Перейти к публикации

Вопросы и ответы


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

galinaS
Галина, ну, беседа-то абсолютно публичная:)
Кстати, идея мне нравится. Поддерживаю.

 

Лена, ты как? Может тему открыть, где будем размещать неидентифицированные фото?
Вдруг что проклюнется... Да и на старые фото смотреть всегда интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Граждане-товарищи, посмотрите, пожалуйста на 1 странице мое сообщение под номером 3.
Может все-таки кто-нибудь знает ответ на этот вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, у меня в этой теме на стр. 1 значится под №3 мое сообщение, в котором я спрашиваю о практике прменения процентной нормы:)(гы!)

 

А вообще спасибо за такой развернутый коммент. Надо осмыслить:)

 

Предыдущее сообщение перенесено в "Опрос".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот меня уже давно интересует следующий вопрос, на который мне пока нигде ответа не удалось найти.
В Российской империи существовала процентная норма для поступающих в высшие учебные заведения. Но как она применялась на практике? Происходило это путем жеребьевки среди евреев, подавших прошение о зачислении в студенты, или был конкурс гимназических аттестатов, или каким-то другим способом?

Теперь все прочитают твой вопрос. :rolleyes:
Извини, что перепутала первые страницы. :mellow:

 

Насколько я помню из литературы, был конкурс на лучший аттестат. Поэтому так и старались гимназиию закончить с отличием. А в саму гимназию был экзамен и собеседование. И там тоже отбирали по результатам, но на этом уровне играли роль связи и статус родителей. Проблема возникала, когда было несколько претендентов с одинаковыми показателями аттестатов, тогда решающим было собеседование и рекомендации. Не помню, чтобы встречала жеребьёвку. :unsure: Но может, где-то и было, не знаю.

 

А ещё, мне кажется, был и обыкновенный блат, не в престижных Университетах, а в более рядовых. Родители могли быть знакомы лично с кем-то из руководства, жертвовать на учебное заведение и т.д. Я помню рассказы родных о такого рода делах в провинции. Например, лучший врач в губернском центре обслуживал всю местную элиту, а его дети или братья-сестры учились в учебных заведениях под управлением благодарных клиентов. :P Ничего нового советская власть не выдумывала - всё заимствовала из царской. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Теперь относительно того, что у Вас мало информации для того, чтобы запрашивать архив. Ну вот по Шпекторовым Вы знаете место и дату рождения Вашего деда?

Лена, спасибо за многочисленные наводки на поиски. Как вырвусь в Публичку, так постараюсь порыться в новых источниках.
А что касается моего деда, так я как раз и не знаю точной даты его рождения (только год - 1861), и места - тоже не знаю. Жил - в Невеле, пока дети не забрали в Питер в конце жизни.

 

mod970
Спросил про Либерманов, но ответа пока нет. Может, мой адресат в Одноклассников не заходит, а связь - через них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

mod970Лена, про еврейское счастье не знаю:(
А ты новоявленного родственника из Читы в музей зашли со сканом фото предполагаемого предка - гласного гор. Думы.

 

Вот прочитала сообщение Светланы и вся обзавидовалась.:) Смотри, какое поле для деятельности!

 

Я вчера почему-то пропустила и твой пост, и Галины. В принципе, можно. Практической пользы, мне кажется, никакой. Вон, по фамилии никто не отзывается. И на ВГД я не заметила, чтобы кто-то опознал. Но если фотки не загружают трафик, то часть можно. Если есть участники с лимитированным трафиком, возможно, для них это не подойдет?
Загружать через радикал.ру на превью - самый экономный способ (в смысле трафика просмотра). На пробу открою новую тему и загружу одно фото. А там решайте. :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А что касается моего деда, так я как раз и не знаю точной даты его рождения (только год - 1861), и места - тоже не знаю. Жил - в Невеле, пока дети не забрали в Питер в конце жизни.

 

Григорий, а я бы на Вашем месте бросила бы пробный шар и написала бы в архив, предположив, что он в Невеле и родился.
Только запрос надо составить широко, указав все известные Вам варианты фамилий.
Ну и просить их просмотреть посемейные списки, перепись 1874 года, метричку за 1861 и близлежащие годы( точная дата необязательна).
И еще я бы, честно говоря, попросила бы выписать из переписи и пос. списков всех носителей этой фамилии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насколько я помню из литературы, был конкурс на лучший аттестат. Поэтому так и старались гимназиию закончить с отличием.

 

Лен, спасибо за инфу по вузам. Мне вот что-то эти детали нигде не попадались.

 

Конкурс аттестатов - да, похоже. По крайней мере, из известной мне инфы - у брата прадеда была серебряная медаль, у сестры деда - тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, спасибо за инфу по вузам. Мне вот что-то эти детали нигде не попадались.

 

Конкурс аттестатов - да, похоже. По крайней мере, из известной мне инфы - у брата прадеда была серебряная медаль, у сестры деда - тоже.

 

Лен, у нас в доме всегда было полно евреев - друзей родителей. Многие вещи я как бы знала всегда - слышала разговоры и рассказы с пеленок. Поэтому даже не знаю источника. Но если ты читала в детстве книжку Бруштейн "Дорога уходит в даль", то там было об этом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кому-нибудь встречалось описание внешнего облика и одежды евреев Царства Польского? Интересует 18 век- середина 19 века.
Где-то читала, что внешность евреев - выходцев из различных стран/регионов довольно сильно отличалась. Конечно, не беру во внимание сефардов и т.д. К примеру, 45% польских евреев имело светлые глаза. Но эта и инфа из современной популярной( но не научной:)) статьи. А хочется что-нибудь обоснованное:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кому-нибудь встречалось описание внешнего облика и одежды евреев Царства Польского? Интересует 18 век- середина 19 века.
Где-то читала, что внешность евреев - выходцев из различных стран/регионов довольно сильно отличалась. Конечно, не беру во внимание сефардов и т.д. К примеру, 45% польских евреев имело светлые глаза. Но эта и инфа из современной популярной( но не научной:)) статьи. А хочется что-нибудь обоснованное:)

 

Лена, по сей день сохранились закрытые религиозные группы последователей того или иного известного ребе из Польши, Литвы, Украины и т.д. Они носят одежду в точности такую же как их основатель. Все телевизионщики и фотографы обожают снимать на улицах Иерусалима челов в странной одежде. :o И подавать их как лицо Израиля. :angry:
Так что, с одеждой просто - поройся в фотосайтах и найдешь точную копию. А про лица не знаю. Если судить по польским евреям в Израиле - "наш размерчик". :blink: Сразу видно, что они - потомки польских евреев. Не по цвту глаз, а по форме лица. Так сказать, "славянский" еврей - с более округлой формой лица и более светлая кожа. Так ли это было исторически? :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Обращаюсь к знатокам иврита. Кто-нибудь сможет написать на иврите фамилию Крамаж.
Для ориентировки прилагаю собственноруную подпись моего прапрапрадеда

 

e642376058fb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На иврите нет гласных, поэтому пишу несколько вариантов.
А тебе надо провести поиск на иврите?

 

קרומז' קרמאז' קרעמז 'קראמז' קרמז

 

Апостроф после буквы "заин" обозначает как раз произношение "ж", но могли его и не писать.
Подчеркнутая по составу букв похожа на подпись. Тогда фамилия образована от слова "разрыв".
Кроме того, от руки буквы выглядят по-другому, чем в печати. Если тебе надо ручное правописание, я могу написать и прислать скан.

 

Успеха!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо большое! Если несложно, пришли и написание о руки.
Мне не для поиска, а для удовлетворения любопытства:):)
На самом деле фамилия произошла о польского слова крамаж - лоточник, торгующий на базаре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нашла любопытную книжку по этой теме
Элькинд А. Д. Евреи. (Сравнительно-антропологическое исследование,
преимущественно по наблюдениям над польскими евреями). Известия Импер. Общ.
любителей естествознания, антропологии и этнографии. Труды
Антропологического Отдела. Том. XXI. М. 1903г. VI,458 столбцов. мягкий,
издательский переплет, 35,5*26,0 см. 70 илл. в тексте.

 

Она продается на алибе за 6000 руб., но, в принципе , есть и в питерской библиотеке. Там полные антропологические характеристики евреев( меня это как0то мало интересет), а вот в самом конце есть множество рисунков: польские, минские, южнорусские, бухарские и т.д. евреи.
Ну и плюс пара любопытных диаграмм:
Сравнительное распределение цвета волос и глаз и евреев и христиан в разл. странах.
Взаимные сочетания волос и глаз у евреев и христиан в различных странах.
Рост польских евреев.

 

Уже написала кое-кому в РГБ с просьбой снять копии. Жду ответа. Потом поделюсь, если кому интересно:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Немножко псевдонаукой попахивает, прямо бертильонаж какой-то ;) Надеюсь, что ошибаюсь :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не псевдо:) Из Еврейской Энциклопедии
Элькинд, Аркадий Даниилович

 

— врач и антрополог. Род. в 1869 г. в губернском городе Могилеве. В течение 1894—1896 гг. был дважды командирован Импер. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии для собирания антрополог. наблюдений среди населения Привислянского края. В 1898—1899 гг. работал в заграничных клиниках и в антропол. институтах Рима и Мюнхена. В 1912 г. получил степень доктора медицины. В качестве диссертации им были представлены две работы: 1) "Евреи" (сравнительно-антрополог. исследование преимущественно по наблюдениям над польскими евреями, "Известия Импер. Общества люб. естествознания, антр. и этнографии", том CIV); 2) "Антроп. изучение евреев за последние десять лет" ("Русский антропол. журнал", 1912). Э. признает существование особого еврейского типа, в особенности среди русско-польских евр. Образование этого типа следует с наибольшею достоверностью отнести к дохристианской эпохе и в значительно меньшей степени к позднейшим эпохам. Помимо указанных, Э. напечатал ряд антроп. исследований, из коих отметим касающиеся евреев: "Евреи" (сравнительно-антрополог. очерк; "Русский антр. журнал", 1902, № 3); "Anthrop. Unters, über die russisch-poln. Juden und der Wert dieser Untersuchungen für die Antrop. der Juden im allgemeinen", в Zeitschrift für Demogr. und Stat. der Juden, 1906, №№ 4 и 5; "Versuch einer antrop. Parallele zwischen Juden und Nichtjuden", ibid., 1908, №№ 1 и 2; "К социальной борьбе с вырождением", "Еврейский медицинский голос", 1908.

 

Но меня, как я уже писала, больше картинки интересуют:) Портрет польского еврея:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лена,

 

я до сих пор иногда удивляюсь - на улицах Израиля можно встретить любой типаж, вплоть до "близнеца" какого-то знакомого или родственника с другого края Земли.

 

Приезжай с фотоаппаратом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из ответа РГАСПИ узнал, что мой дед учился в двухклассном еврейском училище в Кременчуге с 1916 года в возрасте 9-10 лет. Интересно, что это были за училища, чему там учили, возможно ли найти какие-то документы этих училищ, где они могут находиться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Казенные еврейские училища

 

Документы могут быть в соответствующем областном архиве. А могут и не быть:(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лена, спасибо за подсказку. Прочитал, но не уверен, что это именно об этих училищах. В статье написано, что в 1873 году казённые еврейские училища первого разряда были переименованы в начальные еврейские училища, а второго - закрыты. На том же сайте в статье Кременчуг говорится и о начальных еврейских училищах, и о еврейских училищах, и о еврейских гимназиях, мужских и женских, в 1910 году и позже...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тогда я думаю, что все эти учебные заведения в Кременчуге были частные, а не казенные. Но программа, как мне кажется, должна совпадать. разница в финансировании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Скорее всего так и было. Сегодня узнал от родственников, что моя бабушка училась в женской еврейской гимназии и её родители оплачивали обучение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лена,
я читала твои посты, что ты получила дело студента Дерптского Универа.

 

Я проверила по эстонскому архивному поиску и нашла в нём же Абрама Либермана и Моисея Либермана. Так что, возможно, он всё-таки получил медицинское образование.
Моисей - один из сыновей Абрама, который действительно был врачом. Но его дело ещё не оцифровано, судя по отсутствию записи о дате внесения. Только непонятно, какая разница между оцифрованным и неоцифрованным с точки зрения получения копий.

 

А что дальше делать? Написать в архив и заказать копию, указав точный номер?
И там почему-то два номера на каждого - заказывать оба? Что, вообще, значат два дела, с подряд идущими номерами.

 

Еще в архиве Универа есть картотека фотографий студентов медицинского факультета. Ты заказывала из неё что-то? Мне же не нужны все фотки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А что дальше делать? Написать в архив и заказать копию, указав точный номер?
И там почему-то два номера на каждого - заказывать оба? Что, вообще, значат два дела, с подряд идущими номерами.

 

Еще в архиве Универа есть картотека фотографий студентов медицинского факультета. Ты заказывала из неё что-то? Мне же не нужны все фотки.

 

Здорово! Пишешь по мылу, лучше по-английски, но можно и по-русски, указываещь номер дела и просишь изготовить копии. Я уже много раз писала, что стиль работы Эстонского архива просто супер! Быстро, четко, ясно. Почему 2 номера личного дела я не знаю. Я бы заказала оба. Цены у них приемлимые. Теперь что касается картотеки... Про ее существование я не знала. У моего в личном деле были 2 фото, копии которых мне и сделали.
Кстати, дай ссылку, где ты искала. Я с ними работала года 2-3 назад, но тогда у них на сайте возможности поиска не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования