Перейти к публикации

Ступинский и Коломенский районы Московской области


Рекомендованные сообщения

Ну, «прямыми результатами» я пополняю свои, уже созданные, темы (см. фамилии в моей подписи и «Фамильный навигатор» форума)).
Кому надо, найдут! :) А по Богоявленским и на научную статью хватило (только что приняли в ВАКовский журнальчик)).

Поделитесь, пожалуйста, названием ВАКовского журнальчика для научной статьи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

[quote
в Мышенском были ватная фабрика торгового дома Барляевых

 

Никак не могу выяснить, за которым именно из Барляевых была замужем моя родственница: сестра моей прабабушки, Мария Георгиевна /Егоровна/ Барляева (урожд. Семёнова), была замужем за одним из ватных фабрикантов Барляевых и, как я недавно узнала, в 1900-е годы числилась крестьянкой с. Мышенского. Благодаря Вашему тексту, я могу предположить, что замужем она могла быть за Кириллом Алексеевичем. Но не было ли в Мышенском других Барляевых подходящего возраста?

 

Если мужем её был Кирилл Барляев, я кое-что знаю о потомках своей родственницы: единственная дочь Кирилла Барляева Нина училась в московской школе в конце 1920-х годов, в 1933-м они с матерью уехали в Ярославль (что к этому времени случилось с Кириллом, мне не известно). В Ярославле Нина вышла замуж за Михаила Рыкова, и в 1942 г. у них родилась дочь Тамара. Тамара Михайловна стала известной в Ярославле журналисткой и поэтессой, детей не имела, ещё в 2014 г. она была жива-здорова.

 

Также меня занимает вопрос, из какой семьи были эти сёстры Семёновы (Мария, в будущем Барляева, и Александра, в будущем Тараканова и моя прабабушка). Семейные предания уклончиво называют их сиротами, только и всего. Но недавно я узнаю, что у сестёр был, оказывается, ещё и родной брат – Василий Георгиевич /Егорович/ Семёнов. Он в 1909 г. числился крестьянином той же Хотунской волости, что и Мышенское, но д. Прилуки.

 

Я стала подозревать, что эти Семёновы и были «богатыми мясниками с Таганки», только о родстве с ними их потомки из осторожности умалчивали (нашла одного мясника Семёнова, Андрея Фёдоровича, жившим на Зацепской, кажется, у него поначалу арендовали помещение под посудную лавочку мои Таракановы).

 

Может быть, кто-нибудь тут что-то читал / слышал о Семёновых из Прилук или о Барляеве, женатом в Мышенском на Марии Георгиевне /Егоровне/?


Возьму на заметку, если где-то что-то увижу. В 203 фонде недавно по Мышенскому видела что-то, правда, это были не метрики).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В копилку - статья о недоборах по церкви Рождества Христова села Верховлянь Коломенской округи.
"Московские епархиальные ведомости", N 28 (официальный отдел) от 30 сентября 1879 года:

Приложения к протоколу съезда духовенства Московской епархии 3 - 5 сентября 1879 года.
Приложение 1-е.
Доклад комитета по составлению училищнаго фонда Московской епархии о недоборах процентного взноса с церквей епархии.
В марте месяце прошедшего 1878 г., покойным Высокопреосвященнейший митрополитом Иннокентием, на основании представления комитета по составлению училищнаго фонда Московской епархии, предписано было Московской духовной консистории передать в ведение сего комитета, для усиления запаснаго капитала, сумму, составившуюся в прошедшие годы из остатков от процентного сбора с церквей епархии, и ежегодно передавать остающуюся в консистории от процентного сбора за покрытием недоборов сумму; при чем препровождать в комитет, для соображений и доклада епархиальному съезду духовенства ведомость о недоборах, с показанием, по каким церквам, в каком количестве и по какой причине оказались недоборы.
<...>
Недоборы эти произошли частию от недоразумений со стороны благочинный или причтов, частию от неясности указов консистории, бывших по поводу недоборов, частию от несостоятельности церквей. Комитет имеет честь представить на усмотрение съезда о каждом из остающихся недоборов, в частности с присовокуплением о них своего мнения.
<...>
6. От подобного же недоразумения произошёл недобор в процентном взносе по Рождественской, села Верховлянь, церкви Гололобовскаго благочиния, Коломенского уезда. Бывший благочинный священник Петр Громов за 1873 год от Рождественской, села Верховлянь, вместо 144 р. 80 к. представил только 74 р. 94 к., ссылаясь на неправильность назначенного на сию церковь взноса и ходатайствовал о сложении с оной 69 р. 88 к. Епархиальный съезд 1874 года по сему делу положил: принять на общий счёт епархии недоимку по Верховлянской церкви за 1873 г. и за тем предложил Гравороновскому благочинному сделать по церквам благочиния новую раскладку назначенной на оное суммы процентного сбора, основываясь не на прежнем росписании, составленном консисториею, а на действительном состоянии церквей. Но таковое постановление съезда было объявлено благочинному консисториею не в полном виде: новой раскладки не было сделано, и недобор по означенной церкви продолжался до настоящего года, и составил всего 373 руб. 22 коп.
Причт сей церкви согласен внести всю накопившуюся на ней недоимку с тем, чтобы на будущее время была оставлена за нею та сумма взноса, какую она вносила в последнее время, т. е. 74 р. 94 к.; но комитет с своей стороны полагал бы - поручить местному благо чин ничем кому совету рассмотреть это дело и если назначенный прежде на церковь села Верховлянь взнос признан будет высоким, то согласно с постановлением епархиального съезда 1874 года, сделал новую раскладку с тем, чтобы назначенный на благочиние взнос вместе с новою надбавкою безнедоимочно был представляем в консисторию, и в таком случае накопившаяся на Верховлянской церкви недоимках за прежние годы может быть сложена со счетов по епархии.
<...>
Подлинный подписали: Председатель комитета протоиерей Симеон Владимирский. Члены комитета: священник Василий Зверинский, священник Виктор Покровский. Делопроизводитель диакон Владимир Беневоленский.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Троицкие Озерки
Село Троицкие Озерки (Троицкое, Озерки тож) располагается на берегу реки Оки.
Название села, по всей видимости, имеет топографическое происхождение, что обусловлено наличием неподалеку от села озер Гоголь (Гоголино), Березовка и Заводи. Приставка "Троицкое", видимо, появилась позднее, с появлением в селе церкви Троицы Живоначальной (не ранее XVIII в.). Ранее здесь был храм, но Христорождественский.
Местность Троицких Озерков издавна заселена людьми. Так, в районе этого села найдены артефакты, принадлежащие дьяковской археологической культуре (VII в. до н. э.)[1].
Письменные упоминания о Троицких Озерках можно встретить начиная со второй половины XVI века. в Писцовых книгах Московского государства:

"За кн. Борисом Петровичем Засекиным, а преж того в поместье было за Карпом за Жеребытичевым: с. Озерко, а в нем церк. Рождества Христово, древена, клетски, стоит без пенья: пашни худ. земли 10 четьи, да пер. 50 четьи в поле, а в дву потомуже; да у села же озрк. Гоголино, вдоль полверсты, а поперек четь версты, а инде мене того, да в лугах озрк. Кленское Глухое"[2].

До конца XVIII в. Троицкое, Озерки тож, относилось к Похрянскому стану Коломенского уезда.
При проведении генерального межевания в 1767 г. установлено, что:
"Троицкое, Озерки тож, село Коломенского уезда, Похрянского стана, общее владение тайного действительного советника и ковалера, графа Франца Матвеевича Сантия и генерала майора Николая Федоровича Ляпунова межевал 8 июля 1767 г. Ваксель. Пашня 560 д. 317 с, лесная мелкая поросль 140 д. 130 с., сенной покос 20 д. 100 с., селение 16 д. 260 с., кладбище 360 с., дороги 4 д. 900 с. , реч. и озеро 18 д. 600 с., всего 759 д. 267 с., душ 70"[3].

Тем же лицам принадлежал и Омлековский заливной луг [4]. Обширный Минин луг находился во владении Коллегии экономии, а ранее — Богоявленского Голутвина монастыря (очевидно, до секуляризации земель — Прим.) и представлял в большинстве своем мелкую лесную поросль (в общей сложности, 250 десятин из 327)[5].
А вот озеро "Заводи", располагающееся неподалеку, в 60-е гг. XVIII в. принадлежало другим владельцам:
"Заводи, озеро Коломенского уезда, Похрянского стана, общее владение лейб гвардии капитана, князя Александра Бакаровича Грузинского, лейб гвардии капитана порутчика Петра Игнатьевича Полтавцова, вдовы, капитанши Анны Александровны Бахметевой, межевал 3 ноября 1769 г. Ваксель. Озеро 4 д. 416 с."[6].

После губернской реформы 1781 г. село Троицкое-Озерки вошло в состав Парфентьевской волости.
В середине XIX в. о Троицких Озерках в письменных источниках встречается такая информация:
"Троицкое, село 1-го стана, Ляпунова, Дмитрия Алексеевича, малолетнего, крестьян 202 души мужского пола, 196 женского, 1 церковь, 50 дворов, 109 верст от столицы, 12 от уездного города, на проселочной дороге"[7].

В "Списках населенных мест по сведениям 1859 года" Троицкое (Озерки) значится как село при безымянном озере при одной православной церкви, при количестве дворов 12[*] и населении в соотношении 245 лиц мужского пола и 240 — женского[8].
--------------- [*] Возможно, в "Списках населённых мест по сведениям 1859 года" опечатка: дворов не 12, а 64. 64 двора указано следующей строкой - в сведениях по д. Щегловке.
---------------
Известно, что уже в середине XIX в. близ Троицкого Озерков была паромная переправа к селам Старые и Новые Пирочи (см. рис. 1).
В селе Троицкое-Озерки была церковно-приходская школа. В соответствии с Отчетом епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Московской епархии за 1901-1902 гг.[9], 1898— 1899 гг.[10] в числе "особенно ревностных по службе" учителей отмечали и Марию Нехотенову, учителя Троице-Озерковской школы.
Помимо Марии, в преподавательском составе школы был и законоучитель, священник Александр Александрович Флерин[11].
По данным переписи 1883 года в приходе Троицкого-Озерков насчитывалось 572 человека, а в 1897 году — 652[12].
Исходя из достаточно подробных статистических сведений о жизни крестьян села Троицкое, Озерки тож, вместе с близлежащей деревней Щегловкой, становится видно, что оно было достаточно крупным: так, по данным на 1894 г., в селе насчитывалось 120 дворов занимающихся хлебопашеством и 8 — тех, кто не занимался этой деятельностью; мужских душ — 125, женских — 186, детей — 283; по ревизии мужского пола — 264. На отхожих промыслах, если верить статистике, находилось 35 человек[13]. Причем известно, что большая часть тех, кто уходил куда-либо на работу, были рабочие Коломенского машиностроительного завода братьев А. Е. И Г. Е. Струве под с. Бобреневым Коломенского уезда[14].
По состоянию на 1894 г.[15]в Троицком-Озерках была винная лавка.
Следует отметить, что при с. Троицкие Озерки в пустошах Шандрово и Тешилово находились земельные владения товарищества крестьян соседней деревни Поповки Егорьевского уезда Рязанской губернии (рис. 1):
1. Егор Евдокимович, Григорий Алексеевич, Ульян Федорович, Прасковья Эрастовна, Анна и Авдотья Семеновны (две последние - несовершеннолетние) Брысины;
2. Федосья Давыдова, Авдотья, Анна и Наталья Васильевы;
3. Иван Платонов, Анна Тимофеевна Чернова и Иван Васильевич Ходин, Нефедов Федор Григорьевич, Иванов Николай Иванович;
4. Михаил и Никифор Филимоновы и Яков Иванов;
5. Филипп и Ермолай Григорьевич Григорьевы и Есрил Евстигнеевич и вдова Авдотья Васильевна Юдина.
Судя по составу земель, львиную долю владений составлял дровяной лес (около 5 десятин), остальные же площади занимали заливные луга при р. Оке (примерно 1,5 десятины), использовавшиеся под сенокос. В лесу находилась лесная сторожка с тесовой крышей.
file.jpeg
Рисунок 1: Извлечение из Топографической карты Московской губернии (составлена с топографической съемки, произведенной в 1852 и 1853 годах и гравирована в военно-топографическом депо. 1860. Составлено Ф. Ф. Шубертом. Ряд 8, л. 8.
Также при с. Троицкое, Озерки тож, был земельный участок крестьянина этого села Егора Алексеевича Тарасова[16].
Село Троицкие Озерки вошло в состав справочника "Волости и важнейшие селения Европейской России" 1886 года:
"Троицкие Озерки, с. б. вл., при оз. Большом, дв. 91, д. 555; ц. пр."[17].

В Памятных книжках Московской губернии за разные годы отражены основные справочные данные о селе Троицком Озерках: количество населения, наличия тех или иных важных объектов, удаленность в верстах от уездного и волостного центра, а также от железных дорог.
Так, по состоянию на 1899 г., население села составляло 264 человека[18], а в 1912 г.[19] число дворов достигало 140.
С приходом советской власти в село образовался Троице-Озерковский сельсовет Парфентьевской волости. На тот момент население Троицких Озерков составляло 898 человек (411 мужчин и 487 женщин) при количестве хозяйств 178[20].
31 июля 1959 г. Троицкие Озерки были переданы в состав Пестриковского сельского совета (с 3 февраля 1994 г. - Пестриковского сельского округа)[21].
В сентябре 2003 года Пестриковский сельский округ преобразовали, передав некоторые населенные пункты, включая и Троицкие Озерки, в Макшеевский сельский округ[22].
С 15 февраля 2015 года село Троицкие Озерки входит в состав сельского поселения Зарудненское Коломенского района на основании Закона Московской области от 15.02.2005 № 43/2005-ОЗ[23]. Макшеевский сельский округ был упразднен.
Неподалеку от села располагается грузо-пассажирская пристань "Озерки" на р. Оке, 6 км ниже устья Москвы-реки. По состоянию на 1967 г., значительный грузооборот на пристани составляли лесные материалы и трикотаж[24].

 

Церковь Троицы Живоначальной села Озерки
Церковь Троицы Живоначальной была каменной и, по всей видимости, появилась в селе не ранее XVIII в. Ранее упоминалось о деревянном храме Рождества Христова клетского типа, который существовал уже в XVI в.
О том, как выглядела церковь, помнят старожилы: по их словам, храм был очень ухоженным, имел кованую ограду и мощеный плиткой двор, а весной утопал в цветущей вокруг сирени[25].
В 1813 году священник Знаменской церкви села Ильинского Коломенской округи Михаил Никифоров подал прошение в Московскую духовную консисторию о назначении его священником в приход церкви Живоначальной Троицы села Озерки.
М. Никифоров пояснил, что находится "при возобновлении святых Икон в Московском большом Успенском соборе" с 3 июня 1813 года.

"Означенное же сего Ильинское, в коем я нахожусь священником, прошлаго 1812-го года, во время нашествия неприятельскаго в Россию, от происходивших отяготительных обстоятельств пришло в беднейшее положение"[26].
Узнав о вакантном месте священника в Озерках, М. Никифоров и составил данное прошение.
В ответе на прошение была приложена справка с выпиской из ревизских сказок 1811 года о состоянии прихода, а также о возрасте служивших на тот момент в храме. Церковь была одноприходная (при ней 41 приходской двор).
11 марта 1813 года священник церкви Михаил Васильев умер, а на момент рассмотрения прошения (сентябрь-октябрь 1813 года) при церкви числились дьячок Игнатий Савельев 59 лет и пономарь Михаил Петров 30 лет[27].
О самом же просителе консисторские чиновники указали, что этот священник "показан оной же округи в селе Парфеньеве 54 лет"[28]. Больше ни на что сослаться чиновники не смогли, так как "за разграблением неприятелем Консисторскаго Архива дел не оказалось"[29].
К 1870-м гг. церковь Живоначальной Троицы в Озерках имела уже два прихода, в которых насчитывалось 89 дворов, душ мужских — 283, женских — 307, а также придел Димитрия Ростовского (1862 г.) [30].
В первой половине XIX в. священником церкви в Троицких-Озерках был Евграф Архангельский. Сохранилось дело, рассмотренное Московской духовной консисторией, от 29 июля 1834 года. Это была жалоба супруги священника Натальи Васильевой на жену пономаря Лукерью Павлову, "что она 15 того июля при народе обзывала ее поносными и ругательными словами"[31]. Ссора произошла на почве ругани между пономарихой и попадьей; последняя была, как показало консисторское следствие, в нетрезвом виде и оскорбляла взрослую дочь пономаря, называя ее дурой, которую "не возьмет замуж и мужик"[32].
В Консистории постановили пономарихе Павловой за то, что прилюдно в церкви и в присутствии духовного отца оскорбляла жену священника, "положить 50 поклонов и испрашивать у попадьи христианского прощения до полного примирения"[33]. Однако и для попадьи дело не кончилось только лишь этим: о. Е. Архангельского под подписку обязали обеспечить хороший надзор за супругой, чтобы удерживал ее от неприличных поступков[34]. Также в определении Московской духовной консистории было отмечено, что "пьяная попадья не заслуживает, чтобы у нея публично просили прощения при народе. Благочинному, прибыв на место, призвать в церковь, не во время богослужения и без народа, причет, попадью, пономариху и пономареву дочь исполнить назначенное в сем определении число поклонов, потом пономарихе испросив прощения у попадьи, а наконец попадье испросить прощения у пономаревой дочери"[35].
Отдельной вехой истории церкви села Троицкое Озерки можно назвать период лихолетья и гонения советской власти на религию. Особую роль сыграл протоиерей Сергей Петрович Бажанов (1883 - 1937), уроженец с. Сандыри Коломенского района, причисленный к лику святых в качестве священномученика (рис. 2). С 1918 по 1923 гг. он был священником Троицкой церкви села Озерков. В 1932 г. его приговорили к трем годам исправительно-трудового лагеря — о. Сергий принимал участие в строительстве Беломорско-Балтийского канала. После того, как о. Сергий Бажанов отбыл наказание и вновь вернулся к своим священническим обязанностям, его арестовали вновь и уже приговорили к расстрелу на печально известном Бутовском полигоне[36].
file_1.jpeg
Рисунок 2: Священник Сергей Петрович Бажанов. Источник: http://www.fond.ru/userfiles/person/1037/1295900939.pdf
По рассказам местных жителей, церковь Троицы Живоначальной разобрали в начале Великой Отечественной войны (1941 — 1942 гг.). Кирпич от храма использовали для строительства скотных дворов, а иконы были сожжены[37].
Сегодня о церкви Живоначальной Троицы напоминает лишь небольшой кусок кирпичной стены. Рядом с этим артефактом 9 мая 2007 года был торжественно установлен Поклонный крест при благословении священника о.Валерия Наволокина.

 

Список литературы:
1. Археологическая карта России: Московская область. Часть 4. Сост. Г. Г. Король, Т. Д. Николаенко, Б. Е. Янишевский/Институт археологии РАН. 1997 (в тип. ООО. «Пандора»). - стр. 97.
2. Писцовые книги Московского государства / под ред. действительнаго члена Н. В. Калачова. - Санкт-Петербург: издание Императорскаго русскаго географическаго о-ва, 1872-1895 (в тип. Второго отд-ния Собственной Е. И. В. канцелярии). - Ч. 1: Писцовыя книги XVI века,. отд-ние 1 : Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. - 1872. - стр. 487.
3. Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описания землевладений. Т. 2. - Москва, Издательский дом «Московия», 2004. - стр. 46.
4. Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описания землевладений. Т. 2. - Москва, Издательский дом «Московия», 2004. - стр. 36.
5. Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описания землевладений. Т. 2. - Москва, Издательский дом «Московия», 2004. - стр. 32.
6. Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описания землевладений. Т. 2. - Москва, Издательский дом «Московия», 2004. - стр. 19.
7. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии / Сост. по офиц. сведениям и документам К. Нистремом. - Москва : тип. Ведом. Моск. гор. Полиции, 1852. - стр. 557.
8. Список населенных мест по сведениям 1859 года: XXIV. Московская губерния. - изд. Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. - Санкт-Петербург: печатано по распоряжению министра внутренних дел (тип. Карла Вульфа). - 1862. - стр. 146.
9. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ московской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1901 — 1902 учебный год/ Московский епархиальный наблюдатель школ А. Италинский . - Москва: типо-литография И. Ефимова, 1903. - стр. 16.
10. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ московской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1898 — 1899 учебный год/ Московский епархиальный наблюдатель школ А. Италинский. - Москва: типо-литография И. Ефимова, 1900. - стр. 32.
11. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год/сост. Под ред. А. В. Аврорина. - Москва: губернская типография. - 1899. - стр. 309.
12. Хабаров, А. Н. Вып. 5 : Коломенский уезд : Очерк движения населения за десятилетие с 1885 г. по 1894 г. : С 24 диаграммами и 18 картограммами / [Соч.] сан. врача А. Н. Хабарова. - Москва: изд. Московского губернского земства (товарищество «Печатня С. П. Яковлева»). - 1902. - стр. 54.
13. Сведения о крестьянском землевладении и землепользовании; фабричных и отхожих промыслах; платежах и недоимках на 1-е января 1894 года. - Коломна : Колом. уезд. Земство, 1894. - стр. 49.
14. Церкви, храмы, святые источники Коломны и Коломенского района: Церковь Пресвятой Троицы с. Троицкие Озерки - http://церкви-коломны.рф/Troickie-Ozerki-C...atoy-Troici.htm
15. Сведения о крестьянском землевладении и землепользовании; фабричных и отхожих промыслах; платежах и недоимках на 1-е января 1894 года. - Коломна : Колом. уезд. Земство, 1894. - стр. 49.
16. ЦГА Москвы, ф. 190, оп. 1, д. 19.
17. Волости и важнейшие селения Европейской России. По данным обследования, произведенного статистическими учреждениями Министерства внутренних дел, по поручению статистического совета. Вып. 2: Губернии Московской промышленной области. Московская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Владимирская. - Санкт-Петербург: изд. Центрального статистического комитета (тип. Министерства внутренних дел). — 1886. - стр. 43.
18. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год/сост. Под ред. А. В. Аврорина. - Москва: губернская типография. - 1899. - стр. 356.
19. Населенные местности Московской губернии. Приложение к Памятной книжке на 1912 г. - стр. 306.
20. Справочник по населённым местам Московской губернии: по материалам всесоюзной переписи 1926 года. - Москва : Московский стат. отд. (14 тип. Мосполиграфа). - 1929. - стр. 302.
21. Справочник по административно-территориальному делению Московской области 1929-2004 гг.. — М.: Кучково поле, 2011.
22. Постановление Губернатора Московской области от 23.09.2003 № 181-ПГ «Об объединении и преобразовании сельских округов Коломенского района Московской области». - Информационный вестник Правительства МО № 10, 03.10.2003.
23. Закон Московской области от 15.02.2005 № 43/2005-ОЗ «О статусе и границах Коломенского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» (принят постановлением Московской областной думы от 07.07.2011 № 14/164-П). - Банк данных «Копии правовых актов: Московская область». - http://mosobl.elcode.ru/page.aspx?25007
24. Все Подмосковье. Географический словарь Московской области. отв. ред. Н. А. Солнцев. - М.: «Мысль». - 1967 - стр. 223.
25. Церкви, храмы, святые источники Коломны и Коломенского района: Церковь Пресвятой Троицы с. Троицкие Озерки - http://церкви-коломны.рф/Troickie-Ozerki-C...atoy-Troici.htm
26. ЦГА Москвы, ф. 230, оп. 752 т. 1, д. 916, л. 1.
27. ЦГА Москвы, ф. 230, оп. 752 т. 1, д. 916, л. 2.
28. ЦГА Москвы, ф. 230, оп. 752 т. 1, д. 916, л. 2.
29. ЦГА Москвы, ф. 230, оп. 752 т. 1, д. 916, л. 2(об).
30. Московские епархиальные ведомости: издание Общества любителей духовного просвещения. - Москва: изд. Московского общества любителей духовного просвещения (тип. «Современных известий»). - 1873. - N 41. - стр. 378.
31. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, митрополита Московского (1782 — 1882). - Москва: изд. Общества любителей духовного просвещения (тип. Л. Ф. Снегирева). - 1883. - стр. 143.
32. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, митрополита Московского (1782 — 1882). - Москва: изд. Общества любителей духовного просвещения (тип. Л. Ф. Снегирева). - 1883. - стр. 143.
33. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, митрополита Московского (1782 — 1882). - Москва: изд. Общества любителей духовного просвещения (тип. Л. Ф. Снегирева). - 1883. - стр. 143.
34. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, митрополита Московского (1782 — 1882). - Москва: изд. Общества любителей духовного просвещения (тип. Л. Ф. Снегирева). - 1883. - стр. 143.
35. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, митрополита Московского (1782 — 1882). - Москва: изд. Общества любителей духовного просвещения (тип. Л. Ф. Снегирева). - 1883. - стр. 143, 144.
36. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь. - Тверь, 2003 год, стр. 178-183.
37. Церкви, храмы, святые источники Коломны и Коломенского района: Церковь Пресвятой Троицы с. Троицкие Озерки - http://церкви-коломны.рф/Troickie-Ozerki-C...atoy-Troici.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В "Списках населенных мест по сведениям 1859 года" Троицкое (Озерки) значится как село при безымянном озере при одной православной церкви, при количестве дворов 12 и населении в соотношении 245 лиц мужского пола и 240 — женского[8].

В справочнике очевидная ошибка. Скорее всего дворов 64 (посмотрите на строку ниже).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И правда, опечатка... Видимо, перепутали с Щегловкой. Иначе получается колоссальная плотность населения на такое количество дворов! Честно говоря, даже и не заметила. Спасибо вам! Придётся исправить текст.
Кстати, а в самом справочнике даже в разделе "Указатель населённых мест, в коих числовые данные или вовсе не показаны или требуют исправления" ничего нет ни о Троицких Озёрах, ни о Щегловке (да и о Коломенском уезде вообще).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Татьяна, мне в справочниках периодически попадаются неисправленные ошибки, так что особо удивительно тут ничего нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В принципе, как и сейчас . А вообще и опечатки часто весьма забавные попадаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Татьяна, скажите пожалуйста, а нет ли где сведений о внутреннем и внешнем описании церкви Троицы Живоначальной, может фотография? Жители села Троицкие Озерки хотят восстановить церковь, и очень хотят знать как она выглядела до разрушения!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я искала фотографии, но пока не нашла. По описаниям тоже пока ничего нет - но на это есть фонды 203 и 204: вдруг в одном из дел попадется описание?
А ни у кого из старожилов фотографии не осталось?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Справедливости ради надо заметить, что основателем ваточной фабрики считался старший брат упомянутых Вами – Иван Григорьевич Барляев, именно на него, 36-летнего, по «Подворной переписи 1869-71 гг.», записано семейное (тогда ещё только семейное: не было работников) производство. Кроме Ивана, Степана и Алексея, в производстве ваты были заняты их жёны, многочисленные дети и старшая незамужняя сестра Анна. (Барляевы были свойственниками моих предков Семёновых, поэтому пришлось слегка заняться и их родословной.))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,
а не встречались ли Вам в архивах данные о селе Сергиевское Коломенского района? сравнительно недавно оно называлось Выселки или Сергиевские Выселки. Находится прямо напротив Ново-Голутвина монастыря.....
и еще - Вы писали что Старо-Голутвин монастырь украсился специфическими башенками после посещения Коломны Казаковым - в НовоГолутвинском аналогичные башенки - это тоже результат визита Казакова или просто скопировали с центра города?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,
а не встречались ли Вам в архивах данные о селе Сергиевское Коломенского района? сравнительно недавно оно называлось Выселки или Сергиевские Выселки. Находится прямо напротив Ново-Голутвина монастыря.....
и еще - Вы писали что Старо-Голутвин монастырь украсился специфическими башенками после посещения Коломны Казаковым - в НовоГолутвинском аналогичные башенки - это тоже результат визита Казакова или просто скопировали с центра города?

Здравствуйте! Про Сергиевское ничего такого не видела, но могу посмотреть). О башенках тоже отвечу позже, если информация ещё актуальна).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Немного о заводе коломенского купца А. С. Озерова
Водочный завод А. С. Озерова в Коломне основан в 1877 г., однако, сама фирма Озерова существовала с 1863 г.<1>
Известно, что в 1871 г. коломенский купец 2-й гильдии Алексей Семенович Озеров подавал прошение в московскому генерал-губернатору о выдаче ему свидетельства на право содержать пивоваренный и солодовенный заводы в Коломне:

"В городе Коломне Московской губернии с 1 января 1871 года снял я в арендное содержание пивной и солодовенный заводы со всеми требуемыми законом к оным строениями, но дозволения на производство в них от губернского начальства еще не имею, посему, предъявляя при сем (прошении — Прим.) два гербовых листа рублевого достоинства на написание свидетельства покорнейше прошу Ваше Сиятельство (господина Московского генерал-губернатора внязя Долгорукова — Прим.) по дознании чрез кого следует о беспрепятствии производства на пивном и солодовенном заводах разрешить выдачу мне на этот предмет дозволений. Жительство имею в г. Коломне 3 квартале.
Коломенский 2-й гильдии купец Алексей Семенов Озеров"<2>.

По заключению Московского губернского правления вопрос о дозволении купцу разрешить производство на его заводах должен был решить коломенский уездный исправник, так как вопросы функционирования пивоваренных и солодовенных заводов находились в компетенции Акцизного управления и местной полиции. Исправник должен был принять решение по результатам рассмотрения акта об освидетельствовании солодовенного и пивоваренного завода, однако, к делу о пивоваренном и солодовенном заводах А.С. Озерова данный акт не приложен, как и само решение <3>.
К 1876 г. Алексей Озеров состоял в 1-й гильдии коломенских купцов вместе с сыном Николаем на основании указа Московской Казенной палаты от 13 декабря 1868 г.<4>
Водочный завод, основанный, как уже выше упоминалось, в 1877 г., находился на углу Спасской и Вознесенской улиц <5> в собственном доме Озерова, напротив церкви Вознесения <6>. Производимая продукция была не только водочной — завод вырабатывал вино (различные наливки, ликеры), причем, как отмечали современники, и водка, и вино были высочайшего качества. Сумма годового производства (по состоянию на 1885 г.) составляла 500 000 рублей, что по тем временам являлось весьма крупной суммой <7>.
Внешний вид строений и устройство завода достаточно подробно приведены в описаниях фабричного инспектора, делавшего осмотр заведения 3 августа 1883 года.
"На обширном дворе, кроме дома и надворных построек владельца и двух складов, собственно заводом занято одно двухэтажное кирпичное здание длиной 48, шириной 16 и вышиной 10 аршин, с маленькой пристройкой для парового котла. На этом же дворе имеется колодезь, глубиной 25 аршин, из которого вода (всегда стоящая слоем в 1 1/2 аршин) накачивается для производства паровым насосом.
В нижнем этаже сказанного здания для производства находится 1 дистилляционный аппарат из 10 больших и 4 половинного размера медных цилиндров и нескольких деревянных чанов. Спирт, смешанный в надлежащем количестве с водой в так называемом сортировальном баке, накачивается паровой машиной в баки верхнего этажа, откуда стекает в дистилляционный аппарат нижнего этажа, фильтруясь в нем напором снизу вверх сначала через уголь, затем через песок. Часть водки, пройдя раз через дистилляционный аппарат, сливается в нижнем этаже в бочки и так идет в продаже, другая же вновь перекачивается во второй этаж и дистиллируется вторично, а затем и в третий раз фильтруется через уголь в бочках во втором этаже. Часть второго этажа образует водочное отделение, комнату, где подбавлением разных эссенций и настоек на разных ягодах и травах к очищенному вину делаются различные водки. В обширном помещении дистилляционной нижнего этажа бывает не более 5 человек рабочих, в соответствующем отделении второго этажа 12 рабочих моют бутылки и разливают по ним очищенное вино; в небольшой комнатке водочного отделения по временам работает 3 - 5 человек из числа тех же 12-ти рабочих.
<...>
Отбросы производства состоят в угле и песке из дистилляционного аппарата, которые либо выбрасываются на месте городских свалок, либо разбираются бедными мещанами для засыпки стен своих домов между бревнами и тесом"<8>.

Продукция водочного завода А.С. Озерова считалась качественной, завоевав в том числе и признание за рубежом. Так, на Всемирной Парижской выставке 1889 г. продукция заведения была удостоена бронзовой медали <9>.

 

12.02.2017

 

Список использованной литературы:

 

1. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный/ Т. 3, вып. 13: Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда : с 16 планами фабрик и заводов / Е. М. Дементьева . - Москва : издание Московского губернского земства, 1877-1902 (Тип. М. Н. Лаврова). - 12 с.
2. ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 30. Д. 15. Л 2.
3. см. ЦГА Москва. Ф. 54. Оп. 30. Д. 15.
4. ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 7. Д 1762. Л. 6.
5. Фабрично-заводская промышленность России. Перечень. - СПб., 1897. - 792 с.
6. ЦГА Москвы. Ф. 492. Оп. 2. Д . 694. Л. 15.
7. Сведения о фабриках и заводах Московской губернии / Стат. отд-ние Моск. губ. зем. управы. - Москва, 1885.- 143 с.
8. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный/ Т. 3, вып. 13: Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда : с 16 планами фабрик и заводов / Е. М. Дементьева . - Москва : издание Московскаго губернскаго земства, 1877-1902 (Тип. М. Н. Лаврова). - 377, 378 с.
9. Предварительный отчет по участию России во Всемирной Парижской выставке 1889 г. - Санкт-Петербург : тип. Дома призрения малолетних бедных, 1890. - 79 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О Коломенской земской почте

 

Коломенская земская почта появилась в 1870 году. Своим появлением и развитием она обязана небезызвестным реформам Александра II, в частности, административной, которая учредила земское управление. Таким образом, на местном уровне была создана система рассылки и сбора корреспонденции в Коломенском уезде. Возникновение земской почты стало довольно значительным явлением для второй трети XIX в., поскольку почтовая связь долгое время была одним из самых важных средств коммуникации.

 

Организация движения корреспонденции и государственные почтовые конторы (отделения)
Известно, что транспортных артерий, по которым доставлялась корреспонденция по всему уезду, было две — это Малинский и Суковский тракты, соединяющие Коломну с крупнейшими населенными пунктами уезда. Тем не менее, эти дороги не были шоссированы, проходили по суглинистым почвам, а это может означать, что транспортное сообщение было нестабильным, равно как и доставка корреспонденции.
16834948.jpg
Увеличить
Так, в 1900 году Малинский тракт был описан как дорога, проходящая по глинистому и суглинистому грунту и являющаяся труднопроезжей даже в летнюю дождливую погоду.

"К тому же тракт проходит по холмистой местности и пересекается в нескольких местах оврагами... . Малинский тракт является единственным путем сообщения с городом Коломной для всей обширной северо-западной части уезда.... Однако движение, идущее из западного района Малинского тракта, может изменить свое направление с постройкой железной дороги на Каширу, которая пройдет в 14 верстах от села Малина, почему губернское земское собрание, имея в виду важное значение этого села (Малина — прим.) по отношению к Малинскому тракту, ограничилось улучшением восточной части его от города Коломны до с. Федосьина на протяжении 16,7 верст, из которых 13,2 верст будут шоссированы в 7 участках"[1].

В 1890-х годах структура Коломенской земской почты увязывалась с системой почтово-телеграфных контор, находящихся в крупнейших населенных пунктах уезда (Коломна и село Озеры), и почтового отделения в селе Воскресенском.
16834958_s.jpg
Увеличить
Почтово-телеграфная контора в г. Коломне на Почтовой улице (ныне ул. Лажечникова).
Фото: А.Горожанкин.
Источник: книга-альбом "И явственна с иною жизнью связь..." подзаглавие "Подмосковье на старинных открытках". А.Н.Ларина, С.Ю.Шокарев. Историко-культурное издание. М.; "Дизайн. Информация. Картография" 2007г.
Ссылка: https://pastvu.com/
В кратком справочнике "Памятная книжка Московской губернии (описание уездов)" (1890 г.) приводятся имена лиц, служивших в Почтово-телеграфной конторе:
"Начальник, надворный советник Иван Иванович Мерро;
Помощник, коллежский ассесор Евгений Петрович Хавский».
Далее приводится список «почтово-телеграфных чиновников»:
«Коллежский регистратор Алексей Васильевич Шилов;
Губернский секретарь Александр Васильевич Благовещенский;
Вероника Иосифовна Мерро;
Губернский секретарь Петр Алексеевич Михайлов;
Коллежский регистратор Николай Павлович Миронович;
Надсмотрщики: Иван Петрович Иванов;
Губернский секретарь Петр Вячеславович Зеленецкий"[2].

Более поздние данные (1899 г.) раскрывают конкретнее состав начальствующих лиц почтового ведомства Коломенского уезда: так, начальником Коломенской почтово-телеграфной конторы был коллежский советник Владимир Васильевич Волков, а его помощником — коллежский ассесор Виктор Михайлович Васильев. Начальник почтово-телеграфной конторы в селе Озерах — титулярный советник Дмитрий Лукич Малинсковский, а отделения (Кривякинского) в Воскресенском — губернский секретарь Сергей Васильевич Юдаев [3].
В 1908 г. список служащих почтового ведомства выглядел таким образом:
1. Коломна:
Начальник: Коллежский советник Иван Петрович Попов;
Помощник: Коллежский советник Николай Афанасьевич Семиков;
2. Озеры:
Начальник: Коллежский секретарь Иван Васильевич Трунцев;
3. Почтово-телеграфное отделение Кривякинское при ст. Воскресенское:
Начальник: Коллежский секретарь Семен Иванович Гостев;
4. Почтовое отделение в с. Малине (открылось новое отделение):
И. о. начальника: Алексей Васильевич Беляев4.
Позже открылось еще одно почтовое отделение — при станции Голутвин (1912 г.) [5].
Продолжение следует...

 

Список использованной литературы:
1. Сборник статистических сведений по дорожному делу Московской губернии/ изд. Мос. Губ. земства. - Москва: Тов. Печатня С. П. Яковлева: 1869. - с. 139, 140.
2. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов)/ сост. по офиц. сведениям А. П. Шрамченко. - Москва: Моск. Губ. тип.:1890. - с. 274.
3. Памятная книжка Московской губернии на 1899 год/ под ред. А. В. Аврорина. - Москва: Моск. Губ. тип.: 1899. - с. 305.
4. Памятная книжка Московской губернии на 1908 год/ под ред. Б. Н. Пенкина. - Москва: Моск. Губ. тип.: 1908. - с. 392.
5. Памятная книжка Московской губернии на 1912 год/ под ред. Б. Н. Пенкина. - Москва: Моск. Губ. тип.: 1912. - с. 268.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О Коломенской земской почте (продолжение)

 

Об учреждении сельской почты в Московской губернии
Тем не менее, Коломенская сельская почта могла появиться и ранее 1870 года. 7 января 1866 года генерал-майор свиты Его Императорского Величества, московский губернатор А. В. Оболенский представил в Московскую губернскую земскую управу предложение уездной земской управы Демянского уезда Новгородской губернии устроить систему сельской почты как идею реализации нечто подобного и в Московской губернии.
Из "предположения об устройстве сельской почты" следовало, что:

"Вся, как частная, так и казенная простая корреспонденция и газеты, а также объявления почтовых контор о получении денег, следующие в уезде сельским жителям, должны передаваться из Демянской почтовой конторы в тамошнюю уездную земскую управу. Управа сортирует у себя означенную корреспонденцию по волостям: заделывает в пост-пакеты при особых реестрах и по записке в книгу сдает рассыльному для доставления в подлежащие волости. В волостном правлении получающий почту волостной писарь вскрывает пост-пакеты, проверяет корреспонденцию и в книге рассыльной делает отметку в исправном получении почты, подлежащей раздаче по адресатам в пределах волости.
Тому же рассыльному, привезшему корреспонденцию волостному писарю, сдает в почту, следующую в город, также в пост-пакетах и при реестрах для доставления в управу корреспонденции; от себя уже передается корреспонденция в почтовую контору" [1].

Таким образом, в работе сельской почты участвовали не только местные органы (волостные правления), но и государственные почтовые конторы.
Проект "О подвижных почтовых экспедициях" определил основную задачу системы сельской почты:
"Чтобы облегчить сельским жителям, живущих в отдалении от почтовых контор, средства передавать свою корреспонденцию на почту предполагается учредить подвижные почтовые экспедиции.
Сущность этих экспедиций заключается в том, что в определенном время, по распоряжению губернского почтового начальства командируется из почтовой конторы чиновник в сопровождении почтальона со всеми принадлежностями для приема и выдачи корреспонденции в назначенное земской управой или сельским обществом место, а по окончании приема и выдачи возвращается в тот же день в контору"[2].

Московская губернская земская управа разослала в земские управы данные положения. В некоторых уездах весьма охотно восприняли введение системы сельской почты, например, в Богородском уезде и даже представили уже готовые проекты инструкций, книг почтового тракта, реестров для частной корреспонденции [3].
Коломенская земская управа 27 июня 1866 года сообщила, что
"имеет честь уведомить, что в устройстве подвижных почтовых экспедиций и сельских почтах уезд, по соображению ея, не имеет надобности по не весьма дальнему расстоянию самых отдаленных селений от города, так и по существованию железной дороги до г. Москвы, где жители большою частью находятся на заработках" [4].

 

Продолжение следует...

 

Список использованной литературы:
1. ЦГА г. Москвы, ф. 184, оп. 2, д. 423, лл. 2, 2(об.).
2. ЦГА г. Москвы, ф. 184, оп. 2, д. 423, л. 5.
3. см. ЦГА г. Москвы, ф. 184, оп. 2, д. 423.
4. ЦГА г. Москвы, ф. 184, оп. 2, д. 423, л. 22.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

UPD от 27.05.2016 статьи "Аксиньино":
Некоторые сведения о составе населения (мужского пола) села Аксиньино в середине XIX века можно почерпнуть из приговора сельского схода, в котором содержится список подписавших данный приговор крестьян.
Крестьяне с. Аксиньино Коломенского уезда (1851 г.) [1]:
Грамотные (самостоятельно приложили руку):
1. Иван Сергиев;
2. Тихон Иванов;
3. Василий Андреев;
4. Родион Иванов;
5. Ефим Матвеев;
6. Андрей Ляснов;
7. Зиновий Егоров;
8. Федор Николаев;
9. Ефим Матвеев (рукоприкладчик за неграмотных).

 

Неграмотные:
1. Иван Акимов (сельский староста);
2. Захар Иванов;
3. Иван Иванов;
4. Михаил Трофимов;
5. Иван Авдотьинов;
6. Петр Прокофьев;
7. Яков Архипов;
8. Василий Кузьмин;
9. Егор Архипов;
10. Моисей Сапронов;
11. Демид;
12. Михаил Егоров;
13. Иван Михайлов;
14. Кирилл Кирьянов;
15. Яков Петров;
16. Антон Егоров;
17. Петр Дементьев;
18. Ефим Дементьев;
19. Иоанн Михайлов;
20. Епифан Никон;
21. Антон Ларионов;
22. Тимофей Михайлов;
23. Петр Егоров;
24. Захар Поликарпов;
25. Андриан Юфимов;
26. Андрей Лукьянов; Борис Агофанова;
27. Наум Павлов;
28. Максима Егоров;
29. Лаврентий Титов;
30. Хритон Алексеев;
31. Антипа Данилов;
32. Александр Васильев;
33. Василий Иванов;
34. Семен Поликарпов;
35. Юфим Николаев;
36. Иван Алексеев;
37. Александр Дмитриев;
38. Кузьма Васильев;
39. Григорий Данилов.

 

13.11.2016. Обновление статьи
25 июля 1903 г. в с. Аксиньино Коломенского уезда в семье служащего родился будущий народный артист СССР, актер театра им. Вахтангова, Михаил Степанович Державин [8], отец актера Михаила Михайловича Державина.
Известно, что настоящая фамилия актера — Захаров, однако, позднее Михаил Степанович взял фамилию своей матери, в девичестве Державиной, — чтобы не стать третьим Захаровым в среде своих однокурсников.

 

Храм святителя Николая с. Аксиньино, местночтимые святые
В середине XIX в. промышленник и меценат Я. Я. Ермаков, происходивший из крестьянской семьи села Мещерино, поставил в Аксиньино деревянную церковь, перевезенную из села Гор [2], в будущем - Никольский храм.
Известно, что до этой церкви в селе стоял другой деревянный храм, выстроенный в 1779 году тщанием прихожан, так же освященный в честь Николая Чудотворца. Более подробное описание храма и прихода, в том числе и информацию о раскольниках села Аксиньино, можно найти в архивных документах:

"...2. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, частию ветха стенами.
3. Престол в ней один во имя Святителя и Чудотворца Николая Холодный.
4. Утварью достаточна.
5. Причта положено по штату издавна священник, дьячок и пономарь.
...
7. Дома у священника и дьячка собственные, деревянные на церковной земле. У пономаря по одиночеству дома нет, да и в строительном плане, учтенном в 1826 году, по той же усадьбы дома в то время бывшего пономарского не учтено.
8. На содержание священноцерковнослужителей с 1831 года постоянной оклад положен триста рублей ассигнациями, как получают из Коломенского Казначейства содержание их по бедности прихожан и многочисленности тайных раскольников... .
9. Зданий принадлежащих сей церкви никаких нет, 10 приходских дворов в сем Аксиньине ведомства Государственных имуществ Федосьинской волости крестьян 58 в них душ мужеска пола, 207 женска пола и раскольнических дворов 6, в них душ мужеска пола 14, женска 25"[3].

Введенскую церковь села Гор, тоже деревянную, признали ветхой и решили разобрать и продать в село Богатищево Каширского уезда на строительство храма; однако вовремя деньги за Введенскую церковь не были внесены храмостроителем местным помещиком Стуловым, эту церковь выкупил каширский купец Гаврила Карякин, а храм в Богатищеве был построен храм из другого материала.
Купец хотел использовать дерево на обжиг кирпича, но этому не суждено было сбыться: жители села Аксиньино Коломенского уезда изъявили желание починить Никольскую церковь,
"так как она деревянная и ветхая частию стенами, то дабы она когда нибудь не была приписною к другим церквам к которым во время разлития воды нет возможного сообщения, почему мы для избежания сего неудобства и затруднительности решаемся приступить к починке или постройке новой церкви будучи к тому побуждаемы с надеждою нам в сем деле способствовать соседом нашим первой гильдии московским купцом Яковом Яковлевым Ермаковым, имеющий жительство в недальнем расстоянии от нас Коломенскаго уезда в селе Мещерине, который желает быть ревностным попечителем при постройки деревянной церкви при нашем селе на собственные свои деньги, почему мы обязуемся доставлять на своих подводах безостановочно все материалы принадлежащие к постройке церкви"[4].

Относительно же Введенской церкви села Гор Коломенского уезда можно сделать вывод, что несмотря на свою ветхость, очевидно, она была крепче аксиньинской, раз ее собирались употребить на построение нового храма, о чем и заметил Я. Я. Ермаков в своем прошении Святейшему Синоду:
"Между тем, беру смелость объяснить, что означенная церковь в селе Горах находится в совершенной твердости и может с удобностию перенесена быть из села Гор в село Аксиньино. Здание сей церкви, которая однопрестольная с иконостатом и что которою частию в нем икон в 1846 году куплены каширским Купцом Гавриилом Ивановым Карякиным за 300 руб. сереб. ..."[5].

6 марта 1852 года Московская духовная консистория рассмотрела дело об отдаче церкви села Гор на построение нового храма в с. Аксиньино и решила его в пользу купца Я. Я. Ермакова:
"...1) Поелику почетный гражданин Ермаков желает на свой счет купить деревянную Горскую церковь и перенести ее в село Аксиньино, в котором существующая ныне деревянная же церковь пришла в ветхость и поелику на сие перенесение Горской церкви изъявили согласие и прихожане с. Аксиньино и купец Карякин, внесший за здание деревянной Горской церкви 300 руб. серебром: посему почетному гражданину Ермакову дозволить приобресть покупкою здание деревянной Горской церкви и перенести в с. Аксиньино с тем, чтобы устроение переносимой церкви произведено было под наблюдение благочинного и ответственного архитектора, на месте удобном и приличном"[6].

Церковь начали строить отдельно, не на месте прежнем, о чем в своем донесении заметил благочинный, священник Рождественского храма села Мещерино Симеон Тихомиров:
"...дозволение (разрешение перенести церковь - прим.) ему, почетному гражданину Ермакову, объявлено мною к исполнению по-надлежащему, но он в сем случае поступает несогласно с данным ему разрешением. Ибо ветхая села Аксиньина церковь оставлена на неопределенное время, на прежнем месте, а перевезенную из села Гор намеревается поставить хотя на том же погосте, к чему я без дозволения начальства допустить его не смею, так как ни в одном из присланных указов ко мне о сем не упомянуто. Не доносил же я о сем обстоятельстве потому, что почетный гражданин Ермаков, на построение перевезенной им церкви на другом месте сам хотел испросить от епархиального начальства разрешения, но оказалось, что он в поданном им в настоящем июля месяце (июль 1852 г. - прим.) к епархиальному начальству просьбе о сем не объяснил. ... дозволено ли будет мне допустить почетного гражданина Ермакова перевезенную им из села Гор деревянную церковь поставить в селе Аксиньине на особом месте, а не на месте ныне существующей там ветхой деревянной церкви" [7].

Донесение приобщили к делу, однако, дальнейшая судьба его неизвестна.
----------------------------------------
1. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 14 - 15 (об).
2. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4.
3. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 11.
4. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 14.
5. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 12 (об).
6. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 26 (об).
7. ЦИАМ, ф. 203, оп. 432, д. 4, л. 34.
8. Театр имени Евг. Вахтангова: 20 лет. Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, Е. Б. Вахтангов. - Изд. Музея театра, 1946. - стр. 66.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

UPD от 27.05.2015 статьи "Буньково":

 

В середине XIX в. сельцом владели братья коллежский регистратор Иван Петрович Герценвиц (встречается вариант фамилии Герценвич), коллежский советник Николай Петрович Герценвиц и титулярный советник Григорий Петрович Герценвиц, дворяне Павлоградского уезда Екатеринославской губернии. Им это имение перешло от отца, ротмистра Петра Ивановича Герценвица [13]. После смерти Николая Петровича, последовавшей приблизительно в 1864 году, его доля в составе земель сельца Бунькова перешла вдове Евдокии Федоровне Герценвиц (Лихачевой), проживавшей в г. Харькове "на Екатеринославской улице в собственном доме" [14].
Григорий Петрович скончался в 1863 г., и его наследниками стали дети, дворяне Екатеринославской губернии: коллежский регистратор Григорий Григорьевич, губернский секретарь Александр Григорьевич и лекарь Петр Григорьевич Герценвиц [15].
Таким образом, Буньково вступило в эпоху освобождения от крепостной зависимости с четырьмя владельцами, с которыми крестьяне и заключили выкупную сделку на землю, как это требовало специальное Положение, изданное Александром II во исполнение крестьянской реформы 1861 года.
Из Уставных грамот помещиков Ивана Петровича и Григория Петровича Герценвиц, составленных 12 сентября 1862 года, можно проанализировать не только взаимоотношения крестьян Буньково с помещиком, но и характер их занятий, а также детали быта. Так, до реформы крестьяне платили оброк в размере 20 рублей с тягла (по 10 рублей с двух душ [16]), а с изданием Уставных грамот эту планку понизили до 10 рублей с надела в год. Эти суммы вносились крестьянским обществом сельца Буньково дважды в год — в марте и сентябре.
Крестьянское общество деревни Буньково пользовалось водой из реки Сосенки, "протекающей между дворов", а также держало хлебный магазин — запас продовольствия на случай голода или неурожая, что являлось законодательно закрепленной обязанностью.
При этом земля крестьянских усадеб Бунькова была отнесена ко 2 разряду земель "на том основании, что крестьяне помимо земли пользуются заработками в Москве и соседних фабриках Бронницкаго уезда" [17].
Информация об отхожих промыслах крестьян деревни Буньково Коломенского уезда подтверждается и Поселенными ведомостями по Глебовской волости: по торговой части было привлечено 7 человек, в Гжели на фарфором заводе работало 10, на парчевых фабриках — 10, на ткацких — 5.
Ближайшая школа, куда отдавали детей, была церковно-приходская — в соседнем селе Голочелово (Троицкое). В Поселенных ведомостях по Глебовской волости Коломенского уезда указано, что у священника обучались мальчики, родители которых платили по 2 рубля за азбуку, 2 рубля за псалтырь, 2 рубля за письмо, 2 рубля за счет [17].

 

-----------------------------------------
13. ЦГА г. Москвы, ф. 66, оп. 5 д. 1387, л. 68.
14. ЦГА г. Москвы, ф. ,оп. 5 д. 1387.
15. ЦГА г. Москвы, ф. 66, оп. 5 д. 1387, л. 1.
16. ЦГА г. Москвы, ф. 184, оп. 10, д. 2076.
17. ЦГА г. Москвы, ф. 66, оп. 3, д. 1726, л. 2.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте,
а не встречались ли Вам в архивах данные о селе Сергиевское Коломенского района? сравнительно недавно оно называлось Выселки или Сергиевские Выселки. Находится прямо напротив Ново-Голутвина монастыря.....
и еще - Вы писали что Старо-Голутвин монастырь украсился специфическими башенками после посещения Коломны Казаковым - в НовоГолутвинском аналогичные башенки - это тоже результат визита Казакова или просто скопировали с центра города?

Здравствуйте! Про Сергиевское ничего такого не видела, но могу посмотреть). О башенках тоже отвечу позже, если информация ещё актуальна).

Добрый день!
Наконец-то нашла информацию по Вашему вопросу, которая может оказаться полезной.
Из книги "По Оке от Коломны до Мурома", Г. К. Вагнер, С. В. Чугунов, Москва, 1980.

 

Путешественник по "дорогам к прекрасному" не может не обратить внимание на довольно часто встречающиеся в Коломне памятники так называемого псевдоготического стиля. Сюда относят бывш. Архиерейское подворье (в кремле), а также ограды четырех монастырей - Брусенского, Ново-Голутвина (в кремле же), Старо-Голутвина (при слиянии москвы-реки с Окой) и Бобренева (по ту сторону реки). Все эти памятники созданы в последней четверти XVIII века (архиерейское подворье перестроено позднее), когда увлечение псевдоготикой захлестнуло даже придворную архитектуру (знаменитое Царицыно под Москвой).
Исследователи проявили немало остроумия в поисках объяснения этому явлению, возникшему, казалось бы, в самое неподходящее время - в период расцвета строгого классицизма, весь рациональнй дух которого противоречил иррационализму псевдоготики. Но действительно ли русских архитекторов интересовала готическая архитектура как таковая? Вряд ли. Скорее всего, их влекло к архитектурной "романтике", и они находили ее в довольно затейливых образах русской архитектуры конца XVIII века, получивших название "нарышкинского стиля". Известно, что "нарышкинским стилем" увлекались и В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, плодом чего был живописный ансамбль в подмосковном Царицыне.
<...>
Коломенская псевдоготика предвосхищает рязанскую. О рязанской псевдоготике говорить здесь не место, памятники ее лежат сравнительно далеко от нашего маршрута, да и описаны они нами довольно подробно в "Рязанских достопамятностях". Коломенские же памятники достойны того, чтобы остановить на них внимание.
Как уже сказано, они представлены монастырскими оградами. Видимо, в этой области зодчие были более свободными в выражении своих намерений. Коломенские монастырские ограды очень оживляют не только рядовую деревянную и каменную, но и классическую застройку города. Устремленные вверх своими остриями, изящные двух- и трехъярусные цилиндрические башенки выглядят среди окружающих домов как минареты, кажется даже, что мы попали в какое-то татарское селение, что, между прочим, тоже предвосхищает рязанские впечатления (мы имеем в виду Касимов с его мечетью и минаретом). Почти всем этим Коломна обязана М. Ф. Казакову, который приехал сюда в 1778 году и, как уже говорилось выше, увлекся величественными образами кремля. Не этими ли увлечениями объясняется интерес М. Ф. Казакова к псевдоготике?
(здесь приводятся иллюстрации оград Брусенского монастыря и Старо-Голутвина монастыря) - Прим.
В сущности, не псевдоготикой он интересовался, а средневековым зодчеством вообще, и в частности - древнерусским. Этим же интересовался и его знаменитый современник - В. И. Баженов. Но в то время как В. И. Баженов придавал своим творениям в "средневековом стиле" барочный оттенок, у М. Ф. Казакова сильно чувствовалась классическая подоснова. Она проглядывает и в коломенских памятниках, мы знакомы с ней и по Рязани.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Немного о ярмарках и торгах Коломны и уезда

 

О духе городской, как некогда говаривали, "ярмонки" с шарманщиками, фокусниками, акробатами, яркими афишами, сохранил некоторые воспоминания писатель Б. А. Пильняк. Писатель жил в Коломне какое-то время, и черты этого старого, самобытного, калачного, ароматного, теплого, провинциального, невысокого, но обаятельного города, раскинувшегося на берегах трех рек, он запечатлел в некоторых своих произведениях.

file.php?id=393&filename=%D0%9A%D0%BE%D0

Коломна, Житная площадь. Фотография Шевлягиной в Коломне.
Источник: https://pastvu.com/, загрузил ArchitectorS

 

Еженедельные базары по понедельникам и четвергам в Коломне существовали «с давнего времени»<1>.
В Озерах базара не было, и жители села отправлялись на торг, устроенный в селе Люблине Каширского уезда которое располагалось на противоположной стороне Оки, однако в весеннее время по открытии воды и в осеннее по замерзании посещение этого торга не представлялось возможным. Крестьяне с. Озер в 1864 году ходатайствовали в Московское губернское правление об открытии в Озерах базара — и их просьбу удовлетворили<2>. Базары проходили по воскресным дням на площади, а с 1895 года - в Далматской слободе<3>.

Торговля в уезде шла, в основном, предметами быта, сельскохозяйственными орудиями и, разумеется, провизией.

Цитата

Еженедельные базары по понедельникам и четвергам в Коломне существовали «с давнего времени»<1>.
В Озерах базара не было, и жители села отправлялись на торг, устроенный в селе Люблине Каширского уезда которое располагалось на противоположной стороне Оки, однако в весеннее время по открытии воды и в осеннее по замерзании посещение этого торга не представлялось возможным. Крестьяне с. Озер в 1864 году ходатайствовали в Московское губернское правление об открытии в Озерах базара — и их просьбу удовлетворили<2>. Базары проходили по воскресным дням на площади, а с 1895 года - в Далматской слободе<3>.
Торговля в уезде шла, в основном, предметами быта, сельскохозяйственными орудиями и, разумеется, провизией.

 

Именно так описано состояние торговли и ярмарочных мероприятий Коломенского уезда в «Справочной книжке Московской губернии (описание уездов)» от 1890 г.:

Цитата

«Особо выдающихся торговых пунктов в уезде нет и ярмарки бывают не особенно значительные. К числу более оживленных по торговле относятся ярмарки, бывающие 1 мая и 1 сентября в городе, где по понедельникам и четвергам бывают также и базары. Кроме того, ярмарки бывают: в с. Мячково — 15 августа, в с. Ратмир — 26 июня, в с. Бояркино — 2 мая, в д. Полубояркиново — 21 июня, в с. Горы — в 10 пятницу после Пасхи, в с. Озеры на Сырной неделе в среду и в с. Малино во вторник на Масляной и 6-е воскресенье после Пасхи.
Предметами торговли на перечисленных ярмарках служат земледельческие орудия, мануфактурный товар и вообще материалы первой необходимости сельского хозяйства.
Население занимается главных образом хлебопашеством, затем работами на местных крупных фабриках, отхожим промыслом и берут на дому мелкую работу - выработку шерстяной и бумажной пряжи»<5>.

 

Базары же проходили более регулярно — еженедельно, в трех населенных пунктах: в Коломне по понедельникам и четвергам, в с. Озеры по субботам и в с. Малино по вторникам<6>.
Ярмарки выполняли роль не только большой торговой площадки, но и своеобразных выставок, на которых посетителям демонстрировались какие-либо ремесла, промыслы и занятия, а также новшества и технологические возможности, которые на тот момент были актуальны. Такие выставки и, по сути, мастер-классы были призваны не только просветить местных жителей и рассказать о новом, но и привлечь в представляемую сферу деятельности новых людей.
Так, Коломенское уездное земство в рамках своей деятельности и популяризации пчеловодства устраивало передвижные выставки на ярмарках в уезде.
Земский пчеловод Л. Бояринов описывает реакцию посетителей коломенских ярмарок 1905 г. на подобную экспозицию:

Цитата

«Крестьяне с большим интересом рассматривали и расспрашивали о разного рода пчеловодных принадлежностях и о самом пчеловодстве. Предметы для передвижной выставки были взяты из музея»<7>.

 

Речь идет о земском музее пчеловодства, находившемся в г. Коломне, экспозиция которого находилась частично в беседке при земской управе, а частично — на главном земском сельскохозяйственном складе на Мещаниновской улице.

 

14.06.2017

Залата Татьяна (T.Larina)


Список использованной литературы и источников:
1. ЦГА Москвы. Ф. 16. Оп. 24. Д.38.
2. Там же.
3. Сборник постановлений Московского губернского земского собрания за 1865 — 1897 гг.
4. Военно-статистическое обозрение Российской Империи/ издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба . - Санкт-Петербург : в типографии Департамента Генерального Штаба, - Т. 6, ч. 1: Московская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте, составлял Ген. штаба кап. Свечин]. - 1853. - С. 176.
5. Справочная книжка Московской губернии, (описание уездов), составленная по официальным сведениям управляющим Канцелярией московского губернатора А.П. Шрамченко : Изд. 1890 г. - Москва : Губ. тип., 1890. - С. 281.
6. Сведения о крестьянском землевладении и землепользовании; фабричных и отхожих промыслах; платежах и недоимках на 1-е января 1894 года. - Коломна : Колом. уезд. земство, 1894. - С. 3.
7. Бояринов, Л. Краткий очерк мероприятий по пчеловодству Коломенского уездного земства с 1900 г. по 1905 г. / [Зем. пчеловод Коломен. уезда Л. Бояринов]. - Санкт-Петербург : типо-лит. М.П. Фроловой, [1906]. - С. 6.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К истории часовни св. Александра Невского в Коломне

 

В ноябре 2017 года при проведении работ в рамках благоустройства города на площади Двух революций в Коломне был обнаружен фундамент часовни св. Александра Невского, которая появилась здесь во второй половине XIX века, а исчезла в годы лихолетья века XX. Фундамент вновь обретенной святыни увидел свет в начале века XXI.
Это событие поистине уникальное, значимое как с точки зрения как исторической, так и духовной. Некогда эта часовня украшала город, удачно вписавшись в его архитектурный облик и подружившись с суетливым характером главной торговой площади Коломны.
Часовню было предложено заложить «стараниями всего земства» в память о событии, произошедшем в Петербурге 4 апреля 1866 года – в память чудесного спасения императора Александра II, прозванного Освободителем, «от руки злодея» <1>.
В 1866 году произошло одно из покушений на жизнь императора, которое оказалось неудачным. По всей стране возводились подобные святыни в память о спасении Александра II: в деревне Семенцевой Вологодской губернии <2>, Царевококшайске Казанской губернии, в городе Рыбинске Ярославской губернии <3>, часовня Илии Пророка в селе Родня Тверской губернии <4>, в городе Богородске Московской губернии и др.
Каменная часовня в Коломне освящена в честь небесного покровителя императора – святого князя Александра Невского. В различных источниках она именуется и как «часовня св. Александра Невского», и как «часовня, сооруженная в память 4 апреля 1866 года».
В сентябре 1866 года коломенским уездным земством была сформирована специальная комиссии для постройки часовни. Однако на заседании 30 сентября 1867 года земство констатировало, что первая комиссия, которая должна была заниматься устройством часовни, работала неэффективно:

Цитата

«…усматривая, что часовня эта не выстроена, а средства, собранные прежней комиссией, не достаточны, постановило (земство – Прим.): избрать новую комиссию, которой установить (написано неразборчиво - Прим.) сумму, собранную на этот предмет, с тем, чтобы как этою суммою, так и всеми имеющимися пожертвованиями, денежными и всякого рода материалами она распоряжалась по своему усмотрению, без ограничения и отчета. Принимая во внимание, что не ограниченная в своих действиях комиссия может достигнуть благолепной постройки, - устройство фасада, внутренняя и внешняя отделка – также поручаются смотря по ея средствам и благоусмотрению»<5>.

 

В новую комиссию были избраны по два члена от каждого сословия: от дворянства Н.Н. Новиков и П.И. Вельяшев, от городского сословия – Г.Н. Левин и С.И. Петров, а от сельского – Ф.И. Сарычев и И.П. Федоров <6>. На заседании 2 октября седьмым членом комиссии в качестве исключения был избран гласный А.А. Данилов, бывший в прежней комиссии <7>. Очевидно, гласный Пыньков состоял в прежней комиссии.

Цитата

«Собрание единогласно определило: место для постройки часовни назначить на житной площади, прилегающей к шоссе, на углу против домов Ротина и Фролова»<8>.

 

Земля, на которой предполагалось возвести часовню Александра Невского, принадлежала городу и была специально отведена с разрешения Московского губернского правления под постройку святыни указом от 23 апреля 1868 года <9>. К тому же, коломенский городской благочинный Михаил Сандыревский на предписание Московской духовной консистории донес, что предполагаемое для постройки место «на градской, так называемой Житной площади <…> архитектором найдено по грунту удобным, по положению же своему для часовни прилично»<10>.
Часовня святого Александра Невского созидалась на средства как простых прихожан, так и состоятельных благотворителей. Средства собирали всем миром. Среди сумм, отданных на устройство святыни, были и довольно крупные, например, 600 рублей, пожертвованные гласным Хоботовым, заявившем об этом своем желании на заседании Коломенского уездного земского собрания 30 сентября 1867 года.
Только за один 1867 год в земскую управу поступило 1 632 рубля на устройство часовни в Коломне <11>.
30 апреля 1868 года Коломенская уездная земская управа представила Епископу Дмитровскому и викарию Московскому Леониду прошение с прилагаемыми планами часовни с просьбой разрешить приступить к постройке часовни.
На момент подачи прошения уездная управа собрала 5 000 рублей <12>.
24 мая 1868 года проект предполагаемой к постройке часовни был одобрен <13>, а 31 мая 1868 года коломенским земством было получено разрешение на строительство часовни <14>.
Проект часовни в документации, направленной Московской духовной консисторией в губернское правление, представлен в разрезе <15>.

file.php?id=421&filename=20171128_192205

Рисунок 1. Проект часовни св. Александра Невского в Коломне. 1868. Источник: ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 173. Д. Л. 4.

 

Часовню резолюцией Московской духовной консистории предписано приписать к причту городского Успенского собора <16>.
Местонахождение часовни обязывало купцов, державших различные заведения на шумной торговой Житной площади, претерпевать определенные ограничения.
В 1873 году коломенский купец Александр Матвеевич Васильев пожелал открыть ренсковый погреб «с продажею питей навынос» <17> в его же лавке, располагавшейся в доме Ротина, однако погреб располагался бы слишком близко к часовне.

file.php?id=422&filename=%D0%9F%D0%BB%D0

Рисунок 2. Церковь Иоанна Богослова и предположительно часовня св. Александра Невского на плане г. Коломны, изд. в 1873 г. (План города Коломны // Планы на уездные города и посады Московской губернии [Карты] / составлены надворным советником Тодт. - Б.м., 1873).

 

По законодательству того времени (а именно согласно Уставу о питейном сборе) заведение, продающее раздробительно крепкие спиртные напитки, дозволялось открывать от храма, часовни или монастыря не ближе чем за 40 сажен. В исключительном случае соответствующее разрешение мог дать губернатор.
В качестве такого исключения ранее купцам Третьякову и Журавлеву московский генерал-губернатор разрешил открыть ренсковые погребы также в непосредственной близости от часовни.
С подобной же просьбой обращался и сосед купца Васильева купец Фролов. Как и дела Третьякова и Журавлева, прошения Васильева и Фролова были направлены генерал-губернатору на том основании, что «подобные заведения совершенно безвредны как в нравственном, так и в религиозных отношениях»<18>.
В резолюции в ответ на прошение купца Фролова, поданному в Коломенскую городскую думу, так же в качестве смягчающего фактора указывалось, что «дом его (Фролова – Прим.) не имеет узаконенного расстояния от одной только часовни, в которой Богослужение отправляется весьма редко»<19>.
Но часовне Александра Невского не суждено было пережить годы лихолетья. Уникальный, буквально точеный (что видно не только из сохранившихся фотографий святыни, но и из проекта, представленного в разрезе) памятник архитектуры в глазах новой власти стал памятником культа и прежним «буржуазным» излишествам, в том числе и эстетическим. И действительно, «быстрорастущее городское движение по Советской площади заставило убрать аляповатое здание часовни Александра Невского» <20>.
Кроме того, на Житной площади Коломны в годы великих потрясений 1905 и 1917 годов происходили ожесточенные бои. События тех дней позволили переименовать Житную площадь в площадь Двух Революций в память героев революционной борьбы. В 1927 году на площади была организована братская могила, в которой покоится прах растрелянных революционеров <21>.
Разумеется, рядом с ценностями революции православная святыня соседствовать не могла.
В 1924 году часовню Александра Невского снесли <22>.
Как писал позже советский краевед Г.П. Ефремцев:

Цитата

«Особенно много зелени и цветов появилось в Коломне в послевоенный период. На бывшей Житной базарной площади разбит самый красивый в городе сквер с бассейном»<23>.

 

В 2018 году исполняется 150 лет с тех пор, как в Коломне появилась часовня св. Александра Невского. Можно было бы сказать, что святыню не пощадило время. Но, к сожалению, это не тот случай: святыню не пощадили сами люди.

 

30.12.2017

Залата Татьяна (T.Larina)

Список использованной литературы:
1. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 759. Д. 235. Л. 1.
2. См. Платов, И. Д.. Описание о сооружении часовни временно-обязанными крестьянами Вологодской губернии Грязовецкого уезда деревни Семенцовой в память освобождения крестьян и 4-го апреля, за спасение драгоценной жизни царя освободителя / Соч. крестьянина И.Д. Платова. - Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1869. - 8 с.
3. См. Козлов, А. Б. Строитель часовни // Рыбинские известия. – 24.08.2011. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gazeta-rybinsk.ru/2011/08/24/2290
4. См. Часовня Илии Пророка в Родне // Электронное периодическое издание «Храмы России». - – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://temples.ru/card.php?ID=21546
5. Журналы уездных земских собраний Московской губернии 1867 года. - Москва: Университетская типография, 1868. - С. 538.
6. Там же, с. 538.
7. Там же, с. 539.
8. Там же, с. 539.
9. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 759. Д. 235. Л. 3.
10. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 759. Д. 235. Л. 8 (об).
11. Журналы уездных земских собраний Московской губернии 1867 года. - Москва: Университетская типография, 1868. - С. 559.
12. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 759. Д. 235. Л. 1.
13. ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 173. Д. 144. Л. 3.
14. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 759. Д. 235. Л. 8.
15. См. Рисунок 1.
16. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 759. Д. 235. Л. 9 (об).
17. Журналы Коломенской городской думы за 1873 год. – Москва: тип. В. Я. Барбей, 1876. – С. 21.
18. Там же, с. 22.
19. Журналы Коломенской городской думы за 1872 год. – Москва: тип. В. Я. Барбей, 1875. – С. 143.
20. Ефремцев, Г. П., Кузнецов, Д. Коломна / Г. П. Ефремов. – Московский рабочий, 1977. – С. 132.
21. Сергеева, Е.В. Подмосковье : экскурсии и турист. маршруты / сост. Е. В. Сергеева. - 2-е изд., перераб. - М. : Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1956. - С. 45.
22. Часовня святого Александра Невского // Церкви, храмы, святые источники Коломны и Коломенского района. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://церкви-коломны.рф/Chasovnya-Aleksandra-Nevskogo-Kolomna.htm
23. Ефремцев, Г.П. Победа Советов в Коломне / Г.П. Ефремцев. – Москва: Московский рабочий, 1957. – С. 111.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования