 1937 года 3 сентября. После рождения первого ребенка семья перебралась в Юрасово. Дед построил небольшой домик рядом с домом семьи Беловых и стал служить в Юрасовской церкви вместе со своим тестем. Обладая спокойным и выдержанным характером, к своим детям бабушка относилась ровно, без излишней сентиментальности, но была добрым и заботливым человеком. Ни разу не помню, чтобы бабушка на кого-то закричала. Да и в селе она никогда не отказывала людям в просьбах. Ее очень уважали за порядочность и глубокую веру в Бога. У Александра Николаевича, по рассказам родных, был весёлый и добрый характер. Он любил и понимал шутки, всегда хорошо относился к жене и детям. Бабушка неплохо шила для своей семьи и брала заказы, вязала. 1937 год принес семье страшные потери. Почти сразу после рождения Веры, 18 ноября 1937года, Александр Николаевич был арестован и сослан в Красноярский край. В один день с мужем арестовали отца и свекра. Всех их отправили в пересыльную тюрьму в Нижний Новгород. 3 января 1938 года отца и свекра расстреляли, мужа отправили по этапу. Маленький домик семьи Новосёловых мои родные продали и «проели». Семья объединилась в доме Константина Львовича. Дед писал письма, которые вымарывала лагерная цензура. Заключенные работали в тайге на лесоповале, голодали, мерзли. Дед писал, что сидел с политическими, духовно все они были близки и друг друга поддерживали. В пекарне лагеря оказался односельчанин, который звал деда работать с собой – так можно было выжить. Но он отказался -- не мог есть куски за спиной у голодающих товарищей. Заключенным предлагали идти на фронт в штрафбат, но дед знал, что это верная смерть. Он очень хотел вернуться домой, к семье, которую сильно любил. Так и не суждено было сбыться его мечте о возвращении. В 1943 году дед умер в лагере от туберкулеза легких.Письма мужа бабушка, в конце концов, сожгла не в силах больше плакать, перечитывая их. Бабушка так и не вышла повторно замуж, хоть ей и предлагали, вырастила детей. Так повелось, что после расстрела прадеда и ссылки моего деда в Красноярский край и его смерти там, бабушка осталась каким-то символом веры на селе, человеком, на которого можно равняться. Долгое время ей приносили погружать младенцев из Юрасова и ближайших деревень. Читая молитву, она окунала ребеночка в тазик с теплой водой, а я подглядывала за этим процессом. Действующей церкви поблизости не было, и полный ритуал крещения батюшка проводил уже позднее на Бору или в другом месте по выбору родителей. Бабушка была по настоящему верующим человеком, но никогда никому не навязывала веру. Я часто видела ее молящейся на коленях в утренние рассветные часы перед лампадкой и иконами в переднем углу избы. Хорошо запомнился неповторимый запах лампадного масла и восковых свечей. Молилась она наверняка за нас, за самых близких людей, за ушедших родных. После ареста мужа бабушка осталась единственной кормилицей в семье, в которой на тот момент было четверо детей и пожилая мать. В колхоз бабушку принимать сначала не хотели, как жену дьякона и дочь священника. Она работала на поле, затем, как единственному грамотному человеку на селе, дали должность заведующей складом. В обязанности входило принимать мешки с кормом для скота, выдавать зерно, продукты и т.д. Из своего военного детства мама помнит, как бабушка строго по норме взвешивала и делила хлеб между работниками сенокоса, а она смотрела на это голодными глазами. Женщины жалели ее и просили бабушку отрезать ребенку кусочек, на что получали ответ: «Нельзя!» Работала допоздна, на хозяйстве оставалась бабушка Юля, которой в начале войны было шестьдесят три года. Дети, огород и все обязанности по дому были на ней. Маленькая, сухонькая, суетливая, очень добрая, всегда в хлопотах, последнее отдавала детям. По маминым воспоминаниям, зимой в избе сидели в большущей корзине козлята, чтобы не замерзнуть в неотапливаемом хлеву. Еду готовили в большой русской печке, около неё стояли приступки -- лесенка, по которой наверх, на лежанку лазили все дети. Около печки под потолком были деревянные полати – спальное место. Справа от входа -- высокая железная кровать с никелированными шариками на спинках и панцирной сеткой, рядом -- деревянный комод с тяжелыми выдвижными ящиками для белья, большой обеденный стол посередине. Вдоль печки -- длинная скамья. Кухня за печкой. Она отгорожена цветной занавесочкой и буфетом. На кухне в бачке -- колодезная вода и столик с табуреткой. В избе всегда чисто прибрано, аккуратно. На полу--неизменные половички. Хорошо помню, как бабушка, чтобы затопить печку зажигала сосновую лучину. Лучина трещала, и запах от нее разносился по всему дому. До сих пор этот запах ассоциируется у меня с детством и ранним морозным утром. Колодца возле дома не было, и члены семьи ходили за питьевой водой в деревню, неся ведра на коромыслах. Вода же для полива огорода бралась из болотца рядом. Баня, стоявшая внизу огорода, со временем обветшала и разрушилась, и мы с бабушкой ходили мыться в баню к дяде Володе. «С гуся вода, с Лиды вся худоба» -- приговаривала бабушка, обливая меня из ковша. В пруду на краю огорода всегда водились караси и пескари, из которых мы варили уху и ели ее в огороде на свежем воздухе, вприкуску с зеленым луком с грядки. За огородом -- заросли дикой ежевики и малины, в грибные годы -- белые грибы. Не приученная сидеть без дела, и в более спокойные послевоенные времена, бабушка постоянно что-то шила, вышивала, латала, вязала и, конечно, работала на огороде. Бесконечная прополка, полив, выращивание овощей, уход за скотиной -- вот была её основная забота. «Глаза страшатся, а руки делают» -- одна из любимых бабушкиных поговорок. Готовила бабушка пшенную кашу с тыквой, картофельник, овсяный кисель, к которому я так и не смогла привыкнуть и многое другое. Запомнилась мне мелкая молодая вареная картошечка, поджаренная целиком до хрустящей золотистой корочки на сковородке, варенье, которое бабушка варила в огромном медном тазу с длинной ручкой, а я выпрашивала пенки. Перед моими глазами стоит бабушкин образ, таким, каким я запомнила его в детстве: небольшого росточка, средней, пожалуй, больше худощавой комплекции, немногословная, степенная в движениях, с обязательно покрытой головой. И ещё, неизменная черная плюшевая жакетка… Ушла Лидия Константиновна в возрасте девяноста пяти лет, будучи в здравом рассудке, и, если бы не сломанная шейка бедра, из-за которой она лежала последние три года, прожила бы дольше. Лежа на кровати, она подзывала к себе мою трехлетнюю старшую дочь, брала ее за ручку, любовалась ей и говорила: «Никогда еще не видела такой чудной девочки!». Могилка бабушки находится в Юрасово, рядом с могилой её матери, деда с бабушкой, сестер, братьев и дочек. В памяти нашей она осталась добрым, скромным, терпеливым, очень светлым человеком, никогда не жаловалась на судьбу, всегда мужественно принимала ее удары, несмотря на тяжёлые испытания. Лидия Константиновна Новосёлова (Белова) с супругом Александром Николаевичем Новосёловым 1926 г. Дом бабушки в селе Юрасово.
  8. Вот и осуществилась моя мечта найти родину предков. Помню то неясное ощущение, которое испытывала подростком, когда бабушка рассказывала о тех местах, в которых жила. Хотелось непременно своими глазами увидеть те края, как будто и мне они родные, подышать тем же воздухом, которым дышали мои предки. Странное чувство ностальгии по неизвестному. Стрелка, Балахна, Козино, Шеляухово, Спасское, Василева Слобода, Богородск, Кантаурово, Большое Мурашкино, Дзержинск – вот те заветные места, которые мне удалось посетить, походить по тем же улицам, на которых бывали мои бабушки и дедушки, заглянуть в те же церкви. И вот, наконец, я добралась до истоков. Родиной нескольких поколений моих предков, как выяснилось из архивных документов, оказалось довольно большое село с красивым и значительным названием Вершилово. Находится оно в Чкаловском р-не Нижегородской области (ранее это Пурехская волость Нижегородского уезда,позже Балахнинского уезда) и расположено невдалеке от Горьковского водохранилища. Подъезжая к селу, еще издали мы увидели колокольню Преображенской церкви, которая при ближайшем рассмотрении поразила нас своим размером, необычным для сельской местности. Замечательна история этого села. Название свое Вершилово получило оттого что было основано в верховьях некогда длинной и полноводной речки Ненилки, которая текла, извиваясь по пойменным лугам и впадала в Волгу. По другой же версии, - потому что заложено на вершине холма. Как Вершилово село очень древнее оно, Аж в 16-ом столетии Знали в мире про него. А название свое От Ненилки повело: Расположено в верховьях Этой реченьки оно. Князь Пожарский, храбрый воин, Был на службе у царя. За московский ратный подвиг Им получена земля. В Балахнинском-то уезде Много сел и деревень, Но Вершилово он выбрал Центром вотчины своей. И построил здесь усадьбу: Погреба и погребицы, И просторные светлицы, Деревянный светлый храм Был на радость прихожан. автор неизвестен Вершилово одно из древнейших сел на территории нашего Нижегородского края. Ранее это был погост Вершилов – административно-духовный и торговый центр дворцовой Пурецкой волости. Возле него столетиями жили лишь священники да храмовые бобыли. Бобыль в те времена -- это беспашенный ремесленник. На погосте стояла клетская церковь Николая Чудотворца, построенная в конце 14 -- начале 15 веков. Клетский храм состоял из нескольких прямоугольных срубов – клетей, покрытых двускатными кровлями. Всего в селе в разное время было восемь храмов известных из исторических документов. Возведены они были на одной и той же площади в центре Вершилова. Несколько из них были построены Дмитрием Михайловичем Пожарским, знаменитым московским князем, полководцем и дипломатом. По одной из версий князь Д. М. Пожарский родился в старинном родовом имении князей Пожарских в сельце Юрино Жарской волости Нижегородского уезда. В 1613 году, после своего восшествия на престол, царь Михаил Федорович Романов за героический подвиг в 1612 году по «очищению Москвы» от нашествия иноземных захватчиков наградил Пожарского большими земельными владениями в Пурецкой волости, которая примыкает к его родовой Жарской. В этих владениях было всего два села Крапивино и Вершилово. Стараниями князя позже появились и другие села. Вершилово стояло вблизи дороги, известной в те времена под названием «балахонка», которая соединяла через Балахну, Нижний Новгород с Суздалем, Владимиром и Ярославлем. Видимо, такое выгодное его расположение и позволило князю сделать его центром своей вотчины. Пожарский произвел в селе кардинальные изменения, коснувшиеся как застройки, так и самого образа жизни. Человек художественно одаренный, полководец был страстным почитателем самых различных искусств, собирал у себя во владениях талантливых каменщиков, плотников, кузнецов, переписчиков книг, иконописцев и ювелиров. Передача во владение Пожарского послужила толчком к бурному развитию села, которое обрело славу центра мастеров-искусников на долгие годы. Текст описи усадьбы Д.М. Пожарского 1647 года позволяет представить сельскую резиденцию крупного вотчинника XVII века: «Да в селе Вершилове двор боярской, а на том дворе хором: горница тройная, да горница столовая, пролиж или повалуша о трех жильях, да на заду две горницы белые, да горница черная, да конюшня 20 стойл, поварня, да изба поваренная, да около двора забор, за двором сад, а в нем яблони да вишни, да двор людской, а в нем жили прконщики, а на дворе две избы да конюшня, да погреб с напогребицею. Двор конюшенной, да два двора скотных, на них четыре избы да двор житной, а на нем 6 жилищ огорожены тыном…». Живописный образ усадьбы дополнял редкий по своим архитектурным достоинствам погостовый комплекс из трех и двухметрового храмов с колокольней, возведенных, как сообщает источник, на средства Пожарского. После смерти полководца в 1642 году Вершилово стало частями распродаваться, а в 1647 году целиком перешло во владения боярина Василия Петровича Шереметьева. Шереметьевы постоянно использовали строительный опыт вершиловских крестьян не только для нужд своего рода, но и сдавали мастеров посезонно партиями на крупные государственные работы, получая за это значительные денежные платы. В течение XVII-XIX вв. Вершилово было известно, как село опытных строителей. Не случайно, когда прославленный русский зодчий В.И. Баженов в 1781 году приступил к созданию грандиозного дворцового комплекса в Царицыне под Москвой, работы возглавил вершиловский крестьянин подрядчик Иван Блинов во главе трехсот каменщиков, набранных из нижегородских окрестных деревень. Вершилово в XIX – начале XX века по своей площади было значительно меньше, чем сейчас. В 50-е годы XX века оно расширилось за счет деревень, перенесенных из зоны затопления Горьковским водохранилищем. По сведениям Викепедии на 2010 год население села Вершилово составляло 466 человек. С одной стороны Вершилово окружали густые сосновые, еловые леса, березовые чащи. В этих лесах обитали множество разных птиц и зверей – дятлы, глухари, тетерева, белки, лисы, зайцы, змеи. С другой стороны -- поля, простирающиеся на многие километры. Село было бедным. Об этом говорят его довольно скромные деревянные постройки. Лишь два дома в селе выделялись своим внешним видом, как наиболее зажиточные. Эти дома стояли (да и стоят) в самом центре села. Хозяева этих домов занимались торговлей, которая и давала значительный доход. Земля в Вершилове была скудной. Поэтому с наступлением осени, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, вершиловские каменщики, печники и плотники уходили на заработки в самые различные города. Работали они даже в Москве, Самаре, Казани и др. городах. Часть крестьян уходила на работу к Зайкову на стекольный завод в деревню Коробейниково. О бедности вершиловских крестьян говорят следующие данные. Основным занятием населения было сельское хозяйство, а именно земледелие, в котором без лошадки не обойтись. По воспоминаниям старожилов в Вершилове в начале XX века на 100 крестьянских хозяйств приходилось примерно 35-40 голов лошадей, т.е. каждый 2-й крестьянин безлошадный. А в деревне Урково и того меньше: на 40 крестьянских хозяйств приходилось всего 7 лошадей. Какие с/х культуры выращивали вершиловские крестьяне? Из зерновых – рожь, овес, гречку. Много выращивали льна, так как в основном пользовались домотканой одеждой, а масло употребляли льняное. Выращивали картофель, в большом количестве капусту и огурцы. Помидоры были диковинкой. Славилось Вершилово и своими базарами, которые устраивались по большим престольным праздникам и даже чаще. По обе стороны церкви протягивались длинные торговые ряды. Торговцы собирались из всех окружающих деревень, даже из Городца. Кругловские крестьяне были мастера по изготовлению деревянной посуды и привозили кадки, ведра, шайки. Головинские крестьяне были мастера по изготовлению валенок. Торговцы из Городца привозили глиняную посуду. Чего только здесь не было! Торговали маслом, медом, сладостями, рыбой, мукой, крупами, горохом, щепным товаром (сита, решета, грабли и др.) Народу было множество, чувствовался праздник. Звучали гармошки, пели песни, частушки. Хоть и бедно жили люди, Но не унывали. Собирались на базаре Медом торговали. Торговали и зерном, И мукой, и рыбой. Валенками теплыми, Глиняной посудой. А еще щепным товаром Славилось село: Кадки, ведра, грабли, бочки И в придачу - решето. Вершилово было волостным центром, на южной окраине села находилось здание волостного управления, в котором главным был старшина. Кроме старшины были писарь и урядник. Старшина назначал по деревням старост, в обязанности которых входило следить за порядком, чистотой в своих деревнях, организовывать охрану в противопожарном отношении, содержать караул, следить за пастбищами, вовремя исправлять изгороди и многое другое. Когда приезжал земский начальник из Балахны, его обязательно встречал старшина, для чего надевал специальную медаль. Перед земским начальником все должны были вставать и снимать шапки. После революции здание волостного управления использовалось как народный Дом (клуб), затем, передвинутое поближе к главному школьному зданию, как здание школьного спортивного зала, а затем как цех по пошиву рабочих перчаток. В Вершилове недалеко от школы (на месте бывшего конного двора) стояла ветряная мельница.Выстроил ее житель села Мозгалев Федор Ефимович собственными руками. На этой мельнице можно было и масло сбить, и зерно на муку смолоть. К сожалению, ее сломали, когда создавали колхозы. На реке Пьнке в Головине у братьев Беловых была водяная мельница. В этой же деревне были мастера Бобины, Климовы по валянию зимних сапог из овечьей шерсти (валенок). В 1819 году на месте старого Никольского храма началось строительство Спасо-Преображенской церкви под руководством местного мастера Василия Ивановича Лилекова (1778-1863). В 1822 году была построена теплая трапезная и в ней освятили два придела. При этом была сохранена преемственность с прежними храмами. Один из приделов был освящен во имя святителя и чудотворца Николая, другой-во имя Рождества Иоанна Предтечи, что напоминает о древней двухшатровой церкви Иоанна Предтечи, построенной Пожарским. В процессе дальнейшего строительства В.И. Лилеков с общего согласия прихожан и «доброхотных дателей» внес в утвержденный план изменения, направленные на улучшение архитектурного облика храма. Он сделал церковь пятиглавой, что придало ему большую живописность и привлекательность. Несколько раз строительство приостанавливалось из-за недостатка средств, ведь оно велось исключительно за счет прихожан и благотворителей. Наконец, в 1835 году храм был построен. Его высота под куполом составляла около 30 м. Высота колокольни достигала 50 м. На колокольне висело 9 колоколов, общий вес которых составлял 618 пудов и 21 фунт. самый большой из них, благовестный, весил 414 пудов и 9 фунтов. Звон колоколов достигал самых отдаленных деревень прихода. Церковь была богато оснащена церковной утварью. В приделах, а позднее и в главном храме, иконостасы были позолочены. На золочение иконостаса в главном храме было потрачено 5200 руб. Церковнослужители с. Вершилова и прихожане обратились к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну с просьбой выдать новый святой антиминс «на атласе» во имя Преображения Господня и прислать на освящение храма архимандрита Петра из Городецкого Федоровского монастыря. (Антиминс- это четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного). Это была известная личность в церковном и научном мире, пользовавшаяся большим уважением верующих за ревностное и бескорыстное служение православию. Их просьба была удовлетворена. Архимандрит Петр 8 (21) декабря 1835 года освятил главный храм в с.Вершилове во имя Преображения Господня. В освящении храма участвовали благочинный 2-го ведомства Балахнинского уезда священник Степан Васильев Алякринский, а также местные священники: Иван Михайлов Славицкий, ПЕТР МИХАЙЛОВ НИКОЛЬСКИЙ, Степан Михайлов Полетаев. Приход был большой. По данным клировой ведомости за 1835 год, включал в себя с. Вершилово и 28 деревень. Число прихожан составляло 2893 человек. На освящении церкви присутствовали не только жители села, но и приходских деревень. Церемония освящения проходила в торжественной праздничной обстановке. Это был истинно народный праздник, ведь церковь строилась «тщанием прихожан» на народные деньги. Ведомость Спасо-Преображенской церкви села Вершилово за 1850 год. «1. Построена в 1835 г. тщанием прихожан. 2. Здание каменное с таковою колокольней. Крепко. 3. Престолов в ней три. 4. Утвари достаточно. 5. Причта на лицо находится: Священников двое, диаконов двое, дьячков трое, пономарей трое. 6. Земли при сей церкви усадебной три десятины, пашенной пять десятин и семьсот сажен, сенокосной нет. 7. Дом у Священнослужителей собственный деревянный на церковной земле. 8. На содержание Священнослужителей никакого оклада не полагается. Содержание их посредственно. 9. Зданий, принадлежащих к сей церкви никаких нет. 10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 64-х, от духовного правления в 32-х, а от местного Благочиния в 12-ти верстах. 11. Кошельковой суммы за расходом состоит на лице два рубля 24 копейки, которые хранятся в церкви в сундуке за замком старосты церковного и печатью церковною.» Кроме приходской Спасо-Преображенской церкви, в Вершилове находится еще кладбищенская церковь Всех Святых, построенная на окраине села, куда в 1819 году было переведено приходское кладбище в связи с запретом властей иметь кладбища внутри селений из-за участившихся в стране эпидемий. В советское время, как и многие другие церкви в стране, храмы с.Вершилова подверглись разорению и поруганию. В 1935 году все колокола с обеих церквей были сброшены и сданы в металлолом. В их стенах разместили склады. В 1997 году, опять как и в прежние времена, «тщанием прихожан» храм стал возрождаться. Первая служба в нем была проведена 19 августа 1998 года. Но предстоит еще многое сделать, чтобы жизнь в храме продолжалась. Требуется капитальный ремонт и реставрация храма. Без этого невозможно спасти его от разрушения. Иллюминарский Павел Петрович -- самая загадочная личность в нашем родословном Древе. Упоминаний о нем в архивных документах крайне мало. Родился в 1795 г., умер в 1821 г. от чахотки. Был какое-то время священником с. Козино Балахнинского уезда. Похоронен, по всей видимости, там же. Павел Петрович закончил Нижегородскую Семинарию, где и получил свою фамилию. Здесь надо сказать несколько слов о том, как образовывались фамилии священнослужителей в те времена. «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство». Такая шутка тогда ходила среди семинаристов. Очень распространены были в те времена такие фамилии как Добротворский, Алмазов, Воскресенский, Орловский, Богоявленский, Успенский, Кипарисов, Ягодинский и другие. Фамилии же нашего рода: Никольский, Архангельский (по названиям церквей), Аратский, Васильков, Новосёлов (по названиям населенных пунктов, откуда приехал ученик), Белов (по цвету волос). Иллюминарский -- от латинского глагола освещать, нести свет. Ученикам, которые не блистали своей успеваемостью и поведением, давались фамилии не столь благозвучные, например, Волков или Медведев. Очень много случаев, когда у отца и сына, либо у братьев фамилии были разные, т.к. получали они их во время учебы в духовных заведениях. Жена Павла Петрова Мария Егорова дочь священника с. Хвощевка Горбатовского уезда Егора Яковлева. Единственный их выживший ребенок Константин 1821 г.р. Родился за три месяца до смерти отца. Нашлась в архивных документах дочь Ольга, рожденная 20 июня 1820 года и умершая в трехмесячном возрасте. Причина смерти младенцев в те времена в основном не писалась, т.к. это было довольно распространенное явление. Никольский Петр Михайлов -- отец Иллюминарского, дьякон, а позже священник села Вершилово Пурехской волости Балахнинского уезда. Свою фамилию скорее всего получил по названию Никольской церкви в селе Вершилово, где он долгие годы служил. Родился в 1775 г., год смерти неизвестен. На 1856 год в документах еще значится. В 1811 году был вдовцом. Жена его -- Наталья Алексеевна (дочь дьякона с. Ветелево Балахнинского уезда Алексея Ивановича) также 1775 г.р. Павел -- это единственный выживший их ребенок. Была еще дочь Федотья 1799 года рождения, умершая в восьмилетнем возрасте. Надо отметить, что в архивных документах тех времен, как и в жизни упоминалось сочетание, например, не Павел Петрович, а Павел Петров, т.е. Петров сын. Никольский Петр Михайлович на протяжении многих лет в документах оставался просто священник Петр Михайлов. Подпись в конце Клировой была такова: «Руку приложил священник Петр Михайлов». Фамилию свою он получил позже. Клировая ведомость с. Вершилово за 1835 год. « Священник Петр Михайлов, дьяконский сын, из праздноживущих.1784 года определен в оное село на пономарское место. В 1815 году посвящен в дьякона, а в 1818 – в Священника. На 1818 год вдов. Грамоту имеет. Жена его Наталья Алексеева 65 лет (видимо вторая жена). Чтение и пение хорошо. Дьячку Константину дед Дьячек Константин Павлов Белов Священнический сын из пятого класса определен и посвящен в стихарь на настоящее место. 20 лет. Грамоту имеет. Жена его Матрона Иванова 19 лет. Чтение и пение изрядно, Катехизис порядочно. Священнику Петру внук». Михаил Васильев-- отец Петра Михайлова -- дьякон с. Тимонькина (село рядом с Вершиловым), затем дьякон села Вершилова. Родился в 1750 году, умер в 1819 год. На 1815 год-вдовец. Находился на пропитании сына. Жена его Дарья Борисова 1752 года рождения. Кроме Петра, дочери: Прасковья 1770 г.р., Дарья 1772 г.р., Евдокия 1780 г.р. Василий Михайлов 1730-1797 гг. -- дьякон с. Вершилово. Жена Марина Михайлова. В ходе моих архивных поисков выяснились очень интересные факты . Брат Василия Михайлова Федор Михайлов 1728 года рождения служил в этой же церкви иереем. Его потомки, так же священнослужители, впоследствии получили фамилию Беляевы!!! Помнили ли эти два священнических рода Беловы и Беляевы о своем родстве? Последний из известных мне предков Беловых предположительно Михаил Борисов 1682 г.р.-- поп с. Вершилово. Информацию про него необходимо уточнять.
  9. Беловы. Священнослужители Нижегородской губернии.

    Конечно, есть. Пыталась загрузить. Пишут, что директория загрузок файлов не доступна.
  10. Прадеду Белову Константину Львовичу Вымерзла тропа, Занесен погост, Стылая зима На десятки верст. В поле тишина, Придорожный крест, Церковь снесена, Не слышен благовест. Не видать ни зги, Вьюга за окном, Громкие шаги- Горе входит в дом. Топот у крыльца И звучит окрест, Как удар хлыста Резкое-арест. Дом осиротел- Верится с трудом, К горлу подкатил От рыданий ком. И жена с утра Собирает снедь, Видно, в путь пора, Чтоб в тюрьму успеть. Иней в волосах, Борода седа, Мудрые глаза Смотрят в небеса. -Вот уж видно-все, Сделал, что хотел, Пожил я свое, Приговор-расстрел. Суждено одной Дальше крест нести. Громко-"прощай", Тихое -"прости". Богу он служил С верой на устах, Принимая боль, Отрицая страх. Я закрою дверь И зажгу свечу, В тишине ночи Сяду, помолчу. Лидия Бенедик 2.03.2017 Константин Львович Белов 1930-е годы. Константин Львович Белов с супругой Юлией Александровной Беловой (Архангельской) 1898 г.
  11. Село Хвощёвка. Горбатовского уезда.

    Татьяна Львовна, я так же интересуюсь историей с.Хвощевки. Скажите, книга уже вышла, и где ее можно найти?
  12. Кто может помочь в Рязанском Архиве?

    Помогите пожалуйста в Рязанском архиве. Нужна информация по мещанам Захаровым из г.Касимова.
  13. Татьяна Львовна, в Семинарии учился только отец Константина Павловича Павел Петрович. Там ему дали фамилию Иллюминарский. Отец Павла Петровича был Никольский Петр Михайлович и всю жизнь был дьяконом. Как мне рассказывала моя бабушка в девичестве Белова Лидия Константиновна. которая проживала в с.Юрасово, фамилию Белов получил Константин Павлович еще в детстве по прихоти инспектора народных училищ из-за белого цвета волос.
  14. Канардовы, Архангельские, Другановы

    Здравствуйте. У меня в роду есть Архангельские-священнослужители из Нижегородской облати.
×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования