Перейти к контенту
.
                                                                                                                                                  

Вопросы к специалистам


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые знатоки генеалогии и истории. Накопилось у меня несколько вопросов. Хотелось бы услышать ваше мнение, чтобы определиться с дальнейшим направлением поиска.

 

1. Мой прапрадед - Иван Николаев, жил в селе Яншихово-Норваши Цивильского уезда (ныне Янтиковского района) в конце 19 века. Он был одним из немногих, кто владел грамотой и хорошо знал близлежащие дороги. Через Норваши проходила болша дорога из Цивильска в Симбирск и по четвергам в селе был большой базарный день. Используя свои знания Иван зарабатывал, по рассказам старожилов, кем-то вроде проводника, ямщика. Он показывал дорогу, провожал, возил на своей повозке как простых людей, так и торговцев до окружающих сел и городов вплоть до Симбирска. В народе был известен как "Ăслă Иван" (дословно "Умный Иван", "Умный Ваня"). Как вы считаете, возможно ли найти про него какую-либо информацию в архивах, возможно в газетах? В какие архивы и к каким фондам обращаться?

 

2. Изучая семейные рекрутские списки 1865 года все того же села Яншихово-Норваши, заметил, что что в 1865 году умерло очень много народу, умирали целыми семьями. В том числе и мои предки. У меня по этому поводу есть несколько предположений.
а) Многие не помнили год смерти родственников, поэтому составитель списка датой смерти поставил текущий, 1865 год.
б) В селе была какая-либо эпидемия, пожар, в результате которого на самом деле погибло очень много народу. В книге по истории села есть упоминание о массовой эпидемии какой-то болезни, в результате чего за 2-3 месяца погибло около 40 человек, но это было в 1895 году.
Я все же склоняюсь к варианту а). Интересно ваше мнение.

 

3. У деда - Ванерке Алексея Дмитриевича - есть групповая фотография, сделанная 9 мая 1945 года в Ленинграде, но она беспощадно была испорчена. На фотографии не видно нескольких лиц, в том числе и моего деда. Служил он в это время, предположительно, оперуполномоченным «СМЕРШ» в 129-ом полку 45 гвардейской дивизии. Очень хочется "восстановить" фотографию, но не знаю как это сделать. Возможно найти однополчан, но как?

 

4. 1-3 ревизские сказки по Яншихово-Норвашам хранятся в РГАДА, 6-10 в ГИА ЧР. На основании этих ревизий составлена книга "Списки жителей Яншихово-Норваши за 300 лет". Но в книге указано, что 4 и 5 ревизий нет ни в РГАДА, ни в ГИА ЧР. Где еще могут храниться эти две потерявшиеся ревизии? Есть ли вообще шанс их найти или, скорее всего, они безвозвратно утеряны?

 

P.S.: Извините, если вопросы не корректные и, возможно, глупые. Я новичок...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как вы считаете, возможно ли найти про него какую-либо информацию в архивах, возможно в газетах? В какие архивы и к каким фондам обращаться?

Следует изучить фонды ГИА по Янтиковской волости Цивильского уезда.
Вы, наверняка, смотрели уже фонд 53 Янтиковского волостного правления, 1849 - 1916 года, 1842 дела(!), чуть ли не самое большое количество дел в фондах волостных правлений, у некоторых только одно дело сохранилось, и то ладно если одно, а то, бывает, и вовсе ничего.
И по всему уезду следует посмотреть фонды. Ямщики, кажется, относились к той категории податного населения, которым в связи с их отхожим промыслом полицейские органы выдавали специальный паспорт (книги выдачи паспортов смотрите в ф. 373 Цивильского уездного полицейского управления, 1862 - 1914 годы, всего 1487 дел).
Еще можно просмотреть дела становых полицейских приставов 1-го (ф. 360), 2-го (ф. 352) или 3-го (ф. 374) станов Цивильского уезда (не знаю точно, к какому стану относилось Яншихово-Норваши). Там, кстати, есть сведения и об эпидимических заболеваниях населения. Большая эпидемия (холера) была, судя по метрическим книгам церкви села Именево, летом 1848 г.
В фондах уездных земских управ (Цивильская - ф. 14, 1866 - 1883, 1886 - 1918 года, 2367 дел) содержатся по годам различные статистические сведения, в том числе о транспорте.

 

а) Многие не помнили год смерти родственников, поэтому составитель списка датой смерти поставил текущий, 1865 год

Кажется, так и произошло. Составитель, верно, имел в виду "умерли к 1865 г." (а сокращенно писал "1865"), не зная точно когда. Сам я, кстати, изучал посемейный рекрутский список 1864 г. по Убеевской волости Ядринского уезда. Но, наколько помню, там указывали реальный год смерти. Или с переписчиком повезло, ведь они, и это заметно, при составлении таких списков наверняка сверялись с метрическими книгами. Так, у потенциальных призывников точно указана дата рождения - в полном соответствии с метрической книгой.

 

3. У деда - Ванерке Алексея Дмитриевича - есть групповая фотография, сделанная 9 мая 1945 года в Ленинграде, но она беспощадно была испорчена. На фотографии не видно нескольких лиц, в том числе и моего деда. Служил он в это время, предположительно, оперуполномоченным «СМЕРШ» в 129-ом полку 45 гвардейской дивизии. Очень хочется "восстановить" фотографию, но не знаю как это сделать. Возможно найти однополчан, но как?

Это, по-моему, самое простое - изучить дела данного полка в РГВИА.

 

В РГАДА наверняка нет ревизий после 1-3-й. Тогда в казанском архиве, раз нет в чебоксарском.

 

P.S.: Извините, если вопросы не корректные и, возможно, глупые. Я новичок...

Ничего страшного. Все с чего-то начинали. А мы здесь вашим начинаниям обязательно поможем!!!

 

И, кстати, переношу сюда вопрос из соседней ветки:

из села Темяш (Янтиково)

Выходцы из села Янтиково (ранее Подгорные Тимяши), ныне центр одноименного района, ранее центр Янтиковской волости Цивильского уезда Казанской губернии? Интересно, встречал его чувашское название не Темяш, а Тăвай.
Кстати, есть одноименное село Янтиково в Яльчикском районе, ранее Большебатыревская волость Буинского уезда Симбирской губернии. И оно по-чувашски как раз Аслă Пăла Тимеш.
Можете объяснить это сходство?

 

Рядом с яльчикским Янтиково есть еще Татарские Тимяши (Тутар Тимешĕ). Есть еще Чувашские Тимяши и рядом Русские Тимяши, но они уже далеко - близ Ибреси (бывшая Хомбусь-Батыревская волость).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей Как могло называться село Салгалаево Нет в БД ревизий на него?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, спасибо за советы. Обязательно ими воспользуюсь.

 

Выходцы из села Янтиково (ранее Подгорные Тимяши), ныне центр одноименного района, ранее центр Янтиковской волости Цивильского уезда Казанской губернии? Интересно, встречал его чувашское название не Темяш, а Тăвай.
Кстати, есть одноименное село Янтиково в Яльчикском районе, ранее Большебатыревская волость Буинского уезда Симбирской губернии. И оно по-чувашски как раз Аслă Пăла Тимеш.
Можете объяснить это сходство?

 

Рядом с яльчикским Янтиково есть еще Татарские Тимяши (Тутар Тимешĕ). Есть еще Чувашские Тимяши и рядом Русские Тимяши, но они уже далеко - близ Ибреси (бывшая Хомбусь-Батыревская волость).

 

Происхождение названия Янтиково имеет два толкования: от имени Ентек (Ентек - сын Тимяша, основателя села), и от какого-то созвучного татарского слова (то ли янтик, то ли янтык), обозначающего подгорье.

 

Исходя из этого можно предположить, что "Тăвай" - "Тăв ай" - дословно "Низ горы" - Подгорье.
Кстати, Янтиково имело еще одно название - Архангельское, по названию церкви Михаила Архангела.

 

На счет сходства названий сел. На сколько я помню, в середине ХVII века было много переселений из с. Тимяш, в основном в южные края. В книгах по истории района писалось, дай бог памяти, что Чувашские Тимяши Ибресинского района и еще несколько сел Яльчикского раойона точно связаны с переселенцами из нынешним Янтиково. Но я могу и ошибаться.. Надо бы уточнить...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сергей Как могло называться село Салгалаево Нет в БД ревизий на него?

 

У Салагаево есть старое название Тябердино.
В межфондовом указателе "Ревизские сказки" есть ревизии 6 - 10 для села Тябердино-Салагаева.

 

На сайте http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5029/11678/11680 написано

Нет сомнения, что жители д. Салагаево (Тябердино) перешли из д.Старотябердино.
По карте за 1867 год деревня Салагаево значится Большая Салагаева и указано в ней 93 двора.

 

Большое и Старое Тябердино также имеются в БД ревизских сказок

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Насчет последнего вопроса. Напишите в Казанский архив

 

В РГАДА наверняка нет ревизий после 1-3-й. Тогда в казанском архиве, раз нет в чебоксарском.

 

По вашему совету отправил электронное письмо в НА РТ. К моему приятному удивлению, ответили очень быстро, не прошло даже 4 часов (с учетом обеденного перерыва)
Жаль только, что ответ неутешительный...

 

Здравствуйте! Документы 4 (1782 г.) и 5 (1795 г.) ревизий имеются в архиве соответственно только по Вятской губернии и Лаишевскому уезду Казанской губернии.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, куда они вообще девались по всем селам Казанской губернии если нет ни в Чувашии, ни в Казани.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Интересно, куда они вообще девались по всем селам Казанской губернии если нет ни в Чувашии, ни в Казани.

 

Ну почему же по всем селам? Я имею в виду ревизские сказки одного конкретного села, а в те времена еще деревни - Яншихово-Норваши.
Кстати, 4-ая ревизия соседней деревни - Норваш Кошки - в ГИА ЧР имеется.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну практически по многим. Я эти ревизии не могу найти уже по многим селам

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

vanerkea
И Вам спасибо за разъяснение.

 

TatianaLGNN

Сергей Как могло называться село Салгалаево Нет в БД ревизий на него?

Дополню уважаемого vanerkea.
Правильно Салагаево (по-чувашски - Çăлпуç, произносится примерно как Щылбущ с ударением на последнем слоге), и это деревня, не село, соседняя с селом Янтиково. В старину имела двойное название Тябердино-Салагаево Янтиковской волости Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковское сельпоселение Янтиковского района). Кстати, в Справочнике 1959 г. указан еще выселок Салагаево (такое же название и по-чувашски) в Шимкусском сельсовете Янтиковского района, но ныне его уже не существует.
Да, как правильно указал vanerkea, в Межфондовом указателе "Ревизские сказки" есть и по Салагаево:
1) № 1869. Ревизская сказка 6-й ревизии 1811 г., составленная на государственных ясашных из чуваш крещеных крестьян д. Тябердина-Салагаева Цивильского уезда (ГИА ЧР, ф. 145, оп. 1, д. 431, лл. 411 - 417).
2) № 2057. Ревизская сказка 7-й ревизии 1816 г., составленная на казенных поселян д. Тябердина-Салагаева Цивильского уезда (ГИА ЧР, ф. 145, оп. 1, д. 498, лл. 70 - 93).
3) № 2355. Ревизская сказка 9-й ревизии 1850 г., составленная на государственных поселян (крестьян) д. Тябердина-Салагаева Тюмеревской волости Цивильского уезда (ГИА ЧР, ф. 145, оп. 1, д. 1192, лл. 29 - 60).
4) № 2557. Ревизская сказка 10-й ревизии 1858 г., составленная на государственных поселян ведомства государственных имуществ д. Тябердина-Салагаева Тюмеревской волости Цивильского уезда (ГИА ЧР, ф. 145, оп. 1, д. 1331, лл. 26 - 50).
5) № 2558. Ревизская сказка 10-й ревизии 1858, 1868, 1870 гг., составленная на государственных поселян ведомства государственных имуществ, кантонистов д. Тябердина-Салагаева Тюмеревской волости Цивильского уезда (ГИА ЧР, ф. 145, оп. 1, д. 1336, лл. 27 - 54, 54а, 54б, 54в, 54г, 54д, 54е).
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И снова я со своими вопросами...
К сожалению, моего опыта и знаний на сегодняшний момент не совсем достаточно, чтобы помогать остальным, а я бы рад... Так что пока только вопросы...

 

Будучи еще совсем юным школьником, я со слов деда записывал его краткую биографию. Изучая свои записи сейчас, обнаружил такие строки:

 

"В 1935-1936 гг. прошел курсы подготовки предпр. РКШ в с Янтиково"

 

И тут возник вопрос, что же это такое - "предпр. РКШ"?
Учитывая, что Янтиково в то время, да и сейчас, является райцентром Янтиковского района Чувашской Республики, у меня возникло несколько вариантов расшифровки этой аббревиатуры:

 

1. Районный комсомольский штаб
2. Районная коммунистическая школа
3. Районная колхозная школа
4. Рабоче-крестьянская школа

 

"предпр." - предприятие, предприниматель, а может в слове ошибка и имелось в ввиду председатель? Но почему-то в голове крутится предприятие РКШ..

 


P.S.: Поделюсь радостью. Вчера дорисовал родословное дерево(нисходящее) по всем известным на данный момент предкам. Получилось 11 поколений, 381 персона. К сожалению, многие ветви обрываются, зато есть над чем поработать! :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мой вариант: "...подготовки преподавателей рабоче-крестьянской школы". Если дед имел хоть какое-то образование, то вполне мог в тот период преподавать. Моя бабушка, окончившая 7 классов, всегда говорила, что в 30-е годы она считалась ОЧЕНЬ образованной.

 

О, отличный результат! Удачи в дальнейшем поиске!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мой вариант: "...подготовки преподавателей рабоче-крестьянской школы". Если дед имел хоть какое-то образование, то вполне мог в тот период преподавать. Моя бабушка, окончившая 7 классов, всегда говорила, что в 30-е годы она считалась ОЧЕНЬ образованной.

 

Хм.. Интересный вариант, а главное очень похоже на правду.
Но самое интересное! Ответ то очевиден, и кроется в самой биографии!!!

 

"В 1936 году работал инструктором районного земельного отдела. С 1936 по 1940 год работал в селе Янтиково Янтиковского района учителем районной колхозной школы"

 

Да уж, совсем я заработался... Заблудился, как говорится, в трех соснах... Надо отдохнуть...

 

IrinaFM, спасибо за подсказку!!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, что "предпр." - скорее всего, искаженное "преподаватель", так как предпринимателей в 1930-х годах не могло быть в принципе. "РК" в раннее советское время неизменно означало "Рабоче-Крестьянский", а "Ш" - конечно, школа. Так что, предполагаю, полностью - "курсы преподавателей Янтиковской рабоче-крестьянской школы". Но в архивах нет фонда по этой школе.
Кстати, в то время много было всяких курсов. Мой дед по матери, к примеру, окончил курсы председателей Чувашпромсоюза в Чебоксарах в 1938 г.

 

11 поколений! Здорово! Удачи!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 поколений! Здорово! Удачи!

 

Спасибо! Очень хочется, конечно, заглянуть еще дальше, но остановился на 6 ревизии и пока все. 4-ой и 5-ой ревизий, как уже писал выше, нигде нет. А однозначную связь с 3-ей ревизией установить не удается..

 

А построить 11 поколений дерева - я считаю не самое сложное. Намного сложнее, на мой взгляд, восстановить биографии предков. Эту же работу я только начал. Достаточно подробно восстановил 3 биографии начала 20-го века, да и то личности эти - публичные и известные. Весь смак - вся кропотливая работа еще впереди!

 

Кстати, только занявшись родословной заметил, насколько мне не хватает времени..

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изучая историю села Яншихово-Норваши, обнаружил запись, что 24 мая 1913 года Ян-Норвашскую школу, наряду с остальными, закончил некто Ядгмунгду Адамович Кнусь, уроженец города Новорадожск, родился в семье рабочих. Необычные имя и фамилия расшевелили мое любопытство, но Яндекс сообщил, что он не знает имен ни "Ядгмунгду", ни "Кнусь", и про город Новорадожск не слышал. Что ж это за город такой?

 

Кстати, в книге очень и очень много фамилий. В основном относятся к послереволюционному периоду, и в основном уроженцы села. Но также немало людей, связанных с соседними селениями, районами и регионами. В основном это приезжие учителя, выпускники школы приехавшие из соседних краев, работники, фамилии некоторых переселенцев и т.д. Сейчас выписываю все фамилии подряд. В основном, чтобы облегчить свои дальнейшие поиски. Но если чьих-то родственников занесло или могло занести в наши края - могу посмотреть.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 weeks later...

Извините, что оффтоп, но хочется поделиться.
Я писал, что

 

Изучая историю села Яншихово-Норваши, обнаружил запись, что 24 мая 1913 года Ян-Норвашскую школу, наряду с остальными, закончил некто Ядгмунгду Адамович Кнусь, уроженец города Новорадожск, родился в семье рабочих. Необычные имя и фамилия расшевелили мое любопытство, но Яндекс сообщил, что он не знает имен ни "Ядгмунгду", ни "Кнусь", и про город Новорадожск не слышал. Что ж это за город такой?

 

Персона эта не имеет совершенно никакого отношения к моей родословной. Но когда на выходных я побывал в сельском музее, любопытства ради решил ознакомиться с оригиналом списка выпускников школы. Там записано:

 

"... сыну рабочего г. Новорадомска Кнуль Эдмунгду Адамову...".

 

Теперь уже гугл без труда нашел и город Новорадомск в википедии, и Кнуль Эммануила Адамовича(возможно брат) в мемеориале.
Вот оно как!

 

Этот случай на практике позволил мне понять, что кадое имя, каждую дату нужно анализировать, рассматривать варианты. Ведь из-за одной ошибки, опечатки может отвалиться целая ветка в вашей родословной.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Этот случай на практике позволил мне понять, что кадое имя, каждую дату нужно анализировать, рассматривать варианты. Ведь из-за одной ошибки, опечатки может отвалиться целая ветка в вашей родословной.

 

А, согласитесь, как все-таки приятно искать и ошибаться, но в конечном итоге устанавливать истину! Будто роясь в куче шлака, вдруг находить жемчужину! И у меня такое бывало в моих родословных исследованиях. И я даже скажу, что ошибки должны быть! Без них мы и не смогли бы нащупать верный путь.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 weeks later...

Продолжу, пожалуй, в этой же теме свои вопросы.
Изучая посемейный список села Ян-Норваши напротив одного из моих родственников имеется надпись, которую никак не могу расшифровать.
Может кто поможет?

 

Foto1.jpg

 

P.S.: фото специально обрезал, т.к. полный лист весит 4 мегабайта. Запись сделана в графе про службу.
Сам прочитал как "Николай на службе ... в 1915 г."

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай на службе на котору в 1915 году( т.е наверное на которую имеется ввиду.) Все таки нужен весь текст

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Может кто поможет?

 

P.S.: фото специально обрезал, т.к. полный лист весит 4 мегабайта. Запись сделана в графе про службу.
Сам прочитал как "Николай на службе ... в 1915 г."

 

Vanerkea , позвольте обратить Ваше внимание на следующую ветку форума сайта ВГД: http://forum.vgd.ru/27/19077/920.htm?&...0hqvju4os0jknv4 («ПОМОГИТЕ ПРОЧЕСТЬ СЛОВО»), где меня самого не раз выручали с подобными вопросами.

 

Конечно, лучше выложить не обрезанное изображение с текстом, т.к. будет больше шансов получить скорый и максимально приближенный к реальности ответ. Обратите внимание, например, на проект Радикал-Фото ( http://www.radikal.ru ), представляющий собой сервис для оперативной публикации фотографий в интернет-форумах, блогах, досках объявлений, чатах.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен с Татьяной Львовной:
"Николай [находится] на [военной] службе
на котору[ю был призван] в 1915 г."

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования