Перейти к публикации

Павел Иванов-Остославский

Пользователи
  • Публикаций

    78
  • Зарегистрирован

  • Посещение

О Павел Иванов-Остославский

  • День рождения 12.01.1978

Информация

  • Город
    Херсон, Украина.
  • Немного о себе
    Иванов-Остославский Павел Игоревич. Поэт-символоромантист. Родился 12 января 1978 года в Херсоне (Украина). Оконч. Херсонский государственный педагогический университет по филологической специальности (2002 год). С 2004 года руководитель херсонских областных филиалов Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины, главный редактор поэтического альманаха "Млечный Путь". Член Межрегионального союза писателей Украины, член Союза русских журналистов и литераторов Украины, член Конгресса русскоязычных литераторов Украины. Лауреат Первого Всеукраинского литературного конкурса "Пушкинское кольцо" в номинации "за аристократизм творчества" (2005 год). Лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева за поэтический сборник "Святилище огня"(2006 год). Председатель жюри Открытой независимой литературной премии Арт-Киммерик (2008 год). Занимаюсь архивными изысканиями.
  • Ваши генеалогические интересы
    Поиск материалов в херсонских архивах; Акулинины, Остославские, Фроловы, Ивановы, Мадыкины, фон Эренштрайт, де Безансон, де Сукни.

Контакты

  • Сайт
    http://www.artkavun.kherson.ua/ivanov_ostoslavskij_pavel_igorevich.htm

Посетители профиля

1 157 просмотров профиля
  1. Во имя Отечества и Херсона В нынешнем - 2011 году – исполняется 200 лет со дня рождения обер-бургомистра (т.е. мэра) Херсона Ивана Семёновича Остославского. 2011 Год фактически можно считать и датой основания рода Остославских, поскольку именно Иван Семёнович является первым историческим представителем этого семейства. Остославские дали Отечеству и нашему городу немало известных и талантливых людей, ярко проявивших себя на самых различных поприщах. Начав государственную службу в 1848 году, И.С.Остославский вскоре был избран херсонским обер-бургомистром. Он много жертвовал на благотворительность не только в Херсоне, но и в Одессе и в Николаеве. Уровень дохода ему позволял это делать, поскольку Иван Семёнович к тому времени уже много лет занимался коммерцией, был купцом второй гильдии, судовладельцем, первым директором и основателем Херсонского городского общественного банка, имел в Херсоне несколько доходных домов. На втором этаже одного из них («дом-пароход» на улице Преображенской - ныне Декабристов, № 57) он жил со своей многочисленной семьёй. Один угол этого дома был почти острым – там, где сходились улицы. Противоположная же сторона была необыкновенно широкой и действительно напоминала корму корабля. В общем, дом этот имел треугольную форму. Знаменит он был тем, что под ним имелся огромнейший подвал. Из этого подвала вели два подземных хода в сторону Днепра. Один из этих подземных ходов заканчивался тупиком, другой же вёл к реке и заканчивался выходом на берег. «Дом-пароход» строился во время Крымской войны. Предполагалось, что передвигаясь по этому тоннелю, русские солдаты будут в случае необходимости отступать или, наоборот, нападать на врага, появляясь в самый неподходящий для него момент. Все эти катакомбы когда-то могли служить для тайной переброски войск. Иван Остославский был женат дважды. Имя первой его супруги до нас не дошло. От первого брака было у него двое сыновей: Иосиф и Феодосий. От второй супруги – Ирины (Арины) Никаноровны Акулининой у него было восьмеро человек детей: Екатерина, Лидия, Елена, Людмила, Ольга, Иван, Василий и Анна. Ирина Акулинина происходила из херсонских купцов-старообрядцев, ведущих свою родословную из Елисаветграда. В государственном архиве Херсонской области сохранился документ (повеление Государя Императора Всероссийского Павла Петровича), в котором сказано, что в 1798 году в Елисаветграде был большой пожар, из-за которого сгорело много купеческих лавок, находившихся на привозе. Среди пострадавших числились два двоюродных деда Ирины Леон и Максим Акулинины, которым царь повелел выплатить денежную компенсацию. К концу жизни за свои коммерческие и административные достижения Иван Семёнович Остославский был Высочайше пожалован двумя золотыми шейными медалями «За усердие» для ношения на Анненской и на Андреевской лентах. Он получил звание степенного гражданина и право носить шпагу, хотя подобная привилегия полагалась только представителям дворянства. В результате сильного шторма торговая флотилия Ивана Семёновича потерпела крушение. Произошло это в Бискайском заливе. Все корабли и товары, находящиеся на них, погибли. Благодаря этому обстоятельству возникли большие долги, которые выплачивать пришлось не только самому Ивану Семёновичу, который вскоре умер, но и супруге его Ирине Никаноровне. Скончался И.С.Остославский в 1877 году, и был похоронен в Херсоне на старом кладбище (в районе улицы Ушакова). Судьбы детей Ивана Семёновича Остославского сложились по-разному. Иосиф умер в детстве. Феодосий стал офицером русской императорской армии. Екатерина вышла замуж за горного инженера Андрея Андреевича Волошиновского, который был знаменит тем, что проходил по громкому «шахтинскому» делу, сфабрикованному сталинским НКВД в 30-е годы. У Анны родилось четверо детей. Она вышла замуж за протоиерея Василия Корнильевича Фролова – человека непростой, трагической судьбы. Елену взял в жёны будущий военный комендант Херсона, полковник Константин Иванович Слидюк. Ольга закончила Высшие женские медицинские «Бесстужевские» курсы. Она стала одной из первых русских женщин-врачей, получивших высшее образование на родине. В последствие она лечила заключённых в нерчинских тюрьмах, работала в херсонской больнице имени Ольги и Афанасия Тропиных. Иван пошёл по военной линии. Он служил в 210 запасном Крымском полку. Стал полковником действительной службы, при отставке генерал-майором, получил потомственное дворянство по воинскому чину. Василий окончил Новороссийский университет со степенью кандидата, в гимназии читал математику. В последствие он стал директором Первого одесского реального училища, статским советником, кавалером орденов св. Владимира 3 степени (приносил потомственное дворянство), св. Анны 3 степени, св. Станислава 3 степени. В Херсоне он был избран гласным (депутатом) городской думы. Василий Иванович Остославский сочетался браком с Валентиной Епифановной Иващенко, происходившей из дворян Черниговской губернии. Благодаря тому обстоятельству, что отец Валентины Епифановны пропал без вести, устроившись простым матросом на корабль, ей пришлось стать кормилицей и добытчицей для своего большого семейства. Мать и нескольких младших сестёр ей пришлось содержать одной. В.Е.Иващенко основала в Мариуполе школу для девочек из бедных семей. Она стала там директрисой и преподавательницей русского языка и литературы. Со временем её школа получила статус женской гимназии. В наше время гимназия имени Валентины Епифановны Остославской (Иващенко) является самым престижным учебным заведением города Мариуполь. Имя основательницы там помнят и чтят по-прежнему. Во время революции и гражданской войны Остославских постоянно преследовали несчастья. В.Е.Остославская (Иващенко) тяжело заболела испанкой и вскоре умерла. Это было в 1918 году. Через некоторое время в квартире, где жила семья, случился большой пожар. Все вещи и ценности пропали. Василий Иванович со своими детьми Иваном и Ольгой переехал в дом сестёр своей жены. Последние годы жизни он провёл в Одессе. Город несколько раз переходил из рук в руки, было очень голодно и тревожно. Только тогда, когда Одесса была занята частями Добровольческой белой армии, город жил относительно спокойной и сытой жизнью. Умер Василий Иванович Остославский в 1922 году от порока сердца, возникшего в результате голода. Сын Василия Ивановича Иван Васильевич во времена НЭПа переехал из одесского дома родных сестёр своей матери в Москву. В Москву же переселилась и его младшая сестра Ольга Васильевна. Со временем оба они окончили МГУ: физико-математический и филологический факультеты соответственно. Окончив Московский госуниверситет, И.В.Остославский устроился работать на одну французскую фирму, выпускавшую гидропланы. Перед Великой Отечественной войной Иван Васильевич уже работал в ЦАГИ. Со временем он стал замдиректора по науке Центрального Гидроаэродинамического института. Он защитил докторскую диссертацию по техническим наукам, стал профессором МГУ и МФТИ, подготовил 25 кандидатов и семь докторов наук. В 1957 году основал в МАИ кафедру Управления полетом, занимавшуюся вопросами самолето- и вертолетостроения. Иван Васильевич Остославский за свои научные разработки был три раза награждён Сталинской премией, орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной Войны 1 степени, званием Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Он фактически стал одним из основателей советской гидроаэродинамики. Умер Иван Васильевич Остославский в 1972 году в Москве. У И.В.Остославского была единственная дочь – Валентина Ивановна. Она стала кандидатом химических наук, вышла замуж за профессора химии Анатолия Корнилова. Умерла в 2009 году. Среди потомков рода Остославских по женским линиям немало встречается интересных и талантливых личностей. От брака Анны Ивановны Остославской и Василия Корнильевича Фролова родилось четверо детей: Борис, Сергей, Евгения и Юлия. Борис Васильевич Фролов стал во время Первой мировой войны поручиком Херсонской комендатуры, участвовал в Белом Движении. Перед Великой Отечественной он окончил медицинский институт, был майором-военврачом, начальником отделения госпиталя в Горьком (Нижнем Новгороде). После войны он работал главврачом ивано-франковской областной стоматполиклиники. Сергей Васильевич Фролов окончил с отличием Санкт-петербургский политехнический институт, и вскоре был призван на военный флот. Участвовал в Первой мировой войне. В 1920 году его эскадренный миноносец, входивший в состав Черноморского флота, ушёл в Марсель. В госпитале он заболел брюшным тифом и вскоре умер. Евгения Васильевна Фролова окончила Херсонский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-технолог винного производства». Она вышла замуж за горного инженера Евгения Андреевича Тропина. Юлия Васильевна Фролова была замужем за царским и белым офицером Михаилом Николаевичем Ивановым. В последствии Михаил Николаевич стал главным инженером Херсонского Облпотребсоюза. Он происходил из учительской семьи. Его отец был инспектором (завучем) Херсонского ремесленного училища, коллежским ассесором. Все младшие представители семейства Фроловых (являющиеся по материнской линии Остославскими) были людьми искусства. Они прекрасно играли на мандолине и фортепиано, а Борис Васильевич и Сергей Васильевич профессионально писали маслом. У потомков этого семейства до сих пор сохранился один натюрморт, авторство которого принадлежит Б.В.Фролову. У семейства Фроловых в Херсоне была когда-то большая усадьба, построенная ещё Корнилием Александровичем (отцом протоиерея Василия Фролова) в 1870-е годы. Весь комплекс строений состоял из большого одноэтажного барского дома и нескольких флигелей, в которых жила прислуга. Во дворе был виноградник и сад. Во времена советской власти судьбы рода Остославских нередко складывались трагически. Некоторые его представители были расстреляны, отбыли заключение в тюрьмах и лагерях, воевали на фронте, работали от зари до зари на производстве, были в оккупации. Вот как описывает в своих воспоминаниях потомок данного семейства поэт Павел Иванов-Остославский одну интересную историю, произошедшую с его бабушкой Юлией Васильевной Фроловой: «Во дни, когда советская армия освободила в 1944 году от немцев Одессу, с бабушкой Юлией (она тогда жила именно в Одессе) произошла такая история. Как-то поздним вечером в окно её квартиры кто-то постучался. Было темно и очень тревожно. Она толком не знала, что происходит в городе и чьи войска в данный момент в нём господствуют. А может в окошко стучат мародеры или бандиты? Она не подошла к окну… Постучали ещё раз. Потом она услышала, что кто-то говорит по-русски. Некий мужской голос, обращавшийся, видимо, к ней, произнёс: - Эй, хозяюшка, открывайте! Дайте воды и поесть чего-нибудь! Тон, в котором была произнесена эта фраза, был очень настойчивым и решительным, но вместе с тем, в голосе чувствовались какие-то нотки интеллигентности, ощущалась правильная русская речь. Бабушка Юлия, наконец, решилась подойти к окну и посмотреть, кто стучит. Она зажгла свечу и, отодвинув штору, посмотрела за чёрное стекло, в темень. Увидев что-то или кого-то в окне, она только смогла воскликнуть: - Наши, пришли! Белые… От переизбытка чувств она тотчас потеряла сознание и упала на пол. Как выяснилось в последствие, в советской армии годом раньше ввели погоны. Бабушка увидела за окном офицера с золотыми погонами, которые тускло мерцали, отражая свет свечи. Она приняла его за офицера русской белой армии, ведь ещё со старых времён было хорошо известно, что погоны носят только белогвардейцы, а у красных в воинских частях звания обозначаются с помощью петлиц с разными геометрическими фигурами, наложенными на них. Бабушка Юля была уверена в тот момент, что она не может ошибиться: пришёл офицер с царскими знаками различия, значит, вернулись белые, свои… » От брака Михаила Николаевича Иванова и Юлии Васильевны Фроловой в 1923 году родился сын Игорь. Игорь Михайлович Иванов впоследствии принял участие в Великой Отечественной войне, был дважды ранен, награждён несколькими боевыми орденами. Уже после войны он окончил медицинский институт и стал врачом-офтальмологом. В 1980 году он защитил кандидатскую диссертацию. Более пятидесяти лет своей жизни И.М.Иванов отдал медицине. Он стал прекрасным доктором, причем не только лечебником, но и хирургом. В больнице имени Тропиных и в УТоСе его знали как истинного гуманиста и филантропа. В 1991 году Игорь Михайлович Иванов стал у истоков воссоздания Херсонского губернского дворянского собрания. Он 6 лет занимал должность губернского вице-предводителя и начальника департамента науки, культуры и образования ХГДС. В 1996 году стал действительным членом Российского Дворянского Собрания. В заключении следует отметить, что род Остославских состоит в родстве с дворянскими фамилиями Дембицкие, Савицкие, Де Сукни, фон Эренштрайт, с купцами Сулим и Тропиными, а так же с семейством выдающегося психолога и философа Георгия Ивановича Челпанова и с художником К.Д.Флавицким – автором картины «Княжна Тараканова». Потомки рода Остославских, так же как их далёкие предки, продолжают служить своему Отечеству и своему городу в самых различных сферах общественного бытия. Именно на таких людях строится благосостояние и процветание нашего края. Наталья Ильина 23.10.2011.
  2. Вы лжете, Лена, я на сайт еврейской генеалогии не заходил. Прекратите поясничать и обливать меня грязью публично, а то это уже мне начинает надоедать потихоньку... Уважаемые господа архивисты! Вот видите, чем кончается история моего общения с Зильбербрантом? А мораль сей басни такова: никогда не связывайтесь с подобными субъектами. Не становитесь объектом его грязных манимуляций, направленных на то, чтобы заработать в интернете нечистоплотным способом. Уважаемые архивисты! Не ищите для Михаила Зильбербранда никаких сведений, потому что потом проблем не обирётесь. Он жульничает в интернете. Я на него за то, что он меня обманул подаю в суд. По этому вопросу обращайтесь за разъяснениями ко мне. Мой адрес: ostoslavskij@yandex.ru
  3. Не обвиняйте меня в том, чего я не совершал, Ирина. Я считаю, что это не порядочно. Я не совершал ничего недопустимого, это факт. Зильбербранд.. УДАЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ...лжет. УДАЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ. Сначало следовало бы разобраться в ситуации, а потом уже поддерживать кого-либо. Я ОЧЕНЬ дорожу своим честным именем и поэтому безнаказанно никому не позволю меня бесчестить... УДАЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ http://www.forum.j-roots.info/viewtopic.php?f=84&t=980 Кооскопа лжет. Я на сайте еврейской генеалогии никогда не бывал и никаких сообщений там не оставлял. Если бы мне это было надо, я бы туда зашел из интернет-кафе или с прокси-сервера. Это так просто, что и смысла нет это обсуждать. УДАЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ. Комментарий администрации: 1. Не "Кооскопа", а Кааскоп. 2. Она говорит правду, лжет Иванов. Позвольте осведомиться, Ирина, какой же это внегенеалогический опыт общения со мной Вы имеете? Я что-то не припомню, чтобы мы с Вами общались на какие-либо темы, кроме исторических. Комментарий администрации: у меня пока склероза нет.
  4. Уважаемые господа архивисты, члены СВИРТ, посетители форума Всероссийского Генеалогического Древа! На этом форуме продолжается грязная провокация, организованная против меня Михаилом Зильбербрандом! Он нагло лжет, искажая факты и ставя под сомнение мою человеческую и деловую репутацию. История, рассказанная им о наших с ним взаимоотношениях, является смесью разнородных фактов, не имеющих к реальной действительности практически никакого отношения. На самом деле, всё было иначе. Зильбербранд впервые связался со мной по телефону около года назад. Он попросил меня, чтобы я занялся поиском информации о его предках в Херсонском областном архиве. Я ему отказал, поскольку сразу почувствовал его тяжелую натуру. Я не отвечал на его звонки и эмейл-сообщения. Через некоторое время он снова связался со мной по интернету и заявил, что он от ХХХ , и что ему очень нужна помощь генеалогического характера. Я согласился, скрепя сердцем. Я подумал, что уж раз его направил ко мне ХХХ, к которому я испытываю огромное уважение, как к опытнейшему исследователи и интересному человеку, ему надо помочь. В самом конце прошлого года со мной случилась серьёзная трагедия, надломившая мое здоровье и сделавшая благодаря этому, мою работу в архиве достаточно непростой. Однако, я, тем не менее, продолжал искать его предков в архивных фондах, имеющих отношение к Таврической губернии. Никакой информации, которая была нужна Зильбербранду я не нашел. Причина в том, что её там попросту нет. Наш архив сохранился весьма фрагментарно. Его дореволюционные фоны пережили три войны, «бумажный голод» времен военного коммунизма, голодомор, коллективизацию и советскую власть, которая некоторые бумаги уничтожала преднамеренно. Естественно, что моя работа не всегда увенчивается успехом. Для архивиста, работающего в украинских архивах, это нормально. Однако, Зильбербранд, конечно, далек, от осознания объективных обстоятельств этого дела. Ему подавай бумаги, а ещё лучше, деньги в тройном размере. Он потребовал от меня, чтобы я, сначала, вернул ему задаток, потом же его аппетиты стали расти, как на дрожжах. Потом он потребовал возместить ему материальный ущерб уже в тройном размере. Я был готов выслать ему эти деньги (300 долларов США), лишь бы только он прекратил в интернете травлю, направленную против меня. Однако, он перестал отвечать на мои письма. А недавно на форуме Еврейской генеалогии кто-то разместил антисемитское сообщение. Почему-то он думает, что его автором являюсь я. В этой связи хочется спросить, а вы как определили, Михаил, что его написал я? Там что, моя фамилия упомянута или вы по стилю определили? И кто вы, филолог или литератор, чтобы быть специалистом в области стилей? Зильбербранд жульничает в интернете. У него видимо такой бизнес: прислал архивисту 100 долларов, получил триста. Браво, Михаил, у вас тройная прибыль, вы настоящий бизнесмен! Уважаемые коллеги! Не ищите для Михаила Зильбербранда его предков. В противном случае одни сплошные неприятности Вам гарантированы.
  5. Николай, скажите, а что Вы видели в момент клинической смерти? Тоннель и яркий свет впереди?
  6. Дело Будо Павел ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ До революции в городе Херсоне функционировало два губернских суда: Суд по гражданским делам и Губернский окружной суд. Первый из них в основном занимался решением тяжб, связанных с наследованием имущества (его фонды сохранились довольно неплохо). Второй - Губернский окружной суд - занимался как гражданским, так и уголовным судопроизводством (его документы до нас почти не дошли, за исключением девяти дел. Во времена гражданской войны фонды этого суда были отданы большевиками на утоление «бумажного голода»; впрочем, старинными документами пользовались не только красные чиновники, но и бабки на базаре, которые завёртывали в древние «хартии» семечки… Уникальные документы можно было в Херсоне купить на каждом углу за копейки… ). К числу наиболее интересных дел Херсонского окружного суда относится уголовное разбирательство над коллежским регистратором, служащем Одесской контрольной палаты Александром Никифоровичем Будо. Его дело было настолько запутанным и невероятным, что разбиралось целых пять лет: с 1872-го по 1877-й год. Толчком к возбуждению дела послужило прошение Анны Андреевны Будо, в котором она просила компетентные органы разыскать её безвременно и совершенно неожиданно пропавшего мужа. Каково же было удивление А.А. Будо, когда она через третье лицо получила письмо от некоей Анны Ивановны Будо (Лавринович), которая в своём послании называлась законной и, так сказать, «действующей» супругой её мужа. В письме Анна Ивановна сообщала своей адресатке, что ей совершенно неожиданно стало известно о существовании Анны Андреевны и что их общего мужа надо непременно разыскать и придать законному суду за двоежёнство и обман. Чиновники Херсонского губернского окружного суда проделали немалую работу, чтобы выяснить, кем же на самом деле является обвиняемый и где его искать. Оказалось, что Александр Никифорович Будо родился в семье обер-офицера в 1839 году. Получил домашнее воспитание. Первое место службы – Черниговский уездный суд, первая должность – писарь. Уйдя с гражданской службы, поступил рядовым в резервный батальон Алексапольского пехотного полка, потом был переведён в Могилёвский пехотный полк, где за отличия и усердие по службе произведён в унтер-офицеры. За недостойное поведение уволен в отставку. После этого Будо работал в Одесской контрольной палате, которая его командировала в Херсонскую почтовую контору в качестве фининспектора. В 1870 году Будо обвенчался в херсонском храме Успения Пресвятой Богородицы (кладбищенская церковь на ул.Ушакова) с дочерью коллежского асессора Анной Андреевной Александровой. Перед вступлением в брак он получил от начальства официальное разрешительное свидетельство: «Дано это Свидетельство служащему в Одесской контрольной палате канцелярскому Александру Никифорову сыну Будо, в том, что, как видно из формулярного о службе его списка, он вероисповедания православного, тридцати лет, холост, и на вступление его в первый законный брак препятствуй не встречается, в чём и выдано ему это свидетельство за подписью и приложением казённой печати. Декабря 11 дня 1869 года»(Государственный архив Херсонской области; Фонд 206, опись 1, дело 2, лист 23, страница 1). Как видно из свидетельства, Будо на момент вступления в брак с Анной Александровой был холост. Он скрыл от своего руководства первый брак. Обманув начальство и обеих своих жён, главный фигурант этого процесса преспокойно жил, не испытывая никаких угрызений совести… Дело изобилует частной перепиской обеих жён Александра Будо. В письмах, адресованных друг другу, они искренне поражаются коварству «этого скверного человека», негодуют по поводу его лёгкой и безбедной жизни «за двумя жёнами» и призывают все силы земные и небесные покарать «ничтожного субъекта», прохвоста и ловеласа… В деле присутствует немалое количество документов, посвящённых розыску Будо. Полиция, сбившись с ног, ищет прощелыгу на необъятных просторах Российской Империи. Полицейские донесения, присланные из различных губерний и населённых пунктов, свидетельствуют о том, что Будо «на вверенной нам территории не появлялся». Наконец в Херсонский губернский окружной суд из Омска приходит уведомление от 11 декабря 1876 года. В нём говорится, что А.Н.Будо задержан и находится в Омском тюремном замке. Оказалось, что Будо жил в Сибири по поддельным документам, выдавая себя за другое лицо. К уведомлению приложено письмо, адресованное суду, в котором главный фигурант дела чистосердечно раскаивается и просит о пощаде. После получения от Будо покаянного письма суду остаётся только вынести свой окончательный приговор. На этом дело можно было бы и закрыть, однако совершенно неожиданно судебные чиновники получают от киевской полиции уведомление, в котором говорится, что в Каневском уезде было совершено покушение на предводителя уездного дворянства. Покушение, к счастью неудачное, - дело рук террориста-народовольца, очень похожего на А.Н.Будо. Полицейский пристав, от которого пришла депеша, совершенно уверен, что это он и есть. Узнав на заседании суда о таком необычном повороте дела, Анна Андреевна Александрова пишет письмо своей «сестре по несчастью» Анне Лавринович, в котором сокрушается по поводу новых обстоятельств дела. Бедная Анна Андреевна и представить себе не могла, что банальный проходимец и ловелас Будо окажется революционером и государственным преступником, покусившимся на жизнь человека. «Он хотел, - заключает она, - малым проступком прикрыть большое преступление… » Через некоторое время главный фигурант дела этапируется из Омска в Херсон. Здесь он встречается со свидетелями покушения, которые должны его опознать. Свидетели не узнают в Будо террориста-народовольца, и суд снимает с него подозрения «в злом умысле» против предводителя дворянства. В конечном итоге Александр Никифорович Будо получает несколько лет ссылки в Сибири за двоежёнство, служебный подлог и подделку документов.
  7. Аграрный вопрос в Херсонской губернии Павел ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ В общественном сознании глубоко укоренилась мысль о том, что отмена крепостного права, произошедшая в Российской Империи в 1861 году, является абсолютным благом. Разумеется, тот факт, что люди, находившиеся в крепостной зависимости, перестали быть рабами, чисто с моральной точки зрения не может ни радовать. Однако, экономические последствия отмены крепостничества были не столь однозначно положительны, как это может показаться на первый взгляд. Более того, крестьяне и арендаторы земель, привыкшие при старых порядках к принудительной строгой дисциплине, после отмены крепостного права, не проявили совершенно никакой способности к социальной и трудовой самоорганизации. Интенсивное заселение южных степей и сравнительная слабость развития феодально-крепостнических отношений, стали до 1861 года одной из основных причин быстрого развития производительных сил на Херсонщине. Стараясь увеличить прибыльность своих имений, помещики расширяли посевные площади, внедряли в сельскохозяйственное производство различные машины и другие усовершенствования. Вплоть до 40-х годов 19 века преобладающей отраслью хозяйства было скотоводство. Особенно успешно жители губернии занимались разведением крупного рогатого скота. Однако, после отмены крепостничества сельское хозяйство стало приходить в упадок. Люди не были приспособлены к капиталистическим методам ведения хозяйства, сознание большинства простых жителей губернии в моральном и производственном плане оставалось неразвитым. Как свидетельствуют документы, хранящиеся в Государственном архиве Херсонской области, с 1861 по 1873 год урожаи сельскохозяйственных культур, собранные в Херсонской губернии, оставляли желать лучшего. От природы засушливый климат Северной Таврии, определённые организационные недочёты властей и общий низкий уровень нравственного и трудового самосознания населения привели к серьёзным экономическим трудностям. Рабочие, нанимавшиеся сезонно для возделывания угодий и сбора урожаев, зачастую не выполняли условий договоров, заключённых с владельцами или арендаторами земель. Не редкими были случаи, когда работник, узнав, что соседний хозяин мог бы заплатить больше за его труд, нежели тот, у кого он работает, бросал своё рабочее место. Иногда из-за имущественных конфликтов с работодателем, работники ломали сельхозинвентарь. Во времена крепостного права делопроизводство было быстрым и простым, поскольку оно осуществлялось полицией. Полицейские участки находились близко к землям, ставшим предметом спора – это обстоятельство облегчало ведение дела. Однако, после судебной реформы, когда решать сельскохозяйственные дела стали окружные суды, ведение тяжб значительно осложнилось. Чтобы поучаствовать в судебном заседании, крестьянам, арендаторам и землевладельцам приходилось ездить иногда за 500-600 вёрст (1) в губернский или уездный город. Дороговизна услуг адвокатов и высокие цены на гостиничные номера в Херсоне и Одессе, тоже отнюдь не облегчали жизнь фигурантам судебных тяжб. Благодаря полной безнаказанности обмана и жульничества, многие не чистые на руку граждане превратили свои порочные наклонности в профессию. Положение землевладения в Херсонской губернии было не из лучших. Арендаторы повсеместно обманывали владельцев земли, скрывая свои истинные доходы и не желая платить за использование угодий в полном объёме. Богатые евреи, в руках которых находился в основном капитал в Херсонской губернии, давали ссуды аграриям на самых не выгодных условиях. Цены на продажу и аренду земли резко упали. Потом, благодаря спекуляциям на рынке земли, резко повысились. Вот, что об этом пишет предводитель Херсонского губернского дворянского собрания Георгий Яковлевич Эрдели в своей докладной записке на имя министра государственных имуществ: « …земли, продававшиеся в 1860 и 1861 г.г. по 10-ти рублей, в 1866-м году и последующих по 1870 год, платились по 35-ти рублей за десятину, а арендная плата с 40 и 80-ти копеек возросла до 2-3-х рублей, земли же лучшей полосы, продававшиеся в 1860 и 1861 г.г. по 25-ти рублей, стояли по 50-то и 60-ти рублей серебром за десятину, а арендная цена на них с одного рубля возросла до 3-х и 4-х рублей». Такое положение дел могло привести к полному разорению края. Предводитель Эрдели предложил срочно внести изменения в законодательную базу, особенно те изменения, которые можно было принять на местном уровне. В докладной записке, написанной им, сказано, что необходимо установить строгий порядок найма на работу в сельхозсекторе, полиция должна всячески пресекать нарушение законов, с виновных следует взыскивать штрафы в соответствии со степенью тяжести их проступка. Руководство Министерства государственных имуществ и Херсонской губернии приняло соответствующие меры: в аграрном секторе нашего края был наведён порядок. Не в последнюю очередь это произошло благодаря стараниям Георгия Яковлевича Эрдели. Благодаря учреждению Аграрного банка оживился рынок земли, крестьянам, арендаторам и владельцам земли стало проще брать кредиты для финансового обеспечения своей деятельности. Законодательство, касающееся правоотношений в аграрной сфере, стало чётче и жестче. В общем и целом, в последние лет двадцать 19 века экономика Херсонской губернии благодаря сельскохозяйственным нововведениям стала интенсивно развиваться. В этом была не малая заслуга местного сановничества, смогшего сравнительно быстро перестроить методы хозяйствования, внедрить в производство новые машины и механизмы, привить простому народу сознание ответственности за свой труд, за своё будущее и будущее своего края. 1. Расстояние взято в масштабах всей Российской Империи.
  8. «Остановите Землю – я сойду»! Я всегда задумывался над жизнью. Интерес к её законам и закономерностям проявился у меня впервые в достаточно нежном возрасте. Чем становлюсь я старше, тем больше узнаю о жизни, и тем меньше понимаю её смысл. То мировоззрение, которое было у меня сформировано родителями, оказалось утопичным с точки зрения практики, ибо оно учитывало только человеческую, сознательную, идущую «от культуры» сторону нашей природы и совершенно игнорировало наше биологическое «я». В юности я любил думать, что благородный, умный, честный и талантливый человек обречен на успех в жизни, что только стоит таковым стать, как упадёт на него «манна небесная», что одарит его Бог неисчислимыми щедротами за его добродетели. Я впитал «с молоком матери» ощущения святости таких понятий, как честь, благородство, искусство, Бог, Отечество (меня воспитывали по архаическому принципу: «За царём служба, как за Богом молитва»). Всё это имело для меня в высшей степени сакральный смысл. Однако сакральность к реальной жизни не имеет никакого отношения. С возрастом я в этом абсолютно убедился. Жизнь – штука жестокая. В жизни, как на войне: или ты убьешь или тебя убьют. Невозможно вступать в контакт с людьми по-человечески, всё время это как-то по-звериному происходит. То ты сделаешь человеку плохо, то он тебе. Замкнутый круг получается. Его разорвать совершенно невозможно. В человеческом обществе царит принцип «социального дарвинизма» - закон джунглей, как у животных. Жизнь – это «театр абсурда». В ней многое происходит, прямо скажем, по-идиотски. Проходимцу и подлецу, почему-то, гораздо легче убедить людей в своей правоте, и даже святости, чем действительно хорошему человеку. Бездарный поэт, обладающий природной силой воли и коммуникабельностью, способен, в отличие от талантливого, но «застенчивого» автора, доказать любому свою «гениальность». Люди, к которым мы относимся благородно и любовно, считают нас ничтожествами, а те, которых мы подчиняем своей воле, не ставя при этом ни в грош, нас боготворят. Ну ни маразм ли?! Жизнь — это «прокрустово ложе». Людей нестандартных она «обрезает» где нужно, где нужно «растягивает». Избегают этой участи только серые посредственности — личности, сформированные по шаблону. Жизнь – штука бренная, и потому бессмысленная вдвойне. Всё самое святое, что есть у человека, имеет настоящий смысл, только, если оно вечно. Но ничего вечного нет: нравственные принципы убивает в душе предательство со стороны близких, чужая подлость, нацеленная в самое сердце; как автомат она, рвёт сердце на части сплошной очередью унижений и обид; художественный талант, у кого он есть, со временем стирается, происходит «эмоциональное выгорание» духа; любовь неизменно оборачивается горьким разочарованием и болью, которую унять не может ничто, даже время, и которая часто остаётся с человеком до конца жизни. Бог всё даёт людям, но Бог всё и забирает. Жизнь имеет смысл, только если она вечная, а если она дана человеку максимум на каких-то 70-80 лет (а по большому счёту – это мгновение), то какой смысл жить? Нарабатываешь в течение своего земного бытия какой-то нравственный опыт, потом, кровью и слезами (и дай Бог, чтобы только своими!) достигаешь чего-то, а потом – смерть. Благодаря смерти человек теряет всё. Так зачем же он жил?! Впрочем, жизнь, основанная на законах «социального дарвинизма» и «театра абсурда», долго продолжатся просто не должна… Всё моё существо всегда протестовало против аморальности и маразма жизни. В юности мне казалось, что я могу исправить данное положение вещей, что у меня хватит сил сделать свою жизнь «правильной» - построить её на принципах духовности. Что ж, недаром Николай Гумилёв о поэтах сказал в одном из своих стихотворений так: «Он хотел быть Богом и Царём». Поэты часто ставят себе сверхзадачи, они очень хотят изменить жизнь к лучшему, но получается у них это во многом только виртуально - в своих же собственных стихах (впрочем, и стихи получаются далеко не у всех). Самое страшное то, что каждый человек является неотъемлемой частью системы жизни, основанной на аморальности и маразме… Каждый обречён сам поступать в соответствии, так сказать, с «генеральной линией» земного бытия… Что ж, остаётся только повторить фразу, сказанную кем-то из известных поэтов: «Остановите Землю – я сойду»! 08.06.2008. Павел Иванов-Остославский
  9. СИМВОЛОРОМАНТИЗМ: ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ. Символоромантизм – ветвь символизма в современной русской и русскоязычной литературе. От символизма отличается рядом признаков, как собственных индивидуальных, так и сближающих его с романтизмом. Символоромантизм – это правый уклон классического символизма. Характеризуется патриотизмом, монархизмом, отказом от принципа «искусство ради искусства», субъективизмом и ассоциативностью. Эстетика Символоромантизма, замешена на крайнем традиционализме, аристократизме, мистицизме, мечтательности, исповедальности, утончённости. Поэты-символоромантисты резко отрицают искусство андеграунда и соцреализа. Авторы, принадлежащие к этому течению, считают себя служителями Бога, посредниками между миром людей и мистической сакральной сверхреальностью, не постижимой для простого обывателя. Символоромантизм является реакцией некоторой части творческой интеллигенции пост-советского пространства на реалии дикого капитализма рубежа ХХ и ХХI веков. Социальная среда этого течения – потомственная интеллигенция, уходящая корнями в российское дворянство. Благодаря этому обстоятельству, Символоромантизму свойственен явный отрыв от социальной действительности, ностальгия по дореволюционной России, сословный индивидуализм, постоянное внимание к историческим событиям и реалиям, историзм как способ отрицания современности. От романтизма Символорамантизм позаимствовал высокий нравственный идеал, повышенное внимание к судьбе конкретного человека, гуманизм, воспевание духовных ценностей, определённое бунтарство, непримиримый протест против зла, страданий и несправедливости, самокопание и самокритичность. Лирический герой поэтов-символоромантистов – это человек подвижнически служащий добру и красоте. Неравная схватка с силами зла почти всегда кончается для него трагедией и поражением. Самоотречение и мученичество – один из наиболее заметных мотивов в творчестве авторов, принадлежащих к данному творческому методу. Символоромантизму присуща эмоциональная насыщенность, как бы эмоциональная вязкость, смакование. Символоромантизм выдвигает аристократический идеал, как наивысшую точку духовного развития гармонической личности. Аристократизм у представителей Символоромантизма является понятием не столько социальным, сколько эстетическим и духовно-правственным. Благородство и порядочность, изящество и утонченность, преклонение перед памятью предков и обострённое чувство собственного достоинства – вот личностные качества воспевающиеся представителями данного творческого метода в своих произведениях. Социальная доктрина Символоромантизма заключается в понимании человеческого общества, как единого живого организма, в котором каждый орган выполняет жизненноважную и единственно возможную для себя функцию. Различные социальные классы – взаимонезаменяемы. Так же, как без печени, сердца или мозга не может существовать человеческий организм, так же и общество не жизнеспособно, если та или иная его социальная страта бездействует или уничтожена. Возникновение Символоромантизма связано с именем известного украинского поэта русского происхождения Павла Иванова-Остославского. К данному течению принадлежит несколько десятков авторов, проживающих в основном в России, На Украине, в Германии, в США и во Франции. Почти все они пишут на русском языке и являются членами Международной ассоциации русскоязычных литераторов и литературного клуба «Млечный Путь». Людмила Мадыкина
  10. Плоды терновника (цикл притч). Павел ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ 1 Женщины всегда выбирают в своих мечтах мужчину, который бы самозабвенно защищал их интересы, восторгался ими, во всём угождал. Когда же женщины находят такого мужчину, то очень быстро низводят его до положения своего раба. Оказывается, что выполнять все женские желания – признак слабости. А слабый мужчина женщине не нужен. Ей нужен сильный, то есть такой, который способен психологически и физически подчинить женщину, превратить женщину в собаку и держать её на коротком поводке. О таких самцах женщины сознательно, может быть, не мечтают, но подсознательно к ним всегда стремятся. Таким образом, можно утверждать: женщинам не нужен мужчина (возлюбленный, муж, будущий отец их детей) – им нужен жесткий, часто жестокий, но «справедливый» хозяин, виртуозно владеющий искусством «кнута и пряника». Им нужен самец. 2 Человеческая душа создана из гораздо более хрупкой материи, чем человеческое тело. Поэтому духовно люди умирают значительно раньше, чем физически. Всё проходит слишком быстро: любовь, честь, благородство, талант. Теряется новизна ощущения мира. Жизнь выжигает коленным железом несправедливости, боли и обиды из человека всё доброе. Со временем не остаётся ничего духовного, чем можно было бы дорожить. Появляется омерзение перед жизнью, потом равнодушие к ней… Потом становишься подлецом – таким же как все… Неизбежно доживаешься до того, что понимаешь: жизнь бессмысленна, бессмысленна, как бы она ни сложилась: блестяще ли или наоборот бездарно… Всё не имеет никакого смысла… 3 Человеческим миром правит Дьявол. Всё, или почти всё, что происходит среди людей, подчинено воле Лукавого. Чем дольше живу, тем глубже в этом убеждаюсь. Бог – слаб и беззащитен, Дьявол же - всемогущ… Если на улице встретится интеллигентный, добрый и порядочный человек с бандой уголовников, кто из них победит? Конечно, победят бандиты. Интеллигент и слова не успеет произнести, аппелируя к совести и человечности нападающих, как получит по голове, и если его не убьют, это будет для него большой «удачей»… На планете Земля созданы все условия, чтобы хорошо жилось подлецам. Миром руководят самые злые и беспринципные люди. Именно эти люди стоят над законом, а закон ими придуман для слабых, как формально оправданный повод помыкать людьми. Не даром говорят: «Украдешь буханку хлеба – попадёшь в тюрьму, украдешь целую отрасль промышленности, или провинцию страны – станешь президентом»… Как же я хотел в юности, чтобы всё зависело от Бога! Внутренне смутно чувствуя звериную, сатанинскую сущность жизни и потому где-то понимая, что Бога нет, я внутренне очень протестовал против такого положения вещей. Когда мне становилось в жизни особенно тяжело, я обращался к Вселенной со словами: «Бог, будь! Я требую, чтобы Бог был! В этом моё спасение и надежда… » Вселенная отвечала на мои немые мольбы только тогда, когда нашептывала мне стихи… Шепот Вселенной убеждал меня: Бог есть, но к планете Земля и к судьбам её обитателей он не имеет никакого отношения… Здесь правит Дьявол…
  11. Гербы должны иметь только потомки дворян. Герб ведь и возник, как чисто дворянская, аристократическая принадлежность. Зачем человеку не знатного произхождения герб - понять не могу. Если кто-либо считает себя человеком заслуженным, пусть подаёт прошение на имя президента о награждении его медалью или орденом. Полагаю, что должно быть так.
  12. История Фроловых Дворяне и почетные граждане Фроловы известны в Херсоне со второй половины 19 столетия. Их родоначальник-военный медик Корнилий Александрович Фролов приехал в наш город вмести со своим полком откуда-то из центральной России. Со временем он был избран гласным Херсонской городской думы. Исполнял эту должность с 1883 по 1886 год. Его общественно-политическая деятельность была направлена, в первую очередь, на поддержку богоугодных заведений, больниц и народных училищ, особенно предназначенных для малоимущих. Семья Корнилия Фролова по тем временам не считалась богатой. Фроловы жили в одноэтажном каменном доме на ул. Преображенской (ныне ул. Декабристов, 71).У них был собственный выезд, во дворе виноградник и сад. Жалование, получаемое на государственной службе, позволяло К.А. Фролову безбедно содержать шестеро детей, жену и несколько человек прислуги. Супруга Корнилия Александровича - Лукерья Семеновна - происходила из запорожского казачества. Она была человеком религиозным и строгим. Своих детей воспитывала в духе дисциплины и порядка. В доме четко соблюдалась субординация. В семье Фроловых было пятеро сыновей и одна дочь(ее имя до нас не дошло).Самый старший- Иван- родился около 1850 года. Окончил юнкерское училище. В русско-турецкую компанию 1877 года был офицером русской комендатуры острова Крит. Во время Первой мировой служил в 60 Замостском пехотном полку. Стал полковником действительной службы, при отставке генерал-майором. Участвовал в белом движении. Второй сын Корнилия Александровича- Константин- в жизни устроился совсем по-другому. Обладая блестящим образованием и обаятельной внешностью, он был любимцем многих представительниц прекрасного пола. Богатые и знатные дамы в Одессе и Херсоне относились к нему с редкой благосклонностью. На одной из них он женился. Его избранницей оказалась вдова-миллионерша французского происхождения Берже де Безансон. Большую часть своей жизни Константин Корнильевич прожил в роскоши и увеселениях. Еще один сын Корнилия Фролова - Георгий - был капитаном русской армии и белой гвардии. Жил в Херсоне и Одессе. В 1919 году расстрелян большевиками. Он имел репутацию благородного человека и храброго офицера. Своих солдат любил, за чужие спины в бою не прятался, за святое дело умереть не боялся, по тому, может быть, и ушел слишком рано. Двое сыновей Корнилия Фролова стали богословами. Павел - законоучителем Одесского кадетского корпуса, а Василий- протоиереям, настоятелем прихода в Старой Збурьевке. Василий Фролов был женат на Анне Ивановне Остославской - дочери херсонского обер-бургомистра и члена управы Херсонской городской думы Ивана Семеновича Остославского. По материнской линии она происходила из купцов Акулининых. Торговать Акулинины начали где-то на рубеже 17-18 веков. Родоначальник фамилии Потап жил во времена царя Петра Великого. Его потомки - Максим, Леон, Родион, Василий, Никанор, Мария, Анна и Ирина Акулинины в последствие стали жителями Елисаветграда и Херсона, переселившись в эти города из центральной России, причем Ирина(мать Анны Остославской) в Херсоне родилась. Через Акулининых и Остославских Фроловы состоят в родстве с П Ф и В П Юрасовыми-гласными Херсонской городской думы. У Василия Фролова и Анны Остославской родилось пятеро детей - Борис, Сергей, Евгения, Юлия и Владимир, умерший во младенчестве. Борис, в последствии, стал офицером Херсонской комендатуры, при советской власти-врачом-стоматологом. Сергей окончил Санкт-Петербургский политехнический институт и стал инженером-судостроителем. В 1914 году был призван на военно-морской флот. В 1919 годе на своем миноносце Решительный ушел в Марсель и вскоре умер от тифа. Евгения окончила 9 классов Второй женской гимназии и Херсонский сельхозинститут. Вышла замуж она за горного инженера Евгения Андреевича Тропина- сына купца 1 гильдии и ближайшего родственника девяти гласных Херсонской городской думы. Юлия Фролова окончила гимназию и вскоре вышла замуж за Михаила Николаевича Иванова-бывшего царского и белого офицера, окончившего при советской власти Одесский строительный институт и ставшего главным инженером Херсонского Облпотребсоюза. Михаил Николаевич происходил из учительской семьи. Его отец-Николай Константинович Иванов - был инспектором Херсонского ремесленного училища, преподавателем изящных искусств и коллежским асессором. Почти все девятеро братьев и сестер Михаила Иванова стали школьными учителями: Владимир - директором школы, Яков- преподавателем математики(участвовал в Советско-Финской и Великой отечественной войнах, дослужился до генерал-майора артиллерии) , Александр тоже учительствовал(репрессирован, из лагерей не вернулся). Лидия и Надежда Ивановы тоже стали учителями (все окончили Херсонский пединститут). Два других брата Михаила Николаевича - Константин и Николай-, в отличие от большинства своих родственников, пошли не по педагогической стезе, а по военной. Они стали офицерами 667 Делятынского пехотного полка Русской императорской армии, были награждены орденами св. Станислава и св. Анны 3 степени с мечами и бантом. Эти же ордена за свои боевые отличия получил и Михаил Иванов. В 1923 году у Михаила Николаевича Иванова и Юлии Васильевны Фроловой родился сын Игорь. Игорь вместе со своим отцом участвовал в Великой отечественной войне(они служили в одном батальоне). Был дважды ранен, награжден боевыми орденами. После войны он окончил мединститут и защитил кандидатскую диссертацию, много лет жизни отдал работе в херсонской больнице Комсомольского района Тропинке. В 1992 году избран вице-предводителем херсонского дворянства, в 1996-ом-стал действительным членом РДС. Игорь Михайлович - женат дважды. Вторым браком на Людмиле Мадыкиной - дочери заместителя директора Херсонского ХБК по капстроительству Александра Ивановича Мадыкина. Сын Игоря Михайловича Иванова и Людмилы Александровны Мадыкиной – Павел - подобно своим предкам, стал в Херсоне человеком небезызвестным. Он опубликовал два поэтических сборника «Святилище огня» и «Ты и Я», стал лауреатом Всеукраинского литконкурса «Пушкинское кольцо» в номинации «за аристократизм творчества и Международной литературной премии им. Николая Гумилева, возглавил Херсонский областной филиал Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины, кроме того он является редактором альманаха «Млечный Путь». Стихи Павла Иванова (Иванова-Остославского) по мнению мэтров российской поэзии, отличаются тонким лиризмом, благородством и блестящей техникой. Потомки Фроловых, Остославских и других исконных херсонских семейств, упомянутых в данной статье, служат верой и правдой нашему городу и Украине. Именно на таких людях всегда строилось и строится благополучие нашего Отечества. 18.07.2004.-06.02.2007. Анастасия Ильина
  13. Золотое руно В дореволюционной Таврии семейство Фальц-Фейнов было довольно известным и уважаемым. В их имениях гостили самые знатные и влиятельные люди Российской Империи, даже государи Александр 2 и Николай 2 были принимаемы ими на своей земле. Фальц-Фейны приходятся по женским линиям родственниками многим аристократическим фамилиям России, в том числе и самой блистательной из них - Романовым. Родоначальником их семейства является Йоганн Фейн, уроженец деревни Клебронни, что находится в герцогстве Вюртенберг. Й.Фейн родился в 1743 году, в 1763-м был вынужден уехать из Германии навсегда. Причиной его отъезда послужила трагическая история, случившаяся с ним накануне. Йоганн Фейн служил рядовым солдатом в гвардии герцога Вюртенберского. Он обладал отменным здоровьем и огромной физической силой. Как-то проходя перед строем своих гренадеров, феодальный владетель герцогства обратил внимание на Фейна. Ему понравилась богатырская стать гвардейца, и герцог пообещал ему должность своего личного телохранителя. Герцогский адъютант, молодой и высокомерный офицер, вместо того, чтобы проверить, здоровы ли у Фейна зубы (ведь телохранитель такой важной персоны должен быть достаточно здоровым человеком), стал издеваться над ним. Фейн не сдержал обиды и ударил офицера штыком. После этого ему пришлось бежать из Вюртенберга. В те времена Екатерина Великая приглашала немцев заселять Таврический край. Йоганн Фейн решил воспользоваться приглашением. Так он оказался в России. Йоганн Фейн создал свое хозяйство в Елизабатфельде под Мелитополем. Его сын Фридрих поначалу работал помощником у богатого купца Литягина. Вскоре он основал собственное дело, стал разводить овец. К 1824 году Фридрих Фейн стал крупнейшим овцеводом Юга России. У него было 30 000 мериносов. Фейн купил село Преображенку у действительной статской советницы Нарышкиной. В Одессе на овечьей ярмарке он познакомился с Йоганном Пфальцем, немецким колонистом- овцеводом (происходившем из деревушки Золанд, Саксония). Со временем, дочь Фейна, Элизабет, вышла замуж за Пфальца. Фридрих Фейн из-за неудобности для русского произношения фамилии Пфальц, заставил зятя убрать из фамилии звук «п».Так Пфальц превратился в Фальца. Во время Крымской войны было еще очень мало железных и шоссейных дорог, поэтому русская армия, шедшая к театру боевых действий через всю страну, останавливалась там, где можно было получить отдых и провиант. Таким местом как раз была богатая Преображенка, ставшая перевалочным пунктом для полков и ополчений, которые шли защищать главную русскую цитадель Крыма - Севастополь. В Преображенке Фридрих Фейн имел конный завод, который поставлял для армии тягловых и кавалерийских лошадей. Он был большим мастером по выделке шерсти, построил несколько суконных фабрик, необходимых для производства армейского обмундирования. Возвращавшийся с войны (из Крыма в Петербург) царь Александр 2, заехал к Фейну, чтобы поблагодарить за оказанные услуги. В знак признательности государь разрешил Фридриху Фейну взять себе двойную фамилию Фальц-Фейн. После Крымской войны (в 1856 году) Фальц-Фейн купил у герцога Леопольда-Фридриха Ангальтского Асканью-Ново(49375 десятин земли). Мериносы были главным богатством нескольких поколений Фальц-Фейнов. Овцеводство, развиваясь в этой семье более ста лет, усовершенствовалось у Фальц-Фейнов до такой степени, что о конкуренции с другими помещиками не могло быть и речи. Стрижка фальцфейновской овцы давала 12 фунтов шерсти, тогда как по всей России- только 6. Продавали тогда шерсть по ценам, установившемся на Лондонском рынке. В конце 19 века главой семьи Фальц-Фейнов стала Софья Богдановна- супруга Эдуарда Фальц-Фейна, умершего в 1883 году. Софья Богдановна хорошо разбиралась в рыночной коньюктуре, она перевела все отрасли своего хозяйства на рыночные рельсы. Начала она строительство фабрик, заводов и электростанций, почты и телеграфа, железных и шоссейных дорог. Через десять лет бурного строительства она уже владела кондитерской фабрикой в Дофино, винным заводом в Преображенке, отстроила гигантские корпуса по производству мясных и рыбных консервов в Одессе. В 1897 году она основала село Хорлы(от татарского «hor»- снежный. В 1903 году Хорлы получили статус порта. В отличие от Херсона, Одессы и Николаева, порт Хорлы зимой был незамерзающим. Поблизости, рядом с Перекопом, находился незамерзающий источник. В порт приходили корабли из Германии, Австрии, Италии и Греции. Предметами вывоза были- овечье руно, пшеница, устрицы, всевозможные консервы, битая птица. Сто гектаров виноградника давали достаточно вина на продажу- совиньен, рислинг, пино, каберне. Со временем порт Хорлы превратился в цветущий город, который рос с каждым годом. Так как быстро развивающееся дело постоянно требовало новых работников, в Хорлы перебирались люди из других населенных пунктов. Они работали на складах, хлебных элеваторах, на таможне, в гостинице для моряков, на устричной фабрике. У Эдуарда Ивановича и Софьи Богдановны Фальц-Фейнов было семеро детей. Их старший сын Фридрих получил в наследство от родителей Асканью-Ново. Второй сын Александр унаследовал имение Гавриловку (это село было пожаловано Екатериной Великой поэту Гавриле Романовичу Державину, воспевшему императрицу в своей оде «Фелица»). Третий сын Вольдемар унаследовал имение Дорнбург. Став депутатом Российской государственной думы, Вальдемар составил законопроект о защите прав наемных работников, с которыми в некоторых хозяйствах обращались бесчеловечно. Еще один сын Софьи и Эдуарда Фальц-Фейнов - Александр был образованным буржуа. Он окончил в Берлине аграрную академию, выписал из-за границы новейшие сельхозмашины, провел успешные опыты по борьбе с засухой, впервые ввел в своих имениях »черный пар». Фальц-Фейны состоят в родстве со старинным боярским родом Епанчиных (Вера Епанчина- мать барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна). Родоначальник Епанчиных прусский король Гланда Камбила, потерпевший крупное военное поражение у себя на родине, лишившийся трона и переехавший из-за этого в Киево-Новгородскую Русь, так сказать, на постоянное место жительство. В конце жизни Гланда постригся в монахи, принял имя Прокопий и стал юродивым. Он предсказал падение с неба огромных каменных глыб на Великий Устюг, чем спас немало жителей этого древнего города. Его сын Андрей Кобыла был боярином в Великом княжестве Московском. Он сыграл огромную роль в соединении московского и Тверского княжеств. В 1347 году Андрей Кобыла возглавил московское посольство в Тверь и привез своему государю Семеону Гордому невесту- дочь тверского князя. Кровные узы связывают Епанчиных с царским домом Романовых. У внука Андрея Кобылы боярина Федора Кошки было четверо сыновей - Федор, Михаил, Александр, Иван. У Федора и Михаила детей не было, От Александра произошли Епанчины, Шереметевы, Яковлевы, от Ивана - Романовы. Представители рода Фальц-Фейнов живут и сейчас. Патриархом этого семейства в наше время является Эдуард-Олег Александрович Фальц-Фейн, известный спортсмен и предприниматель, барон, получивший свой титул от князя Лихтенштейна. До революции Фальц-Фейны построили свое благосостояние и благосостояние Таврии на овцеводстве. Тогда овечье руно действительно было золотым, ведь на его основе зиждилось дело, дававшее жизненные блага многим тысячам людей. 14.10.2006. Павел Иванов-Остославский
  14. Познание рода как познание вечности. Жило когда-то на Херсонщине славное семейство старинных дворян Синельниковых. Синельниковы дали России несколько известных генералов, гражданских сановников, деятелей культуры. Они состояли в родстве со многими аристократическими фамилиями Российской Империи, даже со светлейшими князьями Юрьевскими - ближайшими потомками государя Александра 2 от морганотического брака с Екатериной Долгоруковой. Наиболее уважаемым представителем этого рода в Херсоне считается Иван Максимович Синельников- первый губернатор Екатеринослава, генерал-майор. Он погиб во время Русско-Турецкой войны, в сражении под Очаковом. 29 Июля 1788 года похоронен в Кинбурне. 1 Октября того же года его прах был перезахоронен в Херсоне, на территории Екатерининского собора. И.М.Синельников славился как волевой и честный сановник. Взяток не брал и другим не позволял. Многие современники эти его качества ценили. Недаром Иван Максимович был избран Воронежским дворянством в комиссию по составлению «Нового Уложения». Эта комиссия была учреждена по указу императрицы Екатерины Великой с целью выработать законы, облегчающие положение крепостного крестьянства. Одним из известнейших представителей этого рода была Софья Николаевна Синельникова- дочь генерал-лейтенанта Н.В.Синельникова и Ю.Л.Селецкой. Первый ее муж- Николай Августович Комстадиус, второй- генерал фон Таль. Как свидетельствуют письма С.Н.Синельниковой, адресованные историку Дмитрию Ивановичу Яворницкому, человеком она была энергичным, деятельным и целеустремленным. Недаром ее девиз гласил-«Уповая на Бога, вперед!». В первую очередь активность Софьи Николаевны реализовывалась в семье и была направлена на воспитание детей, образованию и развитию которых она уделяла огромное внимание. Софья Николаевна даже взяла на воспитание племянников - Ивана, Ольгу и Надежду. Большой интерес С.Н.Синельникова проявляла к истории и коллекционированию, блестяще знала генеалогию своей семью. Увлечение древностями сдружило ее с академиком Яворницким, который проводил археологические исследования в имениях Синельниковых и Комстадиусов на Юге Украины. В Петербурге в издательстве «Новое Время» увидела свет книга Яворницкого, написанная по материалам этих исследований. Она называлась - «История села Фалеевки-Садовой». В Фалеевке, принадлежавшей Комстадиусам ( это село подарил Федору Комстадиусу М.Л.Фалеев, бывший елисаветградский купец, а впоследствии - бригадир и кавалер ордене св. Владимира 1 степени), была собрана небольшая коллекция уникальных археологических памятников - «каменных баб». Чувство сострадания к ближнему нашло свое яркое проявление в благотворительной деятельности С.Н. Синельниковой. В 1892 году ее избрали председателем попечительского совета, который давал кров и еду беднякам Рождественской части Санкт-Петербурга. Софья Николаевна открыла бесплатную школу и больницу для неимущих, построила школу в селе Жукля Черниговской губернии, раздавала деньги нуждающимся. Еще один представитель этого рода Иван Алексеевич Синельников (1889-1915 ), тоже представляется нам человеком небезынтересным. Получив блестящее образование в Царскосельском лицее, он был страстным путешественником и охотником, внимательным наблюдателем, склонным к обязательной оценке увиденного, живо интересовался передовыми начинаниями в экономике и технике, проявлял активность в общественной жизни. Рано, в восьмилетнем возрасте, лишившись, матери, И.А.Синельников воспитывался отцом. Отец привил ему любовь к памятникам старины, к истории и природе родного края. Будучи еще молодым человеком, Иван Алексеевич был избран помощником предводителя дворянства Екатеринославского уезда Херсонской губернии. Активно занимался он и благотворительной деятельностью, был попечителем Михайловской земской школы, для которой жертвовал деньги, закупал книги, наглядные пособия. После смерти на здании школы был установлен его портрет. Как указывается в книге- «Письма потомков Ивана Максимовича Синельникова- первого губернатора Екатеринослава», Иван Алексеевич принял участие в Первой Мировой войне. Он окончил ускоренные офицерские курсы. В чине прапорщика, а затем корнета служил в разведывательном эскадроне 12-го Ахтырского гусарского полка. По сообщению газеты «Родной край»- «19 Января 1915 года И.А.Синельников геройски погиб». Его младшая сестра княгиня Ольга Багратион-Мухранская сообщала отцу подробности гибели брата- «Иван был 9 дней в бою. Убит двумя пулями». Его тело было доставлено в Екатеринослава, а затем в родовое имение село Любимовку, где и захоронено. Яркой и неординарной личностью был родственник Синельниковых Николай Николаевич Комстадиус. Удалось установить, что он окончил Императорский Александровский лицей и Военно-юридическую академию в Петербурге. Служил в лейб-гвардии гусарском полку, который был расквартирован в Царском Селе. В 1892 году произведен в штабс-ротмистры. Вскоре он был назначен командиром собственного Его Императорского Величества лейб-кирасирского полка, потом командовал бригадой, стал генерал-майором. Умер в Крыму в 1917 году. Дворянский род Синельниковых существует и сейчас. Войны, голод и революции, выпавшие на долю нашего народа в 20 веке, не смогли уничтожить его полностью, как другие известные фамилии. В Одессе живет Виталий Владимирович Синельников- преподаватель русского и украинского языков. Он вместе с С.В.Абросимовой опубликовал четырехтомное издание по истории Синельниковых- «Письма потомков Ивана Максимовича Синельникова- первого губернатора Екатеринослава». Семейство Синельниковых существует и в 21 веке, и я надеюсь, что в будущем его отпрысками станет еще много талантливых и благородных людей, которые запишут свои имена на скрижали Вечности. 21.09.2006. Павел Иванов-Остославский
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования