Вахрин Опубликовано: 21 марта 2024 Поделиться Опубликовано: 21 марта 2024 РОДОВЕДЕНИЕ -- КАК ПОИСК ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Сергей Вахрин, член Союза писателей России Тема дискуссионная, но очень важная. Надеюсь, что разговор получится... Давайте начнем с самого простого: без прошлого нет будущего. Современный человек, лишенный в силу объективных и субъективных обстоятельств, своих родовых связей с предками, по сути является социальным “табула раса” - человеком без прошлого или хуже -- “Иваном, не помнящим родства”. Конечно, в современных условиях, можно провести исследование по ДНК и определить какую-то общую линию собственного происхождения от некоего Адама. Исследования по ДНК позволит в какой-то степени определить и биолого-генетическую наследственность и связь (пусть и очень далекую) с некой древней культурой, в которой жил далекий предок. Возможно, именно эти данные могут стать отправной точкой для начала поиска своих родовых корней. Хотя они дают только некую отправную точку -- не более. Почему? Давайте просто посчитаем, сколько человек, из поколения в поколение, участвовало в той родовой цепочке итогом которой стало ваше собственное появление на свет. 1. Мама и папа. 2. Бабушка и дедушка со стороны отца, бабушка и дедушка со стороны матери. 3. Прабабушка и прадедушка бабушки со стороны отца, прабабушка и прадедушка дедушки со стороны отца, прабабушка и прадедушка бабушки со стороны матери, прадедушка и прабабушка дедушки со стороны матери. 4. И так далее... Если в цифрах, то 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096. Это только в 12-ти поколениях. То есть на фактор в одну единицу, определенную по ДНК -- то есть на безусловный биолого-генетический индивидуальный фундамент производят социо-культурное влияние от 2-х до 4096 человек только патриархов рода, не считая всех тех родственников, которые были братьми, сестрами, дядями, тетями, внучатыми дедушками и бабушками... Человек существует как личность только в социально-культурной среде. По ДНК он может быть отнесен к любой из групп самых древних народов и и народностей мира, но самоидентификация современного человека происходит совсем по другим параметрам и критериям -- по социо-культурным, которые и слагаются в результате не только биологического, но и социо-культурного НАСЛЕДОВАНИЯ, как патриархального (по родовой цепочке), так и общеисторического (в соответствии с социально-культурными критериями той эпохи, в которой жил тот или иной патриарх рода). И, таким образом, только познав ИСТОРИЮ своего рода, человек способен познать и собственную судьбу, как это громко, может быть, не звучит. Поэтому воспроизводство, как это часто бывает, прямой линии от “Адама к Исааку, от Исаака к Якову, от Якова к Иуде” безотносительно времени их появления на свет -- ровным счетом ничего не дает в поиске своего жизненного пути, самоидентификации, социальных и культурных ценностях. Это просто СХЕМА. И даже еще не родовой скелет -- так как в нем не хватает тех частей, тех костей, из которых этот скелет складывается. Не хватает: Во-первых, -- схемы женского участия в процессе воспроизводства жизни рода. Во-вторых, связей с конкретной эпохой проживания конкретных представителей рода. Но и восполнив все эти пробелы, мы получаем всего лишь только скелет. Оживить который может только ЖИВАЯ вода наших знаний и жизни и деятельности наших предков в ту или иную эпоху. Это самая трудная, но и самая ценная часть родовых исследований, которая и приоткрывает завесу жизненного пути рода и те традиционные культурные ценности, которые род наследовал из поколения в поколение, ценил, берег эти ценности, боролся за них. И, кстати, попутно скажем, что в родовой среде не всегда были “чистые” потомки -- появлялись и так называемые “незаконнорожденные”, являющиеся носителями уже другого генетического потенциала, но в родовой социально-культурной среде они приобретали все то же социально-культурное наследство, что и те, кто был рожден в результате законного брака. Поэтому значение последнего влияния в истории рода трудно переоценить -- это ПЕРВООСНОВА формирования человеческой личности, первооснова его осознания себя частью рода и народа, к которому принадлежит этот род. А в основе всей общечеловеческой культуры лежит язык, как средство общения, как концентрат человеческих знаний. Тот язык, который лег в основу создания человеческой личности, чаще всего и определяет фундаментальную связь этой личности, как с родом, так и с народом. Вот почему в основе сохранения КМНС -- коренных малочисленных народов -- должно быть закреплена ОБЯЗАННОСТЬ свято сохранять свой язык. Утрата родного языка -- это факт выхода данного человека из своей этнической среды по формуле: “Индеец вне племени -- просто гражданин Америки”. Жестко -- но справедливо и по отношению к сохранению уникального малочисленного коренного этноса в России, который стремительно (по объективным причинам) русифицируется. История нашей огромной страны, как правило, идеалогизирована: цари Романовы наводили тень на плетень на времена правления Рюриковичей, идеализируя таким способом время собственного царствования; идеологи Советской эпохи клеймили царизм; либеральные демократы в пыль растирали все завоевания Советской власти и так далее, не исключая и нынешнее время, в котором люди так и не разобрались в значении и роли Сталина в построении великой державы СССР и приписывают ему кровавый террор, который, на самом деле, был развязан и направлен троцкистами против Сталина и государства... Этот пример я взял не для дискуссии, а для того, что именно история своего рода -- история конкретных людей, которые жили в ту эпоху, их биография, их участие в тех исторических процессах, которые происходили, -- это и есть ключ к познанию ИСТОРИИ. Истории не придуманной идеологами той или иной эпохи, а истории живых и конкретных людей, которые являются прямыми предками, и к которым невозможно относиться, как к неким историческим схемам или шаблонам, потому что это -- родные люди. И вот это историческое хитросплетение эпох, реформаций, революций из идеологически окрашенного, перестает быть таковым, когда родовед пропускает эти эпохи через своих родных, а значит и через себя -- и тогда история становится личной, исчезают идеологические тени и полутени, и эпоха начинает жить совсем другой жизнью -- освященной памятью предков. Еще князь Петр Владимирович Долгоруков, величайший генеалог своей эпохи, в своей недавно изданной в России книге своих “Записок...” писал о том, что все положительное, что создали предки -- это арсенал не только гордости последующих поколений, но и прямого наследства, но а все, что ими было сделано отрицательного -- это на их, предков, собственной совести, но не камень на шее наследников. Конечно, я своими словами изложил его мысль, но изложил так, как понял. Собственно, история любого человека складывается из трех составляющих, которыми он руководствуется в жизни. Первое -- жить сугубо для себя. Второе -- жить для других. И третье -- переплетение первого и второго. Ни в первом, ни во втором, ни в третьем вариантах нет ни положительного, ни отрицательного, до той поры, пока эти варианты не начнут обрастать действиями и поступками. То есть действия и поступки -- и есть главнейшие векторы, которые и определяют жизненный путь наших предков и последующих поколений. Разобраться в этих действиях и поступках -- значит понять их мотивацию, значит понять их суть, значит и понять самих себя в родовом историческом процессе. В конечном итоге -- найти свой жизненный путь или подтвердить верность основного вектора своего жизненного пути. Насколько это важно для сегодняшнего дня говорят факты -- при объявлении СВО сотня тысяч юношей предпочли бежать из страны. Из страны героев-победителей на Чудском озере, Куликовом поле, Бородино, в Великой Отечественной войне... Что ж произошло с целым поколением детей, выросших в условиях либерального олигархического капитализма? Для капитализма не существует понятия “родина”. Капитализм асоциален по своей сути, так как его главное направление -- извлечение максимальной прибыли из всего, что только возможна -- и, прежде всего, из торговли собственной родиной и ее ценностями -- экономическими, культурными, историческими, традиционными... И в течение всего времени с момента падения СССР, как великой державы, политика Российского государства была направлена на разрушение человеческой личности, как носителя знаний о традиционных нравственных и иных ценностях, включая патриотизм, который был отнесен к категории понятий, утративших при капитализме и свою ценность и свою суть. Россия превратилась в Рашку, российский народ -- в “стало баранов” и “быдло”, а российской элитой был объявлен сброд из космополитов. Как сегодня мы можем и должны решать проблему подрастающего поколения, являющегося Иванами, не помнящими не только родства, но и собственной Родины, разменянной когда-то еще в 1980--е на жвачку и джинсы? Конечно, существуют разные методы и способы -- и “Движение первых”, и различные форумы молодых... Но нравственное формирование личности происходит в культурно-исторической среде. Ни “Первые”, ни остальные не способны создать эту среду, так как они являются “продуктом” того социума, в котором и находятся и они сами, и их родители. И вот эту культурно-историческую среду способно воспроизводить именно историческое родоведение. Именно обращение к истокам своего происхождения, обращение к истории своего рода, проникновение в глубоко личные воспоминания и переживания, действия и поступки своих предков -- вот настоящие духовно-исторические скрепы, которые могут восполнить те социально-нравственные потери, которые понесло российское общество за годы “дикого” российского капитализма. Историческое родоведение (объединяющее генеалогию и краеведение) должно стать одним из основных предметов школьного образования, ибо историческое родоведение, следуя всему вышесказанному, и является АЗБУКОЙ ПАТРИОТИЗМА, которое нужно и использовать как и АЗБУКУ с самого начала школьного обучения. Собственно, и методология изучения этой АЗБУКИ ПАТРИОТИЗМА должна быть азбучной -- от простого к сложному, в основе которого должно лежать фундаментальное -- гордость за своих предков. Не абстрактных, предков вообще и общих, -- а конкретных, своих. И не в абстрактной схеме, от “Адама к Исааку” -- а с тех конкретных личностей в истории рода, которые являются знаковыми, постепенно расширяя поиск родовых корней, делая этот процесс не сугубо индивидуальным, а коллективным, расширяя родовые географические и исторические рамки, создавая все новые и новые поисковые формы -- вплоть до коллективных туристических поездок по родовым местам героев своих исследований. В итоге историческое родоведение, становясь процессом коллективного творчества, переводит знаковые фигуры отдельного рода в знаковые исторические фигуры для целого коллектива, который, в свою очередь, по мере взросления самих школьников и разрастания масштабов исторического родоведения, становится не идеологически, а истинно патриотичным, опираясь на фундамент отечественной истории, который из сугубо теоретического становится глубоко личным. И многочисленные герои нашей отечественной общероссийской и региональной истории в контексте связи с родовой историей приобретают новый знаковый -- личностный -- характер и для исследователей собственной родовой истории -- начинает работать фактор духовного СОПРИЧАСТИЯ. А этот фактор на самом деле и есть КВИНТЭССЕНЦИЯ духовного патриотического воспитания. Именно СОПРИЧАСТНОСТЬ и определяет личное отношение к тем или иным событиям, тем или иным поступкам и действиям, к выбору того или иного решения. И в совокупности обретается именно тот жизненный путь, по которому и следовали наши предки, раздвигая границы Великого Суздальского княжества до границ Российской империи и великодержавного Союза Советских Социалистических Республик, и по которому следует сегодня Великая Россия. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Вахрин Опубликовано: 28 мая 2024 Автор Поделиться Опубликовано: 28 мая 2024 О введении школьного предмета -- РОДОВЕДЕНИЯ -- в Якутии утвержденные рекомендации (1).pdf Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Вахрин Опубликовано: 28 мая 2024 Автор Поделиться Опубликовано: 28 мая 2024 ЕСЛИ БЫ УЧИТЕЛЕМ БЫЛ Я... Мои якутские коллеги впервые в истории Российского государства поставили вопрос о введении в школьное образование совершенно нового предмета – РОДОВЕДЕНИЯ. Кто-то из моих сверстников, прошедших начальную школу во второй половине ХХ столетия помнит о том, что у нас было ПРИРОДОВЕДЕНИЕ – предмет об отношении нас, людей, к окружающей природе по принципу: ЗЕМЛЯ – МАТЬ НАША И ЕЕ НУЖНО БЕРЕЧЬ. Родоведение – предмет еще более «тонкий» (в духовном отношении) и касается он истории внутри- и межродовых отношений, создавших и создающих основу меж- и внутринациональных отношений в современном мире. Цели и задачи этого школьного предмета – воспитание и образования патриота своей страны. С одной стороны – это создание поколенных росписей своего рода, восстановление его родовых цепочек. Это генеалогическая сторона предмета. С другой, еще более важной стороны, -- это историческое родоведение или изучение истории своего рода на основе общих исторических процессов, включение истории рода в общую историю Отечества и определение своего собственного места в общем историческом процессе развития Малой и Большой Родины. Сегодня идет повальное увлечение вопросами генеалогии. Это и понятно – в период гражданской войны, политических репрессий, индустриализации, Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства огромные массы населения перемещались из мест традиционного (до Великой Октябрьской революции) проживания, родовые связи обрывались и восстановление их сегодня требует огромных (а порой и неимоверных) усилий, так как население Российской империи, СССР, Российской Федерации за ХХ и начало ХХI столетия рассеялось по всему земному шару. Помимо просто усилий и упорства необходимы знания и навыки по работе с генеалогическим материалом, с организацией его поиска. Этот опыт в значительной степени сегодня уже накоплен в стране. Существует множество общественных объединений генеалогов и родоведов. А вот, что касается вопросов исторического родоведения, тем более исторического родоведения, как предмета школьного образования, то такого обобщенного опыта в нашей стране практически нет. Есть отдельные энтузиасты. Есть отдельные направления, связанные с краеведческой-поисковой работой, с созданием поколенных росписей. Есть регионы, в которых накоплен уже громадный опыт по вопросам создания генеалогического наследия. Поэтому вопрос об историческом родоведении сегодня не просто актуален, он – ПЕРВОСТЕПЕНЕН, так как накопленное генеалогическое наследие необходимо использовать для патриотического воспитания. Но как? Длинные многометровые родовые цепочки поколенных росписей – это ведь только скелет родовой истории. Как наполнить его содержанием –историей, жизнью, чтобы история рода стала вектором, направлением для поиска собственного жизненного пути? Каждый человек по отдельности вправе сам опираться или не опираться на исторический опыт своего рода, игнорировать или уважать, пренебрегать или ценить. Более того, в истории каждого рода есть масса своих «белых», «серых» и «черных» пятен, которые остаются семейной тайной. В свое время великий генеалог Российской империи князь Петр Владимирович Долгоруков по этому поводу говорил очень правильно: все, что сделано родом во имя его славы – принадлежит роду, все отрицательное – остается на совести того представителя рода, которые это совершил. И это должно быть, по моему мнению, аксиомой предмета исторического родоведение. С чем столкнется учитель, приступая к самым азам исторического родоведения? С основами семьи. С мамами и папами. А они у всех школьников разные. Одни почетные, известные, даже знаменитые. У других обычные, незаметные, простые. У третьих – пьяницы, дебоширы, негодяи. А у четвертых – неполная семья. А пятые – сами чужие (приемные, сводные, незаконнорожденные) в этой семье. О чем это я? О том, что историческое родоведение в начальном периоде обучения не может и не должно опираться на генеалогию, как основу. Основа должна быть общей. Какой же? Начать стоит с истории появления сначала фамилии каждого ученика на территории проживания (поселка, города). У каждой семьи своя история, но есть и общее – населенный пункт. Следующий этап – место работы родителей. Ни должности родителей, а место работы и история этого предприятия или учреждения. И общее опять – Малая Родина. В итоге создается общая для всего школьного коллектива картина, связанная не только с историей своей семьи, но и с историей своей Малой Родины. А затем из этой общей истории выделяются некие знаковые исторические фигуры, которые могут стать предметом общего изучения, но в то же время являются чьми-то родственниками. Но эта фигура с позиций изучения является ОБЩЕЙ. Например, герои Великой Отечественной войны, герои СВО, партизаны, исторические деятели и так далее. Собственно, так часто и бывает, но предметом для изучения избираются не земляки, а некие общие герои – Зоя Космодемьянская, Юрий Гагарин, Николай Островский... А нужны собственные «доморощенные» герои, пусть и не с такой яркой биографией. Вот это, на мой взгляд, и должно стать базисом для основ погружения в историческое родоведение. И когда создан коллективный фон для изучения истории своих предков, можно переходить и ко второму этапу – созданию семейных летописей на основе семейных легенд, воспоминаний, романтических и драматических (пусть даже придуманных) историй. Эти истории расширят географические рамки исторического родоведения. Будет известно, откуда прибыли на место нынешнего проживания бабушки и дедушки и что это за места их прошлого проживания, кем здесь были их предки, какова их история. И опять же – история предков каждого из школьников становится общей для изучения. Откуда и почему, что за край, что за местность, почему пришлось покинуть исторические места, с чем это связано, какая родовая история лежит за переселением, чем они прежде занимались, как жили, что ели и пили, какие песни пели... И так, ненавязчиво, на основе исходного исторического материала, создаются картины реальной жизни наших предков, происходит погружение в историю, географию, демографию, социологию, экономику, политику. Расширяются рамки поиска -- раздвигаются горизонты познания... И уже на третьем этапе начинается работа по индивидуальным проектам – углубленное изучение истории рода, создание поколенных росписей, подготовка рефератов по историческому родовому (генеалогическому) наследию, созданию семейных исторических летописей. А мы получим настоящих патриотов своей Малой и Большой Родины – нашего Великого Отечества, связанного кровным и духовным родством многонациональной России. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Вахрин Опубликовано: 28 мая 2024 Автор Поделиться Опубликовано: 28 мая 2024 Генеалогическое наследие: плюсы и минусы Генеалогическое наследие - величайший подарок человечеству, позволяющий проследить историю географического перемещения по Земле целого ряда народов на протяжении многих тысячелетий. Генеалогическое наследие - это и открытие для каждого конкретного человека его родовых -- генеалогических -- корней. Безусловно, это плюсы. Но эти плюсы хранят в себе и некие тайны, которые могут быть роковыми и для исторических теорий в глобальном смысле, и личные трагедии, раскрывающие тайны происхождения отдельных людей. Сегодня мы видим, какие кривотолки в связи с генеалогическим исследованиями потомков Рюрика ведутся на страницах и научно-популярной и "жёлтой" прессы, опровергающие друг друга. Почему? Да потому , что в рождении ребенка только присутствие матери является константой, а отцом может быть лицо весьма неопределенное, неизвестное, внеисторичное, какое угодно. И как в таком случае распорядиться этим генеалогическим наследием? Каким фундаментом и в каких целях его можно и нужно использовать, чтобы не искалечить судьбу отдельного человека, отдельной семьи или целого рода, как тех же Рюриковичей, которые теперь не уверены в своей генеалогической принадлежности к этому роду, или, наоборот, считают себя истинными Рюриковичами, а всех остальных, рождённых, якобы, в законном браке, уравнивают с незаконнорожденными - байстрюками, бастардами или, как ещё недавно, было юридически грамотным - "выблядками", у которых также имеется своя генеалогическая история. И как быть с огромным количеством женщин, изнасилованных в разные эпохи представителями разных племен и народов, каждая из которых понесла ребенка, имеющего свою генеалогическую историю, на которой можно в последствии построить самую фантастическую теорию. Поэтому я не могу считать генеалогическое наследие фундаментальной основой сохранения культурно-нравственных и семейно-родовых традиций. Этот фундамент слишком зыбкий... Мы уже приводили пример с родовым Домом Рюриковичей, который рассыпается на генеалогическом фундаменте. И этот пример не является исключительным. Больше того - он скорее типичный для многих родов. И не в силу своей исключительности. А в силу обыкновенного и естественного полового влечения. А в этом-то никакого секрета и таинства нет. Добавлю ещё - в результате так называемой "сексуальной революции" на Западе, которой наша молодежь подражала и подражает, случайные сексуальные связи, в результате которых появляются на свет дети, отцы которых неизвестны даже и для самих рожениц, - стали также обычным явлением для страны, забывшей о чести, совести и любви, сменив их на то, что все это можно просто купить. Что уж говорить о брошенных детях... Но мы сейчас не о морали. Мы о важности и значимости генеалогии. И о том, насколько осторожно нужно пользоваться этим - очень тонким, очень деликатным - инструментом. Это, разумеется, если пример с Рюриковичами убедителен, не фундамент для культурно-истоического наследия. Это, скорее, только его фон. Ведь никто при этом, проведя любые - даже самые нелицеприятные для Рюриковичей - генеалогические исследования, ставящие крест на их прямом родстве - не изменит историческую роль Рюриковичей всех поколений и всех времён в культурно-историческом наследии России. Точно также никто не изменит и историю рода, независимо от того, какие бы "казусы" с происхождением кое-ког из родственников не происходили, какие бы стечения обстоятельст не сводили и не разводили бы людей в этом родстве. Как-то в Америке, в гостях, я обратил внимание, что часть семейных фотографий на стене повернуты обратной стороной - обезличены. На мой вопрос: как это понимать, - ответили просто: это сбежавшие зятья. Кстати, их было немало. Позже, занимаясь родовой историей своих земляков, я не мог не обратить внимание и на нечто подобное в России - о бывших мужьях информации не было практически никакой, даже имя удавалось выяснить только по отчествам детей. Какая уж тут генеалогия!? Поэтому, на мой взгляд, для успешного продолжения того огромного и важного дела по родоведению, которое развивается в Якутии, нужно во краю угла ставить Историю Рода, а не генеалогию. История Рода - это квинтэссенция предназначенности человека, его историческая и личная судьба, жизненный путь, определенный многими поколениями предков - и кровных, и духовных. Когда мы говорим, что родоведение - это азбука патриотизма, мы под этим понимаем именно то, что мы вместе со своими предками избираем тот же путь, по которому они шли в течение тысячелетий, вырабатывая и кристаллизируя в национальных традициях и исторической памяти тот уникальный опыт, который и связал отдельных людей в единый народ. Историческое родоведение, основанное на истории конкретных родов, -- вот настоящий и крепкий фундамент для сохранения и упрочения культурно-исторического наследия и формирования истинного, а не квасного, патриотизма. У генеалогии свои задачи, которые, безусловно, могут быть самым непосредственным образом связаны с историческим родоведением, но это, как правило, задачи более частного (и не всегда доступного, не всегда открытого) характера. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Бибиков Валерий Опубликовано: 28 мая 2024 Поделиться Опубликовано: 28 мая 2024 Сергей Иванович, тема действительно важная, а вот насчет актуальности... есть у меня сомнения, т.к. вижу, что говорится одно, а делается... как всегда. Вот Вы спрашиваете: "Что ж произошло с целым поколением детей, выросших в условиях либерального олигархического капитализма?", а произошло то, что хотели, чтобы произошло. Где, те люди, которые хотели, чтобы это произошло, да там же где они были и 30 и 20 лет назад... Разве сейчас поменялся вектор развития и капитализм сейчас уже не в "почете"? Да, изменилась немного риторика, а реалии? Может в телевизионной передаче "Что? Где? Когда?" опять студенты книжные новинки разыгрывают, а не деньги? Поэтому на мой взгляд, родоведение, генеалогия и даже история актуальны для весьма небольшой группы наших граждан. Вы наверное слышали о приказе Минпросвещения, в котором предлагается в в школах ввести гольф? Весьма интересный приказ на 1200 страницах. Вот выдержки касательно гольфа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404120003?pageSize=100&index=1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Бибиков Валерий Опубликовано: 28 мая 2024 Поделиться Опубликовано: 28 мая 2024 Но даже не взирая на то, что я написал, главный вопрос - кто будет учить родоведению? Ведь согласно Вашим грамотным предложениям, реализовать их может только увлеченный, неравнодушный человек, патриот... А сколько таких учителей можно найти? Да если бы они были в достаточном количестве и вели неформально хотя бы предмет "История", то там бы нашлось место и родоведению. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Бибиков Валерий Опубликовано: 28 мая 2024 Поделиться Опубликовано: 28 мая 2024 В целом, полностью с Вами согласен и поддерживаю, но вот в реализации всего предложенного именно сейчас, совсем не уверен. А потому, думаю еще долго воспитанием патриотизма через историю рода буду заниматься энтузиасты и общественные организации, а не школы. Кстати, дисциплина "генеалогия" в исторических вузах изучается факультативно как и 30 лет назад. Откуда возьмутся преподаватели родоведения в школах? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.