Перейти к публикации

Магницкие


Gutta57
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

СУДЬБА РОССИИ


М. Магницкий


И Карамзин, отдавая дань своему веку, перенесшему к нам из Франции философию по преданиям человеческим, и Карамзин тосковал о том, что Россия была под властью татар; и он сожалеет, что "сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу"; и он уверяет, что "россияне сих веков в сравнении с другими европейцами могли по справедливости назваться невеждами". После Карамзина мало-помалу другая философия овладела Россиею - немецкая философия; по стихиям мира. Эта философия то же самое воображает. Но иначе смотрит на вещи философия о Христе. Она не тоскует о том, что был татарский период, удаливший Россию от Европы. Она радуется тому, ибо видит, что угнетатели ее, татары были спасителями ее от Европы.
Известное дело, что татары не вмешивались в России в дела веры и со стороны их православная вера не претерпевала ни малейших повреждений. А напротив, униженная в мирском смысле, отставшая во внешнем образовании и в светской значительности от государств Западной Европы, Россия и вредного влияния их не могла чувствовать. Угнетаемая и теснимая извне, она должна была искать себе убежища внутри себя, а внутри ее давно уже святым Владимиром поставлено вернейшее убежище от всяких внешних бедствий - чистая вера Христова. Таким образом, угнетение татарское и удаленность от Западной Европы были, может быть, величайшими благодеяниями для России, ибо сохранили в ней чистоту веры Христовой. Она оставалась младенцем во внешнем образовании, но зато не лишилась того младенчества, которому одному доступно Небо. Она лишена была почти всей силы личной воли своей, но зато осталась непричастною европейскому своеволию.
Обращая взоры преимущественно на внешнюю сторону, мы видим одно рукодельное превосходство западных европейцев перед нами, а внутреннего превосходства России пред всею Европою, духовного превосходства, которым она обладала с самого начала существования своего, мы вовсе не замечаем. Но сравним ее хоть с одною Германией, которая нас более всех прочих стран пленяет высшею своею образованностью.
Вспомним лишь одно обстоятельство: давно ли сделалось Священное Писание доступным для всякого немца? Всего с небольшим триста лет; между тем как лет чрез тридцать от нынешнего 1833 года, то есть в 1864 году, все славянские народы от Адриатического моря до Ситхи будут торжествовать тысячелетие со времени перевода Слова Божия на славянский язык. Иной заметит здесь о Готфском переводе Ульфилы, но весьма немногие отрывки сего перевода, принадлежащего третьему веку, замечательны только как редкость и, без всякого сомнения, были даже за тысячу лет вовсе непонятны для германцев; между тем как славянский перевод Библии может понимать даже ныне почти всякий мужик. Что противопоставит вся Европа сему превосходству России перед нею? Часы? Порох? Печатные буквы? Картиночки? Трубадуров? Системы философские? Но не сама ли она ныне наконец сознается, что все это пыль и дым, что одно истинное и деятельное знание Слова Божия есть жизнь? И не сама ли Европа лила реки крови за приобретение права читать Слово Божие? Для чего была Реформация? За что тридцатилетняя война? Из-за чего все революции? Не одна ли цель манила всех и благомыслящих и неистовых - жажда света и свободы? Лишь сбивались скоро с дороги к этой цели и искали мрак вместо света и рабской покорности страстям вместо свободы; потому что вновь не догадывались как и чем читать Слово Божие для вычитания из него светлой и свободной жизни. России не нужно было добиваться этой цели, потому что она была уже достигнута ею, а с тем вместе и с пути сбиваться и кровь проливать ей не нужно же было. Она всегда жила у самого источника света и свободы, которых такими страшными путями искали и ищут европейские народы, и всегда сколько душе было угодно пила из него…
Но не один господин Полевой, а даже Карамзин не глубоко знал внутреннюю сущность по крайней мере Германии, думая что Россия через татарский период отстала от нее. Вот что говорит Лютер о современной ему Германии:
"Простолюдин ничего не знает о Христианском учении, особенно в деревнях; люди не умеют даже прочесть Верую, ни Отче наш, не знают десяти заповедей, живут как скоты и как свиньи бессмысленные". "Сами священники не в состоянии других учить."
Вот та страна, из которой посредством Реформации вышел, по мнению новых мыслителей, свет истины во все страны мира. В сравнении с этой-то страною мы были во время татар невеждами!
Пусть правда, что Реформация пробудила просвещение Европы, приблизив европейцев к источнику Христианства: и если народ был в самой Германии, в самом источнике. Реформация была необходима для Европы. Но что же могут значить успехи в истинном просвещении в такой невежественной стране под влиянием страстей человеческих в сравнении с состоянием, хотя бы и вовсе не улучшавшимся, в стране, всегда сиявшей Православием, в стране, где ученье веры никогда не было подвластно своеволию ума и страстей человеческих? И знающий хорошенько Германию в нынешнее время действительно видит, какие ученические эти успехи в сравнении с состоянием вероучения в России.
Люди охотнее занимаются людьми же, и особенно людскими слабостями, нежели Богом и истиною. А по какому-то, всякому христианину свойственному, несамолюбию и доброжелательству Отечеству своему - многие особенно любят выискивать одни дурные стороны в соотечественниках своих. Это, кажется, главнейшие причины, по которым многие и писатели и неписатели русские так корят русских и выражают невольное отвращение почти от всего русского. Кто станет спорить, например, с Иваном Ивановичем Выжигным, что на Руси точно многое так идет, как он рассказал? Не ему одному, а всякому умеющему отличать хорошее от дурного случалось то же самое встречать. Но неужели, видя со всех сторон все это зло, нечего больше делать, как в отчаянии бежать под крыло европеизма и изо всех сил понуждать Россию именно у Европы учиться просвещению?
Славны бубны за горами: вот отчего мы все так бежим в Европу за просвещением. Отчуждясь от собственного высшего просвещения, не зная, какая глубокая и чистая христианская мудрость заключается в недрах Русской Церкви, даже как бы стыдясь изучать церковную эту мудрость, мы, как моль на свечку, бросаемся на Шиллеров, на Гете, на Вальтер-Скоттов, Кузенев и пр. и, пленяясь ими, мечтаем, что их-то отечествам и суждено быть светилами для России. Забывая, или лучше сказать, не зная, что Россия в отношении к высшему просвещению и гораздо старее и опытнее Западной Европы, и гораздо тверже на нем основана, мы видим только молодость ее в отношении к внешней образованности; не зная притом всей шаткости и нечистоты внутреннего просвещения Европы, мы не сводим глаз с ее внешней образованности и, руководствуясь сим неведением своим, нудим Россию учиться у Европы.
Россия лишь со времени Петра введена в систему европейских держав. Это всякому известная истина. Ее слышим и читаем во всех школах и книгах, где только касается речь России. Но, как обыкновенно бывает с мыслями, по значительности своей сделавшимися общим достоянием, большею частью повторяют эту истину, не проникая во внутреннее значение ее. На Россию, как и на всякое государство, должно смотреть не с одной точки зрения, а с трех. Карамзин смотрел на нее преимущественно как на государство, и в этом смысле справедливо радуются истинные сыны Отечества, что она со времени Петра стала наряду с государствами Европы или и выше их. Другие смотрят на Россию с одной народной стороны, и довольно странны, когда тоскуют, что со времени великого преобразователя она начала брить бороду и носить кафтаны, потому что никакая народность, не только наружная, не составляет еще истинного благоденствия. Но как первые не правы, радуясь, что с бритьем бород Россия переняла и ветренное просвещение Запада, так не правы и последние, не видя великих польз гражданских от Петровых преобразований.
Золотая середина состоит не в том, чтобы от обеих крайностей было занято понемножку, а в том, чтобы сообразное с одною общею целью направление к каждой из крайностей было необходимым и невольным следствием третьего рода бытия - внутреннего, существенного.
Россия со времени Петра окрепла государственно и ослабла народно - не случайно, не вследствие внешних обстоятельств. Ход внутреннейшей, духовной жизни ее был таков, и сам Промысл вел ее по сему пути. Церковь, государство и семейство суть три соединения людей, свыше освященные. В них виден тройственный отпечаток верховной, Божественной красоты. Церковью отпечатлевается самая внутренняя сущность Изящества Божественного. Сам Христос есть Глава сего священного союза, есть превечный ум, сияющий в сем святом теле, есть жених сей чистой невесты; сама Пречистая Дева, Матерь Божия, Невеста Неневестная, есть сердце, есть любовь небесная в сей святой груди; сам Дух Святой есть душа, проникающая жизнью все члены ее. Короче: Церковь есть истинный храм самого Триипостасного, есть - небо на земле. Государство и семейство суть два единственные земные изображения сего неба, два единственные земные отпечатка истинного Изящества. Как Церковь есть тело Христово, так государство и семейство суть тело Церкви. Церковь есть душа государства и семейства, и если Церковь есть изображение самого Изящного на земле, то государство и семейство суть два наружные вида, изображающие собою Изящество Церкви, первое - представляя высокую сторону сего Изящества, пожертвование личностью для блага других, второе - представляя прекрасную его сторону, личное облаженствование человека без отношения к другим. Народ есть большое семейство. Каждый народ, как и каждое семейство, имеет свой особенный быт, свою особую личность. Государство, будучи также собственно большое семейство, хотя часто составленное из весьма разнородных частей, имеет, правда, также свой особый, личный характер: но в государстве эта личность не есть цель, а в народе она цель. Жизнь государственная, народная и церковная суть отдельные жизни, но зависящие одна от другой.
Во всяком государстве при сей взаимной зависимости их бывает перевес на стороне которой-нибудь из сих трех жизней. В России перевес этот был на стороне духовной жизни или Церковной; иными словами, Россия жила преимущественно духовною жизнью, ибо - как семья она ныне мало уже похожа на себя древнюю, как государство также претерпевала великие перевороты, но как Церковь - подобно скале неколебимо стоит с самых времен Владимира доныне, ни в чем не изменяясь.
Чисто семейная или народная история России теряется в древности, государственная начинается с Рюрика, Церковная с Владимира, до которого только следы христианства были (Ольга, Церковь святого Илии близ Киева при Игоре, обращение нескольких русских, бывших с Аскольдом и Диром в Царьграде). Писать каждую из сих историй совершенно отдельно кажется нельзя и не должно; и история государства Карамзина есть только преимущественно государственная, история народа Г. Полевого есть столько же и государственная, как народная, хотя он все остается первым историком, обратившим особенное внимание на семейную сторону России. Истории Церковные Платона и Иннокентия писаны почти без отношения к народности и гражданственности и слишком отвлечены от действительной жизни России.
Нынешняя степень высшего ведения в России требует - истории Церкви Русской, такой, с которою вместе развивалась бы необходимо и история гражданственности и народности в России. Такая история России в наше время необходима, чтобы показать, как при всех переворотах, случавшихся с Россиею, она твердо шла по пути, определенному для ее внутренней, духовной, церковной жизни.
Обыкновенный человек живет, как внешние обстоятельства располагают его жизнь, а человек судьбы, человек по предуведению званный постоянно и неколебимо всею жизнью своею, при всех обстоятельствах, осуществляет одну для него предопределенную мысль. Чрез утесы и пропасти, сквозь пламя и мечи идет он твердым шагом к одной ему предназначенной цели и достигает ее, ибо Сам Бог ему предыдет! Так и Россия. Если б она была не по предуведению званое государство, то мало ли было случаев погибнуть ей? Почему ни половцы, ни татары, ни турки, ни Польша, ни Швеция, ни Наполеон не поглотили ее? Почему ни один бунт не разгорелся в ней до пожара и не сжег ее? Почему ни одна ересь не разродилась в ней в смертоносную болезнь и не стерла ее с лица земли? Потому, что она есть свыше определенная наследница Константинова Царства, свыше избранная страна для хранения Православия. Между тем, как свет Христианства в Азии бежал пред луною Магомета, а в Европе поглощался мраком деспотизма папского или за-стилался облаками дыма, поднимавшимися от пожара страстей человеческих, - с неба России и сквозь тучи бедствий не переставали светить чистые лучи его и проникать жизнью в разбитую опытами грудь ее и она неколеблемой стопой шла к великой цели своей. Явился наконец Великий Петр и могущественною рукою поставил ее на ту ступень среди держав и народов мира, на которой ей суждено - не сравняться с сими державами и народами и не превзойти их, нет, а возвысить их до себя, просветить их светом, проникнуть жизнью, одушевить любовью, в ней одной со всею чистотою сохранившимися.
Петр пожертвовал народною личностью России, снял с нее национальный характер ее, сделал ее ученицею Европы. Для чего все это? Неужели она имела большую нужду в блестках европейских? Неужели контрдансы или рулады европейские могли быть целью великого преобразователя? Неужели для того впустил он вместе с дельными искусствами и знаниями и ассамблейные утонченности, чтобы не отставать и в этом от прочей Европы? Неужели обрил он бороды и снял кафтаны с русских для того, что эта внешняя народность русских груба? Нет? Все это делал Петр с Россиею для того, для чего нянька вместе с дитятею своим наряжается, играет в куклы и прочее, для того, для чего умный учитель одевает мысли свои в понятия ученика своего и притворяется иногда таким же малодушным, как и ученик его.
Россия обстриглась и обрилась по-европейски, надела фрак европейский, стала танцевать по-европейски, отвергнулась личного характера своего, своего особенного я для того, чтобы сблизиться с Европою. Сближение же с Европою ей нужно было совсем не для нее, как обыкновенно думают, а для самой Европы.
Есть и ныне люди очень умные и ученые, которые, видя нынешнюю и угадывая еще большую будущую значительность России, думают и говорят, что России суждено довершать то, что начато западноевропейцами, ставя ее в числе тех учеников, которые со временем превосходят учителей своих. Нам это назначение кажется слишком мелким для России. Чтобы превзойти Европу, для этого Россия - вместо сближения с Европою - удалялась от нее, как удаляется отрок или юноша, избранный от игр и веселий и детских распрей своих сверстников, чтобы в зрелом возрасте быть их путеводителем, как удалялся отрок Наполеон от товарищей своих, чтобы со временем быть повелителем их. В удалении от шумного торжества европейского, Россия под бременем креста, на нее возложенного, и под сенью благодати, свыше на нее нисходившей, укреплялась и мужала к высокому предназначению своему. Но и крепость и мужество нужны ей были совсем не для того, чтобы сама она могла быть безопаснее против окружавших ее держав. Все это ей нужно было единственно для того, чтобы удобнее действовать на возмужавших и укрепившихся. Ее собственная безопасность заключалась внутри ее с самой первой минуты обращения ее к Христианству. Мало того: с самой сей же минуты она уже была назначена быть и не только повелительницею, но и учительницею мира.
Укрепившись и возмужавши под крестом своим, вошла Россия в среду держав мира, сначала одною внешнею стороною, и стала повелительницею мира посредством одной внешней силы, но ныне начинает уже входить и внутреннею стороною. До сих пор мир дружился с Россиею и преклонялся пред нею за то, что сознавал и чувствовал силу мышц ее. А скоро должно настать время, когда, успокоившись от брожений своих, народы Европы узнают и душу России, и узнавши - сами неодолимо захотят тесно сдружиться с нею, слиться в один состав с нею, отдаться ей, как брат отдается брату, захотят, отказавшись от заблуждений своих, петь один с нею чистый гимн Свету, Жизни и Любви.
Европа бранит пока Россию, называет ее грубою, необразованною и прочее. Нужды нет. Придет время, увидит она эту грубую Россию с ее небесной стороны и сама откажется от прежнего мнения своего о ней.
Еще малозаметно это влияние России на Европу, но оно уже сильно, и скоро, может быть, она и не как государство только, а и как Церковь будет средоточием для прочего мира, будет представительницею Нового Израиля.
Мы не гадания говорим, а плод твердого убеждения, подтверждаемого, во-первых, чистотою духовного, Церковного основания России, во-вторых, ходом духовной жизни Европы.
Не нам доказывать первое. Всякий истинный сын Православной Церкви верит, а всякий видящий сущность Церкви Русской и знает, что именно в России сохранилось учение Христианское во всей чистоте. Люди и в ней как везде были и будут несовершенны, но здесь речь идет не о людях, а об учении. Правда, что учение есть как бы воздух, которым дышит потаенный человек сердца, и без сомнения следы благорастворенности сего воздуха должны быть видны и на людях, но они и видны, только исчислять их здесь нет места, ибо не только покорностью властям, радушным гостеприимством, чистосердечием, дружелюбием, благочестием и прочими, обыкновенно приводимыми в книгах, чертами отличаются русские от утонченных, но хитрых, самолюбивых, упорных и пр. европейцев, а множеством особенных черт, явно служащих доказательством благодатного влияния вероучения на Россию. Кто внимательным взором захочет рассмотреть со всех сторон Восток и Запад, тот в каждой самой незначительной малости найдет какое-нибудь различие между ними и почти всегда в пользу первого.
Что касается до хода духовной жизни Европы, то:
1) Все религиозные и даже, по большей части, политические революции Европы имели целью определение границ между духовною и светскою властью. В России всегда существовало это разграничение. Следовательно, все революции Европы имели целью сравнить в этом европейские народы - с Россиею.
2) Альбигензы, гуситы, протестанты и все западные секты желали более или менее очистить учение Запада, заходили только далеко и с нечистым отвергали и чистое. Но в некоторых пунктах, например в том, что Папа не Глава Церкви, что чтение Святого Писания должно быть всякому дозволено, что Кровь и Тело Христовы должны быть даваемы при Святом Причащении, а не одно Тело, что Дух Святый не от Отца и Сына исходит, а от Отца исходит и чрез Сына в мир входит, что священники не должны быть неженатые, что чистилища нет, что хлеб в Причастии должен употребляться кислый, и пр. и пр., во всех сих очень важных пунктах Греко-Российская Церковь согласна либо со всеми протестантами, либо с некоторыми отраслями их: и вместе с ними признает Римскую Церковь неправою. Следовательно, Реформация, которая, как известно, до сих пор все еще распространяется на Западе, имела целью сблизить Европу в некоторых важных пунктах вероучения - с Россиею.
3) Одна из Церквей Западных, имеющая ныне весьма большое влияние, особенно в Германии, Церковь Братская или так называемая Гернгутерская, производит себя от Греческой Церкви. Ссылаемся на Exposition de principes et de la discipline de l'unitite evangelique des freres de la confession d'Augsbourg, traduite de l'Allemand. A Neuwied sur le Rhin. M.DCC.XCIV. См. стр. 27 и дал… После греков Кирилла и Мефодия мало-помалу стала было проникать в Богемию и Моравию власть Рима, и уже Иоанн VIII, бывший Папою с 872 по 876 год запретил было моравским и богемским христианам совершать богослужение на славянском языке, повелев вместо того ввести латинское богослужение, и, укоряя Мефодия в заблуждениях, требовал, чтобы богемские христиане покорились Римской Церкви; не имел однако же успеха. При Оттоне в конце Х века учреждена Римская епархия в Богемии, и несмотря на то, что депутатам богемским в 977 году Римской Двор изъявил согласие оставить почти все по-прежнему, многие из них, вскоре принуждены были отделиться от большей части единоверцев своих, уступивших усилиям Рима, и отправляли с тех пор богослужение по Греческой литургии по домам. Папа Александр в 1061 году хотел было лишить их и этого права: но император Венцеслав заступился за них и сохранил им его. Наконец, Григорий VII издал эдикт, которого исполнение производилось вооруженною рукою. С сих пор преследования не имели пределов, и около столетия богемские и моравские братия скрывались в безвестности, сохраняя Греческую литургию. С 1176 года отделились они однако же от Греческой Церкви, присоединившись к валлийцам, пришедшим в это время в Богемию. После являются они между гуситами, а в 1722 году часть их, бежав из Богемии и Моравии, получила от графа Цинцендорфа участок земли; построили на нем селение и дали ему название Гернгут (…"Божия стража" можно бы перевести), отчего и называются гернгутерами. Не говорим ничего об учении нынешней Братской Церкви, но важно уже и то, что она признает себя происходящею от Греческой Церкви и что сама говорит, что была с нею согласна до XII века. Довольно и того: нынешняя Греческая Церковь есть та же самая во всех основах учения своего, какая была до XII века.
4) Наконец, упомянем об обращениях к Русскому исповеданию членов Западных Церквей, особенно протестантских, не только в протекших веках, как например, обращение Гизеля, Зерникова, Селлия, мужей знаменитых ученостью, но и в наше время; слышно (жаль, что не известно точно посредством, например, журнала министерства внутренних дел), что теперь ежемесячно во всей России бывает по нескольку таких обращений.
Не раскрыта еще, как должно, сокровищница российского вероучения не только для иноверцев, но и самих русских. Сколько, например, лежит еще ненапечатанных духовных сочинений русских, почти никому недоступных! Нас еще пока занимают одни летописи да грамоты, да сказки; до того, чтобы вырывать глубокомудрые духовные памятники, вкус наш, видно, не дорос еще. Остен, например, Патриарха Иоакима, заключающий в себе столько любопытных трактатов, например о Флорентинском Соборе, об Униатах и западном мнении о происхождении Святого Духа, о лютерских и латинских ересях и пр. (см. словарь Евгения (митрополита Евгения (Болховитинова) - Прим. ред.), гибнет в безвестности между рукописями Московской Патриаршей и Новгородской Софийской библиотек; а сам Иоаким в историях литературы русской даже и места не удостаивается (у Г. Греча его и в помине нет). Разные любопытные сочинения Лихудов, участвовавших в составлении Остена, также снедаемые пылью в упомянутых библиотеках, и по заглавиям-то известны разве только тем немногим, которые заглядывают в словарь Евгения; в истории литературы Г. Греча, только и помину об них, что они были хорошие учителя в Славяно-Греко-Латинской академии. Большая часть сочинений Максима Грека в тех же и других библиотеках также лежат в рукописях. Но что говорить уже о рукописных книгах: Адама Зерникова глубокомысленный трактат об исхождении Святого Духа, которым Феофан Прокопович пользовался в известном сочинении своем о том же предмете, и напечатан, да его не упоминают даже в истории словесности русской, и сочинителю его места не дают между писателями русскими, к которым, однако же, без малейшего затруднения причисляют всякого дюжинного триолетного или мадригального мастера.
Иностранцы, особенно немцы, давно начинали любопытствовать в церковной истории русской. Да как им найти что-нибудь дельное, когда русские не прокладывают им пути? Недавно еще Штраль издал довольно пространную Историю Церкви Русской; но что она вышла? Сборник, вовсе не дающий понятия об истинных основах духовной жизни России. И могло ли выйти что-нибудь лучшее, когда не из чего было составить это лучшее?
Много выискивалось и выискивается охотников знакомить иностранцев с Россиею: но с чем знакомят? С привозом да вывозом товаров, с какими-нибудь сонетиками, романтическими поэмками, романами и тому подобными словесными бубенчиками да погремушками. (И то как знакомят!) А пусть сыщется несколько бескорыстных, умных любителей истины, пусть начнут переводить сочинения, составляющие основу духовного превосходства России пред Европою: тогда увидит сама Россия, как не умеет она ценить свое достоинство и как драгоценно это достоинство ее для пользы других народов, увидит и устыдится, может быть, что до сих пор была светильником, под спудом поставленным.
Но время настает, кажется: раскрывается грудь России.
Европа! взгляни в нее, в эту грудь, Божественным огнем горящую! Проникни в эту грудь гордым ведением твоим! Ты добровольно сама себя отвергнешься, добровольно захочешь всем пестроблестящим существом своим растаять в этом лоне чистой христианской любви!
О Боже! если бы свершилось так!
© Радуга. Ревель. 1833. № 8

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галина, удивительные последние слова публикации! Именно сейчас читаются они особо, когда Европа отвергает Россию, когда пытаемся понять, правы ли мы. Или весь мир, что ополчается против России, прав.
Трудные времена, жестокие нравы. Будут ли другие времена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галина, я с Вами согласна. Со дня публикации статьи прошло 175 лет, а некоторые моменты , затронутые в ней, остаются актуальными и по сей день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галина, вот встретила: http://civil-club.ksu.ru/history/jur_obrazov.htm

 

Из истории юридического образования в казанском университете:
Становление юридического образования в Казанском университете
М.В. Талан
5 ноября 1804 г. императором Александром I были подписаны "Учредительная грамота" и Устав Императорского Казанского университета. В качестве задачи, стоящей перед новым университетом, была указана следующая: "В нем преподаваемы будут науки во всем пространстве как общие, каждому человеку нужные, так и особенные, служащие к образованию гражданина для разных родов государственной службы".
...
Яркий след в истории Казанского университета оставил первый русский профессор правоведения Гавриил Ильич Солнцев. Г.И. Солнцев родился 22 марта 1786 года в семьи священника орловской губернии, окончил орловскую духовную семинарию, некоторое время был слушателем московского университета. Солнцев прибыл в Казань в составе сенатской комиссии в роковом 1812 г., когда многие департаменты сената были эвакуированы из Москвы перед ее занятием Наполеоном. В Казани он прослушал курс юридико-политических и философских наук, и в апреле 1814 года подал прошение о проведении испытания на степень магистра правоведения, уволившись до этого из сенатской службы."
...
Деятельность профессора Г.И. Солнцева в период попечительства Магницкого вначале была весьма удачной. Во время ревизии университета 1819г. Солнцев удостоился наград, после ревизии был назначен ректором. Однако постепенно между Магницким и Солнцевым возникают недоразумения по поводу преподавания естественного права, к которому Магницкий относился крайне подозрительно. Он полагал, что это разрушительная философская дисциплина и ей не место в общем цикле университетских курсов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще: http://www.snor.ru/?an=sc_71

 

Вятский губернский статистический комитет
Вятка (1835).

 

Деятельность:
До реорганизации 1861 г . деятельность комитета не ощущалась. Хотя некоторые его члены проводили исследовательскую работу, в частности, по истории церковной архитектуры. Активная работа началась с 1861 г . К сотрудничеству привлекалось через Губернские Ведомости большое число людей. Для облегчения их работы в 1862 г . составлена программа исследования губернии.

 

В 1860 - 70-е гг. занятия комитета были преимущественно посвящены экономике и статистике. В 80-е гг. основной интерес направлен на историю, а в 90-е - преобладали этнографические исследования.

 

Комитет разбирал архивы городских и полицейских управ (1897) и бывшего приказа общественного призрения. С 1900 г . в Вятский ГСК начали поступать дела из Сенатского архива, относящиеся к Вятской губернии.

 

Комитет участвовал в археологических съездах, по поручению которых составлял археологическую карту губернии (1877), собирал сведения о доисторической археологии края (1886) и т.д. Кроме того, Вятский ГСК составлял список городищ (1873), материалы о памятниках церковной древности (1876), сведения о курганах (1888), о древних памятниках (1894), сведения по этнографии и т.д.
Секрет.:

 

В. Караваев (1857 - 60); М.И. Куроптев (1870); Н.А. Спасский (1872 - 98).
Издания повременные и периодические:
...
на 1884: Магницкий В. Поверья и обряды в Урмужском уезде. - Свод летописных известий о Вятском крае. - Присловия городам Вятской губернии (по Можарскому).

 

 

 

http://memoirs.ru/texts/ribaupierre_2.htm
Записки графа Александра Ивановича Рибопьера

 

...
Одно событие наделало в это время много шума. То было изгнание Сперанскаго и Магницкаго — событие безпримерное в царствование Государя добраго, кроткаго, великодушнаго и снисходительнаго. Я знавал Магницкаго с ранней молодости; в Вене мы видались ежедневно, в Петербурге мы тоже встречались, хотя не так часто, и так как он знал многих чиновников, то я обратился к нему с просьбою рекомендовать мне секретаря, знакомаго с иностранны­ми языками, в котором нуждался для моего департамента. Через Магницкаго я сблизился и с Сперанским, который, сделавшись секретарем Государя и его дельцом по преимуществу, работая с ним постоянно, был вообще мало доступен. Однажды утром я зашел к Магницкому, чтобы напомнить ему обещание, им дан­ное, касательно рекомендации чиновника. Я нашел дверь его каби­нета запечатанною. Жена его сообщила мне, что мужа схватили ночью и что та же участь постигла Сперанскаго. Я поспешил пред­ложить г-же Магницкой мои услуги; но она сообщила мне, что Го­сударь уже обо всем подумал. Внимательность Императора была так велика, что он приказал послать в место ссылки Сперан­скаго тот самый херес, который он обыкновенно пил. Весь Петербург долго только об этом и говорил. Опала Сперанскаго и Магницкаго как для меня, так и для многих других оставалась неразгаданною тайною до возвращения обоих из ссылки. Они один за другим получили губернаторския места.

 

Село Коралово. Ноябрь 1876.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галина, помнится Вас интересует история Казанского университета. Встретила в сети к своему большому удивлению сайт газеты "Казанский университет", основанной в 1928 году. Возможно, Вам будет любопытно просмотреть архив газеты, статью КАЗАНСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. На сайте выложен свежий номер газеты, есть функция поиска.

 

http://www.gazeta.ksu.ru/archiv1/0805/10.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

http://sitkin.narod.ru/yyy.htm

 

 

 

Главное здание университета построено по проекту архитектора П.Г. Пятницкого в 1822-1825 гг. При этом использованы здание гимназии и дом князя Тенишева, стоявшие на этом месте раньше Одновременно со строительством здания университета устраивалась и церковь Инициа­тором создания храма в университете был попечитель учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий.
Магницкий выбрал для церкви место на втором этаже, точно в центре строящегося здания, рядом с актовым залом. В гимназии на этом месте были классы и физический кабинет Образцом для университетского храма стала домовая церковь князя Александра Николаевича Голицына, министра духовных дел и народного просвещения, друга Александра I и покровителя Магницкого. Голицынскую церковь оформлял знаменитый архитектор А.Н. Воронихин, строитель Казанского собора в Санкт-Петербурге. Архитек­тор П.Г. Пятницкий в 1821 г. ездил в Петербург изучать голицынскую церковь и в июне 1822г. составил проект университетского храма. Строитель­ные и отделочные работы продолжались долго, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825г. в честь Воздвиженья Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран потому, что он приходился на начало учебного года (14 сентября).

 

Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына-иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение, для чего в крыше по сложной системе проделаны окна с цветными стеклами Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западноевропейской манере и напоминали картины художников Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть икон написал студент Академии художеств Василий Чухломин, некоторые - университетский художник Лев Дмитриевич Крюков и казанский худож­ник Василий Степанович Турин, он же написал хоругви. Несколько икон написал протоиерей Нечаев. Иконостас изготовил придворный мастер Гамc.

 

В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля "Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу", пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пуш­киным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и вкусу П. Г. Пятницкого Живопись же была довольно посред­ственной. Производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление.

 

Церковь была закрыта в 1918 г. в связи с отделением церкви от государства. Иконы и утварь не сохранились. Долгое время в бывшем помещении церкви был читальный зал, к 175-летию университета здесь открыт музей истории КГУ

 

Священниками университетской церкви были:

 

В 1820-1851 гг. - протоиерей Александр Иванович Нечаев (1779-1851), сын священника с. Ямаши ныне Альметьевского района, выпускник КДА 1802 г., пользовался большим уважением за честность и трудолюбие, занимался иконописью. До 1837 г он же преподавал в университете богословие; был отстранен, так как его образование, полученное в "старой" Казанской академии, не считалось высшим

 

Все университетские священники после Нечаева были одновременно и профессорами по кафедре богословия

 

В 1851-1871 гг. - протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821-1906), выпускник КДА 1846г., доктор богословия, позже ректор Казанской духовной академии

 

В 1871-1888 гг.-протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826-1888), выпускник КДА 1850г., доктор богословия.

 

В 1887-1896 гг.-протоиерей Николай Константинович Миловидов (ум. 1896), выпускник КДА 1870г.

 

В 1896-1912 гг.-протоиерей Александр Васильевич Смирнов (1857-?), выпускник КДА 1884г. доктор богословия, известный богослов и обще­ственный деятель, много писал в казанских газетах и журналах, славился либеральными взглядами, в 1906-1907 гг. был инициатором и руководите­лем журнала "Церковно-общественная жизнь". В 1912г. избран депутатом Четвертой Государственной Думы, был товарищем (заместителем) проку­рора Синода во Временном правительстве.

 

 

 

В 1827-1829 гг. старостой университетского храма был Николай Ива­нович Лобачевский. В 1900-1916 гг. должность старосты занимал видный ученый-юрист Михаил Иванович Догель (1830-1916).

 

Среди выпускников Казанского университета были и деятели церкви:

 

епископ Анастасий (Александров) (1860-1918), (о нем см. в статье "Казан­ская духовная академия) и архиепископ Рязанский Тихон (Иван Иванович Оболенский) (ум. 1904), выпускник медицинского факультета 1880 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галина, спасибо. Все ссылки весьма интересны. А известных Магницких весьма мало. Значительный след в истории России оставили всего четыре человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галиночка! Адрес потомка Леонтия Магницкого узнаю в ближайшее время. Случайно узнала о нем от подруги, сегодня. А вдруг? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ТВОРЧЕСТВО ПУШКИНА
Александр Сергеевич Пушкин
Второе послание к цензору

 

На скользком поприще Тимковского наследник!
Позволь обнять себя, мой прежний собеседник.
Недавно, тяжкою цензурой притеснен,
Последних, жалких прав без милости лишен,
Со всею братией гонимый совокупно,
Я, вспыхнув, говорил тебе немного крупно,
Потешил дерзости бранчивую свербежь —
Но извини меня: мне было невтерпеж.
Теперь в моей глуши журналы раздирая,
И бедной братии стишонки разбирая
(Теперь же мне читать охота и досуг),
Обрадовался я, по ним заметя вдруг
В тебе и правила, и мыслей образ новый!
Ура! ты заслужил венок себе лавровый
И твердостью души, и смелостью ума.
Как изумилася поэзия сама,
Когда ты разрешил по милости чудесной
Заветные слова божественный, небесный,
И ими назвалась (для рифмы) красота,
Не оскорбляя тем уж господа Христа!
Но что же вдруг тебя, скажи, переменило
И нрава твоего кичливость усмирило?
Свои послания хоть очень я люблю,
Хоть знаю, что прочел ты жалобу мою,
Но, подразнив тебя, я переменой сею
Приятно изумлен, гордиться не посмею.
Отнесся я к тебе по долгу моему;
Но мне ль исправить вас? Нет, ведаю, кому
Сей важной новостью обязана Россия.
Обдумав наконец намеренья благие,
Министра честного наш добрый царь избрал,
Шишков наук уже правленье восприял.
Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа,
Он славен славою двенадцатого года;
Один в толпе вельмож он русских муз любил,
Их, незамеченных, созвал, соединил;
Осиротелого венца Екатерины
От хлада наших дней укрыл он лавр единый.
Он с нами сетовал, когда святой отец,
Омара да Гали прияв за образец,
В угодность господу, себе во утешенье,
Усердно задушить старался просвещенье.
Благочестивая, смиренная душа
Карала чистых муз, спасая Бантыша,
И помогал ему Магницкий благородный,
Муж твердый в правилах, душою превосходный,
И даже бедный мой Кавелин-дурачок,
Креститель Галича, Магницкого дьячок.
И вот, за все грехи, в чьи пакостные руки
Вы были вверены, печальные науки!
Цензура! вот кому подвластна ты была!

 

Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья.
Я с переменою несчастного правленья
Отставки цензоров, признаться, ожидал,
Но, сам не зная как, ты, видно, устоял.
Итак, я поспешил приятелей поздравить,
А между тем совет на память им оставить.

 

Будь строг, но будь умен. Не просят у тебя,
Чтоб все законные преграды истребя,
Всё мыслить, говорить, печатать безопасно
Ты нашим господам позволил самовластно.
Права свои храни по долгу своему.
Но скромной истине, но мирному уму
И даже глупости невинной и довольной
Не заграждай пути заставой своевольной.
И если ты в плодах досужного пера
Порою не найдешь великого добра,
Когда не видишь в них безумного разврата,
Престолов, алтарей и нравов супостата,
То, славы автору желая от души,
Махни, мой друг, рукой и смело подпиши.

 

http://www.kinderbooks.ru/publications/view/5/page/328

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Символика меча в русской государственной геральдике
XVII - первой четверти XVIII вв.

 

Рассмотрим теперь изображения меча, встречающиеся на различных памятниках Петровского времени в сочетании с другими государственными эмблемами.

 

На гравированном И. Щирским в 1691 году "Тезисе" И. Обидовского двуглавый орел изображен с копьем и мечом в лапах. На декорации фейерверков, устроенных в 1699 и 1700 гг. в ознаменование прекращения военных действий и заключения мира между Россией и Турцией был изображен двуглавый орел с ветвью мира и мечом в лапах. Аналогичное изображение было на триумфальных воротах, воздвигнутых Славяно-греко-латинской академией к торжественному въезду Петра в Москву 19 декабря 1704 г.

 

В подобных же композициях, то есть в составе русского государственного герба, меч изображен на заглавном листе "Арифметики" Л. Магницкого 1703 г. (гравюра М. Карновского), на гравированном А. Шхонебеком в 1704 г. проекте оформления главного входа в Арсенал, на центральном панно на триумфальном воротах "именитого человека Строгонова" в Москве в 1709 г., на гравированной И.Ф. Зубовым и Г.П. Тепчегорским в 1712 г.

 

http://heraldry.hobby.ru/gub/sword2.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тамбовская генеалогия и демография
Список священнослужителей 1-6 Тамбовских благочиннических округов
с указанием количества детей у них обучающихся. 1917 год.

 

4-й Тамбовский округ
Села Осиновки свящ. Сергей Золотницкий 5
Верхоценска свящ. Иоанн Иловайский 5
Протасова свящ. Николай Медведев 3
Текина свящ. Иоанн Добровольский 4
Ивановки свящ. Петр Полянский 5
Того же села диак. Александр Попов 3
Гавриловки-Аннина свящ. Алексей Розанов 4
Вязовки свящ. Николай Озерский 3
Того же села псал. Алексей Магницкий 3
Павлодаровки свящ. Константин Любомудров 1
Пановых Кустов диакон Иван Лукин 3
Грязнуши свящ. Сергий Скрижалин 2
Того же села диак. Александр Романовский 1
Того же села псал. Иван Петропавловский 1
Села Бахорева-Болотное диак. Иван Кузьмин 3
Павловки свящ. Евгений Соколов 3
Степановки свящ. Василий Райский 2
Каменки свящ. Михаил Молчанов 2
Того же села диак. Адриан Андреев 4
Александровки на Сваях диак. Алексей Казьмин 2
Саюкина свящ. Михаил Розанов 5
Того же села псал. Александр Сеславинский 1
Прибыток свящ. Степан Дробышев 2
Бондарей свящ. Алексей Доброхотов 2
Того же села диакон Василий Челнавский 2
Того же села псал. Иван Колчев 4
Больше-Никольской свящ. Димитрий Соколов 3
Того же села диакон Александр Быстров 3
Городища свящ. Николай Сахаров 3
Земятчины свящ. Михаил Смирнов 3
Большой Талинки свящ. Дим. Вяжлинский 2
Того же села диакон Александр Политов 2
Села Столовой псал. Виктор Земляницын 2

 

http://www.tambovdem.ru/vis.php?id=tamb1917

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ульяновск. 1941-45. RU
Участники Великой Отечественной войны

 

МАГНИЦКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1902 г/р)

 

г. Иваново. Кадровый. 2-й, 3-й Укр., Сев.-Зап. фронты. Подполковник. Орд. Красного Знамени, Красной Звезды (два), мед. «За победу над Германией».

 

http://1941-45.ru/participators/?13

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Галина, спасибо большое за всх Магницких и от лица всех ныне живущих Магницких.

 

Особенно порадовали сообщением:*В подобных же композициях, то есть в составе русского государственного герба, меч изображен на заглавном листе "Арифметики" Л. Магницкого 1703 г. (гравюра М. Карновского).* Почему-то разглядывая его Арифметику я не обратила внимания на меч <_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людмила Магницкая - одноклассница моего отца в Казанской школе им. Песталоцци (очевидно 1912 года рождения). Школу окончила в 1929 году (пятый выпуск). Еще мне известно о ней следующее. Окончила Московский текстильный интитут по специальности раскраски тканей и Ленинградскую Академию художеств. Руководила изостудией Московского Дворца пионеров на Ленинских горах. Жила, кажется, в Химках. Скончалась в 60-х годах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людмила Магницкая - одноклассница моего отца в Казанской школе им. Песталоцци (очевидно 1912 года рождения). Школу окончила в 1929 году (пятый выпуск). Еще мне известно о ней следующее. Окончила Московский текстильный интитут по специальности раскраски тканей и Ленинградскую Академию художеств. Руководила изостудией Московского Дворца пионеров на Ленинских горах. Жила, кажется, в Химках. Скончалась в 60-х годах.

 

Борисыч, спасибо большое за информацию. А Вы не знаете ее отчество? Тогда легче было бы *привязать* эту персону к какой-либо ветви Казанских Магницких (из дворян) или однофамильцам.

 

В любом случае - спасибо - за внимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гутта! Я могу узнать во Дворце творчества данные о ней. Там же архив какой-никакой должен быть. :) И люди, ее помнящие. Я в этом же отделе худож. воспитания работала в начале 70-х гг.
- ТЫ ТАКАЯ СТАРАЯ?!
Ужас. Тогда я была девочкой с косичками. Во Дворец попробую забежать на днях, до отъезда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...А Вы не знаете ее отчество?...

Отчество не знаю, но по каким-нибудь воспоминаниям отца возможно и найду.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Борисыч, спасибо за отклик и внимание!!! Может быть где-либо всплывет отчество Людмилы Магницкой. Буду весьма благодарна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПЕНЗЕНСКИЕ ОДНОФАМИЛЬЦЫ

 

Постараюсь представить материал в хронологическом порядке. Почти все данные взяты из Интернета.
Персона первая. Магницкий Александр Николаевич (27.03.1873 – 1933). Александр Николаевич родился и умер в Пензе, прожив всего 60 лет. Он на два года старше моего деда. Почти ровесники. Меня до настоящего времени не покидает мысль – вдруг не просто однофамилец, а родственник, пока не установленный? В нашем роду много Александров и Николаев. Можно даже сказать, что эти имена являются “семейными”. Однако данные, подтверждающие этот факт, отсутствуют. Будущее покажет…
Ранних сведений о его жизни нет. Известно только, что в 1897 году он окончил физико-математический факультет Императорского Казанского университета. Затем преподавал в Пензенском реальном училище, женской гимназии Е.П.Шор и М.Ф.Мансыревой и 3-й мужской гимназии С.А.Пономарева. В 1903 году небольшая кучка городской интеллигенции — Александр Николаевич Магницкий, Елизавета Карповна и Антон Антонович Штукенберги, Иван Иванович Спрыгин, Николай Георгиевич Заикин задумали, на манер Петербургского, создать свое общество естествоиспытателей. Разработали они устав, но обратиться к властям с ходатайством об утверждении не решались: несколько организаторов пребывали под знаком “неблагонадежности”. Выручил Федорович — влиятельный городской чиновник, весьма отзывчивый человек. Зря нынче частенько обвиняют дореволюционные власти в бюрократизме, смешивая порой грешное с праведным. Конкретный пример — Пенза. Новое общество там было создано всего за год. Нелегкие задачи ставили перед собой инициаторы: “1) Исследование естественно-исторических условий, преимущественно Пензенской губернии. 2) Сближение между собой лиц, интересующихся изучением природы. 3) Распространение естественно-исторических знаний среди народа”. И вот 28 апреля 1905 года состоялось приятнейшее событие — в большом зале Пензенского художественного училища отец Алявдин напутствовал новый “светильник знания”, о чем не преминула сообщить своим читателям газета “Пензенские губернские ведомости”. Кстати, автором заметки оказался Константин Михайлович Салтыков, сын известного сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. ПОЛЕ, как любовно нарекли Пензенское общество любителей естествознания стало чуть ли не единственной отдушиной для городской интеллигенции. Первым делом любителей естествознания стало устройство городского музея природоведения. И.И.Спрыгин выхлопотал под него три комнатушки в здании бывшего полицейского управления, а затем еще три. “Пензенские губернские ведомости” отреагировали на это событие заметкой: “Как трудолюбивые пчелы, собирали члены Общества любителей свои богатства, каплю за каплей, предмет за предметом, и, наконец, получили музей — гордость г. Пензы. Сначала в музее было три отдела: геологический, ботанический и зоологический. В 1919 г. он был национализирован, а в 1924 г. реорганизован в краеведческий. В составе музея дополнительно к существовавшим ранее появились отделы археологический и этнографический, исторический и художественный. Сам же музей получил название Пензенского губернского музея. С 1923 г. музей располагается в бывшем жилом корпусе женского епархиального училища (здание конца XIX в.).
Именно Александр Николаевич стал первым редактором научных трудов общества. В 1915 году он был избран почетным членом Пензенского общества любителей естествознания. В библиотеке нашего города (Саранска) сохранились две его работы:
1. Рыбы //Природа, население и сельское хозяйство нашего края: (Сб. статей) – Пенза, 1928. – с.33-34.
2. Краткий очерк распространения рыб в Пензенской губернии. Пенза, 1928 – 26 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Персона вторая. Магницкий Николай Николаевич (1882 -?). О Николае Николаевиче у меня имеется всего две заметки, полученные от GalinaS. Он был сыном чиновника. “Окончил 2-ю Пензенскую гимназию. В июле 1901 года поступил в Московский Университет на юридический факультет. Переведен 8 октября в Казанский университет.” (cтр. 399)
Источник: Список студентов, посторонних слушателей и слушательниц, а также учениц повивального института Императорского Казанского Университета на 1906-1907 уч.годы.

 

Второе упоминание связано с книгой И.А.Алиева “Казанское общество охоты: история, люди, события” (Казань. Идел-пресс. 2008г. 384 с.), изданной к 140-летию со дня учреждения общества. В частности, в ней указано, что среди его членов состоял и Магницкий Николай Николаевич.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Персона третья. Магницкий Владимир Александрович (12.06.1915 – 16.10.2005). Владимир Александрович родился в Пензе. В 1931 году окончил школу семилетку им В.Г.Белинского, а затем Пензенский землеустроительный техникум. В 1935 году поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосьемки и картографии ((МИИГАиК). Окончил его в 1940 году, получив диплом с отличием и присвоением квалификации астронома – геодезиста. В 1944 г. окончил аспирантуру в том же институте и защитил кандидатскую диссертацию на тему "О связи научных задач высшей геодезии с проблемой изучении твердой оболочки земного шара". В 1944—1948 гг. состоял в докторантуре Академии наук СССР. В 1949 г. защитил диссертацию на степень доктора технических наук на тему "Изучение строения Русской платформы по геодезическим и гравиметрическим данным". С 1941 г. непрерывно занимался педагогической работой — сначала в МИИГАиК, а с 1948 г. — по совместительству в МГУ. В 1950 г. утвержден в звании профессора и в должности зав. кафедрой гравиметрии и геофизики МИИГАиК. В 1954 г. по конкурсу перешел на основную работу в МГУ на должность профессора кафедры геофизических методов исследований земной коры геологического факультета и одновременно работал с 1979 г. по совместительству в Институте физики Земли АН СССР. С 1962 г. был заведующим кафедрой физики Земли физического факультета МГУ. Впечатляет список его научных работ. Их более 130. Среди них учебники, монографии и статьи. Это официальные строки биографии Владимира Александровича.
Награды: медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг” (1946), медаль “За трудовую доблесть”(1953), орден “Октябрьской революции” (1975), орден “За заслуги перед отечеством “ (1995). Лауреат премии им.О.Ю.Шмидта (1971), Демидовской премии (1995). В 2000 году Президент Российской Федерации В.В.Путин поздравил Владимира Александровича Магницкого телеграммой в связи с 85- летием.
Он был женат на Бакастовой Екатерине Ивановне. В семье двое детей – сын Борис и дочь Вера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Персона четвертая. Магницкий Борис Владимирович. Окончил Физический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1970 г. Работает в МИРЭА с 1992 г. Читает курс лекций по физике (Основы квантовой механики). Учёный секретарь кафедры ФКС.
Жена: Грушинская Наталья Николаевна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Gutta57
Можно я вставлю кое-что еще о нескольких персонах? Вот только не знаю, какими они будут по счету. B)

 

977-лд-726

 

Дело
О принятии в Университет,
Ученика 1-й Казанской гимназии,
Василия Магницкого
Начато 3 ноября 1844 г.
Кончено 20 Сентября 1848

 

Василий Магнитский (р. 1 января 1827), сын Губернского Секретаря Михаила Иванова Магнитского.
Принят в университет в октябре 1844 года по окончании 1-й казанской гимназии.
Заключение (Второе Отделение философскаго факультета) 29 Августа 1848 года за №43 : студентом 4-го курса Василием Магнитским представлено сочинение на Степень Кандидата Математических Наук, по заключении Г.Профессора Чистой Математики Попова и Прикладной Математики Котельникова, рассмотрено это сочинение, признано оное совершенно удовлетворительным для получения степени Кандидата.

 

 

 

977-лд-29773

 

Дело
О принятии в студенты
Константина Константиновича Магнитского
Началось 14 августа 1881 г.
Кончилось 19 ноября 1886 г.

Константин К. Магнитский (р. 15 мая 1859), сын Священника Казанской губернии Ядринского уезда села Шуматова Константина Егорова Магнитского . Обучался во 2-й Казанской гимназии, окончил в 1881 г.
Окончил курс на Медицинского Факультете в мае 1886 г.
Выдано Свидетельство об окончании Медицинского факультета, прохождении испытания врачей, утверждении в степени лекаря, утвержден в сим звании 1 мая 1886 года.
Получил Свидетельство на звание Уездного врача от 11 ноября 1886 г.

 


977-л.д.-30545

 

ДЕЛО
О зачислении в студенты Университета
Андрея Павлова Магнитсткого
Началось 3 Августа 1884
Кончилось 3 мая 1891

 


Магнитский Андрей Павлов (р. 28 ноября 1860), сын Священника в с.Страховой Пузе Ардатовск Павла Александрова Магнитского Ардатовского Уезда, Нижегородской губернии, степендиат Штабъ-Лекаря Дертева с 1 янв. 1885 г.
Учился в Нижегородской духовной семинарии, аттестат зрелости выдан по прохождении испытания в 3-й Казанской гимназии от 18 июля 1884 г..
По постановлению Совета Императорского Казанского Университета от 2 апреля 1891 г. получил Диплом Кандидата математических наук Магнитского от апреля 1891 г

 

 

 

977-лд-32764

 

ДЕЛО
КАНЦЕЛЯРИИ
ИНСПЕКТОРА СТУДЕНТОВ
ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
О зачислении в студенты сего Университета
Александра Михайлова Магницкаго
Началось 8 августа 1895 года
Кончилось 6 апреля 1899 года

 

Александр Магницкий (р. 27 августа 1874), сын Казанского Окружного Суда Судебного Пристава, Титулярного Советника Михаила Константинова Магницкого.
Представлено свидетельство об окончании 7 класса 3-й Казанской гимназии от 3 июля 1895 г.
Прослушал полный курс физико-математического факультета по естественному отделению. Подал прошение о выдаче выпускного свидетельства для представления в физико-математическую испытательную комиссию на предмет допущения к правительственному испытанию. От 3 апреля 1899 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования