Перейти к публикации

Ступинский и Коломенский районы Московской области


Рекомендованные сообщения

За столетия существования Московской губернии административно-территориальные границы не раз меняли свои очертания. Меняли очертания границы уездов, волостей, областей. Ступинский и Коломенский районы территориально находятся рядом, поэтому история их взаимосвязана, поскольку те населенные пункты, которые относятся ныне к Ступинскому району, раньше относились к Коломне. И наоборот.
В радиусе этих двух городов сосредоточено немало интересных и примечательных мест. Постепенно можно освещать их в этой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коломна

 

Коломну по праву можно считать преемницей или, если хотите, уменьшенной копией Москвы. И правда: она младше первопрестольной всего-то на 30 лет! Первое упоминание о Коломне встречается в 1177 году в Лаврентьевской летописи. Безусловно, эта дата основания города является очень условной, поскольку первые поселения на территории нынешней Коломны возникли ещё в VI в. до н.э. и были это поселения финно-угорских племен. Существовало несколько городищ и в начале нашей эры.
Первые племена славян-вятичей появились здесь на рубеже XI-XII вв. Археологические исследования показали, что уже в конце XIII- XIV вв. в Коломне существовало уже довольно оформившееся поселение: были найдены следы обгоревшей деревянной мостовой того времени и остатки частоколов - заборов, разделявших усадьбы, в Древней Руси. Уже в 80-х гг. XII века Коломна упоминается как место, с которым связаны распри и междоусобицы князей: упоминается рязанский князь Глеб и владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Последний мстил князю Глебу за взятие Москвы походом на Рязань. Естественно, по пути ему и встретилась Коломна, которая уже обозначилась как город довльно влиятельный и важный в стратегическом отношении. Примерно в это же время появляется и первая информация о коломенском князе Всеволоде Глебовиче, следовательно, это удельный князь (судя по отчеству), ведь Коломна относилась к Рязанскому княжеству.
Уже упоминалось о том, что город был стратегически важным объектом. Расположенный в устье реки Москвы при впадении в крупнейшую Оку, город был и развитым в торговом отношении, и центром неоднократного сбора войск. Здесь собирались и перед походом на Чернигов объединенные рати Владимиро-Суздальского княжества и Рязанского, и, чуть позже, войска Дмитрия Донского перед походом на Куликово поле. Коломна неоднократно подвергалась набегам татар и недругов, разорялась, поджигалась.
В торговом отношении Коломна также была "продвинутым" городом. Судя по одной из версий о происхождении названия города, на берегу реки был менок - рынок. И река, по этой версии, получила название Коломенка ( как бы "около мена", река около мена). От названия реки и произошло название города. Но это всего лишь одна из версий. Точной истории происхождения пока что не установлено.
Татаро-монгольское нашествие добралось и до Коломны. Из всех русских княжеств первой перенесла удар Рязань. Затем - Коломна. 1 января 1238 года состоялось сражение с Батыем, в результате которого город был разорен и сожжен. Как и любой город той эпохи (кроме Новгорода, участь которого была облегчена), Коломна несла все тяготы ига. Сохранилась и дошла до наших дней легенда о церкви на Оленьем Вражке. Олений Вражек - это урочище. По легенде, горожане при набеге захватчиков, спрятались в этой церкви и молились о спасении. Бог услышал молитву, разверз землю и скрыл церковь с горожанами. Говорят, что колокола продолжали звонить даже из-под земли. Сейчас здесь проходит улица Олений Вражек. Церкви там нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одним из первых гербов Коломны считается эмблема мифического животного, найденного у древнейшей каменной церкви Подмосковья - церкви Иоанна Предтечи в Городищах. Существует несколько версий происхождения этого барельефа. Подробнее о них, а также об изменениях герба города можно прочитать здесь: http://town-kolomna.chat.ru/EMBLEMS/index.htm
08dbc78bb502.gif
http://town-kolomna.chat.ru/EMBLEMS/index.htm
Между тем, Коломна продолжала быть объектом набегов монголо-татар - уже в 1239 году её вновь разоряют.
Так получилось, что Коломна была первым городом, присоединенным к тогда ещё молодому и небольшому Московскому княжеству. Произошло это в 1301 году в правление московского князя Даниила Московского. Таким образом, с Коломны начался процесс присоединения городов к Москве, а затем и централизации вокруг неё. Спустя 27 лет Коломна уже упоминается в завещании Ивана Калиты. В 1353 году (примерно) произошло крупное событие и в духовной жизни города: учреждается Коломенская епархия.
7684ded258ac.jpg
Часто Коломну связывают с именем князя Дмитрия Донского, что справедливо: город был завещан юному князю. Он любил этот город, совершал отсюда походы. Даже, по легенде, венчался он здесь, в храме Воскресения Словущего, с княжной Евдокией Дмитриевной.
Во времена правления Дмитрия Ивановича Донского был основан Голутвин монастырь (Старо-Голутвин) (1374 г.), построен кафедральный Успенский собор (1379-82) в память о победе над татарами в битве на р. Воже, Бобренев монастырь (1380 г.). История Успенского собора довольно интересна. Он неоднократно перестраивался, а в 1380 году неожиданно рухнул. Причина была в ошибках при строительстве. Поэтому поистине второе рождение собор получил уже после Куликовой битвы; именно тогда появились росписи и иконы знаменитого русского иконописца Феофана Грека. Нельзя думать, что тот собор, который стоит сейчас - и есть первоначальный. Нынешнее строение было возведено в XVII веке Мелентием Алексеевым.
90ecea336d8e.gif
http://town-kolomna.chat.ru/
f6d7cb1ce839.jpg
Храм "натерпелся" сполна: в XVIII веке сгорел иконостас, в начале XIX века был передел глав собора. Во времена Великой Отечественной войны блестящие купола замазали черной краской, очевидно, из соображений безопасности при обстрелах с воздуха. Но краска оказалась настолько едкой, что отмыть её смогли только в 90-х гг. XX столетия, причем, не до конца. Именно поэтому реставраторы вынуждены были несколько видоизменить купола: покрыть их зеленым цветом. В соборе в советское время располагались склады (что, собственно, неудивительно). Да и не только в нем одном.
30854370480bt.jpgОка у Девичьего поля, наши дни.
21a36e1edcdc.jpg

 

улица Девичье поле

 

15 августа 1380 года, на Девичьем поле в Коломне (сейчас здесь располагается улица с одноименным названием), Дмитрий Донской проводит смотр войск перед походом на Куликово поле. Это крупнейшее событие - ведь войска-то были объединенными! - отразилось и в знаменитой "Задонщине": "Трубы трубят на Коломне..." Появилась легенда, связанная с этим смотром и рекой Северкой. Как известно, объединенные войска шли из Москвы. Уже на подходе к Коломне, 14 августа, Дмитрий Донской, по легенде, съел горсть земли - что-то вроде клятвы верности Родине. Он сплюнул в реку эту черную слюну, и с тех пор река в Северке мутная (не знаю, правда или не правда, а вода там действительно мутная и темная). П
В 1385 году Коломна вновь отошла к Рязани (через захват её рязанским князем), но, затем, быстро вернулась к Москве.
На протяжении XV века Коломна претерпела много событий: повоевала с Рязанью, отошла в кормление литовскому князю, четырежды горела, укрыла Василия Темного, изгнанного из Москвы Юрием Галицко-Волынским, отойти Шемяке; Коломну посещали и иностранцы - венецианцы Иосафато Барбаро и Амвросий Контарини.
В XVI веке Василий III делает Коломну своей резиденцией, и в период с 25 мая 1525 года по 15 августа 1531 года в городе возводится каменный кремль. Это важнейшее событие не только в истории города, но и в истории Московской земли, поскольку Коломна располагалась в весьма удобном месте. Она, как и ряд других городов и монастырей того времени (Серпухов, Белопесоцкий монастырь, например), выполняла функцию оборонительной точки на подходе к Москве. Город-"страховщик", точнее его крепостные стены, должны были быть прочнее, мощнее и толще стен Московского кремля. Площадь Коломенского кремля практически равна площади Московского, но, при этом, стены его действительно мощнее.
34539ae33df1.jpg
Маринкина башня и стена Коломенского кремля
Кремль строился по прототипу Москвы. Он содержал 17 башен. Возводился зодчими-итальянцами Алевизами Большим и Малым.
Более подробное описание истории Коломенского кремля и его схема:
http://town-kolomna.chat.ru/HIS/kreml.htm
Со временем, особенно после утраты своего оборонного значения, кремлевские стены начали ветшать. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов, уроженец Коломны, вспоминает то, с каким грохотом практически на его глазах обрушилась одна из самых мощных башен кремля - Свиблова. Будучи ещё гимназистом, он возвращался после занятий рекой, и вдруг его поразил грохот - башня рухнула. До наших дней кремль дошел не полностью: уцелело только 6 башен и Пятницкие ворота. Но каких башен! "Визитной карточкой" города по праву считается Коломенская, или Маринкина. Название свое она получила от имени польской авантюристки Смутного времени Марины Мнишек. После всех её приключений, несостоявшуюся царицу заключили в Коломенскую башню. По легенде, Марина превратилась в сороку и вылетела в бойницу. Кстати,
В Смутное время коломенцы одними из первых присоединились ко второму ополчению в 1612 году. До этого Марина Мнишек с сыном Иваном находилась в Москве, позже к ней примкнул атаман Иван Заруцкий. Уже после заточения Марины встал вопрос о наказании аферистки-смутьянки. Но как? Марина была полячкой, казнить её не могли - только заточить в крепость, что и сделали. Казнить можно было только её малолетнего сына Ивана - сына Лжедмитрия II. И казнили. Говорят, что когда это сделали, то Марина прокляла воцарившуюся династию.
В 70-х гг. XVII века через Коломну проезжал иностранец Адам Олеарий, оставивший рисунок Коломны, а также воспоминания и впечатления о городе.
1f3f02285921.jpg
http://town-kolomna.chat.ru/
Русский военный флот начался в 1667 году, при строительстве верфи в селе Дединово Коломенского уезда.
В 1682 году появился памятник шатрового церковного зодчества - Соборная колокольня. Храм горел в 1739 году, от чего часть колоколов растопилась, часть - упали. В XVIII веке на Колокольне располагались часы с боем. Во времена строительства этой церкви, шатровый стиль был популярен, но позже его запретила Церковь.
405a6ad94762.jpg
В ходе административной петровской реформы 1708 года появилась Московская губерния, к которой присоединили Коломенский уезд. В начале XVIII века в Коломне возводится каменный храм Николы-на-Посаде, аналогов которому нет во всей России. Он наряден, праздничен, а уникальность её состоит в интересном украшении из множества "кокошников". 2609d1e5f6a8.jpg
храм Николы-на-Посаде. Статья в Википедии
В 1723 году была основана Коломенская духовная семинария, которая стала выпускать коломенское ( и не только) священство. Одним из выпускников этого заведения был будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) - поистине уникальный человек. Подробнее его биографию можно почитать здесь. С Коломной неразрывно связано имя ещё одного выдающегося человека - писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Писатель-историк, он родился в Коломне, провел здесь своё детство. Воспоминания о городе детства отразились в написании некоторых произведений: так, в романе "Ледяной дом", он упоминает коломенскую пастильницу. И действительно, в период XVIII-XIX вв. коломенская пастила славилась и была своеобразной "визитной карточкой" города.
3d5062acb221.jpg
План застройки города, утвержденный в 1784 году
http://town-kolomna.chat.ru/
В екатерининскую эпоху Коломну посещал известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков. Город ему понравился. И архитектор "приложил руку" к его усовершенствованию и украшению: Бобренев и Голутвин монастыри получили "фирменные" башенки, построена Вознесенская церковь.
В 1799 году Петр I упразднил Коломенскую епархию. Всё переводилось в Тулу. А бывшая епископская резиденция превратилась в Ново-Голутвин монастырь.
В силу самых различных обстоятельств, в Коломне бывали композитор Алябьев, автор знаменитого "Соловья", и Н. Карамзин. Первый жил в городе, будучи в ссылке, а второй - проездом. Бывала в Коломне и Ахматова. Даже в стихотворении "Поздний ответ" поэтесса запечатлела Маринкину башню (стихотворение было посвящено Марине Цветаевой).
В 1846 году в Коломне родился известный ученый, редактор словаря Брокгауза и Ефрона И.И. Янжул. Коломну посещали министр финансов С. Ю. Витте, Николай II. В 1861 году в селах Шкинь и Борисово Коломенского уезда были крестьянские волнения в имениях генерала Д.Т. Бибикова.
В 1863 году произошло важное событие не только в истории города, но и в истории российской промышленности: был основан инженером А.Е. Струве Коломенский машиностроительный завод (КМЗ). За этим предприятием прочно закрепилась репутация промышленного гиганта: завод производил огромное количество мостов, пароходов, поездов и т.д. Бородинский, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве - родом с КМЗ. Литейный мост в Петербурге тоже изготовил и построил КМЗ. Выпускались локомобили, подъемные краны, прочие приборы. Первый российский трамвай также был сооружен здесь. Могли изготавливать и автомобили, но инициативу эту не поддержало Правительство. Отвергнута была и идея об изготовлении КМЗ дизельных локомотивов. А ведь это могло быть впервые в мировой практике!
c11f6899eb49.jpg
Локомобиль
Город развивался, открывались больницы, училища, благотворители строили на пожертвования храмы. В 1874 году в Коломне открыта фотомастерская М. Бортняевой. Стали появляться фотографии города, которые очень важны и нужны тогда, когда хочется взглянуть на Коломну такой, какой она была в конце XIX-начале XX вв.
41d8ef5ec9aa.jpg
http://www.kolomna-kreml.ru/
632a88417b9b.jpg
http://www.kolomna-kreml.ru/
a20860ab2f39.jpg
http://www.kolomna-kreml.ru/
В 1902 году Коломна наконец-то получила свой водопровод.
Безусловно, революционные события и 1905, и 1917 года не обошли стороной Коломну. Были и стачки, и забастовки, был организован Совет крестьянских депутатов.
В Советский период город прирастал новыми районами и застраивался. Развивалась транспортная сеть, получили известность коломенские трамваи. Памятники старины (в основном, церкви и монастыри) претерпевали не лучшие времена: были заброшеными, в них устраивали склады и гаражи, а некоторые храмы и вовсе "обезглавили".
Сейчас постепенно возвращается старинный облик города, расцветает туризм, возрождается паломничество. Чем живет Коломенский кремль сейчас, можно узнать здесь. Проходят различные мероприятия, акции. Город живет, и это радует. Правда, на мой взгляд, есть одно НО: вместе с восстановлением культурных памятников, происходит "переусердствование", благодаря которому Коломна теряет свою индивидуальность, самобытность и камерность. Та Коломна, которая была 5 лет назад, была, пусть и с разрушенными куполами, но более самобытной, потому что усилия по её облагораживанию не были чрезмерными. Хотя это нисколько не умаляет незабываемой атмосферы старинного провинциального городка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Шкинь
Шкинь находится в Коломенском районе Московской области, входит в Непецинское сельское поселение.
Конечно же, самая главная достопримечательность этого села - это уникальная церковь Духосошествия. Но обо всём по порядку.
Село находится на реке Северке, притоке Москвы-реки (легенду о р. Северке см. выше).
Как уже упоминалось выше, принадлежало село генералу Г.И. Бибикову. Ранее здесь была усадьба, от которой сохранились только Духовская церковь и остатки усадебной постройки. Ещё одной местной исторической знаменитостью является юродивый Данилушка (Д.И. Васильев). Подробнее о нём можно почитать здесь.
Первое упоминание о Шкини можно встретить в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича от 1461 года. Село он передает "своей княгине" - супруге Марии Ярославне, которая владела также рядом коломенских сел. "<...>Да даю своей княгине село Серкизовское и с Мезынкою и со всеми селцы и с деревнями, да село Высокое и с деревнями и с бортью, да село Шкинь и с деревнями".
По итогам межевания от 1767 года Шкинь принадлежала полковнику Петру Михайловичу Приклонскому. В XVIII веке в селе насчитывалось население около 209 душ. Шкиньское владение, которое включало в себя и село Борисово с Новоселками, было очень крупным. Южной границей стала река Осёнка, северной - Северка.
По состоянию на 1890 год в селе проживало 149 человек. Через 9 лет в Шкини было уже 304 человека. В селе располагалась земская школа, а сама Шкинь принадлежала Непецинской волости Коломенского уезда. По данным 1909 года в Шкини находилась церковно-приходская школа, земское училище и казенная винная лавка. Почему казенная? Сергей Юльевич Витте в 1894 году ввел винную монополию, которая действовала вплоть до 1913 года, поэтому винные лавки могли быть только казенными.
В 1861 году в селе произошло крестьянское восстание при генерале Д.Г. Бибикове.
И вот, наконец, обозрев вкратце историю села, можно подойти и к истории удивительного, необычного храма - Духовской церкви (1794-1798 гг., заложена ещё в XV веке, а открыта в 1800 году). Выстроена она была, как уже упоминалось, при генерал-майоре Г.И. Бибикове зодчим Родионом Казаковым (не путать с архитектором Матвеем Казаковым, он был учителем Родиона!). По своему проекту церковь повторяет Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге.
e1b24b3b7ceb.jpg
Троицкий собор Александро-Невской лавры
http://www.sedmitza.ru/text/524336.html
Если смотреть сверху, то церковь будет напоминать по своей форме крест. Имеет две колокольни, расположенные симметрично. Этот храм можно отнести к стилю классицизма, характерному для архитектуры XVIII века, к тому же классицизма зрелого.
В советское время, как и многие другие храмы, Духовская церковь была закрыта, находилась в запустении. Этот период длился с середины 30-х гг. до 1992 года. А в 60-х гг. здесь, наверное, по печальной традиции, располагался склад, причем, в процессе приспособления церковной постройки для хозяйственных нужд, были разрушены многие детали церкви, а упавший колокол также покалечил храм.
Сейчас церковь Духосошествия находится не в лучшем состоянии, но реставрируется. Возможно, недалек будет тот день, когда мы увидим и без того ныне прекрасный храм в его первоначальном убранстве и красе.
74a1e3adec31.jpg
Шкиньская церковь до революции...
ef154414d5d4.jpg
...и сейчас.
http://www.temples.ru
/show_picture.php?PictureID=4397

До сих пор храм мучается: в 2008 году из церкви была похищена чудотворная икона Серафима Саровского. И не одна она. По версии следствия, совершила это преступная группа. Причем, один из похитителей скончался. Иконы были возвращены церкви.
Подробности дела о похищенных шкиньских иконах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

T.Larina
Очень хорошо написали, только немного поправлю. Восстание крестьян было при Д.Г.Бибикове (Дмитрии Гавриловиче).
А вот авторство Родиона Казакова не подтверждено ни одним документом. Более того проведя небольшое исследование я высказал предположение, что эту как и другие церкви в имениях Гаврилы Ильича Бибикова строил Иоган Веттер (Иван Ветров). Об этом я делал доклад на Шмидтовских чтениях и здесь писал в теме Бибиковы (кратко).
http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=63&st=440
На церкви-близнеце в Гребнево есть закладная доска с его именем. А Казаков в это время был занят постройкой другого храма. Хотя, кто его знает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, действительно, авторство Казакова под вопросом - многие источники так и оговаривают этот факт. Причем, практически все говорят именно о Казакове.
А Дмитрия Гавриловича исправлю. Видимо, в первоисточнике, который я когда-то прочитала и впитала в себя, была допущена опечатка. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

T.Larina

 

Автор церкви в Гребнево (слева) известен, церкви в Шкинь нет. Остается предположить, либо автор один либо "штамповали" церкви как блочные дома. Обратите внимание на пропорции и детали. Устроитель обеих церквей Бибиков Гаврила Ильич, Иоганн Веттер был его подчиненным по службе. Кстати, спустя несколько лет Веттер построил еще одну церковь для семьи Бибиковых.

 

450a2eef862f.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Остается предположить, либо автор один либо "штамповали" церкви как блочные дома. Обратите внимание на пропорции и детали.

Просто один в один! А Гребнево - это тоже имение Бибикова? Просто так церкви вряд ли "штамповали", а вот самому Бибикову могли нравиться храмы в этом стиле или похожие. И если здесь разные авторы, то, возможно, даже тогда он мог просить строить идентичные церкви.
Но вообще-то я тоже склоняюсь к версии, что автор храма в Шкини не Казаков. Слишком всё подозрительно похоже.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статистические данные Бронницкого, Коломенского, Серпуховского уездов за 1902 год.

 

Сведения о населении (м. и ж. соответственно)

Бронницкий уезд


Православных
76183 80445
Раскольников
7795 9019
Римско-католиков
8 7
Армяно-григориан
_ _
Протестантов
2 2
Евреев
3 1
Караимов
_ _
Магометан
30 10
Язычников
_ _

 

Всего
84021 89484
Обоего пола
173505

 


Коломенский уезд

 

Православных

56707 58237



Раскольников

1660 1999



Римско-католиков

26 12



Армяно-григориан

_ _



Протестантов

34 49



Евреев

5 5



Караимов

_ _



Магометан

12 4



Язычников

7 _



Всего

58447 60306



Обоего пола

118753


 

Серпуховский уезд

 

Православных

53628 57802


Раскольников

627 629


Римско-католиков

31 22


Армяно-григориан

_ _


Протестантов

_ _


Евреев

_ 2


Караимов

_ _


Магометан

15 25


Язычников

_ _


Всего

54311 58533


Обоего пола

112844


"Памятная книжка Московской губернии на 1904 год". Изд. Московского Столичного и Губернского Статистического Комитета под редакцией Секретаря Комитета Б. Н. Пенкина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Статистические сведения о Бронницком, Коломенском и Серпуховском уездах за 1902 год
Сведения о числе разного рода зданий (каменные и деревянные соответственно)

 

Бронницкий уезд

 

Церквей и монастырей православного вероисповедания
69 25

 

Церквей и монастырей не православного исповедания
_ 1

 

Синагог и мечетей
_ _

 

Жилых домов
309 30010

 

Нежилых зданий
284 44436

 

Всего зданий
662 74472

 


Коломенский уезд

Церквей и монастырей православного вероисповедания
73 35

Церквей и монастырей не православного исповедания
_ _

Синагог и мечетей
_ _

Жилых домов
421 15667

Нежилых зданий
330 36124

Всего зданий
824 51826

 


Серпуховский уезд

Церквей и монастырей православного вероисповедания
71 13

Церквей и монастырей не православного исповедания
_ _

Синагог и мечетей
_ _

Жилых домов
405 19659

Нежилых зданий
87 36213

Всего зданий
563 55885

 

"Памятная книжка Московской губернии на 1904 год". Изд. Московского Столичного и Губернского Статистического Комитета под редакцией Секретаря Комитета Б.Н. Пенкина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Авдотьино
Село находится в Ступинском районе Московской области, рядом с поселком Большое Алексеевское, входит в Аксиньинское сельское поселение. находится между реками Кононовка и Северка.
x_9819a4f9.jpg
x_e98d2131.jpg
x_3f53fbf6.jpg
Речка Северка во всей своей красе.
Носит загадочное название - "масонская усадьба". Это связано с именем журналиста, сатирика, писателя и масона екатерининской эпохи Н.И. Новикова. В селе находится Тихвинская церковь, остатки усадебной постройки и крестьянских домов, представляющих собой спроектированные самим Новиковым удобные строения для крепостных. Авдотьино - родовое село Новиковых. Здесь Николай Новиков родился и умер. Андрей Федорович, предок Н.И.Новикова, в XVII веке получил во владение это село. Кроме того, Новиковы владели селами Непецино, Суково, Тарбушево (по данным на XVIII век).
Во времена Новикова село носило название Тихвинское-Авдотьино и входило в Алексеевскую волость Никитского уезда (по данным 1766-1770 гг.). Рядом с Авдотьино находился участок и церковной земли. По данным на 1769 год, в селе проживало 95 душ.
Авдотьино - довольно красивое и загадочное место. В 80-е гг. здесь снимали знаменитый фильм Марка Захарова "Формула любви" - при просмотре картины можно заметить Тихвинскую церковь. И персонаж этого фильма, Алексей Федяшин, если помните, нырнул в речку Северку, что протекает через Авдотьино. Загадок Авдотьино хранит тоже немало. Живы до сей поры легенды об авдотьинских подземельях. Подробнее материал о них можно посмотреть здесь. Было также установлено, что подземные ходы направляются также и к усадьбе Марьинка.
(Кстати, в разговоре с местными жителями удалось выяснить, что в каменном флигеле - том немногом, что уцелело от усадьбы - до недавнего времени жили люди, пока не произошел пожар; жители Авдотьино таинственно упомянули о том, что "подвал в доме хороший" - это ли не намек о том, что существуют подземные ходы?).
Так кто же он, "ревнитель русского Просвещения", Н.И. Новиков, родившийся и умерший в Авдотьине? Что это была за личность? Каков его жизненный путь?
7496d86285f9.jpg

 

Ссылка на фотографию

 

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году. Родился в Авдотьине. И последние годы своей жизни (22 года) также провел в своем родовом имении, после заточения в Шлиссельбургской крепости. Новиков был не только талантливым журналистом, публицистом, издающим такие журналы, как "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Эти издания критиковали существующие крепостнические порядки и вообще были, как это можно было бы назвать, "на злобу дня". Однако екатерининский, пусть и просвещенный, но всё-таки абсолютизм не мог и допустить таких разговоров. Николая Ивановича заточили на целых 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, в том числе и за масонскую деятельность.
x_292d2058.jpg
Каменный флигель.
Уже упоминалось о том, что Новикову претило крепостничество. И, под конец жизни практически оторванный от активной общественной жизни, журналистской деятельности, Николай Иванович решает облегчить быт хотя бы крестьянам в своем селе, в Авдотьино. На его средства были выстроены каменные (!) дома, добротные, очень качественные и небывалые по тем временам для крестьянского сословия, на несколько семей (сохранились 8 таких домов); он раздавал хлеб крестьянам во время голода, даже появилась специальная организация крестьянской взаимопомощи; для дворовых был сооружен отдельный дом. Новиков помогал также и крестьянам окрестных деревень.
x_d7e3e0dd.jpg
Один из домов, построенных для крестьян. Эти дома каменные, выполнены в "барачном стиле", расположены вдоль центральной улицы села. В них до сих пор живут люди.
Однако сам "ревнитель русского Просвещения" жил в деревянном усадебном доме, правда, с оранжереей, парком и фруктовым садом. До наших дней дом не дожил - усадьба была продана за долги. Остались лишь Тихвинская церковь и каменный флигель (в нем располагалась богадельня).
x_d547d42b.jpg
x_28759679.jpg
Тихвинская церковь села Авдотьино (сер. XVIII века)
Примечательна Тихвинская церковь, выстроенная в период с 1749 по 1753 год. Эта постройка относится к стилю позднего барокко. Здесь похоронен сам Н.И. Новиков. Колокольня построена была чуть позже, в 1789 году.
Вот вам и загадочная русская усадьба... Тут и история, тут и загадки, тут и легенды, тут и просто жизнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наконец-то опубликованы фотографии осколков посуды и прочих небольших археологических находок на моем огороде рядом с деревней Буньково Ступинского района Московской области: Краеведческий музей online Они абсолютно случайно найдены; процесс продолжался и продолжается вот уже несколько лет, а их историчность подтверждена сотрудником Коломенского краеведческого музея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Троицкое-Голочелово. Фотопоказ.
История села по-своему уникальна. Так же уникальна, как и история его церкви. Без курьезов не обошлось. Но об этом я напишу чуть-чуть попозже.
А сейчас хочется просто показать этот храм.
d4942550f50d.jpg

 

3ec08d89c0e8.jpg

 

 

 

3b81853ea89c.jpg

 

ce0220f3268b.jpg
Птичка на ограде церкви

 

8a43e2aae9bd.jpg

 

444199b94646.jpg

 

e8b2b772ce6f.jpg

 

79bffbe028ea.jpg
Старинное кладбище в с. Троицкое-Голочелово. Около храма

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Известный коломенский краевед Е. Л. Ломако, к.и.н., ведет летопись города Коломны:История Коломны

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Троице-Лобаново находится в Большеалексеевском сельском округе Ступинского района Московской области.
Село Троице-Лобаново известно своими владельцами, бесспорно, людьми именитыми. Но есть здесь кое-что такое, что заставляет остановиться, погулять в старинном липовом парке, посмотреть на старинную церковь (XVI век).
Троицкое-Лобаново располагалось в Левичином стане на речке Брусенке.
x_317146df.jpg
Башня церковной ограды.
Это древнее село, которое существовало не позднее XVI века, о чем говорят и исторические карты С. Б. Веселовского и В. Н. Перцова. Селами Микулиным, Заворовым, находящимися в том же стане, владели Годуновы. В "Писцовых книгах Московского государства" (1577-1578 - изд. в 1872 г.) упоминается Яков Афанасьевич Годунов. А вот Троице-Лобановым владели в XVII в. князья Лобановы-Ростовские, которые в XVIII веке передали Троице-Лобаново в приданое княжне Параскаве Михайловне Лобановой-Ростовской, вышедшей замуж за Семена Федоровича Волконского. Позже село купили у графа Бобринского Азанчевские. В адрес-календаре на 1890 год упомянута усадьба в Троице-Лобаново за Софьей Николаевной Азанчевской.
x_eaed6dab.jpg
Троицкая церковь села Троице-Лобаново.
В Троице-Лобаново, был господский дом, была усадьба.
К сожалению, далеко не всё сохранилось в Троице-Лобаново, что бы напоминало о роскошной усадьбе с парком. Но всё же есть кое-что: церковь Живоначальной Троицы, развалины былого великолепия и парк, в котором в советское время был пионерлагерь.
x_d12eb52e.jpg
x_550c8521.jpg
x_bfdb1445.jpg
Остатки усадьбы и усадебного парка.
Троицкая церковь была выстроена, по некоторым источникам, не позже 1578 года, освящена при царе Алексее Михайловича и Патриархе Иосафе II, имеет два придела - Успенский и Никольский. Видимо, с этим годом связано первое упоминание в Писцовых книгах Московского государства. При Волконских, в 1767 году, была построена каменная колокольня Троицкой церкви. При церкви имелось кладбище.
Весьма примечательна история с колоколом храма (по упоминанию Н.Д. Иванчина-Писарева), с появлением которого связана почти легендарная история.
x_074f924b.jpg
Надпись на колоколе храма в с. Троице-Лобаново. Из книги Н.Д. Иванчина-Писарева "Прогулка по древнему Коломенскому уезду".
На колоколе изображен портрет шведского короля Карла XI. "Благовестник" был найден князем Волконским в пруду во время его чистки; расспросив старожилов, князь выяснил, что существовало предание, будто князь Лобанов-Ростовский, прежний владелец Троице-Лобаново, привезжий данный колокол "неизвестно откуда", повесил его на колокольне Троицкого храма; однажды во время службы (заутреня) мощный звук разбудил и испугал князя, после чего тот велел скинуть колокол в пруд. Князь Волконский такой находке подарил вторую жизнь, вновь поместив её на колокольню.
По словам Н. Д. Иванчина-Писарева ("Прогулка по древнему Коломенскому уезду"), "звон этого благовестника слышен далеко в окрестности, вблизи же слишком резок, ибо в нем много серебра".
x_c8bb8c94.jpg
x_8e4573a0.jpg
Позже, в XIX веке, к церкви была пристроена трапезная. Годы лихолетья не обошли стороной храм, но в данный момент ведутся ремонтные работы по восстановлению первоначального облика церкви. Ныне Троице-Лобановский храм имеет статус патриаршего подворья.
Если пройти чуть подальше, можно наткнуться на остатки усадебного комплекса. В нем, как уже упоминалось, размещался когда-то пионерский лагерь. Остались пруды, в одном из которых ныне устроено футбольное поле, руины строений, два флигеля, остатки обширного сада и парка.
В дореволюционной России село Троице-Лобаново было волостным центром Бронницкого уезда, главой волостного центра был, по данным на 1890 г., крестьянин, старшина Иван Трифонович Солонин. В волость входили села Агашкино, Акатово, Авдотьино, Каменка, Никоновское, Натальино, Покровское, Ярцево, Хирино и т.д. В Троице-Лобаново были земская школа и квартира урядника.
К интересным особенностям фауны этих мест можно отнести обитание пчел-плотников в 1940-1950-хх гг. XX века в с. Троице-Лобаново и Б. Алексеевское. Эти пчелы, одиночные, черного цвета, занесены в Красную книгу, поскольку это быстро сокращающийся в численности вид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выропаевские курганы.
Деревня Выропаевка находится в Коломенском районе Московской области.

 

Публикую выдержки из монографии Мазурова А.Б. Средневековая Коломна в XIV - первой половине XVI в. М, 2001., страницы 503 - 507, статья "Одна из первых находок вятических древностей.":

 

"Московские вятичи - классическая для отечественной археологии тема. Именно в Московском регионе (за пределами летописной территории вятичей) концентрируется большинство вятических древностей. Здесь были сделаны и первые находки. ... Первые научные раскопки вятических курганов были проведены в 1838 и 1845 гг. А. Д. Чертковым. Эти ракопки вызвали своеобразную цепную реакцию - исследования прошли в имении Д. Г. Бибикова в с. Успенском современного Одинцовского р-на (проводились Н. И. Иванищевым); у с. Авдотьино Ступинского р-на (С. Д. Нечаев); а позднее у д. Потапово в Лениногорском р-не (А. А. Гатцук, 1863-64 гг.). О каждом памятнике были опубликованы отдельные статьи или заметки, правда, весьма различного качества. Сам сюжет подробно освещен А.А. Формозовым (Формозов А.А., 1988).
...
За бортом внимания, пожалуй, остался лишь один сюжет - случайная находка вятических вещей в 1843 г. в Коломенском уезде у с. Ворыпаевка. Это был второй достоверно известный факт обнаружения вятических вещей. <...> Между тем находка 1843 г. так и не привлекла внимания исследователей. ...
Что же произошло в селе Ворыпаевка Коломенского уезда летом 1843 г.? Вот что доносил московский гражданский губернатор Министру внутренних дел: "На скате горы в 100 саженях от истока речки Бабаевки с незапамятных времен находилось два небольших холма. При разрытии одного из них 8 числа сего (июня - прим. А.М.) месяца по случаю понадобившейся земли для укрепления плотины, рабочие нашли человеческий остов с головою, обращенною на восток, с металлическим венком на голове (витом в середине, наподобие плетеной веревки, толщиной в палец) и с серебряною бляхою на груди. Тут же найдены: клок волос, что-то похожее на ленту или кусок материи, как будто тканной с золотом, и два (около ног) пустые глиняные сосуда. Из найденных вещей в целости сохранились венок, бляха и ножная кость, прочие же от первого к ним прикосновения рассыпались в прах. Другой холм также был снят, но под ним ничего не найдено". Московский гражданский губернатор указал и на аналогии. Подобные вещи ему (или канцелярским служащим губернатора) были известны по находке " прежде в 1838 г. в имении Н.А. Толстого при с. Верхогрязье Звенигородского уезда". В заключении по поводу найденных вещей он писал: "Они некоторым образом свидетельствуют об обитаемости этих мест в эпоху довольно отдаленную, быть может, ещё во время водворения норманнов в России".
Министр внутренних дел ( в 1841-51 гг. им был Л. А. Перовский), как следует из резолюции, "изволили обратить особое внимание на сие донесение". В Петербург были запрошены сами вещи, хотя к донесению был приложен великолепный рисунок, выполненный в натуральную величину профессиональным художником.
При вторичном докладе Л. А. Перовский приказал препроводить вещи к Н. И. Надеждину - критику, отставному профессору теории искусств и этнографии Московского университета, читавшему курс эстетики, в прошлом издателю "Телескопа" (закрытого за публикацию "Философских писем П. Я. Чаадаева), перенесшему ссылку, а затем поступившему на службу в Министерство внутренних дел. Л. А. Перовский имел с Н. И. Надеждиным отдельный разговор по поводу находок.
Таким образом, находки были удостоены очень высокого внимания (от московского гражданского губернатора до министра внутренних дел).
... На этом история с находками не завершилась. Дворянин Г. Фролов, гостивший у своей матери (коллежской асессорши) в Воропаевке летом 1843 г., направил в респектабельную газету - "Московские ведомости", письмо о них. К обстоятельствам находки он добавил важную для археолога деталь - находки были найдены " в уровень с горизонтом земли". Фролов откровенно пояснил и судьбу других находок (которые вовсе не "рассыпались в прах от первого прикосновения"): так как меня не было на месте во время находки, то, к сожалению, черепки горшков, истлевшие кости, а равно клок волос и остаток материи - всё это было брошено в кучу земли и засыпано в плотину". Он также предпринял любительские раскопки другого рядом стоящего кургана, но они закончились неудачей. "Увлеченный этим случаем, я приказал было снять другой холм в надежде найти что-нибудь подобное, но изыскания и ожидания мои были тщетны: ни костей, ни вещей - ничего не найдено несмотря на все неприятности. Клад, как говорят, не дался в руки. При запашке нынешнего года под озимый хлеб, я предполагаю (! - прим. А.М,), что-нибудь должно оказаться, о чем не премину Вас уведомить" (Фролов Г., 1843).
Очень важно, что редакция "Московских ведомостей" снабдила письмо Фролова собственным постскриптумом, написанным, несомненно, хорошо осведомленным человеком. Вновь, в который раз в этой истории, указана аналогия - курганы у с. Верхогрязье. <...> В редакционном примечании также говорилось: "По краткому описанию г-на Фролова трудно сделать достоверное заключение. Желательно, чтобы почтенный наш корреспондент предложил не одно написание, но и самую находку свою на рассмотрение Обществу истории и древностей Российских" (Фролов Г., 1843).
Ответ Г. Фролова не замедлил, и он с радостью откликнулся на предложение на только представить находки на "экспертиху", но и сделал широкий жест - выразил желание подарить их ОИДР ( Общество истории и древностей российских - прим. T.Larina). Следовательно, он вдогонку вещам послал в Министерство внутренних дел просьбу о возвращении их назад.
... По всей видимости именно Н. И. Надеждин подготовил к печати заметку о древностях в официозный "Журнал министерства внутренних дел". В ней ... было дано гораздо более адекватное описание вещей. Шейная гривна интерпретирована, правда, как "головная повязка, род диадемы" (Шейная гривна - прим. T.Larina). Зато фрагментированная "серебряная бляха" уверенно реконструирована как семилопастная ("семиконечная"). ... Автор заметки обратил внимание на важное обстоятельство - "судя по истлевшим пням можно заключать, что вокруг рос в древности обширный дубовый лес, который с незапамятных времен истребился". Подводя итоги, он несколько туманно заключал: "здесь в стране финской, весьма поздно начавшей русеть, было в старину значительное население, если даже предположить, что эти украшения принадлежали пришельцам, которым, конечно, незачем было заходить в глубину совершенно пустых лесов". <...>"

 

Мазуров А. Б., Средневековая Коломна в XVI - первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. - М.: "Александрия", 2001. - 542 С., с 51 с. ил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Собрал массу информации по населенным пунктам Васильевское и Николо-Тители Ступинского района.
Кого интересует - обращайтесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Собрал массу информации по населенным пунктам Васильевское и Николо-Тители Ступинского района.
Кого интересует - обращайтесь.

Интересно. Тители - это вообще интересное явление. Если желаете, можете написать здесь. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ant
Мне тоже интересно Николо-Тители, бывал в этом селе (дачу присматривал). Это село ранее принадлежало Бибиковым, потому и интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ant
Мне тоже интересно Николо-Тители, бывал в этом селе (дачу присматривал). Это село ранее принадлежало Бибиковым, потому и интересно.

Да, это так. Бибиковы там тоже были. :)
А могли бы быть соседями... Мое любимое Буньково тоже в тех краях находится.
Кстати, не читали статью, что выше находится, про Выропаевские курганы? В этой статье А.Б. Мазурова упомянуты раскопки вятических курганов в имении Д. Бибикова - селе Успенском, проводившиеся в 30-х - 40-х гг. XIX века
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ant
Мне тоже интересно Николо-Тители, бывал в этом селе (дачу присматривал). Это село ранее принадлежало Бибиковым, потому и интересно.

Да, это так. Бибиковы там тоже были. :)
А могли бы быть соседями... Мое любимое Буньково тоже в тех краях находится.
Кстати, не читали статью, что выше находится, про Выропаевские курганы? В этой статье А.Б. Мазурова упомянуты раскопки вятических курганов в имении Д. Бибикова - селе Успенском, проводившиеся в 30-х - 40-х гг. XIX века

 

Ну как же не читал? Я слежу за этой темой. А дача у меня в Ступинском р-не, д.Колычево, хоть и не ближние, но соседи :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну как же не читал? Я слежу за этой темой. А дача у меня в Ступинском р-не, д.Колычево, хоть и не ближние, но соседи :)

Да, я, конечно, понимаю, что мир тесен. Но не настолько!
А о Колычево я слышала. Чай, тоже Бибиковых ( я пока до него не добралась, не изучила, поэтому только предполагаю)?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну как же не читал? Я слежу за этой темой. А дача у меня в Ступинском р-не, д.Колычево, хоть и не ближние, но соседи :)

Да, я, конечно, понимаю, что мир тесен. Но не настолько!
А о Колычево я слышала. Чай, тоже Бибиковых ( я пока до него не добралась, не изучила, поэтому только предполагаю)?

Не думаю, Колычево в Ступинском р-не, вроде даже три деревни. Наше Колычево чье пока не знаю, ближайшие деревни Адотьино, Семеновское-Отрада, вотчина Орловых. В деревне стоит столб-часовня в честь столетия победы над Наполеоном. Старых карт не сохранилось, изъяты НКВД в 1939г по причине строительства военной части, зато карт ближайших деревень в РГАДА достаточно, даже тех мест, где впоследствии была дача Сталина и д/о НКВД. Сайт по Буньково посмотрел, понравилось.
3b64fcf6cd9d.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так это ещё ближе, чем я думала! Места знакомые, часто проезжали здесь, мимо Семеновского-Отрады, когда едем в Серпухов или Мелихово по третьему кольцу. Места действительно знатные, очень живописные. Очень интересный факт - памятный столб - я и не знала о нем. Да и вообще красота этих мест как-то манит к себе, иногда дух захватывает.
Манит к себе и РГАДА. Может быть, когда-нибудь и до него доберусь. :)
Спасибо за оценку сайта Буньково. Планирую ещё его совершенствовать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования