Перейти к контенту
Kaaskop

Обряды евреев Российской Империи

Рекомендуемые сообщения

Открываю эту тему не потому, что мне есть чем поделиться. Скорее наоборот -потому, что практически ничего не знаю об этой стороне жизни евреев.
Задуматься меня об этом заставила книга Шолома-Алейхема. Ведь действительно интересно знать, как, к примеру, выходила замуж моя прапрабабушка.
Мои знания об обряде бракосочетания ограничиваются наличием хупы. Ну и у Ш-А прочитала, что жених должен был произнести: " Ты посвящена мне по закону Моисея и Израиля." А дальше?
Кто знает больше? Поделитесь!
А еще интересна форма брачного контракта. Мои предки были людьми, вероятно, небогатыми и заключали брак без контракта( середина 19 века).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Открываю эту тему не потому, что мне есть чем поделиться. Скорее наоборот -потому, что практически ничего не знаю об этой стороне жизни евреев.
Задуматься меня об этом заставила книга Шолома-Алейхема. Ведь действительно интересно знать, как, к примеру, выходила замуж моя прапрабабушка.
Мои знания об обряде бракосочетания ограничиваются наличием хупы. Ну и у Ш-А прочитала, что жених должен был произнести: " Ты посвящена мне по закону Моисея и Израиля." А дальше?
Кто знает больше? Поделитесь!
А еще интересна форма брачного контракта. Мои предки были людьми, вероятно, небогатыми и заключали брак без контракта( середина 19 века).

 

Мне это интересно. Кое что собрал по этой теме здесь: http://bahaltener.livejournal.com/tag/%D0%...%B3%D0%B8%D0%BC

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Любопытно. Спасибо. еще раз убедилась как мало я знаю:)
Уж больно много непонятных для меня лично слов. Но самообразованием заниматься никогда не поздно:)
А может быть Вы сможете рассказать о традициях и обрядах, сопровождавших рождение, венчание, развод и погребение?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обращаюсь как к модератору. С Вашего рарешеия открою раздел "сканы" и буду выкладывать, а в теме давать ссылку. На сегодня готов выложить: фамилии по Карновскому, коэнов, хазанов, полные обряды сопровождавших рождение, венчание, развод и погребение. ОК?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Роман, доброй ночи!
Приятно, что Вы так быстро откликаетесь:)
Мне кажется, что все-таки удобнее выкладывать сканы в самой теме. Если Вы разместите скан/фото на радикале(http://www.radikal.ru/ ), то здесь можете поместить сразу или ссылку на документ, или "иконку", нажав на которую, можно увидеть сам документ, или сам документ полностью.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена, не обещаю, но попробую. Днями отправлю письмо в личое: накопились вопросы по которым хотелось бы посоветоваться

 

А не получится - отправлю сканы на мыло - поступайте на Ваше усмотрение

 

Комментарий модератора:
Получится! Я в Вас верю! :rolleyes:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А может быть Вы сможете рассказать о традициях и обрядах, сопровождавших рождение, венчание, развод и погребение?

 

Надо начать с того, что большинство этих практик это не обычаи, а собственно еврейские законы, которые более менее одинаковы у всех еврейских общин. Уже сверх этого есть некие регионально обусловленные обычаи и традиции.

 

Про законы рекомендую почитать перевод Кицур Шулхон Оруха (по ходу дела там приводится и ряд обычаев тоже). Есть пара вариантов (перевода на русский т.е.):

 

http://www.chassidus.ru/library/halacha/ki..._shamir/toc.htm
http://www.istok.ru/jews-n-world/Kitsur/

 

Про тонкости обычаев русских евреев сложно рассуждать без базового знания собственно законов с которыми они связаны.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шмерл, большое спасибо за ссылки. действительно, некоторые факты биографии предков становятся более ясными.
К примеру, один из родственников, после смерти молодой жены родамии имея на руках маленьких детей, женился вторично через очень короткий срок. Меня это всегда несколько удивляло. Теперь понятно, что взрослому мужчине запрещено жить без жены.

 

С другой стороны, у меня есть несколько примеров, идущих в разрез с законами.

 

Мой прапрадед вступил в брак в возрасте 25 лет( дело было в одной из польских губерний). В 21 год он был призван в российскую армию, через несколько лет получил отпуск, во время которого и женился. Брачного соглашения заключено не было.
Т.е. получается, что он нарушил сразу 2 заповеди:

 

-женился после 20 лет

 

"Всякий человек обязан жениться, чтобы плодиться и размножаться. И эта заповедь начинает действовать тогда, когда человеку исполняется восемнадцать лет. И уж во всяком случае не следует встречать свое двадцатилетие неженатым; только есличеловек постоянно занимается Торой и боится жениться, чтобы из-за этого ему не пришлось забросить свои занятия, — в этом случае ему разрешается отложить выполнение этой заповеди, если только он может справиться с мыслями о запретном."

 

Торой он не занимался, был сапожником.

 

- не заключил брачного соглашения, это отдельно отмечено в акте бракосочетания

 

11. Запрещено жить с женой даже час без Ктубы. И если Ктуба потерялась, следует немедленно пойти в раввинский суд и написать новую Ктубу.

 

Может быть тогда законы и заповеди интерпретировались по-иному?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ee93c3279cd2.jpg

 

552c54cd18c3.jpg

 

2e354aa30d43.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Роман, огромное спасибо! А что это за книжка у Вас?:) Про другие обряды/ традиции там есть?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, догружу главы о рождении и смерти. Книга р. Хаима Донина "Быть евреем", Иерусалим, 5749(1989), "Шамир"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Книга р. Хаима Донина "Быть евреем", Иерусалим, 5749(1989), "Шамир"

Да и у меня такая книга есть, только годом ранее издана, а про хазана, только благодаря izya и нашёл ...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, нашла в сети книгу, на которую ссылались выше Х. Донин "Быть евреем". Конечно же, были, думаю, различия в зависимости от местных традиций. Но в общем и целом это те обряды, по которым жили наши предки.

 

http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Об обрядах. Моя покойная бабушка не разрешала мне ходить по дому без тапочек в носках, а босиком можно было. Лишь сейчас я понял, что это связано с "Шивой" - трауром у евреев, когда не носят кожанную обувь, одним словом: ходить в носках к чьей-то смерти.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
С другой стороны, у меня есть несколько примеров, идущих в разрез с законами.

 

Мой прапрадед вступил в брак в возрасте 25 лет( дело было в одной из польских губерний). В 21 год он был призван в российскую армию, через несколько лет получил отпуск, во время которого и женился. Брачного соглашения заключено не было.
Т.е. получается, что он нарушил сразу 2 заповеди:

 

-женился после 20 лет

 

"Всякий человек обязан жениться, чтобы плодиться и размножаться. И эта заповедь начинает действовать тогда, когда человеку исполняется восемнадцать лет. И уж во всяком случае не следует встречать свое двадцатилетие неженатым; только есличеловек постоянно занимается Торой и боится жениться, чтобы из-за этого ему не пришлось забросить свои занятия, — в этом случае ему разрешается отложить выполнение этой заповеди, если только он может справиться с мыслями о запретном."

 

Торой он не занимался, был сапожником.

 

- не заключил брачного соглашения, это отдельно отмечено в акте бракосочетания

 

11. Запрещено жить с женой даже час без Ктубы. И если Ктуба потерялась, следует немедленно пойти в раввинский суд и написать новую Ктубу.

 

Может быть тогда законы и заповеди интерпретировались по-иному?

 

По-моему, цитируемые и прилагаемые тексты относятся к месту. в котором функционируют все эти институты. А раввинатский суд и даже в Израиле не в каждом городе имеется. А уж в РИ тем более.

 

Я спрашивала одного русскоязычного раввина о свадьбе и разводе. Поскольку в интересуемой меня Восточной Сибири было всего 2 раввина, а расстояния в сотни километров. Ответ был, что в случае отсутствия раввина, свадебную церемонию мог провести любой, знающий правила и текст. Но ктубу он написать не мог. А вот развод - исключительно в компетенции раввина. Т.е. ктубу, наверно, писали, но возможно, присылали её по почте или потом при случае. И развод делали заочный, это я уже конкретные примеры в книгах видела. В общем, гибкость проявляли. Как-то так. :P

 

Возраст вступления в брак по исследованиям метрических книг Сибири: у мужчин - прим. 29 лет, у женщин - 24-25. Но были случаи первого брака и в 40 лет. Т.е. , наверно, многое зависело от конкретного места, насколько его руководство требовало буквального исполнения.

 

Кроме того, есть такой момент: в ктубе надо писать реальную сумму выкупа. А если у твоего сапожника её не была, то и ктубу он подписать не мог -раввин бы не позволил.
А заповедей, вообще, почти 700 штук. Думаю, даже тогда не всем это было под силу. :rolleyes:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно возраста вступления в брак в Сибири - это данные за какой период?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Относительно возраста вступления в брак в Сибири - это данные за какой период?

Книга рассматривает период с 1860 по 1917 годы. Там не указан точный период, но судя по тексту, речь идет о второй половине 19-го века, когда община ещё проходила процесс становления.
А в 20-м веке это было уже 3-е поколение, которое довольно сильно отошло от жесткой системы местечек, одевалось по-европейски, говорило по-русски, а идиш, вообще, почти не знали. И браки внутри общины уже стали сословными.

 

Я внимательно читала главу о семье - основные сравнения приводились по отношению к православной городской сибирской семье, а не к еврейской семье в местечке. В качестве аргумента поздних браков говорилось о необходимости обеспечивать семью со стороны мужчин, и стремлении дать дочерям образование - со стороны родителей. В Сибири процент грамотных еврейских женщин был в два раза выше, чем у русских, а выше был только у полячек, кажется в районе 88%. Приводились примеры, что в женских гимназиях не соблюдали процентную норму потому, что иначе не набирали достаточного числа учениц. Т.е. атмосфера была несколько иной.

 

Я уже сдала эту книгу, но если тебе надо, могу снова за ней погоняться.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как она называется? В сети ее нет?
Вообще, информация, безусловно, интересная. Надо подумать, насколько некоторые факты могут быть спроецированы и на другие общины вне черты.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А как она называется? В сети ее нет?
Вообще, информация, безусловно, интересная. Надо подумать, насколько некоторые факты могут быть спроецированы и на другие общины вне черты.

 

В сети её нет - авторское право, книга совсем новая. Уж поверь, перерыла весь инет. Но в Израиле она есть, я прочитала её в нац. библиотеке.
Кальмина Л.В. "Еврейские общины Восточной Сибири :(середина XIX века - февраль 1917)". Она, вообще, замечательный исследователь - каждая работа аргументирована, очень много фактического материала, статистики, имён. Благодаря её исследованиям я узнала массу фактов о своих предках.

 

Думаю, что некоторые вещи можно спроецировать. В качестве недокументированного примера - старшая сестра моей прабабушки вышла замуж за врача Яков Львовича Гинцбурга. Родом он был из Орши, Могилевской губ., а в Сибирь приехал работать уже после получения образования. Ему было ок. 30 лет. Сестра прабабушки Реввека Абрамовна была младше его лет на 10, детей от другого брака у него не было, так что и брак, наверняка, был первый. Вот и суди как соблюдалось...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ага. Поняла, спасибо.
Да и у меня, если посмотреть, то никто рано не женился.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Картина из Пражского музея при еврейском кладбище. Соответственно и тема - обычаи, традиции , связанные с похоронным ритуалом.
0d13aafb371d.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Картина из Пражского музея при еврейском кладбище. Соответственно и тема - обычаи, традиции , связанные с похоронным ритуалом.
0d13aafb371d.jpg

Основное и общее для всех - скорейшее предание покойного земле. Этого требует уважение к умершему - кводо а-мет. Хоронят в саване(но в странах рассеяния можно в гробу, если законы запрещают в саване). Взглянуть на покойного позволяют только ближайшим родственникам, скорее для опознания ,чем для прощания. Затем накрывают ритуальным покрывалом или ,мужчин, талитом покойного. Разумеется , соответствующие молитвы. Родственникам первой руки -дети ,братья ,родители - надрывают одежду (мужчинам - кладбищенский служка, женщинам - женщина не родственница. Родственники первой руки -мужчины читают кадиш - поминальную молитву(они должны будут произносить "кадиш" три раза в день в течении года со смерти их близкого. Если нет родственников мужского пола то эта мицва выкупается у какого-нибудь представителя общины). Вообще, как и всегда при исполнении религиозных обрядов, женщины и мужчины разделены - стоят отдельно. Далее церемония самих похорон, которая зависит от традиции той или иной общины. Например, в некоторых общинах женщины не участвуют в самом акте похорон (на предложенной Вами картине нет женщин) и впервые приходят на могилу уже в поминальный день. Похор.процессия движется чуть ли не бегом. После закрытия могилы читают специальную мол-ву "Эль мале рахамим" - Всевышний полон милосердия, которая для несведущих советских евреев превратилась в "муле". Эту самую "муле" читают и в поминальные дни - 30дней после похорон - "шлошим" и каждый год в день смерти по еврейскому календарю. После похорон сидят "шива" - 7 дней траура.В той самой разорванной одежде, без обуви, на полу . В эти дни принято навещать скорбящих - "нихум авелим". Евреи не носят темную одежду в знак траура, но следует подчерктнуто соблюдать скромность.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень интересно, спасибо!

 

А откуда пошел и с чем связан обычай оставления камушка на могиле, Вы не знаете? Я в другой теме фото размещала.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Очень интересно, спасибо!

 

А откуда пошел и с чем связан обычай оставления камушка на могиле, Вы не знаете? Я в другой теме фото размещала.

 

Обычай укладывания камней на свежей могиле пришел из глубины веков. Древние евреи жили в пустыне, умерщих хоронили в саване и чтобы хищники не разрыли могилу, закладывали её камнями. Отсюда - традиция.
Формально не запрещено класть цветы, но религиозные евреи никогда этого не делают.
Камешки кладут левой рукой, и они служат символом посещения похорон\могилы.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования