Перейти к публикации

Гуслицы. Деревня Цаплино


GalinaK
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Предки мои проживали в Богородском уезде Московской губернии, в деревне Цаплино. Это тот самый Гуслицкий край, куда бежали из Москвы раскольники, и где до сих пор живут староверы. Старообрядцами были и мои предки Кочетковы (Шибаевы), Ребровы и Каревы .

 

"Гуслицами" с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области) по реке Гуслице, притоке Нарской, впадающей в Москва-реку. Именно здесь в конце XVII - начале XVIII вв. селились беглые староверы-поповцы.

 

Не берусь рассуждать, как мои предки оказались в Цаплино. Для этого мне предстоит ещё долгий генеалогический путь. Возможно, они переселилсь туда из Москвы, а, возможно, проживали там испокон веков. В писцовой книге писца Ивана Меньшого Афросимова и подьячего Ивана Васильева (середина 1670-х гг.) уже упоминается "деревня, что была пустошь Чаплина на речке Гуслице" (нынешнее Цаплино), так что к середине XVII в. большинство сел и деревень Гуслиц уже существовали.

 

Ну что ж, начнём пусть и не большое, но приятное путешествие по деревне Цаплино и близлежащим оркестностям.

 

26b40fc34ef6.jpg
Река Гуслица. Первое, что приходит в голову "Река....кисельные берега" из старой русской сказки)))
b44dd0d5b0cb.jpg

 

Гуслица — левый приток реки Нерской. Исток близ города Егорьевска. Течёт сначала на север, а затем на запад, впадая в реку Нерскую у села Хотеичи. Верховья Гуслицы до села Ильинский Погост густо заселены и почти безлесны. На Гуслице стоят деревня Слободище и село Хотеичи.

 

Двигаемся дальше...
823bb1d45eff.jpg
Дом, где живут Елисеевы. А небольшая кирпичная постройка - это бывшая кладовая, куда жители деревни на случай пожара складывали свои продукты.

 

98d72f8703d2.jpg
Вот оно Цаплино. Настоящие русские домики с резными наличниками...

 

9679cb08530b.jpg
А вот это - дом, где жил мой прапрадед Кочетков Родион Петрович с семьей, а после и моя прабабушка с дедушкой. Конечно, сейчас он сильно изменился. Пластиковые окна...нет больше красивых наличников на окнах. К сожалению, не каждый понимает, как важна память...

 

75fe20053aac.jpg
Если перейти через дорогу, прямо - будет речка. Гуслица. Единственная в мире река с музыкальным названием. А вот и русская банька у реки...

 

c597a3432be3.jpg
и поленица сложена на загляденье... аккуратно, с душою

 

f51d6f5880f8.jpg
идёшь, чувствуешь силу земли родной, а душа радуется...

 

Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересные места - бывать не приходилось а читал очень интересное :

 

Особенности жизненного уклада

 

Однако помимо достижений в области культуры гусляки достигли немалых высот и на другом поприще, отчего слово «Гусляк» для жителей сопредельных территорий, крупных городов и даже относительно отдаленных местностей стало обозначать человека без совести и чести. Дело в том, что Гуслицы расположены в глухом, болотистом месте на прежнем стыке границ трех губерний: Московской, Рязанской и Владимирской. Это было очень удобно для разбойников, которым постоянно надо было уходить от преследования полицией. А так как политика властей царской России определила старообрядцев наряду с разбойниками, то понятно что и те и другие не могли не найти общий язык в глухих гуслицких лесах. Из заходской деревни Барская происходит известный разбойник Василий Чуркин, наводивший ужас на весь восток Московской губернии во второй половине XIX века. Последняя шайка разбойников орудовала здесь уже в 1920-х годах.

 

Но славились Гуслицы не только разбоем. Самый известный местный криминальный промысел – изготовление фальшивых денег. По версии, приводимой многими авторами, к примеру, Мельниковым-Печерским, к гуслицким старообрядцам попали в 1812 году станки для печатания фальшивых русских ассигнаций, которые привез в Россию Наполеон. А Гуслицы и расположенная неподалеку от них местность Вохна (ныне город Павловский Посад и его окрестности) издавна славились своими фальшивомонетчиками. П.И. Мельников-Печерский. Рогожское кладбище.//». Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского)» т.13, СПб, 1898, сс.331-333). Изготовление фальшивых денег бытовало в Гуслицах вплоть до 1917 года. В Москве в XIX столетии все фальшивки именовались «гуслицкими». За фальшивомонетчиками безуспешно, годами охотились целые воинские команды, о чем свидетельствуют архивные дела (Центральный Исторический Архив Москвы, ф.54, оп.177, д.1807, лл.15-17). Помимо изготовления фальшивых денег гусляки занимались профессиональным нищенством, которое продержалось в некоторых деревнях вплоть до 1950-х гг. Попрошайки умудрялись приносить хлеб мешками из голодной Москвы даже во время Второй мировой войны. В прошлом, как свидетельствует известный московский журналист В.А. Гиляровский, для удобства обмана доверчивых людей сборщики брали с собой т.н. «викторки» – фальшивые свидетельства на погорелое. (В.А. Гиляровский, Собрание сочинений в 4-х томах, т.2, М., 1999,с.123-127). Помимо этого гуслицкие мошенники использовали и другие фальшивые документы – «малашки». «Малашка» – фальшивый паспорт, которых брали обычно по пять-шесть и направлялись в крупный город, где устраивались на работу к богатому купцу. Поскольку гусляки были людьми грамотными и предприимчивыми, купцы сразу же их отмечали и давали им важные поручения. Гусляки в точности выполняли их до тех пор, пока купец не доверял им большую сумму денег. С ней гусляк и исчезал, оставив обманутого хозяина с «малашкой», данной в залог. Сам же мошенник спокойно шел наниматься к другому купцу, где ситуация повторялась. Когда взятые паспорта заканчивались, гусляк возвращался с добытыми деньгами домой, где отдыхал а затем, прихватив новых «малашек» снова шел на промысел (Там же).

 

Гуслицкие деревни, несмотря на расположение в невыгодных условиях (неплодородная заболоченная местность, отсутствие крупных торговых путей и водоёмов), всегда отличались своим богатством и размахом. До сих пор удивляют селения протянувшиеся вдоль дороги на полтора и более километров. «Гуслицкий край всегда считался зажиточным, что доказывается и внешним опрятным видом крестьянских построек, и вообще сносным мужицким хозяйством.» – писал в начале ХХ столетия А.С. Пругавин (Пругавин…с.113). Отсутствие плодородных почв не мешало гуслякам богатеть. Из Гуслиц и соседних старообрядческих территорий вышли многие известные купеческие фамилии: Морозовы, Рахмановы, Солдатенковы, фарфоровые короли России Кузнецовы и др. Богатые купцы-старообрядцы не порывали со своими менее удачливыми единоверцами. Старообрядческие толки (согласия) превращались в мощные религиозно-экономические корпорации. В Гуслицах местные купцы давали на дом работу крестьянам-старообрядцам и затем забирали готовую продукцию. «Караси»* и ткацкие станки появились чуть не в каждом доме, и прежние бедняки-хлебопашцы и лесники вскоре превратились в зажиточных промышленников. Богачи их поддерживали, давая средства, чтобы наживаться, богатеть и самим делаться фабрикантами и миллионерами» (Мельников Печерский с.328). До революции 1917 года очень многие гуслицкие крестьяне устраивали в своих деревнях фабрики, преимущественно ткацкие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Загляните сюда Старообрядческое Подмосковье
Не только разбоем и изготовлением поддельных купюр "славились" гусляки. Однако, полагаю, и иные прочие российские уезды да волости имели своих "героев". А вот предприимчивостью в хорошем смысле слова старообрядцам из Подмосковья могли позавидовать многие. Не мало именитых людей купеческого звания вышло из этого края.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Genry

бывать не приходилось а читал очень интересное

А где читали? Ссылочку надо давать :) Мне, а также некоторым другим форумчанам, приходилось и бывать многократно, и читать очень много, в том числе и первоисточники. Непьющие, работящие, верующие - вот и весь секрет...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это тот самый Гуслицкий край, куда бежали из Москвы раскольники, и где до сих пор живут староверы.

 

Как правило никакого переселения из Москвы староверов не было, крестьяне в старообрядчество переходили из православия, так что многих своих "старообрядцев" я находила в метрических книгах православной церкви с 1780 по 1837 год, а первые записи о записанных в раскол по Гуслицкой волости относятся к 1745 году (РГАДА ф.288 д.124) л.155 в д. Чаплиной значатся раскольниками 11 мужчин и 12 женщин, причем ранее из них в расколе состояли 7 мужчин и 3 женщины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте !
У меня есть вопросы. У вас какие родовые фамилии в Цаплино ? Вы не встречали фамилию Дорофеевы ? Как хорошо знающие деревню , скажите , что за Буслаковы проживают в Цаплино ? Насколько мне известно в д.19 там проживает Буслакова Л.Г .
Не встречали в д.Цаплино представители одной польской фамилии ? Там они есть .
Шибаевы и Кочетковы , проживающие в г.Куровское , имеют отношение к Кочетковым Цаплинским ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования