Павел Иванов-Остославский Опубликовано: 10 сентября 2009 Поделиться Опубликовано: 10 сентября 2009 Европейская геральдика Геральдика – древняя отрасль исторического знания, искусство составления гербов и эмблем. Возникнув еще во времена крестовых походов, она впитала в себя многие традиции средневекового рыцарства, отразила быт, культуру и мировоззрения элитариата феодальной Европы. Любой, кто посвятил себя изучению геральдики, так или иначе, приобщается к ее традициям, к ее философии, проповедывающей самые высокие человеческие добродетели. Геральдика воспитывает любого, кто проникся ее обаянием, в духе таинственной и благородной древности. Она способна научить современного человека с уважением и пониманием относиться к своему прошлому.Геральдика стала возникать и формироваться в Европе еще во времена раннего средневековья, однако пик ее развития приходится на эпоху крестовых походов. Все основные элементы герба берут свое начало от рыцарей-крестоносцев, участвовавших в военных походах для защиты «гроба Господня». К примеру, намет (стилизованный узор вокруг щита и шлема герба) - ничто иное, как видоизмененный плащ, рассеченный ударами мечей, порванный в клочья во время сражений, рыцарских поединков и многодневных изнуряющих маршей. Деление щита на части (щит – рассеченный, пересеченный, рассечено-пересеченный) тоже на прямую связано с реалиями средневекового боя. Вступив в поединок со своим противником, рыцарь принимал на щит удары холодным оружием. Естественно, что эти удары имели различные направления. На щите оставались отметены в виде полос, идущих в разные стороны и делящих щит повдоль или поперек, или наискось.Традиция помещать на щит различные символы, отличающие рыцарский род и рыцаря лично, также берет свое начало в эпоху крестовых походов. Во время боя первоначально было очень трудно отличить, где свои, а где чужие – все солдаты и рыцари были одеты приблизительно в одинаковые доспехи, их лица скрывали решетины или забрало, а ряды и различные фигуры построения смешивались. Поэтому даже знамена и хоругви часто не могли служить отличительными признаками сражающихся. Благодаря этому рыцари стали помещать на свои щиты различные символические изображения, отличающие их личные доблести и служащие для распознавания воюющих за разные противоборствующие стороны. Важнейшим элементом герба является щит. В зависимости от формы щиты делятся на несколько разновидностей: французский, испанский, итальянский, немецкий, нормандский, английский.В гербах часто присутствует рыцарский шлем, причем шлемов в каждом конкретном гербе может быть различное количество: от одного до пяти. Над шлемом располагается клейнод (нашлемник). В гербах, как правило, имеется намет. В некоторых гербах имеются щитодержатели – фигуры людей или животных, которые как бы поддерживают щит, прикасаясь к нему руками (лапами, крыльями, спинами и прочее). В тех гербах, где есть щитодержатели, имеется и подножие – земляной холм, узор-орнамент, намет или девизная лента. На подножие всегда опираются фигуры щитодержа-телей.Чрезвычайно важным элементом герба является корона. В родовой геральдике используется несколько корон: дворянская, баронская, графская, маркизская, герцогская, княжеская, королевская и императорская. Эти же короны применяются и в гербах тех политико-территориальных образований, которыми владеют данные титулованные особы. В геральдике широко известны случаи, когда достоинство герба обозначается не только с помощью короны, но и при посредстве рыцарского шлема: располагается ли шлем в анфас, вполоборота, или в профиль, куда он обращен – вправо или влево, сколько на нем решетин и есть ли забрало. Городская геральдика использует башенные короны. В императорской России в зависимости от степени административной подчиненности городов, городским гербам присваивали различные короны: двузубую красную (для посадов и хуторов), двузубую золотую (для деревень), трезубую (для уездных центров), пятизубую (для губернских центров), императорскую (для столицы государства). Императорскую корону также присваивали гербам губерний.В геральдике активно применяется колоративная символика. Все цвета традиционно делятся на естественные и геральдические. Геральдические в свою очередь делятся на финифти и металлы. Существуют основные финифти (червлень, чернь, лазурь, зелень пурпур) и вспомогательные (диамантовая, оранжевая, кровавая). В геральдике используется всего два металла – золото и серебро.Семантика геральдических цветов очень разнообразна, она имеет как светское, так и религиозное содержание:золото – вера, справедливость, милосердие, смирение, могущественность, знатность, постоянство, богатство;серебро – чистота, правдивость, невинность, благородство, откровенность, белизну;червлень – любовь, мужество, смелость, великодушие, кровь, пролитая за церковь и царя;чернь – осторожность, мудрость, постоянство, мрак, печаль;лазурь – целомудрие, честность, безупречность, небо;зелень – надежда, изобилие, свобода, радость, луговая трава;пурпур – благочестие, умеренность, щедрость, верховное господство.В геральдике также применяются меха: горностаевый (символ верховной власти) и беличий (символ духовной чистоты).Фигуры, применяемые в геральдике, тоже имеют свою собственную классификацию: геральдические (элементы деления щита различной конфигурации) и негеральдические (изображения живых и неживых объектов, мифологических существ и прочие). Геральдические фигуры делятся на простые и почетные.В геральдике существуют свои особые правила и традиции составления гербов, однако лица, причастные в разное время к герботворчеству, придерживались их недостаточно последовательно. Отчасти это можно объяснить тем, что геральдические правила имеют много специальных исключений, а кроме того традиции в каждой Европейской стране несколько отличаются друг от друга.Некоторые геральдические реалии, упомянутые выше, без труда можно обнаружить в современной российской и украинской символике. Нынешний герб Украины, как и подавляющее большинство гербов других европейских государств, наследует древние традиции средневековой геральдики и является символическим воплощением государственной власти, и тех добродетелей, с которыми ассоциирует себя народ. Первоначально украинский трезубец был знаком собственности древнерусских правителей из династии Рюриковичей. По некоторым данным он восходит к одному из норманнских гербов, которым владели предки Рюрика – к орлу, изображенному головой вниз. Современный украинский трезубец до сих пор сохранил некоторое отдаленное сходство с этим древним скандинавским символом.Вероятно, не меньшей древностью отличается и современный герб России, ведущий свою «родословную» из средневековой Византии. Постоянно изменяясь и эволюционизируя, российский орел уже на протяжении нескольких веков (со времен царя Ивана 3 и его супруги – царицы Софьи, в девичестве византийской принцессы), является символом безусловного превосходства России на значительных евроазиатских пространствах.Геральдическая символика чрезвычайно разнообразна. Чаще всего геральдические фигуры и цвета, применяемые в гербах, символизируют добродетели и достоинства, приписываемые владельцу герба или его предкам. В общем и целом геральдика прославляет самые высокие человеческие добродетели – честь, благородство, милосердие, изящество, ум и воинскую доблесть. 10.2001.-02.2002.-03.04.2007. Павел Иванов-Остославский Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.