Перейти к публикации

Чуваши-переселенцы как родоначальники в различных регионах России


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

В середине - 2-ой половине XVII в., в связи с замирением Русским государством и постепенным освоением бывшего Дикого поля (Среднее и Нижнее Поволжье, в основном, правобережье Волги) чувашские переселенцы начали активно переселяться в Самарскую и Саратовскую земли, затем пошли на Урал (особенно в Оренбургский край), в Западную и далее в Восточную Сибирь. Этот чувашский переселенческий поток был очень силен -

 

Чуваши в основном селились компактно большими селами с окрестными выселками, а потому многие из них так и дожили до сего дня как исконно чувашские населенные пункты.
Но нельзя сказать, что в своем мощном переселенческом движении чуваши стремились обособляться от русских - это и не было возможно, ведь освоение Дикого Поля, Урала и Сибири осуществлялось по инициативе и прежде всего силами именно русских, России, являясь русской государственной политикой. Чуваши же лишь шли следом, так сказать, в контексте, воспользовавшись благоприятными условиями для поиска земли вне уже перенаселенных пределов собственно Чувашии, спасаясь от гнета своих национальных феодалов и Русского государства, а также от отатаривания (в XVI - XVII вв. почти все чувашское население Свияжского уезда было исламизировано и постепенно ассимилировано татарами; это растворение угрожало и всему чувашскому народу - его самобытность спасла массовая христианизация чувашского народа в 1740-х годах).
Таким образом, взаимодействуя с русскими переселенцами в одном общем деле, чуваши вдали от своей исторической родины зачастую могли довольно быстро ассимилироваться в их среде, тем более что этому способствовала не только общность взаимных интересов, но и вообще давние дружеские добрососедские отношения между двумя братскими народами.
В основном, ехали за свободной землей, к тому же на новом месте давали "подъемные", инвентарь, скотину (в рамках государственной переселенческой политики и в Старой России - например, в период столыпинских реформ, и в советское время). Ехали целыми деревнями, и улицы переселенцы до сих пор между собой называют названиями тех деревень, откуда приехали.
Некоторые чувашские деревни обрусели (тем более обрусели те чуваши-переселенцы, что селились вместе с русскими в одних селах), но потомки их жителей даже и до сих пор сохранили порой фамилии Чувашевы как знак того, что некогда их предков русские именовали по имени их народа. Также чувашский след до сих пор прослеживается и в топонимике Поволжья, Урала, Сибири. Например, деревни Чувашевы, опять же названные так русскими по имени национальности их основного населения.

 

О заселении юго-восточной и южной частей Чувашии
Расселение чувашей в ХVI - ХVII веках

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чувашские землячества за пределами Чувашии очень сильны. В чувашских деревнях и селах Симбирской, Самарской, Саратовской земли, в Оренбургском крае, в Башкортостане, на всем Урале, в Сибири существуют национальные организации, процветают чувашские язык и культура. Многие великие деятели чувашской национальной культуры, литературы и искусства, которых чтят в Чувашии, вышли как раз из переселенческих сел.

 

Чувашская диаспора не порывает своих связей с Родиной-Матерью, милой Чăваш Ен, тăван çěршыв! А Чувашская Республика не забывает своих далеко залетевших сыновей и дочерей, поддерживает чувашскую диаспору по всей России. А все вместе мы сильны единой Россией, нашим старшим любимым братом!

 

История чувашской диаспоры

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пожалуй, самая восточная обширная и сплоченная чувашская диаспора - это чувашское население Красноярского края. Красноярская региональная Чувашская национально-культурная автономия (КР ЧНКА)

 

И еще о топонимике.
К примеру, есть в Шадринском районе Курганской области село Канаши на реке Канаш.
Чувашское слово «канаш» означает «совет» в смысле «совещание». С установлением Советской власти это слово и в чувашском языке получило значение представительного органа власти. В связи с этим, а также потому, что в 1920 г. была образована Чувашская Автономная Область - первое чувашское национальное государство (в рамках единой Российской Федерации), решено было назвать Канашом станцию Шихраны (примерно в центре чувашских земель) с истинно чувашским населением, провозгласив ее городом и будущей столицей Чувашии.
Следом в Сибири по этому примеру появились в среде компактного расселения чувашей селения с этим же названием: один – в Тюменской области, другой – в Красноярском крае. Так увековечили переселенцы-чуваши свою память об исторической родине.
О селе Канаши Курганской области можно было бы подумать, что и оно – такой же населенный пункт советского времени, как и те сибирские Канаши. Но стоит оно на реке Канаш. А общеизвестно, что гидронимы возникают в период первого заселения местности, реку потом так просто не переименуешь как село.
Легенда гласит, что основателями села были чуваши. Они остановились на берегу безымянной реки и сели «совет держать», где им поселиться. Здесь и решили осесть, реке и поселению дали одинаковые названия – Канаш (произошло это в 1682 году, летом 2007-го село отметило свое 325-летие). Дословно названия звучали, конечно, как «канаш шыве» (река совета) и «канаш яле» (деревня совета).
Население здешнее давным-давно обрусело, чувашей в селе уже нет, но история его помнится очень хорошо и происхождение от чуваш не забывается. Недавно местные краеведы издали книгу «История села Канаши».
Предполагают, что именно выходцы из этого села, по фамилии Канашовы (то есть выходцы из Канаша), лет триста назад основали село Канашово Челябинской области, почти на границе с той же Курганской, названное по их имени. Кто они были по национальности, сельчане не помнят, однако им точно известно, что прибыли они в эти места казаками. Видимо, разъезжали канашцы по округе в поисках неосвоенных земель, называя себя канашовыми казаками (как известно, в XVII в. казаками еще именовали всех вольнонаемных "охочих" людей на государевой ратной службе, и лишь потом только население строго определенных областей как особое военно-служилое сословие).
Кстати, фамилия Канашов весьма распространена в этом регионе и сейчас. Правда, и в Канашове чувашей уже нет.

Откуда же взялись наши земляки в этих краях в столь ранний период освоения Сибири? Ведь массовое переселение чувашей в сторону оренбургских степей началось лишь в середине XVIII века. Предполагают, что чуваши могли оказаться в составе казачьих отрядов, закреплявших завоевания Ермака, и оседать на новых землях как пионеры их освоения, давая им свои, родные названия. На это указывает наличие и другой чисто чувашской топонимики на территории той же Челябинской области – речка Чувашка, Чувашская степь, Чувашский хребет. А такие названия присваиваются не иначе как первопроходцами.

Взято здесь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вообще, интересно было бы проследить по нынешним русским фамилиям их исконное чувашское происхождение, о чем сами их носители порой и не догадываются. Уже известно, что многие русские фамилии имеют тюркские корни. Вот и чувашские есть среди них.
Те же Селивановы, к примеру. Вроде обычная русская фамилия... :)

 

Поток чувашских переселенцев усилился с середины XVIII в., после массовой христианизации чувашского народа: не все чуваши захотели отречься от веры предков и, спасая свое язычество, устремились на восток. Хотя и там в итоге от крещения не ушли. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Откуда произошли географические названия Челябинской области на букву "Ч":

Чувашка, речка, левый приток Ая; Чувашская, гора, Кусинский район; Чувашская степь, местность, расположенная между Кусой и Медведкой, Кусинский район; Чувашский, хребет, территория города Златоуста, Чувашский Пруд, поселок, Ашинский район.
Названия напоминают о чувашах, поселившихся здесь в ХVI - ХVII вв. после покорения Казанского ханства на вотчинных землях башкир на правах припущенников, а также при становлении горнозаводского дела в ХVIII в.

Следует заметить, что башкирские общины вряд ли сами позволяли чувашским переселенцам селиться на своих свободных землях. Правительство, в рамках особой государственной политики колонизации вновь приобретенных земель, стремясь к успокоению и замирению обширного Башкирского края и всего Южного Приуралья (башкиры вплоть до XVIII в. часто бунтовали, в отличие от тех же в основном покорных чуваш), изымало (за те же мятежи) башкирские земли (к тому же зачастую необрабатываемые, пустые, ведь башкиры в основном занимались кочевым скотоводством) под заводы, под поселения русским, чувашским переселенцам, мордве, мари - государственным (казенным) крестьянам, то есть тем, на чью верность можно было положиться в освоении этого еще дикого края.
Таких переселенцев звали "припущенниками" (подселенными в общину) - то есть поселившимися на земле башкирской общины по договору аренды.

 

Великий русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859) в "Семейной хронике" так говорит о "припущенниках":

...Припущенниками называются те, которые за известную ежегодную или единовременную плату, по заключенному договору на известное число лет, живут на башкирских землях. Почти ни одна деревня припущенников, по окончания договорного срока, не оставила земель башкирских; из этого завелись сотни дел, которые обыкновенно заканчиваются тем, что припущенники оставляются на местах своего жительства с нарезкой им пятнадцатидесятинной пропорции на каждую ревизскую душу по пятой ревизии [1795 г.]... и вот как перешло огромное количество земель Оренбургской губернии в собственность татар, мещеряков, чуваш, мордвы и других казенных поселян, которые год-другой заплатят деньги, а там и платить перестанут, да и останутся даром жить на их землях, как настоящие хозяева, а там и согнать их не смеешь и надо с ними судиться...
С легкой руки Степана Михайловича переселение в Уфимский или Оренбургский край начало умножаться с каждым годом. Со всех сторон потянулись луговая мордва, черемисы, чуваши, татары и мещеряки; русских переселенцев, казенных крестьян разных ведомств и разнокалиберных помещиков также было немало...

Кроме того, эти новые обильные и практически пустые (но всегда имевшие собственников в лице башкирских племен) земли стремились заполучить и переселявшиеся со своими крепостными русские помещики, покупавшие целые имения у башкир-общинников не совсем справедливым торгом (наивных, добродушных, малосведущих и плохо знавших русский язык и законы башкир было легко обмануть, и, как говорит тот же Аксаков, "за самую ничтожную сумму покупаются целые области").
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Важнейшая причина выселения чуваш за пределы собственно Чувашии - огромная перенаселенность Чувашского края. Здесь и до сих пор самая высокая плотность сельского населения в России. Когда едешь по Чувашии, постоянно тут и там видишь деревни, одна за другой, часто-часто. Ночью замечаешь сплошные огоньки - непривычная картина для тех, кто жил, к примеру, в Сибири или хотя бы в Мари Эл! На карте очень хорошо заметна эта густота. Не случайно, в Чувашии из всех национальных республик России (исключая Дагестан и Чечню) коренное (чувашское) население преобладает над прочим (68 % по данным 1989 г.; русских - 27 %).

 

Высокая перенаселенность создает нехватку земель. До эпохи индустриализации именно сельское хозяйство было основой хозяйствования чувашей, основой самой их жизни. Поэтому понятно стремление выселиться, найти новые, еще не занятые земли для обработки. Таких земель в XVI - XVIII вв. в избытке было в пределах бывшего Дикого Поля (Нижнее Поволжье) и у занимавшихся кочевым скотоводством башкир (а также у находившихся на стадии примитивного хозяйства сибирских народов).

 

Кроме того, надо учесть особенности рельефа Чувашии. Это так называемая в русских документах XVI - XVII вв. Горная сторона (в отличие от Луговой - левобережья Волги, страна мари). Здесь к Волге, между ее правыми притоками Сурой и Свиягой, текущими в основном с юга на север, к ее высокому крутому правому берегу постепенно спускается, также с юга на север, Приволжская возвышенность. Но множество холмов - еще полбеды. Главный враг чувашских земель - овраги, избороздившие всю республику. Они бывают очень глубокими и много полезных земель отнимают.

 

Чуваши смогли расселяться только благодаря России. До этого чуваши ютились (со времени бегства своих предков булгар от монголо-татар из Булгаро-Казанского Заволжья в XIII - XIV вв.) на малом пятачке у Волги, в нынешней Северной и Средней Чувашии, в основном, в бассейне Цивиля, притока Волги. Чувашский этногенез (сложение чувашской народности) завершается в XV - XVI вв. (когда на историческую арену и выходят собственно чуваши, первое упоминание которых в русских летописях - 1521 г.). Россия освободила в середине XVI в. чувашский народ из-под гнета Казанского ханства, спасла его от отатаривания. Расселение, собственно говоря, и идет все это время только в рамках России (хотя в последнее время наметилась тенденция возвращения этнических чуваш из диаспоры на постоянное жительство в Чувашию; чувашское население в процентном отношении в Чувашской Республике еще выросло).
Сначала, в XVI - 1-й половине XVII в., когда угроза набегов степняков на чувашские земли была Русским государством ликвидирована, началось активное освоение степной, "полевой", юго-восточной части современной Чувашии - современные Комсомольский, Батыревский, Яльчикский, Шемуршинский районы (часть бывшего "Дикого Поля", половецкого поля, Дешт-и-Кыпчак). Немало чувашей поселилось и в пограничных с современной Юго-Восточной Чувашией степных районах Татарстана, также части бывшего Поля. Многие чувашские селения севера и центра Чувашии в это время обзавелись своими "тезками" на юге Чувашии - это переселенцы, сохраняя память о своей родине, называли свои дочерние селения в память селения-матери.

 

Затем переселение пошло дальше на юг, в Симбирскую, Самарскую и Саратовскую земли, а затем повернуло на восток - в Башкирию, на Урал и далее в Сибирь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чувашская диаспора

 

18308b03c190.gif
Места компактного проживания чувашей в Среднем Поволжье и Предуралье
Карта на чувашском языке - ценна тем, что показаны чувашские наименования городов России. Хорошо также то, что границы регионов и места компактного проживания чувашей наложены - интересно сравнить, и сразу ясно, где чувашей за пределами Чувашии осело больше всего.
А самым восточным чувашским населенным пунктом, все-таки, являются, наверное, Ковали под Хабаровском, основанные выходцами из Урмарского района (из чувашского села Ковали - по-чувашски Кавал).

 

Данные переписи населения 2002 г. по национальному составу
Расселение чувашей - тема на Чувашском народном форуме
Чăваш тĕнче/Чувашский мир, Расселение чувашей - там же
К вопросу о заселении юго-восточной и южной частей Чувашии -
глава из книги В.Д. Димитриева "Чувашия в эпоху феодализма" (с. 294 - 325):

Одним из положительных результатов вхождения чувашского народа в состав России (середина XVI в.) было расширение занимаемой им территории...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чуваши как народ не исчезнут.
Друзья, чуваши, земляки!
Мы сильны, крепки духом и едины.
Пусть живём далеко от родных –
Но известно, чуваш как народ не исчез.
В городе, в селе и на чужбине,
На заводе, в поле, на эстраде,
Слышны песни наши чувашские
И мелькают вышивки древнейшие.
Коренные чуваши наши предки.
Говорим и думаем по-русски, мы потомки.
Ведь никто в истории, как русский,
Близко нас, родней, не принимал.
Судьбою быть всегда нам вместе суждено
И в радости, и в горе – идти вперёд едино.
У нас сильны, крепки, едины мысли -
Друзья, земляки, чуваши!

 

Титта Гришши (Григорий Фёдоров)
Май 2008 г., г. Омск

 

Приглашаю в Чувашию

 

Приезжайте в Чувашию,
Друзья, раннею весною.
Предстанет вся своей красою,
И примут вас с большой любовью.

 

Приезжайте в Чувашию,
Когда солнышко в зените.
Возьмут вас в плен своей красою
Чувашские красавицы, поверьте.

 

Приезжайте в Чувашию,
Увидеть осенью страну.
Народ занят благостным трудом,
Но угостят всегда домашним пивом.

 

Приезжайте в Чувашию,
Снегом земля когда укрыта.
Тогда воспримете душою
Язык древнейшего народа.

 

Вы побывали в Чувашии,
Узнали чудную страну.
Есть такой народ в России,
Поклонитесь с уважением ему.

 

Титта Гришши (Григорий Фёдоров)
2008 г., г. Омск

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чуваши - второй, по численности, народ в населении Казанской губернии. Общее количество их простирается до 334.000 душ, в том числе: в уезде Ядринском более 97.000, Цывильском более 85.000, Чебоксарском до 60.000, Козмодемьянском более 36.000, Чистопольском 28.000, Тетюшском почти 16.000, Спасском 9.000, Свияжском 1.000 и в Лаишевском до 250. Отсюда усматривается, что Чувашское население держится преимущественно на правом берегу Волги: в уездах Ядринском, Цывильском, Чебоксарском и Козмодемьянском чувашские селения идут сплошною массою, проникая далее на запад в соседние уезды Симбирской губернии. Впрочем, в уезде Козмодемьянском, Чуваши перемешиваются с Черемисами, а в Тетюшском с Татарами. За Камою Чуваши живут также большею частию смешанно с Татарами, однако заметно, что их селения преимущественно располагаются вблизи границы Самарской губернии, где в уездах Бугульминском и Бугурусланском число чувашей также довольно значительно. В Свияжском уезде Чуваши занимают одно ceлeниe Малые Мими (№ 1525), да еще живут, вместе с татарами и русскими, в селениях Шигаеве, Больших Мимях и Малом Русакове (№№ 1498, 1517 и 1528); точно так в уезде Лаишевском незначительное их количество находится в д. Сабанайке (№ 872), вместе с русскими. ...Вообще Чувашей в пяти губерниях: Казанской, Симбирской, Саратовской, Самарской и Уфимской насчитывается более 500.000 душ...

(Казанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. - СПб., 1866. - С. LXII.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Широко известна фамилия Чувашев (Чувашов) - так зовут в т. ч. и члена нашего СВРТ, уральского краеведа и родоведа А.А. Чувашева из Екатеринбурга.
Ныне по всей России, не исключая и Москвы, живут ее представители, при этом, в основном, не имея связи ни с Чувашией, ни с чувашским народом, а потому порой даже не понимая, что все же имеют к ним прямое отношение: все подобные рода были в свое время основаны переселенцами-чувашами. На новом месте им для отличия (все-таки кругом в большинстве жило иное, не чувашское население) давали прозвище по названию их народа - Чуваш. А потом это прозвище укоренялось в роду, передавалось в потомках от поколения к поколению и постепенно закреплялось в форме фамилии. В основном, это жители Предуралья, Зауралья, Сибири.
Пример:

Починок Лучино
Во дворе Туяк Чюрашев сын Чювашев 74 лет у него сын Писчег 30 лет...

(РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 1034, л. 679)
(Взято из переписной книги 1710 г. по Каринской волости Вятского уезда Сибирской губернии переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова)

 

Чуваши стали появляться в Сибири еще в XVI в. (хотя массовым это переселение стало только в XVII - XVIII вв.). Свидетельством этому служат местные топонимы. Так, решающее сражение между казаками во главе с Ермаком и войском сибирского хана Кучума произошло 26 октября 1582 г. на пологом берегу Иртыша у Чувашева мыса близ кучумовской столицы Кашлыка, где Кучум разбил свой военный стан, к которому казаки приблизились по реке в стругах и прямо с воды штурмовали берег, занятый неприятелем. В итоге враги были опрокинуты, Кучум бежал, а Кашлык пал (взято отсюда).
a0e7d3264884.jpg
Суриков В.И. Покорение Сибири Ермаком

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8698a1a7d17b.jpg

«Известия» сообщают, что в Тобольске под Чувашским мысом снимается фильм про битву Ермака с хозяином Сибири ханом Кучумом.
Это часть телепроекта «Хребет России», над которым работает студия Леонида Парфенова «Намедни» в содружестве с известным пермским писателем Алексеем Ивановым. Планируется создание масштабной картины истории Урала. А в Тобольск творческую группу привело то, что именно здесь Ермак разбил Кучума и открыл русским дорогу на Урал.
В фильме, надо полагать, немало будет сказано и о воинах-чувашах, служивших в войске хана. Это они, как свидетельствует «История Сибирская» летописца тех времен Семена Ремезова, приняли бой с казаками, в результате которого Кучум потерял власть над Сибирью. Сражение произошло в 1581 году. «1 октября, – пишет С. Ремезов, – вышли [казаки] на бой с кучумлянами, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму, дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами [редутами] ...Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли. У чувашей было 2 пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш». А воевали в войске Кучума чуваши, попавшие в него в качестве свадебного подарка казанского хана еще до падения Казани в 1552 году.
Сегодня та гора называется Чувашским мысом и распоряжением губернатора Тюменской области признана памятником природы.

(Васильев В. Битву с Ермаком чуваши проиграли / Виталий Васильев // Советская Чувашия. – 2008. – 20 марта. – С. 6).
Электронную ссылку на эту статью и комментарии к ней не стал давать, ибо эта страничка на сайте газеты содержит вирус :shok:
Но вот из комментариев (кстати, типично татарская точка зрения на чувашский этногенез):
Чауш, чувуш, чуваш - воинское звание с соответствующим социальным статусом. Звание имело различное наполнение в разных странах и в разное время. Чувашами (и суас) звали казанцев, так как большая часть относилась к этому сословию. Черемиса (пограничные) стремились к этому статусу, но его добивались немногие, т. к. он предполагал определенные льготы. Современные чуваши - потомки ряда племен (по большей части - горные мари), получившие этот статус незадолго до падения Казанского ханства (кажется - при Мухаммед Амине). Устроив удачную засаду на Волге, они погубили большую часть русского войска в то время, когда своих войск в Казани не было и хан обещал это звание всякому, кто принесет голову захватчика. Отрезав несколько тысяч голов, они поделили их между родственниками и знакомыми обоего пола. Добившись высокого статуса чуваш, они сохранили это звание, тогда как, например, они же и мари отказываются от более низкого звания черемис. Имеются упоминания о чувашах как о сословии (типа казаков) уже после захвата края русскими.
Из доступных вам источников можете смотреть Курбского и марийские пословицы.
Эта справка для того, чтобы вы хоть что-то знали. К тому же она разрешает противоречие между сведениями источников. В данном случае часть "татар" вполне могла быть "чувашами".
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чуваши - второй, по численности, народ в населении Казанской губернии. Общее количество их простирается до 334.000 душ, в том числе: в уезде Ядринском более 97.000, Цывильском более 85.000, Чебоксарском до 60.000, Козмодемьянском более 36.000, Чистопольском 28.000, Тетюшском почти 16.000, Спасском 9.000, Свияжском 1.000 и в Лаишевском до 250. Отсюда усматривается, что Чувашское население держится преимущественно на правом берегу Волги: в уездах Ядринском, Цывильском, Чебоксарском и Козмодемьянском чувашские селения идут сплошною массою, проникая далее на запад в соседние уезды Симбирской губернии. Впрочем, в уезде Козмодемьянском, Чуваши перемешиваются с Черемисами, а в Тетюшском с Татарами. За Камою Чуваши живут также большею частию смешанно с Татарами, однако заметно, что их селения преимущественно располагаются вблизи границы Самарской губернии, где в уездах Бугульминском и Бугурусланском число чувашей также довольно значительно. В Свияжском уезде Чуваши занимают одно ceлeниe Малые Мими (№ 1525), да еще живут, вместе с татарами и русскими, в селениях Шигаеве, Больших Мимях и Малом Русакове (№№ 1498, 1517 и 1528); точно так в уезде Лаишевском незначительное их количество находится в д. Сабанайке (№ 872), вместе с русскими. ...Вообще Чувашей в пяти губерниях: Казанской, Симбирской, Саратовской, Самарской и Уфимской насчитывается более 500.000 душ...

(Казанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. - СПб., 1866. - С. LXII.)

Мои предки по отцу переселились из Цивильского уезда Казанской губерниии в 1776 году на территорию современного Башкортостана, в село Дюртюли. Всего их было 18 семей. Вроде бы переселились из деревни Липовка (Сакалах). Но найти сейчас эту деревню не могу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вообще, интересно было бы проследить по нынешним русским фамилиям их исконное чувашское происхождение, о чем сами их носители порой и не догадываются. Уже известно, что многие русские фамилии имеют тюркские корни. Вот и чувашские есть среди них.
Те же Селивановы, к примеру. Вроде обычная русская фамилия... :)

 

Этот вопрос очень интересен. На примере своей фамилии я понял, что вопрос многоплановый. Изложу свои наблюдения.

 

Казалось бы, обычная фамилия Беляев, входит в список 100 самых распространенных русских фамилий.
Этимология понятна - от прозвища Беляй с понятным смысловым наполнением. Первые письменные упоминания относятся к 15 в. И отсюда берет происхождение фамилия Беляев у многих русских ее носителей.

 

Близкая пара прозвище/фамилия - Беляк/Беляков. При этом Беляк - это не только понятное любому русскоязычному человеку прозвище, но и вполне конкретный термин в тюркском языке:
“Беляк — (от тюрк. биляк — выделенная часть владения), феодальное владение; податной округ. Предположительно появились в период Золотой Орды в качестве пожалований татарским и мордовским мурзам (князьям) с правом взимания с населения ясака. В 16 в. беляки были закреплены за князьями, находившимися на службе Русского государства. Известны беляки, пожалованные Иваном IV мурзам Мокшевым, Тенишевым и другим. В 17 в. беляки — податной округ с промысловыми, преимущественно бортными, угодьями (Кершинский, Лунгинский, Тялдемский и другие).” [Гераклитов А.А. Мордовский «беляк» // Изв. Краеведч. ин-та изучения Южноволжской обл. при Саратов. гос. ун-те. — Саратов, 1927. — Т. 2; Ямушкин В.П. О ясаке и мордовском беляке // Тр. МНИИЯЛИЭ. — Саранск, 1963. — Вып. 24; Сафаргалиев М.Г. К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Там же.]

 

Отсюда, видимо, берут происхождение Беляки / Беляковы - известные с конца ХIV в. татарские рода:
“96. БЕЛЯКОВЫ. Из польско-литовских татар, переместившихся в Литву еще в конце ХIV века и сохранивших тюркский этнос до конца ХVIII века. Юсуф Беляк — генерал, один из последних защитников Варшавы в 1794 году (В.,D., 1986, st. 114-124).” [Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения.]

 

Вместе с тем я обнаружил, что нецерковное русское имя Беляй было весьма популярно среди нерусского населения поволжских земель в конце 19 - начале 20 в. И отсюда происходит фамилия Беляев у нерусских представителей населения России.

 

Если же возвращаться к вопросу о происхождении фамилии Беляев конкретно у моего рода, то это тоже интересный момент. Мои истоки - в исконно чувашском селе Яльчики. Свой чувашский род по ревизским сказкам, духовным ведомостям и метрическим книгам я проследил до 1660 г. Мой дед - 100% чуваш, но я уже записан русским, хоть мой генотип Е и относится к тем, которые присущи представителям чувашского народа.
В соответствии с семейными преданиями наш род Беляевых идет от некоего Елибая. Мне удалось подтвердить его существование документально. В ревизских сказках 1745 и 1762 гг. он записан как Елбяк (Елбек) 1744 г.р. Это имя тюркского происхождения, имена Елбек и Елибай тождественны. Разночтения вызваны неточностью записи русским писцом плюс двумя веками, в течение которых это имя передавалось из уст в уста в семье.
Видимо, потомки Елибая, которых должны были звать Елибаевыми, и получили в какой-то момент фамилию Беляевых (есть определенная созвучность в этих двух словах). Вместе с тем, мне кажется, что чуваши вряд ли стали бы использовать русскую фамилию. Скорее всего, она была так записана в какой-то момент каким-то русским чиновником или дьячком.
Интересно отметить, что потомки брата Елибая - Торхандея - получили фамилию Козлов.

По моим наблюдениям, формирование фамилий у яльчикских семей началось в середине 18 в. Но есть и такие, которые оформились в конце 19 в.
Часть фамилий образованы от церковных русских имен чувашей, часть от русских слов (Козловы, Молодовы, Виноградовы, Носовы и т.д.), часть из национальных языков.

 

В метрических книгах фамилий нет, за исключением годов 1911-1917, где очень редко они указаны у некоторых жителей села.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...Мой дед - 100% чуваш, но я уже записан русским, хоть мой генотип Е и относится к тем, которые присущи представителям чувашского народа.

С какой стороны дед? Мамы или папы?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...Мой дед - 100% чуваш, но я уже записан русским, хоть мой генотип Е и относится к тем, которые присущи представителям чувашского народа.

С какой стороны дед? Мамы или папы?

Посмотрел в ДНК проекте. Русский Вы по матери. Видно она вас так и записала?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования