Перейти к контенту
iii

Хочется поделиться...

Рекомендуемые сообщения

В этой теме возможно помещать самую разную информацию, которой хочется поделиться...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А мне честно говоря ТАКИЕ прожекты даже обсуждать не хочется. Остальные проблемы у них все уже решены...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

iii пишет: "Министр МВД не исключает возможности введения регистрации в ГАИ и установки номерных знаков на велосипедах. На очереди, пожалуй, пешеходы…"
А пешеходам номер на руке выгравировать будут?
- МИКРОЧИП С НОМЕРОМ В МОЗГ ВСТАВЯТ, ЧТО ЛИ НЕ ПОНЯТНО?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.yabloko.ru/Press/Docs/2008/0825_vishn.html

 

bv_1_sr.jpgВышла в свет новая книга Бориса Вишневского,
одного из любимых моих журналистов.

25 июля 2008 года


В петербургском издательстве «Полярная звезда» вышла новая книга известного публициста и политолога, обозревателя «Новой газеты», лауреата премии Союза журналистов России, члена бюро партии «Яблоко» Бориса ВИШНЕВСКОГО «Бывали хуже времена».
Это – уже пятая книга автора. Ранее выходили книги «Яблоко» в Петербурге» (1999), «Российская элита: психологические портреты» (в соавторстве с Олегом Давыдовым и Викторией Работновой, 2000), «Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда» (2003), «К демократии и обратно» (2004).
В новую книгу вошли избранные статьи автора 2004-2008 годов, посвященные наиболее значимым событиям в российской и петербургской политике. Отдельный раздел книги составили интервью с Борисом Стругацким, опубликованные после выхода книги «Двойная звезда». Подавляющее большинство включенных в книгу статей были опубликованы в «Новой газете».

 


http://www.yabloko.ru/Press/Docs/2008/0825_vishn.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

180px-Saharov.jpg

 

Сегодня получила информацию: "Сто рублей на спасение Музея Сахарова!!!"

 


Уважаемые коллеги и друзья!

 

Пересылаю без комментариев. Многие, вероятно, знают и без меня.

 

Внимание! Образец квитанции с уже обозначенными реквизитами можно распечатать из:
http://www.sakharov-center.ru/museum/official/kvitancia.htm

 


***

 

-------- Пересылаемое сообщение --------
25.07.08, 10:15, Движение "За права человека" :

 


Уважаемые друзья и коллеги!
Мы обращаемся к Вам, поскольку Ваши электронные адреса Вы дали, подписывая правозащитные обращения. Мы очень извиняемся за беспокойство. Но повод для нашего обращения - достаточно серьезен.

 

Началась массовая кампания -
ХОТЯ БЫ СТО РУБЛЕЙ НА СПАСЕНИЕ МУЗЕЯ САХАРОВА

 

Мы прилагаем обращение к обществу и платежные реквизиты.
Еще раз просим прощения, заранее благодарны.
С уважением, Лев Пономарев (Движение "За права человека")

 

***

 

Мы обращаемся к гражданскому обществу России —
СЕГОДНЯ МУЗЕЮ И ЦЕНТРУ ИМЕНИ АНДРЕЯ САХАРОВА НУЖНА НАША И ВАША БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, ИНАЧЕ ОН НЕ ВЫЖИВЕТ! Для продолжения работы Музею нужны пожертвования в сумме 350 тысяч рублей каждый месяц. Это не такая большая сумма, ее можно
собрать в России. Если не будет этих пожертвований, то с 6 августа, администрация должна уволить почти всю команду Музея из-за отсутствия средств на зарплату (сотрудники Музея уже предупреждены об этом). Без сотрудников Музей и центр имени Сахарова превратится из замечательного учреждения культуры и активного общественного института в мертвое хранилище собранных коллекций и
книг, в офис и, в лучшем случае, в площадку для проведения собраний.

 

Давайте поможем Музею имени Сахарова и создадим «Клуб друзей Музея и центра имени Андрея Сахарова».

 

Пожертвования следует посылать с пометкой — «благотворительная помощь на уставную деятельность Фонда Андрея Сахарова»на расчетный счет Фонда Андрея Сахарова указанный на сайте. Имена тех жертвователей, кто не возражает против этого будут
перечислены на сайте Музея.
Гарри Каспаров, Борис Немцов, Лев Пономарев

 


Общая информация
Миссия Музея и общественного центра заключается в содействии сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима и упрочении в современной России ценностей открытого, демократического общества и государства, которые разделял и отстаивал Андрей Сахаров, - интеллектуальная и политическая свобода, уважение к
человеческой личности, гражданская ответственность, соблюдение конституционных и обеспечение социально-экономических прав человека, информационная открытость гражданского общества и государства.

 


Музей и общественый центр осуществляют экспозиционную, просветительскую, исследовательскую, издательскую и общественную деятельность по трем направлениям: "Тоталитарное прошлое", "Условия свободы - современные проблемы России", "Жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова".

 

Совет музея и общественного центра:

 


* Шабад А.Е., председатель Совета музея

 

* Самодуров Ю.В., директор музея

 

* Бажанов Л.А.

 

* Болотовский Б.М.

 

* Боннэр Е.Г.

 

* Ганнушкина С.А.

 

* Дубин Б.В.

 

* Келдыш Л.В.

 

* Ковалев С.А.

 

* Лавут А.П.

 

* Литинский Л.Б.

 

* Пономарев Л.А.

 

* Пумпянский А.Б.

 

* Рыбаков Ю.А.

 

* Рыжов Ю.А.

 

* Файнберг В.Я.

 

* Шендерович В.А.

Платежные реквизиты Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова(Фонда Андрея Сахарова):
(на этот счет следует также перечислять пожертвования на поддержку Музея и центра имени Андрея Сахарова)

 

Сокращенное наименование организацииМОО «Фонд Андрея Сахарова - общественная комиссия по сохранению
наследия академика Сахарова»ИНН 7709051150 Наименование банкаСбербанк России ОАО г.Москва Лефортовское ОСБ № 6901
г.МоскваБИК044525225Расчетный счет40703810738120100679Корресп.счет30101810400000000225Квитанция для пожертвованийhttp://www.sakharov-center.ru/museum/official/kvitancia.htm

 

NameAndrei Sakharov FoundationAccount detailsSBERBANK, S.W.I.F.T. SABR RU MM, Lefortovskoye Branch 6901, Moscow,
RussiaAccount number40703840938120200679
Распечатать платежные реквизиты >
> >

 

-------- Завершение пересылаемого сообщения --------

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

:) :) :)

 

Депутат Заксобрания Красноярского края Валентина Бибикова не поддерживает предложение министра внутренних дел России Рашида Нургалиева о создании регистрационных номеров для велосипедов.
«Можно все сделать. В нашей стране уже ввели идентификационные номера на каждого гражданина. У нас, возможно, каждой корове и собаке будет введен чип. Но разве после этого уменьшается количество преступлений и ДТП? Понятно, что от наличия номеров на велосипедах это не зависит. Я не вижу причин для такой озабоченности министра. Необходимо упорядочить места для парковок для велосипедов. У нас опасно ездить на велосипеде!», - заявила Бибикова.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дорогие форумчане!
Я поддерживаю добрые отношения с представителями близкого нам всем по тематике сайта военно-исторических игр «Ахтырские гусары» http://www.gusa.ru/
(один из моих родственников – Филипп Петрович Вайтенс служил в гусарском Ахтырском полку)

 

a_01.jpg


С разрешения автора, отвечающего на мои вопросы, помещаю кусочек нашей переписки. Мне кажется, что это может быть интересно не только мне…

 

• От кого:Ирина Михайловна Яковлева
• Кому:KVB
• Дата:Sat, 23 Aug 2008 22:52:06 +0400
• Тема:RE: ахтырцы

 

Дорогие друзья! Здравствуйте!
С большим удовольствием рассматривала Ваши фотографии... Всё очень интересно! Расскажите мне пожалуйста, как Вам удаётся свою материальную базу поддерживать? На какие средства?
Такие у Вас костюмы красивые! А лошади! и аммуниция... Мы вот для заповедника в своё время сёдла покупали кавалерийские... Большие деньги стоили. (не помню уж правда сколько именно). Как всё это поддерживать?
Ну ладно, костюмы... А ведь лошадка-то каждый день кушать хочет. И заниматься с ней надо систематически... Как вы это делаете? Где живут ваши кони? Кто ими занимается? Если можно, пожалуйста, расскажите мне...
Я никому не скажу, если это секрет... как вам удаётся перебрасывать всё это по разным местам? Это ведь не просто... И расскажите сколько вас...
Очень всё это интересно...

 

С большим уважением,
ИМЯ (vgd, СВРТ)

 

******************************************

 

• От кого:KVB
• Кому:Ирина Михайловна Яковлева
• Дата: 24 Aug 2008 12:52:06 +0400
• Тема:RE: ахтырцы

 


Все очень просто: амуницию, мундиры, поездки куда-либо, включая Бородино - главное событие реконстуркторского года, все делаем на свои деньги.
Бывает компенсация за лошадей и иногда за дорожные расходы. Как правило, все расходы (питание, расселение, лашади) берет на себя приглашающая сторона. Летом живем на биваках, в палатках, а осенью-зимой (если бывают такие поездки), в пансионатах, в спортзалах, в казармах военных институтов, т.е. в отапливаемых помещениях. Лошадок у нас своих нет, на Бородино берем в аренду. Сейчас очень много конюшен, и их хозяева готовы предоставлять лошадей, правда, цены у всех разные, но в среднем аренда лошади на два дня бородинской
баталии стоит 5-6 тыс.руб. Вообще на баталии лошадей привозят в коневозках.
Ахтырцы ездят на занятия по выездке на конюшню в Здехово, это недалеко от нашего города Щелково. Занятия можете увидеть на этих фотках:
http://www.gusa.ru/Album14/
У некоторых реконструкторов есть собственные лошади. Так они ездят к своим питомцам каждые выходные, а в будние дни за лошадью присматривает конюх, и все это стоит денег, конечно. В общем, каждый устраивается как может.
Это наше хобби. Все клубы военно-исторической реконструкции - общественные организации. Никакой коммерции. Многие клубы входят в Международную военно-историческую ассоциацию, либо в объединение клубов, кто-то не входит ни в какие ассоциации. Каждый клуб достаточно самостоятелен. Сейчас мы все готовимся в поездке на Бородино. Это святое. Приедем, поставим палатки, ребята будут репетировать, маневрировать, а 7 сентября сойдемся с "французами" на Поле чести. Есть же ребята, которые изучают историю Великой Армии Наполеона. Надо сказать, что теперь стало много сражений местного значение, так сказать, которые проходят в разных городах, вызывая большой интерес у жителей - наших зрителей. Например, уже 6 лет подряд мы с удовольствием ездим в подмосковный город Павловский Посад, к нашим соседям - павлоградским гусарам.
http://www.gusa.ru/Album16/
Раньше подобных мероприятий было меньше и традиционно это было: Бородино, Малоярославец, Вязьма, Березина, Аустерлиц (Чехия), Булонь (Франция), Ватерлоо (Бельгия).
Прошлый год был юбилейный - 200 лет польской компании (сражения при Прейсиш-Эйлау, Фридланде). Классные были поездки: http://www.gusa.ru/Album20/
А еще предлагаю посмотреть у нас на сайте интересный альбом, его когда-то составил знакомый фотограф, который проехал с нами несколько мест сражений.
Альбом интересен тем, что в нем можно увидеть реконструкторов из разных городов, представляющих как русскую, так и французскую армии. http://www.gusa.ru/Album11/
Ну а кто мы, сколько нас и как все начиналась, Вы можете узнать, посмотрев вот эти ссылки:
http://www.gusa.ru/about.html
http://www.gusa.ru/sost_kl.html
http://www.gusa.ru/vir.html
http://www.gusa.ru/photos1.html

В октябре готовиться поездка в Лейпциг. 195 лет Битве народов. Хочется поехать. Вот так и живем: от поездки до поездки.
Сама я в седле не сижу, в сражениях не участвую. Моя задача - поддерживать гусар на походе. Поесть-попить приготовить, с корзинкой провианта выйти на поле, покормить, дать воды испить. Вот так и стоим в сторонке, на краю поля, ждем своих гусар, драгун... Есть барышни в седле, с саблей на голо, но мы не из их числа. Много девчонок артиллеристок.
Что их привлекает в столь жарком деле - не знаю. И вообще реконструкций очень много: Великая Война, 1941, Вьетнам, Пау-Вау. А я еще бываю здесь, это рядом с Бородино, но тема другая - крестьянский и солдатский быт:
http://www.doronino.memorandum.ru/

Вот теперь, кажется, все :))
С уважением,
Вера.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня в архиве познакомилась с военым краеведом Никольским. Он публиковался в Нижегородской старине. У него есть большая база по Крымской войне, Русско-японской, 1 мировой, гражданской и Великой отечественной войне.
Сейчас живет в Севастополе, занимается восстановление погибших в обороне Севастополя. Нашел информацию о 400 нижегородцах там погибших. В том числе одного Героя Советского Союза. Причем информации о нем в Нижнем Новгороде нет. Числится как пропавший без вести. По возвращению в Севастополь, пообещал всю информацию переслать нам

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нас пригласили выступить в последнюю среду на краеведческом кружке в областной библиотеке с темой "деятельность СВРТ"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я это и собираюсь делать. Правда они пока не сказали нам насчет присутствия там компьютера

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что-то пошла у нас полоса приглашений. 2 октября будет российская конференция в музее Добролюбова на тему "Семейные ценности в музейных экспозициях" Областной департамент предложил нам выступить( предложение опять поступило через НГОДБ) Так что мы решили с Анжелой, что будет выступать она

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто-нибудь вчера видел прямую трансляцию Евгения Онегина из Парижа. Труппа Большого театра. Ленский пел свою знаменитую арию в полушубке времен ВоВ и в норковой ушанке. Это что такое? Может я что-то не понимаю?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Татьяна! Галина Вишневская была в шоке от этой постановки Большого театра. А французы (самой постановки я не видела, а видела вчера сюжет по телеку про парижскую премьеру) - в бешеном восторге. Это "осовременивание".
В Мариинке у Гергиева видела "Чародейку" П.И. Чайковского. Сидела - похвастаюсь! - в первом ряду партера и... не могла смотреть на сцену, только слушала божественную музыку. Ибо на сцене был бордель 80-х гг. XIX века.
Буквально-с. А опера про Русь, про, кажется, XVI век. :) А еще титры на английском бегали - я иногда читала и хохотала. Единственное, что тогда утешило - замечательные мальчики в оркестре: они мне понимающе и грустно улыбались (самим было тошно от такой вивисекции). Но музыка, но ее исполнение!
А итальянцы (в отличие от всего остального мира) не дают свои оперы осовременивать - берегут культурное наследие. Уважаю.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мое впечатление от Мариинки сейчас: скандальные иностранки в буфете в антракте, прыгающий грузный иностранец от восторга (балет) и кругом иностранная речь. Вероятно, каковы запросы у иностранной публики, то им и показывают. Была в Университете на встрече с Гергиевым. Он говорил, в частности, что уговоривает всегда музыкантов не ехать за границу, чтобы играть там в заштатных городских оркестрах. Когда Гергиев приезжает с гастролями, по его словам, они ходят за ним с рекомендациями, чтобы он им подписал.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Андрей Николаевич Алексеев, новую статью которого я предлагаю Вашему вниманию, мой родственник.
Но дело, разумеется, не в этом. Статья его - статья высокопрофессионального социолога - на нашу тему.

 

А. Н. Алексеев

 

ПАМЯТЬ СЕМЕЙНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ:


ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И РАЗРЫВЫ
(гипотеза о влиянии семейной памяти на мировосприятие)



Современные исследования массового сознания все чаще сталкиваются с чрезвычайной дезинформированностью представителей младших поколений относительно действительной истории нашей страны, а не той, что предъявляется в учебниках. Осведомленности личностно-биографической, понятно, здесь быть не может. Это было... “давно”, и, скажем, политические репрессии сталинизма предстают немногим “ближе”, чем казнь и ссылки декабристов. Что касается старших поколений, то здесь сплошь и рядом имеем дело с вытеснением из сознания неприятных воспоминаний, а остатки “книжного” знания вполне мифологичны. Средним же поколениям – вроде бы не до исторической памяти. Жизнь - сегодняшним днем, для кого - выживание, для кого - завоевание нового жизненного пространства.
Из всех источников знания о прошлом решающим для большинства оказывается не жизненный опыт, и не учебник истории, а - массовая коммуникация, причем, как правило, не в лучших ее образцах. Мы не столько помним, сколько знаем то, что следует «помнить», что отмерено рынком или идеологией (последняя все более претендует на приоритет).
Обратимся к таким, пока не имеющим строго терминологического статуса, понятиям, как семейная и историческая память. Носителем исторической памяти может быть общество в целом, социальный институт (наука, искусство, школа, СМИ...), социальная группа, в определенном смысле и индивид - в меру своей осведомленности о прошлом мира, страны, края, “малой родины”. Носителем семейной памяти могут быть только семья и индивид. И эта память локальна, относится к ближним, в лучшем случае - к дальним родственникам, к более или менее широкому семейному кругу, а также к предкам.
Семейная память в значительной мере непосредственна, в отличие от исторической памяти, которая многократно опосредована - как всей совокупностью исторических источников и наслаивающихся друг на друга интерпретаций, так и, в особенности, актуальными общественными представлениями (“господствующими мыслями эпохи”, пользуясь выражением К. Маркса). Историческая память человека может включать в себя и семейную, как существенное олицетворение первой. Семейная память всегда пересекается, как-то переплетается с исторической, поскольку не существует истории семьи вне истории общества.
Теперь зададимся вопросом: каков механизм взаимопроникновения исторической и семейной памяти, и от чего это взаимопроникновение зависит?
Чем больше масштаб исторического события или процесса, тем больше шансов, что это окажется отражено и в семейной памяти, и не только как “фон”, но и как непосредственный биографический фактор. Могут быть события всеобщие, затрагивающие практически каждую семью, и не только в качестве условия социализации или жизненного пути того или иного ее члена, но и как фактор жизни и смерти, можно сказать - судьбы. К таким историческим событиям (периодам) безусловно относится Отечественная война 1941-1945 гг., без которой не может обойтись ни одна семейная хроника, и ни один мемуар человека старшего поколения.
Есть события ключевые для того или иного поколения, иногда - не всего, а для определенной его части. Например, для большинства современников смерти Сталина (1953) и XX съезда (1956), эти два события входят не только в историческую, но и в семейную память. А вот, скажем, вторжение советских войск в Чехословакию (1968) входит в память не всех, а по преимуществу тех, кого сегодня принято называть шестидесятниками (для многих из них именно это событие явилось началом настоящего «идейного прозрения»).
Из сказанного выше ясно, что кроме исторической и семейной правомерно говорить еще об индивидуальной биографической памяти (в общем совпадающей с персональным жизненным опытом). Но она нас сейчас интересует меньше, как наиболее краткосрочная (ограниченная относительно узкими хронологическими и возрастными рамками) и заведомо непосредственная (в отличие от памяти семейной и исторической).
Попробуем применить высказанные общие соображения к памяти о массовых репрессиях 1930-40-х гг. Какое отображение это наше трагическое прошлое находит в семейной и исторической памяти разных поколений? На этот вопрос могла бы ответить социология. Но увы...
За всю историю новейшей российской социологии я не могу указать ни одного массового обследования (опроса), в котором среди прочих “объективных” характеристик, относящихся к условиям социализации личности, выяснялось: есть ли среди близких родственников респондента репрессированные, с учетом возраста опрашиваемого - в поколениях отцов, дедов, а для младших - в поколениях прадедов или даже прапрадедов. Разумеется, с дифференциацией по степени (близости) родства.
Замечу, что в принципе, такое обследование могло бы проводиться и заочно, по документальным источникам, будь то биографические справки или мемуары.
Известный нам (хоть все еще и не до конца, лишь в приблизительном исчислении массовости) исторический масштаб процесса таков, что можно достаточно уверенно предположить, что с 1917 по 1953 г. практически не было такого семейного клана (рода), который не был бы так или иначе затронут государственным террором (как, думается, немного было и таких, которые не потеряли кого-либо из своих членов на фронтах Великой отечественной).
Но есть различия в мере причастности и в мере актуальности. Скажем, для тех, кто родился в 1930-40-е гг.: а) потерявшие родителей (родителя), т. е. дети “врагов народа”; б) потерявшие близких родственников из поколения родителей (дядья, тетки); в) потерявшие близких родственников из поколения дедов; г) потерявшие относительно дальних родственников (двоюродное родство); и т. д.
Сам характер репрессии, естественно, подлежит различению - от расстрела до ГУЛАГа, и от официального поражения в избирательных правах до не афишируемых ущемлений и ограничений (например, “проживавшие на оккупированной территории”, “пятый пункт” в паспорте и т. д.). Можно было бы вырисовывать целые генеалогические деревья с обрубленными или покалеченными ветвями.
Следующий вопрос: в какой мере, в частности, государственный террор 1930-40-х гг. находит отображение в семейной памяти? Для многих ровесников автора этих строк (1934 г. рожд.) репрессия в отношении кого-либо из родителей стала существеннейшим жизненным событием и обстоятельством жизненного пути. Потеря отца или матери, брата, сестры не могла пройти «мимо», она не только ощущалась, но и как-то осмыслялась - если не в отроческом, то в юношеском возрасте.
Но даже и здесь существенные различия - в информированности. Родители обычно предпочитали как можно меньше сообщать детям о судьбе родственников, не говоря уж о происходивших порой обрывах семейных связей. Молодой человек, когда приходила ему пора впервые заполнять какую-нибудь анкету, мог “с чистой совестью” отвечать отрицательно на соответствующие вопросы. Информация о репрессиях, так или иначе затронувших семью, могла достигнуть человека уже много лет спустя, если сам он не был их непосредственным свидетелем.
Таким образом, семейная память (передающаяся от поколения к поколению) часто оказывалась ущербной, выхолощенной, искажающей реальную картину. Историческая же память, формируемая институционально, оказывалась полностью оторванной от семейной.
Если до середины 50-х указанный разрыв семейной и исторической памяти был обусловлен во многом коллективным страхом, то позже восстановление этой связи, несмотря на возврат репрессированных родственников, на волны индивидуальных и массовых реабилитаций, не прекращавшиеся до начала 90-х гг., оказывалось затруднено уже просто неосведомленностью. Старшие, считавшие, что их детям “лишнего” знать не надо, дальше молчали иногда уже просто “по инерции”. А с их уходом и вообще ниточка семейной памяти обрывалась, эстафета памяти оставалась не переданной.
Историческая же память продолжала формироваться и видоизменяться, под влиянием текущих общественных событий, политической конъюнктуры и т. п. А урезанная семейная память как-то под нее, историческую, подстраивалась.
Не следует, однако, преувеличивать и полагать всеобщим истирание семейной памяти. Не имея возможности соперничать с личными жизненными впечатлениями и опытом, она в принципе остается важным фактором мировосприятия и идентификации. И в конкуренции с насаждаемой исторической памятью, семейная, если она все же есть, имеет шансы одержать верх.
И вот тогда возникает феномен существенной неоднородности исторической памяти (включающей в себя также и семейную, если не как часть, то как камертон). В зависимости от истории своей семьи, по крайней мере, в ближайших поколениях, человек формирует свое сознание и самосознание. И даже по прошествии многих лет отзвуки семейных травм (если говорить, в частности, о жертвах государственного террора) становятся фактором современной информированности и рефлексии об истории общества.
С учетом сказанного, хотелось бы поставить вопрос о включении проблематики соотношения семейной и исторической памяти в практику современных эмпирических социологических исследований. При изучении структуры и факторов формирования социального сознания и поведения (не исключая, кстати, политических пристрастий и электорального поведения) может оказаться значимым как блок собственно биографических переменных, так и блок характеристик истории семьи.
Во всяком случае, этот последний должен обладать определенной дифференцирующей, а может быть - и объяснительной силой при анализе современного состояния сознания в различных возрастных когортах. И там, где семейная память сохранена (сбережена...), она может оказаться ценностным ядром личностной интерпретации памяти исторической.
Можно выдвинуть, в частности, следующую гипотезу: мера адекватности личностных представлений об истории страны, в частности, о трагических ее страницах, существенно зависит от меры непосредственной причастности, от того, насколько репрессии коснулись членов семьи (рода), хотя бы и не в ближнем поколении. Проверка этой гипотезы вполне доступна для средств эмпирической социологии.
Автор этих строк имел случай ознакомиться с недавно вышедшим сборником работ победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников, под названием: «Как наших дедов забирали...» (М.: РОССПЭН, Междуна-родный Мемориал. 2007, 607 с.). Как указано в послесловии, за восемь лет существования конкурса в архиве Международного Мемориала собрано более 21 тысячи исторических работ; лучшие работы прошедших конкурсов опубликованы в девяти сборниках. Это масштабная и благороднейшая историко-культурная и воспитательно-просветительская работа.
Здесь не место для приветственной рецензии, которой этот труд несомненно заслуживает. Но мне хочется солидаризироваться с точкой зрения составителя и редактора этого сборника И. Щербаковой: “Память эффективнее всего передается через историю семьи и человеческую историю” (Указ соч., с. 598).
Генеалогическая, историко-биографическая, семейно-хроникальная деятельность оказывается эффективным инструментом “само-просвещения” и “само-воспитания” народа. Это особенно важно в свете современных исторических и общественных вызовов, в частности, угрозы возврата в тоталитарное прошлое, нарастающей тенденции подчинения исторических взглядов сиюминутным политическим и квази-политическим интересам, едва ли не насаждения социальной амнезии, в частности, в младших поколениях (вспомним нынешнюю кампанию переписывания школьных учебников истории).
Наш исторический опыт показывает, что историческую память можно исказить, переписать, подменить. Труднее это сделать с семейной памятью.

 

Декабрь 2007 - сентябрь 2008

 


Другие работы автора на эти темы

 

1. А. Н. Алексеев. Фамильная ценность и семейная память (к постановке вопроса) / Дом человека (экология социально-антропологических процессов). СПб.: Институт биологии и психологии человека, СПбГУ, 1998.

 

2. А. Н. Алексеев. Эстафета памяти. О ресурсах, нормах и эффектах автобиографического повествования // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2001, N 1
http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives...eev_memory.html

 

3. А. Н Алексеев. Письмо, дневник, автобиография: многообразие форм и сопряжение смыслов (теоретико-методологические заметки) // Телескоп. Журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007 № 4 http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives...ev_letters.html

4. А. Н. Алексеев. Биографический дискурс: акт общения, отображение реальности и изъявление себя (заметки об «эстафете памяти») / Право на имя. Биографика 20 века. Эпоха и личность: ракурсы исторического понимания. СПб.: НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург); ЕУ в СПб, 2008.

 

5. А. Н. Алексеев. Корни и ветви (XVIII – XXI век). Сетевая публикация (март 2007) - http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives...s/alekseev.html

 


-----------------------------

 

Алексеев Андрей Николаевич, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН.
E-mail: alexeev34@yandex.ru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хочу рассказать забавный генеалогический эпизод из последнего. На новой работе познакомился с одним человеком. Нашел на "Одноклассниках" его страничку. Посмотрел фотки. А через пару дней случайно заглянул в древнюю (1908 г. изд) книжицу, что есть у меня: "Третья ГосДума" с фотографиями. И обнаружил его фамилию. Посмотрел на фотографию и увидел почти полную копию сегодняшнего нового знакомого. Когда ему показал, он поведал, что из тех мест и были его предки...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не все читают мой дневник и поэтому хочу поделиться еще одной находкой
Вчера мне пришло еще сообщение
здравствуйте,у моей матери бабушка была Анна Ивановна Смирнова ,а ее отец Смирнов Иван Осипович вроде по рассказам матери был братом Смирновой Ольги Осиповны жены Селиванова Тимофей Дормитонтовича и у меня даже фотография есть где перед домом стоят люди ,а над домом вывеска "Торговый дом Селиванов Тимофей и сын закупка яиц".А также у матери дед был Андреев Борис из д. Мусирма,то есть муж Анны Ивановны.Он был репрессирован . Если кто про них знает напишите
Так вот этот мужчина троюродный брат моей бабушке Татьяны по линии ее отца, а по линии ее матери является моей бабушке троюродным племянником. Это правда я на вскидку вычислила.

 

Полный прикол

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера я стала родственницей по свойственной связи нашего главного клиента. Забавно и смешно

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я в выходные вернулся из Воронежа, смотрел документы по своим родственникам и родственникам двоюродного брата. Вчера перед разговором с Кубаткиным по поводу Тульской выставки просматривал материалы, кот. он привозил еще на Ярославскую выставку. Было среди них и Древо Поймановых, оказалось мой брат в родственниках, а я в свойственниках этих Поймановых.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

TatianaLGNN,
"родственница по свойственной связи" - это что-то новое...
Родственница или своячница - Вы уж определитесь... :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования