Перейти к публикации

Поездка на родину предков


Kaaskop
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Ну а на последнем фото изображены, как я полагаю, места для женщин.

Лена, похоже, что ворота на последнем фото между двумя бельэтажами, где "места для женщин" - это и есть те ворота с надписью на арке, только с внутренней стороны. Форма арки одинаковая и на обоих фото видна одна полуоткрытая створка - левая, если смотреть снаружи и правая, если смотреть изнутри. А второй створки нет на обеих фотографиях.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дальше мы двинулись на еврейское кладбище. Прежде чем рассказать об этом, хочу показать вам план Пшисухи, переснятый мной с макета в местном музее.
План датируется 1865 годом. Как видите, местечко состояло когда-то из трех поселений: немецкого, еврейского и польского, каждое из которых было сконцентрировано вокруг одноименной рыночной площади. Со временем границы стерлись. Но жители местечека продолжали селиться среди своих.

 

429f9e53a15dt.jpg

 

Еврейское кладбище на плане не очень хороше видно. Оно находится в левом верхнем углу, в 5 минутах ходьбы от синагоги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Подойдя к еврейскому кладбищу(киркут), к большому своему удивлению, обнаружила на нем группу местных детишек с учительницей.
Как я уже писала, евреев в Пшисухе не осталось, кладбище находится в заброщенном состоянии, как и синагога, поэтому я и не ожидала, что оно у кого-то может вызвать интерес. Тем не менее. И это было, признаюсь, очень приятно.
Фотографировать я их не стала, как-то было неудобно, да и произошло все очень быстро. Поэтому придется довольствоваться моим рассказом.

 

Когда мы зашли в калитку кладбища, учительница что-то рассказывала детям. Сказав традиционное "dobry den", она сразу же воспользовалась нашим появлением и, указывая на нас, сказала, что вот, мол, люди специально приезжают на это кладбище, чтобы посмотреть, почтить память и т.д. Мое "не разумею по-польски" ее абсолютно не смутило, впрочем по-английски она тоже не понимала. Поэтому я начала медленно говорить по-русски, а она, что понимала, пересказывала детям. Детишки были лет 6-7. Я сказала, что живу в Бельгии, специально приехала в Пшисуху, т.к. здесь мои корни, здесь жили мои предки в 18-19 веках. В определенный момент вперед выступила девчушка в очечках и, растягивая свои косички в разные стороны и вертясь на месте как юла, стала меня бойко переводить на польский. Увидем мои округленные глаза, учительница засмеялась и объяснила - родители девочки украинцы. Уж не знаю как они оказались в польской глубинке.

 

Вобщем, эта встеча произвела на меня впечатление. И детишки мне понравились, и учительница, и как она рассказывала, и то что суровым окриком " Петр!" быстренько вернула на место маленького Петра, решившего побегать по кладбищу.
Не знаю, в той же Беларуси, Украине, России и т.д водят ли детей на кладбища национальных меньшинств в принципе. А ведь это урок толерантности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еврейское кладбище находится в северной части Пшисухи на ul. Wiejskiej
Основано оно было в 18 веке, около 1745 года. Площадь 1.35 га.
В настоящий момент представляет собой заброшенный огороженный участок, поросший лесом.

 

3ec1a1edc1c5.jpg

 

Во время войны кладбище было полностью разорено. Немцы использовали надгробия для строительства дорог, закладки фундамента для немецкой жандармерии (современное отделение полиции) и склада на Площади Конституции 3 Мая.
Здесь же хоронили жертв массовых расстрелов. Приведу слова пана Я. Веренца:
«Немцы убивали евреев просто на улице, а потом свозили сюда убитых. Копали ямы и сваливали тела. По 15, 20 человек.»

 

Посмотрите фото здесь:
http://www.bagnowka.com/index.php?m=ww&amp...=5480&gal=4
http://www.bagnowka.com/index.php?m=cm&amp...0535&gal=37

 

На кладбище кое-где из земли торчат осколки надгробий.

 

21702dec99b2.jpg

 

У боковой калитки, через которую мы вошли, сложены фрагменты разбитых мацев, другие разбросаны по всему кладбищу. Есть более-менее читаемые(как мне кажется).

 

e540b39d8783.jpg cd1de205b05c.jpg

 

Фрагменты надгробий с текстом(м.б. кто-то сможет что-то разобрать):

 

603d4e9c8564t.jpg 6741282a52d0t.jpg

 

Фрагменты надгробий с символикой:

 

80ff2e6a7e09t.jpg 9129382e4876t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фрагменты надгробий с текстом(м.б. кто-то сможет что-то разобрать):

Лена, они лежат "вверх ногами". Переверни их и выложи на радикал заново, чтобы комп не переврачивать. Надписи относительно разборчивые, но читать в таком виде неудобно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Некоторые фрагменты надгробий находятся в столь неудобных местах, например, как это, стоящее у ограды, что мне практически пришлось лечь, чтобы как-то его сфотографировать. Сын в этот момент, как оказалось, фотографировал меня. Лебедь и львы, открытая книга и пара слов.

 

fd0501cc0786.jpg f5336169b14d.jpg

 

А вот еще половина мацевы, там тоже текст , похоже, читается.

 

06592d73895d.jpg

 


a01b3599f7act.jpg e211266f27c4t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Целиком или почти целиком сохранились всего 2 надгробных камня.
Вот один из них . Если кто сможет перевести надпись, буду очень признательна.

 

d81949a8ae8et.jpg
7d9ba3a57acd.jpg

 

Примечательно то, что его не выкорчевали, как остальные. Как и столетия назад, пережив войны, он стоит на своем месте. Удивительно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще 2 уцелевших надгробия выкорчеваны и лежат у охела. Но об этом уж в следующий раз.
b36855d152dat.jpg 952104046e63t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лена,
"перевернутые":
справа похоронена женщина, слева - видно имя МЕНАХЕМ.
У женщины часть с именем не сохранилась, при более подробном исследовании снимка максимум можно буде разобрать общие слова о покойной, которая , ыидимо, была дочь какого-то покойного уважаемого члена общины, потому что есть там слова о покойном отце.
Правое фото с радикала прочитать трудно, надо бы его на мейл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лена, очень интересный рассказ.
На надгробии с гербом хорошо различим Государственный герб Царства польского (1815-1917г.) - польский орёл на фоне герба России ...

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Польши

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Итак, остановилась я на на том, что

Еще 2 уцелевших надгробия выкорчеваны и лежат у охела

 

Охел, вернее, группа из 3 охелов, находится у самой ограды кладбища. Попасть в него можно через калитку со звездой Давида. Насколько я понимаю, этого входа изначально не было. Он появился именно при постройке охела. Но мы прошли просто через кладбище. Ключ от здания хранится у местного жителя, живущего напротив. Пан открыл нам охел, а сам пошел собирать мусор на кладбище. Должна сказать, что мусора на кладбище я не заметила, все чисто, но он где-то выискал все-таки пару пустых банок.

 

3e0ad25cc526.jpg 980bc16b6dec.jpg

 

Слово "охел" означает "палатка", "шатер".
Как видно на фото, здание состоит из 2 частей. В левой части собраны обломки надгробного камня с могилы Авраама из Пшисухи, популярного хасидского проповедника, умершего в 1806 году. А правая часть, двойной охел, посвящена нескольким пшисухским цаддикам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как в свое время написал мне мой израильский родственник, между Пшисухой и хасидизмом можно поставить знак равенства.

 

ХАСИДИ́ЗМ (חֲסִידוּת, хасидут) - это довольно широко распространенное народное ре­ли­­гио­з­ное движение, возникшее в восточноевропейском иудаизме во второй четверти 18 в. и существующее поныне.
Начало этому ... движению было положено р. Израилем бен-Элиезер, прозванным Бештом, соединявшим в себе восторженное религиозное чувство, одухотворенное мистической экзальтацией, с глубоким знанием психологии и настроения народных масс. В течение весьма короткого времени хасидское движение охватило еврейское население Подолии, Волыни, Украйны и Галиции, затем с необыкновенной быстротой разлилось по Литве и Белоруссии, Румынии и Венгрии, всюду вызвав со стороны вождей ортодоксального раввинизма и высших слоев еврейства упорную борьбу, сопровождавшуюся отлучениями и преследованиями всех тех, кто только был заподозрен в принадлежности или сочувствии к X. Результатом этой религиозной борьбы было распадение еврейства на две части: на последователей нового учения, присвоивших себе название "хасидим" (противники же прозвали их "кат" — "секта") и "миснагдим" (т. е. противники X., не хасиды) или "ойлемше иден" (еврейство вообще), оставшихся верными ортодоксальному раввинизму. К первым примкнули народные массы во всех вышеупомянутых странах, за исключением Литвы и части Белоруссии, и в ограниченном числе представители высших слоев еврейства, преимущественно молодые люди, которых сухость ортодоксального раввинизма, олигархия представителей евр. автономного самоуправления оттолкнули в лоно X., а к последним — многочисленный класс тогдашней духовной аристократии — талмудистов и высшие слои еврейства, а также все еврейство других стран. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона

В Центральной Польше хасидизм распространился в 1780–90-е гг. благодаря деятельности рабби Я‘акова Ицхака Горовица (Провидца) и рабби Исраэля (1733–1814), проповедника из Козенице. Эти мистики и «практикующие» цаддики собрали вокруг себя большие общины. Большинство цаддиков Польши, Галиции и Венгрии той поры — ученики Провидца. Один из них — рабби Я‘аков Ицхак бен Ашер из Пшисухи. Благодаря своей учености и благочестию рабби приобрел широкую известность, а также прозвище "Святой еврей". Ему принадлежит изречение: «Если в тело молящегося вонзили меч, и он испытал боль, значит, молитва его — не подлинная». Он занимался благотворительностью, раздавал свои деньги бедным и зарабатывал на жизнь преподаванием в хедере. Яаков Ицхак бен Ашер из Пшисухи отказался от народных форм хасидизма и еще при жизни своего учителя создал общину, состоявшую лишь из высокодуховных людей. Именно благодаря ему Пшисуха стала одним из крупных центров хасидизма.

 

"Святой еврей" умер, не достигнув 50 лет, и хотя он оставил сына Иерахмиэля, большинство его хасидов признало своим вождем его ученика, Симху Бунема из Пшисухи. Кстати, Симха Бунем был тоже очень интересной личностью и фигурирует во многих хасидских сказках.

 

7e706dbe88d6.jpg 22cc094221d4.jpg

 

Но вернемся к охелу. Двойная его часть является как бы часовней, посвященной пшисухским цаддикам, которые были похоронены на этом кладбище. Увы, могилы их были разрушены. В охеле собраны обломки надгробных камней, стоят шесть "саркофагов" с именами

 

"Святого Еврея" Якуба Изаак с Пшисухы (род. в 1766 г ., ум. в 1813 г .);
Ерахамеля с Пшисухы (род. в 1784 р, ум. в 1836 г .), сына "Святого Еврея";
Якуба Изаак Эльханана (ум. в 1873 г .), называемого тоже Рабим Итчели, сына Ерахамеля;
Ерахамеля Джуди Мэира (ум. в 1897 г .), сына Якубы Изаак Эльханана;

 

Симхы Бунима (род. в 1765 г ., ум. в 1827 г .);
Цви Хирша Мордэхая (зм. в 1865 г .), сына Авраама Моисея, внука Симхы Бунима.

 

Вобщем, 2 династии пшисухских цаддиков.

 

На фото вверху справа - "саркофаг со множеством квитэх( записок-просьб) от паломников

 

6573003402eb.jpg 9d0501685f50.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все-таки не удержусь и приведу пару хасидскихз притч о Симхе Буниме, о котором писала выше:

 

ОТШЕЛЬНИК И СВЯТОЙ
Однажды рассказали раби Симхе-Бунему из Пшисха, что в Карпатских горах живет еврей-отшельник. Рассказчик назвал его святым.
– Святость человека не зависит от того, где он живет,– сказал раби. – Случается, что отшельник выглядывает из своей кельи, чтобы узнать, все ли заметили его святость. Случается, сидит в трактире еврей, вокруг пьют водку и дерут глотки, а он свят.

 

ВЕСЕЛЬЕ И ДОЛГИ
Говорил раби Симха-Бунем из Пшисха:
– По настроению купца можно судить о годовом балансе его дела. Если печален – он в долгах. Если весел – ему должны и наверняка вернут. Вне торговли – наоборот. Если ты видишь человека в печали, желчного, вечно ворчащего, знай, что он считает, что Вс-вышний в долгах перед ним, недодал ему, слишком жесток с ним. А если весел человек – значит считает, что получил даже больше, чем ему полагается, Вс-вышний щедр и великодушен к нему. Потому и сказано: «Служите Вс-вышнему в веселье»»,– значит, не будьте неблагодарны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но возвращусь к самому охелу. В принципе, кроме того, что вы видите на фото, там больше ничего нет. Есть еще полка, наверное, с молитвенниками. Правда, у меня создалось впечатление, что их очень давно полседний раз брали в руки. Тем не менее, Пшисуха является своеобразной меккой для хасидов разных стран, которые регулярно сюда приезжают.
Вот эти фото нашел в сети мой недавно обретенный австралийско-израильский родственник( у нас с его женой родство на уровне моего прапрадеда Шмуэль Давида - ее прапрабабка была его сестрой).
Оказывается, есть такая хасидская группа, которая называется Осторов- Бяла( если не ошибаюсь, есть такой город в Польше). Они недавно побывали в Пшисухе, т.к. предки их рабби были отсюда родом.

 

c8cf13bc05a0.jpg

 

А вот на этом фото, размещенном в Иерусалиме на здании их резиденции, указано имя спонсора - Камхази. Опять же идея моего родственника - не от фамилии Крамаж ли?

 

8c0b0cba4b7b.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На стенах охела размещены , как я думаю, мемориальные доски в память о захороненных на этом кладбище цаддиках. Была бы очень признательна, если бы кто перевел дословно.
У меня на фото почему-то оказалось больше досок, чем "саркофагов" :unsure::unsure: Толи я что-то пропустила, толи продублировала...

 

0570e00ef2cat.jpg 9126283275d6t.jpg

 

7267b88b4409t.jpg 1320a868a73dt.jpg

 

b4a0012e20edt.jpg 384db65a71cbt.jpg

 

1b75c2f72f5ft.jpg 6cba7fe3cabet.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1ץ Этот оэль (вообще то переводится как "палатка") построен Нахманом Леви Альбоймом (вокруг него абревиатуры, которых я не знаю) для вознесения души его отца (опять абревиатуры - может раввин какой то?) Ицхака Айзека Леви благословенна его память который умер (в ивритских датах я не спец, но есть переводчики дат), его матери праведницы Шпримца Эсна Хая (абревиатура - не знаю) дочери (та же абревиатура - рав...) Юделя (Х)Эндельсона и шестерых её сыновей (там есть и дочери - может "детей" ?), которые погибли во славу Всееышнего в годы Катастрофы: Фрейда Рахель, Фейга , Натан, Ривка, Шара Лея, Перец

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 Этот оэль (построен по инициативе и с помощью (опять абревиатура, которую я не знаю) Иухуды Менахема Бойма (из Бней Брака) для вознесения души его отца Авраама Моше, сына рава Симха Боним (да благословенна его память), умер (ивритская дата)
Его матери, праведицы Марат Брейндель, дочери рава Цви Мордехая, умерла ... дата

 

Они оба патое поколение раввинов строителей ЗЦОКЛЛ"Хэй (абревиатура!!! не знаю!) и шестое поколение евреев святости ЗЦОКЛЛ"Хэй

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дальше неизвестных мне абревиатур еще больше..
Если важны только имена - буду переводить дальше, иначе нет смысла

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3. Рав Ирхамиэль, Рабби Яков Ицхак АЕхуди - связь между ними не понял
4. Рав Яков Ицхак,
прославлен (не уверен - плохой снимок, имеется ввиду, кто всё это написал о нем) Аваамом Моше и ... Брейндель ... Бойм, оба шестое поколение ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования