Перейти к контенту
TatianaLGNN

Катунки Чкаловский район Нижегородская область

Рекомендуемые сообщения

Весь материал предоставлен жителями Катунок и его библиотекарями

 


    ПоселокКатунки находится на окраине Нижегородской области . Расположен он на правом берегу Волги в 75 км. Северо-западнее г. Н.Новгорода по прямой /воздушной/ линии.
    Лет сто назад Катунки славились на всю страну ..Пять заглавных церквей украшали некогда Катунки

     

    Катунки когда–то были богатым промышленным селом. Точная дата возникновения села неизвестна. Известно только, что в глубокой древности Катунки были погостом (административно- духовным центром округи) Белгородья – особого стана Великого Нижегородско – Суздальского княжества. Древнейшим, дошедшим до нас документом о погосте остаётся Писцовая книга Белгородья 1621 – 1624 годов.
    Жители Катунок всегда были трудолюбивы, промышленны и зажиточны. Катунки быстро развивались и в 18 веке уже входили в число наиболее развитых селений края, а в 19 веке в Катунках получил развитие кожевенный промысел.
    В глубокой древности село Катунки было погостом, т.е. административно – духовным центром округа. Древнейшим, дошедшим до нас документом, в котором говорится о погосте Катунки, является писцовая книга Белгородья 1621 – 1624 годов.
    В 17 веке Катунки уже входили в число наиболее развитых селений края. Поставляли из Катунок в разные города крупные партии рыбы: белуг, осетров и белорыбицы, а еще тогда же Катунки стали местом производства пряников печатных. Торговали пряниками на Макарьевской ярмарке. Было уже своё купечество и административное управление, своя таможня, кабак. Проходили в Катунках знатные торги.
    В 1781 году произошел страшный пожар. Выгорели все жилые дворы, а также две древние церкви. Несмотря на крайне бедственное положение, катунцы решили на общем сходе вновь строить в селе уже каменные, а не деревянные, как прежде храмы. Через восемь лет после пожара были построены две церкви. Сначала Варварская /Смоленская/ с 40 – метровой трехъярусной колокольней, затем Иоанно – Предтеченская. Традиционное промышленно – торговое предпринимательство слобожан позволило им не только достойно перенести пожарное разорение, но и восстановить хозяйство села на новом, более высоком уровне. В 1781 году сообщалось, что здесь шьют на продажу рукавицы и валяют обувь (коты). Но особенно много производят всевозможной деревянной посуды и домашней утвари, делают веретена и кленовые гребни для чески пряжи.
    В том же 18 веке село Катунки из дворцового владения императрицей Елизаветой Петровной было подарено в вечное владение грузинскому царевичу генерал – лейтенанту Бакару Вахтангеевичу. И из рода в род по наследству Турчаниновым, которые имели здесь красивую усадьбу. На входе в село красовался парк такой изумительной красоты, что сказать сказочный, значит просто обидеть его создателей.
    Усадьба Турчаниновых /в перестроеном виде/ и парк сохранились до наших дней.
    Из старых Катунок сохранилась еще одна усадьба / дом занятый под больницу/. Говорят, что он принадлежал Афанасию Гончарову и был отдан в приданое за Натальей Николаевной, когда она вышла замуж за А.С.Пушкина. В Катунки правда Пушкины не приезжали, потому что денег на обустройство дома у них не было, и дом был продан купцу Наумову. Сделка состоялась на Нижегородской ярмарке.
    В 19 веке в Катунках получил развитие кожевенный промысел. Основателем был простой крестьянин Самарин. Особенно прославился Яков Самарин, правнук первого заводчика. Он дубил и выделывал непромокаемые овчины с волосом, этим же составом он придавал непромокаемость кожам, холсту.
    Яков Самарин в 1814 году, на собственные средства открыл в Катунках приходское училище-(это училище было первым сельским училищем в Нижегородской губернии.) за что был награжден правительством серебряной медалью и суконным с позументами кафтаном). И он же финансировал возведение гробницы Кузьмы Минина в подцерковье Нижегородского кремлевского Спасо-Преображенского собора. Она даже сделана была по его рисунку.
    Катунки на всю округу да и далеко за ее пределами славились своими мастерами. В Катунках было 30 кожевенных, 5 кошомных и 8 клееваренных заводов/варили лучший в России клей/
    Катунки-это еще и родина строчевышивальных промыслов. В конце 19 века здесь плели кружева.
    Потом, когда спрос на кружева упал, в моду вошла строчка.
    В начале 20 века большая часть Катунок принадлежала Турчаниновым. В Катунках постоянно жила барыня Анна Михайловна Турчанинова. Помещик Турчанинов, ее брат, в основном жил в городе. Был он председателем Земской управы в Н.Новгороде. Говорят, они были в большой дружбе с нижегородским губернатором. Тот приезжал в гости в Катунки и не один, а с Горьким и Шаляпиным. Барыня встречала гостей на верхней веранде своего дома с очень красивым золотым крестом. Шаляпин в парке пел песню «Эй,ухнем», а когда уезжал «Вниз по матушке по Волге».
    Катунская земля вырастила много славных, талантливых людей.
    Яков Самарин- талантливый самородок, меценат.
    Добротин Алексей Николаевич- врач, специалист по борьбе с малярией в Саратове, где он помогал людям. Там до сих пор его помнят.
    Станков Сергей Сергеевич- крупный ученый, биолог.
    Воробьев- владелец кожевенного завода в старых Катунках. После революции сдал завод государству, а сам уехал в Богородск и стал там основателем Богородского кожевенного завода.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ.
По преданию на месте , где были расположены Катунки , в 13 веке была стоянка хана Батыя. В честь одной из жен, которую звали Катунь,это место назвали Катунками.
В книге Л.Трубе “Как возникли географические названия Горьковской области” дается другое объяснение. Катунки-название, указывающее на место возникновения поселка . /Катунки-салазки для катания с гор или самые ледяные горы/. Интересна в этом отношении фраза, взятая из “Законника царя Стефана Душана”-статья 22: “И властельские люди, которые сидят по церковным селам и катунам, пусть всякий возвратится к своему господину”.
В сноске сказано: Катун-горная местность, где расположены пастбища.Вероятно, славяне называли Катунами горную деревушку или селение, а может быть избушку пастуха или просто его шалаш, спрятанный в лесных дебрях гор или затерявшийся среди горных лугов.
Кто знал старые Катунки, сразу скажет, что в этом объяснении сама правда, потому что старые Катунки-это прежде всего Волга, горы и луга.
Есть легенда, в ней происхождение названия Катунки связывается с именем русской девушки Кати или Катан, в татарском произношени, попавшей в гарем к одному из батыевых военачальников. Катя погибла, но не стала любовницей ненавистного врага.

Собрал Чкаловскии краевед В. Персидский .

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


    Соборная Богородице-Рождественская церковь каменная (1823 г.), холодная., престолы: главный Рождество Пресвятой Богородицы ,престол преподобных Апостолов Петра и Павла, явл. Св. Николая Чудотворца.
    Смоленская церковь каменная (1784), теплая , престолы : главный-Смоленской Божьей Матери , преподобной Великомученицы Варвары .Земли 33 д ., пр . 858 м . 972 ж .,раскол 48 м . 41 ж . Иерей Борис Александрович Михайловский , 30 лет , окончил семинарию , в приходе с 1902 года , им . наб . (1902) . Диак И .В . Крылов , 31 год , ок . Алт . д . уч , в приходе с 1901 года . Псаломщик М .Н . Анкирский , 68 лет , ок , д . уч . в приходе с 1870 г . Церковный староста Н .Н .Сатунин (1902) .
    Воздвиженская церковь каменная (1807) : престолы : главный Воздвиженье Креста Господня , пр . прд . Нерукотворного образа Спаса , явл . Казанской Божьей Матери , в трап . тепл . прд . прев Ник . Чуд . яв . Печерской Божьей Матери . Земли 33 д . с дом . соб ,. В приходе , 24 д , прв .733 м . 847 ж . раскол 36 м . 32 ж . Протоирей Михаил Петрович Раевский 63 лет , ок . сем . , в прих . с 1899 г . имеет наперстный крест (1903) Диак И.Н. Добротин 32 лет . Окончил ц . учит . шк . , в приходе с 1901 года . Псаломщик Асанасьев 31 год , окончил Рыбинское уч . , в приходе с 1903 г . Зашт . диак Н .Н .Добротин 58 лет . Церковный староста П .И . Боровиков (1881)
    Предтеченская церковь , каменная (1790): престолы гл . хол . Иоанна Предтечи ., теплый пр . Казанской иконы Божьей Матери . л . в – влмг Параскевы . Земли 33 д . дом соб . в прих . 12 д , прв . 410 м . 479 ж . раскол 14 м . 11 ж . Иерей Ник . гр . Цветков 75 лет , окончил семинарию , в прих . с 1881 г . имеет орден св . Владимира 4 ст . (1903) . Диак И . В . Понятовский 56 л . из низш . отд д . уч . в прих с 1890 . , учитель пения псаломщик П .А . Орлов , 45 л . из 1 кл . д . уч , в прих . с 1887 г .
    Сергиевская кладбищенская церковь каменная (1858) престолы : гл . хол . прп . Сергия Радонежского прд . тепл . Покрова Б.М. , л.в. , Арх. Михаила , Земли нет . дол.соб. Иерей Вас. Ал. Смирнов 41 год. , ок . сем. В прих. С 1891 г. законоуч. 2-х кл. мин. Шк. Имеет скуфью. (1899) . Диак на псаломщ. В к. И.И. Никольский 58 л. из 4 кл. д. Уч. В приходе с 1897 г. Ц.Ст. А.И.Милинин (1897)
    О ЦЕРКВЯХ.
    Кладбищенскую церковь рушили под руководством Королева /не местного,а из Н.Новгорода/. Жители его долго уговаривали не трогать икону Божьей матери, но он все таки полез снимать ее и упал вместе с иконостасом разбившись насмерть.
    А когда разоряли Собор Рождества Пресвятой Богородицы на большой высоте под куполом висела огромная хрустальная люстра, очень красивая.Один из присланных рабочих решил ее достать и разбился. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы/холод./ были очень красивые двери, пол был выстлан красивыми чугунными плитами,было три паперти. Пол на паперти был тоже очень красивый, видимо сделан или из мрамора, или разрисованные чугунные плиты. И даже дорожки, которые вели к собору с северной и западной стороны были выстланы зелеными плитами.
    Вокруг собора находилось кладбище. По всей вероятности там хоронили наиболее именитых людей. Закрыли его в 1937 году. Около церкви Иоанна Предтечи было огороженное высокой оградой кладбище. Здесь же находился склеп с часовней. В часовне горела свеча, стояли два венка / листья металлические, цветы из керамики/. Склеп был огорожен железной сеткой с крупными ячейками. Колокол Предтеченской церкви обзванивал 40 деревень.
    Отец Иоанн Добротин: вот какая история произошла с его женитьбой.Он пришел свататься в семью купца у которого было три дочери, старшая из них была больная, он выбрал здоровую среднюю сестру.Но в те строгие времена жених и невеста не имели возможности видеться часто.И вот в день венчания к венцу жениху поют литургию и он возвращается ко входу встречать невесту, а ему приводят старшую сестру,он чуть в обморок не упал, но потом, так как он готовился стать священником дал согласие на брак и их обвенчали. Она прожила около года и умерла от чахотки, и он остался один. Их дом находился около святого колодца, они жили вдвоем с матерью, был очень добрым человеком, держал ульи, угощал детей медом. Отец Иоанн Добротин работал в Воздвиженской церкви. Сразу после его смерти церковь закрыли, похоронен он на Катунском кладбище.

    /из воспоминаний Гофман Е.А.1918г.р. и Комовой Е.П./

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Филатов Н.Ф. Веси Нижегородского края: Очерки историй сел и деревень Поволжья.-Н.Новгород, 1999, -303-308 с.
Слобода Катунки.

 

Среди исторических сел Нижегородского Поволжья следует назвать Катунки. С глубокой древности оно ,как и Василева слобода “ныне Чкаловск” было погостом”административно-духовным центром округи” Белгородья- особого стана Великого Нижегородско-Суздальского княжества 14 века. Но открытое для изгоном устремившихся в глубь русских земель вдоль Волги монголо-татарских отрядов, оно многократно разорялось, выжигалось, а жившие в нем иноки и немногочисленные храмовые бобыли либо высекались, либо угонялись в полон, для продажи в рабство. Катунки оставалось погостом вплоть до начала 17века. Древнейшим,дощедшим до нас документом о погосте остается писцовая книга Белгородья 1621-1624 годов,сообщавшая : “Погост Катунки на берегу Волги реки,а в нем церковь Великомученицы Варвары,древенна.верх шатром. на подклетях с папертью.а церковь и в церкви образы и книги и всякое церковное строение волостных людей Белгородской волости. А на погосте: дв.дьячок
Емелка Фомин: дв. пономарь Игнашко Кузмин: изба проскурни Настасьицы: да кельи нищих, питаютца от церкви божия…”. Жили здесь и 10 крестьянских семей,которые возделывали пашни и кормили не только себя,но и платили подати дому бояр Шуйских.
Перед кончиной жена Шуйского В.И, развенчанная царица Екатерина, завещала в октябре 1626 года Катунки своему родственнику,боярину И.И.Шуйскому. Но в род Шуйских Нижегородская вотчина попала как домен царствующего дома. Поэтому Романовы оспорили законность владения ими
Катунок и забрали слободку в вотчину себе. В 1646 году сообщалось, что “в государеве цареве и великого князя Алексея Михайловича всея Руси дворцовой Белогородской волости слободка Катунки. Стоит на берегу Волги в ней крестьян и бобылей…”. Как и прежде.над береговыми кручами здесь возвышалась шатровая холодная Варварская церковь,.но возле был уже срублен парный ей теплый клетский храм. Под покровительством царского дома в селе заметно увеличилось число жилых дворов. Со своих дворов жители платили денежный и натуральный оброки непосредственно в Москву.
Государственная таможня и кабак, а также значительный по числу лавок, полков и амбаров торг появился и в Катунках. Таможенно-кабацкий голова назначался в Москве. А его деятельность контролировалась центральным Приказом Большого дворца.
Расположенное на Волге село в 17 столетии стало важным потавщиком в города центральной России, прежде всего в Москву, крупных партий рыбы: белуг, осетров и белорыбицы,. И также своих сельских сьестных припасов: соленых и сушеных грибов, орехов, мяса и хмеля. Тогда же Катунки стали местом производства пряников. Крупную партию печатных “ с оттиснутой манерой сверху рисунком и покрытых затем сахарной пудрой или медом” пряников доставил в 1715 году из Катунок на знаменитую Макарьевскую ярмарку житель Василевой слободы Иван Нашивочников.
Но пожалуй, более крупным здесь производством с начала 18 столетия становится горшечно-керамическое “ о более раннем периоде изготовления в Катунках керамики просто не сохранилось документов”. Жители Катунок и Василевой слободы сплавляли свои керамические изделия целыми судами в волжское Понизовье.
В начале сентября 1741 года в Васильсурск привез на продажу крупную партию керамики Андрей Расторгуев: 500 горшков синих и 500 горшков белоглинцев, 2000 насолодников и 20 кувшинов с носиками, 300 балакирев истопничков “гочарных труб для верха печей” и1500 крышек для больших сосудов. При этом на судне Андрея Расторгуева кроме керамики оказались и скупленные у местных резчиков по дереву “ 150 коромыслов водоносных и 300 ковшей елевых крашеных”.
Последнее упоминание особенно важно, ибо выдвигает Катунки наряду с прославленными селами Заволжья-Хохломой, Семином и Александровом в ряд исторических центров производства крашеной резной посуды Нижегородского поволжья.
Географо-статистическая опись Нижегородской губернии середины 18 века в числе наиболее экономически развитых селений края не преминула назвать и незадолго перед тем приписанную к Юрьевцу-Поволжскому слободу Катунки. “ которая в немалом числе дворов состоит и купечество имеет и дистрик – административное самоуправление и кабак, и свою таможню, - а лежит на берегу великия реки Волги”. В описи же 1765 года подчеркнуто, что в Катунках проходят “знатныя торги”, на которые “ приезжающие купцы
для покупки и продажи товаров сьезжаются временно”.
В 1779 году Нижегородская губерния была реорганизована в наместничество. Проведенная тогда опись-ревизия населения края показала, что в Катунках проживало в 102 дворах 584 мужчины.,,на десять человек меньше,,чем тремя десятилетиями ранее. К тому же в 1781 году в Катунках был страшный пожар. Выгорели все жилые дворы, а также обе деревянные церкви” шатровая холодная и теплая клетская”.
Несмотря на крайне бедственное положение / большинство потеряли все пожитки /, катунцы решили на общем сходе вновь строить в селе уже каменные, а не дереевянные как прежде храмы, благо ,что опытом керамического производства слобожане владели с давних лет и потому могли самостоятельно и быстро наладить производство высокосортного стенового кирпича.
В 1782г. им была дана нижегородским епископом Антонием благословенная грамота на строительство сразу двух каменных церквей.А спустя два года была возведена и полностью отделана одноглавая Варварская каменная церковь со стройной почти 40 метровой треъярусной колокольней.
А вот со строительство второго каменного храма произошла заминка. В 1787 году в Нижнии Новгород сообщалось что в Катунках” вместо тех погорелых церквей застроена вновь каменная, у которой трапеза совершена и освещены два предела: Казанския богородицы и Успения мученицы Параскевы, а настоящая церковь Иоанна Предтечи / главный престол/ ныне осталась недостроена, а материал весь: кирпич и известь на строение той церкви все изготовлено”. Однако собранных изначально денег не хватило, новое же самообложение прихожан оказалось невозможным из-за
случившегося в 1787 году недорода. Поэтому слобожане просили епархиальное начальство “понудить” владельцев села выделить на достройку храма 460 рублей, ибо в незавершенном здании “ стены церковные и известь, весьма погибают”. Деньги были получены, и в 1790 году пятиглавая Иоанно-Предтеченская каменная церковь была не только освящена, но и расписана внутри фресками. Жилую же застройку Катунок после пожара 1781 года предписывалось вести по новому, не в глубине дворов по разбросанным вдоль взгорья усадам, как было ранее, а главными фасадами домов выводить
на красные линии вычерченных по линейке улиц. При этом губернские
власти ссылались на указ “вечной славы достойныя памяти государя императора Петра Великаго, состоявшийся в 7-е августа1722 года” на погоревших местах вновь строение производить по регулярному чертежу”. Отныне дома в Катунках стали ставить” непременно по помянутому чертежу порядочно и наравне с соседними, не подаваясь из-за них в улицу или во двор, дабы в селениях строение приведено было в порядок”. Катунки стали своеобразной опытной строительной площадкой воплощения новых градостроительных концепсий в сельской застройке края. Так что современная застройка Катунок сохраняет многие черты далекого от нас 18 столетия. Правда, при этом оказались потеряны композиционные доминанты функцию
которых выполняли сначала два, а с 19 века-четыре каменных храма/ кроме названных выше /, Крестовоздвиженский / 1807 год/ и Сергиевский кладбищенский /1848 г./. Традиционное промышленно-торговое предприниматель ство слобожан позволило им не только достойно перенести пожарное разорение, но и восстановить хозяйство села на новом, более высоком уровне.
В 1797 году сообщалось, что здесь шьют на продажу рукавицы и валяют обувь/коты/. Но особенно много производят всевозможной деревянной посуды и домашней утвари. Делают веретена и кленовые гребни для чески пряжи. Таким уровень экономической жизни и сама численность жителей оставались практически неизменными в Катунках вплоть до конца 19 века /в 1898 году здесь жило 544 муж. И 702 жен./. Объяснялось это тем, что удобная усадебная земля была здесь занята еще в 18 столетии.
Тем не менее история Катунок 19 века занимает особое место. Следует назвать жителя Катунок Якова Самарина, на собственные средства открывшего здесь в 1814 году приходское училище/ за это награжден правительством серебряной Медалью и суконным кафтаном с позументами /, а в 1826 году финансировавшего возведение гробницы К.Минина в подцерковье Нижегородского
Кремлевского Спасо-Преображенского собора.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

     

    Катунское приходское училище было первым сельским училищем в Нижегородской губернии. Оно было создано усилиями и средствами крестьянина с. Катунок Якова Ивановича Самарина. Самарин написал прошение директору Нижегородской гимназии , в котором заверил , что построит в течении лета дом для училища, снабдит учеников книгами и всем необходимым для обучения. В заключении он просил назначить его надзирателем училища, чтобы быть полезным сему заведению. Директор гимназии отослал письмо при сопроводительном рапорте попечителю Казанского учебного округа.
    26 апреля было получено разрешение на открытие училища, но при условии, если Самарин выполнит необходимые требования . Самарин требования принял./ выстроил дом, который стоил ему 1000 руб., купил книг, географических карт, склонил общетво на пожертвование в пользу приходского училища. Было собрано 447 рублей. 27 сентября 1814 года состоялось торжественное открытие Катунского приходского училища.
    Первоначально набралось 43 ученика. На 1 января 1815 года было 53 чел. /из них 43 человека из крестьян/
    Первым учителем был священник Петр Перицкий. Училище поделилось на 2 Отделения – старшее и младшее. Помощником Парицкого был Леонтий Каратушин. В феврале 1815 года в училище было уже 61 человек и оно являлось самым многолюдным среди Балахнинских училищ. Так завершилось дело Самарина.
    /Сборник Ниж.губернии т.-к /
    Приходские училища , по действовавшему в то время уставу( 5 ноября 1804 г.) учебных заведений , они , по замыслу устава , являлись как бы питомниками уездных училищ , а уездные – губернских или гимназий .
    В Нижегородской губернии к 1814 году на 6 уездных училищ приходилось 7 приходских , а до 1812 года их было только 5 на шесть уездных .
    Уездные училища 1812 года : Нижегородское , Арзамасское , Балахнинское,Горбатовское , Макарьевское , Семеновское .
    Приходские училища ( все в городах ) : в Арзамасе-2 , ( основаны 1809 , 1810 г . ) , в Балахне – 2 ( 1811 г. ) , в Нижнем Новгороде – 2 (1813 г. , 1814 г. )
    Учебное ведомство , отпуская средства на уездные , а особенно на губернское образование , совершенно отказывало в них приходским училищам . Единственным источником зарождения приходских училищ являлся частный почин .
    Все приходские училища находились в домах пожертвованных или пользовались временным помещением , находясь в домах своих учителей . Самарин мечтает открыть в своем селе приходское училище и тем “ обрадовать покорящихся во тьме невежества юных своих соотечественников” и сделать из них , со временем , людей полезных обществу . Самарин , кроме того , надеется , что суеверие , это “ужасный бич легковерных поселян с образованием юных их нравов будет от них удаляться и что вообще училище будет иметь “ большое влияние на сердца поселянские .”
    ( Из письма Самаина директору Нижегородских училищ Кружалеву Ивану Ивановичу ) . от 1 апреля 1814 года .
    “… Я соображаю , что дети моих соотечественников могут быть со временем людьми полезными обществу . Суеверия-ужасный бич легковерных поселян с образованием юных их нравов будет от них удаляться . Я надеюсь , кажется , что сие заведение будет иметь большое влияние на сердца поселянские ! При том же не рекомендуя себя могу сказать , что я еще и не стар летами , но имею от всего общества полную доверенность ! Тем лучше я могу быть полезным сему заведению я знаю , что теперь с моей стороны нужно пожертвование , но ни от чего не отрекусь лишь бы было на пользу обществу .”
    Самарин выстроил дом для училища стоимостью 1000 рублей , приобрел книг на 50 рублей , географических карт – на 25 рублей . Склонил общество “ вносить ежегодно по крайней мере по 150 руб. на жалование учителю , если общество откажется , он брал уплату жалованья на себя . Самарин взял на себя отопление , освещение , ремонт .
    “ Дом Самарин выстроил на хорошем месте , неподалеку от церкви ( новостроящейся Рождественской , Богородицкой первенствующей) на месте весьма прекрасном .”
    27 сентября 11814 года в Катунках было торжественное открытие училища . Восхищенные поселяне , говорится в описании торжества , пожертвовали в пользу училища 432 руб. , сверх того в пользу раненых воинов 25 руб. , несмотря на то , что в прошлом 1813 году они перенесли большой пожар .
    28 сентября началось учение . Набралось 43 ученика .
    Январь 1815 г.-53 человека м училище поделилось на 2 отделения ( старшие и младшие – поровну .) Старшее отделение проходило курс , близкий к первому классу уездного училища : младшее-букварь .

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

     

    В волостном центре Катунки в 1916 году в частном доме был открыт медицинский пункт. Штат его состоял из: акушерки – Щеглова Мария Александровна (1916 – 1946 гг.) и санитарки (сиделки). Так было представлено здравоохранение до 1917 года. Не случайно в дореволюционное время наблюдалась исключительно высокая смертность, особенно среди детей до 5-летнего возраста.
    В церковных книгах, фиксировавших причины смертности. Чаще всего можно встретить такие записи: «смерть от чахотки» или «смерть от истощения».
    Сразу же после Октябрьской революции среди первых мероприятий молодого
    Советского государства было подписание В. И. Лениным декрета о здравоохранении. С этого момента здравоохранение района стало расти.
    В 1919 Г. в Катунках на базе медпункта было открыто тифозное отделение на 20
    коек. Обслуживающий персонал отделения состоял из 1 фельдшера, 4-х санитарок (сиделок) и 1 сестры милосердия. Фельдшер Лапин Иван Ефимович в первый же год работы в тифозном отделении заразился тифом и умер. Сестрой милосердия
    в то время работала Запольская Прасковья Петровна. Из 4-х сиделок, две-Щипакина Ефросиния Ивановна и Щипакина Анна Федоровна работали на этом скромном посту до наших дней. Первую из них в 1956 г. и 1962 году вторую, коллектив Катунской больницы проводил на заслуженный отдых.
    Тиф был побежден.
    В 1925 году в Катунках было открыто соматическое отделение на 10 коек с родильными койками. Возглавлял больницу фельдшер Еремин Андрей Иванович с 1920 по 1933 гг. в 1928 году на участке появился первый врач-Храмова Екатерина Григорьевна, которую в 1934 году сменила врач Арстова Серафима Алексеевна. Бессменно проработавшая в Катунской больнице 20 лет. За долгий и безупречный труд она награждена была значком «Отличник здравоохранения». В 1938 году больница была переведена в новое здание. С годами коечность ее увеличилась.
    В 1959 году выстроено новое родильное отделение.
    В 1963 году больница капитально отремонтирована, сделан пристрой, переведена с печного отопления на центральное.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Весть о свержении Временного правительства и победе социалистической революции пришла в Катунки 27 октября/
9 ноября/ 1917 года. В этот день в 9 часов утра на базарной
площади собрались рабочие всех кожевенных заводов на митинг. После нескольких речей, рабочие с красными знаменами двинулись по одной из улиц села. На одном из знамен,
отделанном из кожи, были написаны такие слова: ''Дери кожу с буржуев''. На базарную площадь были приведены земский начальник, с них были сняты погоны и они,/ стражники /,
были обезоружены.
Вечером, в этот же день, был создан Волисполком рабочик,
солдатских и крестьянских депутатов. Первым председателем
Волисполкома был Единорогов Анатолий Иванович.
/ Из воспоминаний старожилов /

 

В годы гражданской войны.
В годы гражданской войны по призыву коммунистической партии Кабанов Н. И Козлов Н. Добровольно ушли на фронт.
В боях за советскую республику они погибли.
Козлов Яков Иванович создал первый отряд Красной гвардии
в Катунках.
2 мая 1918 года был зверски убит в с. Василево во время
восстания белогвардейцев.
Лазарев Михаил Васильевич был организатором Советской
власти в Катунках.
14 октября 1919 года организовался Коммунистический Союз
Молодежи в селе Катунки Балахнинского уезда.

Первые комсомольцы.
Лазарев Константин Михайлович.
Луговской Иван Александрович.
Луговской Константин Александрович.
Мясников Петр Иванович.
Голубев Павел Ефлович.
Кабанов Иван Николаевич.
Сачкова Александра Алексеевна.
Пиунов Василий Андреевич.

 

Революционеры.
Беспалов Петр Павлович – учитель, Сенниковский Иван – артист.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Татьяна, спасибо! :) В изданиях Нижегородского статистического комитета упоминаются два Доброзракова - Т.А. и И.А.:
Т. 1. 1866: Доброзраков И.А. Село Катунки Балахнинского уезда.
Т. 3. 1870: Доброзраков И.А. О катунском наречии.
Т. 5. 1875: Доброзраков Т.А. Село Борисовское, Нижегородского уезда
Т. 6. 1877: Доброзраков Т.А. Село Борисовское Нижегородского уезда.
Т. 10. 1890: Доброзраков Т.А. Народные юридические обычаи в приходе села Борисовское.

 

Иоанн Алексеевич Доброзраков, священник в Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода с 1880 по 1883 (год кончины), до 1880 г. -священник погоста Катунки Балахнинского уезда.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования