Перейти к публикации

Lyra

Пользователи
  • Публикаций

    151
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Информация

  • Город
    Москва
  1. Знаю про Востряковское, я видела там захоронения примерно с 30 гг.
  2. Очень порадовала новость. Я родилась в Калязине, хотя и не жила там, всё равно город родной и все предки по обеим линиям из этих краёв.
  3. Из книги Геннадия Винница "Слово памяти" "Славное (Слаўнае, Slavnoe, Slawnja): гетто было создано 9 июля 1941 г. по ул. Парковая, в нескольких домах по три семьи в каждом разместили около 100 евреев. Гетто охраняла полиция, узников обязали надеть нарукавные повязки с желтой звездой. С наступлением темноты выходить из помещений не разрешалось, взрослых привлекали к разным работам. Охранники из местных жителей участвовали в грабеже еврейского имущества, больше всех преуспел Пашковский. Шолома Шпунта запрягали в телегу и заставляли её тащить вместо лошади. Ликвидировали гетто 15 марта 1942 г., расстреливали недалеко от д. Глиники, многих закопали живыми. Сестер Равич прятали в д. Яблонька, но кто-то донес и их убили. Стасевич до конца укрывал двух детей Марии Сироткиной. Предупредили о расстреле группу девушек (Вера Погорелая, Аня Соловьева и др.), работавших на подстанции, которые бежали и спаслись." Фотография памятника на месте расстрела мирного еврейского населения местечка Славное Забор вокруг братской могилы есть. А по сторонам поле, где местные жители мирно пасут коров. Автор фотографии- Елена Щёкина
  4. Еврейское кладбище в местечке Бытень Ивацевического района Брестской области (Белоруссия) р. Авраам-Зусман сын р. Ашера Моше Перевод любезно предоставлен Starozakonny
  5. Из книги Геннадия Винницы «Слово памяти» о гетто в Смольянах. Жизнь местечка, упоенная тишиной мира, протекала размеренно и неторопливо. Евреи зарабатывали свой хлеб трудом ремесленника и славились как умелые сапожники, портные, столяры, кузнецы. Умиротворенность местечка, взорванная войной, разлетелась, как осколки посуды, поселив в душах людей страх и тяжесть неизвестности. Как бы там ни было, но поначалу евреи жили в своих домах и о переселении в гетто и не помышляли. Правда, мужчин с 16 лет отправляли на работу (очистка дороги, заготовка дров), и они носили черную повязку с желтой звездой. Стариков к труду не принуждали. Отвечала за отправку на работу польский еврей по фамилии Лянэман. Был еще переводчик Бромберг, еврей из Москвы. Собственно юденрата не было. Причину столь «мягкого» отношения к евреям объяснить трудно, если учесть их тяжелое положение в Орше. Возможно, сыграло свою роль расположение местечка находящегося среди лесов и в 30 км от райцентра. Изменения в жизни Смольян наступили 9 марта 1942 года, когда евреев согнали в гетто на улицу Шкловскую. Здесь примерно в 30 домах и жило от 700 до 840 евреев. Вышеназванный «мягкий» режим проживания в Смольянах обусловил и то, что сюда приходили евреи бежавшие из Минска, Борисова, Орши, Дубровно. Созданное в Смольянах гетто обнесли колючей проволокой, однако, его никто не охранял. Удивительно и то, что еврейское население местечка знало о массовых убийствах, так как в это местечко стекались евреи, очевидно, спасшиеся от расстрела в других населённых пунктах. Узники выходили из гетто и обменивали одежду на еду. Возможность уйти и таким образом спастись существовала, однако, основная масса евреев оставалась на месте. По утверждению Кагана Наума Рафаиловича, бежать было особо некуда. Морозная и снежная зима сдерживала инициативу, а в большей степени- отсутствие партизанских отрядов, появившихся лишь к лету 1942 года. Местному населению под страхом смерти запрещалось не то, что прятать, даже помогать евреям. Еще один парадокс. Юноши и девушки из любви к своим пожилым родителям отказывались уходить, предпочитая оставаться с ними. Лишь не связанные узами семьи мужчины и юноши покидали гетто, спасая свою жизнь. Накануне трагедии, 4 апреля 1942 года в 2 км от Смольян немцы взрывали мерзлую землю, подготавливая место для расстрела. 5 апреля в гетто въехали грузовая и легковая машины, в которых находились 15 немецких солдат и 4 офицера, а также полицаи. В их сопровождении евреи местечка и отправились в свой последний путь. Всех раздевали до нижнего белья, а затем партиями расстреливали. Вспоминает Шибеко Юлия Григорьевна: «Это было в субботу. Я шла в церковь и увидела большую колонну евреев, конвоируемую немцами и полицаями. Как потом оказалось, их вели на расстрел. Среди них помню Бромберг Фаину Ефимовну и её мужа, бывшего переводчиком. Странно, но через четыре дня после их гибели пришел приказ оставить семью врачей живыми. После гибели евреев земля вздымалась несколько дней. Это я помню, потому что ходила туда» Каган Н.Р. вспомнил, что было несколько уцелевших, сумевших избежать смерти. «Я спрятался на чердаке дома в сховище и отлеживался сутки. Немцы искали евреев, но меня не нашли. Помню, что потом встретился с двумя сестрами Каждан, которые спаслись также как и я.» Найдович Эта Абрамовна (62 года) и ее внук Салтанович Олег Тимофеевич (10 лет) пытались бежать. Однако спастись не смогли. Полицай привел их назад к месту расстрела и выстрелом в затылок убил обоих. Прокопович Вера Семеновна припомнила еврейку Аронову, которой поначалу удалось спрятаться. Жаль, но удача от нее отвернулась, и, попав в лапы палачей, жертва не смогла избежать участи остальных. Гибель евреев в Смольянах побудила к решительным действиям узников гетто в местечке Обольцы Толочинского района. Узнав о расстреле в тот же день, евреи ночью совершили побег, причем таким образом спаслась большая часть узников.
  6. Местные власти Смольян, которые в январе прошлого года и не предполагали, что у них будет возможность установить новый памятник на месте расстрела евреев неожиданным образом его установили.
  7. В продолжении рассказа о памятнике на еврейском кладбище Орши в виде "деревца". Материал как выяснилось гранит. Вот новые фотографии. Представитель еврейской общины Орши Софья Добкина рассказала, что это памятник погибшим во время погрома 1914 года. Интересен перевод надписи на последнем "развороте" и варианты года. Я вижу 6655.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования