Перейти к публикации

Д. ГУЛЬТЯИ, ПУСТОШКИНСКОГО РАЙОНА, ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


sergey095
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Родина предков. Что это? Кусочек земли на фамильном кладбище? Дуб, стоящий посреди поля, который, по преданиям находился, именно в саду твоих предков? А может быть дом, в котором до сих пор живут твои родители? В общем все это у меня присутствует. И информацией этой я давно хотел поделиться, вернее разместить компактно, в одном месте, для людей, которые интересны мне, и которые как и я интересуются своими корнями.
Итак тему я назвал д. Гультяи. Почему? Ведь родился я в 3-х километрах от нее в д. Рудо, ранее с еще более веселым названием Мудари:) Отец мой родом из деревни Михеево, что находилась в километре от Гультяёв. Там проживали почти все носители фамилии Зарембо. И я считаю именно ее родиной своих предков. Во время войны деревня была полностью сожжена. Остался от нее огромный дуб, по преданию, находившийся именно на нашем подворье, хотя претендентов на него довольно много. Еще остались заросли сирени, часть из которой я пересадил к новому дому своих родителей. Деревня Демидово, Подлюдовье, Васьково, Прохоров хутор, Жгуны, ПАново. Все эти названия бывших деревень, существовавших еще во время войны. Причем располагались они в радиусе 1-10 километров от Гультяёв. Все они нанесены на карты 1937 года. А сейчас поля, леса и названия, многие из которых забываются или путаются. Но вся эта территория издревле объединялась Гультяевской волостью. И когда это была территория Великого Литовского княжества и Речи посполитой, и Полоцкого наместничества, и Витебской губернии, и Калининской области, и Великолукской, и, наконец Псковской. О некоторых из них у меня появилась информация, которой, как я уже писал выше я с удовольствием поделюсь с Вами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Столицей Псковского поозерья называют город Пустошку, который является районным центром моей Родины. Область Псковская считается самым озерным краем после Карелии. На площади 55,3 тыс. кв. километров, по подсчетам кафедры географии Псковского пединститута насчитаноболее 4000 озер. Из них в Пустошкинском районе, самом малом из районов области насчитывается более 370 озер. Разной величины от самых маленьких, менее 2 гектаров, до огромных, по нашим меркам, простирающимся на 12-15 километров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Совсем недавно я получил в подарок великолепный каталог, выпущенный ко дню образования района. Трудились над ним наши историки, работники библиотеки и краеведческого музея. Люди- фанаты своего дела и патриоты своей родины. С благодарностью принял этот подарок и публикую здесь информацию о Гультяевской волости.
д. Гультяи- центр волости. 17 км от районного центра. Население 1044 человек, пл. 31,4 тыс. га, 39 деревень(до войны было в 6 раз больше!!!!) Почта, магазин, медпункт, средняя школа, библиотека, Дом культуры. Место компактного проживания потомков панцирных бояр.
Панцирные бояре- военно-служилое сословие в северо-восточных землях бывшего Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой в XVI-XVIII вв. Имели земельные наделы, освобождения от податей и другие привелегии, но были обязаны нести воинскую службу ( с конем, копьем и панцирем). Жившие в Гультяях панцирные бояре за пунцово-красные кафтаны, подбитые жгутами из витой пеньки, прозывались здесь пунце-панцирными боярами. для меня это новость, потому что нигде я не мог отыскать кто такие эти пунце-панцирные.
Братское захоронение. Захоронение воинов Советской Армии, погибших при освобождении района.
д. Линец. Братская могила. Комплекс почтовой станции на Киевском шоссе. Памятник архитектуры 1850-х гг. Стиль- романтизм(псевдоготика). Построена по указу Николая I.сейчас практически в развалинах.
Памятный знак на Логуновской горе в честь завершения строительства дороги Санкт-Петербург - Киев. 35 лет ездил мимо и не знал, что за валун у дороги валяется. Огромный гранитный валун с высеченной на нем датой окончания строительства. Дорогой "трех царей" называют шоссе местные жители.82a3ef61b568.jpg
д. Козодои. Братское захоронение. 1943 года.
д. Шалахово. Братское захоронение. 1943 года. Захоронение воинов Советской Армии.
У дороги между деревнями Житниково и Столпово. Обелиск на месте захоронения жителей деревень Ольховец, Авинище, Еловка, заживо сожженных 23 февраля 1943 года.
д. Неведро. Край легенд и сказаний. Берега озера Неведро хранят множество тайн, живописных и притягательных.
Каменный крест XV-XVI вв. Находился рядом с церковью Архангела Михаила, которая была разобрана после Великой отечественной войны. ad78c572a25b.jpg
Часовня Святителя Николая Мирликийского Чудотворца построена в 2005 году. построена по инициативе и на деньги моего приятеля и бизнесмена Сергея Сизова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЭТО ТАК ЖЕ ЧАСТЬ МОЕЙ ИСТОРИИ.
Из рода панцирных бояр

 


Говорят, что есть города - побратимы, вероятно и к селам тоже можно отнести этот термин. Документы нам говорит о том, что д.Гультяи Пустошкинского и д. Чернецово Невельского района долгое время были селами с одной общей историей. По административному делению Витебской губернии Невельского уезда одно время д.Чернецово относилось к Гультяевской волости, а потом д. Гультяи к Чернецовской. Имели эти - большие , красивые села много общего, а церкви, стоящие в них вообще походили друг на друга, как сестры –близнецы. Древняя легенда говорит о том, что в этих селах были монастыри и монахов – так называемых «чернецов» из с. Гультяи за провинности отсылали в другой монастырь и поэтому то село, куда их ссылали, получила название «Чернецово». Сейчас роднит эти села то, что, как и прежде в них проживают люди, которых несколько веков назад называли «панцирными боярами». К категории «панцирных бояр» относились служилые люди, которые в XVI – XVIII вв. несли службу и защищали границы княжества Литовского, а затем Речи Посполитой.
В конце XVIII века после присоединения Восточной Беларуссии к России «панцирных бояре» стали близки по своему положению к украинским казакам.
Об одном удивительном человеке, проживающем в деревне Чернецово Невельского района, род которого происходит из древнего сословия «панцирных бояр» - Желамском Александре Гавриловиче и пойдет речь.

 

Александр Гаврилович - геолог, исследователь, литературовед, кандидат географических наук, действительный член Русского географического общества.
С Пустошкой Александра Гавриловича связывает, то, что здесь проживала его родная сестра - Логинова Вера Гавриловна - учитель литературы. Она была эрудированным, интересным человеком. Долгие годы она руководила клубом "Свеча" при Пустошкинской районной библиотеке.
Александр Гаврилович часто посещает библиотеку и музей в Пустошке, находит здесь понимание и поддержку. Много различных материалов по истории края он передал в пользование библиотеке. По возможности Александр Гаврилович выступает здесь с лекциями и беседами.
Родился Александр Гаврилович 21 августа 1938 года в деревне Ласино Канашовского сельсовета Калининской области. Первоначальное образование получил в Чернецовской семилетней школе. Последующие 8 -10 классы - в Усть-Долыссах..
Александр Гаврилович рассказывая о себе, говорит о том, как, будучи совсем юным деревенским пареньком, он принял смелое решение поступить в Ленинградский государственный университет, на факультет геологии. О том, как сбылась его мечта, и, получив диплом, он не изменил своей романтической натуре и в числе немногих выпускников курса отправился по распределению в далекие северные края, на Колыму, которая по сути своей являлась геологической столицей. Там, в окрестностях Колымы и Индигирки, земля хранила много ценностей, а главное природное богатство этих щедрых краев, манивших к себе многих исследователей земных недр, было, конечно, и золото. В течение 12 лет вел Александр Гаврилович ни с чем не сравнимую жизнь, полную открытий и находок, тяжелого труда и романтики. Холодные неприветливые края стали застраиваться поселками, закипела жизнь.
- Мне не нравится, что при упоминании о Колыме люди сразу же ассоциируют ее с Гулагом. Да, эти края хранят свидетельства страшных сталинских времен. Но не следует забывать о том, что именно отсюда по-полняла страна свои основные запасы золота, сюда приезжали интереснейшие, образованные люди, здесь можно было ощутить, что романтика - это не выдумка, а реальность.
В общей сложности он прожил на Севере 15 лет, из них 12 - на Колыме и 3 - в Магадане.
Затем было приглашение в Новополоцкий политехнический институт
на должность преподавателя геодезического факультета. Потом был Себеж и РАПО, а также должность главного инженера-мелиоратора.
В Великолукской сельскохозяйственной академии Александр Гаврилович читал лекции на агрономическом факультете по предмету «Архитектура земли». Он — участник многих научных конференций, в том числе XI Международной, которая проходила в Крыму.

 

В августе 1997 года в деревне Чернецово в одном из зданий бывшей Чернецовской средней школы он организовал музей ПЕЙЗАЖНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. Это единственный в своем роде музей в нашей стране. Основу экспозиции музея представляют фотографические и живописные образы природы, так называемой «Великой моренной страны» (Псковская, Новгородская, Вологодская и другие области), которая по своему разнообразию и эмоциональному воздействию является уникальной и неповторимой в ландшафтной картине Зем¬ли. «Сверхзадача» музея - пейзажная само¬идентификация, то есть формирование восприятия ландшафта как национально-культурного наследия.
Александру Гавриловичу принадлежит ряд интересных публикаций о климате, природе, географических особенностях нашего края, исторических событиях.
Из научной статьи:
…….. Пустошка. Расположенная на равном расстоянии от Великих Лук, Опочки, Себежа, Невеля, она по праву может считаться столицей псковского поозерья. К северу и востоку от неё - первозданная моренная страна, у д. Рыкшино - "горы и пропасти" /о которых писали С.Н.Никитин и В.П. Семенев-Тян-Шанский, известия о которых вызвали представления о Гиперборейских горах ... /.
За Пустошкой, у Красково - сгущение ритмов м опять разрядка – до
Заречья. Идут плавные -/2-3 м/ уже не холмы» а волны. От Заречья - подьём на «плато». Красные боры, светлеющие дали, контрастность рельефа.
У Киселей ритмы-холмы переходят в ритмы-горы, живописные «коридоры» из сосен и елей. Вдали - тёмные «пропасти» - провалы перед Бежаницкой возвышенностью. Голубая чаша озера Адоль.
Между Киселями и Ночлегово – дер. Балашово - последнее село в бывшей Витебской губернии.
Перед Ночлегово - аллея из сосен и елей. Горы. Вдали - распаханные поля, озимь……..

 

Из публикаций в газетах:
-Часто ли мы с вами задумываемся о том, что нас
окружает, о том, что земля уникальна сама по себе - своим расположением, географической особенностью, пейзажами и нужна нам, прежде всего, как жизненное пространство, а не только, как природный ресурс. Бежаницкая возвышенность, имеет уникальную природную культуре, которую можно назвать ключевой композицией в природе Пустошки и соседних районов.
- Совершенно гористый облик щукинских земель, территории Рыкшино - сменяется в центре возвышенности плоскими поверхно¬стями с поэтическим названием «Звонцы». В строении Бежаницкой возвышенности проявлены в мини¬атюре все признаки настоящих гор¬ных стран. Местоположение земной поверхности, несомненно, влияет на духовную жизнь и характеры людей. Жители северных волостей, щукин¬ских и забельских земель должны от¬личаться более открытым, непос¬редственным нравом. Они живут на землях, обращенных чашей вверх, смело открытые ветрам. Жителям Неведрянского Шалаховского края должна быть свойственна природная сдержанность, вера в магические тайны лесов и полей. Время циви¬лизации, основанной на покорении природы, проходит. Пришло время открывать землю не только с потре¬бительской точки зрения, но и с по¬зиций красоты.
Настолько ярко сформирован, например, образ Пушкиногорья, что на его фоне несправедливо меркнут прекрасные природные ландшафты других псковских мест. Наши-то места по-своему не¬повторимы, вся прелесть нашей при¬роды в непостоянстве. У нас очень грустная поздняя осень и довольно депрессивная ранняя весна, но буй¬ство красок сентября и октября несравнимы ни с чем. Рассуждая о кра¬соте своего края, надо более четко представлять, в чем эта красота вы¬ражается и где. Нам следует знать природные преимущества родного края, знать, какие места особенно хороши зимой, а куда мы поведем гостей летом, уметь конкретизиро¬вать природную красоту.
Культуру Пус¬тошки можно охарактеризовать, как цивилизацию палисадников. Стремление горожан разводить на своих участках цветы, а некоторые и на огороде находят место цветущему уголку, на самом деле имеет очень глубокие корни. Что в переводе означает «палисад¬ник»? Буквально, «палисад» означа¬ет «огороженный участок», если об¬ратиться к мифологии, то рай небес¬ный тоже представляет собой цве¬тущий, огороженный от всего брен¬ного, участок. Вот вам и аналогия -желание насладиться маленьким цветущим раем на земле, отвлекаясь таким образом от бесконечных бытовых проблем. Конечно, пали¬садники - это, хоть и заметная, но деталь, штрих. А если серьезно, то, по-моему, образ пустошкинских зе¬мель можно охарактеризовать, как край пока еще невостребованной красоты и неосуществленных замыс¬лов, которые хранит природа и на¬стойчиво предлагает нам от поколе¬ния к поколению. Остается только их увидеть. И, по-моему, это время не за горами……..

 

Вот такие интересные, необычные представления о нашем крае имеются у удивительного человека – Желамского Александра Гавриловича. Он принадлежит к такому редкому теперь типу людей, которых называли русской интеллигенцией. Люди, которых я называю «подвижники», ибо у них особая миссия на земле – делать жизнь и устройство общества разумнее и светлее.

 


Материал подготовила: Т. Яковлева.
Информация взята с сайта моего друга и земляка Игоря Тимофеева.
www.pustoshka.ru

 

В деревне Чернецово есть кладбиже. В прошлом году нам показали могилу моего прадеда, Зарембо Павла Платоновича. С инициалами на кресте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот эту информацию для меня нашел Андрей Панов. Она об уже не существующей деревне Михеево, Родины моих самых дальних предков.
Невельский уезд Гультяевская волость.
№45 д. Михеево, находится при оз. Ореховно.
Количество земли: удобной – 117 дес., неудобной – 25 дес., под лесом – 3 дес., число дворов – 9, число жителей – 35 мужчин и 37 женщин, принадлежит к Бельскому сельскому обществу, приписано к Гультяевскому православному приходу, находится на расстоянии от губернского города Витебска 133 верст, от уездного города Невель 38 верст, от волостного правления 2 в., ближайшая почтово-телеграфная контора, п.о. Линец в 5 верстах.

 

Вот на этом-то озере, близ моей дальней исторической Родины я и приобрел немного землицы в виде острова. Выйду на пенсию, буду разводить пчел. Потчевать всех медом. А еще могу хранить архив СВРТ, который к тому времени должен стать не меньше "ленинки";)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Старообрядцы.
«Порубежность» нашего края стала причиной того, что здесь на относительно малой территории пересеклись пути сразу трех христианских вероучений: официального православия, католичества и старообрядчества. И если век католицизма на нашей земле был относительно короток (около 200 лет), то исповедующие «старую» веру и ныне проживают на территории Новосокольнического района. История этого вероучения на нашей земле насчитывает более 400 лет…
Раскол Русской православной церкви стал следствием греческих нововведений, принятых на Соборах 1654-1667гг. Часть верующих не захотела расстаться с прежними обычаями, освященными в их понятии памятью предков, и отказалась подчиниться патриарху-реформатору Никону и царю Алексею Михайловичу. За то на головы их обрушился и патриарший, и царский гнев…
Спасаясь от преследований воинских людей, ревнители старой веры бежали в глухие места государства (коих тогда хватало), и на его окраины, где их не могла достать карающая рука власти. Тогда-то и появились в наших местах первые «староверы».
Первое их появление было отмечено уже в конце XVIIв. (1681г. – А.И.Сизов. У истоков Великой. 2003г.) В массе своей это были выходцы из Новгородской земли, чему причиной были близость последней и давние связи ее с нашими краями. Кроме того, «никоновы» нововведения, возможно, встретили отпор и со стороны части местного населения, так что беглецы находили здесь радушный прием. На территории Псковщины, как и на всем Северо-Западе России, распространилось старообрядчество так называемого беспоповского толка. Его представители считали, что со смертью последнего архиерея, поддержавшего раскол, исчезла и благодать на земле. Некому стало рукополагать священников, не стало и Св. Тайн, значит, в оставшееся до Страшного Суда время каждый может «напрямую» общаться с Богом, без посредства иерея. Это роднило «беспоповцев» с европейскими протестантами.
Особенное распространение получила «старая» вера с прибытием в наши края Феодосия Васильева, бывшего дьякона новгородской церкви в Крестецком Яму. Он происходил из рода бояр Урусовых, переселившихся из Москвы в Новгород после Смуты начала XVIIв. Дьякон Феодосий был главой новгородской стаоробрядческой общины и руководителем новгородских соборов 1692-1694гг.. признавших окончательное исчезновение священства. В 1694 г. оны со своими сторонниками вынужден был бежать в Речь Посполиту, где осел в приграничной Невельской земле. Здесь, на землях пана Куницкого, в селе Русанове, были основаны обители, в которых было до 600 мужчин и до 700 женщин.
(Кстати, по воспоминаниям стариков-старообрядцев Окнийской волости, еще в начале ХХ века земли к востоку от озера Асцо (у д. Отрадное) звались «Акунищиной». Там же находилось ныне исчезнувшее село Обитель, где до конца 30-х. гг. существовала старообрядческая моленная. Не след ли это федосеевских скитов?..)
Федосеевцы вскоре распространили свое учение и на соседний Великолуцкий уезд. При Петре I гонения на старообрядцев ослабли, отношение его к ним характеризует следующая фраза: «Если они подлинно таковы («честны и прилежны» - прим. авт.), то по мне пусть веруют, чему хотят, и когда уж нельзя их обратить от суеверия рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть – ни они той чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет». (С.Князьков. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения в школе и дома. Изд-во Т-ва Сытина, Москва, 1909г., с.579). Покровительствовал Феодосию Васильеву сам Светлейший – А.Д.Меншиков. После разорения скитов польскими солдатами (1707г.) Феодосий со своими сторонниками вообще переселился в Вязовскую волость с разрешения властей (1708г). Учение его стало быстро распространяться и среди местных жителей, как крестьян, так и дворян. Правда, жизнь его здесь была недолгой – в 1711г. он отправился в Новгород, где попал в руки митрополита новгородского Иова. По приказу последнего Феодосий был заключен в тюрьму, где вскоре и принял мученическую смерть. Однако последователи его вскоре составили самое многочисленное «согласие» среди «беспопопцев».
Одновременно с «федосеевским» появляется и так называемое «поморское» согласие, зародившееся в Выгорецкой «киновии» братьев Денисовых, также потомков старинного рода князей Мышецких. Его представители были более лояльны к властям, и с 1706 года даже стали молиться за царя, что и послужило причиной окончательного разрыва их с Феодосием Васильевым (первые «федосеевцы» считали царя самим Антихристом). Именно поэтому власти относились к «поморцам» не так строго, часто глядя «сквозь пальцы» на их собрания. На протяжении всего XVIII века влияние «поморцев» на Псковщине росло, «федосеевцы» же его теряли. Многие из них переходили в «поморский» толк.
(Интересен также следующий факт. Во время своих разговоров с местными старообрядцами автору иногда доводилось слышать: Мы-то что… Вот раньше-то здесь настоящие староверы жили, и звались «крепковеры»…Возможно, это воспоминание о практически исчезнувших ныне «федосеевцах»? Или же о представителях еще одного толка, выделившегося из «поморцев» - «филипповцах». Именно их называли «крепковерами» («крепкохристианами») из-за их радикального настроя, иногда даже оборачивавшегося самосожжением в случае преследований).
Старообрядцы в наших землях также возводили свои храмы – они звались у них «моленные». Руководили службой в моленных духовные наставники, наиболее просвещенные среди членов общины. Нередко это были женщины. Самым первым является свидетельство о старообрядческой молельне в д. Глядково на Вязовщине (А.И.Сизов. У истоков Великой. 2003г., с.63). Она действовала в середине 30-х гг. XIXв. При дворе крестьянина Терентия Васильева, и была уничтожена 24 марта 1838г. по распоряжению самого министра внутренних дел. То были времена наибольших гонений на старообрядцев, царствование Николая I.
Попыткой примирить староверов с официальной церковью стало «единоверчество», возникшее в 1799-1800гг. среди московских купцов-старообрядцев. «Единоверцы», признавая Св. Синод и Государя, вели свои службы по старым обычаям и старым книгам, и получали «новообрядческих» священников (т.е. они, таким образом, признавали и «благодать» никонианской церкви). При Николае I всех старообрядцев пытались насильно сделать «единоверцами», поставив под контроль Синодальной церкви. Само «единоверчество» рассматривалось властями как промежуточный шаг к полному возвращению «заблудших» в лоно церкви. Единоверцам передавались некоторые храмы и необходимое для моления имущество.
28 июня 1859г. вязовским единоверцам была передана одна из тамошних церквей – Александро-Невская. Она стала одной из шести единоверческих церквей в Псковской губернии, сюда приезжали молиться из Великолукского, Опочецкого, Новоржевского, Холмского и Себежского уездов. Правда, решением вопроса это не стало, потому как многие старообрядцы этот новый «толк» игнорировали, придерживаясь своих старых обычаев. Спустя некоторое время Александро-Невская церковь вновь была передана Псковской епархии.
Нужно сказать, что переубедить старообрядцев в преимуществах новой веры действительно было делом нелегким. Недаром в районы, «зараженные расколом», назначались самые подготовленные священники, такие, как отец Стефан Синайский, настоятель Новской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Связано это было с тем, что они, старообрядцы, гораздо лучше знали Священное Писание, чем «никониане» в своей массе. Обходясь без священников, они сами постигали основы веры, недаром процент грамотных среди них во все времена был существенно выше, чем в среднем по уезду.
К началу ХХ века старообрядцы Вязовщины, Руновщины, нынешней Островской волости и др. молиться отправлялись в д. Пружанец, что ныне на территории Пустошкинского района. Там была известная моленная, привлекавшая их со всей округи. Что касается старообрядцев, населявших южные земли нашего района, то у них моленных было даже две. Одна, о которой уже говорилось – в д. Обитель. Другая – неподалеку, в д. Шитьково. Обеих деревень сейчас нет, сохранились лишь старообрядческие кладбища, отличающиеся своим обликом от «православных»: на старых могилах там установлены камни с высеченными на них осьмиконечными крестами, иногда – с надписями старославянским «уставом». Есть устные, но непроверенные свидетельства того, что вторая моленная, в Шитькове, была построена в начале ХХ века, когда в 1906г. был принят закон о веротерпимости, разрешивший старообрядцам свободно исполнять свои моления. Она по размерам своим была много больше старой, «обительской», под восьмискатной крышей, которую венчал осьмиконечный древлеправославный крест. Здесь же, у моленной, был дом духовника (члены общины называли его «попом», хотя, будучи «беспоповцами», причастия и миропомазания от него не получали). В 20-30-е гг. им был Ларион Семенович Дубковский, родом из-под Новоржева, после смерти своей похороненный тут же, в Шитькове.
Обе моленных были закрыты во второй половине 30-х гг. Здания были разобраны, бревна свезли в д. Ракитино, намереваясь использовать их для расширения здания Ракитинской школы. Планам этим помешала война…
Есть также сведения о том, что старообрядческая моленная была и в Новосокольниках в 20-е гг. Она располагалась в одном из частных домов. К сожалению, адрес ее и дальнейшая судьба неизвестны.
Старообрядцы и ныне проживают в нашем районе. Сейчас все они считают себя приверженцами «поморского» согласия. Ранее наставников и духовную литературу они получали из Риги, теперь же, в силу известных событий, таким центром стал Санкт-Петербург, где находится Невская Старообрядческая Поморская община. Всего на территории России существует около 100 «поморских» общин (и около 200 – за пределами России). На моления они отправляются в Невель, где существует община, и на частой квартире действует импровизированная моленная. Так как по уставу «поморцев», службу можно вести «по нужде» без священника и без литургии, то проводят ее там женщины, с благословения наставника Невской Старообрядческой Поморской общины, главы Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Олега Ивановича Розанова.
Информация взята с сайта моего друга и земляка Игоря Тимофеева.

 

www.pustoshka.ru
ПО МАТЕРИАЛАМ ПУСТОШКИНСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот еще небольшой штрих к портрету моих предков, переселившихся в 18 веке в далекую Сибирь, но сохранившие свою самобытность, гОвор и безудержную удаль.
Деревня тринадцати фамилий

 

Этот материал в газету предоставила директор районного историко-краеведческого музея Елена Дмитриевна ЮРИНОВА. Сотрудникам музея удалось найти его в Интернете. Предлагаем вам, уважаемые читатели, познакомиться с историей переселенцев из гультяевского края в Сибирь после отмены крепостного права

 

Бывшая учительница, а ныне пенсионерка Вера Лукьяновна Киселева о Новолоктях знает практически все. Консультации по сбору краеведческого материала она получила от ученых из Московского этнографического института. Студентки филологического факультета Ишимского педагогического института - частые гости в ее доме. Вера Лукьяновна - из семьи самоходов. И может часами рассказывать о традициях, обычаях и укладе жизни своих предков. Когда она сама в конце сороковых годов училась в педучилище, однокурсницы ей порой говорили: "Вер, ты говоришь, а мы ничего из твоей речи не поймем: "Деука, да кого ты надела, кохту?". Ну, разве это по-русски?!".
В 1970 году Киселева вместе с учениками начала сбор материалов по истории села. Благо, в те времена были живы дети первых жителей деревни. И Вера Лукьяновна понимала: надо торопиться, иначе бесценные свидетельства и факты исчезнут вместе с бабушками-дедушками навсегда. Ребята не только скрупулезно фиксировали рассказы старожилов, сохраняя в записях их неповторимый говор, но и вели переписку с архивами Тобольска, Ишима, Пскова, Витебска. Из микрофотолаборатории Ленинграда в Новолокти прислали копии первой Всероссийской переписи населения 1895 года по Локтинской волости Тобольской губернии, а через несколько лет директор из села Гультяи Пустошки некого района Псковской области (часть Витебской губернии, откуда прибыли самоходы, впоследствии отошла к Псковской области) пригласил новолоктинских ребят на родину их прапрадедушек. Гультяевцы накормили с дороги сибиряков картошкой с жареным салом, поставили на стол молоко, хлеб с крупной солью. Отведали ребятишки крестьянское угощение и сказали: словно мама накормила. Как дома. Даже картошку одинаково в Новолоктях и Гультяях жарят. Долгое время новолоктинские самоходы жили особняком. На всю большую деревню (по переписи 1903 года) всего тринадцать фамилий: Гультяевы, Смарыгины, Болтуновы, Кошины, Маркеевы, Шаркеевы, Жгуновы, Мутьевы, Залесские, Киселевы... Замуж девки выходили за ближайших родственников. Настоящим, "взаправдашним", супругом мужа порой не считали. Сами посудите: у жениха и невесты деды - родные братья.
- Самоходы в отличие от собранных, сдержанных, обладающих внутренней культурой сибиряков рубаха-парни, - говорит Вера Лукьяновна, - вся душа у них нараспашку, как, впрочем, и ворота, и дверь в избу. Гребень им никогда не был нужен: волосы пятерней расчесывали. Лапти упрямо носили, ни за что не хотели менять их на сапоги. Покупали лыко на ярмарках и плели для себя привычную обувку. Самоходы выносливые и добрые. Трудиться всегда любили и умели, недаром из соседних деревень зажиточные мужики предпочитали брать новолоктин-цев в наемные работники и няни.
Новолоктинские встречи
В получасе ходьбы от д. Новолокти - маленькая деревенька в одну улицу - Локти. И от чего пошло такое чудное название селений - бог весть. Может, дорога к месту изгибом, излучиной шла - никто теперь не скажет и не объяснит. Плечами локтинцы и новолоктинцы пожимают. Хотя всем известно: Локти - деревня очень старая. Недавно у нее был юбилей - 275 лет. По архивным справкам год ее рождения - 1729-й. Издавна жил в ней сибирский основательный народ со своим укладом и традициями.
А в середине позапрошлого столетия к ним пришли свободные крестьяне Витебской губернии Невельского уезда Гультяевской волости. Самоходы. В Локтях местные мужики настороженно приняли новоселов. Время шло, а мир между ними никак не ладился. И тогда отчаянный пришлый народ, привыкший к дальним путешествиям, отправил ходоков в Питер испросить разрешения у высокого начальства поселиться в другом месте. "Командировочные" вернулись с добрыми вестями. В столице разрешили занять свободные земли вблизи Локтей.
Так в 1866 году появились Новолокти
Информация взята с сайта моего друга и земляка Игоря Тимофеева.

 

 

www.pustoshka.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Минском архиве ф1297 оп1 д7893 "Канцелярия генерал-губернатора". Есть документ "Пустошка дер. Витебского у-да, Витебской губ-нии", если еще раз там буду, попробую посмотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Минском архиве ф1297 оп1 д7893 "Канцелярия генерал-губернатора". Есть документ "Пустошка дер. Витебского у-да, Витебской губ-нии", если еще раз там буду, попробую посмотреть.

Посмотри по дате, пожалуйста, потому что скорее всего это не та Пустошка.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Посмотри по дате, пожалуйста, потому что скорее всего это не та Пустошка.

А что дата?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А что дата?

Да потому что Пустошка возникла в 1901 году на пустыре, который помещик отдал под станцию. А в Витебской губернии Пустошек насчитывалось более 2-х десятков.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да потому что Пустошка возникла в 1901 году на пустыре, который помещик отдал под станцию. А в Витебской губернии Пустошек насчитывалось более 2-х десятков.

 

Ты меня разочаровал, смотреть тогда не буду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, привет.
А не помнишь ли ты такого Анатолия Булычева, внука Степана Гультяева?
Если понишь - напиши.

 

Вот такое письмо я получил совсем недавно, действительно из прошлого, не совсем далекого в мировом масштабе, но 31 год в жизни одного человека- это много.
Действительно писал мой давний друг, который приезжал в деревню Рудо с...Кунашира, на лето к дедушке. 31 год. Я даже не вспоминал уже о нем. И вот в процессе переписки он прислал мне это фото.
3b671a2ec5a5.jpg

 

Фото дома, в котором я родился, где прошли мои счастливые 11 лет. Дом, постройки 1892 года. До 1966 года стоял не облицованный. Есть его фотографии более раннего периода. Точно есть. Я помню и обязательно вывешу. Дом, который купила моя покойная бабушка и переехала в него после войны. Дом, который чудом уцелел и стоит до сих пор. Живут в нем дачники, но говорят, что живут даже зимой. Вот такие раньше дома строили. Такая древесина была не только в сибири, но и в средней полосе России. Знаю, что он 2-жды "подрубался", тоесть менялись 2-3 нижних венца. Но все остальное из позапрошлого века. К чему я это все начал писать? К тому, что в следующем своем сообщении я опубликую переписку с далекой Канадой, где тоже, оказывается знают о существовании маленькой деревушки Рудо.

 

Берез этих тогда не было. Здесь была большая поляна, где отец косил траву.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сереж, фото не видно.
А как Анатолий Булычев на тебя вышел?

 

Фотографию подвешу. А Анатолий сидел в Даляне, арестованный на рыболовецком судне. И скучно ему было и тоскливо. Набрал он в поисковике деревню своих предков "Рудо" и вышел на наш сайт и на меня. Сейчас мы, по прошествии 31 года снова общаемся. Вот такая вот история.
А что касается Канады, то у меня проблемы с кодировкой нашей переписки. Что-то я сделал не так и теперь не могу открыть, хотя много интересного почерпнул из нее. А недавно мне подарили "Энциклопедию Псковской области". Там есть упоминание о дереане Гультяи и пунце-панцирных боярах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот такое письмо я получил совсем недавно из Торонто:

 

Здравствуйте, Сергей!

 

Случайно нашла в интернете ваше сообщение от 2003 о происхождении фамилии
Гультяевы, и дальше сообщения от Гультяевых - аж до 2007 года. Моя фамилия
такая же, отец - тоже из деревни Гультяи. Правда, в его рассказах были
объеденены обе две иринины версии происхождения фамилии: дескать, люди
бежали из центральных районов России на окраины (сегодняшняя трасса Москва -

 

Рига) от крепостничества - это называли: "гуляли", из-за чего оказывались
вне закона, селились в свободных землях, становились однодворниками
(победнее) и панцырниками (побогаче и с оружием), смешивались, защищались. А

 

Екатерина призвала их на службу (т.е. они там уже жили раньше).
В детстве меня отец (увы, он умер несколько лет назад) возил в Гультяи. Я
сейчас с мужем и двумя почти взрослыми дочками живу в Торонто, российское
гражданство имеем. Если будет настроение поговорить о нашей "родовой"
деревне - пишите, буду рада получить весточку. Отец при жизни очень
интересовался всем этим, записал, что сам сумел узнать. Если ответите,
намылю, все, что есть, хоть и немного, но...
Марина Гультяева

 

далее завязалась переписка, которая к сожалению довольно быстро оборвалась:

 

>Здравствуйте Марина!
>Огромное спасибо за Ваше письмо. Вашу версию происхождения Гультяевых
>слышу впервые. Но она более подходит именно к нашим Гультяевым. И
>укладывается в схему панцирных и путных бояр. А как звали Вашего отца?
>Где Вы жили в Гультяях? Остались ли у Вас родственники? В Гультяи мы
>переехали в 1979 году из деревни Рудо, что стоит на трассе Санкт
>Петербург- Киев. Поселились у Гультяевского озера, там где раньше стоял
>"скотник", который потом сгорел и отец на этом месте построил дом.
>Родители до сих пор живы. По отцовской линии мы Зарембо, но моя
>бабушка- его мать была в девичестве Гультяева. С такой фамилией иметь
>родственные связи маловероятно, да я и не исследовал, пока родословную
>по этой ветке. Но тем не менее. Я живу в Москве. В Гультяях бываю
>довольно часто. Если Вам интересно, могу прислать фотографии знакомых
>Вам, или просто интересных мест.
>С уважением,
>Сергей Зарембо.

 


Здравствуйте, Сергей!
Уж и не знаю, про одну ли деревню Рудо мы говорим?
В 19 веке эта деревня называлась - чур не падать в обморок - Мудари Гультяевской волости Невельского уезда Витебской губернии (позднее Псковская область). Означало название всего-навсего "Выдумщики". Это деревня детства моего отца, хоть он и родился в Новгороде, но в шесть месяцев был перевезен в деревню Васьково, которая была ликвидирована в коллективизация и году в 39-40 на санках спеленутый какой-то тесной одеждой был перевезен в Мудари. А свозили туда бывших хуторян из ликвидируемых окресных деревень, потомков тех самых однодворников и панцирников. Деревней Рудо она станет только после войны, восстанавливаясь из пепла, начинаясь с землянок, возводимых возвращающимися жителями, среди которых была и моя бабушка.
Мой отец Вячеслав Матвеевич Гультяев, его мама, моя прабабушка - Анастасия Прокофьевна Гультяева (в девичестве Казакевич) - дочь Прокофия Федоровича Казакевич и Матрены Алексеевны, дочери Алексея Жгуна.
В бывшую Гультяевскую волость мы втроем (бабушка, отец и я) ездили, видимо, где-то в конце 60-х, мне тогда было меньше 7 лет. Приютили нас тогда в деревне Рудо (или все же в Гультяях?) двоюродный брат моей бабушки Михаил Андреевич Гультяев (? - 1.06.1984) и его жена Анастасия Устиновна (она родилась в декабре 1900 и трагически погибла - сгорела в собственной избе 3.03.1986), ветка от самой старшей из выживших детей Алексея Жгуна - Прасковьи Алексеевны и ее мужа Гультяева Андрея Семеновича.

 


Это дом Михаила Андреевича Гультяева, который действительно сгорел, к сожалению. Фото сделано с соседского двора, Степана Гультяева, его внуком Анатолием Булычевым, который любезно предоставил мне это фото из далекого китайского порта Далянь, где он находится уже второй год:(

 

024f085529a0t.jpg

 

Их внук, сын Михаила Андреевича и Анастасии Устиновны, звать которого Василий Михайлович (родился 24.09.1928) в наш приезд очень болел.
О нас так заботились тогда, стараясь обеспечить нам "городскую жизнь". Их внук, Виктор, сын Василия Михайловича и, таким образом, мне уже четвероюродный брат, даже выступал проводником в нашем пешем переходе (два с половиной часа хода) в деревню нашего прапрадеда Козодои, еще к какой-то дальней родственнице. Виктор был великолепным проводником, показывал, как копать червей, ловить рыбу, ловить раков. Я тогда впервые ела раков - и таких вкусных :) больше никогда уже не пробовала. Там же впервые каталась на
лошади: верхом без седла, лошадь какой-то суровый дядька медленно вел под уздцы и снисходительно улыбался восторгу городского ребенка. С родной сестрой Виктора Валентиной (кажется, младшей) мы играли, помню, как не хотелось с ней расставаться. Кажется, была еще сестра Надежда. Еще помню, что мой отец кому-то в деревне, залезая на столб, проводил электричество. По самой первой специальности он был электриком, почему-то в том доме электричества не было, и моему отцу пришлось тряхнуть стариной, хотя к тому времени (побывав шахтером, журналистом, закончив таллинское горное училище и московский литинститут) он уже был литературным редактором в городе Горьком, теперь Нижнем Новгороде).

 

В тех записях, которые остались у меня от отца, ветка, где встречается фамилия Заремба (с А на конце) - идет от Алексея Жгуна (Лексухи) (р. 1806, умер в 1911, деревня Козодои Гультяевской волости Невельского уезда Витебской губернии - нынешняя Псковская обл). Эти Заремба-Пузыня-Казакевичи-Соболевы к концу 20-го века жили в Риге, Клайпеде, т.е. оказались в Латвии. Туда же, и в литовский Паневежис ведут еще две ветки от того же Алексея Жгуна.

 

Но и в другой ветке от Ивана Гультяева из деревни Васьково той же Гультяевской волости встречается фамилия Заремба. Один из многочисленных двоюродных (а были и родные) братьев моего деда Матвея Гультяева (род. село
Леонтьево) - Филипп (1912/1940/41) был женат на Евгении Заремба (? - 1941/45), их сын Вадим был сдан в приют, и больше о нем ничего не знаю.
Фотографии посмотреть интересно, тем более места и не так уж знакомы :) СПасибо за ответ, Марина

 

а это был мой последний ответ:

 

Здравствуйте Марина.
Читаю Ваше письмо, и мурашки бегут по коже. Как это было давно. Даже не верится, что кто-то мог присутствовать тогда в нашей глухой жизни.
Но давайте по порядку.
Деревня Рудо и Мудари- две разные деревни, объединенные в 50-60-х годах.
Я родился и жил в Мударях. Деление проходило следующим образом: Та часть, что до трассы- Мудари, а на трассе уже Рудо. Если Вы вспомните, как шли от асфальта(так называлась трасса Питер-Киев), переходили большой ручей и первый дом на горе справа- был нашим домом.
Моя бабушка- Зарембо Анна Ерофеевна, в девичестве Гультяева. Прадед Гультяев Ерофей Романович. Родом они были из деревни Демидово. Это недалеко от Васьково. Кстати ни одна из этих деревень не сохранилась. Так одни названия и дубы, что до сих пор стоят, по одному в каждой бывшей деревне.
Михаил Андреевич Гультяев- в деревне его звали Мишенька, причем тогда это звучало совсем не уменьшительно- ласкательно. Василий Михайлович- его сын. А детей у него было 4-ро. Старший Михаил(не Виктор), Галина, Надя(моя одноклассница, сверстница, соответственно) и Валентина, самая младшая. Еще к Мишеньке приезжал внук из Невеля- Юрий. Он был старше меня на год. Его я не видел уже лет 30. Слышал, что он где-то в армии служил. То ли контрактником, то ли просто так. Дом у Мишеньки точно сгорел, но баба Настя, если помните, она была согнута крючком, не сгорела, а умерла своей смертью, насколько я знаю. В детстве я увлекался фотографией и первый мой снимок, уже пожелтевший - дом Вашего двоюродного дедушки. Поищу- обязательно пришлю.
Кстати, если Вам интересно, я могу зарегистрировать домен, что-нибудь типа www.rudo.ru или www.mudari.ru и там можно будет публиковать историю, родословные и прочие интересные факты. Так как я понимаю, что у Вас фактов этих пребольшое множество.

 

С уважением,
Сергей Зарембо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот уж действительно мурашки по телу, такие отголоски из времени и издалека. А почему прервалась переписка? Это нельзя так закончить и надо разобраться в родственных связях, у меня даже руки зачесались. Серега, пора подходить к этому делу (к составлению Древа) ответственно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот уж действительно мурашки по телу, такие отголоски из времени и издалека. А почему прервалась переписка? Это нельзя так закончить и надо разобраться в родственных связях, у меня даже руки зачесались. Серега, пора подходить к этому делу (к составлению Древа) ответственно.

\
Приступим, приступим.
Главное есть желание и предпосылки. В родственных связях мы разобрались. Их в данный момент не прослеживается, хотя нужно двигаться глубже, я понимаю, а главное теперь знаю, где это искать, с твоей помощью:) Так что скоро приступим:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сереж- прости офтопп, Посмотри в энцеклопедии по Псковской области с. Покровское
Или имение Покровское. Не знаю как лучше. У меня в одном месте написано,( 1899) что женщина уроженка Лифляндской губернии Малупской волости, а в паспорте за 1907 написано Псковская губерния Покровское

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сереж- прости офтопп, Посмотри в энцеклопедии по Псковской области с. Покровское
Или имение Покровское. Не знаю как лучше. У меня в одном месте написано,( 1899) что женщина уроженка Лифляндской губернии Малупской волости, а в паспорте за 1907 написано Псковская губерния Покровское

 

А что конкретно посмотреть Таня?
Территориальную принадлежность? За какой период? Просто у меня есть списки сел Витебской и Псковской губерний. А в этой энциклопедии про покровское ничего нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Существует сайт
www.pustoshka.ru
На нем есть много исторической информации. Есть форум, в котором есть исторический раздел. Можешь написать туда. Некоторые ребята имеют старые довоенные карты Псковкой области. Помогут, если что-то серьезное и принципиальное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Скоро у меня появится очень много информации о нашей маленькой деревне, а пока я размещу несколько фотографий, сделанных Анатолием Булычевым, внуком Степана Гультяева :rolleyes: и присланными мне из далекого китайского порта Далянь :(
bb265b22d7b2.jpg
Деревенский дом. Михаила Гультяева, двоюродная внучка которого ведет со мной переписку из Торонто.
a36a77b5ef2f.jpg
Деревня Рудо, стоит на дороге 3-х царей, Санкт-Петербург-Киев.
34521afb817f.jpg
Дубы стояли у нас в каждой деревне. Это своего рода символ бессмертия. К сожалению многие деревья пережили свои деревни. И теперь их название и место расположения ассоциируются с этими могучими и поистине бессмертными деревами.
a041b0a6b2cd.jpg
Это остановка-место, где собирается местный бомонд.
88abe8d1cdeb.jpg
А это река Рудо, а еще есть озеро Рудо и в них водятся огромные раки, которым могут позавидывать даже Донские :rolleyes:
1723c684d43e.jpg
Это все Рудо. Там внизу за лесочком мой дом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Красивая у вас река, белая на голубом фоне :)

Так они вроде везде так обозначаются :o Просто еще у нас все надписи продублированы на латинице, так это тоже на всех федеральных трассах присутствует, да плюс еще близость границ, Латвия-70 километров, Беларусь- 80
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования