Перейти к публикации

Доклад О.Л. Кабачек на XIII симпозиуме


Кабачек
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

В рамках симпозиума "Психологические проблемы смысла жизни и акме" (Москва, Психологический институт РАО) 23-24 апреля 2008 года где-то на сайте Института должен быть вывешен мой доклад. Пока я этот сайт не нашла. воспроизвожу здесь два текста: то, что я послала в оргкомитет 2 месяца назад (т.е. текст, который должен быть им вывешен) и новый текст - который я докладывала сегодня на симпозиуме. В бумажной версии сборника ПИ РАО оба текста будут объединены.

1) Текст, посланный в оргкомитет:

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК КАК ПОИСК И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ?

 

Кабачек О.Л., Москва

 


Обсуждая условия развития личности и обретения ею смысла собственной жизни, стоит обратить внимание на практическую генеалогию. (Для психолога это почти не изученная, но весьма перспективная для исследования сфера пересечения исторической и семейной психологий.)
Люди сплошь и рядом не осознают свой собственный жизненный путь как некую культурную, духовную, социальную ценность. Но история жизни (автобиографическое повествование, семейная хроника) есть не просто ее, жизни, отображение, но и особый способ коммуникации поколений и духовного преодоления природных границ индивидуального человеческого бытия, несущий в себе мощный воспитательный заряд (Алексеев А. Эстафета памяти. Ресурсы, нормы и эффекты автобиографического повествования // Мир России. – 2000. - № 4). Встраивание в бесконечную цепь «предки – потомки» помогает человеку по-иному осознать и «присвоить» свою собственную биографию - как продолжение и развитие биографии рода.
Открытие жизни предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, ее неразрывности с историей Родины – не только путь воспитания патриотизма, но и обретения себя-исторического, выстраивание нового измерения личности - временного. И это естественным образом ведет к уточнению смысла собственной жизни.
Для того чтобы «принять историю на себя», открыть себя-исторического, человеку необходимо преодолеть существующие психологические барьеры, неосознаваемые фобии и самому – интеллектуально и эмоционально - погрузиться в отечественную историю, например, начать вести генеалогический поиск. Это развивающая и психотерапевтическая по своему характеру деятельность, в основе которой лежит духовная потребность в расширении собственного «Я», выход за пределы обыденного, наличного бытия. (Что может также достигаться обращением человека к таким сферам, как религия, искусство, философия, наука.)
Генеалогический поиск может стать привлекательным для всех возрастов: подросткам и юношеству интересны альтернативы и необычный антураж исторических событий, яркие характеры как образцы поведения; люди зрелого возраста сверяют свой жизненный путь с идеалами и традициями рода, его «миссией» и определяют, что передать детям; старики, задумываясь, что останется после них, будут ли их помнить следующие поколения, находят утешение в мысли, что если ты знаешь своих предков, то и тебя будут знать потомки.
Эта сложная, полимотивированная, многоуровневая исследовательская деятельность требует применения разнообразных и гибких стратегий и тактик, направленных на приобретение и упорядочивание знаний о структуре и бытовании в пространственно-временных координатах того или иного рода, в целях достижения самоидентификации человека, обретения им духовно-нравственной опоры и смысла жизни. (Род выжил вопреки всему; что же дало ему силы жить, растить детей, развивать свой потенциал? На что-то положительное и вечное он же опирался - на то, что может дать силы смотреть с оптимизмом в будущее их потомку? Потомок-генеалог невольно занимается оправданием их (и своего) существования, расшифровыванием «загадки судьбы» конкретного рода.)
Этапы деятельности: 1) мотивационный: осознание желания и необходимости искать свои корни; 2) опрос родственников, их друзей и соседей; работа с семейным архивом; 3) работа в Интернете, библиотеках, музеях; 4) работа в архивах; 5) фиксация найденной информации для членов рода: построение родословного древа, поколенной росписи, родословных таблиц и пр. (Документальные сведения о семье будут интересны не только членам данного рода, но и исследователям: историкам, социологам, культурологам, психологам.) Если род хочет рассказать о себе широкому кругу современников, его члены должны позаботиться о надлежащем оформлении родословных материалов: 6) презентация семейной памяти другим: оформление стенда (плаката) – например, для выставок, организуемых Союзом Возрождения Родословных Традиций, и/или книги (альбома) для публикации в печати, например, в многочисленных сборниках и альманахах Историко-родословного общества или в специализированном издательстве «ВИРД».
Выстраивание структуры рода, попытка воссоздания смысла событий и самой атмосферы минувшего не только развивают мышление, воображение, чувства, но и могут привести личность к более позитивному взгляду на прошлое и будущее своей страны, а, значит, и на собственную жизнь. Такое эмоциональное проживание отечественной истории (примеривание на себя отдельных ее периодов), способствующее идентификации человека с судьбой своей страны, нации, рода, не просто расширяет границы собственного «Я», но зачастую меняет (обогащает) представления и установки личности.
Это происходит благодаря тому, что родная история в ходе генеалогического поиска предстает динамичной, многообразной, разнонаправленной, сложной, имеющей альтернативы и возможности позитивного развития. В этом - источник «национального примирения» на уровне отдельной личности: принятия разнополюсности российского исторического бытия и его участников - «белых» и «красных», богатых и бедных, аристократов и простолюдинов, атеистов и верующих. Воссоздание целостности исторической «ткани» приводит к гармонизации внутреннего мира человека, консолидации его ранее противонаправленных установок, взглядов. Обретение человеком целостности, «объемного» взгляда на историю и чувства своей причастности и ответственности позволяет на другом уровне искать - и находить - смысл жизни.

 

2) Выступление О.Л. Кабачек на пленарном заседании 23 апреля 2008 г. XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни акме» (23-24 апреля 2008 г., Москва) в Психологическом институте Российской академии образования (времени было очень мало, поэтому пришлось кое-что сократить, но кое-что новое и добавить):

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК КАК ПОИСК И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ?

 

В современных условиях поиск своих корней определяется не столько прагматическими (как в прошлые века), сколько духовными потребностями. Встраивание в бесконечную цепь «предки – потомки» помогает человеку по-иному осознать и «присвоить» свою собственную биографию - как продолжение и развитие биографии рода. Отметим, в этой связи, два момента.
1) Открытие жизни предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, ее неразрывности с историей Родины – не только путь воспитания патриотизма, но и обретения себя-исторического, выстраивание нового измерения личности - временного. И это естественным образом ведет к уточнению смысла собственной жизни.
Для того чтобы «принять историю на себя», человеку необходимо преодолеть существующие психологические барьеры, неосознаваемые фобии (к примеру, представления П.Я. Чаадаева о том, что у России нет истории, а есть дикость и отсталость) и самому – интеллектуально и эмоционально - погрузиться в отечественную историю, например, начать вести генеалогический поиск. Это развивающая и психотерапевтическая по своему характеру деятельность, в основе которой лежит духовная потребность в расширении собственного «Я», выход за пределы обыденного, наличного бытия. (Что может также достигаться обращением человека к таким сферам, как религия, искусство, философия, наука.)
Эта сложная, полимотивированная, многоуровневая исследовательская деятельность требует применения разнообразных и гибких стратегий и тактик в целях достижения самоидентификации человека, обретения им духовно-нравственной опоры и смысла жизни. (Род выжил вопреки всему; что же дало ему силы жить, растить детей, развивать свой потенциал? На что-то положительное и вечное он же опирался - на то, что может дать силы смотреть с оптимизмом в будущее их потомку? Потомок-генеалог невольно занимается оправданием их (и своего) существования, расшифровыванием «загадки судьбы» конкретного рода.)
Но выстраивание структуры рода, попытка воссоздания смысла событий и самой атмосферы минувшего развивает мышление, воображение, чувства и может привести личность к более позитивному взгляду на прошлое и будущее своей страны, а, значит, и на собственную жизнь. Такое эмоциональное проживание отечественной истории (примеривание на себя отдельных ее периодов), способствующее идентификации человека с судьбой своей страны, нации, рода, не просто расширяет границы собственного «Я», но зачастую меняет (обогащает) представления и установки личности. Это происходит благодаря тому, что родная история в ходе генеалогического поиска предстает динамичной, многообразной, разнонаправленной, сложной, имеющей альтернативы и возможности позитивного развития. Принятие разнополюсности российского исторического бытия и его участников, воссоздание целостности исторической «ткани» приводят к гармонизации внутреннего мира человека, консолидации его ранее противонаправленных установок, взглядов. Обретение человеком целостности, «объемного» взгляда на историю и чувства своей причастности и ответственности позволяет на другом уровне искать - и находить - смысл жизни.
2) Понятно, что благодаря идентификации личности с конкретными членами изучаемого рода происходит обогащение ее внутреннего мира за счет осмысления их, предков, смыслов и ценностей. Но, более того, у человека на определенном этапе генеалогического поиска и включенности в генеалогическое сообщество, коммуникации по поводу генеалогии, появляется, как нам представляется, новый психологический статус (и дополнительный, очень важный, смысл жизни) – как собирателя рода, его полномочного представителя перед современниками и потомками, открывателя, хранителя и транслятора родовой памяти (конечно, пересекающейся с памятью об истории страны, края, поселения), т.е., в некотором смысле, духовного лидера.
Так смысл собственной жизни (сумма смыслов) неизбежно приобретает новое качество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования