Перейти к публикации

Фото священников из Вологды и Вологодской губернии


Рекомендованные сообщения

Фото Сергея Константиновича Военского - праведника, подвижника, священника и монаха, служившего в Сретенском соборе и Казанском храме города   Никольска Вологодской  области в 20-е годы XX века.

скан фото из Никольска.jpg

Изменено пользователем Анила
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Священномученик Павел (Павел Алексеевич Брянцев) родился 23 октября 1889 года в селе Помялово Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Троицкой церкви Алексея Павловича Брянцева и его супруги Марии Николаевны. Алексей Павлович скончался в 1902 году; с этого времени Мария Николаевна стала получать пособие от епархиального попечительства, а дети были приняты обучаться на казенный счет. Павел окончил Александро-Невское духовное училище и в 1908 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Окончив в 1911 году семинарию, он стал учителем Ларионовского земского училища в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии. 18 июля 1914 года он был призван в действующую армию и 11 ноября того же года был ранен в бою под Ловичем. За мужественное поведение на фронте Павел Алексеевич был награжден серебряной медалью на Георгиевской ленте. 6 июня 1916 года он был из-за ранения признан негодным к военной службе. В госпитале он познакомился со своей будущей женой, сестрой милосердия Евдокией Алексеевной Свиридовой, которая была знакома с великой княгиней Елизаветой Федоровной и просила ее помочь Павлу Алексеевичу.


10 ноября 1916 года великая княгиня направила ходатайство ректору Петроградского университета, прося его «оказать содействие к зачислению в число студентов Петроградского университета бывшего сельского учителя Павла Алексеевича Брянцева. Находясь в 217-м Ковровском полку рядовым, Брянцев был ранен в ногу, и у него одна нога короче другой. Вследствие этого увечья, он не может учительствовать в начальном училище, так как ему трудно много ходить, а школьному учителю приходится во время занятий быть все время в движении, чтобы следить за работой всех учеников. Для продолжения педагогической деятельности Брянцеву необходимо получить высшее образование. Это даст ему возможность быть преподавателем в среднем учебном заведении».

В 1916 году Павел Алексеевич был принят на историко-филологический факультет Петроградского университета. В 1918 году он был направлен учителем в Вындино-Островскую единую трудовую школу. 3 мая 1919 года митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) рукоположил его во диакона ко храму Пресвятой Троицы в селе Помялове, а в 1921 году он был рукоположен во священника и служил в селе Мемино Петроградской епархии.

 

9 декабря 1933 года отец Павел был арестован с группой духовенства и мирян Волховского и Киришского районов. В обвинительном заключении сотрудники ОГПУ, пытаясь оправдать репрессии, писали: «В конце декабря 1930 года Волховским оперсектором было отмечено оживление среди наиболее реакционной части духовенства.

Внешне это выражалось в организации торжественных соборных богослужений, тщательно подготавливаемых и обставляемых с максимальной помпезностью, с расчетом на привлечение внимания культурно отсталых масс крестьянства на поднятие и укрепление среди них веры и увеличения числа молящихся.

Естественно, что это же влекло за собой объединение и сплочение духовенства и давало возможность использования нелегальных сборищ в контрреволюционных целях.

Внутренний процесс шел по линии прощупывания, выявления и консолидации активных действенных элементов для борьбы с диктатурой пролетариата как среди духовенства, так и среди активных церковников-мирян.

В этот же период было отмечено распространение среди духовенства контрреволюционной литературы, которая под флагом борьбы с безбожием призывала духовенство и верующих к сплочению для борьбы с советской властью»[88].

Во время обысков при аресте духовенства были изъяты рукописи стихов, написанных священником Павлом Брянцевым: «На Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна», «Емельяну Ярославскому», «Свобода и рабство», «К свободе», «Альфа и Омега» и других. Стихи с удовольствием читались духовенством во время встреч и переписывались.

Будучи арестован и убежден следователем высказать свое отношение к советской власти, священник, зная, что рукописи написанных им стихов уже находятся в ОГПУ, заявил, что он является давним врагом больше

 

виков и считает их врагами трудящихся. Одним из мотивов его прихода на служение в Церковь, по его словам, была ненависть к большевикам, а Церковь оставалась на тот момент единственной легальной организацией, отрицательно оценивающей большевистскую революцию. Он изложил свои взгляды в форме, предложенной следователями, и, проявив явное малодушие, признал себя виновным, а также и единомысленных с ним священников. Отец Павел заявил, что они агитировали крестьян против организации колхозов и стихотворение о Демьяне Бедном он написал по просьбе благочинного. Он признал, что его произведения являются контрреволюционными, и рассказал, что он переписал их в шести экземплярах и распространил. Под давлением следователя он подписался под показаниями, что признает «себя виновным в том, что принял участие в контрреволюционной деятельности группы священников, имевшей своей целью путем распространения провокационных слухов о войне и гибели советской власти, а также путем использования религиозных предрассудков крестьянских масс сорвать мероприятия советской власти в области колхозного строительства... в том, что написал контрреволюционные стихотворения, призывающие к объединению духовенства и верующих для борьбы с советской властью».

26 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила отца Павла к пяти годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Севвостоклаг. Из лагеря он 15 июня 1934 года писал родным: «Шлю вам сердечный привет и желаю всего наилучшего, а наиболее – тихого и безмятежного жития в домашней обстановке, что всего дороже. Я вот не сумел удержаться и угодил за одиннадцать тысяч километров. Но это всё ничего. Угодить мне и надо было – сам избрал этот путь, а вот плохо, что полгода я не имею известий... и явился я сюда с сильно истощенным организмом, поэтому, как слабосильный, несу обязанности сторожа. Дежурю на посту двенадцать часов в сутки. Заболел цингой, а излечиться здесь нечем...»

Описывая свое положение в заключении, отец Павел писал в январе 1936 года родным: «Семнадцатый месяц живу по-дорожному, как на вокзале, и все время думаю, что скоро поеду побыстрей; тогда в три месяца доберусь до дому. В августе и сентябре... хлеба ел досыта и несколько поокреп, а сейчас пока начинаю сдавать, довольствуясь 500 граммами хлеба в сутки... Лежим... семьдесят пять человек в одном месте, думаем одно и ждем одного: отправки. И нас не огорчают – все говорят, что отправим. Было нас сто пятьдесят, но к октябрьским дням 50 % отправили, но я не попал в их число. Здоровье сносное: если бы грудь не болела, то был бы совсем здоров. По формуляру в груди имеется: склероз, миокардит, туберкулез, эмфизема и плеврит, так что сердце и легкие не того... Хорошо бы сахарку, да уж ладно...»

1 января 1937 года отец Павел писал дочери: «Не думай, что годы детства и юности – лучшие годы жизни; нет, эти годы – лишь годы подготовки к жизни, и хорошо поживет лишь тот, кто сумеет за эти годы хорошо подготовиться. Не унывай при мимолетных неприятностях: их уже нет – они уже ушли в невозвратное прошлое, старайся создавать хорошее настоящее и верить в лучшее будущее – вот те несложные правила жизни, какие вынес из нее я... Я тебя уже года четыре не видал, и ты за эти годы, без сомнения, изменилась... Скоро тебе стукнет семнадцать, а я помню тебя тринадцатилетней. Что касается меня, то я по сравнению с прошлым значительно похудел, вешу пятьдесят шесть килограмм... теперь стригусь и бреюсь, и всем бы был молодой, да зубов на верхней челюсти нет – цинга съела – и морщиноват маленько... Выпавшие на мою долю испытания переношу довольно бодро... И хотя иногда приходится туго, но ведь я видал на веку и худшее... Уже четвертый год я в условиях заключения, но скажу, что в германскую было похуже. Если бы я не был инвалид, то жил бы хорошо, так как зарабатывал бы, а теперь невольно приходится все время отдыхать от неперенесенных трудов. Осталось мне еще двадцать три месяца, так как чувствую, что раньше не отпустят – иначе давно бы отпустили – из-за наклеенной мне статьи 58 пункт 11. Хотя она и напрасно пристала ко мне, но ведь после драки кулаками не машут. Я раньше не знал законов, а то добивался бы применения ко мне статьи 59 пункт 7[w]... В сущности, ведь виноват я кой в чем, – ну и посижу. Я подал в Москву во ВЦИК ходатайство, да не надеюсь на благоприятный результат, опять-таки из-за статьи. Ну, будь что будет!..»


В феврале 1938 года против священника было начато новое «дело», которое лагерные следователи объединили с делом святителей Онуфрия и Антония и заключенного в лагерь духовенства. 27 февраля отец Павел был вызван на допрос к следователю, который заявил, что ему известно, что на их подконвойном участке существует контрреволюционная организация, в которую входит подследственный, и потребовал, чтобы он указал ее членов. Перечислив несколько имен, следователь потребовал назвать, кто возглавляет контрреволюционную организацию и через кого осуществляется связь с волей. Наученный горьким опытом первого следствия и лагерными страданиями, отец Павел заявил, что ему ничего неизвестно о существовании контрреволюционной организации, а также и о ее деятельности. Если некоторые заключенные и выражали свое недовольство советской властью, то в чем оно выражалось, он не помнит.

17 марта 1938 года священник Павел Брянцев был приговорен вместе с другими к расстрелу, но умер еще до исполнения приговора – 13 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

свщ Вол.jpgсвщВолоб.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Николай Петрович Петровский родился 16 ноября 1871 года в небогатой и многочисленной семье псаломщика Верховажского Успенского собора. Бедность не позволила старшим братьям Николая получить хорошее образования, но его отец и братья приложили все силы, чтобы самый младший – Николай смог учиться. Закончив Устюжское духовное училище и, в 1892 году, Вологодскую духовную семинарию, в 20 лет Николай был определен на должность псаломщика к Верховажскому собору, на место своего отца, по старости вышедшего за штат. В 1895-1899 годах служил законоучителем Верховажского женского приходского училища, в 1897 году принимал участие в первой всеобщей переписи населения, за что был награжден медалью.

Его путь к священству складывался непросто. Мы видим, что о. Николай, закончив духовную семинарию, около 7 лет служил псаломщиком. За этими внешними обстоятельствами жизни скрывается духовный путь человека, сознательно и ответственно избравшего священнический путь. Его друг священник Алексей Беляев пишет: «Надо заметить, что Н.П. поступил во псаломщики главным образом уступая желанию родителей, для поддержания семейства. О духовной службе он тогда мало думал, внутреннего расположения и желания посвятить себя пастырскому служению еще не было заметно». Видимо в этот период в молодом человеке совершался внутренний поворот, переосмысление своей жизни, поиск своего призвания и обретение его в пастырском служении. Как пишет А. Беляев, в тот период «стала заметно обнаруживаться в нем большая религиозность», молитвенное настроение и покаяние. В 27 лет в 1899 году Николай Петрович принимает священнический сан и направляется правящим архиереем  к Димитриевской Карачевской церкви Вологодского уезда.

Димитриевский Карачевский приход находился в 70-ти километрах от Вологды,  на берегу Кубенского озера, по старинному Кирилло-Белозерскому тракту. В начале века в него входило 15 приозерных деревень с общей численностью населения (крестьян) около 1000 человек.

Как пишет автор статьи об о. Николае, «небольшой, бедный и запущенный храм в Димитриевском Карачевском приходе прежде всего обратил на себя внимание нового пастыря, требовал значительного ремонта и обновления», и отцу Николаю удалось найти в своем и соседних приходах благотворителей, с помощью которых удалось обновить храм, ризницу и церковную утварь.

свщВол2.jpgсвщВол2об.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Протоиерей церкви Святого Александра Невского при реальном училище Вологды А. Попов.

попов.JPGпопов об.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сожалею, что приходится выставлять фото в таком виде. Но лучше в таком, чем совсем не выставить.

Василий Соколов (Боровецкий)

Иизвестный подвижник Вологодского края иерей Василий Николаевич Соколов (1865–1909) — «Боровецкий», как называли его современники по месту служения: с. Борок Вологодского уезда. Как духовник о. Василий пользовался большим авторитетом среди жителей окрестных селений и даже Вологодской губернии в целом; в конце жизни несколько лет он занимал должность духовника Вологодской духовной семинарии. В круг духовного общения иерея Василия Соколова входили иерей Александр Баданин (ныне местночтимый святой Вологодской епархии), иерей Николай Караулов (сщмч. Николай — причислен к лику святых в числе новомучеников и исповедников Российских), иером. Феофан (Харитонов, впоследствии известный афонский старец), еп. Неофит (Следников, скончался в 1918 г. будучи епископом Старобельским, викарием Харьковском епархии), иеромонах вологодской Крестовой церкви Симеон (Стефанов; 1867–1903, подвижник благочестия), Никита (Громов, насельник Дионисиево-Глушицкого монастыря). 

В сети есть его дневниковые записи.

https://bogoslov.ru/article/6173894

Боровецкий.JPGБоровецкий об.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Протоиерей Влад. Смирнов, 1904 г.

Его портрет (этот же) на другой подложке, но тоже Раевского представлено выше.

https://forum.svrt.ru/topic/11463-фото-священников-из-вологды-и-вологодской-губернии/?do=findComment&comment=187702

 

вологда.jpgвологда об.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отец Петр Николаевич Голубцов (Морозово и Усть-Кулой)  и его жена Калерия Константиновна Голубцова (в девичестве Земляницина).

свщ вол.jpgсвщ вол об.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования