Перейти к публикации

Поездка на родину предков


Kaaskop
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

5. Рабби Яков Ицках Элханан (Альханан?) сын ... адмора ...Ирхмиэля (Яркмиэля?) сына .... рабби Якова Ицкаха Иехуди Кадоша (святого, но пишут как фамилию)

 


Рабби РАВИ (т.е. опять слово раби, о большими буквами как имя) Симха Бонам ... Цви Кирш (или Хирш?) магид из Вайдслов (?)
связь не понял

 

Рабии Цви (Хирш) Мордехай сын ... рабби Авраама Моше сына ... А-Рави (все как имя большими, но слова а не имена. А- Рари - тот самый рабби) Раби Боним ЗЦОКЛЛ'Хей (опять эта абревиатура!) зять адмира рабби ... Исраеля Ицхака ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пока я бродила по кладбищу, муж пытался установить контакт с мужчиной, открывшим нам охел. Вербальной стыковки не состоялось, поэтому все общение перешло на международный язык жестов с вкраплениями междометий и завершилось курением трубки мира, в смысле сигареты:)

 

Распрощавшись и узнав, где находится местный музей, мы отправились к нему. По дороге регулярно попадались большие обломки камней, похожие на те, что мы видели на кладбище. Перевернуть ни один нам не удалось, а на внешней стороне никаких надписей или знаков не было.

 

Пару лет назад я написала письмо в Пшисухский музей в надежде получить информацию об еврейских жителях этого местечка. Увы, несмотря на то, что евреи до войны составляли более половины жителей, музей подобной информацией о них не располагал. Зато я стала обладательницей 2 книг по истории Пшисухи 18-19 веков, в которых имелась некоторая информация по евреям. Книги были высланы музеем по собственной инициативе, за что я им до сих пор очень признательна. Они написаны на польском,но общий смысл понятен, да при желании и перевести можно.
Музей находится в парке, в небольшом особнячке, который раньше принадлежал владельцам Пшисухи Дембинским.
4e5514beb05f.jpg 8e3afbaeffd6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Экспозиция музея хотя и небольшая(занимает всего 4 комнаты), но очень интересная. Видно, что сотрудники музея вложили не только силы, но и душу в ее организацию.
Половина экспозиции посвящена знаменитому польскому этнографу Оскару Кольбергу, который родился в Пшисухе, и его семье( брат был композитором, а отец - картографом). Безусловно, все это очень интересно, предствалены архивные материалы, портреты, партитуры и многое другое. Одно только НО - сам Оскар Кольберг жил в Пшисухе всего 8 лет, затем семья переехала. Тем не менее, в Пшисухе очень гордятся, что он родился в их городке. Музей носит его имя.
2 другие комнаты посвящены истории самой Пшисухи с момента ее основания. В принципе, ничего нового для себя я не узнала, хотя нам персонально была проведена экскурсия на английском. Просто я очень хорошо изучила присланные музеем книги:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

(противники же прозвали их "кат" — תכ, т. е. "секта")

Будьте аккуратны, когда копируете текст на иврите из Брокгауза. Все буквы получаются задом наперед. Вот и у Вас вместо "кат" вышло "тах".
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По истории самой Пшисухи представлены портреты владельцев местечка Дембинских, их генеалогическое древо до наших дней (потомки живут от Америки до Австралии),
0fbb6858efb8.jpg c7b4334a2572.jpg
Урсула Дембинска с мужем

 

список евреев-глав семейств на 1764г.(но он у меня уже был, к сожалению половина из них безфамильные, да и фамилии-прозвища тогда могли регулярно меняться, так что точек соприкосновения я не нашла), макет города на вторую половину 19 века и т.д. Экспозиция носит постоянный характер, за исключением одной комнаты, где она меняется.
Увы, ничего по евреям:( А ведь они составляли более половины населения до войны... Обидно...
Впрочем, музейный работник сама чувствует перекос, насколько я поняла.
В ящике стола у нее лежат несколько фотографий, сделанных внутри синагоги, на которых изображены разл. инскрипции и т.д. Да и в архиве она пытается собирать информацию по евреям, но ее интересует в основном военный период.
Она записала фамилию моих предков и обещала обращать внимание на нее, когда будет работать в архиве.

 

50345ce56cdb.jpg

 

Это я с музейной дамой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1ץ Этот оэль (вообще то переводится как "палатка") построен Нахманом Леви Альбоймом (вокруг него абревиатуры, которых я не знаю) для вознесения души его отца (опять абревиатуры - может раввин какой то?) Ицхака Айзека Леви благословенна его память который умер (в ивритских датах я не спец, но есть переводчики дат), его матери праведницы Шпримца Эсна Хая (абревиатура - не знаю) дочери (та же абревиатура - рав...) Юделя (Х)Эндельсона и шестерых её сыновей (там есть и дочери - может "детей" ?), которые погибли во славу Всееышнего в годы Катастрофы: Фрейда Рахель, Фейга , Натан, Ривка, Шара Лея, Перец

Этот оэль (вообще то переводится как "шатер") построен раввином хасидом Нахманом Алейви (то есть из рода левитов) Альбоймом да горит свеча его (это так о живых пишут) для вознесения души его отца раввина хасида Ицхака Айзека Алейви (то есть из рода левитов), память о праведнике благословенна, умер 24 адара 5746 (5 март или 4 апреля 1986) его матери праведницы Шпринца Эсна Хая, мир с ней, дочери раввина хасида реб Юделя (Х)Эндельсона и шестерых её детей, которые были убиты, освятив имя Всевышнего в годы Катастрофы 1942-1943: Фрейда Рохель, Фейга , Носон, Ривка, Сара Лея, Перец
Да отмстит Всевышний за их кровь
Да будут их души связаны цепью жизни
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 Этот оэль (построен по инициативе и с помощью (опять абревиатура, которую я не знаю) Иухуды Менахема Бойма (из Бней Брака) для вознесения души его отца Авраама Моше, сына рава Симха Боним (да благословенна его память), умер (ивритская дата)
Его матери, праведицы Марат Брейндель, дочери рава Цви Мордехая, умерла ... дата

 

Они оба патое поколение раввинов строителей ЗЦОКЛЛ"Хэй (абревиатура!!! не знаю!) и шестое поколение евреев святости ЗЦОКЛЛ"Хэй


Этот оэль построен по инициативе и с помощью раввина хасида реб Йехуды Менахема Бойма, да светит свеча его, из Бней Брака, во имя вознесения души его отца раввина хасида реб Авраама Моше, сына раби Симхи Бунима, благословенна память праведника, умер 12 тевета 5725 (17.12.1964)
Его матери, праведицы госпожи Брейндель, дочери раби Цви Мордехая, мр с ним, умерла в 1-ый день (праздника) Суккес 5707 (10.10.1946)

 

Они оба пятое поколение (пра-пра-правнуки) раби Симхи Бунима,память праведника и святого к благословению к жизни в будущем мире, (абревиатура!!! не знаю!) и шестое поколение (пра-пра-пра-правнуки)Святого Еврея (раби Ицхока Якова из Пшисхи), память праведника и святого к благословению к жизни в будущем мире.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3. Рав Ирхамиэль, Рабби Яков Ицхак АЕхуди - связь между ними не понял
4. Рав Яков Ицхак,
прославлен (не уверен - плохой снимок, имеется ввиду, кто всё это написал о нем) Аваамом Моше и ... Брейндель ... Бойм, оба шестое поколение ....

 

3. Здесь похоронен гений, святой, святая искра, идеал поколения, прозрачное стекло, наш господин и (пра)отец святой, раввин похожий на Ангела Б-га воинств, наш господин, учитель и ребе, почет и святость великолепию его имени, раввин, раби Йерахмиэль, память праведника к благословению, к жизни в будущем мире, глава раввинского суда общины Пршисхи (мне кажется буква Р лишняя) сын уважаемого великого гения, министра Торы, нашего господина (пра)отца, святого и страшного, раввина всех сынов изгнания, нашего господина, учителя и ребе, великого нашего ребе раби ЯКОВА ИЦХАКА ЕВРЕЯ, память праведника к благословению, к жизни в будущем мире. Вознесся на небеса во второй день (понедельник, недели когда читают главы) АХ(арей) -КД(ойшим), 8 ияра 5596 (13 апреля 1836).

 

Текст написан Йегудой Менахемом сыном Аврома Мойше и Брейндл Бойм
сентябрь 1987 Бней Брак

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3. Рав Ирхамиэль, Рабби Яков Ицхак АЕхуди - связь между ними не понял
4. Рав Яков Ицхак,
прославлен (не уверен - плохой снимок, имеется ввиду, кто всё это написал о нем) Аваамом Моше и ... Брейндель ... Бойм, оба шестое поколение ....

4. Там подробно про раби Якова Ицхака - святого еврея из Пшисхи, который удостоился, что все евреи называли его титулом ЕВРЕЙ
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5. Рабби Яков Ицках Элханан (Альханан?) сын ... адмора ...Ирхмиэля (Яркмиэля?) сына .... рабби Якова Ицкаха Иехуди Кадоша (святого, но пишут как фамилию)

 


Рабби РАВИ (т.е. опять слово раби, о большими буквами как имя) Симха Бонам ... Цви Кирш (или Хирш?) магид из Вайдслов (?)
связь не понял

 

Рабии Цви (Хирш) Мордехай сын ... рабби Авраама Моше сына ... А-Рави (все как имя большими, но слова а не имена. А- Рари - тот самый рабби) Раби Боним ЗЦОКЛЛ'Хей (опять эта абревиатура!) зять адмира рабби ... Исраеля Ицхака ...

 

5. Раби Яков Ицхок Эльхонон (Ичеле) сын раби Йерахмиэля, который сын раби Якова Ицхака святого еврея

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вкратце остальные:

 

Цви (Гирш) Мордехай сын Аврома Мойше, сына раби Бунима

 


зять раби Исроэля Ицхака из Ворки

 

 

 

Раби Симха Буним сын Цви Гирша, магида (проповедника) из Вайдислова

 


Раби Йерахмиэль Йегуда Меир сын раби Якова Ицхака Эльханана, сына раби Йерахмиэля, сына раби Якова Ицхака, Святого Еврея

 

 

 

 

 

зять раби Якова Довида из Амшинова

 


В Иерусалиме есть нынешний Амшиновский ребе

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Послепосещения музея времени оставалось очень мало, и мы поспешили в Пшитык. В этом местечке жили мои предки по линии прапрабабки Рейзлы дочери Переца Гольдберга. В России ее называли Роза Абрамовна Голоберхова.
Должна признаться, что мне потребовалось некоторое время, чтобы догадаться какая же фамилия была оригинальная.
Ход мыслей был такой:
Голоберхова - ова(суффикс и окончание, означающие в данном случае "дочь такого-то")
Голоберх=Голоберг
Голоберг=Гол(о)берг=Голберг=Гольдберг

 

Но это я несколько отвлеклась. От Пшисухи до Пшитыка 15км, но нам потребовалось полчаса, чтобы туда добраться - узкая дорога, проходящая через маленькие деревушки, и везде ограничения скорости.

 

Информации о евреях Пшитыка мне удалось собрать чрезвычайно мало. Евреи жили в местечке уже во второй половине 18 века, к этому же периоду относится и процесс формирования еврейской общины. Большая часть еврейского населения занималось торговлей и ремеслом. В 1921 году евреи составляли 81% населения. Сущестовал спортивный клуб "Макаби", Погребальное братство, несколько еврейских социальных служб, различные политические партии, в т.ч. коммунистическая и сионистская.
Во второй половине 1935 года начались антиеврейские выступления. 9 марта 1936г. был погром, в котором погибло 2 еврея и 1 поляк.
В 1942 году немцы устроили в Пшитыке военный полигон, выселив как евреев, так и поляков.
2700 евреев Пшитыка было отправлено в гетто Шидловца и Пшисухи и разделили участь своих соплеменников.

 

Единственным напоминанием о живших здесь некогда евреях является еврейское кладбище. Собственно, именно оно и было нашей целью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Адрес кладбища у меня был - в лесу, по левой стороне дороги до Радома, на правом берегу речки Радомки:)
Не будучи уверенной, что мы сможем быстро найти кладбище по такому описанию, а время поджимало, я на центральной площади, у очень красивого костела, обратилась к 2 женщинам, стоящим у магазина. Честно говоря, я возлагала больше надежды на пожилую, но она затруднилась ответить. Очень толково, как добраться до кладбища, мне объяснила именно молодая женщина.
Тем не менее, мы все-таки умудрились свернуть не туда, и мне пришлось еще раз спрашивать дорогу у ребят в автосервисе. На этот раз ответ был по-английски.

 

Хотя описание месторасположения кладбища полностью соответствует действительности, но найти его без указаний местных жителей нам бы не удалось. Оно находится на опушке леса, по площади занимает около 0,2га, частично огорожено, но калитка отсутствует. Через кладбище проходит тропинка, которой часто пользуются местные жители.
b3c86e2069cc.jpg 6dc09ea3ad36.jpg
По найденной мной информации, первые захоронения появились 18 веке, сохранилось 30 надгробий, самое старое из сохранившихся датируется 1770 годом.

 

Общий вид
18cde765466b.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Моей целью было перефотографировать все захоронения, чтобы потом, с помощью людей, знающих иврит, перевести эпитафии. Во-первых, чтобы сохранить то, что есть возможность сохранить. потому как неизвестно, что станет с кладбищем через пару лет. Во-вторых, в надежде найти кого-нибудь из моих предков по линии прапрабабки. Ведь один раз мне повезло:) Кто не знает - см. первую страницу темы "Еврейские кладбища".
Фотографировать пришлось в быстром темпе, т.к. над душой стоял муж.:) Сын пытался убрать траву, где это было возможно и следил, чтобы я не пропустила ни одного надгробия. Они разбросаны без системы по территории кладбища и поэтому довольно легко запутаться - фотографировала ты это или нет. Все фото выложены здесь http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=3385, и я очень признательна всем, кто помогает с переводом эпитафий.

 

Большое впечатление на меня произвело то. что около одного из надгробных камней я обнаружила горящую свечку. Вот, посмотрите на фото - в половине пластиковой бутылки помещена железная баночка, а в ней свечка. Жаль, было мало времени, а то я бы пошла узнавать, кто ее мог поставить...

 

128208a17521.jpg

 

Было уже ококо 7 вечера, когда мы двинулись в сторону Кракова. К сожалению, о том, чтобы заехать в Шидловец, где, как я недавно обнаружила, жил двоюродный брат моего прадеда, чье фото было найдено в семейном архиве моего родственника, уже не могло быть и речи. А жаль:(
Вот, пожалуй, и все.
Конечно, можно еще много рассказывать о еврейском Кракове, посещении Освенцима, но это уже за рамками данной темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Nison,
Я каким-то образом пропустила Ваши замечательные подробные переводы с табличек:(
Огромное Вам спасибо за помощь!
А Вы бы не могли взглянуть еще на надгробия из Пшитыка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Видел, что участники форума
расшифровали несколько
надгробных надписей.
Однако не уверен, что расшифровано
все. Вот, возможно, пригодится кому-нибудь:
-----------------------------------------------------------------------
СООБЩЕНИЕ 30, "Фрагменты надгробий с текстом", ФОТО СПРАВА:

 

скромная женщина
госпожа Хана дочь
раввина рабби Давида благословенна его память.
-----------------------------------------------------------------------
СООБЩЕНИЕ 30, "Фрагменты надгробий с текстом", ФОТО СЛЕВА:
Большими буквами ясно читается в акростихе
и в начале четвертой строки имя "Менахем".
-----------------------------------------------------------------------
СООБЩЕНИЕ 34, ФОТО В НИЖНЕМ ПРАВОМ УГЛУ :
первое слово неразборчиво, далее:
... и приятен
своими добрыми делами,
который шел [во] все дни его
дорогою прямой и занимался...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Nison,
Я каким-то образом пропустила Ваши замечательные подробные переводы с табличек:(
Огромное Вам спасибо за помощь!
А Вы бы не могли взглянуть еще на надгробия из Пшитыка?

Да, пожалуйста.
Куда надо именно взглянуть?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот здесь http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=3385
Меня интересуют не только имена, но и эпитафии полностью

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования