Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Немного истории, которую впрочем многие из нас знают :)

 

В 2005 году мы возвращались с открытия нашей первой выставки в Н.Новгороде и в районе Абельмановской заставы нас остановил гаишник. Пока с гаишником выясняли отношения, Катерина Солдатова поведала мне историю Матроны Московской, мощи которой лежали в Покровском монастыре, возле которого нас и остановили. Более подробно о деяниях Матроны я узнал из интернета и возникло желание узнать о житии Матроны, нашей современницы, не из книжек, а из архивных документов. Не буду описывать сейчас все перипетии и "случайные" закономерности (это отдельный рассказ), которых было достаточно, но с 2006г мы с Геннадием Зайцевым погрузились в архивные фонды РГАДА и ГАТО. Наши исследования принесли несколько неожиданных результатов, мы смогли проследить предков Матроны до 1650года и на нашей выставке в Курске достойное место занял стенд с родословием Матроны. Самая главная загадка в родословии это рождение Матроны, в разных источниках указывается несколько дат, но по нашим данным они все неверны. Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что Матрона Московская родилась в 1883 году. Почему почти? Метрической записи о рождении Матроны Дмитриевой Никановой так не найдено. Загадка эта не единственная, а потому нам есть еще над чем работать.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня в Москву приезжал Геннадий и после посещения нашей выставки мы решили съездить к Матроне. Для начала решили посетить первоначальное место захоронения - Даниловское кладбище... и поехали в Даниловский монастырь.

 

Даниловский монастырь
b38b453f0e58.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я почему-то был уверен, что похоронена она была в некрополе монастыря, совершенно забыв, что рядом находится Даниловское кладбище. В итоге монастырь мы посмотрели

 

517e2c8749b6.jpg

 

и поехали на кладбище.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В конторе нам показали запись о погребении Матроны, где было записано, что скончалась она 66 лет от роду (вот откуда одна из неверных дат). К месту захоронения Матроны всегда стоит очередь в надежде получить немного земли со святого места.

 

3da258d77afd.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После кладбища мы поехали в Покровский монастырь, поклониться святым мощам. Очередь в три часа окружала церковь и надежды попасть внутрь не было никакой. Случайно, мы услышали разговор женщин, что у настоятельницы монастыря (м.Епифания) завтра день рождения. Через секретаря мы передали наш подарок - журнал про Матрону и нас провели в церковь. Надеюсь, что теперь наши исследования пойдут еще лучше.
e480e7a9098f.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотелось бы отметить одну деталь. По радио и телевидению постоянно говорят о московских пробках, но в этот раз при движении к святым местам, их практически небыло. Даже в отдельные моменты скорость зашкаливала за сотню (наверное это нарушение). Уже вечером все осмыслив, подумалось, что сама Матрона нам "расчищала" путь.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чудесный рассказ. А когда будет "про все перипетии и "случайные" закономерности" ? ? В газете?

 

Спасибо за рассказ

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Чудесный рассказ. А когда будет "про все перипетии и "случайные" закономерности" ? ? В газете?

 

Спасибо за рассказ

 

По хорошему, надо написать небольшую брошюру, т.к. интересного материала много, но он достаточно не однозначный... хотелось бы получить благословение. Хотя наверное главное благословение мы получили еще в 2005 году когда после открытия нашей первой выставки нас "случайно" остановил ГАИшник.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще-то, благословение настоящее получить надо...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

очень интересно!

 

Вообще-то, благословение настоящее получить надо...

согласна.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня посетил село Себино, место рождения Св. Матроны. Поездка получилась незапланированной, оттого немного скомканной.
Местные служители церкви отмечают день рождения Матроны как 1881 год. Пытался выяснить про эту дату-так батюшка сказал, вот и весь ответ. Хотели посмотреть и сфотографировать дом Никоновых, но получили пространный ответ: дом не сохранился, а тот, что на всех фотографиях-"выдуманный". Кто-то, когда-то из журналистов, снимая очередной репортаж, решил, что дом под №36 будет домом Никоновых. На самом деле (опять же со слов прислужницы), место, где распологался дом, не известно. В войну из 150 дворов, целых осталось не более 30-ти.
Искали сегодня и деревню Яковлевку, где проживали Голиковы, это материнская линия, но добраться до неё не смогли. Местные жители, коих встречалось немного в связи с погодной анамалией, указывали направление и количество км, котроые необходимо было преодалеть, но проселочные дороги всегда уводили в другую сторону. А под вечер и бензин заканчивался, хватило только доехать до Епифани.
Конечно, мы посетили не только эти исторические места, но и ряд других. Если позволите, сделаю небольшой фотоотчетик, но, наверное, в понедельник. Сегодня нет сил, азавтра уезжаю спасать урожай.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тула-Кимовск-Епифань
В данную поездку меня пригласил краевед и генеалог из Новомосковска Клочков Андрей Николаевич. В наши планы входило посещение архива МО «Кимовск и Кимовский район» и знакомство с Епифанским краеведческим музеем.
В архиве хотелось посмотреть похозяйственные списки села Себина (извините, теперь уже деревни) на предмет поиска людей, которые могли бы оказаться родственниками Св. Матроны.
В Епифани, просто, давно хотелось побывать.
Автопробег начался с посещения «административного» истока Дона, который находится в центре Новомосковска,
9a8b97504d5d.jpg
но аномальная погода, чуть за +40, высушила живительный родник, а «водопровод опять вышел из строя».
Следующей остановкой была Бобрик Гора (недалеко от Новомосковска), где когда-то находился замечательный дворец графа Бобринского. В данный момент осталось несколько хозяйственных построек и усыпальница
f8938a81c5e4.jpg
Затем в Кимовске, относительно молодом шахтерском поселке (шахты уже все закрыты), посетили архив,
ffbe2b6e02f5.jpg
где нас ждало первое разочарование. Справку о конкретном человеке, проживавшем в конкретной деревне-пожалуйста, а списки целиком-до возвращения начальника из отпуска. Правда подошли к нашему вопросу нормально, по-человечески, ведь день был не приемный.
Далее наш путь лежал в Епифань, уездный когда-то городок. Местный собор
bf40c2047c52.jpg
И местный краеведческий музей (официально очень длинное название)
204f599d1025.jpg
Познакомились с его руководителем Кусакиным Сергеем Васильевичем, очень интересным собеседником и рассказчиком. Музей сделан в стиле купечески-мещанского подворья, если есть такая терминология. Внутри дом обустроен в стиле городского жителя XIX в. Имеется также и торговая лавка «под старину», большущий погреб, где хранятся всевозможные соленья-варенья, из выращенных на местном огороде овощей и фруктов. В саду имеются всевозможные постройки в старом стиле
0573e0cb738f.jpg
d27148ec93f3.jpg
f36cb9a713f6.jpg
68f264be30af.jpg
Музею были подарены комплект нашей газеты, детские методички и значок с Савеловым.
Казалось, что поездка на сегодня исчерпана, но быть в Епифанском уезде и не заехать в Себино…
И вот мы в Себино
ae8a9adeb73b.jpg
6ee536cad100.jpg
Побывали в церкви, где так часто бывала Матронушка. Из рассказа послушницы в церковь из местных жителей ходят только три человека, остальные приезжие. Как уже писалось выше, год рождения Матроны Дмитриевны они считают 1881 г., мы – 1883. Где истина-пока не знаем.
Это «официальный», но, скорее всего, не родной дом Матроны
2d702951d3ee.jpg
Далее наш путь лежал в деревню Яковлевку, откуда родом была мать Матроны Наталья Никитина. Но поплутав по множеству проселочных дорог, деревню мы так и не нашли. Это была вторая и последняя неудача.
На обратном пути мы посетили местечко Прощенный Колодезь, где по легенде Дмитрий Донской омывал свои раны
d8e5be666e65.jpg
efbcf64a984f.jpg
Этот родник в такую погоду-просто сказка.
А это Дон, еще не полноводный, но уже «могущественный», набравший силы
f0c44bf8f55a.jpg
Последней остановкой стало посещение места битвы Дмитрия Донского с ордой. Вернее сказать, места не самой битвы, а места ханской стоянки. Не понятно, почему памятник Куликовской битве находится на этом месте?
f6712840f61c.jpg
fa8c7fb2de5e.jpg
Закончилась поездка как и начиналась на автостанции города Новомосковска
77a10c244fb5.jpg
Огромное спасибо Клочкову Андрею Николаевичу.
Как бы рассказ о поездке не подходит для данной темы, но мне показалось не корректным «выдергивать» материал про Св. Матрону из общего контекста.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

genaschka
Отличный фото-рассказ.
Вот только это не совсем корректно: "...год рождения Матроны Дмитриевны они считают 1881 г., мы – 1883. Где истина-пока не знаем". У нас нет документа, подтверждающего факт рождения в 1883 году, но есть документы косвенно указывающие на эту дату. А вот документов даже косвенно указывающих 1881г вроде нет вообще, точнее по датам следующих детей этот год просто маловероятен, разве не так?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
по датам следующих детей этот год просто маловероятен, разве не так?

И так и сяк Матрона с братом Андреем погодки, разве не так?
Скорее всего у неё паспорт был с такой датой рождения. А вот откуда такая дата оказалась в паспорте - вопрос. В 52-м году паспорт у неё должен был быть. Возможно на основании какой-нибудь справки из сельсовета.
Кстати, в каком-нибудь ЗАГСе должна же быть зарегистрирована её смерть.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы с Геннадием уже думали об этом.
И так и сяк Матрона с братом Андреем погодки, разве не так? Это как раз и смущает, если Матрона родилась в ноябре 1881, то брат родился ровно через 9 месяцев в 1882г, что согласись маловероятно. Если она родилась в ноябре 1883, то после рождения брата прошло 1 год и три месяца, что более вероятно (правда меня и это смущает). Есть другие документы, кот. косвенно подтверждают дату 1883г. А насчет справки о смерти, ее надо искать в Химках, но мы с Геннадием на Даниловском кладбище видели в книге запись о смерти, где указан возраст 66 лет (полных), т.е. 1952(май)-66(ноябрь) вот и получается 1885г, очевидно этот год и был указан в паспорте, откуда он и попал в справку, а далее в некоторые книжки. НО, в 1885 родился брат Иван... Есть и еще некоторые наблюдения.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А почему ноябрь? Именины? Единственные?
И удалось ли сфоткать запись о смерти?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Матроны были родители.
Отец - Дмитрий,
Мать - Наталья, а где(в какой церкви?), они венчались и в какой церкви они крестили своих детей?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У Матроны были родители.
Отец - Дмитрий,
Мать - Наталья, а где(в какой церкви?), они венчались и в какой церкви они крестили своих детей?

Успенская церковь с.Себино. Она есть на фото Геннадия Зайцева (см. выше).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А почему ноябрь? Именины? Единственные?
И удалось ли сфоткать запись о смерти?

 

Считается, что Матрона родилась 22 (9 ст.стиль) ноября. Запись сфотографировать не удалось (потребовали разрешение от ГУП "Мемориал"), но там просто строчка в амбарной книге и более ничего.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У Матроны были родители.
Отец - Дмитрий,
Мать - Наталья, а где(в какой церкви?), они венчались и в какой церкви они крестили своих детей?

Успенская церковь с.Себино. Она есть на фото Геннадия Зайцева (см. выше).

А когда? В интернете пишут что у них было то ли 4 то ли 5 детей.
Повторяю свой вопрос: Когда венчались Дмитрий и Наталья? И когда крестили своих детей?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 (9 ст.стиль) ноября.

В XIX в. разница составляла 12 дней, а не 13, как в XX в.

Я написал "считается". Я просто перенес информацию из книги "Житие Матроны Московской", и это не самый серьезный казус в книгах.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования