Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

По следам древних новгородцев
(Богородск и Балахна Нижегородской области)

 

День 1. Карету мне, карету!

 

Меня пригласили в нижний Новгород поучаствовать во Всероссийской научно-практической конференции сотрудников детских библиотек «Малый город – большая история».
- БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ НАЧАЛАСЬ УЖЕ В ПОЕЗДЕ: ТЫ ПРОСТЫЛА.
В Нижнем Новгороде резко похолодало, а в гостинице, естественно, горячей воды не оказалось. Я позавтракала и отправилась пешком на конференцию, в областную государственную детскую библиотеку.
- ПРОСЛАВИВШУЮСЯ ТЕМ, ЧТО ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ПРОХОДИЛА В ЕЕ СТЕНАХ.
После окончания первого рабочего дня конференции на всех повезли на автобусе в этнографический музей под открытым небом.
Было очень холодно. И очень здорово. Нас водили мимо деревянных строений разного назначения; мы почтительно их рассматривали и ощупывали. Потом нам пели народные нижегородские песни. Некоторые были аж с XVI века. Среди этих песен был салонный романс «Не для меня придет весна». Мы с экспертом ЮНЕСКО, Ириной Ильиничной Комаровой, дружно переглянулись: он звучал гораздо лучше, чем у Анастасии Вяльцевой! Это была заунывная душераздирающая песнь с исправленными и дополненными словами. Истинно нижегородская.
А потом сотрудники музея нам показали джигитовку. Я была без фотоаппарата; но рядом со мной стояла женщина, очень удачно снявшая на цифру лихие маневры кавалеристов. «Ой, пришлите мне фото!» - взмолилась я.
Фото шлют до сих пор.
Не дождавшись фотографий, я размещаю рассказ обо всех четырех днях пребывания в Нижегородской области.
И первый день мне понравился больше всего – именно из-за музея.
de549127cd72.jpg
(Я в группе директора Нижегородской государственной областной детской библиотеки Н.И. Бочкаревой, ее зама - Г.М. Пальгуевой и И.И. Комаровой, эксперта ЮНЕСКО.)
После джигитовки нас накормили, а потом повели в овраг, смотреть очередное деревянное зодчество. Там были старинные качели, высоко-высоко привязанные. Я не удержалась и села покачаться. О!
- ЭТО БЫЛО САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПУТЕШЕСТВИЯ В НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ.
А потом нас возили в каретах. Пока ждали кучера, мы запели стройными голосами про карету у церкви и про пышную свадьбу.
- ЭТО БЫЛО ВТОРОЕ САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
b0f76984dada.jpg
А потом, накатавшись в карете, мы поехали на автобусе назад, в гостиницу.
Было все также холодно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

День 2. Прямой эфир: выступление по епархиальному радио

 

Прежде чем выступить на радио, я выступила на конференции. Доклад мой (а, точнее, мастер-класс) был посвящен методике установочных занятий с младшими школьниками по генеалогии. (См. фото в разделе "Всероссийский конкурс". )
В это день перед библиотекарями выступал и директор областного архива. Он показался очень демократичным и прогрессивным. Может быть от того, что признавался в любви к библиотекарям. Вот его визитка.
98ef49a2909b.jpg
Мы с Комаровой не смогли дослушать все выступления и сбежали на радио.
- ВЫ ХОТЕЛИ НЕ СЛУШАТЬ, А ЧТОБ ВАС СЛУШАЛИ.
Да. По теме «Детское чтение».
Пока мы ждали начала прямого эфира, мы решили прогуляться. А поскольку радиостанция была епархиальной, помощник пресс-секретаря Нижегородской епархии любезно провела для нас экскурсию в соседнее здание – кафедральный собор.
Приложившись к чудотворным иконам, мы почувствовали себя прекрасно и вернулись на студию.
Передача прошла очень легко: мы с Ириной понимали друг друга с полуслова. Уже на улице она сказала, вскользь: «Я Вам подарками для победителей Всероссийского генеалогического конкурса помогу, книгами».
- ВОТ КАК ТЫ ЕЕ ОБАЯЛА!
А она – меня. Мне сразу захотелось в ее журнал «Мир Востока» послать рассказ.
- ПРО ПРЕДКОВ?
Про свойственника, Феодора Черного, канонизированного еще в XV веке. Он имел отношение к Востоку – к Орде, а, значит, подходил для этого журнала.
b7242b738085.jpg
Но потом Ирина протянула мне в подарок номер журнала, и я поняла, что перестраховалась! Номер был посвящен Ирландии.
- ДА ОНА же, ИРЛАНДИЯ, - ВОСТОК ОТНОСИТЕЛЬНО США.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

День 3: Богородск

 

Автобус привез нас в город недалеко от Нижнего – в Богородск. Мы поспешили в местную библиотеку. Кто кушать, а кто разглядывать книжные выставки. На витрине меня привлекли книги «шереметеведа» В.А. Капустиной:
Петр Васильевич Шереметев. – СПб, 2001. – 16 с.: ил.
Шереметев и А.С. Пушкин. – СПб, 2002. – 47 с.: ил.
Последние великие романтики. – СПб, 2003. – 59 с.: ил.
А также книга Н. Пчелина:
Терра инкогнита, или Человеческий фактор в истории (попытка краткого исторического справочника). – Нижний Новгород, 1997. – 55 с.: ил.
Последнюю фамилию мы запомним.
- ПОКА ТЫ КНИГИ ПЕРЕПИСЫВАЛА, ТАМ ВСЕ СЪЕЛИ!
- ОНА НА ДИЕТАХ… 
965390b39f90.jpg
(Гарри Поттер дошел и до Богородска.)

 

29 июня 2008 года городу Богородску исполнилось 85 лет. Но история его уходит в седую древность.
- ШТАМП!
Ага. Главный архитектор г. Богородска, Валентина Николаевна Кабатова, подробно рассказала нам на конференции об истории города и вообще этой местности, называемой Березополье.
15f3257b52df.jpg
(Вот как я внимательно слушаю и записываю В.Н. Кабатову.)
Местность, рассказывала она, славилась непроходимыми топями, а поселение возникло на большой дороге (на Павлов, Муром, Москву), которая изобиловала не только встречами с разбойниками (знаменитый Кудеяр-атаман построил здесь церковь во имя Богородицы), но и с великими людьми. По этой дороге проезжали Пушкин, декабристы и др.
Сюда Иван III сослал новгородцев, которые стали основоположниками будущего села Богородского. Некоторые улицы до сих пор носят новгородские названия: Гражанский конец и пр. Именно новгородцы принесли сюда кожевенный промысел, который благополучно существует до сих пор, ибо природно-климатические условия очень ему способствуют, и рядом – Макарьевская ярмарка (позже - Нижегородская).
Славится Богородск своим горшечным промыслом: в Дни города проходит традиционный уже фестиваль гончарного промысла и керамики «Город гончаров» (показательный обжиг керамики, конкурс на лучший богородский сувенир из глины, конные скачки на ипподроме и пр.).
- В СКАЧКАХ НЕ ПОУЧАСТВОВАЛИ, А СУВЕНИРОВ НАКУПИЛИ.
Богородское кому только не принадлежало! С 1612 года – Козьме Минину; владели им кн. Черкасские и гр. Шереметевы.
- СТОП-СТОП! НЕ ГРАФЬЯ, А ПРОСТО ШЕРЕМЕТЕВЫ! ПОЛЯНИНОВ УТОЧНИЛ, КОТОРЫЙ В БОГОРОДСКЕ СВОЮ РОДНЮ ИЩЕТ, ЧЕРЕЗ ГРАЧЕВУ.
Да, забегая вперед, приведу кусочек нашей с Вячеславом переписки по поводу богородской истории.
«Оксана! Вы попались на частое, но явное заблужденее. Богородским ГРАФЫ Шереметевы не владели. Из Шереметевых первым владельцем был Василий Сергеевич Шереметев, получивший Богородское в приданое при женитьбе на кн. Черкасской. Имени не знаю. Василий Сергеевич не принадлежал к графской ветви рода Шереметевых, что его несколько задевало. Он предпринял попытку установить степень родства с первым русским графом, сподвижником Петра I и выяснил, что родство между ними в тринадцатом колене. Кавалергард, кавалер, генерал, но не граф, это точно. А один из его сыновей, Петр, декабрист, сначала был сослан на Кавказ, отец выпросил ему прощение и отправил в Балахну. После смерти Василия Сергеевича Нижегородские имения достались старшему сыну Сергею, а Тамбовские младшему Петру. Средний сын к этому моменту был убит на дуэли. Петр умер рано и у него осталась малолетняя дочь Елизавета, в последствии вышедшая замуж за сына Волынского губернатора Бибикова.
Даже в РГАДА переписка Елизаветы Петровны хранится в фонде Шереметевых.
История с Богородском приблизительно такая - к кн.Черкасскому в плен попали казаки атамана Булавина (1715г ???). Он их поселил в Богородском. Среди пленных были раскольники, молокане, духоборы и т.д. В Богородском доходило до того, что местный священник уходил в раскол. Когда в приданое Богородское получил В.С.Шереметев, он пытался разрубить религиозный клубок путем выселения сектантов в другие места. Так около ста семей в 1796г. были переселены в Тамбовскую губернию. Часть из них, уже по решению Тамбовского Губернатора, принудительно была выселена на Кавказ, в район нынешнего Ордженикидзе.
(Переселение в Тамбовскую губернию и выселение на Кавказ имеют документальное подтверждение. Про булавинских казаков - только догадки и смутные намеки.)
Любые сведения, которые я присылаю и все, что есть на моем сайте - http://polyaninov.narod.ru/ можете использовать по своему усмотрению.
Есть еще один аспект в поиске по Богородску - расселялись в другие места в основном кожевенники. Аспект чисто экономический. Резкий рост числа жителей в середине 18в. привел к переизбытку рабочей силы. Кожевенники переселялись в места, где полностью отсутствовала кожевенная промышленность (про промышленность перебор, назовем переработка кожи). Так до переселения в Рассказово кожевенников из Богородского, село было чисто животноводческим. Переработка отсутствовала полностью. Скот своим ходом гонялся в Москву.
Высказываю свои мысли, не подтвержденные документами…
У Шереметева (владельца Богородского) и Архарова (владельца Рассказова) сложился консорциум. Шереметеву кожа, Архарову шерсть. Как только появляются кожевенники, Архаров тут же строит суконную фабрику. Переселенцы около двадцати лет живут в домах крестьян Архарова, снимают комнаты. В 1811г. Архаров продает часть пустующей земли Шереметевским крестьянам для строительства домов и кожевен.
…Это подворная роспись участников покупки земли у г-на Архарова в с. Рассказово в 1811 г. Крестьяне купили землю на собственные деньги, но на имя помещика В.С. Шереметева. Так появилась слобода Белая Поляна. В покупке участвовали 70 семей. Роспись разбита по тысячам рублей, внесенных на покупку денег и десятинам земли. К сожалению не все имена и фамилии удалость прочитать. Это второе поколение переселенцев из Богородского в Тамбовскую губ. (Источник ГАТО. Фонд. 26. Опись 1. Дело N 1727 Подворная роспись слободы Белая Поляна 1835 г.)
Поляна и была «белая», потому что в отличие от всех окружающих мест с жирным черноземом она была песчаная. И покупали собственно не землю, а место для строительства домов и кожевен и окружающий лес. Лес нужен был на дрова и на кору. Кора, деготь и зола использовались для выделки кожи. Еще нужно было много воды рядом. За землю в Белой Поляне после отмены крепостного права крестьяне судились с наследниками Шереметева и в конце концов дело выиграли.
Дармовое кожевенное сырье способствовало бурному развитию и обогащению.
Воспроизвожу письмо В.С.Шереметева от 1806г.

 

«Семену Григорьеву Полянинову село Рассказово.
Дошел до меня слух, что г-жа Солманова продает в Тамбовской губернии деревеньку с крестьянам. Поручаю тебе Семен Григорьев Полянинов эту деревеньку сторговать и на имеющиеся у тебя деньги купить.
<подпись>»

 

Это сколько же денег было у крестьянина, если куплена была деревенька в 34 двора и почти 150 крестьян?», - спрашивает В. Полянинов.
- ДА-ДА, СКОЛЬКО?
Но вернемся к докладу архитектора об истории Богородского. Село процветало. Крестьяне были богаты. Много было церквей разных стилей: готика, русская классика, русско-византийский стиль (доминанта города).
- ЕСЛИ МНОГО – ЗНАЧИТ, ДОМИНАНТЫ.
Историческая часть города сохранилась. Двухэтажные каменные дома, деревянная архитектура. Интересные ворота.
- А ШЕРЕМЕТЕВСКАЯ УСАДЬБА? ПАРК, ПРУД, ОРАНЖЕРЕЯ? РУКОТВОРНАЯ ГОРАС БЕСЕДКОЙ НАВЕРХУ, ГДЕ ПИЛИ ЧАЙ?
Богатые крестьяне-производители имели не только дом и флигель, но и специальные мастерские для выварки и выделки кож.
По количеству населения село (25 тысяч) опережало город Горбатов, к которому относилось.
- ТЫ ПРО ДРЕВНИХ НОВГОРОДЦЕВ ДАВАЙ!
Увы! Валентину Николаевну стали «заворачивать».
- В МЕСТНЫЕ КОЖИ?
На часы показывать: кончай, мол!
И она, завершив выступление, спешно покинула зал.
Я, швыряя стулья, ринулась за ней через весь зал.
- СКАЖИ ЕЩЕ, ПО НОГАМ БЕЖАЛА, КАК ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН В ТЕАТРЕ.
При чем здесь Евгений Онегин? Меня интересовали земляки-новгородцы. Я боялась, что Валентина Николаевна уйдет, и я не узнаю их фамилий. Никогда!
- УФ! ДОГНАЛА.
Вместе с подошедшей очень кстати директрисой историко-краеведческого музея г. Богородска она продиктовала мне фамилии земляков моих предков, судя по всему ремесленников: Александровы, Головастиковы, Желтовы, Зарубины, Кабатовы, Кукины, Лыткины, Марковы, Морковкины, Пчелины, Санкины, Сёмины, Хохловы.
Я пообещала, что буду искать их в Писцовых книгах Новгородской земли. Вдруг да встретятся. Вдруг да не всех Иван «вывел».
- ФАМИЛИЮ ПЧЕЛИН МЫ УЖЕ СЕГОДНЯ ВСТРЕЧАЛИ. В КНИГЕ НА ВЫСТАВКЕ.
Да, он еще стихи пишет (я заглянула в подаренный мне сборник стихов местных поэтов «Березополье» и нашла там две фамилии из «новгородского» списка: Пчелин и Лыткин). В стихотворении «Богородская земля» Николая Алексеевича Пчелина (зав. отделом «Богородской газеты») я встретила совершенно новгородские названия:
..Город древний, молодой
Перерос давно Крутушку.
Здесь центральной слободой
Проезжал когда-то Пушкин.
- А ТО!
Не перебивать!
…Пригорюнилась ветла
По-над озером Кабацким.
А зимой печаль светла
Над концом Горшечным Вадским.
- ЧТОЙ-ТО Я ПРО ОЗЕРО ВАЦА ВСПОМНИЛ. ПРО НАШЕ ПЕРСОНАЛЬНОЕ. ВАЛДАЙСКОЕ. «ОЗЕРО ВАЦА, ХОЧУ КУПАТЬСЯ!»
«Концы» - новгородское название частей города. Хотя директор краеведческого музея сказала, что и псковичей сюда тоже ссылали.
- А КРУТУША ОТКУДА?
- А ДОМА В ПИСЦОВЫХ КНИГАХ ПОСМОТРИМ.
Я стала спрашивать фамилии местных краеведов. Мне хором назвали Алексея Александровича Бондаря.
- НО ВСТРЕТИТЬСЯ С НИМ НЕ УДАЛОСЬ, ИБО АВТОБУС УЖЕ ВЕЗЛИ В ОРАНСКИЙ МУЖСКОЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ. В КУПЕЛЬ.
- «…ХОЧУ КУПАТЬСЯ!»
Многие приобщились к сей священно-оздоровительной процедуре. А мы не решились из-за простуды.
В монастыре была чудотворная икона Богоматери.
- КУДА ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОТЕРЯЛА! ЭХ, РАСТЯПА!
- ОБОЙДУТСЯ. ПРЕДСТАВЯТ.
Нас накормили ужином. И повезли в Нижний Новгород.
А в Нижнем Татьяна Грачева меня ждала с нетерпением. Ибо ей хотелось попасть на уличный концерт группы «Чайф».
Я шла скорым шагом по ее улице. Но не к дому, а к набережной.
- Оксана! – крик откуда-то сверху, сбоку, не пойму.
Наверное, из окна меня увидела и окликает.
Но я бежала к набережной. Крик несся за мной.
- Я на Волгу посмотреть! – объясняла я татьяниному крику.
Крик ничего не хотел знать. Я-таки обернулась. Татьяна Грачева неслась за мной.
Я бросила прощальный взгляд на Волгу-матушку и пошла покорно в квартиру.
Но меня утешил вид из окна на деревянный дом 1887 года выпуска. Жильцам которого Татьяна сначала проиграла в Европейском суде, а потом взяла их измором. Тяжба шла по поводу земли.
Татьяна побежала петь вместе с толпой «Какая боль, какая боль: Испания – Россия три – ноль!», а я легла спать.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

День 4: Балахна

 

В это день к поездке в райцентр ко мне присоединилась Татьяна Грачева. Были в местном историко-художественно-краеведческом музее (нас научили различать вологодские и балахнинские кружева, показали чучело страуса, старинные часы и пр.). Чучело страуса у Татьяны на фотоаппарате не получилось из-за того, что
- ЗАВОД У ЧАСОВ КОНЧИЛСЯ!
- ЦИФРА КОНЧИЛАСЬ. ПЕРЕЗАРЯДИТЬ НУЖНО БЫЛО.
Пока перезаряжали, страус улетел.
- ОН НЕ ЛЕТАЕТ! ОН БЕГАЕТ. БЫСТРО.
Это наша группа быстро села в автобус и поехала в церковь, к отцу Александру Соколову. Слушать его проповедь возле храма.
Он был похож на деда Мороза, поэтому (?) толпы прихожан его осаждали и осаждали. Я под напором экзальтированной толпы ретировалась из почетного второго ряда на лавочку. Уступила свое место, чем немало удивила местных.
Потом мы поехали в клуб, продолжать заседания. Позаседав и поев, сфотографировались на фоне Волги, забрались в автобус и покатили в Нижний.
Так день и прошел.
- Э, НЕТ, ДАВАЙ ПОПОДРОБНЕЕ! ПРО ДОКЛАДЫ.
Из докладов меня поразило то, что в Балахне тоже жили сосланные Иваном III новгородцы. Может, и предки Кузьмы Минина, знаменитого земляка балахнинцев, были новгородцами?
- ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ В ЕГО ХАРАКТЕРЕ.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Москве, по приезде

 

Из переписки с В. Поляниновым: «Из новгородских фамилий в Деревской пятине XVI века нашла только Александровых, Марковых и Лыткиных (Люткиных). Про последних скажу, что это фамилия с Софийской стороны, породнялись со знатными боярами, владели селами во многих пятинах Новгородской земли. Их действительно сослали (в XVI веке их бывшие имения сохранили старые названия, например, в честь б. владельца Павла Люткина - деревня Палкинская Люткина).
А вообще по Лыткиным много глупостей пишут в инете».
- ДАВАЙ СЮДА ЭТИ ГЛУПОСТИ!
Начнем ab ovo
- ОТ ЯИЦ, ЗНАЧИТЦА.
А яйцом у нас, как всегда, будет Новгород Великий.
Из книги Александра Григорова на сайте Genealogia.ru:
«Предположительные родственные связи бояр Овиных с другими новгородским фамилиями
7А Фамилии, происходящие от общего с Овиными корня.
Родственниками Овиных, в случае их происхождения их от Мишиничей, являются указанные в росписях (см. на вклейке): Коробовы, Казимировы, Нерадовы (Собакины), Памфиловы, Селезневы, Машковы (Лукьяновы), Бабкины, Слизины (Слузовы), Селезневы, Бровцыны, Люткины, Самсоновы, Борецкие».
- МАРФУ БОРЕЦКУЮ ПОМНИМ-С!
Из сайта РГД:
«Люткины , новгородцы, переселенные в конце XV в. в Нижний Новгород; Люткины, XVI в., Арзамас; Захарий, помещик, 1577 г., Казань; Федор Захарьев, убит в 1610 г. в Казани; Яков Филиппович, первая половина XVII в., Казань».
Еще сведения о происхождении фамилии:
«Тайны и истории фамилий: Лыткин
Лыткин - ЛЫДКИН ЛЫТАЕВ ЛЫТКИН
Фамилия связана со старинным русским словом лытка, обозначавшим ногу и ее части, глагол лытать - 'убегать, скитаться, отлынивать от дела'. Прозвище Лытка зафиксировано в Новгороде в 1478 г., неоднократно в писцовой книге г. Ярославля 1671 г.; вероятно, новгородцами оно и занесено в пермские земли, где к концу XIX в. нередка фамилия Лыткин. Всероссийская перепись 1897 г. документировала эту фамилию в Зауралье в формах Лыдкин и Лыткин (Юргинская вол. Ялуторовского у., Гаринская вол. Туринского у.// Тобол. архив, ф. 417, св. 214, 189) - это не ошибка писцов: в севернорусских говорах слово лыды - 'ноги' или 'длинные ноги' (по Далю - вост.-рус. и вологод.).(Н) См. также Лындин».
Итак, род Люткиных – Лудкиных- Люткиных – псковско-новгородский.
- КАК НАШ!
Поэтому странно читать такое на сыктывкарском сайте: «Если вы встретите людей по фамилии Лыткины, или Изъюровы, Каневы, или Рочевы («роч» по-коми – «русский») – корни этой семьи скорее всего надо искать в нашей земле».
Корни – новгородские, земли коми принадлежали в древности Новгороду Великому. Фамилии у людей коми появились не ранее XVIII века. 
Вот еще сведения: «Лытка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Михайлович Лытка Вельяминов, конец XVI в.; Степан Лыткин, таможенный голова, 1623 г., Псков; Лыткины, торговые люди, 1612 г., Ярославль
Лытка — бедро, голень, окорок»
- ТОРГОВЫЕ ЛЮДИ ПРОДАВАЛИ ОКОРОК?
- ПОПУГАЙ, ЗАМОЛЧИ, БУДЬ ТАК ЛЮБЕЗЕН!
В писцовых книгах Новгородской земли нашлось много Люткиных. Нашлась и деревня Крутуша, где они тоже жили (Павел Люткин, вотчинник, в честь которого назвали дер. Палкинская Людкина). Возле Демана городка.
- ЧТО ЗНАЧИТ «В ЧЕСТЬ»? ЕГО ДЕРЕВНЮ ИВАН III ЭКСПРОПРИИРОВАЛ, ЛЮТКИНЫХ В НИЖНИЙ НОВГОРОД СОСЛАЛ, А ВАЛДАШИ СОХРАНИЛИ В НАЗВАНИИ ДЕРЕВНИ ФАМИЛИЮ ВЛАДЕЛЬЦА.
- ТАМ ЖЕ И ОГИБАЛОВЫ В XV ВЕКЕ, ВО ВРЕМЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ НОВГОРОДА, ЖИЛИ; СОСЕДЯМИ С ЛЮТКИНЫМИ БЫЛИ, А, МОЖЕТ, И РОДИЧАМИ.
- ЧЕРЕЗ ВЕК ДЕРЕВНЯ ОГИБАЛОВА ЕСТЬ, НО САМИХ ОГИБАЛОВЫХ УЖЕ НЕТ, - /грустно/.
Согласно писцовым книгам (см. последнее издание под ред. К.В. Баранова, 4 том), в первой половине XVI века валдайские деревни Крутуша и Палкинская Людкина принадлежали одному владельцу – Неверу Григорьеву сыну Оничкову. (Т.е., конечно, Аничкову, если следовать не новгородскому написанию.)
Люткины, род потомков новгородских бояр Овиновых, широко расселился по земле Русской.
Про отдельных представителей рода читаем много интересного:
XVII век - «ЗАКАМСКИЕ ЗАСЕЧНЫЕ ЛИНИИ – ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ(АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ РЕГИОН ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVII – 1-Й ПОЛОВНЕ XVIII ВЕКОВ)
Р. Амирханов
Территория Юго-Востока Татарстана в прошлом находилась в сфере влияния Ногайской Орды. Более того, во времена Казанского ханства ногайское влияние распространялось до самой Казани.
…Падение Казани в октябре 1552 г, еще не означало покорения Казанского ханства и, тем более, Ногайской Орды. Вторая половина XVI в. прошла в непрерывных столкновениях, жестоких и кровопролитных сражениях между жителями Казанского ханства и войсками захватчиков. В те годы Россия не была способна организовать жесткие пограничные линии на своих границах: на востоке возводились только крепости, да и то лишь на правобережье Камы. В 1557 г. там было основано Лаишево. Посадские люди Лаишева сено косили за Камой только в те годы, "которого лета ногайские и крымские люди не приходят". В 1617 г. началось строительство острожка в монастырском сельце Мамадыш на Вятке для защиты от "ногайских людей".
В 1645 г. совместные силы татар и калмыков по Ику достигли вершины Зая. Русскими властями было предписано сотенному голове Андрею Люткину, проживающему вблизи Лаишева, идти со своей сотней за Каму в Ахтачинский острожек против этих калмыков и ногайцев. Этот случай является примером того, что еще до середины XVII в. военная власть царя действовала только на правом берегу Камы».
О другом Люткине:
«…ярославцы от литовских людей и их русских единомышленников «многия насильства и разорения терпели, а их окаянных добродетелию и дарами утоляли». В земские старосты в то время был избран один из лучших торговых людей Василий Люткин, который «берегучи град Ярославль от разорения и мирских людей жалеючи, многие свои животы за мир истощил…» Староста Василий Лыткин принадлежал к крупнейшему в Ярославле купеческому роду. Позднее он жертвовал крупные суммы на содержание второго ополчения». О том же еще: «Богатые купцы Никитовы, Лыткины, Дощенниковы передали Минину несколько тысяч рублей. Тогда начался более широкий сбор средств для ополчения». Или вот, уже цитированное ранее в другой теме форума:
«Грузинская икона Божией Матери. 4 сентября нов.ст./ 22 августа ст.ст.
Эта икона первоначально находилась в Грузии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Apxaнгельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась».
А вот парсуна – нет, уже портрет Люткина Василия Федоровича (? - после 1700), стольника, в Историческом музее (Москва) – 1697 года:
- ИСКУССТВОВЕДЫ СПОРЯТ – ЕЩЕ ПАРСУНА ИЛИ УЖЕ ПОРТРЕТ.
http://art.1september.ru/2004/03/no03_1.htm
- ВИДЕЛИ ЕГО В МУЗЕЕ!
Ну, и звонарь Люткин, для красоты
- СЛОГА.
- ЗВОНА!
«Колокольно–звонарское дело находилось под особым вниманием и опекой государственной и духовной власти в России. Ростовский митрополит Иона III Сысоевич, по завершении создания знаменитой ныне ростовской звонницы, учредил для исполнения колокольных звонов большой штат звонарей, достаточный не только для исполнения праздничных торжественных звонов, но и для подмены недостающих исполнителей. В приходо-расходной книге митрополичьего двора в записи, датированной 1691 годом, упомянуты восемь звонарей Ростовского Успенского собора – исполнителей, а возможно и создателей первых ростовских звонов «Ионинского» и «Георгиевского». Это Иван Иванов, Лев Иванов, Яков Шмаков, Киприан Савельев, Фирс Савельев, Алексей Люткин, Перфилий Викулов и Алексей Смирнов».
XVIII век - времена Елизаветы Петровны. Императрице пишет «бедный раб Бахадур-Шах Али-улы» (http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=536&section=0&heading=0), арестованный предводитель восстания. Письмо-прошение написано им в Москве в Тайной Конторе в 1756 году.
«Историю надо знать потому, что там много всегдашнего…»
- ЭТО ЧТО, БАХАДУР ПИШЕТ?
Нет, автор книги "Письмо Батырши Елизавете Петровне". — Уфа, 1993 Г.Б.Хусаинов. А Бахадур обращается, как положено: «Славной, державной, её величеству падишаху, покровительнице Русского государства, и прочая, и прочая, и прочая. Презренный (её) раб, утонувший в море мятежа, излагает и изъясняет, по каким причинам и (вследствие) каких пороков в Оренбургской губернии происходили бунтовщические и мятежные происшествия, возникшие через него, в таком виде:
Я, бедный раб Бахадур-Шах Али-улы, по получении образования около полутора лет прожил в Гайнинской волости, в ауле муллы Илшаха…
- ПОКОРОЧЕ, ТАМ, НЕЛЬЗЯ, А?
…После описанных выше подобных размышлений сказал я птице своей мысли: "Покружившись над равниной отчаяния и отвращения, ты увидела такие пути и такие стоянки: теперь покружись над равниной надежды и упования и расскажи обо всём, что увидишь". И опять начал я размышлять: Аксаков и Люткин в Уфимской крепости, Пётр Степанович в Челябинской крепости (П.Д.Аксаков — уфимский вице-губернатор (1740-1744), а Люткин — полковник, уфимский воевода, сменивший Аксакова после его удаления от должности. Пётр Степанович — по-видимому, П.С.Бахметов, в 1739 году поручик и комендант Челябинской крепости.) были начальниками с таким беспредельным великодушием, что из страха перед их справедливостью и отвагой все подвластные им злодеи в крепостях и уездах воздерживались от злодеяний и, удовлетворив без отказа и безотлагательно требования обиженных, просили о прощении».
- ПОНЯТНО, КАК НАДО ПИСАТЬ?
- «БЫСТРО, БЕЗ ЗАТРУДНЕНИЙ».
«Господин Президент, Вам достаточно только возглавить процесс, бескорыстно рожденный в народе… В заключение хочется добавить, что /неразборчиво/ готов включиться в любую, предложенную государством и полезную для общества программу, мобилизовав лучшие силы организации на благо развития нашей Родины.
С уважением <подпись>»
Ой, кажется, это опять не Бахадур пишет. Я, пардон, бумаги перепутала!
- НЕ МУДРЕНО - СТИЛЬ ПОХОЖ.
Эх, отменил вас Алексей Михайлович, драли вас веками как сидоровых коз, а живы, курилки, всё прыгаете!
- КАК ГОВОРИТСЯ, ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ!
Поехали дальше. В «Истории Пугачева» А.С. Пушкина упоминается дворовый человек бригадира Люткина.
Про Лыткиных тоже в Интернете информация есть. Но вот что симптоматично! Мощные генеалогические сайты и порталы (Петерген, РГД и др.) собирают сведения по Люткиным- Люткиным лишь по отдельным ветвям. (Так, А. Шумков ищет донскую ветвь). Род целиком никто не рассматривает. Что странно и обидно. Ведь как поучительно было бы проследить влияние новгородской психологии сосланных на новых соседей, на жизнь новой родины. Даже те скудные, отрывочные сведения, которые мы здесь привели, дают основания для размышлений и гипотез.
- НУ ДА, НЕ ПРОСТО КОЖЕВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НАЛАДИЛИ (А РАНЬШЕ ТАМ ТОЛЬКО РЫБУ ЛОВИЛИ, ДА СЕЯЛИ-ПАХАЛИ), НО И ВРЕДНЫЙ ДУХ СВОБОДОЛЮБИЯ ВНЕСЛИ: ШЕРЕМЕТЕВСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВ БАРИНА ЗАТЕЯЛИ И ВЫИГРАЛИ.
- ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ НЕЗАВИСИМЫМИ - КАК СОСЕДИ-НОВГОРОДЦЫ.
Верхушка Новгрода Великого, рассеянная по Руси, не потерялась. Красный стан Рязанского края; Богородск и Балахна Нижегородчины, Суздаль… Макс из Петербурга – потомок новгородских купцов, коварно сосланных Иваном на родину своих заклятых врагов (помните икону «Битва новгородцев с суздальцами»?). Но зов родины предков могуч: через 500 лет родители Макса вернулись в Новгород.
- А МЫ ХОТИМ НА ВАЛДАЙ!
Теперь о топонимике: и сельцо, и село Люткино имеются в инете – в Казанской губернии, в Бежецком уезде (Тверской обл.). Думаю, что и другие есть, просто не искала.
- НО ТЕПЕРЬ ТЫ ЛЮТКИНЫХ БУДЕШЬ ИМЕТЬ В ВИДУ?
Да, надо б написать в Богородск, поэту-потомку, – спросить, знает ли он, что от бояр Овиных происходит.
- А ЕСЛИ Б НЕ ОТ БОЯР, ТО НЕ НАПИСАЛА БЫ?
:P

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оксан! А у тебя промелькнули Зарубины. Я по одному клиенту ищу Зарубиных в Богородске. Правда они там практически не попадаются , а живут в Выболово, а ходят в церковь Успенскую, да Воскресенскую.( Ну вот меня занесло, конечно ходили)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Татьяна! Это вопрос про Зарубиных или констатация, что у меня промелькнули?
И твоя оговорка в настоящем времени - прелестна! Конечно, они все в вечности живут.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Увы! Все фамилии, которые мне продиктовали жительницы Богородска, я тут перечислила.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемая госпожа Кабачек !
ПРочитала Вашу статью о посещении г.Богородска Нижегроодской области и встретила там "свои" фамилии Александровы, Хохловы. Мои предки носили фамилию Александровы, причем девичья фамилия прабабушки была тоже Александрова. Они оба были родом из Богородска. В нашей семье сохранились фотографии. Самые первые Алесандровы, о которых есть сведения (фотографии, воспоминания) приблизительно 1830-1850 годов рождения.
Если у Вас есть сведения об Александровых- выходцах из Великого Новгорода, то очень хотелось бы их прочитать, может быть это наши ???
С уважением Михальская Татьяна г.Н.Новгород

 

PS мой адрес michalskaya@yandex.ru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Татьяна. Я сейчас постоянно смотрю Богородск. действительно Ваши фамилии там есть. По крайне мере в ревизии 1811 года Александровых встречала. И вообще по Богородску есть совершенно изумительная книга по 1920 году когда переписаны жители всего Богородска с адресами. Метрические книги по Богородску сохранились. Благодаря поискам Вячеслава Полянинова-почти все Поляниновы переписаны. Переписаны почти все Таланины. Если бы вот так кто бы еще занялся Богородском, так может сделали бы его родословную.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте Татьяна Львовна
Подскажите где можно посмотреть книгу по Богородску (1920). Меня интересуют Пчелины, Галины.
С уважением Ульянов Алексей

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алексей. Она находится в ЦАНО. Спросите у Овчинниковой номер дела. Она ее смотрела. Я просто не помню наизусть эти дела. Кстати кроме этого она смотрела там еще несколько интересных дел. Если бы у меня было бы время, я с удовольствием бы ее переписала всю. Но увы некогда.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Алексей. Она находится в ЦАНО. Спросите у Овчинниковой номер дела. Она ее смотрела. Я просто не помню наизусть эти дела. Кстати кроме этого она смотрела там еще несколько интересных дел. Если бы у меня было бы время, я с удовольствием бы ее переписала всю. Но увы некогда.

 

Подскажите кто такая Овчинникова
С уважением Ульянов Алексей

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Подскажите кто такая Овчинникова
С уважением Ульянов Алексей

 

AlexU, здравствуйте! Овчинникова Ольга, это собственно я ;)
Я смотрела дела по Богородску, некоторые оказались очень содержательными в плане генеалогии отдельных семей:
Фонд 2125 Исполком Богородского волостного совета, опись 1, дело № 95. Списки домовладельцев, подлежащих обложению налога, за 1921 год.
Фонд 2125, опись 1, дело № 72. Списки жителей г. Богородска от 16 до 50 лет, за 1920 год.
Фонд № 47, Горботавская уездная земкая управа, опись 244, дело № 259. Списки домохозяйств по Горбатовскому уезду за 1917-1919 гг.
Пчелины там есть. Если хотите, могу посмотреть.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
AlexU, здравствуйте! Овчинникова Ольга, это собственно я ;)
Я смотрела дела по Богородску, некоторые оказались очень содержательными в плане генеалогии отдельных семей:
Фонд 2125 Исполком Богородского волостного совета, опись 1, дело № 95. Списки домовладельцев, подлежащих обложению налога, за 1921 год.
Фонд 2125, опись 1, дело № 72. Списки жителей г. Богородска от 16 до 50 лет, за 1920 год.
Фонд № 47, Горботавская уездная земкая управа, опись 244, дело № 259. Списки домохозяйств по Горбатовскому уезду за 1917-1919 гг.
Пчелины там есть. Если хотите, могу посмотреть.

Большое спасибо, хочется самому. Жаль, что архив очень неудобно работает.
С уважением Ульянов Алексей

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
AlexU, здравствуйте! Овчинникова Ольга, это собственно я ;)
Если хотите, могу посмотреть.

А я то как хочу! Поляниновых, пожалуйста! Татьяне Львовне за сокрытие ценной информации большое спасибо! :rolleyes::P
Фонд 2125, опись 1, дело № 72. Списки жителей г. Богородска от 16 до 50 лет, за 1920 год.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Издеваешься? Я просто в тот момент не переписывала из этой книги. Ладно сегодня закажу заново ее. Не ругайся. Я Ольгу же не могла заставить переписывать все фамилии. Это был ее заказ. Закажу и буду ее переписывать всю в течении года:)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Издеваешься? Я просто в тот момент не переписывала из этой книги. Ладно сегодня закажу заново ее. Не ругайся. Я Ольгу же не могла заставить переписывать все фамилии. Это был ее заказ. Закажу и буду ее переписывать всю в течении года:)

Да нет, просто шучу...
Знаете же, что мне XVIII век интересней. Двадцатые годы оставим на закуску.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вячеслав, берите, пока дают. :)
Размещаю ссылку на мероприятие в июне с.г., которое послужило для меня толчком к открытию этой темы.
http://www.svclub.ru/?an=news300608
Про Александровых и Пчелиных напишу чуть позже, если позволите. Очень рада, что потомки новгородцев объявляются!
- ПОРА СОЗДАВАТЬ АССОЦИАЦИЮ ПОТОМКОВ ССЫЛЬНЫХ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА?
Года через три, м.б. :rolleyes: Когда совместно "накопаем" информацию.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересный факт оказался.
Сегодня позвонила мне Татьяна Михальская. Мы с ней говорили, говорили, а потом выяснилось, что учились мы в одной школе. Она на два года младше и она помнит меня. Когда я сходила на сайт одноклассников и посмотрела ее фотографию, то оказалось, что я ее помню тоже. Вообщем договорились встретиться- это раз. А второе договорили, что введем ее вкурс нашей выставки и конференции.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня смотрели с Татьяной ревизию по Богородску за 1858 год. Ох и любитель господин Шереметев переселять своих крестьян
Вот на 1857 год он переселил следующие фамилии
в Нижегородскую губернию Васильковский уезд с Юрино
Арясовы, Балакины,Бабенковы, Галины, Дунаевы, Жирковы, Зарубины,Зобнины, Захаровы, Кочетовы,Куклевы, Кукины,Лосевы, Красильниковы,Лыткины, Мигуновы,Марковы, Найденлвы, Овсянниковы, Полуехтовы,Плотниковы, Пчелины,Русиновы,Сыровы, Солдатовы, Рязановы, Сазановы.Смехотворовы, Саватьяновы,Тореевы, Тятины, Таланины, Кисловы, Смышляевы, Хохловы, Челышевы. Шпенковы, Шаровы, Яськовы,Трепановы, Головастиковы,Жулины, Калякины, Стешовы,Клепиковы, Гороховы, Шотины, Калешовы, Кабатовы, Полхины Скороспеловы, Александровы, Беловы. Белогускины.Зотины, Костины, Лавреновы. Мартюхины, Матовы, Сутырины, Саловы,Шапошнирковы, Сургутовы, Комисаровы, Шелепугины,Клепиковы. Котомины, Чичигины, Ремезовы.
В Оренбургскую губернию Уфимский уезд с Куровское в 1857
Емельяновы, Кручинины,Клепиковы, Калянины.Любимовы,Мигуновы, Мартюхины, Санькины,Тореевы
В Симбирскую губернию Ардатовский уезд Кусова в 1857
Козловы, Тумановы, Яковины, Полушкины,Сальниковы

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так это уже другой Шереметев, следующий. Так что не господин, а господа. Василий Сергеевич и Сергей Васильевич. Да и сестрица последнего в Тамбовской губернии тем же развлекалась! Наверное это гены!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так это уже другой Шереметев, следующий. Так что не господин, а господа. Василий Сергеевич и Сергей Васильевич. Да и сестрица последнего в Тамбовской губернии тем же развлекалась! Наверное это гены!

Позволю себе заметить, что подобным же образом поступали не только господа Шереметевы.
Вот господа Лазаревы в далеком 1826-м перевезли несколько крестьянских семей из своей Саратовской вотчины Арбузовки в село Кобызево Свияжского уезда Казанской губернии. В числе этих семей были три сына Матвея Иванова, умершаго в 1823 году.
Третий сын Ксенофонт Матвеев с женой Авдотьей и были моими прапра..., по линии Ксенофонтовых.
Может быть, то были и не развлечения вовсе, а финансово-хозяйственные нужды, как знать.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просто уж больно Шереметев большими партиями переселял. Средства позволяли видимо

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования