Kaaskop Опубликовано: 18 ноября 2008 Поделиться Опубликовано: 18 ноября 2008 Вторая статья не менее интересна. О жизни штетла, о роли женщины в семье, о еврейских матриархах. http://www.rtrfoundation.org/shtetl2.html ПОтихоньку начала переводить эту статью. Перевод вольный Начиная с 17 века молодые пары в Восточной Евпропе начинали вести первое домашнее хозяйство в семье жены. С 16 века удачной парой для еврейской девочки считался молодой, старательный и талантливый студент ешивы. Поэтому основным критерием при выборе невесты была состоятельность ее родителей, которые в течении первых лет брака, согласно договоренности, заключенной родителями жениха и невесты, обязаны были поддерживать материально молодую пару. Эта договоренность называется кест. Кест позволял молодому мужу продолжать изучение Торы, в то время как жена - трудолюбивая, сильная и здоровая молодая женщина, с помощью родителей, пыталась основать свой бизнес, который позволил бы ей в будущем взять на себя финансовую ответственность за мужа и детей. Во время кеста жена( а иногда и муж) обучались семейному бизнесу, чтобы в будущем стать полноправным партнером, или изучали ремесло, занимались торголей или сельхозработами.Продолжительность кеста соответствовала уровню учености мужа. Чем больше надежд он подавал, тем дольше длился кест. Даже если молодожены и не проживали с тестем и тещей под одной крышей, питались они всегда вместе. Молодой муж сразу же становился членом большой семьи своей супруги со всеми ее правилами, сложностями и причудами. Нередко бывало, что семья состояла из 3 поколений , проживавших под одной крышей, включая иногда и пасынков от ранних браков, закончившихся или смертью супруга, или разводом. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
mod970 Опубликовано: 18 ноября 2008 Поделиться Опубликовано: 18 ноября 2008 ПОтихоньку начала переводить эту статью. Перевод вольный Начиная с 17 века молодые пары в Восточной Евпропе начинали вести первое домашнее хозяйство в семье жены. С 16 века удачной парой для еврейской девочки считался молодой, старательный и талантливый студент ешивы. Поэтому основным критерием при выборе невесты была состоятельность ее родителей, которые в течении первых лет брака, согласно договоренности, заключенной родителями жениха и невесты, обязаны были поддерживать материально молодую пару. Эта договоренность называется кест. Интересно, что среди супер-ортодоксальных евреев традиция обязанности жены материально содержать семью сохранилась. Учтите, что она при этом рожает каждый год, и 10 детей в семье - обычное дело, работает, содержать помощницу не имеет средств, а значит сама ведет домашнее хозяйство. И во всём полностью подчинена мужу, вплоть до того, что часто не имеет права подписи в на банковском счету, куда заходит её з\пл. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 18 ноября 2008 Автор Поделиться Опубликовано: 18 ноября 2008 А муженек продолжает читать Тору? Или другие занятия у него тоже есть? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
mod970 Опубликовано: 18 ноября 2008 Поделиться Опубликовано: 18 ноября 2008 А муженек продолжает читать Тору? Или другие занятия у него тоже есть? А какие такие занятия посмеют отвлекать его от изучения Торы? По этому поводу столько копий сломано, что трудно изложить в сжатом виде. Положение женщины находится на последнем месте в общественных спорах. В конце концов, вырастая в определенном мировозрении, она сама воспринимает подобное положение как естесственное. А "революционным воспитанием" никто заниматься не собирается. Общество волнует другое. Во-первых, нищета в этих семьях и, соответственно, непропорциональное бремя на налогоплательщиков. Во-вторых, отмена для этой категории обязательной службы в армии. Что тоже создает напряжение со стороны тех, кто служит и срочную, и резервистскую службу. По первой проблеме даже раввины стали более прагматичны. Часть учеников иешивот получают разрешение приобрести профессию и начать работать. По второму, увы. Ультра-ортодоксы имеют своих представителей в Кнессете, хотя их идеология запрещает участие во власти. Но духовные авторитеты и вправду мудрые люди, придумали элегантный ход и успешно противодействуют любым изменениям своего особого статуса. В общем, всё, или почти всё, что ты найдешь в книгах о 18-м веке и сейчас можно найти в их мире. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Kaaskop Опубликовано: 19 ноября 2008 Автор Поделиться Опубликовано: 19 ноября 2008 ЗЯТЬЯ Для молодого мужа этот период был довольно тяжелым. Хотя согласно распространенному тогда выражению зять не обязан был нести ответственность, это было скорее исключением из правил. Это выражение описывало некий идеал, когда родители невесты бесконечно восхищались и баловали своего любимого зятя, всеми уважаемого ученого. В действительности же, зятья рассматривались как люди попусту/ неправильно тратящие время. И отношение к ним было соответствующим. Во всяком случае, оно было далеко от того обажания, каким они были окружены в доме своих родителей. Так что, для многих из них вписаться в семью жены было делом нелегким. Об этом свидетельствуют письма некого Shmuel Kelme из Литвы, написанные в 19 веке своему новобрачному сыну, Arieh-Leib. "Мой возлюбленный сын! Я слышал слух, которым был чрезвычайно расстроен - Ваш тесть и теща (а возможно и Ваша супруга) и все домашние Вашего тестя, имеют разногласия с Вами. Вы никогда не упоминали об этом.И Вы не говорили нам, что Вы умалены в доме Вашего тестя, и они не обращают внимание на Вас." В данном случае, это была теща, которая играла главную роль. Она оскорбляла Arieh-Leib, подвергая сомнению его академические способности, которые она считала ниже, чем у ее собственных сыновей. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
tatf Опубликовано: 8 декабря 2008 Поделиться Опубликовано: 8 декабря 2008 Не могу не вставить свои пять копеек: положение мужчины в еврейской среде всегда определялось его "ученостью", т.е. богословскими знаниями. Мужчина не умеющий в синагоге молиться, прочесть недельную главу Торы , участвовать в ее обсуждении – считался ущербным, неспособным выполнить мицвот. Не каждый был способен к учебе. Ученость мужчины повышала его "цену",как жениха и была предметом гордости жены. Так это и сейчас, а несколько ненормальное положении ортодоксов в Израиле совершенно особая история, связанная с гибелью европейских(ведущих,кстати) центров еврейской учености в ХХ веке от рук сначала Сов. Власти ,а затем нацистов. К статусу женщины в семье все это отношения не имеет. По традиции женщина олицетворяет внутреннюю сущность семьи, которая формирует, влияет на ее внешнюю ипостась – мужчину. А далее , как у всех – характер, влияние ближней среды, веяния общества и т.п. У меня два прадеда были "талмид хохм" , т.е. люди продвинутыми в религиозных штудиях и прабабки заправляли всем, ну просто всем. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.