Перейти к публикации

Евреи Сибири


mod970
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Евреи появлялись в Сибири и до 19-го века, но единично и полностью растворялись в местном населении. А еврейские общины стали появляться только в первой четверти 19-го века.

 

Легально попасть в Сибирь евреи могли следующим образом:
1. Каторга и ссылка - с начала 19-го века
2. Организованное переселение - с 17 октября 1836 по 5 января 1837
3. Отставные солдаты и кантонисты - с 1867 года
4. Специалисты по рекомендации властей - 1870-1880 гг.
5. Лица с высшим образованием - до 1912 г.
6. Общественные раввины по специальному разрешению, т.к. своих учебных заведений по подготовке раввинов в Сибири не было.

 

Купцы 1-й гильдии не имели права проживания в Сибири, в отличие от всей европейской части РИ.

 

Основная масса была из ссыльных и отставных солдат, а также их потомков. Поскольку Сибирь не была отнесена к черте оседлости, то и с законностью пребывания в ней даже внуков ссыльных, т.е. у сибиряков 2-го поколения, бывали проблемы. Это зависело от постоянно менявшихся законов, в период действия которых рождались их родители. :blink:

 

По Переписи 1897 г. в Сибири было около 35 тысяч евреев, чуть более 0.5% от всех евреев РИ. Правда, в начале 20-го века и до 1917 года число их возросло по оценкам историков почти вдвое. Но тем не менее, во всей огромной Сибири с ДВ жило меньше евреев, чем в Москве или Петербурге. Но разделенные тысячами километров малые общины были хорошо вписаны в сибирские нормы жизни и сильно отличались от своих собратьев в черте оседлости и в европейской части.

 

:P

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Устав о паспортах» (1903 г.): «евреям приезд и водворение в Сибирь воспрещается, с ограничениями, указанными в Уставе о ссыльных». В приложении п. 11 указывалось, что в законе о запрещении водворения в Сибирь не сделаны исключения и для евреев, имеющих право на повсеместное жительство в Европейской России.

 

«Устав о ссыльных»: жены евреев могли следовать в Сибирь за ссылаемыми мужьями, если они того сами пожелают. Разрешалось брать в Сибирь мальчиков до 5 лет и девочек до 10 лет, незамужних же дочерей старше этого возраста, «если они сами изъявят согласие на это». При ссылке в Сибирь за преступления евреек, их мужья следовать за ними не могли.

 

Категории евреев, которые имели право на жительство в Сибири.

Лица с высшим образованием или учеными степенями,

врачи, аптекари, фельдшеры,

механики,

винокуры,

некоторые категории ремесленников и мастеров , при условии работы по специальности.

отставные нижние чины прежнего рекрутского набора,

дети кантонистов и «николаевские солдаты».

После русско-японской войны - её участники ,

а в период Первой мировой войны - беженцами из западных губерний

.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одной из проблем жизни сибирских евреев в 19-м веке была невозможность выполнить одну из главных заповедей иудаизма : "Плодиться и размножаться", т.к. резко не хватало невест-евреек.

 

"Многие ссыльные евреи были холостые, но им не разрешали жениться на русских женщинах без принятия православия. Девушек-евреек в сибирских городах было очень мало, и особые сваты специально ездили в черту оседлости и привозили оттуда невест. За них уплачивали свату огромные деньги, иногда до двухсот рублей и более — в зависимости от наружности невесты. В отчаянии каинские евреи стали просить, чтобы и им — по примеру прочих сибиряков — разрешили покупать привозимых из-за границы калмычек и жениться на них по еврейскому закону.

 

Сибирские власти дали лестный отзыв о трудолюбии и безукоризненном образе жизни местных евреев, которые не желают жениться "на девках другого закона" и потому "претерпевают всегдашние нужды в хозяйственном устройстве и истомление жизни от безнадежности иметь когда-либо жену".
И тогда в Петербурге постановили: "Евреи могут покупать или выменивать приводимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком". Перешедшие в еврейство жены-калмычки соблюдали законы еврейской веры, ходили в синагогу и мало чем отличались от прочих евреек." (взято с сайта: http://www.chassidus.ru/library/history/kandel/2_12.htm )

 

Вторая проблема больше касается наших поисков предков. В Сибири раввины были далеко не во всех городах, и чем дальше на восток, тем меньше было раввинов и синагог. Соответственно, и записи в иудейских метрических книгах делались только в городах с большими общинами. Особенно плохо обстоят дела с записями о рождении и смерти, т.к. в небольших местах они велись в неофициальных тетрадках.
Развод может быть совершен только раввином, соответственно, и запись о разводе обязательно вносилась в метрические книги. Как это ни странно, в Сибири евреи разводились довольно легко, и часто по переписке с раввином.

 

Но даже в крупных городах общественные раввины появились, в основном, после 1860-х гг. А до этого периода проследить геналогическую информацию можно только через обычные источники, о которых написано в специальной теме этого раздела.

 

Хочу только добавить, что Сибирь до 1882 г. была разделена на два генерал-губернаторства: Западной Сибири и Восточной Сибири. И каждое из них управлялось организациями под названиями: Главное Управление Западной Сибири ( в Государственном Архиве Омской Области) и Главное Управление Восточной Сибири (Государственный Архив Иркутской Области). В них отражались все решения об изменениях статуса сибирских евреев, изменения приписки между губерниями и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно, что евреи, составляя всего 1.5% от населения Сибири, играли настолько заметную роль в развитии сибирской торговли, что их вклад отмечается почти во всех книгах о Сибири 19-го века.
Я недавно скачала для господ забайкальских казаков 2 книги агронома Забайкальского округа 1895\6 гг. Так и там написано, что евреи не занимаются земледелием, но хорошо торгуют с\х продукцией. :P

 

Расстояния и трудноступность многих мест давали возможность любому смелому и инициативному человеку найти свою нишу. Основная масса евреев попадала в Сибирь как ссыльные или на поселение после каторги. Начинали с нуля, и первую помощь им оказывали единоверцы. По существу еврейская община играла роль социальной сети. Религиозная сторона жизни уступала прагматизму. Евреи Сибири находились в смешанном обществе, где помимо русских и православных, большое место занимали коренные сибирские жители, а также ссыльные со всех краев РИ. При этом, крестились немногие, и только в период после 1910 года процесс крещения стал более заметным.

 

Еврейское население Сибири было лишено права свободного передвижения по региону. Была установлена "новая черта оседлости" для еврейского населения края. «Каждый еврей, оказавшийся в Сибири, имел «свою черту» - место своего причисления. Вначале «черта» не выходила за пределы города или селения, потом была расширена сначала до волости, а позже до округа или уезда, являвшегося местом приписки каждого конкретного еврея. Отлучаться из своей «черты» евреи не могли, не имели права без специального на то разрешения. На срок не свыше недели его выдавали волостные управления или мещанские управы, на срок до шести недель – полицейские управления. В том случае, если просителю требовался больший срок, или он собирался отлучаться за пределы уезда, в котором состоял на причислении, разрешение давал губернатор», - пишет д.и.н. Л.В.Кальмина.

 

В 1907 году Правительствующий Сенат подтвердил, что «всем евреям без изъятия приезд и водворение в Сибири воспрещается».
22 мая 1907 года последовало Циркулярное распоряжение Министра внутренних дел о том, что в Сибири «могут быть оставлены…только те евреи, которые поселились в ней до 1 августа 1906 года, имеют семью и домообзаводство и не вызывают неудовольствия со стороны населения, среди которого проживают».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

При этом, крестились немногие, и только в период после 1910 года процесс крещения стал более заметным.

 

Любопытно. Принимая во внимание тот факт, что были они в основном людьми не особо верующими и довольно ассимилированными и отход от веры предков не был бы серьезной драмой, крещеных тем не менее было мало.
Т.е. получается, что сибирские евреи не были столь стеснены в своих действиях, что возникала необходимость креститься.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Любопытно. Принимая во внимание тот факт, что были они в основном людьми не особо верующими и довольно ассимилированными и отход от веры предков не был бы серьезной драмой, крещеных тем не менее было мало.
Т.е. получается, что сибирские евреи не были столь стеснены в своих действиях, что возникала необходимость креститься.

 

Исследователи считают, что они были не ассимилированными, а культурно вписанными. Т.е. члены общины држались вместе, помогали новоприбывшим, заботились о получении хотя бы минимального еврейского образования детьми, и до начала 20-го века презрительно относились к выкрестам. Кроме того, в 19-м веке ещё было живо первое поколение сибирских евреев, выросшее на традициях. А к началу 20-го века главную роль играли уже сибиряки 3-4-го поколений, для которых религия, действительно, не имела большого значения. Ну, и общая государственная тенденция по отношению к еврейству резко ужесточалась.

 

Законы империи требовали от новокрещенного жить отдельно от евреев. Но русское общество не принимало их как равноправных, а именно как выкрестов - второй-третий сорт, а еврейское прекращало свою социальную поддержку. Человек оставался один на один со своими проблемами. Это не стимулировало.

 

Потом, довольно высокая толерантность сибирского общества к иноверцам, тоже играла свою роль. В бытовом смысле евреи мало ощущали антисемитизм. Давление было со стороны государственных институтов, ну, и конкуренты пользовались иногда.

 

А кроме того, сибирские евреи отличались независимым характером, уверенностью в себе - это отмечали все ещё в то время. Они боролись с давлением властей юридическими методами, доходя до Сената.

 

Приведу типичную цитату из прошения купца 1-й гильдии Кауфмана Бляхера на имя губернатора Забайкальской области:
«Состоя иркутским 1-й гильдии купцом и имея беспрепятственное право проживания даже в столицах Москве и Санкт-Петербурге до шести месяцев ежегодно, я был удивлен 5 декабря 1897 года на указание мне как еврею немедленного выезда из Забайкалья и на сделанное мне одолжение 48 часов…При моем положении я имею возможность расходовать чуть ли не вдвое получаемого Вашим Превосходительством жалования. Вами же я опозорен, разжалован из первогильдейца, превращен в изгнанного жида, почему я должен буду взойти за объяснением в Сенат и к Министру финансов. Ваше Превосходительство, как утопающий за соломинку, так и я обращаюсь к Вашему Превосходительству, находя Вас высокочестным человеком, избавьте меня из пут юриспруденции, возвратите мне мое положение…Я при положении гонений евреев скорее дал бы себя расстрелять, чем принять христианство «для спокойствия»…
Ваш покорнейший изгнанник
Кауфман Бляхер».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, у тебя , наверное, есть эта инфа, но на всякий случай из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона

 

Томск

 

— губернский город. По переписи 1897 г. в Томском округе жителей свыше 275 тыс., евреев 3698; в том числе в Т. жит. более 50 тыс., евреев 3214. — До 1855 г. здесь находились евреи-солдаты, сыновья местных ссыльных, зачислявшиеся в кантонисты; находясь в кругу родных, они не составляли отдельной общины. В 1855 г. прибыла партия в 350 кантонистов, из которых незначительная часть осталась в еврействе. Кроме того, появились евреи в инвалидной, полицейской и пожарной командах. В 1865 г. насчитывалось в Т. более 50 солдат-евреев; оскорбленные тем, что в частном молитвенном доме с ними обходятся пренебрежительно, они устроили особую молельню, переведенную в 1872 г. в собственное здание. В Т. имеется (1910) евр. общественное училище с субботн. школой. — В 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, произошел евр. погром. — Ср. Г. Цам, "История возникновения в Томске Военно-молитвенной солдатской школы", Томск, 1909.

 

Раздел8.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чита

 

— окружный город Забайкальской области. По переписи 1897 г. жит. в округе около 140 тыс., среди них около 2 тыс. евреев, в том числе в Ч. жит. 11½ тыс., евреев 1200

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, у тебя , наверное, есть эта инфа, но на всякий случай из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона

 

Томск

 

— губернский город. ...
В 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, произошел евр. погром.

 

Спасибо, Лен. У меня не было Брокгауза и Эфрона.

 

Погром в Томске длился 3 дня, было несколько десятков погибших. Можно сказать, что до 1917 года это был крупнейший погром в Сибири.

 

А Чита оказалась единственным крупным сибирским городом, где ни разу не было ни одного погрома, в т.ч. и в период Гражданской войны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Делюсь наисвежайшим впечатлением.

 

Я зачем-то сделала поиск на слово Баргузин на иврите. :unsure: И вдруг выскочили статьи об экскурсиях для израильтян Иркутск - Баргузин - Улан-Удэ и пр. Я решила позвонить экскурсоводу. Оказалось, что он живет напротив моего дома! :o

 

Сегодня встретилась с ним из любопытства. История такова: он был представителем Еврейского агентства в Восточной Сибири в начале 90-х в Иркутске. Пока он там был какой-то израильский генерал - потомок баргузинско-читинского евреев, написал письмо и приехал искать корни. Так он попал в Баргузин, и вообще приобщился к поискам корней потомков забайкальских евреев.
Но он, конечно, как типичный экскурсовод мешает в один салат байки и подлинную историю, хотя знает много об истории еврейских общин Восточной Сибири и ДВ.
Возит туда группы израильских искателей родословной.

 

Я просто в шоке от этой встречи. Думаю, ещё много потомков читинских и баргузинских евреев под измененными ивритскими фамилиями ходят рядом. :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, здорово! Поздравляю! Надо же, какое совпадение! Вот и экскурсовод под рукой, осталось только билет купить:)( шютка:))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вчера получила копии переписки ГУВСа и Забайкальского Губернатора по моему прапрапрадеду Григорию (Гершу) Иоселевичу Бутлицкому. Он записался во временные купцы 2-й гильдии и просил принять его в купеческое сословие 1-й или 2-й гильдии.
По этому мелкому частному поводу состоялась оживленная переписка между самим Генерал-губернатором Восточной Сибири и просто Губернатором Забайкальской области, длилась она года 3-4. Окончательная резолюция Генерал-губернатора от 1871 г., скрепленная второй подписью Члена Совета ГУВСа, основана на разъяснении Министерства финансов, что
"в купечество могут записываться только те из ссыльных Евреев, которые поселились в Сибири до 15 мая 1837 года и перешли в городское состояние до 1840г."

 

Насколько мне известно из косвенных источников, позже ему всё-таки удалось записаться в купеческое сословие. Но точно я знаю только о его сыне, моем прапрадеде.

 

Известно, что на основании этого постановления Николая 1-го, даже в 20-м веке продолжали чинить неприятности внукам тех, кто попал в Сибирь после указанных сроков, даже и на законных основаниях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Случайно зашёл на сайт и вот решил внести свои пять копеек. Так получилось, что, занимаясь последние 13 лет тюменским краеведением, я не раз обращался к истории еврейской общины края. В январе 2009 г. даже вышел сборник моих статей с характерным названием "Еврейские сюжеты". Часть из них выложена на моём блоге http://www.liveinternet.ru/users/2807150/profile. Надеюсь, кому-то из генеалогов это поможет в дальнейших изысканиях...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Материалы по сибирским евреям в Архиве истории еврейского народа в Иерусалиме.

 

Название документа. Архив, в кот. он хранится, №№ фонда, описи, дела. № в каталоге АИЕН. Примечания.

 

О мерах по переселению евреев в Тобольскую губ.1836 г. ГАРФ 109 221(ВД) 60 (л. 30-36) RU 691

 

Переписка о мерах по пресечению переселения в Сибирь евреев 1837 г.
РГИА 560 1 1045 HM2\7945.6

 

Общие Правила о поселении евреев в Сибири 1885-1899
ГАРФ 102 76-а 282 HM2\9972.7

 

Статистические данные о синагогах и раввинах в Забайк. Губ. - 1908 г. (лист. 186) РГИА 821 10 1118 HM2\8277.1

 

Канцелярия Иркутского раввина -1934 г. ГАИО 417 1 1 CD52 Irk.417-Spisok в т.ч.Список прихожан синагоги за 1934

 

Канцелярия Иркутского раввина - 1912 г. ГАИО 417 1 2 CD53 (A-C) Irk.417-2-Metric
Выписки на основании метр. Книг, паспорта, списки нижних чинов в частях в Ирк. Губ., списки арестантов.
№9053 - список закл. в Ирк. Губ. тюрьме; №9045 - евреи 1бат.95Сиб.полка; №9048 - то же; №№9055-57 - списки арестантов; №№9062-66 - н.чины 26 Сиб.полка.

 

Канцелярия Иркутского раввина - 1913 г. ГАИО 417 1 3 CD54 (A-B) Irk.417-3-Metric

 

Канцелярия Иркутского раввина - 1917-... ГАИО 417 1 8 CD58.2 Irk.417-8-Metric

 


Переписка Департамента дух. дел МВД - по Сибири и Забайкалью - 1908г.
РГИА 821 8 179 HM2\7943.6
Списки еврейских общин: лл.61-69 - сёла Б. и М. Читканское (27.08.1909); лл. 112-114 - Турунаевский и Батуринский у-ды Селенгинской в-ти; лл.129-137 - Кабанск . Протоколы собраний с фамилиями: лл. 127-128 - Кабанск; л.47 - Мысовск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мои предки проживали в Красноярском крае. Дед ( Рудовский Давид Александрович ( по метрике его отец Хацкель) родом из п.Нижний Ингаш Красноярского края. Его дед(Тэвiя Исаев Рудовский) и бабушка (Злата Исаевна) похоронены в Канске Красноярского края.
В семье рассказывали, что мать моего деда якобы от имени горожан встречала хлебом-солью Николая 2, когда тот еще не был императором и через Сибирь возвращался из Японии в Петербург. Разве евреям в то время так было дозволено?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вполне. Евреи всегда старались показать свою лояльность власти. Шкловские евреи встречали Екатерину Вторую специально написанной одой.
Думаю, что этот факт( если это факт) свидетельствует о том, что Ваши предки занимали довольно высокое общественное положение.
Ищите местных краеведов. Проезд Николая 2 должен быть где-то описан в лит-ре.

 

Кстати, в Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции есть некто Рудовский Герш Тавиев, канский купец 2 г. по данным на 1905г.
http://books.google.com/books?ei=3d5cSq7RG...BA%D0%B8%D0%B9+

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Благодарю. Информация очень интересная по Рудовскому. Сам в обычном поиске по инету такого найти не мог.
Насчет положения в обществе, знаю, что предки были "подрядчиками" на строительстве Сибирской железной дороги и занимались извозом ( как я понимаю "ломовым", т.е. грузовым). На сохранившихся фотографиях вполне солидно одетые люди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мои предки проживали в Красноярском крае. Дед ( Рудовский Давид Александрович ( по метрике его отец Хацкель) родом из п.Нижний Ингаш Красноярского края. Его дед(Тэвiя Исаев Рудовский) и бабушка (Злата Исаевна) похоронены в Канске Красноярского края.
В семье рассказывали, что мать моего деда якобы от имени горожан встречала хлебом-солью Николая 2, когда тот еще не был императором и через Сибирь возвращался из Японии в Петербург. Разве евреям в то время так было дозволено?

Кажется, в Универсальной Библиотеке, видела книгу о поездке цесаревича Николая по Сибири. Поищите, м.б. там есть информация о его проезде через Канск. Ещё посмотрите в Томской б-ке сборники по Истории евреев Сибири и Дальнего Востока.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мои предки проживали в Красноярском крае. Дед ( Рудовский Давид Александрович ( по метрике его отец Хацкель) родом из п.Нижний Ингаш Красноярского края. Его дед(Тэвiя Исаев Рудовский) и бабушка (Злата Исаевна) похоронены в Канске Красноярского края.
В семье рассказывали, что мать моего деда якобы от имени горожан встречала хлебом-солью Николая 2, когда тот еще не был императором и через Сибирь возвращался из Японии в Петербург. Разве евреям в то время так было дозволено?

 

Может быть не от мени всех горожан, а вместе с другими людьмИ, как представители еврейской общины.
У нас есть документы, что евреи встречали царя в Костроме хлебом-солью в 1913 годы. После чего бли депортированы, правда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть не от мени всех горожан, а вместе с другими людьмИ, как представители еврейской общины.
У нас есть документы, что евреи встречали царя в Костроме хлебом-солью в 1913 годы. После чего бли депортированы, правда.

 


Как мне говорили, то просто как "самая красивая девушка города "

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я ищу предков со станции Мысовск ( Мысовая) по фамилии Сидерман и Ходес.  Я видел, что есть записи Переписка Департамента дух. дел МВД - по Сибири и Забайкалью - 1908г.
РГИА 821 8 179 HM2\7943.6
Списки еврейских общин: лл.61-69 - сёла Б. и М. Читканское (27.08.1909); лл. 112-114 - Турунаевский и Батуринский у-ды Селенгинской в-ти; лл.129-137 - Кабанск . Протоколы собраний с фамилиями: лл. 127-128 - Кабанск; л.47 - Мысовск

Где это можно найти в электронном виде, не находясь в России?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 07.10.2020 в 18:29, Маkc29 сказал:

Где это можно найти в электронном виде, не находясь в России?

Скорее всего нигде. Но можно написать запрос в архив или обратиться к частному исследователю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования