Перейти к публикации

Орловская губерния


mishanya75
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Koka!
Гостинец ко Дню архивиста!
Где-то в середине 1846 году крестьяне ливенского помещика Ипполита Трубицына решили, что пора им покончить с крепостным своим состоянием. Обдумав ситуацию, общество выбрало уполномоченных для разговоров с барином "об отыскании у него свободы". К Трубицыну оно отправило Андрея и Никифора Бирюкова "с товарищи".

 

Неизвестно, какие аргументы Бирюковы и "товарищи" предъявляли Трубицыну, но все они сильно ему не понравились. Трубицын не стал миндальничать, а схватил крестьян и отвез их Ливенский тюремный замок, где они были заключены под стражу.
Но общество деревни (жаль, в деле нет ее названия) тоже было настроено решительно. Крестьяне Андрей Федотов и Семен Филиппов Бирюковы написали прошение самому орловскому "Сиятельству", обжаловав действия родного помещика.
20 декабря 1846 года Орловская палата Уголовного суда решила, а 29 апреля 1847 года определением подтвердила свое решение о том, что в деле "о свободе сих крестьян" "с товарищи" она не считает помещика неправым, а раз так, было решено в это дело более "по прошению обстоятельств не входить".

 

Остается только гадать, сколько крестьяне просидели в Ливенском замке. В Орловском тюремном замке люди иногда сидели годами и, как писал тюремный священник Орловскому губернатору, при этом нередко " не знали, за что"! Орловский тюремный замок того времени помещался буквально бок о бок с Архиерейским подворьем. Белые стены подворья через неширокую улицу сменялись толстыми деревянными заборами замка. Вид у учреждения наказания тех времен (до постройки знаменитого Орловского централа, где до сих пор есть камера, в которой сидел Ф. Э. Дзержинский) был мрачным, наверху зубцы. Старый план показывает, что часть подвалов комплекса выходила чуть ли не под Оку.
Близкое "стояние" двух "столпов" общества - церкви и тюрьмы не могло не обращать на себя внимание хоть некоторых горожан! Известный писатель Леонид Андреев, который любил совершать прогулки в этот район, просто не мог не замечать этого уникального сближения! Понятно, что борьба Добра со Злом стала чуть ли не лейтмотивом его творчества!

 

И еще одно! Вблизи подворья и замка - почти что забор к ограде- через опять-таки неширокую улицу - было третье знаковое место! - развлекательный Городской сад!!!
Неееет, Орел - город особенный! Просто-таки город контрастов - всё было рядом: Главное церковное управление! Тюремный замок! и Городской сад!
А когда Замок переехал на параллельную улицу, примерно на его месте!! в 1923 году! в Орле! поставили! ЦИРК!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...Неизвестно, какие аргументы Бирюковы и "товарищи" предъявляли Трубицыну, но все они сильно ему не понравились. Трубицын не стал миндальничать, а схватил крестьян и отвез их Ливенский тюремный замок, где они были заключены под стражу...".

 

Да уж... Трубицыны они все такие... Им только серьезные аргументы подавай :D

 

Спасибо за гостинец!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 Maja

 

Николай Дормидонтович - наш! Прямо как родному ему обрадовалась!!! На счет криминальных наклонностей Подымовых мне неведомо, а вот знаю, что еще в 1788 году бежали от них муж с женой - брат моего далекого предка (в бега ударились - тень на репутации Подымовых!). Вот как в архив запрос делать - не знаю, архив обычно отмахивается, делает вид, что ничего не знает и искать не желает.

 

Откуда родом Подымовы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Natali M
А Вы пробовали писать в ГАОО? Я не думаю, чтобы они отмахнулись! Это не такие люди. Просто надо грамотно составить запрос, обосновать его.

 

Подымовы - свои местные, орловско-карачевско-брянские. Брянск еще туда-сюда, а Карачев в силу "генетической" привычки мало кто от Орла отделяет. Так же и в Карачеве, как я поняла.
Однажды приехали туда, ну и я отпросилась у серьезных товарищей глянуть хоть глазком на карачевский музей ёлочной игрушки, что на местной фабрике.

 

Ведь местная фабрика в Карачеве таааакие штучки у них делает! Ангелов! Херувимов! Богородицу с младенцем в синем мофории я себе в этом году купи-ла!!! Есть у них солдаты петровской гвардии в алых костюмах, упитанные месяцы, дома, медведи, драгоценные шкатулки в руках держащие, слоны, свиньи и матрешки, про шары вообще молчу! Вам в Карачеве по Вашей просьбе на шаре рядом с домами и церквями любую надпись при Вас же сделают!

 

Только, говорят, и эту фабрику продали. Хотя без особой наценки в орловском магазине "Дачница" потрясающие шары в этом году стоили 68 рублей, они же и фигуры с наценкой -в"Ивушке" - 149, а в "Атолле" - 468 за то же самое.
Так вот.
Народ тогда в Карачеве меня выпустил. И вот с краеведом Власовым, ныне покойным, и Г.В. Поповой мы рысью кинулись на фабрику.
А музей был закрыт.
Но с криком "Орловские приехали! !" люди бросились искать ключи! И для нас для троих (!) карачевцы открыли свой музей!! И шелест шел по коридору: орловские приехали.
И стояли любовались, милые мои, как орловские их игрушки разглядывают.
Потом с гордостью спросили:
- Ну как?!!
- Очччень хорошо! - ответила я им со всею душою! Но прибавила:
- Но у меня все такие есть!! Только зайчика такого нету. :)

 

Тем более в Орловском архиве - куда уйти от очевидного: все дела по всем уездам, если это не сказки и не метрики, понятно, смешаны. Все уезды, например, с их деятелями представлены в Дирекции Училищ Орловской губернии, в делах и протоколах Губернского и уездного земства, в канцелярии губернатора, в судебных делах и проч.
Пару лет назад смотрела протоколы земского собрания Болховского уезда. Вероятно, оттуда и помню Подымовых. Но я еще гляну, хотя у меня будет только нас. пункт и фамилия.
А какой вообще у Ваших Подымовых населенный пункт?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здорово, когда так душевно встречают и все двери открывают!!! :) Зайчика-то подарили? Для коллекции...

 

Подымовых я встречала в связи с населенными пунктами село Коптево Болховского уезда (кажется, Усовская волость) и с. Клен (Дмитриевское тож) - но это уже Калужская губ. Как знать, может, этот Клен входил в состав Орловщины, однако Калужский архив, шаркая ножкой, извинялся, что не могут мне дать точных данных по административно-территориальному делению на период 4 и 5 ревизий. Мои предки были переведены в 1801 году из Клена в Коптево. Из одной губернии в другую.

 

Недавно мне рассказали семейную легенду. Дед в шутку говорил моей маме, когда она была маленькой: помни, мы из графского рода. Я, конечно, не клюнула на легенду, ибо уже знала, что этот наш род - из крепостных. Но мне известно, что помещики любили "девок портить" или брать на себя право "первой ночи". Хочется рассекретить легенду, наверняка что-то было - легенды просто так не рождаются. Как это сделать? Это могло где-то в документах отразиться? И были ли Подымовы графьями?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В ГАОО я запрашивала, можно ли установить, когда крестьян стали наделять землями, фамилиями. Сказали, нет документов. С метриками плохо. Вот только ревизии сохранились хорошо. По ним и составляла родословную.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Natali M
Да фамилии у крестьян были, были хотя бы как прозвищные, чтобы их отличали на улице. Просто их в ревизиях не писали. Сейчас смотрю уголовные дела 1847 года, и - пожалуйста - крестьяне опрашиваются, и все с фамилиями.
Волость называлась Узскинская, потому что с. Узское. Его при Советской власти писали и Уское, и Узкое, но правильно - Узское.
Подымовы графьями не были.
В том ареале вообще не было ни одного графа, кроме графа Комаровского, но его владения были гораздо южнее.
Был барон Николай Дольст, по отзывам оч. добропорядочный.
Был поручик Константин Ржевский, были сыновья его. Но Ржевские были не графы и не князья.
Сын поручика Ржевского Григорий Константинович действительно женился на крестьянке с. Селихово Аграфене Егоровне, фамилия ее мне пока что неизвестна. Знаю, что у них были дети: Екатерина, Ксения, Надежда и сын Александр.
Конечно, Вашему родственнику виднее!
А зайчик был музейный. Я его и не просила.
Клен - не орловский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Natali M
Но мне известно, что помещики любили "девок портить" или брать на себя право "первой ночи". Хочется рассекретить легенду, наверняка что-то было - легенды просто так не рождаются. Как это сделать? Это могло где-то в документах отразиться?
Эту сказку все мы слышали раз несколько, конечно были такие случаи, но представьте были помещики, у которых было по неск. тысяч крестьян... "Право первой ночи", ну да, а жена просто счастлива :) Всегда думал, почему люди ищут шанс доказать, что их предки были зачаты в грехе, но лишь бы от помещика и обязательно графа. Один мой родственник тоже рассказывал мне такую легенду, но самое интересное, наши предки никогда не были крепостными, он просто этого не знал :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

..... Всегда думал, почему люди ищут шанс доказать, что их предки были зачаты в грехе, но лишь бы от помещика и обязательно графа....

 

Валерий, а если от священника это почетно??? :lol:
А то я тут одного вычислил, который мне в кровь незаконно "подмешался". Орловский кстати - священник села Хмелинец Елецкого уезда. Я его специально не искал - он сам "всплыл".

 

Думаю правда, что ночь была "не первой" :) Согрешила пока муж в солдатах был.

 

Веточку в сторону пока рисовать не стал, но данные "папаши" записал.
Теперь задумался - может ветку поглубже разрисовать?? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

koka
Юрий, дело в другом. Солдатки "грешили" очень часто (об этом знали в семьях и относились к таким детям весьма терпимо), солдаты за многолетнюю отлучку, тоже не блюли верность. Я говорю о другом, если ты знаешь этот случай, то понимаешь, что твой предок этот самый священник, если не знаешь с кем согрешила прапрабабка, то тоже понимаешь, что официальный муж тебе не кровник. Но подозревать собственную прапрабабку в грехе ради того, чтобы тешить себя мыслью вдруг в тебе течет "голубая кровь" думаю не правильно (если нет четкого подтверждения, а только легенда). Кстати в деревне все родственники, а потому официальный муж тоже наверняка кровник :) Если глубоко копнуть, окажется пятиюродным братом собственной жены.
А Орловского священника конечно надо "разрабатывать".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

koka
Юрий, дело в другом. Солдатки "грешили" очень часто (об этом знали в семьях и относились к таким детям весьма терпимо), солдаты за многолетнюю отлучку, тоже не блюли верность. Я говорю о другом, если ты знаешь этот случай, то понимаешь, что твой предок этот самый священник, если не знаешь с кем согрешила прапрабабка, то тоже понимаешь, что официальный муж тебе не кровник. Но подозревать собственную прапрабабку в грехе ради того, чтобы тешить себя мыслью вдруг в тебе течет "голубая кровь" думаю не правильно (если нет четкого подтверждения, а только легенда). Кстати в деревне все родственники, а потому официальный муж тоже наверняка кровник :) Если глубоко копнуть, окажется пятиюродным братом собственной жены.
А Орловского священника конечно надо "разрабатывать".

 

Валерий,
да это я так... в шутку. Ты же знаешь, я в "графья" не стремлюсь. С крестьянами как-то интереснее разбираться.
Мне просто интересно, как другие люди решают вопрос, когда обнаруживают "левую" кровь. Куда ветку тянут - "налево" или прямо :) . Для себя то я этот вопрос решил.
Ну, а орловского священника на досуге разработаю хотя бы из интереса.

 

А вот насчет "четкого подтверждения" мне кажется ты перегнул :) . Такое подтверждение и в наши времена не всегда можно найти, а уж 200 лет назад....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Большим грехом в селе считалось приспать ребенка. Для того, чтобы снять с себя этот грех женщины шли ночью в церковь. Там, начертив вокруг себя круг от дьявольских наваждений, они усердно молились Богу. В первую ночь Богородица показывала матери ее невольную жертву, всю в крови. На следующую ночь крови становилось меньше. Ночные бдения в церкви следовало продолжать до тех пор, пока ребенок не оставался чистым"

 

Безгин В.Б.
Тамбовский государственный технический университет
Образ жизни и смерти в женской обрядности русского села

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

koka
А вот насчет "четкого подтверждения" мне кажется ты перегнул smile.gif . Такое подтверждение и в наши времена не всегда можно найти, а уж 200 лет назад....
Согласен, только мать знает отца своего ребенка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

helen ka
Не поняла, это было просто этнографическое вкрапление? Вне обсуждаемого?
Потому что в Вашем сообщении речь идет об имевшемся явлении, когда женщина, кладущая рядом с собой ребенка на ночь, от усталости могла во сне налечь на него, и никак не могла проснуться, не чувствуя, что дитя задыхается.
Именно так ведь в данном случае трактуется термин "приспала"!
Еще бы это был не грех!
Но работали ведь так много и так тяжко, что такие случаи то и дело повторялись! Насчет круга - вероятно, не во всех местностях такое было.
Это как с поминальными блинами. Во Владимирской области, как мне известно, поминают блинами, а в Орловской - нет! По крайней мере, когда три года назад близкая знакомая из Владимирской области, участвуя в приготовлении поминок, спросила при мне в орловской деревне, когда ставить блины, орловские глаза вытаращили:
- К чему нам блины?!
- А поминать разве не будем блинами?
- За-чем?!!!
Может, когда-то это и был такой обычай раньше, да только не сохранился.
И про круг в церкви в отношении заспанного младенца в Орловской губернии мне слышать не приходилось. Но, может, продвинутые в этом отношении орловские исследователи и расскажут об этом!
И совершенно понятно, что видения в круге не должны были быть обязательными. А то получается, как будто это могло быть всегда!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 Maja
Как интересно! А в Москве принято поминать блинами. Хотя в нашем этнически пестром городе трудно понять, откуда пришла эта традиция, из Московской губернии или откуда-то еще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не поняла, это было просто этнографическое вкрапление? Вне обсуждаемого?
Потому что в Вашем сообщении речь идет об имевшемся явлении, когда женщина, кладущая рядом с собой ребенка на ночь, от усталости могла во сне налечь на него, и никак не могла проснуться, не чувствуя, что дитя задыхается.
Именно так ведь в данном случае трактуется термин "приспала"!
Еще бы это был не грех!
Но работали ведь так много и так тяжко, что такие случаи то и дело повторялись! Насчет круга - вероятно, не во всех местностях такое было.

Я думала, что в контексте обсуждаемого.
Но вот оказалось, что совсем не так. Очень хорошо, что вы пояснили!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Natali M
О Ваших помещиках можно узнать, вероятно, в ГАОО в фонде 725. Это фонд Болховского уездного предводителя дворянства. В нем есть дела о выборе мировых судей Болховского уезда; переписка с Орловским губернатором и губернским предводителем дворянства (и в ней всегда много полезного и неожиданного); о назначении мировых посредников и количестве земли, находящейся во владении дворян Болховского уезда; списки мировых судей и лиц, владеющих в Болховском уезде количеством земли, дающем право выбора в мировые судьи (за 1876 год): о приеме и увольнении чиновников канцелярии БОлховского уездного предводителя дворянства.
Фонд 465. Это - фонд Болховской уездной земской управы. И в нем: отчеты Болховской уездной земской управы; журналы уездных земских собраний - оч. интересные и информативные; сведения о количестве лесов в Болховском уезде с указанием их владельцев;
там же! окладные листы на земельное имущество крестьян Болховского уезда.
Выписки из крепостных книг об изменении во владении землями крестьян Болховского уезда.
И проч.
Конечно, по помещикам Подымовым сведения здесь есть.
Но могут быть и сведения по крестьянам. Которые, как ни крути, после 1861 года перестали быть крепостными. В каком-то, не помню, уезде были ведомости о выплате временнообязанными долга помещикам. В документах по Болхову и это может быть.
А может и не быть.
В общем, придется Вам либо писать запрос в архив, либо искать платных лиц, либо планировать себе через несколько лет вояж в ГАОО; ничего не найдете, так хоть в Коптево съездите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, действительно, пока что информации о кругах в церкви по Орловскому краю не всплывало, хотя специально это никто не выяснял. У нас как-то все попроще, во искупление грехов женщины начинали отчитывать покойников на похоронах.
Очень интересно, но что ссылается автор - на свои полевые записи или на публикации 19 века.
Если это возможно, Helen_ka, дайте, пожалуйста, ссылку на сборник, в котором опубликована такая статья. В конце концов, фольклорист фольклористу друг, товарищ и собутыльник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, это не было практикой орловского варианта.
Всё, что я слышала от старожилов и о чем читала - было не этого типа.
Наверное, кто-то начал проделывать что-то подобное в каком-нибудь тамбовском уголке, ну и пошло. По принципу "делай так". И вовсе не факт, что были обязательные видения, как я писала. Далеко не факт.
Однако, я совсем не уверена, что это была широкая практика. Так, видимо, единичные случаи. Судя по публикации технического университета, это кто-то современный записал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Natali M
И еще.
Фонд 36 Орловского губернского по крестьянским делам присутствия. В нем Вам могли бы быть интересными
дела о разверстании земельных угодий; об определении размера вознаграждения крстьянам за недостающую землю при разверстывагии угодий и перенесении крестьянских дворов. И, что особенно Вам было бы интересно - о составлении выкупных договоров по имениям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

marusia nv
Что-то новое.
Отчитывал пономарь. Не дай бог его не было, ездили за ним, привозили его. И - да не дай бог и этого не было - искали грамотного почитать Псалтырь. Если это была женщина, то монахиня.
Мать молилась с нею.
Может быть, Вы имели ввиду причитания? Но это не молитвы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Nathalie
Традиция даже не старинная, но древняя. Блин считался символом солнца, жизни и последующего возрождения.
Известны случаи, когда в деревнях блин клался покойнику на лоб, а потом его потихоньку старались скормить священнику.
Но в Орловской губернии "блинный" обычай, насколько я знаю из практики, отсутствует. Хотя не исключаю, что имелся раньше.
В то же время поминания имели "обязательный" характер, и на них настаивали. Помните Шмелева, как он пишет о москвичах, отправившихся на кладбища для поминовения в радуницу, кажется? Как там одна героиня настаивает, что поминать надо обязательно молочной яичницей, другие считают иначе и проч.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, я имею в виду читалок, которые проводили ночь рядом с усопшим. Такая практика была распространена повсеместно, и ныне старушки-читалки провожают покойных на тот свет. кстати, судя по материалам фольклорной практики последних 3 лет, батюшки весьма лояльно относились и относятся к читалкам. поскольку опрашивались довольно пожилые женщины, есть все основания судить о том, что подобная практика существовала не только последние десятилетия, поскольку никаких противопоставлений с "прежними временами" информантами не проводится. причем участие читалок не воспринимается как некий компромисс с обстоятельствами, информанты говорят о них, как о само собой разумеющемся. воспоминаний об участии пономаря или монахинь не отмечалось.
одна студентка совершенно случайно для себя выяснила, что все женщины в ее семье на протяжении многих поколений занимаются чтениями над покойниками, бабушка была приятно удивлена интересом внучки и пообещала "обучить" ее. так что, теперь и в этой сфере у нас есть свои люди.
а профессиональные причитальщицы, вопленницы - явление в нашем краю довольно редкое, по сравнению с Русским Севером или Сибирью. по крайней мере, их участие в похоронах, как и причитания в доме или на могиле часто даже не упоминаются как обязательный элемент похоронного обряда (такая же картина и со свадебным обрядом). вероятно, это связано с этнокультурными особенностями ареала. сама несколько раз слышала "вытьё" на кладбищах, но по своим художественным особенностям оно не идет ни вкакое сравнение с фиксируемыми и сегодня причитаниями в Сибири и на Севере. Утрата традиции причитаний началась довольно давно - еще в 19 веке.
статья тов. Безгина довольно странная - совершенно не понятны ее цель и задачи, да и "образ смерти" совершенно не раскрыт. но ссылается он на интересный источник 19 века по Тамбовской губернии - вот он-то достоин внимания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

о блинах...
опросы показали, что почти все информанты помнят, каким должно быть меню поминальной трапезы, но сами уже этой традиции не следуют. вместо студня - котлеты, лапшу и яичницу уже не подают, блины действительно не жарят (хотя помнят об этом). единственное сохранившееся поминальное блюдо - кутья. интересно, что никогда на поминках не подают чай, а всегда предлагают компот - некий компромисс с киселем, который ранее обязательно подавался на поминках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
...
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования