Перейти к контенту
Кабачек

Советы и рекомендации

Рекомендуемые сообщения

Отвечаю на вопросы:
1. Правила ввести не вредно. Например, выполнять домашние задания желательно (если вы хотите чему-то научиться), но если делать их не будете, никто вас не накажет и дружить не перестанет.
- НУ ДА, ДВОЕЧНИКИ ТОЖЕ ЛЮДИ :)
Шиш, я тебя выгоню за грубость! У нас все отличники. Учеников надо любить, холить и лелеять. И школа у нас будет не занудская, а веселая.
- ДА УЖ, ПОСТАРАЙСЯ, ЧТО Б НАМ ВСЕМ ХОТЕЛОСЬ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ И ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ.
Вот вопросы учеников как раз очень нужны! Вопросы и предложения.
- ТАК У НАС НЕ АВТОРИТАРНАЯ ШКОЛА? УРА!
2. Стесняться и робеть
- НЕЧЕГО! ТУТ ВСЕ СВОИ.
3. Лит. обработка ген. данных действительно имеет свою специфику. Есть ловушки, которых нужно избегать и есть приемы, которые помогают писать на эту тему. Об этом стоит поговорить.
- ДА, МЫ ЖЕ НЕ ПРОСТО ЛИТ. КРУЖОК, А СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МАСТЕРСКАЯ!
- А У НАС УЖЕ ПЕРВЫЙ ОТЛИЧНИК ПОЯВИЛСЯ: ВОПРОСЫ ЗАДАЕТ. :)
3а. Культурный диспут - это прекрасно!
- ТАК ЭТО ЗНАЧИТ НАДО ЕЩЕ МАСТЕРСКУЮ ПО КУЛЬТУРЕ ОТКРЫВАТЬ? :(:(
На здоровье. Только наша ватага скоморохов здесь помочь не сможет, увы.
- А МЫ ВЧЕРА ПЕРВЫЙ ОТКЛИК В ЛИЧКУ ПОЛУЧИЛИ. ТАМ ПИШУТ, ЧТО МЫ ХАЛТУРИМ-С! ЧТО НАДО СРАЗУ ВЫСОКОМУДРЫЕ ВЕЩИ ПОДАВАТЬ УЧЕНИКАМ, А НЕ ГЛУПОСТИ И ЗАБАВЫ.
Как же без забав-то? Как же фантазию, воображение развивать у будущих писателей без творческих заданий?
- А ВЫСОКОМУДРЫЕ ВЕЩИ БУДУТ?
Очень скоро.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

GalinaS пишет: "Оксана, интересный вопрос для лит.учебы: способность перевоплощаться в описываемых персонажей и опасность переноса на них собственных мыслей, представлений, мотивов".
Да, есть специальные упражения-задания на развитие способности идентификации с, например, картофелиной, деревом и пр. А то, что перенос свох эмоций, ценностей, проблем и т.п. - это естественно и замечательно. Если эти эмоции, ценности, проблемы и т.п. близки человечеству, а не только автору, то произведению обеспечено читательское внимание и понимание. Ясно, что "Холстомер" - это о человеке.
И масса проективных тестов есть, начиная с пятен Роршаха: человек смотрит на пятно замысловатой конфигурации и говорит психологу, что он видит. И психолог... видит испытуемого.
- ЧЕГО-ЧЕГО? КАКОГО ИСПЫТУЕМОГО? МЫ ТУТ, ЧТО - ИСПЫТУЕМЫЕ?
Нет, мы все ученики. Включая меня. Для меня же это тоже новый поворот в старой теме - учеба не просто людей, а Генеалогов. С учетом специфики, так сказать.
- НУ ЛАДНО, РАЗ МЫ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, БУДУ СЛУШАТЬ ДАЛЬШЕ.
GalinaS пишет: "Т.е. я хочу сказать, что описывая жизнь своих предков или просто людей прошлых лет, столетий, в какой мере можно заниматься реконструкцией их внутреннего мира, побудительных мотивов действий и прочим при отсутствии достаточных к тому документальных свидетельств. Если кто-то изберет жанр художественно-биографический (известная всем серия ЖЗЛ), подобного вопроса не избежать".
Правильная постановка вопроса!
- СТАВИМ ПЯТЬ!
- И ВСЕМ, КТО ПРИСЛАЛ ОТВЕТЫ НА ПРОШЛОЕ ЗАДАНИЕ ТОЖЕ!
- УРА!!
Я сама придерживаюсь такой тактики: сначала пытаюсь реконструировать с точки зрения современного человека, т.е. себя (как я вижу эту ситуацию), потом, наткнувшись в исторической и культурологической литературе, на то, что не могли люди того времени так реагировать, я вношу правки. Простой пример: в романе "Забытая фамилия" я пишу реплику-обращение нижестоящего: "Прокофьюшка, милай!". А потом выясняется в книгах, что в начале 17 века за это в суд бы потащили (как за оскорбление личности). И я переделываю, сохраняя интонацию, эмоцию: "Батюшка, Прокофий Петрович!" Таких примеров очень много. Исторический писатель должен досконально знать нравы той эпохи, которую описывает.

 

Но, вообще-то, мы забежали вперед. Психологией людей той или иной эпохи мы будем заниматься позднее. Сечас знакомимся с общими законами сюжетосложения. Следующее занятие будет на этой неделе.
- ТРЕПЕЩИТЕ! :)
Не "трепещите", а настройтесь на серьезную учебу.
- НО В ИГРОВОЙ ФОРМЕ?
Само собой. Я ж детский психолог. :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

РАЗНЫМ Ученикам:
Танюш, сама и ответила на вопрос! Конечно, это чудо. Это то, что придаст твоей истории о роде неповторимость. Главное, донести это удивление и радость, этот живой голос. А поскольку мы сейчас сидим на теме "Сюжет", подумай, как сюжетом закрепить это ощущение: какие факты выбрать из истории семьи жизнеутверждающие. "Через тернии - к звездам". А всякие спившиеся.. это часто бывает. :( Этим не удивишь. Педалировать сие не стоит, в лучшем случае, намеком дать, без морализаторской оценки.
А разные версии одной и той же истории могут стать как раз сюжетообразующим моментом! Я и сама ношу в памяти такие случаи - из опроса своих родственников: по одной версии - чуть не "убивцы", а по другой - замечательные люди (это я о прабабке и Ко по одной своей ветке). Часто это характеристика рассказывающего, а не того, о ком речь! В тексте, мне кажется, разные версии не стоит персонифицировать (т.е. не указывать ФИО автора версии). Ведь если давать потом правильный вариант (т.е. факты по документам), то "не угадавшие" могут обидеться. Итак, дать как бы "альтернативную историю" = биографию человека. Разные версии его мотивов. А потом показать - документально и рефлексивно - какая версия точнее.
А любовь твоя к родичам, родной земле и языку будет сквозить в тексте. Вспоминай и лелей эти свои ощущения, записывай. Похоже, ты лирик (?).

 

А Lemur - эпик (?). Остраненность - не порок, тем более в молодом возрасте. Меня скорее бы насторожило обратное: слезливая девица, которая пишет пафосно, не пережив. :) С возрастом придут и полутона, и теплота; графика превратится в живопись. (Если захочешь.)

 

Kaaskop, то, что жизнь рода без присутствия Рока и Чуда, - не хорошо и не плохо. Да и не все мы знаем о своих предках. Конкретные советы, как оформлять Ваш ген. материал смогу дать после прохождения темы "Сюжет" и практического занятия.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: КРАТКО И РАЗВЕРНУТО (продолжение)

 

- Если у Вас нехватка информации о предках (образовалась лакуна в сведениях) - обыграйте это момент в худож. тексте. Обозначьте свою гипотезу по поводу недостающей информации - т.е. предложите читателю стать соучастником в поиске. М.б. описаны и сравнены между собой и несколько версий.
- Если кто-то из предков (однородцев, однофамильцев) поступил неблаговидно (по имеющемся документам) - не расстраивайтесь: у Вас как у писателя есть шансы его реабилитировать в глазах потомков - предложите свои версии: 1) был оклеветан; 2) все описанное в документах - правда, но человек раскаялся, замоли грех, попросил прощение и пр.
Сложный, противоречивый характер, вообще говоря, находка для писателя. Но! Как посмотрят на это другие родственники? Только если Вы действительно не станете презирать "падшего", а попытаетесь его понять и, даже, м.б., простить - Вас поймут.
- Если эпоха далека от Вас, нравы ее малоизвестны, воспользуйтесь формулой А.С. Пушкина "В предполагаемых обстоятельствах истина страстей для всех обязательна и неотменима". Идите от деталей, задумывайтесь, воображайте, фантазируйте, переносите на себя.
Пример. Ваш родственник, стрелецкий полковник, едет "брать" кн. Хованского (с двумя капитанами и десятками солдат). Осень. Что он видит в Москве того времени? О чем думает? Как спланировал операцию? О чем подумал, увидев кн. Х? Тот не оказал сопротивления. Почему? Был ли он главным в "Хованщине"? А, м.б., главной пружиной был "серый кардинал", гениальный интриган - думный дъяк Федор Шакловитый? (Очень у него интересная биография - можно найти в инете.)
Следующий заход. Ваш родственник - валдаш (новгородец), т.е. спокойный и мечтательный человек (постоянно пребывающий в грезах, в альфа-ритме). Так и едет он на лошади (при этом все подмечая боковым зрением). Не поразит ли это кн. Х.? Вместо злого любопытства к его персоне, насмешек и жестокостей от стражи - непоказное равнодушие; словно История тебя уже отбросила за ненадобностью, и время пошло мимо, в неизвестность, в будущее, в другую Россию (к Петровским реформам, о чем еще не подозревает сам Петр), а ты... ты - отработанный материал. Похуже пыток палача.
И тут Вы можете выйти на обобщение: кончается старая Русь, начинается Новое время. И начинается оно (по крайней мере для Вас, а если вы напишете убедительно - то и для Ваших читателей) с задумчивого валдаша, везущего сановитого пленника царю. (Хотя думы валдаша, подозреваю, с веками не меняются: дело, Бог, семья, товарищи, хозяйство, детки, любовь, природа... в произвольном порядке. Изредка мысль: "Зачем живу?". Все как у людей, только беспрестанно и в альфа-ритме).
Жду от учеников КОНКРЕТНЫХ вопросов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очередной прием

 

- ЭТО ЧТО, ПРИЕМ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВОЗОБНОВИЛСЯ ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ?
- МАМОНТ НЕПОНЯТЛИВЫЙ! ЭТО ПРО ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТОВ.
- А-А! ОПЯТЬ НАС УЧИТЬ БУДУТ, - /погасшим голосом/.
Сегодня мы поговорим не столько о литературных, сколько о психотерапевтических приемах. Один из них вы хорошо знаете – это «театр Личности», разные голоса Я, персонифицированные ради живости и многослойности текста.
- ЧТО?! МЫ НЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, НЕ РАБОТНИКИ-СКОМОРОХИ, А КАКИЕ-ТО ТАМ ПЕРСОНИФИКАЦИИ? Я ПРОТЕСТУЮ.
Прием этот оказался заразным потому, что помогает автору расковаться, выпустить наружу разные тенденции (не обязательно в нем присутствующие, скорее, предполагаемые в данном социуме). Первым этот прием подхватил (в личке ко мне) Gluk, потом начала так писать, если не ошибаюсь, Gutta57, а Максим Ремезов уже на форуме не побоялся заговорить этими голосами. Теперь четвертый человек воспользовался этим удобным приемом в посте.
- ЭТО ГДЕ Ж?
Я не сразу догадалась, что это за странный пост, но потом меня осенило, что отклик на мой текст в «Родине предков» Бибикова Валерия: «Оксана, ты нас учишь писать романы, но зачем здесь сразу весь роман выкладывать?. Читать столько много - тяжело, а потом надо сохранять интригу, т.е. "многосерийность печатания" использовать» может принадлежать скоморохам.
- НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ! МЫ СЕГО НЕ ПИСАЛИ. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТЫ НЕ УЧИШЬ ПИСАТЬ РОМАНЫ, А ТОЛЬКО ОСНОВЫ ХУДОЖ. ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА ДАЕШЬ.
- ДА УЖ! ТОТ, КТО ГОВОРИТ, ЧТО ОН УЧИТ ПИСАТЬ РОМАНЫ, - ПРОСТО ШАРЛАТАН!
Хорошо, а вы пофантазируйте, попробуйте представить это текст вот в таком виде:
«- ОКСАНА, ТЫ НАС УЧИШЬ ПИСАТЬ РОМАНЫ, НО ЗАЧЕМ СРАЗУ ВЕСЬ РОМАН ВЫКЛАДЫВАТЬ? - /Шиш, недовольно/.
- ЧИТАТЬ СТОЛЬКО МНОГО – ЧИЖАЛО! - /Мамонт, испуганно, жалуясь/.
- А ПОТОМ НАДО СОХРАНЯТЬ ИНТРИГУ, Т.Е. «МНОГОСЕРИЙНОСТЬ» ПЕЧАТАНИЯ, - /Попугай, объясняюще-помогающе-примиряюще/.
Все три характера налицо.
Значит, прием.
Правда, пока раздел "Приемы" GalinaS сюда не переместила, но я размещаю свои размышления про этот прием здесь еще и потому, что они - ответ на предыдущие посты в этом разделе. :)
- А НЕКОТОРЫЕ УЧЕНИЦЫ ПРОДОЛЖАЮТ ТЕБЕ В ЛИЧКУ ДОМ. ЗАДАНИЯ ПРИСЫЛАТЬ! ВОТ УЖ НЕ ОЖИДАЛИ.
Да, "Школу Литераторов", выходит, закрывать рано.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока напомню, обобщу те советы, которые я давала в письмах и в разных темах форума (не литературных).
* писать каждый день по 1 страничке для тренировки
* тренировать способности в сюжетосложении (драматизировать ту информацию, которая Вам идет в руки)
* внимание к деталям - они важны
* альтернативность (развивать умение видеть много вариантов в развитии сюжета, в построении Вашего труда)
* чувствовать адресата - т.е. Ваших будущих читателей (их запросы, уровень осведомленности в данном вопросе и т.п.)
* не бояться писать!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования