Перейти к публикации

Обряды евреев Российской Империи


Kaaskop
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Кто мне объяснит, что это за обряды такие: Кол-Нидре, Эрув, Халица?

Лена, это - салат из разных вещей.
Мне кажется, что есть смысл говорить только о ключевых обрядах, а также имеющих отношение к генеалогии. <_<
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дело в том, что в фондах РГИА есть отдельные дела, этому посвященные. Отсюда и интерес. Сама я , как говорится, таких слов никогда не слышала. Поэтому уж просвяти меня, пожалуйста, неученую, хотя бы вкратце. Да и вещи, не имеющие отношения к генеалогии, но имеющие отношение к нашим предкам, тоже интересны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лена - Кол-нидрей - это молитва в Судный день ею открывается вечерняя служба в синагоге http://www.eleven.co.il/?mode=article&...2167&query=
Эрув - ограждение общественной территории с целью преврашения ее в частную - дает в субботу возможность переносить предметы из дома в дом, например http://www.countries.ru/library/countries/israel/shabat.htm
Халица - обряд освобождающий брата покойного мужа бездетной вдовы от брака с ней http://www.eleven.co.il/article/12384

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все,что нужно знать о пуриме, как обряде - http://www.eleven.co.il/?mode=article&...3355&query=
Как это выглядит в нвтуре в Израиле постараюсь поместить в разделе о праздниках

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В этом году Пурим отмечают 10 марта и в этот же день День Архивов.
Так что у нас двойной праздник. :rolleyes:
Веселья всем и мира! А таже интересных находок и плодотворного общения с архивами. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эрув - ограждение общественной территории с целью преврашения ее в частную - дает в субботу возможность переносить предметы из дома в дом, например http://www.countries.ru/library/countries/israel/shabat.htm

 

Вообще-то есть 3 вида Эйрувов.
То, что Вы описали - это Эйрув Хацейройс

 

А есть ещё Эйрув Тхумин - обряд, помогающий в субботу выходить за пределы населенного пунтка не на 1 км (примерно), а на 2 км (примерно).
А также Эйрув Тавшилин - обряд, помогающий варить еду для субботы в пятницу, которая выпадает на праздник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Обычай укладывания камней на свежей могиле пришел из глубины веков. Древние евреи жили в пустыне, умерщих хоронили в саване и чтобы хищники не разрыли могилу, закладывали её камнями. Отсюда - традиция.
Формально не запрещено класть цветы, но религиозные евреи никогда этого не делают.
Камешки кладут левой рукой, и они служат символом посещения похорон\могилы.

Основные причины, по которым кладут на могилы камни это:
1 Показать, что много людей посетило могилу
2 Участие в строительстве надгробия - ну или более просто, чем больше камней, тем больше шансов, что могила не потеряется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, интересно.
Я этот форум только нашел, поэтому может пропустил какие-то старые вопросы, если что, задавайте их снова.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я этот форум только нашел, поэтому может пропустил какие-то старые вопросы, если что, задавайте их снова.

 

Воспользуюсь Вашим предложением и задам вопрос:)

 

Меня интересует как проходил обряд бракосочетания в 19 веке, есть ли различия с настоящим временем, были ли региональные нюансы (Беларусь, Польша, Украина)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я этот форум только нашел, поэтому может пропустил какие-то старые вопросы, если что, задавайте их снова.

Ага. Спасибо.
Мои предки из Забайкалья, там в 19-м веке была напряженка с раввинами. Но, например, в Чите и Иркутске раввины всё-таки были, а расстояния, сами понимаете, сотни километров. Но предки были богатые, ездили много, и я никак не могу понять, почему в метрических книгах нет записи о браке прадеда и прабабушки в 1905 году. Возможно было и не записывать? Или в метрической книге 1880-1881 гг. есть запись о втором браке прапрадеда, но нет записи о смерти его первой жены, а из других документов известно, что она умерла в этот период. Как это объяснить? С точки зрения требований иудаизма.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

;)Воспользуюсь Вашим предложением и задам вопрос:)

 

Меня интересует как проходил обряд бракосочетания в 19 веке, есть ли различия с настоящим временем, были ли региональные нюансы (Беларусь, Польша, Украина)?


Начнем с того, что и в 19 веке и в наше время в разных общинах могут быть немного разные обычаи,в том числе и насчет свадеб.
Например, во многих общинах есть мицва-танц, когда невеста держит в руках конец гартла (пояса), а другой конец держит жених, и так они танцуют. Также и некоторые другие родственники-мужчины могут танцевать с невестой. А есть и другие общины, где вообще ничего такого нет. Также надо учитывать, что и в 19 веке были люди более строго относящиеся к соблюдению заповедей и обычаев, и менее строго. Поэтому, это тоже могло иметь свое отражение.
Специальных исследований я не проводил, но могу себе представить, что многие обычаи сохранились. Что-то могло и поменяться. Бывает, что возникают новые обычаи, которых не было раньше. Например, в некоторых общинах, что замужняя женщина должна носить за пределами дома именно парик, а не любой другой головной убор. Соответсвтенно возникает вопрос, в какой момент она должна начинать его носить. И в наше время в одной и той же общине половина женщин может одевать парик уже на свадьбу, а вторая половина, только на следующий день после свадьбы.
Региональные нюансы могут быть, но они скорее имеют привязку больше по принципу миснагеды, хасиды, и какие именно хасиды, а не совсем по региональному признаку. Поскольку было много мест, где жили и миснагеды и хасиды.
Какие именно особенности обряда Вас интересуют?
У меня вот книга есть по обычаям свадьбы, так ее в 2 томах издали, в одном никак не помещается.

 

Составляется и подписывается брачный договор - ксуба (ктуба), в присутсвии 2 свидетелей. Отцы (держа в руках горящие свечи) ведут жениха на женскую половину. Там жених закрывает невесте лицо (бадекениш), потом отцы ведут жениха на улицу и ставят лицом на восток. Затем мамы выводят невесту и проходят с ней вокруг жениха 7 раз, ставят невесту около жениха. Читают соответсующие благословения, молитвы, брачный договор. В присутсвии 2 свидетей жених одевает невесте круглое золотое кольцо без пробы на указательный палец, произнося слова: "Этим ты посвящаешься мне в жены по закону Моисея и Израиля". Жених давит ногой стакан. Жених и невеста уединяются в комнате на 5 минут, в чем должны убедиться 2 свидетеля. В комнату первы входит жених,с правой ноги. На порог комнаты кладут серебряную ложечку. Там наконец можно что-то съесть и выпить, ведь они весь день постились. Также там можно завязать назад узлы (шнурки, у кого галстук), одесть остальные украшения, кроме обручального кольца, которое и так уже надето. Потом они выходят в общий зал (разделенный на мужскую и женскую половины) и там дальше со всеми танцуют, едят и т. п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ага. Спасибо.
Мои предки из Забайкалья, там в 19-м веке была напряженка с раввинами. Но, например, в Чите и Иркутске раввины всё-таки были, а расстояния, сами понимаете, сотни километров. Но предки были богатые, ездили много, и я никак не могу понять, почему в метрических книгах нет записи о браке прадеда и прабабушки в 1905 году. Возможно было и не записывать? Или в метрической книге 1880-1881 гг. есть запись о втором браке прапрадеда, но нет записи о смерти его первой жены, а из других документов известно, что она умерла в этот период. Как это объяснить? С точки зрения требований иудаизма.

Метрические книги велись не из-за требований иудаизма, а из-за тербований властей.
Причем велись они казенными раввинами.
(Раввины знакомые нам сегодня, тогда назывались духовными раввинами, а казенные раввины, по сути, были чем-то вроде еврейского ЗАГСа).
Может быть они женились в другом городе?
В принципе, если брать только еврейские традиции, а не российское законодательство, то нет обязанности что-либо регистрировать. Невеста получала брачный договор - ксубу, были свидетели, и все.
Не знаю как это точно работало у них, но сейчас в Израиле есть ультраортодоксы, которые в государственный раввинат не обращаются. Позвали местного авторитетного раввина, который на государство не работает, поставили хупу и все дела. Нигде в МВД Израиля при этом они как муж и жена не проходят.
Да что там далеко ходить. Я, например, женился в Москве. Ну сейчас там раввинат у себя, конечно, все фиксирует, в наше время это имеет большео значение. Но не в этом дело. Вот поставили нам хупу. По еврейским традициям мы муж и жена, все в еврейской общине об этом знают. И если бы, жене не надо было делать российское гражданство, то не знаю когда бы мы оказались в ЗАГСе вообще. При этом без всякого ЗАГСа нам и в голову бы не пришло, что мы не женаты :rolleyes:

 


Но, в наше время, все раввинские суды склоняются к тому, что должны быть четкие записи всего, по разных причинам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, так я тебе тоже говорила, что бабуля(первая жена) могла умереь где-угодно. Я таким образом ветку случайно нашла, которая казалась оборванной - брак был по месту жительства невесты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нисон, спасибо, Вы уже ответили на мой вопрос. Меня чисто внешняя сторона интересовала.
Кстати, где-то читала, что ктуба была обязательна. У меня на руках десяток метрик о браках моих предков, которые были заклюцены в Царстве Польском в период с 1851 по 1900гг. Там везде написано, что жених и невеста заявили, что никакого брачного договора не заключали.
Можно ли делать из этого какой-то вывод? Речь идет о все той же Пшисухе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, так я тебе тоже говорила, что бабуля(первая жена) могла умереь где-угодно. Я таким образом ветку случайно нашла, которая казалась оборванной - брак был по месту жительства невесты.

Вообще у евреев принято заключать брак на территории невесты.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нисон, спасибо, Вы уже ответили на мой вопрос. Меня чисто внешняя сторона интересовала.
Кстати, где-то читала, что ктуба была обязательна. У меня на руках десяток метрик о браках моих предков, которые были заклюцены в Царстве Польском в период с 1851 по 1900гг. Там везде написано, что жених и невеста заявили, что никакого брачного договора не заключали.
Можно ли делать из этого какой-то вывод? Речь идет о все той же Пшисухе.

Без ктубы муж с женой не могут жить ни часу.
И это уже не одну тысячу лет.
Поэтому ясно, что ктуба была.
Насчет метрик могу нафантазировать 3 варианта.
1. Были какие-то проблемы с властями\законодательством и поэтому евреи обманывали (наиболее вероятно).
2. Может имелось ввиду, что какого-то другого договора, кроме ктубы не заключали, или что ктуба это не брачный договор в польском понимании этого слова (маловероятно).
3. Это были люди, которые полностью порвали с еврейскими традициями (очень малоавероятно).

 

А метрики какие? Государственные, из раввината? На каком языке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Царстве Польском была своя форма метрик. Там даже ЗАГСы существовали.
Метрики велисьдо 1867 на польском, а после на русском.

 

Представляют собой целое повествование. По памяти:

 

Состоялосьв м. Пшисуха, 12 апреля 1851 года, явился ко мне раввин м. Пшисуха (имя) в сопровождении свидетелей -имена, возраст, род занятий - и объявил, что сегодня им в 2 часа пополудни был заключен религиозный брак между
старозаконным -имя, возраст, род занятий, где живет/рожден, живет ли при родителях, имена родителей(если кто-то из них умер это указывается), далее тоже самое о невесте, устное разрешение родителей на брак.Браку предшествиовало троекратное объявление в синагоге( даты с разрывом в неделю)
Затем фраза об отсутствии предбрачного договора и подписи свидетелей, родителей и служащего ЗАГСа.

 

Наверное, Вы правы -

ктуба это не брачный договор в польском понимании этого слова
. Склоняюсь к этой версии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще у евреев принято заключать брак на территории невесты.

Вот не знала.... В ЦП по-другому. Впрочем, дома еще раз проанализирую.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще у евреев принято заключать брак на территории невесты.

А где обычно молодые жили после свадьбы? С родителями (если да, то с чьими)? Отдельно? Существовал ли обычай, что родители жениха обязаны купить ил построить сыну дом или выделить часть своего дома и жить под одной крышей?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще вопрос - образец ктубы можно где-то посмотреть? Желательно, конечно, 19 века:) Ктуба выдается новобрачным на руки? Копия нигда не хранится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования