Перейти к публикации
17 сентября в Нижнем Новгороде откроется XV Всероссийская генеалогическая выставка.


Еврейское кладбище в г. Пшитык


Kaaskop
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Рассказ об этом кладбище будет помещен в теме "Поездка на родину предков" в разделе " О розном". Здесь же я буду размещать фото сохранившихся надгробий. Вся могильные камни засняты, но плана кладбища я не составила - времени уже не было.

 

Очень надеюсь на помощь знатоков иврита в переводе эпитафий. Ну а в обсуждении богатой символики приглашаю принять участие всех.

 

Для удобства каждое фото будет нумероваться, к примеру:

 

1 - общий вид могильного камня
1а - фрагмент орнамента/символика
1б - эпитафия

 

Давая перевод или коммент к конкретному надгробию, предлагаю цитировать не все сообщение, в котором изображен камень, а только само фото.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1
967abc727eb6t.jpgc37f9c175b56t.jpg

 



6e589cbe67fdt.jpg dddf78246adct.jpg

 

1

 

Сверху идёт надпись: ИЦХАК ВЕЙСФУС

 

Но почему-то в середине он именуется Ицхак Нер. К вечору , видно, голова уже плохо соображает, чтобы разобраться, год смерти завтра переведу.

 

" Человек прямой и был светоч жизни в его доме освященном
р. Ицхак Нер Элиазар (умер) хав-бет нисан
год...
(обычное окончание)"

 

Надо посмотреть дату на тот год, но нисан - это месяц Песаха.

 

mod970

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А хотелось бы еще и полную эпитафию, если можно:)
Кстати, на самой нижней строчке арабскими цифрами указан год 1934

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2
0123401cf789t.jpgc5488b10ef01t.jpg

 

Второй снимок
Начало отсутствует
"значимая и восхваляемая госпожа Рахель дочь покойного меhурар Якова Халеви Сегаля благословенна его память
Cкончалась в восьмой день хануки 1870 года"
Далее по-видимому стандартное ת.נ.פ.ב.ה.

 

tatf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочу разобраться в символике первого надгробия. Мне, честно говоря, не совсем понятно, что там изображено в принципе. 2 каких-то зверя, не льва, на мой взгляд, держат какой-то "триптих", в центре которого поле как будто для игры в "крестики и нолики". А на боковинках вообще неясно, что за фигуры изображены:(
Кстати, обратите внимание на 2 дырки. Не могут это быть следы от пуль? Такого рода дырки есть на многих надгробиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, обратите внимание на 2 дырки. Не могут это быть следы от пуль? Такого рода дырки есть на многих надгробиях.

Да, очень похоже на следы от пуль и по размеру и по характеру повреждения камня. Да и само положение отверстий говорит о том, что кто-то прицеливался в клетчатое поле и стрелял, кстати, видны характерные ошибки прицеливания стрелявшего "на 8-9 часов" относительно центра поля, как говорят стрелки. Наверное, так и есть.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На ашкеназских надгробиях даже аллегорические фигуры были чрезвычайно редки, но часто использовались символы, отражавшие религиозный и общественный статус умершего, его профессию, личные достоинства и т. д. Выработался лаконичный язык символов, указы­ваю­щих на принадлежность могилы: кисти рук в традиционном благословляющем жесте (см. Биркат-коханим) — могила кохена; древние музыкальные инструменты или кувшин — могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках (см. Каббалат Шаббат) — могила женщины; стадо без пастуха, открытая книга или несколько корешков книг с названиями — могила раввина или автора религиозных сочинений; гусиное перо (отдельно или в руке) — переписчика священных текстов; ножницы — портного; цепочка или другие украшения — ювелира; коробка или кружка для сбора пожертвований, рука, подающая милостыню, указывали на щедрость покойного или на то, что он был габбай-цдака (см. Габбай), и т. д. Изображения животных служили обозначением личных имен: лев — Лейб (Арье) или Иехуда; олень — Хирш (Цви), голубь — Иона, рыба — Фишл, птица — Фейга (Циппора) и т. д. Даже сама смерть обозначалась определенной символикой: разбитые сосуд или лодка, надломленная свеча, перевернутый погасший светильник, упавшая корона, рука, сломавшая ветвь (только на надгробиях женщин; количество плодов на ветви указывало на число детей умершей; на девичьих надгробиях число цветков соответствовало прожитым годам), и т. д. Это в общем А звери –львы. У них есть грива. Поддерживают врата - врата Всевышнего ("Открылись мне врата Всевышнего"). Тут еще всякие толкования http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=15560

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Таня, я это знаю... Мы об этом еще в общей теме "Еврейские кладбища" говорилï.
Вы думаете, что это врата? Как-то у меня это изображение с ними не ассоциируется:( Почему они в клеточку и что за фигуры изображены на самих вратах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, спасибо. А какой год непонятно? А самую нижнюю строчку ты видела? Там, правда, трава немного загораживает, но буквы довольно четки. Еще год (?) 1934 обозначен...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лен, спасибо. А какой год непонятно? А самую нижнюю строчку ты видела? Там, правда, трава немного загораживает, но буквы довольно четки. Еще год (?) 1934 обозначен...

Так я поэтому и не стала писать про год, раз он есть. Но если ты настаиваешь... - 7 апреля (суббота) 1934 года (тав-реш-цадик-далет).
Эпитафия стандартная.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да меня просто сомнения разобрали, что год не на иврите написан. Поэтому и настаивала:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да меня просто сомнения разобрали, что год не на иврите написан. Поэтому и настаивала:)

В 20 веке в восточной Европе стали указывать на памятниках дату смерти по обычному календарю, а иногда и имя на языка страны проживания
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 b5fb4eb5b20ct.jpg1071fab9b254t.jpg
a60aaf8f4352t.jpgfa4ed75a4150t.jpg

 


человек понимающий с дорогой умной душой

 

который добился своем пониманием...
в врачебной мудрости и гмуль хесед (мицва делать добрые дела) бедными и богатыми и образованный .... больного спасти от смерти души и оживить душу с огромным усердием, спасти больных и "мкайем нефашот" (поддреживает души/людей)
Здесь похоронен дорогой Шлемо Залман Дор(?) а-Леви сын МАХУРАР (великого учителя, равина моего равина)
Шлема Зальман Сегаль ЗАЛ (благословенна его память)
умер в первый день праздника Шавуот 1872 (?)

 

Любезно переведено habad

 

по-третьему
Я думаю, что покойный был Шломо Залман Давид и умер в 1892. Рука с кувшином - символ левита

 

tatf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 fe987e5b2310t.jpg
5de9646499a4t.jpgc61e0c289b26t.jpg

 

четвертый снимок
человек безхитростный и прямой Харар Шмуэль сын Харар Йоэля
скончался (день не понятно) месяц ав год 1835

 

tatf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень оригинальное двойное надгробие - мне такие еще не встречались.

 

5 322539644d82t.jpg
1ad0bf0af78dt.jpg 13718365ba20t.jpg

 

5-ый снимок - двойной памятник
Он сделан ввиде скрижалей завета - две соединенных доски
С правой стороны надпись- на арамейском, с левой - на иврите, но с применением слов принятых в Мишне
Не сильна я в этих делах, мы даже разошлись во мнениях с дочкой, которая переводила с арамейского , похоронен там один человек или двое : упомянуты имена Давид ха-Леви и Арье Менахем ученик(и) раби Иосефа Яскива.
Справа написано "человек безхитростный и прямой(то-есть не свернувший с пути , указ. Б-ом) все деяния его под руковод. меhорера Иосефа Яскина маhог Давид ха-Леви сконч. 15,2,1910(вав адара תקעק )
Слева - расписывается усердие и преданность его в изучении Торы и далее меhурар Арье Менахем как меhурар
Иосеф Яскин. В самом низу еще дата 1900(תקסעל). Там еще всякие буквы, каждая из которых может быть целым понятием , понимание которого, лично мне, недоступно.

 

tatf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 762361416897t.jpg
391deccad4f9t.jpg350740e1354bt.jpg

 

7.

 

наш рав ? учитель
Хаим сын ? праведника
рав ? острый
и с глубокими знаниями в изучении Торы

 

Нафтали Хиршиль

 

умер тав-реш месяца Адар в год

 

(скрыто травой и землей)

 

mod970

 


Начало интересное, (хотя я могу и ошибаться) там есть сокращение hа Рав НЙ, (неро ядлик, то есть его свеча будет гореть. Душа в иудаизме иногда связывается со свечой, то есть душа будет жить вечно). Я присмотрелся к буквам, сравнил с остальными буквами на этом надгробии и уверен 99% что именно это там написано.

 

острый ? ... я бы перевел остроумный, но смысл не как в русском контексте "шутник", а ближе к слову умный (там потом и по смыслу что он в торе разбирался).
Имя - hирш (а не хиршиль. )
умер он в Хэт или эй бэадар (разница в три дня) но не в тет рейш (это буквы от предыдущего слова нифтар)

 

shafiro

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да с травой, равно как и с временем, было напряженно:( Первого было много - хоть косу с собой бери или ножницы, на худой конец. а второго было мало:( Муж хотел до темноту вернуться в Краков, до которого еще минумум 3 часа было ехать. Поэтому все делалось в спешке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 6bccee155878t.jpg2e995440cd22t.jpg

 

e0eac0d61a91t.jpg

 

А 8 - Шломо Зальман , который уже поминался. Текст очень красивый и сложный в переводе. Дай время. :rolleyes:

 

mod970

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 1c5850553965t.jpg1066ea9b41abt.jpg

 

9. Мне кажется что это памятник матери (кажется она умерла и оставила мужа и ребёнка)

 

shafiro

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

меhурар
меhорер
А это что означает?

Освещяющий, в смысле - дающий свет другим. И как лампочка, и в качестве праведника, ученого человека и пр. Иврит - простой язык , слов немного. :P
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

" был светоч жизни в его доме освященном
.
(обычное окончание)"

Не "светоч жизни", а "гостепреимный" (махнис орхим")
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"
(умер) хав-бет нисан
год...
(обычное окончание)"

 

Надо посмотреть дату на тот год, но нисан - это месяц Песаха.

 

А мне кажется по другому:
Умер в 59 лет в месяц ав год ТавРешЦадиРеш.
Поясню почему, там же написано, НунПей (это сокращённо нифтар, умер) а потом бен самех зайн.
Кстати и на других надгробиях есть возраст

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования

17 сентября в Нижнем Новгороде откроется XV Всероссийская генеалогическая выставка.