Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Установочное занятие.
Чем мы тут будем, а чем не будем заниматься.

 

По просьбам отдельных товарищей с форума СВРТ, с запозданием, вызванном разгильдяйством ведущей, открываем Школу Литераторов.
Сначала установим Цели и Правила.
- НЕТ, СНАЧАЛА ПОЗНАКОМИМ С НАМИ! ТЕХ, КТО ЕЩЕ НАС НЕ ЗНАЕТ.
Ладно. Это наши предшественники-прародители. Скоморохи, глумотворцы тож (не в Великий пост будь сказано). Импровизаторы, пересмешники, носители фольклора
- МЫ ВАМ БУДЕМ ОЧЕНЬ ПОМОГАТЬ.
- И МЕШАТЬ! ПО МЕРЕ СИЛ. КАК ВОДИТСЯ.
- ЗОВУТ НАС МАМОНТ, ШИШ И ПОПУГАЙ. МЫ – ЛУЧШИЕ ПРОФЕССОРА-КОНСУЛЬТАНТЫ. КТО Б СОМНЕВАЛСЯ.
Итак, цели наши – снять страх перед чистым листом бумаги (монитора). Расковать дремлющие в душе литературные силы. Направить их на генеалогическую тематику. Объяснив для этого специфику оной.
А Правила?
- ДА САМИ КАК-НИБУДЬ ОБРАЗУЮТСЯ. ПО ХОДУ ДЕЛА.
Периодичность занятий
– КАК БОГ НА ДУШУ ПОЛОЖИТ.
По мере поступления запросов и вопросов слушателей Школы.
- ЭТО ПОНЯТНО. А ЧЕМ МЫ НЕ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ?
Э..э… Ну, например, ловлей носорогов. И приручением привидений.
- А ЕСЛИ ПУБЛИКА ПОПРОСИТ?
Тогда найдем сачок для носорогов и учебник для привидений.

 

(Продолжение следует)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Занятие 1. Все, что касается не художественной, а научной литературы

 

- ТАК МЫ ЕЩЕ И УЧЕНЫМИ-ПИСАТЕЛЯМИ БУДЕМ? НАС И ЭТОМУ БУДУТ УЧИТЬ?!
Да, начнем с этого. Вначале ведь генеалог, собрав материал, описывает его строго научно. Располагает выписки из документов в хронологическом порядке, сверяет все ссылки на источники.
- ВОТ СКУКОТИЩА!
Без этого никак нельзя. Всякая беллетристика идет на основе строго документальных данных. А они должны быть в порядке, должны быть систематизированы.
- ТАК, МОЖЕТ, И НЕ НАДО НИЧЕГО ПРИСОЧИНЯТЬ? ОТДАТЬ КЛИЕНТАМ ИЛИ СВОИМ РОДСТВЕННИКАМ В ТАКОМ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОМ, СТРОГО НАУЧНОМ ВИДЕ.
- НЕТ! ТАМ Я ПИСЬМО ВИЖУ. СОВЕРШЕННО ДУШЕРАЗДИРАТЕЛЬНОЕ. КАК ОНО С ВЫПИСКАМИ ИЗ МЕТРИК И СПРАВКАМИ С РАБОТЫ СОГЛАСУЕТСЯ? ТУТ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ПРОГЛЯДЫВАЕТ. ЭХ! ТУТ ПИСАТЕЛЬ НУЖЕН (ИЛИ ПСИХОЛОГ), ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ.
- А, МОЖЕТ, ЭТО ПИСЬМО НЕ НУЖНО: ОНО ВСЮ ОФИЦИАЛЬНУЮ КАРТИНУ ПОРТИТ.
Ой, сколько таких вопросов возникнет…
- ДАЖЕ БЕЗ ПИСЬМА МНОГО НЕПОНЯТНОГО. И КАК-ТО ВСЕ СУХО. Я МНОГИХ СЛОВ НЕ ЗНАЮ. КОММЕНТАРИИ НУЖНЫ. РАССКАЗ.
Согласна. Документы надо для неисторика расшифровать. И факты.
И читатель этого труда должен
- ЧТО-ТО ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ДЛЯ СЕБЯ НАЙТИ. И КАКИЕ-ТО ЧУВСТВА ИСПЫТАТЬ!
Тогда нужно позвать Ритора.
- ЭТО ЧТО ЗА ФРУКТ?
Это человек, который умеет так подать информацию, что она захватит людей.
- А, ПИАРЩИК! БОЛТУН.
Раньше риторика была обязательным предметом.
- «РАНЬШЕ» - ЭТО КОГДА?
В Древнем мире, в Средние века. Ритор-оратор был не просто «болтуном»: он мог словом остановить армию или призвать народ проголосовать за определенную кандидатуру.
- Я И ГОВОРЮ: ПИАРЩИК!
Без приемов риторики текст останется сухим, отстраненным.
- А, ЗНАЮ! РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. «А НЕ ПОЙТИ ЛИ ВАМ ТУДА-ТО И ТУДА-ТО…?»
Само расположение материала в рассказе о роде тоже влияет на читателей.
- А ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ?
- МНЕ КАЖЕТСЯ, ПОЛНОТА СВЕДЕНИЙ И ТОЧНОСТЬ.
И еще логичность в изложении.
- ТАК ВЫ ЭМОЦИЙ ХОТИТЕ! ТУТ УЖ НЕ ДО ЛОГИКИ.
Вот мы и вышли на необходимость жанров.
Жанр строго научный (например, статья в энциклопедии, справочнике), безусловно, опирается на точность, логичность, полноту. Но может показаться непрофессионалам суховатым.
- ОЙ, КАК МЫ ОБИДЕЛИСЬ И РАСТЕРЯЛИСЬ, КОГДА ПРО НАС В ВИКИПЕДИИ ГЛУПОСТИ НАПИСАЛИ! МЫ СРАЗУ ОТВЕТИЛИ АВТОРУ СТАТЬИ. ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВО ПОПРОСИЛИ ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ.
А вот описание рода в жанре научно-популярном – уже привлекательней для читателей, но нередко удаляется от
- СТРОГОСТИ И ПОЛНОТЫ.
Да, публицист и автор материала научно-популярного жанра часто избирательны, т.е. пристрастны.
- РИТОРЫ ЧЕРТОВЫ.
Ну, почему же «чертовы»?! Вполне могут и «ангеловы».
- А ДАВАЙТЕ СКОРЕЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРЕХОДИТЬ. ТАМ ВСЕ МОЖНО.
Всё ли?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Занятие 2. Фольклор и художественная литература. Сюжетосложение.
Спецвыпуск! ТОЛЬКО 1 АПРЕЛЯ!

 

Спасибо за ваши вопросы и комментарии, дорогие друзья. Всё будет учтено.
- И ВКЛЮЧЕНО.
Сегодня, в особый для всего мира день, а именно, в День ДУРАКА, мы начинаем наши практические дурацкие задания.
Способы построения сюжета в фольклоре и литературе - это моя любимая тема. Мы начнем с самого простого и известного.
- С ДЕТСКОЙ ИГРЫ. КОГДА СЛОВА ПИШУТ И БУМАЖКИ ЗАВОРАЧИВАЮТ.
- НЕ ПОНЯЛ. КАКИЕ БУМАЖКИ?
- ОТВЕЧАЮТ НА РЯД ВОПРОСОВ: "ГДЕ?", "КОГДА?", "КТО?", "С КЕМ?", "ЧТО ДЕЛАЛИ?", "ЗАЧЕМ?", "ЧЕМ ДЕЛО КОНЧИЛОСЬ?".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какова же структура повествования? Она однородна или есть какие-то узловые "точки", ориентиры в тексте, "подбрасываемые" заботливым автором читателю?
- ДА-ДА, НА ЧТО ЖЕ ОПИРАТЬСЯ ЧИТАТЕЛЮ? НА КАКИЕ КОСТЫЛИ?
- ДА ЧТО, ОН ИНВАЛИД РАЗВЕ? ПРОСТО ОН ДОЛЖЕН ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЛЮБОМ ТЕКСТЕ, ЗНАТЬ, ГДЕ ТАМ ГОЛОВА, ГДЕ НОГИ.
Я вам из своей старой книжки "Сказка в век компьютера" кусочек скачаю:

 

Структура повествования

 

Сутью, "механизмом" художественного восприятия является ориентировка читателя на существенные элементы и отношения литературного произведения, которая может быть представлена как действие прослеживания "судьбы героя" - предмета изучения искусства /7/. ("Мы называем судьбой существенное отношение, причинную связь между обстоятельствами, чувствами, поступками, их последствиями и сознанием или отсутствием сознания всего этого у того, кто...является "героем" истории и носителем этой судьбы" /7/). Ориентиры эти, объективно данные в самом тексте литературного произведения, в разных видах, жанрах литературы оформлены по-разному. Анализируя особенности текста, а именно, способ оформления предмета искусства автором, можно реконструировать задаваемый им характер ориентировки читателя в структуре и содержании литературного произведения.
Так, при последовательном сопоставлении структуры тех литературных жанров, видов, которые предпочитает читатель в том или ином возрасте (тесная связь возраста ребенка и предпочитаемый им художественной литературы - побудила Ш.Бюлер обозначить возраст по любимым в данный момент литературным героям /10/), выступает логика постепенного развития, этапы усложнения ориентировки читателя в предмете искусства.
Исходной "клеточкой", единицей анализа при построении такого генетического литературного ряда была выбрана структура народной волшебной сказки. (Замечательный отечественный ученый Владимир Яковлевич Пропп на материале русских народных волшебных сказок вывел структурную "формулу" сказки: семь персонажей и тридцать одна осуществляемые ими функции, что образует структуру любой народной волшебной сказки. Написанная еще в 20-е годы книга В.Я.Проппа "Морфология волшебной сказки" и сейчас читается с захватывающим интересом. Пред нами проходят основные моменты, "узлы" народной сказки: узнав о причиненной Антагонистом (Вредителем) беде, Герой отправляется в путь. Там его ждет встреча с Дарителем, испытывающим Героя. Если Герой проходит испытание с честью, он получает Волшебное средство, помогающее победить Антагониста и ликвидировать беду - например, освободить захваченную Змеем-Горынычем царевну. При возвращении в свое царство Герой подвергается преследованию, но благополучно спасается. А дома его ждет новое испытание - на роль спасителя царевны претендует Ложный Герой. Когда обман этот раскрывается, все узнают истинного героя, который получает заслуженную награду - царевну и царство).
Мы предположили, что выделенные В.Я. Проппом инварианты структуры народной волшебной сказки, присутствуя в трансформированном виде и в других типах художественной литературы, направляют ориентировку читателя в тексте. Иными словами, "формула" Проппа: ABC1 ДГZR БКП Пр1 - СпФ УОСНС*ФКРЛ1 Пр-Сп позволяет конкретизировать сам способ воплощения предмета искусства - "судьбы героя" в различных литературных произведениях. Это возможно в силу взаимного соответствия элементов "формулы" Проппа, "судьбы героя" и действия ценностного (морального) выбора (структура которого воссоздана нами по образцу "обычного" действия, но с учетом требований, предъявляемых к описанию уровня личностной регуляции /6/).
- Я ЕЛЕ ПРОРВАЛСЯ ЧЕРЕЗ ЭТУ АБРАКАДАБРУ. И ПОНЯЛ, ЧТО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОВЕСТВУЕТ О СУДЬБЕ ГЕРОЯ. ЧТО АВТОРУ (И ВСЛЕД ЗА НИМ ЧИТАТЕЛЮ) ВАЖНО ПРОСЛЕДИТЬ СВЯЗЬ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – ЧУВСТВА – ПОСТУПКИ – ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И ОСОЗНАНИЕ ГЕРОЕМ ЭТИХ ПОСЛЕДСТВИЙ».
В более сложных типах литературы, чем народная волшебная сказка, Героем может быть не только человек, но и семья, сословие, народ, человечество.
Главный момент в структуре художественного произведения – нравственный выбор Героя.
- А, ЭТО КОГДА ВСТРЕЧА С ДАРИТЕЛЕМ, НАПРИМЕР, С БАБАЙ-ЯГОЙ! ОНА ГЕРОЯ ИСПЫТЫВАЕТ: ВЕЖЛИВЫЙ ЛИ ОН, ДОБРЫЙ И ПР. И ДАЕТ (ЕСЛИ ПРОШЕЛ ИСПЫТАНИЕ) ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО ИЛИ ВОЛШЕБНОГО ПОМОЩНИКА, КОТОРЫЙ И ПОМОГАЕТ ГЕРОЮ ПОБЕДИТЬ АНТАГОНИСТА – ЗМЕЯ-ГОРЫНЫЧА.
- ИЛИ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО!
- А ИНОГДА БАБКИ-ЕЖКИ И ЗЛЫЕ БЫВАЮТ; ОНИ НА СТОРОНЕ ГОРЫНЫЧЕЙ И КОЩЕЕВ.
Тогда они не Дарители, по В.Я. Проппу!
- А ТРУБЕЦКОЙ ИВАНУШЕК В СКАЗКАХ НЕ ЛЮБИЛ: ОН СЧИТАЛ, ЧТО ОНИ ЛЕНИВЫЕ ХАЛЯВЩИКИ, КАК ВЕСЬ РУССКИЕ НАРОД. ЖДУТ ЩУКУ-ДАРИТЕЛЯ, А САМИ ТОЛЬКО НА ПЕЧИ ЛЕЖАТ.
Так это он в 1922 году писал. Обиженный на русскую историю.
А немец Вальдемар Пропп бросил свое германское отделение Петербургского университета после работы в госпитале для раненых солдат 1 мировой войны.
- ГЕРМАНСКОЙ…
Так как влюбился в русского терпеливого и талантливого мужика. И стал великим фольклористом, открывшим отзывчивость Иванушек – в сказках и в жизни.
- А! ДОСТОЕВСКИЙ! «ВСЕМИРНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ».

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эту главу (предисловие) я писала несколько лет назад. Но она, к сожалению, и сейчас актуальна.

Как живешь, сказка?
"Не знаю я таких сказок", - заплакал он. Первоклассники рисовали самый важный эпизод в народной волшебной сказке. Уже вместе вспомнили, что в этих сказках водятся Змей-Горыныч, Баба-Яга, Кощей-Бессмертный, Иванушка... Кто вспомнил, а кто и не знал вовсе.
"Кто победил в битве: Иванушка или Змей-Горыныч?", - спрашиваю я дошкольников. "Конечно, Горыныч - он же сильнее!", - удивляются пятилетки моей непонятливости.
Раньше такого не было. Механизм передачи народной сказки от поколения к поколению, отработанный веками, действовал безотказно. Пока не появились видео и компьютеры, бойкие телепередачи и яркие, но пустые книжки, где сказка представлена в деформированном виде. "Клиповая культура", - вздыхают психологи и педагоги. Нынешние дошкольники затрудняются при ответе на вопрос, почему Баба-Яга помогает Иванушке, в назывании отрицательных персонажей народной волшебной сказки, путая их чаще всего с персонажами сказок о животных, плохо помнят зачин и вторую половину народной волшебной сказки. Многие смешивают произведения разных жанров.
Но, может быть, детей смутил сам опрос, "учебные" вопросы? (Кому же охота сдавать экзамен!). Но ведь форма тестирования была адекватна предмету опроса - самой сказке!
... Недалеко от границы с таинственной Волшебной страной расположились на привал два странника. "А как ты думаешь, может ли Змей Горыныч похитить царскую дочь?" - спрашивает шепотом один путник у другого. "А Баба-Яга поможет Иванушке?" - с надеждой в голосе вопрошает он позднее.
Детям предлагалось вместе с игрушкой-"подсказчиком" и взрослым вспомнить о том, что обычно происходит в народной сказке, каковы ее особенности. Помогали ребенку в этом карта трех царств и наводящие вопросы библиотечного психолога. Задание неслучайно было погружено в игровой контекст. Оба - и дошкольник и взрослый - как бы принимали роль современников народной волшебной сказки, причем не отстраненных, а лично заинтересованных! То есть, коммуникативная ситуация могла быть охарактеризована как "обмен опытом, жизненно-важной информацией". Огромную роль здесь играла интонация, создающая таинственную атмосферу волшебной сказки, передающая заинтересованность взрослого участника игры. Иная интонация превратила бы обследование в привычный "допрос", слишком хорошо знакомый детям, посещающим образовательные учреждения, и существенно снизило бы эффективность диагностики. Благодаря же игровому контексту, созданию особой коммуникативной ситуации, возможно было добиться и максимальной заинтересованности ребенка, выявления реального уровня его читательского развития.
И уровень это оказался ниже, чем несколько лет назад.
"Обойдемся без сказки", - говорят горячие головы уже тысячи лет (со сказками, кажется, боролись столько, сколько они существуют, но Мухи-Цокотухи пока выживали...). Не исчезнет ли сказка в современном мире?
Вот о чем свидетельствуют данные наших экспериментов.
Дети могут самостоятельно сочинить сказку, если дать им подсказку: предъявить волшебный персонаж (дракона, например), привычное начало сказки, или если задавать наводящие вопросы заинтересованным, "сказочным", а не скучно-экзаменаторским голосом А вот если в начальных строках сказки "Жил-был..." поменять имя героя на современное, то дошкольники-рассказчики теряются, и волшебная сказка у них не получается.
Но, может быть, получается рассказ?
Как бы не так! Сказка уносит вместе с собой самое главное - сюжетный стержень, событийность, значимые смысловые "узлы" в судьбе героя. Текст, рассказываемый подавляемым большинством дошкольников, не содержит событий, неожиданностей, поступков, нравственных выборов героев. "Погуляли, поиграли, покушали, легли спать. Если потерялся - нашли".
Мир - мечта потребителя, царство, где исполняются его желания, каталог услуг... Скучный мир?
У третьеклассников целевая установка "сочини сказку" при той же, "сбивающей", инструкции срабатывает лучше. Появляется отчетливая завязка: герой пошел в лес и заблудился. Появляется и подобие волшебного царства - замок феи. Вот и хорошо: фея выступает типичным сказочным Дарителем (дарит герою какой-нибудь волшебный предмет). С этим сказочным предметом теперь бы на поиски похищенной царевны!
Ан нет! Герой и не думает быть настоящим героем: спокойно, с сознанием выполненного долга забирает подарок и несет его... к себе домой. А вовсе не едет на бой со Змеем-Горынычем.
Опять какой-то каталог товаров (только не обычных, а волшебных)! Где же подвиги во имя Добра, где восстановление попранной справедливости? Герой-накопитель...
И что же делать? Ответы просты, мне думается: больше читать настоящих хороших сказок детям. Задавать по сказкам умные и интересные для детей вопросы. Помогать сочинять детям свои сказки. Для восстановления связи поколений, для активизации литературного (читательского) развития детей, для развития духовных, а не потребительских ценностей.
Здравствуй, сказка!
А мир дошкольников не такой уж скучный! Это мир их мечты. И потом: бесконфликтность, бессюжетность - разве они не встречаются порой и во "взрослой" литературе?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это хорошо, что "большинство присутствующих предпочло бы более академический подход к изложению материала", но некоторые-то, как им кажется, буквы не могут читать, если их много собирается. :)
Тем не менее, скоморохов, по требованию Учеников, отправляем в бессрочный отпуск. Веселья не будет; полная серьезность.
А предыдущее домашнее задание остается в силе. Ответы можно и не присылать, но невредно задать самому себе вопрос: "Чего мне не хватает, если есть информация и представление о жанрах, хотя бы в рамках школьной программы?"

 

Занятие № 3. Сюжетосложение (продолжение).



Что характеризует остросюжетные тексты?
Неожиданность, тайна, интрига, а в некоторых жанрах, по признанию культурологов, еще и чудо.
Как привнести все это, заинтересовывающее читателя, в генеалогический текст, который должен быть основан на реальных документах?
Прием 1. Описать драматизм, мистику и хитросплетения самого ген. поиска.
Прием 2. Найти оное если не в судьбе рода (или отдельных его представителей), то в истории того сообщества (территориального, сословного и пр.), к которому принадлежит род (представитель). Сообществом в пределе является сама Россия. Разве история какого-нибудь промысла, полка, городка, деревни не несет неожиданностей, интриг, интересных фактов?
Прием 3. Психология героев, из переживания, мысли, чувства, захватывающие читателя. Вот тут без домысливания не обойтись. Если в 19-20 вв. мы может опираться на письма и дневники своих сородичей, то внутренний мир людей более ранней эпохи приходится домысливать по аналогии и с опорой на исторические/культурологические труды.
Прием 4. Позиция автора, неповторимый авторский голос, необычный способ подачи материала. Т.е. автор как интересный собеседник. Обращение к упоминавшемуся ранее "Дневнику фокса Микки" - это не попытка развлечения скучающих Учеников, а давно известная пед. и психол. общественности методика Новлянской-Кудиной по воспитанию такого интересного, небанального авторского видения. Например, описать сегодняшний день (07.04.08.) с точки зрения... ну, скажем, Ваших ботинок. Или мобильника. Неожиданный ракурс, не правда ли?
Впрочем, домашние задания мы не любим. Поэтому проехали.
Прием 5. Посмотреть все документы и выбрать тот, что выпадает из общего ряда. Например, чем-то Вам особенно дорог или, наоборот, неприятен. Или непонетен (нет нужной информации). Или позволяет как-то по-новому судить о родственниках.
Вот от этого документа и пляшите. Иногда самое интересное и трогательное - мелочи. Через них видна эпоха, характеры людей и пр. То, что интересно всем.
Прием 6......
Прием 7.......
Допишите пока сами, т.к. я убегаю домой с работы.
Пока! Жду ответа как соловей лета.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ой, ученики разбежались кто куда, пока я в командировку ездила! :)

Нет, нет! Мы здесь. Но, понятное дело, учитель за порог, ученики кто куда. :rolleyes:
Весна на дворе, юбилеи и прочие отговорки-поводы побездельничать.
Но раз учитель вернулся, то и ученики подтянутся. :rolleyes:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- НАС РУГАТЬ БУДУТ!
- ДА, НЕТ, ГОВОРЮ ЖЕ ТЕБЕ, НЕ БУДУТ!
- МЫ ТРЕБУЕМ НАШЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ОТПУСКА!
- ЧТО ЭТО ЗА ОТПУСК, ДА ЕЩЕ И БЕССРОЧНЫЙ!?
- МЫ ТОЖЕ ХОТИМ, УЧИТСЯ!
- Я ПОПРОШУ НЕ ОБОБЩАТЬ.
- СЛУШАЙ, МЫ НЕ ТАМ НАПИСАЛИ… ОЙ, ОЙ, ОЙ.
- А КАКАЯ МНЕ РАЗНИЦА, ГДЕ МЫ НАПИСАЛИ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБ НАС ЗАМЕТИЛИ!
- Я БЫ ЕЩЕ И ФЛАГ РАЗВЕЯЛ!
- ДА! МЫ ВЕДЬ НЕ НА КАНАРАХ ОТДЫХАЕМ… ОЙ!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Занятие 4. Для чего нужен Автор?

 

Как, для чего? Он организует события, прослеживает судьбу героев. Иногда комментирует. Разве этого мало?
В известном высказывании Л.Н.Толстого: "Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое, и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету" разделены и противопоставлены две линии, две стороны художественного текста: фабульно-сюжетная ("единство лиц и положений") и эмоционально-ценностная, авторская ("нравственной отношение автора").
Про первую мы слегка говорили
- ГЛАВНОГО НЕ СКАЗАЛИ: ДРАМАТИЗИРОВАТЬ НАДО СОБЫТИЯ! ВСЮДУ ИСКАТЬ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
Историк В.А. Аракчеев: «Летописец, как человек своего времени, был склонен к риторическим эффектам, драматичности повествования и изображениям нравоучительного характера» (Cредневековый Псков. С. 175).
Ведь все это нравилось читателям, и не только средневековым.
Но не менее важна вторая сторона: отношение автора к описываемому. Лучше всех об этом сказали философы: Хайдеггер писал о «попечении», М.М. Бахтин – о «любящем» авторе. А психологи З.Н. Новлянскаяи А.А. Мелик-Пашаев создали трехступенчатую структуру литературных способностей, которая верхним этажом полагает «родственное внимание к миру» (М.Пришвин). Но ведь все эти определения авторской позиции впрямую имеют отношение к родословию! Родовед опекает сородичей, любит их и проявляет к ним родственное (в буквальном смысле слова) внимание.
- А Я ЗНАЮ ГЛАВНОЕ-ПРЕГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ!
Это интересно. Какое же?
- «ЕСЛИ МОЖЕШЬ НЕ ПИСАТЬ – НЕ ПИШИ!»
Оставлю без комментария. Мое любимое высказывание (кого-то из великих). Иногда говорю себе эти слова. Но не писать уже не могу. :)
Итак, драматизируйте и любите тех, про кого пишете.
- А ЗАДАНИЕ НА ДРАМАТИЗАЦИЮ БУДЕТ?
Будет. Вот текст, биографический. Написан в деловой, сухой манере. Содержание интересное.
Можно ли это фактологическое описание сделать художественным, захватывающим читателей? С помощью каких приемов? Поупражняйтесь. Ответы - сюда.
- А СРОКИ?
Да хоть две недели (с поправкой на дачи). Я пока все ваши предыдущие ответы обработаю.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вспомнить ВСЕ!

 

c79c547094db.jpg

 

Командировки, каникулы, праздники, весна, лето...
Ученики заждались продолжения учения! :rolleyes:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О некоторых библиотерапевтических функциях художественной литературы

 


1. Писание литературы – в сущности, христианское занятие (хотя его придумали язычники). Оно отвращает от петли, Левкадской скалы и хорошо спланированного несчастного случая. Литература – не обманка и не эрзац жизни. Скорее всего, это ее любимый кусочек, сердцевинка – ее тайная душа. Пишущие бессмертны потому, что хранят эту хрупкую душу человечества. Что им до собственной смерти? Та подождет.
2. «Единство лиц и положений»: узнаваемость коллизий и характеров (равно как архетипов и символов), примеривание на себя - психотерапевтично. Оно дает возможность «отыгрывания» эмоций, позволяет еще раз пройти и отрефлексировать (осознать, осмыслить) свои психологические проблемы (как и решения) через узнавание ситуаций, обстоятельств, коллизий, характеров и иных образов текста. И в этом смысле литература – «учебник жизни». Нравоучения не воспринимаются не детьми, ни взрослыми; следовательно они-то - антипсихотерапия.
3. Принципы гомеопатии и аллопатии применимы и к библиотерапии: лечение подобным и лечение противоположным. Первый случай описал классик: «…я слез хочу, певец, иль разорвется грудь от муки»: читатель-пациент либо писатель-пациент еще раз погружается в травмирующую ситуацию, проживая ее, эмоционально реагируя на нее, ища и находя выход. Выход не всегда поведенческий акт, часто - отношение к ситуации (измени отношение к обстоятельствам жизни, и они перестанут травмировать). Так хроник-больной находит то, что примиряет его с болезнью, либо пути выздоровления.
Здесь главное – отношение к описываемому, ценности Автора, которые он щедро дарит, их транслирует, ими заражает своего Читателя.
Второй принцип (с которого и начиналась библиотерапия): печального ободри, рассмеши, глупого вразуми. Это калька с наказаний для оступившихся христиан: чревоугоднику предписывается пост, злоязыкому – молчание. Позитив тут в том, что человек знакомится с новым – аскетическим - опытом существования (и/или эмоций, мировидения, etc), примеривает его на себя. Это можно рассматривать как условия самовоспитания и саморазвития, обычно промежуточный, тяжелый, но необходимый этап: развитие, несмотря на всю кризисность, неравномерность, даже «маргинальность» (из одного состояния субъект вышел, а новое не освоил) есть норма для человека, тогда как стагнация, окостенение - патология.
4. «Книга есть кубический кусок горящей, дымящейся совести» (Б. Пастернак).
Совесть – безжалостна как хирург. Иногда операция необходима. Настоящая литература - всегда о конечных вопросах Бытия, о глубинах человеческого «Я».
Больно, но целебно.
*
И как все это работает в генеалогических текстах?
Да очень всё просто: если это не свод документов, а ценностно окрашенное описание, рассказ на основе фактов, то все законы художественного текста, все возможности, функции, все богатство Слова здесь к услугам Автора и Читателя. Поиск, взволнованность, размышления о жизни, о самом главном в ней.
Например, генеалогический текст кажется сухим, рассудочным, наукообразным, иными словами, тянет только на «научпоп»? Как его оживить?
Типичной школьной ошибкой будет думать, что «красочными описаниями» (природы, города, усадьбы и пр.) можно закрыть эмоциональную бедность текста.
Еще нелепей, когда плохими описаниями природы пытаются «украсить», опять же по неизбывной школярской привычке, вполне хороший, прозрачный текст. На одном литературном сайте в прекрасном рассказе писателя-любителя я с огорчением наткнулась на такую вот «заплатку»:
«Следующей весной, как только пригрело солнце – всё пришло в движение. Зацвели нарциссы, тюльпаны. Защебетали птицы, с жужжанием мельтешили пчёлы над цветущими деревьями. Распустились почки пахучей смородины, белоснежные кудри покрыли черешню. Её белые лепестки и нежно-розовые цветки цветущего абрикоса срывались и, крутясь в воздухе, опускались на землю, как бы расстилали скатерть самобранку, обещающую обильный урожай. Вся округа и воздух наполнились этой цветущей нежностью, ароматом весны - радостным пробуждением жизни. В такое время невозможно усидеть дома. И мы с женой выходили в сад, наслаждались красотой природы».

 

Гремучая смесь из классиков XIX века; глядится не только архаично, но и невыразительно (для пародии блекло, для авторского текста – серо). Задан слишком быстрый темп фразе: все движется как в ускоренной киносъемке. Тут не только пчелы, тут всё «мельтешит». Автор выбрал явно неудачную позицию наблюдателя. Здесь подошли бы разные позиции, например:
1) античная, идущая от Гомера (и блестяще развитая Пушкиным) классическая позиция доброжелательно-отстраненного мудреца, олимпийца и лирика одновременно. Любовь, рвущаяся радость, торжество - и при этом печаль; теплота и скрытая горечь: всё вечно - и всё пройдет; всё проходит, но всё вечно в остановленном памятью (искусством) миге.
Не дай Бог тут сбиться с ритма! Если удержался – психотерапия, катарсис («очищение аффектов трагедией», по Аристотелю) налицо.
Может быть, гения в литературе делает как раз умение найти - взрастить в себе - вырастить себя до мудрой, объективной, принимающей и чуть отстраненной позиции Вечности? А Вечность держит человека; там, среди горных (или горних) вершин он равен сам себе – такому, каким его задумали Бог и Природа.
- ЧТО МЕДЛИТЕ, НАПИШИТЕ, КАК ГОМЕР И ПУШКИН! ПЕРЕДЕЛАЙТЕ ЖЕ ЭТО ОТРЫВОК.
Извольте.
Гомер (в переводе В.А. Жуковского): :)

 

«Поздней весною (лишь солнце пригрело долины),
В страстном движении всё оказалось невольно:
Ветки олив трепетали под небом высоким,
Лез из земли переполненный соками стебель
Ветром давно занесенного семечка туи;
Пчелы над ульями радостно вновь хлопотали;
И услаждал земледельца усердного запах
Нежно-багряных цветков абрикоса из сада…»

 

Страниц двадцать гекзаметром можно с маху накатать; в свое время баловалась.
Едем дальше. А.С. Пушкин. Жанр – элегия (почти тот же гекзаметр), но позиция более лирическая: тут человек XIX века, переживающий или переживший эпоху романтизма. Важно «Я» лирического героя:
В сад выхожу я цветущий
- С СУПРУГОЙ…
- НЕТ, ОДИН Я НА ПРИРОДУ!
Да, лирический герой романтизма по определению одинок, в смысле противопоставлен миру. Это «Я» человечества, его Око, Сердце и - реже - Разум.
- БА-БА-БА, ЭТО АЛЛЕГОРИЯ! МЫ НЕ В XVI ВЕКЕ, МЫ В НАЧАЛЕ XIX!
Что мешать; сбили меня совсем! Начну снова.
- АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «ВЫХОЖУ ОДИН Я В САД ВЕСЕННИЙ». СТИХОТВОРЕНИЕ НА БИС.
Думала, я вас совсем удушила (или жизнь удушила); ан нет, живы. :)
- Я САМ, Я САМ! ДАЙТЕ МНЕ! «РОВНЫМ ЖУЖЖАНИЕМ ВОЗДУХ ДРОЖИТ НАПОЕННЫЙ»
Стоп, стоп. Чем напоенный? Не надо всё в кучу. А вообще путь правильный. Ритм выдерживаете. Продолжайте дальше тренировать гекзаметр.
- А ТЫ?
А я рассказываю про вторую возможность.
2). Позиция чисто лирическая (эпос снят взволнованным рассказом, интонацией Автора – он же, Лирический Герой). Условно назовем этот тип позиции «Юрий Казаков» (он же «К.Г. Паустовский»):
«Поздней весной мы выходили с женой в сад – и не узнавали его. Жизнь, истощенная и придавленная зимой, теперь кипела, радовалась своим свежим силам; на крошечном участке, казалось,
- ПОНЯТНО, ПОНЯТНО! МЫ ТОЖЕ ТАК МОЖЕМ.
- НЕ ТОЛЬКО МОЖЕМ, НО И МОГЁМ.
3). Позиция экспрессивная (здесь Персонаж = Лирический герой). Это, конечно же, Борис Пастернак (он же ранний В. Маяковский и пр.):
- НУ, ДАВАЙ. ЧЕГО МОЛЧИШЬ!
Надо тексты освежить в памяти. Хотя бы один образец посмотреть: интонацию вспомнить. Главное в худож. тексте – интонация.
- ЛАДНО, САМИ СПРАВИМСЯ.
4). Промежуточная позиция (смесь) - Н.Заболоцкий.
- А ТУТ ЧЕГО МОЛЧИШЬ?
Да хочется просто стихи авторские взять – и разместить здесь. А не стилизацию. Про сад дивно и Пастернак и Заболоцкий писали. Посмотрите в книжках: день будет хорошим.
Так какое же отношение лирика имеет к генеалогии?
Вася-гвардеец оглянулся. Тут только увидела я, что он голубоглаз. (Раньше думала, глаза карие, как у многих Огибаловых.) Василий терпеливо ждал, когда я напишу эту фразу и задам ему вопрос. (Давно ж мы не общались; явно соскучились.) Что ему дело до тетки, а вот…
Обозный улыбнулся. На слово «тетка». Широкая, открытая улыбка; добрые смеющиеся глаза. Ну да, теперь скорее «сестрица». Значит, тематика разговоров пойдет теперь другая. Более живая, а морализма меньше (тетки он боялся).
Васенька вздохнул. И я задала совсем другой вопрос, брякнула вдруг: «С деньгами-то у тебя как?»
- А ГДЕ ТУТ ЛИРИКА. ГДЕ ТУТ «ВЫХОДУ В САД, ТРЕПЕЩА»?
А выхожу на поле Истории, трепеща. Нет трепета, чего писать?
Васенька, мы еще встретимся, поговорим!
Любимый бузотер Васенька. Найденный в 24 томе историка С.М. Соловьева (елизаветинские времена). Семеновец, подравшийся с целым городом. Там еще два дружка полковых были – Иван Шувалов и Яшка Голенищев-Кутузов. Так втроем супротив целого Тихвина и бились. Было дело.
Они ж мне все родные, гвардейцы, крестьяне, мещане и архитекторы.
И не только Огибаловы. А вся, извините, Россия.
- ИЗВИНЯЕМ!
- А НЫНЕШНИЕ-ТО КАК?
Ну, э..ээ..
- ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, В ЛИРИЧЕСКОМ ЛИ ТЫ НАСТРОЕНИИ.
Точно.
- ДАВАЙ КОНЦОВКУ ПРО БИБЛИОТЕРАПИЮ.
Пишите, читайте – будете здоровеньки.
/Вдогонку/: Всех люблю!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования