Перейти к контенту
Laskin V.

Поселок Юшала: история уральской глубинки.

Рекомендуемые сообщения

Поселок Юшала: история уральской глубинки.

 

В 1666 году некий иностранец, путешествовавший по России в обществе 46 офицеров, писал в своем дневнике: «Страна Сибирская очень велика, простирается далеко на север и северо-восток, так что никто не знает, где она кончается». Сибирь всегда была «отпрыском России на мать непохожим».
Иностранец тогда уповал: «Там стоит такой холод, что благодаря морозам, страна совсем неплодородна; туда же посылаются закоренелые преступники, находящиеся в самой большой немилости; оттуда же получают лучшие соболя и черные лисицы».
Несколько веков спустя на стыке России и Сибири возникнет населенный пункт Юшала – это станция железной дороги – своеобразный и очень интересный поселок. Он взял от Сибири трескучесть морозов, богатство лесов, закаленность и прыткость людей, населявших его. От России ему досталась деловитость, цивилизованность, да и, пожалуй, все остальное.
Потом сложится так, что административно Юшала будет подчинена уральским губерниям – Пермской и Екатеринбургской, а затем и образованным на их территории областям – Уральской, Челябинской, Свердловской.
Урал – это уже не Великороссия, но еще не Сибирь. Уникален этот край как, впрочем, и все, что с ним связано. Годами Юшала, подобно пограничному Уралу, впитывала в себя лучшие элементы культуры европейцев и азиатов, русских поселенцев и местных аборигенов. И этот синтез в дальнейшем определит неповторимый «жизненный» путь поселка.
В настоящее время поселок Юшала административно подчинен Тугулымскому городскому округу и находится на юго-востоке Свердловской области в 270 км от Екатеринбурга и в 84 км от Тюмени. Его высота над уровнем моря – 192 метра.
Юшала как и любой географический объект имеет свои координаты - 58? северной широты и 64? восточной долготы, располагается на Западно-Сибирской равнине. Эта равнина длительное время была дном древнего моря, где накапливались осадочные горные породы. Есть множество доказательств о морском происхождении нашей местности: характерны для этого края заболоченность, обилие кварцевого песка и глины, а в окрестностях поселка в песчаных карьерах местные жители до сих пор находят удивительные «морские» находки - зубы четвертичной акулы. Суша медленно поднималась и море ушло. О том, кто обитал в этих местах в то древнее время, могут рассказать находки земли юшалинской: чуть более десяти лет назад в одном из песчаных карьеров были обнаружены кости какого-то крупного ископаемого животного, скорее всего, шерстистого носорога.
Климат у нас континентальный – поселок находится далеко от морей и океанов. Но, тем не менее, местность испытывает влияние Атлантического океана, что смягчает зимы.
Территория Юшалы в настоящее время составляет 381 га. Близлежащие леса – тайга с элементами лиственного леса - главное природное богатство. Здесь можно встретить самые разные виды грибов, ягод, лекарственных растений. Животный мир типичен для юга лесной зоны Западной Сибири. Из хищников можно встретить медведей, волков. Водятся в лесах и промысловые пушные звери: белка, лиса, бобер, соболь, куница, ласка. Среди прочих представителей фауны есть в наших местах и неуклюжий барсук, мех которого малоценен, но жир обладает целебными свойствами, а мясо съедобно. В окрестностях обитают различные птицы: черный большой пестрый и трехлапый дятел, кукушка, филин, глухарь, рябчик и другие пернатые. Среди пресмыкающихся и земноводных встречаются лесные гадюки, ужи, живородящие ящерицы.
Сегодня я предлагаю Читателю совершить прогулку в прошлое и посмотреть на станцию Юшала на разных этапах исторического развития, а за одно познакомиться с людьми, которые были свидетелями событий тех далеких лет. Что-то Читателю уже будет известно, а какие-то материалы предстанут на Его суд впервые. Итак, в добрый путь...

 

Краеведы полагают, что важную, если не основную, роль в возникновении поселка Юшала сыграла Транссибирская железнодорожная магистраль. До прокладки полотна на месте современного поселка шумел сосновый бор, простирались болотные топи.
Интересно, что уже в начале 80-х гг. ХIX в., в Петербурге шли споры по поводу географического расположения Транссибирской магистрали. В одном отношении мнения были достаточно единодушны: в Сибирь, к судоходным рекам Обского бассейна необходимо «тянуть» железную дорогу. На Урале еще только разворачивалось строительство горнозаводской дороги (в мае 1875 г.), а Комитет Министров признает необходимость ее продолжения от Екатеринбурга до Тюмени. Строительству помешала русско-турецкая война 1877-1878 гг., которая опустошила государственную казну. А тем временем появились другие предложения: пермские и ирбитские купцы, заручившись поддержкой в столицах, начали компанию за строительство линии Нижний Тагил – Салда – Алапаевск – Ирбит. Предприниматели и городская дума Тобольска предложили свой вариант, по которому железная дорога должна быть проложена от Нижнего Тагила до Тобольска через Ирбит.
Однако направление Екатеринбург – Тюмень поддержали, подчеркнув при этом, что речь идет о создании участка большой магистрали из центра России в Сибирь генерал-губернатор Западной Сибири, а затем и министр финансов Н.Х. Бунге. Министерство финансов заявило, что изыскать в казне 10-11 миллионов рублей для строительства столь важной магистрали не составит большого труда, вдобавок ко всему, деньги из казны, затраченные на строительство дороги, доставили бы заработок населению прилегающих к будущей трассе районов, пострадавших от неурожая 1880 года.
Осенью 1880 года Комитет Министров принял предложение министра финансов, а царь утвердил его своим указом. Стройку отложили из-за приближающейся зимы. В новом 1881 году снова начали выдвигаться другие, в том числе и радикальные варианты по переориентации железной дороги на более южное направление Самара-Омск. Но 22 мая 1882 года в журнале Комитета министров появилась резолюция Александра III: «Относительно участка от Екатеринбурга до Тюмени исполнить по мнению большинства, изыскания произвести безотлагательно и рассмотреть в Комитете Министров для обсуждения направления Сибирской магистральной линии». Пока велись изыскания и выяснялось «мнение большинства», шла подковерная борьба железнодорожных дельцов за получение концессии на строительство новой линии. Однако решено было произвести строительство за счет казны.
За расположение магистрали в пределах Камышловского уезда выступал и известный предприниматель Альфонс Фомич Поклевский – Козелл. Он, исходя из своих деловых и коммерческих интересов, приложил все усилия, чтобы станция вблизи Талицкого завода находилась на выгодном ему месте. Дальновидный Альфонс Фомич с предпринимательской точностью рассчитал, какую выгоду для развития его коммерции дадут железные дороги, насколько ускорится оборот денег и товаров13. Так, вместо станции у деревни Луговая Чупинской волости появилась станция Поклевская.
Постройка Екатеринбургско-Тюменского участка, общей протяженностью 349,6 версты начались летом 1883 года и в основном закончились к концу декабря 1885 года. Вся линия от Екатеринбурга до Тюмени была разделена на 5 строительных участков. Для наблюдения за порядком на стройке были назначены два жандармских чина.
«Днем открытия … железной дороги избран был Николин день – 19 декабря 1885 года», - сообщала «Екатеринбургская газета» в №49 за 11 декабря 1885 года. «… По отзывам компетентных лиц, дорога устроена образцово и обошлась дешевле других дорог, построенных казенным способом…». Освящение дороги состоялось 28 июля 1886 года в городе Камышлов.
Станция Юшала, как и другие станции железной дороги, была снабжена с обеих сторон входными сигналами, состоящими из зеленых дисков и семафоров. Семафоры имели деревянную мачту четырех саженей высоты. На всей протяженности железной дороги были уложены стальные рельсы, которые имели нормальную длину 22 фута и были изготовлены на Нижне-Салдинском заводе Демидова.
Думается, что Юшала того времени представляла собой небольшое поселение железнодорожных рабочих, которые технически обслуживали станцию.
Само станционное здание, стоявшее на кирпичном фундаменте, было выполнено из добротного соснового леса и покрыто железной кровлей. Вероятно, на здании вокзала с фасадной части на крыше были устроены деревянные шпили, так называемые флагштоки. Дело в том, что в 1881 году был учрежден флаг министерства путей сообщения, который представлял собой белое полотнище с полосами российского национального флага в верхнем левом углу и синей эмблемой МПС из топора и якоря с правой части. На вокзалах этот флаг поднимался в особых случаях, а также при проезде царя.
Так на перекрестке практически непроезжих проселочных дорог, ведущих из деревень Талман, Борзиковой, Марковой в Яр, Рамыл, Ертарку, появилась станция Юшала, а дата 19 декабря 1885 года стала фактически ее днем рождения.
В адрес-календаре Тобольской губернии за 1888 год обнаружил упоминание о Юшале в расписании железной дороги:
«Станция Юшала
- от Тюмени – 73 версты, стоянка 9 минут
- от Екатеринбурга – 232 версты, стоянка 6 минут». Известно также, что поезда, идущие из Сибири в Россию, носили четную нумерацию. Согласно правилам, выход на станционную платформу до первого звонка пассажирам не дозволялся. Услышав первый звонок, пассажиры имели право занимать места в вагонах. После третьего звонка в вагоны никто не допускался.

 

Расположенный вблизи Юшалы Сибирский тракт со строительством железной дороги совсем пришел в запустенье. Русский литератор А.П. Чехов пишет в своем дневнике во время путешествия по тракту на Сахалин в 1890 году: «Тяжело ехать, очень тяжело, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, течет цивилизация!». Сегодня Сибирский тракт относится к разряду проселочных дорог местного значения. От Юшалы он расположен на расстоянии чуть более трех километров, от федеральной трассы – на 150-200 метров.

 

«Путеводитель по Уралу» за 1899 год кратко и вскользь упоминает о Юшале: «Следующая за Поклевской станции Юшала и Тугулым ничего из себя не представляют». В отличие от Поклевской, на таких маленьких станциях не имелось даже буфетов.
Чуть более подробно говорит о станции «Путеводитель по Великой Сибирской железнодорожной дороге» (1902): «Станция Юшала (232 версты). На 235 версте линия пересекает так называемое “Еленевское болото” 40 сажней длины и 4 ? сажня глубины»18. (Сажень – мера длины, равная 2 метрам 13 сантиметрам).
В проекте строительства дороги были заложены меры по увеличению числа путевых сторожей для охраны железной дороги. Предусматривалось строительство путевых будок через 2-3 километра одна от другой. Одна из таких будок сохранилась вплоть до 90-х гг. ХХ в. на перегоне Подъем-Кармак. Были они и вблизи станции Юшала.
Сторож при поступлении на работу проверялся на благонадежность. Он имел право в полосе отчуждения пахать и сеять, косить траву, держать скот. В обязанности сторожа входило: охранять путь от посторонних людей, ежедневно 2-3 раза в сутки проверять путь на своем участке за час до прихода пассажирского поезда.
Кроме многочисленной путевой охраны на перегонах, на каждой станции по штату МВД полагался один жандарм, обычно из унтер-офицеров запаса, с представлением казенной квартиры. Начальник станции и жандарм олицетворяли всю «законодательную» и исполнительную власть на данном участке.
При строительстве особое внимание уделялось жилищно-бытовым условиям работников дороги. Так на каждой станции разбивался парк-сад площадью около 1 га, в котором делалась крытая веранда-эстрада и площадка для танцев. Станционный рабочий постоянно следил за чистотой в саду и на перроне, своевременно освежая дорожки песком. На станции Подъем, Кармак, Тугулым и других в конце 60-х гг. ХХ века можно было видеть остатки этих сооружений. Был такой парк и в Юшале. Хорошими воспоминаниями до сих пор делятся о нем старожилы: так все было там уютно и чисто...

 

[продолжение следует]

 

(подробнее об истории этого уральского поселка я рассказываю в своей книге "Поселок Юшала: история уральской глубинки", Екатеринбург. 2007.с.128. Ласкин Василий Юрьевич)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования