Перейти к контенту
Кабачек

Доклад О.Л. Кабачек на XIII симпозиуме

Рекомендуемые сообщения

В рамках симпозиума "Психологические проблемы смысла жизни и акме" (Москва, Психологический институт РАО) 23-24 апреля 2008 года где-то на сайте Института должен быть вывешен мой доклад. Пока я этот сайт не нашла. воспроизвожу здесь два текста: то, что я послала в оргкомитет 2 месяца назад (т.е. текст, который должен быть им вывешен) и новый текст - который я докладывала сегодня на симпозиуме. В бумажной версии сборника ПИ РАО оба текста будут объединены.

1) Текст, посланный в оргкомитет:

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК КАК ПОИСК И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ?

 

Кабачек О.Л., Москва

 


Обсуждая условия развития личности и обретения ею смысла собственной жизни, стоит обратить внимание на практическую генеалогию. (Для психолога это почти не изученная, но весьма перспективная для исследования сфера пересечения исторической и семейной психологий.)
Люди сплошь и рядом не осознают свой собственный жизненный путь как некую культурную, духовную, социальную ценность. Но история жизни (автобиографическое повествование, семейная хроника) есть не просто ее, жизни, отображение, но и особый способ коммуникации поколений и духовного преодоления природных границ индивидуального человеческого бытия, несущий в себе мощный воспитательный заряд (Алексеев А. Эстафета памяти. Ресурсы, нормы и эффекты автобиографического повествования // Мир России. – 2000. - № 4). Встраивание в бесконечную цепь «предки – потомки» помогает человеку по-иному осознать и «присвоить» свою собственную биографию - как продолжение и развитие биографии рода.
Открытие жизни предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, ее неразрывности с историей Родины – не только путь воспитания патриотизма, но и обретения себя-исторического, выстраивание нового измерения личности - временного. И это естественным образом ведет к уточнению смысла собственной жизни.
Для того чтобы «принять историю на себя», открыть себя-исторического, человеку необходимо преодолеть существующие психологические барьеры, неосознаваемые фобии и самому – интеллектуально и эмоционально - погрузиться в отечественную историю, например, начать вести генеалогический поиск. Это развивающая и психотерапевтическая по своему характеру деятельность, в основе которой лежит духовная потребность в расширении собственного «Я», выход за пределы обыденного, наличного бытия. (Что может также достигаться обращением человека к таким сферам, как религия, искусство, философия, наука.)
Генеалогический поиск может стать привлекательным для всех возрастов: подросткам и юношеству интересны альтернативы и необычный антураж исторических событий, яркие характеры как образцы поведения; люди зрелого возраста сверяют свой жизненный путь с идеалами и традициями рода, его «миссией» и определяют, что передать детям; старики, задумываясь, что останется после них, будут ли их помнить следующие поколения, находят утешение в мысли, что если ты знаешь своих предков, то и тебя будут знать потомки.
Эта сложная, полимотивированная, многоуровневая исследовательская деятельность требует применения разнообразных и гибких стратегий и тактик, направленных на приобретение и упорядочивание знаний о структуре и бытовании в пространственно-временных координатах того или иного рода, в целях достижения самоидентификации человека, обретения им духовно-нравственной опоры и смысла жизни. (Род выжил вопреки всему; что же дало ему силы жить, растить детей, развивать свой потенциал? На что-то положительное и вечное он же опирался - на то, что может дать силы смотреть с оптимизмом в будущее их потомку? Потомок-генеалог невольно занимается оправданием их (и своего) существования, расшифровыванием «загадки судьбы» конкретного рода.)
Этапы деятельности: 1) мотивационный: осознание желания и необходимости искать свои корни; 2) опрос родственников, их друзей и соседей; работа с семейным архивом; 3) работа в Интернете, библиотеках, музеях; 4) работа в архивах; 5) фиксация найденной информации для членов рода: построение родословного древа, поколенной росписи, родословных таблиц и пр. (Документальные сведения о семье будут интересны не только членам данного рода, но и исследователям: историкам, социологам, культурологам, психологам.) Если род хочет рассказать о себе широкому кругу современников, его члены должны позаботиться о надлежащем оформлении родословных материалов: 6) презентация семейной памяти другим: оформление стенда (плаката) – например, для выставок, организуемых Союзом Возрождения Родословных Традиций, и/или книги (альбома) для публикации в печати, например, в многочисленных сборниках и альманахах Историко-родословного общества или в специализированном издательстве «ВИРД».
Выстраивание структуры рода, попытка воссоздания смысла событий и самой атмосферы минувшего не только развивают мышление, воображение, чувства, но и могут привести личность к более позитивному взгляду на прошлое и будущее своей страны, а, значит, и на собственную жизнь. Такое эмоциональное проживание отечественной истории (примеривание на себя отдельных ее периодов), способствующее идентификации человека с судьбой своей страны, нации, рода, не просто расширяет границы собственного «Я», но зачастую меняет (обогащает) представления и установки личности.
Это происходит благодаря тому, что родная история в ходе генеалогического поиска предстает динамичной, многообразной, разнонаправленной, сложной, имеющей альтернативы и возможности позитивного развития. В этом - источник «национального примирения» на уровне отдельной личности: принятия разнополюсности российского исторического бытия и его участников - «белых» и «красных», богатых и бедных, аристократов и простолюдинов, атеистов и верующих. Воссоздание целостности исторической «ткани» приводит к гармонизации внутреннего мира человека, консолидации его ранее противонаправленных установок, взглядов. Обретение человеком целостности, «объемного» взгляда на историю и чувства своей причастности и ответственности позволяет на другом уровне искать - и находить - смысл жизни.

 

2) Выступление О.Л. Кабачек на пленарном заседании 23 апреля 2008 г. XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни акме» (23-24 апреля 2008 г., Москва) в Психологическом институте Российской академии образования (времени было очень мало, поэтому пришлось кое-что сократить, но кое-что новое и добавить):

 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК КАК ПОИСК И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ?

 

В современных условиях поиск своих корней определяется не столько прагматическими (как в прошлые века), сколько духовными потребностями. Встраивание в бесконечную цепь «предки – потомки» помогает человеку по-иному осознать и «присвоить» свою собственную биографию - как продолжение и развитие биографии рода. Отметим, в этой связи, два момента.
1) Открытие жизни предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, ее неразрывности с историей Родины – не только путь воспитания патриотизма, но и обретения себя-исторического, выстраивание нового измерения личности - временного. И это естественным образом ведет к уточнению смысла собственной жизни.
Для того чтобы «принять историю на себя», человеку необходимо преодолеть существующие психологические барьеры, неосознаваемые фобии (к примеру, представления П.Я. Чаадаева о том, что у России нет истории, а есть дикость и отсталость) и самому – интеллектуально и эмоционально - погрузиться в отечественную историю, например, начать вести генеалогический поиск. Это развивающая и психотерапевтическая по своему характеру деятельность, в основе которой лежит духовная потребность в расширении собственного «Я», выход за пределы обыденного, наличного бытия. (Что может также достигаться обращением человека к таким сферам, как религия, искусство, философия, наука.)
Эта сложная, полимотивированная, многоуровневая исследовательская деятельность требует применения разнообразных и гибких стратегий и тактик в целях достижения самоидентификации человека, обретения им духовно-нравственной опоры и смысла жизни. (Род выжил вопреки всему; что же дало ему силы жить, растить детей, развивать свой потенциал? На что-то положительное и вечное он же опирался - на то, что может дать силы смотреть с оптимизмом в будущее их потомку? Потомок-генеалог невольно занимается оправданием их (и своего) существования, расшифровыванием «загадки судьбы» конкретного рода.)
Но выстраивание структуры рода, попытка воссоздания смысла событий и самой атмосферы минувшего развивает мышление, воображение, чувства и может привести личность к более позитивному взгляду на прошлое и будущее своей страны, а, значит, и на собственную жизнь. Такое эмоциональное проживание отечественной истории (примеривание на себя отдельных ее периодов), способствующее идентификации человека с судьбой своей страны, нации, рода, не просто расширяет границы собственного «Я», но зачастую меняет (обогащает) представления и установки личности. Это происходит благодаря тому, что родная история в ходе генеалогического поиска предстает динамичной, многообразной, разнонаправленной, сложной, имеющей альтернативы и возможности позитивного развития. Принятие разнополюсности российского исторического бытия и его участников, воссоздание целостности исторической «ткани» приводят к гармонизации внутреннего мира человека, консолидации его ранее противонаправленных установок, взглядов. Обретение человеком целостности, «объемного» взгляда на историю и чувства своей причастности и ответственности позволяет на другом уровне искать - и находить - смысл жизни.
2) Понятно, что благодаря идентификации личности с конкретными членами изучаемого рода происходит обогащение ее внутреннего мира за счет осмысления их, предков, смыслов и ценностей. Но, более того, у человека на определенном этапе генеалогического поиска и включенности в генеалогическое сообщество, коммуникации по поводу генеалогии, появляется, как нам представляется, новый психологический статус (и дополнительный, очень важный, смысл жизни) – как собирателя рода, его полномочного представителя перед современниками и потомками, открывателя, хранителя и транслятора родовой памяти (конечно, пересекающейся с памятью об истории страны, края, поселения), т.е., в некотором смысле, духовного лидера.
Так смысл собственной жизни (сумма смыслов) неизбежно приобретает новое качество.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования