Kaaskop Опубликовано: 15 января 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 15 января 2009 Кто мне объяснит, что это за обряды такие: Кол-Нидре, Эрув, Халица? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
mod970 Опубликовано: 15 января 2009 Поделиться Опубликовано: 15 января 2009 Кто мне объяснит, что это за обряды такие: Кол-Нидре, Эрув, Халица? Лена, это - салат из разных вещей. Мне кажется, что есть смысл говорить только о ключевых обрядах, а также имеющих отношение к генеалогии. <_< Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 16 января 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 16 января 2009 Дело в том, что в фондах РГИА есть отдельные дела, этому посвященные. Отсюда и интерес. Сама я , как говорится, таких слов никогда не слышала. Поэтому уж просвяти меня, пожалуйста, неученую, хотя бы вкратце. Да и вещи, не имеющие отношения к генеалогии, но имеющие отношение к нашим предкам, тоже интересны. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
tatf Опубликовано: 16 января 2009 Поделиться Опубликовано: 16 января 2009 Лена - Кол-нидрей - это молитва в Судный день ею открывается вечерняя служба в синагоге http://www.eleven.co.il/?mode=article&...2167&query= Эрув - ограждение общественной территории с целью преврашения ее в частную - дает в субботу возможность переносить предметы из дома в дом, например http://www.countries.ru/library/countries/israel/shabat.htm Халица - обряд освобождающий брата покойного мужа бездетной вдовы от брака с ней http://www.eleven.co.il/article/12384 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 16 января 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 16 января 2009 Таня, спасибо! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
tatf Опубликовано: 2 марта 2009 Поделиться Опубликовано: 2 марта 2009 Пурим на носу Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 2 марта 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 2 марта 2009 Вот-вот, вот и расскажите Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
tatf Опубликовано: 3 марта 2009 Поделиться Опубликовано: 3 марта 2009 Все,что нужно знать о пуриме, как обряде - http://www.eleven.co.il/?mode=article&...3355&query=Как это выглядит в нвтуре в Израиле постараюсь поместить в разделе о праздниках Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Lyra Опубликовано: 9 марта 2009 Поделиться Опубликовано: 9 марта 2009 В этом году Пурим отмечают 10 марта и в этот же день День Архивов.Так что у нас двойной праздник. Веселья всем и мира! А таже интересных находок и плодотворного общения с архивами. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 6 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 6 мая 2009 Эрув - ограждение общественной территории с целью преврашения ее в частную - дает в субботу возможность переносить предметы из дома в дом, например http://www.countries.ru/library/countries/israel/shabat.htm Вообще-то есть 3 вида Эйрувов.То, что Вы описали - это Эйрув Хацейройс А есть ещё Эйрув Тхумин - обряд, помогающий в субботу выходить за пределы населенного пунтка не на 1 км (примерно), а на 2 км (примерно).А также Эйрув Тавшилин - обряд, помогающий варить еду для субботы в пятницу, которая выпадает на праздник. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 6 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 6 мая 2009 Обычай укладывания камней на свежей могиле пришел из глубины веков. Древние евреи жили в пустыне, умерщих хоронили в саване и чтобы хищники не разрыли могилу, закладывали её камнями. Отсюда - традиция. Формально не запрещено класть цветы, но религиозные евреи никогда этого не делают.Камешки кладут левой рукой, и они служат символом посещения похорон\могилы. Основные причины, по которым кладут на могилы камни это:1 Показать, что много людей посетило могилу2 Участие в строительстве надгробия - ну или более просто, чем больше камней, тем больше шансов, что могила не потеряется. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 7 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 7 мая 2009 Спасибо, интересно. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 7 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 7 мая 2009 Спасибо, интересно.Я этот форум только нашел, поэтому может пропустил какие-то старые вопросы, если что, задавайте их снова. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 12 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 12 мая 2009 Я этот форум только нашел, поэтому может пропустил какие-то старые вопросы, если что, задавайте их снова. Воспользуюсь Вашим предложением и задам вопрос Меня интересует как проходил обряд бракосочетания в 19 веке, есть ли различия с настоящим временем, были ли региональные нюансы (Беларусь, Польша, Украина)? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
mod970 Опубликовано: 12 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 12 мая 2009 Я этот форум только нашел, поэтому может пропустил какие-то старые вопросы, если что, задавайте их снова. Ага. Спасибо. Мои предки из Забайкалья, там в 19-м веке была напряженка с раввинами. Но, например, в Чите и Иркутске раввины всё-таки были, а расстояния, сами понимаете, сотни километров. Но предки были богатые, ездили много, и я никак не могу понять, почему в метрических книгах нет записи о браке прадеда и прабабушки в 1905 году. Возможно было и не записывать? Или в метрической книге 1880-1881 гг. есть запись о втором браке прапрадеда, но нет записи о смерти его первой жены, а из других документов известно, что она умерла в этот период. Как это объяснить? С точки зрения требований иудаизма. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 12 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 12 мая 2009 Воспользуюсь Вашим предложением и задам вопрос Меня интересует как проходил обряд бракосочетания в 19 веке, есть ли различия с настоящим временем, были ли региональные нюансы (Беларусь, Польша, Украина)? Начнем с того, что и в 19 веке и в наше время в разных общинах могут быть немного разные обычаи,в том числе и насчет свадеб.Например, во многих общинах есть мицва-танц, когда невеста держит в руках конец гартла (пояса), а другой конец держит жених, и так они танцуют. Также и некоторые другие родственники-мужчины могут танцевать с невестой. А есть и другие общины, где вообще ничего такого нет. Также надо учитывать, что и в 19 веке были люди более строго относящиеся к соблюдению заповедей и обычаев, и менее строго. Поэтому, это тоже могло иметь свое отражение. Специальных исследований я не проводил, но могу себе представить, что многие обычаи сохранились. Что-то могло и поменяться. Бывает, что возникают новые обычаи, которых не было раньше. Например, в некоторых общинах, что замужняя женщина должна носить за пределами дома именно парик, а не любой другой головной убор. Соответсвтенно возникает вопрос, в какой момент она должна начинать его носить. И в наше время в одной и той же общине половина женщин может одевать парик уже на свадьбу, а вторая половина, только на следующий день после свадьбы.Региональные нюансы могут быть, но они скорее имеют привязку больше по принципу миснагеды, хасиды, и какие именно хасиды, а не совсем по региональному признаку. Поскольку было много мест, где жили и миснагеды и хасиды. Какие именно особенности обряда Вас интересуют?У меня вот книга есть по обычаям свадьбы, так ее в 2 томах издали, в одном никак не помещается. Составляется и подписывается брачный договор - ксуба (ктуба), в присутсвии 2 свидетелей. Отцы (держа в руках горящие свечи) ведут жениха на женскую половину. Там жених закрывает невесте лицо (бадекениш), потом отцы ведут жениха на улицу и ставят лицом на восток. Затем мамы выводят невесту и проходят с ней вокруг жениха 7 раз, ставят невесту около жениха. Читают соответсующие благословения, молитвы, брачный договор. В присутсвии 2 свидетей жених одевает невесте круглое золотое кольцо без пробы на указательный палец, произнося слова: "Этим ты посвящаешься мне в жены по закону Моисея и Израиля". Жених давит ногой стакан. Жених и невеста уединяются в комнате на 5 минут, в чем должны убедиться 2 свидетеля. В комнату первы входит жених,с правой ноги. На порог комнаты кладут серебряную ложечку. Там наконец можно что-то съесть и выпить, ведь они весь день постились. Также там можно завязать назад узлы (шнурки, у кого галстук), одесть остальные украшения, кроме обручального кольца, которое и так уже надето. Потом они выходят в общий зал (разделенный на мужскую и женскую половины) и там дальше со всеми танцуют, едят и т. п. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 13 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Ага. Спасибо. Мои предки из Забайкалья, там в 19-м веке была напряженка с раввинами. Но, например, в Чите и Иркутске раввины всё-таки были, а расстояния, сами понимаете, сотни километров. Но предки были богатые, ездили много, и я никак не могу понять, почему в метрических книгах нет записи о браке прадеда и прабабушки в 1905 году. Возможно было и не записывать? Или в метрической книге 1880-1881 гг. есть запись о втором браке прапрадеда, но нет записи о смерти его первой жены, а из других документов известно, что она умерла в этот период. Как это объяснить? С точки зрения требований иудаизма. Метрические книги велись не из-за требований иудаизма, а из-за тербований властей.Причем велись они казенными раввинами.(Раввины знакомые нам сегодня, тогда назывались духовными раввинами, а казенные раввины, по сути, были чем-то вроде еврейского ЗАГСа). Может быть они женились в другом городе?В принципе, если брать только еврейские традиции, а не российское законодательство, то нет обязанности что-либо регистрировать. Невеста получала брачный договор - ксубу, были свидетели, и все.Не знаю как это точно работало у них, но сейчас в Израиле есть ультраортодоксы, которые в государственный раввинат не обращаются. Позвали местного авторитетного раввина, который на государство не работает, поставили хупу и все дела. Нигде в МВД Израиля при этом они как муж и жена не проходят.Да что там далеко ходить. Я, например, женился в Москве. Ну сейчас там раввинат у себя, конечно, все фиксирует, в наше время это имеет большео значение. Но не в этом дело. Вот поставили нам хупу. По еврейским традициям мы муж и жена, все в еврейской общине об этом знают. И если бы, жене не надо было делать российское гражданство, то не знаю когда бы мы оказались в ЗАГСе вообще. При этом без всякого ЗАГСа нам и в голову бы не пришло, что мы не женаты Но, в наше время, все раввинские суды склоняются к тому, что должны быть четкие записи всего, по разных причинам. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 13 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Лен, так я тебе тоже говорила, что бабуля(первая жена) могла умереь где-угодно. Я таким образом ветку случайно нашла, которая казалась оборванной - брак был по месту жительства невесты. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 13 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Нисон, спасибо, Вы уже ответили на мой вопрос. Меня чисто внешняя сторона интересовала. Кстати, где-то читала, что ктуба была обязательна. У меня на руках десяток метрик о браках моих предков, которые были заклюцены в Царстве Польском в период с 1851 по 1900гг. Там везде написано, что жених и невеста заявили, что никакого брачного договора не заключали.Можно ли делать из этого какой-то вывод? Речь идет о все той же Пшисухе. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 13 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Лен, так я тебе тоже говорила, что бабуля(первая жена) могла умереь где-угодно. Я таким образом ветку случайно нашла, которая казалась оборванной - брак был по месту жительства невесты. Вообще у евреев принято заключать брак на территории невесты. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Nison Опубликовано: 13 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Нисон, спасибо, Вы уже ответили на мой вопрос. Меня чисто внешняя сторона интересовала. Кстати, где-то читала, что ктуба была обязательна. У меня на руках десяток метрик о браках моих предков, которые были заклюцены в Царстве Польском в период с 1851 по 1900гг. Там везде написано, что жених и невеста заявили, что никакого брачного договора не заключали.Можно ли делать из этого какой-то вывод? Речь идет о все той же Пшисухе. Без ктубы муж с женой не могут жить ни часу.И это уже не одну тысячу лет.Поэтому ясно, что ктуба была.Насчет метрик могу нафантазировать 3 варианта.1. Были какие-то проблемы с властями\законодательством и поэтому евреи обманывали (наиболее вероятно).2. Может имелось ввиду, что какого-то другого договора, кроме ктубы не заключали, или что ктуба это не брачный договор в польском понимании этого слова (маловероятно).3. Это были люди, которые полностью порвали с еврейскими традициями (очень малоавероятно). А метрики какие? Государственные, из раввината? На каком языке? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 13 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 В Царстве Польском была своя форма метрик. Там даже ЗАГСы существовали.Метрики велисьдо 1867 на польском, а после на русском. Представляют собой целое повествование. По памяти: Состоялосьв м. Пшисуха, 12 апреля 1851 года, явился ко мне раввин м. Пшисуха (имя) в сопровождении свидетелей -имена, возраст, род занятий - и объявил, что сегодня им в 2 часа пополудни был заключен религиозный брак междустарозаконным -имя, возраст, род занятий, где живет/рожден, живет ли при родителях, имена родителей(если кто-то из них умер это указывается), далее тоже самое о невесте, устное разрешение родителей на брак.Браку предшествиовало троекратное объявление в синагоге( даты с разрывом в неделю)Затем фраза об отсутствии предбрачного договора и подписи свидетелей, родителей и служащего ЗАГСа. Наверное, Вы правы - ктуба это не брачный договор в польском понимании этого слова. Склоняюсь к этой версии. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 13 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Вообще у евреев принято заключать брак на территории невесты. Вот не знала.... В ЦП по-другому. Впрочем, дома еще раз проанализирую. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Юлия_П Опубликовано: 13 мая 2009 Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Вообще у евреев принято заключать брак на территории невесты. А где обычно молодые жили после свадьбы? С родителями (если да, то с чьими)? Отдельно? Существовал ли обычай, что родители жениха обязаны купить ил построить сыну дом или выделить часть своего дома и жить под одной крышей? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 13 мая 2009 Автор Поделиться Опубликовано: 13 мая 2009 Еще вопрос - образец ктубы можно где-то посмотреть? Желательно, конечно, 19 века Ктуба выдается новобрачным на руки? Копия нигда не хранится? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.