Перейти к публикации

Д. ГУЛЬТЯИ, ПУСТОШКИНСКОГО РАЙОНА, ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


sergey095
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Путные бояре, определение немного по другому звучит )) При королевском дворе состояли на службе также путные бояре. Это - категория служилых людей, обязанных развозить указы, грамоты и др. бумаги. Вообщем - курьер :) Находились часто в пути, ну и дополнительно может быть охраняли вверенные им участки дорог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В моём архиве есть фото - это д.Ромуси или д. Гультяи, а может и обе деревни, т. к. на одном документе размещены две фотографии. Эти фото, я перефотографировала с оригиналов, которые находятся в школьном краеведческом музее с. Новолокти Ишимского р-на Тюменской области. Местный краевед В.Л. Киселёва с учениками Новолоктинской школы, в 1971 году побывали на родине своих предков и познакомились с историей села Гультяи - живописный уголок псковщины.
cd1c7af593e3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Верхнее фото - это д. Гультяи. Одно из 3-х озер, на которых расположена деревня - о. Паново. На другой стороне озера до войны стояла д. Паново. Потом исчезла :(. Сейчас там пасут коров. Озеро замечательно тем, что неглубокое и есть места, по которым его можно перейти вброд. Дом на фотографии- дом одного из наших председателей колхоза. Стоял на окраине деревни. Кстати его дочь, Юринова Елена Дмитриевна - директор Пустошкинского историко-краеведческого музея.
Второе фото - д. Рамуси, так вроде правильно. Я в них был очень давно, но вроде бы от этой деревни уже ничего не осталось

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Путные бояре, определение немного по другому звучит )) При королевском дворе состояли на службе также путные бояре. Это - категория служилых людей, обязанных развозить указы, грамоты и др. бумаги. Вообщем - курьер :) Находились часто в пути, ну и дополнительно может быть охраняли вверенные им участки дорог.

 

- на Руси XIV - первой половины XVI в. бояре, получавшие в управление и кормление пути - отдельные подразделения (конюшего, ловчего, сокольничего, чашника) в дворцовом хозяйстве. - это из энциклопедии, что касается себежских бояр, полоцкого наместничества - так это была настоящая "крыша" отдельных участков дорог, с которых они кормились.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно. а в Пустошкинском историко-краеведческом музее есть документы по истории панцырных бояр Гультяевской волости, статьи? Ещё интересно было бы найти документы или исторические очерки о Гультяевском погосте, Гультяевской церкви. На сайте Пустошка есть только фото храма. Хотелось бы побольше информации найти. Кстати, Церковь Иоанна Предтечи, это и есть Гультяевская церковь? Если есть у кого такая информация, поделитесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По поводу документов не интересовался. Но скорее всего эти документы должны находиться в Невельском музее, все таки Гультяевская волость принадлежала Невельскому уезду. К сожалению я не бываю на Родине в будние дни, поэтому посетить музей не представляет возможности. Что касается церкви, то кроме фотографий информации на месте о ней нет никакой. Единственное что остался один из жителей, который участвовал то ли в перезахоронении настоятелей и монахов, то ли иконы и драгоценности в озере хоронил. Просто по причине его перманентного пьянства ничего толкового от него добиться невозможно. Церковь Иоанна Предтечи - это и есть Гультяевская церковь. Возможно о ней знает больше наш директор библиотеки. Она много статей написала по истории района. Занималась исследованиями. В том числе генеалогическими. Исследовала род Дуве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Невельском районе, в бывшем имении И. И. Михельсона в полуразрушенном виде сохранился храм Иоанна Предтечи и частично парк XYIII в. НЕВЕЛЬСКИЙ Р-Н
Церковь Иоанна Предтечи 1805.
До присоединения Восточной Белорусси к России в 1772 г. земли усадьбы принадлежали крупному польскому магнату князю Радзивиллу. После присоединения они некоторое время считались государственными пока не были подарены императрицей Екатериной II генералу И.И.Михельсону.
"На левой стороне, в нескольких саженях от большой почтовой дороги, красивая каменная церковь, выстроенная с явными претензиями на величественность... На боковом фронтоне значится надпись, гласящая о том, что церковь эта сооружена в 1805 году. Это храм св. Иоанна Предтечи, сооруженный средствами и волею Михельсона во имя его Ангела тезоименника. Церковь подымается среди каменной оградыи вековых густолиственных лип, стройными линиями, как солдаты, вытянувшихся вдоль всех четырех сторон решетчатой в каменных столбах ограды. Сзади церкви, с наружной ее стороны, против алтаря, мы нашли вход, в виде люка, в подземный склеп; сюда провел нас сторож, и мы очутились под самым алтарем, в подземелье сухом, чистом, хорошо освещенном и освежаемом двумя друг против друга окнами, с выбитыми в них стеклами. Перед нами оказались три гробницы: направо лежит Михельсон, в средине его дочь и влево его единственный сын Григорий. «Мошенники, что ограбили церковь двенадцать годов тому назад, — объяснял нам сторож, — сунулись и сюда, — они взломали замки на обеих дверях в этот подвал и открыли гроб генерала. На утро мы нашли его тело вытянутым из гроба, и он оставался торчать торчком, с головой в гробу и с ногами, высунутыми из гроба; его опять вторнули на свое место,— продолжал сторож, — грабители, надо полагать, искали чего-нибудь дорогого в гробу, да не нашли, потому как, изволите видеть, и одежу, да и сапоги оставили на покойнике, вот извольте сами взглянуть..." Это выдержка из статьи. Так вот, вопрос, в статье рассказывается о храме Иоанна-Предтечи в Невельском уезде, но мне кажется это не наш храм, не Гультяевского прихода. Что Вы думаете по этому вопросу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, конечно. Имение Михельсона находится далеко от нас. Церковь Гультяевская называлась "Приписная Св.Духовская церковь на Пашковском кладбище". А вот один их ее престолов - главный именовался "Рождества Иоанна Предтечи". Так что простите, я Вас немного ввел в заблуждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

bd92a450267ct.jpg
Ваша первая фотография сделана примерно с этого места - от Гультяевской 8-летней школы. Это фото 60-х годов. В этой школе учился мой отец. В этой школе учился я. Сейчас от нее мало что осталось, потому что построили новую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3f39e752eef8t.jpg

 

а это сама церковь.
кстати в ее описании фигурируют престолы: главный престол - Рождества Иоанна Предтечи, южный – Крестовоздвиженский (1832), северный – св.Митрофана (1845). Это как понимать? это 3 пристройки? Или что другое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, три престола - это значит, церковь была на три хода. Вот, например, когда панцырные бояре переселились в Тобольскую губ. и основали своё село, они не сразу построили церковь, ехать приходилось в соседнее село Локти, в пяти верстах от Новолоктей. В с. Локти была церковь с двумя престолами: один для сибиряков - старожилов, а другой для самоходов. Второй пристрой был построен на деньги путно-панцырных бояр из Витебской губ. Я фото и небольшую статью об этом помещу в своей теме раздела "Родина предков": с.Новолокти. Кстати, наши темы, как одно целое, Гультяи для самоходов - Родина, Новолокти - самоходы выстроили, основали и это село т.ж. стало им родным домом. Я была в церкви с.Локти, сфотографировала её. Церковь носит название Вознесенская, она сейчас закрыта, необходимо восстанавливать. Так вот, у этой церкви два парадных входа, с разных сторон. Значит и в церкви с. Гультяи так же было, интересно почему три и какой престол для кого? Ведь это не просто так, было три престола...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати везде в информации указано, что церковь была разрушена во время войны. На самом деле во время войны она немного пострадала, так как в ней держали оборону немцы довольно долгое время. С ее высоты простреливались восточные направления на многие километры, что совершенно не характерно для нашей холмистой местности. А разрушена церковь была уже после войны. Из нее местные жители брали кирпичи на печки, так понемногу и разобрали. Причем пользовались услугами заслуженного фронтовика-подрывника, который за бутылку самогона закладывал заряд в стену и отрывал столько кирпичей, сколько было нужно. Ну а после тракторами выкорчевали фундамент, сняли 12 метров холма, сравняли могилы монахов, немецкие и наших солдат, все кости сбросили в одну могилу - и теперь это братская могила с памятником и соответствующими почестями. Единственное, что некоторых местных жителей успели перезахоронить на Пашковском кладбище, ну и еще перенесли туда кресты пунце-панцирных бояр, которые выдалбливались из камня (до сих пор еще можно обнаружить).
На месте церкви построили Сельский дом культуры и здание правления колхоза. На южном склоне оставшегося холма посадили школьный сад. До сих пор яблони плодоносят, а вот на восточном, где были могилы монахов, там же хоронили убитых немцев, там же у подножия соорудили братскую могилу, откуда шло наступление наших войск и шли кровопролитные бои за высоту, пытались разбить парк. Когда я учился в школе мы каждый год весной высаживали там деревья. До нас высаживали и после нас пытались, но так и стоит холм голый. Ни одно дерево так и не прижилось на этом месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И о чём люди только думают, когда творят такие вещи. Надо восстанавливать храмы, а тут разрушают. На фото такой храм красивый, величественный. Его бы в своё время отреставрировать, ещё бы несколько столетий стоял, и место намоленное. Когда в таких местах бываешь, прикасаешься к истории: сто лет назад здесь крестились, венчались, исповедовались твои предки, а сейчас ты на этом же месте можешь зажечь свечку. Только у Гультяевского храма грустная история. Кстати, я и метрические книги Гультяевского прихода нигде не могу найти. В Минском архиве, ни ревизских сказок, ни метрических книг нет, есть только данные по переселениям панцырных бояр из Витебской губ. в Тобольскую. За запрос надо предварительно заплатить за одну фамлии около 4700 руб, и то не факт, что найдут, а если, что и найдут надо будет ещё платить. Как деньги будут надо делать запрос, дороговато только, но что делать B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сейчас на том месте тоже культовые сооружения: сельский совет, где сидел парторг и разбирал на парт ячейке запившего коммуниста-пастуха. А рядом сельский клуб, где брага и самогон текли рекой, где отплясывали (кстати на костях своих предков) несколько поколений жителей Гультяев и ближайших деревень. Где частенько происходила пьяная поножовщина и пр. Вот так мы относимся к своей истории и своим святым местам.
И историй таких грустных даже не тысячи, десятки тысяч. Только на территории Пустошки было несколько синагог и храмов. В д. Чернецово - это сейчас Невельский район стояла церковь-близнец Гультяевской. В д. Вербилово стоял огромный монастырь, в нем до недавнего времени находился районный дурдом.

Что касается Минского архива, то он пострадал во время войны, Витебский - еще больше. Поэтому высока вероятность, что вообще ничего найти не получится. Кстати можно еще попытаться дать запрос в Великолукский архив и Псковский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Великолукский и Псковский я уже писала, там ничего нет (( Так что будем копить деньги на Минский .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3f39e752eef8t.jpg

 

а это сама церковь.
кстати в ее описании фигурируют престолы: главный престол - Рождества Иоанна Предтечи, южный – Крестовоздвиженский (1832), северный – св.Митрофана (1845). Это как понимать? это 3 пристройки? Или что другое?

 

Сергей, проконсультируйте, как Вы делаете, что у Вас фото в форуме маленькое, а когда загружаешь, его можно просмотреть в программе? Я, если загружаю ч/з радикал/фото, то фото в форуме большое и ч/з программу не просмотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все просто. Когда фото загрузится, вам предлагаются различные коды загрузки.
Выбирайте код под номером 3. - Превью - увеличение по клику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из забытого прошлого
Опубликовано: Tigl , Включено: 24/12/2010

 

Петербуржец Николай Васильевич Юринов не историк. История - это его увлечение, рожденное интересом к истокам своего рода Этим исследованием Николай Васильевич занимается давно, а сегодня на страницах нашей газеты он решил поделиться результатами своей работы, которая, думаем, заинтересует многих наших читателей.

 

Своими предками я стал заниматься, когда мне было 22 года. Мною собрано много материалов о фамилии Юриновых - а также, по истории панцирных бояр. Поговорив со многими стариками, живущими в Пустошке, я понял, что потомки панцирных бояр практически ничего не знают о своих предках, что и подтолкнуло меня к написанию этой статьи. В 1992 г. в Санкт-Петербурге был переиздан роман И. И. Лажечникова «Внучка Панцирного Боярина». Там есть немного сведений о боярах. Правда, автор весьма смутно знает о происхождении панцирных бояр.
Начну с того факта - что до конца XV века боярином можно было стать, только родившись в боярской семье. Так было в Новгороде, Пскове, Полоцке и других древнерусских городах В конце XV века и начале XVI. века исчезли бояре Новгородские и Псковские. Об их дальнейшей: судьбе практически ничего неизвестно. В Московском: же государстве имя боярина стало чином.
В древнерусских княжествах, вошедших в состав Великого княжества Московского, сословие бояр, продержалось дольше и разделялось на два разряда: панцирных и путных. Панцирные бояре и были собственно боярами. У них была только одна обязанность - во время войны они должны были воевать. Путные же бояре были рангом ниже. Они развозили княжескую почту и собранные налоги. Вооружение панцирных и путных бояр было одинаковым и состояло из панциря - шлема с забралом, копья и меча. Служили они на конях.
После принятия Литвой католичества в 1386 году начинается постепенный переход из боярства в шляхество. Во второй половине 16 века все бояре Литвы, стали Шляхтой, а вот в Белорусских землях, из-за того что бояре не хотели менять веру, большинство из них составило промежуточное сословие между шляхтой и крестьянством. Часть путных и панцирных бояр получили шляхетство, а бояре Полоцкого и Витебского воеводств добились такого положения, что мало чем отличались от шляхты. Это было зафиксировано 21 февраля 1547 года в грамоте, которую дал полоцким путным боярам польский король Сигизмунд Август.
В 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой, и Восточная Белоруссия вошла в состав Российской империи. В то время подавляющая часть панцирных бояр жила в трех волостях Полоцкого воеводства. Об этом периоде в истории сословия в прошлом веке, были написаны две монографии. Первый труд опубликован в 1867 году и принадлежит В. Вешнякову, а второй вышел в свет в 1868 году и был написан А. Сементовским. Толчком к написанию данных сочинений послужила первая этнографическая выставка в Москве, которая была в 1867 году. На ней от Витебской губернии были представлены костюмы панцирных бояр, которые, вызвали большой интерес. Оба эти автора пишут о боярах, живших в Непоротовской, Езерийской и Гультяевской волостях. Ныне эти земли расположены в Себежском, Пустошкинском и Невельском районах Псковской области. В этих трех волостях было, более 80 тысяч гектаров земли.
История сословия уходит корнями в 14 век. Известно, что предки панцирных бояр служили великому князю литовскому Витовту (1392-1430). Как я уже упоминал, в Полоцком воеводстве, были также путные бояре, которые за военные заслуги в конце 16 века были переведены в раздел панцирных. 17 июля 1579 г. польский король Стефан Баторий перевел Езерийских путных бояр в панцирные бояре, а Непоротовские путные бояре были пожалованы в панцирные в 1597 году. Все эта грамоты были опубликованы в 19 веке и если кто заинтересуется, то сможет найти их тексты в Публичной библиотеке в Санкт Петербурге.
В 1772 году после вхождения Полоцкого воеводства в состав Российской империи панцирных бояр записали в дворцовые крестьяне, хотя в манифесте Екатерины Второй было объявлено что никто не будет ущемлен в своих правах. В 1780 году бояре подали прошение в сенат и после разбирательства 21 января 1788 года Екатерина II под писала указ «Об оставлении в Полоцкой губернии панцирных бояр, написанных в дворцовые крестьяне, по прежнему вольными с правом собственности на жалованные им земли и взимании с них тех же податей, какие платят малороссийские казаки».
До конца 18 века многие бояре имели крестьян. Этих крестьян забрали у бояр и раздали русским помещикам.
В крепостную зависимость попала даже часть бояр, не доказавших своевременное боярское происхождение. В 1783 году боярство доказало лишь 80 фамилий. В дальнейшем это сделали еще ряд фамилий. и мне известны 117 фамилий. Если в 1783 году в трех волостях значилось бояр 3412 душ м.п., а крестьян 2756 душ м.п., то уже в 1795 году бояр-5234 души м. п. крестьян -1660 душ м. п. 8 февраля 1798 г. император Павел велел перевести из крестьян в бояре еще 246 душ. По указу от 2 апреля 1805 г. переведены в бояре 23 души.
Так как помещики требовали вместе с крестьянами землю, то по распоряжению императора Александра I от 3 апреля 1805 г. "было начат" размежевание земель между панцирными боярами и помещичьими крестьянами. Дело затянулось, и в 1819 году бояре отправили в столицу своего представителя Сергея Зарембо, и вслед за этим 7 января 1820 г. император Александр I подписал указ «О размежевании земель между панцирными боярами и помещичьими крестьянами». За этим указом последовал целый ряд постановлений, но размеживание затянулось до 60-х годов прошлого пека. В Гультявской волости оно было произведем В 1864 году, а в Непоротовской и Езерийской волостях еще позже.
В 1806 году белорусский военный губернатор отправил в сенат доклад, и котором указал, что бояре не участвуют в рекрутской повинности не уклоняются от общественных земских обязанностей.
Сенат рассмотрел данный вопрос, а затем последовал указ императора от 8 сентября 1807 года, по которому бояре были обязаны с начала 1808 года давать рекрутов платить подати наравне с малороссийскими казаками.
Население росло. Налоги возрастали. В 40-х годах прошлого века было несколько неурожаев. Все это привело к обеднению бояр. Неоднократные попытки бояр получить дворянство и восстановить свои древние права вызвали у правительства желание переселить их в Тобольскую губернию. Поддавшись на обещания, часть бояр переселилась в Тобольскую губернии. За период с 1849 года по 1859 год в Сибирь переселилось 3815 душ обоего пола. Они были поселены в Курганском, Ишимском и Тарском уездах Тобольской губернии.
Известно, что 22 фамилии бояр, в основном Гультяевской волости предоставили грамоты, на основании которых хотели получить дворянство, но эти документы затерялись в делопроизводстве.
Последний раз бояре ходатайствовали о дворянстве в 1844 году, по дело завершилась тем, что в 1861 году вышли указы, по которым панцирные бояре полностью приравняли к крестьянам.
А теперь я привожу список известных мне фамилий бояр:
Непоротовская волость:
Альхимовяч, Бардзей, Века, Борода, Богданович, Гвоздь, Голуб, Гришмановский, Демешков, Должененок, Дроздецкий, Желудь, Жигновский, Игнатович, Лануха, Лапьевский, Ломонос, Луппа, Мазура, Маляшка, Марисяненок, Масло, Mелех, Мишаня, Москаленок, Никаненок, Олехнович, Партаненок, Нереимков, Нимененок, Иоделу, Познахарка, Полуйка, Понтусов, Сертнев, Тябухто, Федулов, Халодилы, Ходюн, Хролович, Цимчененок, Цябутов, Шавынский, Шамшов, Шершень, Школа, Шлянской, Яхименок, Патрнкевич (49 фамилий).
Езерийская волость:
Бабура, Брылев, Вылетков, Гуляка, Демешков, Зуев, Калина, Литвинов, Панфилов, Пужминцов, Пузыня, Пухлов, Сыпрынович, Синица, Сковорода, Шапилин (16 фамилий).
Гультяевская волость: Базылевич, Балажеров, Бартонов, Бахтанав, Болдыш, Болтун, Боровка, Бражников, Брень, Будинок, Гультяй, Дощарь, Жаламский, Жгун, Жигач, Залесский, Заремба, Казакевич, Калина, Капшев, Кисель, Коваленок, Козары Кошин, Ласица, Мануйлович, Косарь, Маркевич, Вороненок, Мусев, Мутьев, Назыров, Поваленный, Пузыня, Радкевич, Раев, Ралов, Рогач, Самохвал, Окарина, Слесарь, Сморыга, Табутович, Терещенок, Фешков, Фуртай, Домутьев, Шалыга, Шановал, Ширкевич, Шлык, Юринов (52 фамилии).
Бояре Калины и Пузыни жили в Езерийской и Гультяевской волости, но они не родственники. У Гультяевых, Mануйловичей и Мазуровых общего предка звали Мануил. У Альхимовичей и Маркевичей предка звали Альхан.
Предком Юриновых, судя по всему, был полоцкий боярин Григорий Юрьевский, живший в конце 15 и начале 16 веков. Его три сына Гаврила, Константин и Федор в Полоцкой Ревизии 1552 года занесены в список шляхты. Где находилось их родовое имение Юрьевичи, мне до сих пор выяснить не удалось. Последние бояре до конца 15 века носили фамилии на «ич», затем стали на шляхетский манер добавлять окончание «ский». В конце 16 века многие из бояр вернулись к своим прежним фамилиям. Фамилия Юринов появилась после 1772 года, до этого времени в течение 17 и 18 веков предки Юриновых называли себя Юрьевичи или Юрыны, указывая на то - что их далекого предка звали Юрий - Юрьевич - Юрьевский, - Юрьевич - Юрын - Юрынов - Юринов.

 

Н. ЮРИНОВ, г. Санкт-Петербург. Опубликовано в газете "Вперед" от 3 и 4 августа 1996года.
Материалы подготовлены и предоставлены Игорем Тимофеевым
http://pustoshka.ru/ru/modules/sections/in...e&artid=172

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Где бы найти подтвердительные грамоты на статус боярства, панцирных бояр Гультяевской волости с фамилиями? Случайно, Tigl не знает как связаться с Н. Юриновым?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю нет.
Попрошу его поинтересоваться у директора библиотеки районной, может она знает.

 


Постараюсь узнать у директора краеведческого музея.
Я поеду на Рождество, может получится увидеться.

 

Вот, что я сейчас вспомнил:
Грамот Гультяевских пунце-панцырных бояр нет нигде потому, что тот самый Заремба вез их в Петербург, но не довез. То-ли его убили по дороге, то-ли он их потерял. В общем нет этих грамот. А вот откуда эта информация появилась у меня, сейчас сказать не могу. Может быть это и объясняет то, что Вы не можете отыскать грамот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, интересно. Значит, убили Зарембо, которого отправили в столицу. Про Н. Юринова обязательно надо узнать, обычный адрес, а может у него почта есть электронная.Ннадо ему написать. Где он взял фамилии Гультяевской волости- это понятно. Эти же данные есть в Новолоктинском музее, куда он обращался или даже приезжал. А вот где он взял информацию, что все эти фамилии принадлежат боярам? Может быть он нашёл документ, подтверждающий статус боярина, в котором и были указана волость и фамилии панцырных бояр. Вот, например, Н. Юринов пишет: "В 1783 году боярство доказало лишь 80 фамилий. В дальнейшем это сделали еще ряд фамилий. и мне известны 117 фамилий. Если в 1783 году в трех волостях значилось бояр 3412 душ м.п., а крестьян 2756 душ м.п., то уже в 1795 году бояр-5234 души м. п. крестьян -1660 душ м. п. 8 февраля 1798 г. император Павел велел перевести из крестьян в бояре еще 246 душ. По указу от 2 апреля 1805 г. переведены в бояре 23 души."
Где он нашёл эти данные, что 80 фамилий подтвердили своё боярство, а потом ещё 117 фамилий? Только Н.Юринов может нам ответить на этот вопрос. Так что. Сергей, вся надежда на Вас! Надо найти адрес...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования