Перейти к публикации

Рассказывают гиды Нижнего Новгорода


TatianaLGNN
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Первый рассказ от председателя Гильдии экскурсоводов Нижегородской области Александры Лориевны Шаровой

#ФондПрезидентскихГрантов
#НовыйВзглядНаСтарыйНижний

Собрались мы вчера с Бэлой Рубинштейн и Еленой Денисовой в Арсерале и стали рассказывать друг другу свои любимые истории о Стрелке и о Рождественской. Хорошо, что времени у всех было мало, а то до сих пор бы сидели. Разошлись по делам, а тема из головы никак не уйдет. Вот и хочу я вам рассказать один из своих любимых сюжетов, связанных с улицей Рождественской, о понаехавших и о чувстве долга.

Итак, это пост о понаехавших и о чувстве долга. 
Я и сама понаехала в Нижний из города Челябинск, когда мне было 13 лет. Но чувствую себя коренной нижегородской и патриотом города. 
«Патриот» - сейчас не модное слово. А как назвать человека человека, решающего свои проблемы не переездом в другой город или другую страну, а участием по мере сил в улучшении этого города и этой страны?
Где жить и чему служить - выбор каждого. Но уж если ты такой выбор сделал…

Вот вам на эту тему одна старинная история.
6 августа 1837 года российский император Николай I подписал указ о направлении в Нижний Новгород 26-летнего военного инженера Николая Лика, для «исполнения, высочайше утвержденных градостроительных работ». 
Родителями Лика были англичане-эмигранты, осевшие в Москве. Бывало в XIX веке такое! Николай получил отличное образование в Институте корпуса путей сообщения. Он участвовал в создании плана окрестностей Санкт-Петербурга, возведении шлюзов на реке Свияге и прокладке Свирского северного канала.
Приехал в Нижний Новгород Лик с женой и тремя дочерьми (в 26 лет!) и первым делом взялся за разработку проекта большой земляной дамбы через Почайновский овраг.
Первый деревянный мост, через овраг был построен еще в 1618 году. В то время реальностью была угроза вторжения польских войск королевича Владислава. Первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович направил в Нижний Новгород боярина Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского, который организовал большие работы по укреплению нижегородского кремля. Проще говоря, кремль за сто лет после постройки пришел в такое состояние, что крепостью уже считаться не мог, и вокруг него пришлось строить дерево-земляные укрепления. Попутно боярином Лыковым была решена и еще одна важная задача - через глубокий овраг, промытый рекой Почайной, был возведен рубленый деревянный мост. Верхний посад Нижнего Новгорода (район кремля) и район Започаинья впервые соединились.
К приезду Николая Лика, то есть за два с лишним столетия деревянный мост сильно обветшал, и было принято решение заменить его земляной дамбой, а реку Почайну спрятать в каменный коллектор, где она благополучно и течет до сих пор. В основание положили сваи, поверх них большие камни. Для реки Почайны внутри дамбы была проложена каменная труба диаметром 1,5 метра, над которой, на высоте 21 метр, было насыпано полотно проезда. 5 августа 1838 года все работы были закончены, причем, со значительной экономией средств (!). В общем, солидное, капитальное сооружение. Не каждому инженеру в 26 лет такие работы вести доверят!
В народе дамбу стали именовать … Лыковой дамбой. То ли там какой-то купец Лыков жил (экскурсоводы часто так говорят), то ли так сильна была память о боярине Лыкове-Оболенском, то ли «Ликова» дамба со временем трансформировалась в более привычное название «Лыкова»? Кто знает.

А через сто лет, может быть, скажут, что это в честь героя Николая Счвечина ее так назвали?

После земляной дамбы Николай Лик участвует в прокладке Похвалинского съезда, в устройстве первых в истории Нижнего Новгорода речных набережных - Нижне-Волжской и Нижне-Окской, которые мы теперь, видимо для простоты, называем Нижне-Волжской (вот почему, Белла Рубинштейн, я вчера об этой истории вспомнила!). Лик реконструировал и переделывал здания в Нижегородском кремле, пострадавшие в результате сильного пожара, разработал проект и возглавил работы по устройству главной на Нижнем Базаре (ул.Рождественской) Софроновской площади (сейчас пл. Маркина). В общем, сделал многое для украшения города и приведение его в приличный вид. 
За добросовестную службу и высокие отзывы начальства о “глубоких познаниях в градостроительном искусстве” Николай Лик был произведен в чин штабс-капитана Инженерного корпуса. В тот же год у него, наконец, родился долгожданный сын.

Но началась Кавказская война, и в 1840 году 29-летний военный инженер Николай Лик был направлен в действующую Кавказскую армию в качестве специалиста-фортификатора. Он в кратчайшие сроки спроектировал и воздвиг форт Михайловский на реке Вулане. И после завершения работ возглавил гарнизон, насчитывавший 500 солдат. Службу не выбирают!
21 марта 1840 года отряд горцев более 2 тысяч сабель подступил к Михайловскому. За день защитники форта отбили два штурма. Третий, ночной, обессиленный гарнизон выдержать уже не смог. Когда в ночь на 22 марта, нападавшие ворвались на территорию форта, солдат Архип Осипов получил приказ Николая Лика взорвать пороховой погреб вместе с заполнившими крепостной двор нападавшими. Сам штабс-капитан, раненый и вооруженный саблей, прислонясь спиной к закрытой дубовой двери арсенала, принял свой последний бой.
Сила взрыва была ужасной. Можно считать чудом, что Николая Лика спасла та самая дубовая дверь, которую он защищал. Обожженного, покалеченного, но живого офицера на следующий день подобрал у развалин Михайловского форта отряд солдат, спешивший на помощь.
А Архип Осипов погиб. И населенный пункт в Краснодарском крае на берегу моря, где вся эта ужасная история произошла, теперь называется в его честь Архипо-Осиповка.

Штабс-капитан Николай Лик, благодаря своему подвигу, стал известен во всей России. По высочайшему повелению императора Николая I он был отправлен в Москву для лечения и, как только позволило состояние здоровья, удостоился аудиенции у государя.
Продолжать военную службу он, конечно, больше не мог. Вернулся в Нижний Новгород и поселился вместе с семьей в собственном двухэтажном каменном доме на Жуковской улице (улица Минина), его дом цел до сих пор. Жила семья скромно, сдавая в наем комнаты второго этажа.
Николай Иванович Лик умер в 1873 году и похоронен на Петропавловском кладбище (ныне парк имени Кулибина) а три года спустя нижегородская общественность приняла решение поставить памятник герою. Нижегородским скульптором Ходовичем был разработан эскиз и выполнен из бронзы макет памятника. Вот он на фотографии – наивный, но очень искренний. 
На нем рядовой Архип Осипов, поднявший в руке факел, и штабс-капитан Николай Лик. На постаменте памятника, должна была быть сделана следующая надпись: “Помните нас, братцы!”…
О чем эта история?
О том, что англичанин по роду-племени, и не православный (по некоторым источникам лютеранин) по вероисповеданию и работал, и служил, и военный подвиг свой совершил как истинный патриот. 
Человек сделал свой выбор и следовал ему до конца. 
Побольше бы нашему городу таких понаехваших!
Это я о Лике, не о себе, конечно.

67811240_1729841650492756_5181552209225056256_n.jpg

67688117_1729841663826088_2420748107529584640_n.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования