Перейти к публикации

Село Юманай


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Идем далее вглубь времен. Сравним эти данные со "Списком населенных мест Симбирской губернии" 1884 г. (с. 98, 99):
Курмышский уезд
№ 31 - д. Кадеркина, Ивкина, Каракъ-Касы;
№ 32 - д. Ешменейкина;
№ 33 - д. Пюкреи, Селедерова...
№ 46 - д. Первыя Яндоры, Туваль-Ошкень;
№ 47 - д. Кабацкая, Хобахъ-Ошкень;
№ 48 - д. Тарынъ-Сирмы;
№ 49 - д. Юманаи;
№ 50 - д. Вторыя Яндоры Ойбоси.
Однако в этом справочнике почти не указано, какой околоток принадлежит какому селению, в то время как в "Списке населенных мест Симбирской губернии" 1859 г. такие сведения есть, однако он мне недоступен. У Вас он вроде есть. Приведите, пожалуйста, сведения по каждому селению из "куста Ялдры" в данном справочнике: нужно установить, какие из них именно околотки, а какая деревня указана как просто деревня, а уже при ней околотки. Также приведите из этой книги дополнительные имена (если есть) для всех этих селений. Единственная трудность, что в Списке 1859 г., в отличие от Списка 1884 г., селения указаны не по волостям, а по станам и трактам.
Также можно взять список селений прихода Ходарской церкви по приведенной Вами цитате из книги Н. Баженова "Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года" (Симбирск, 1903):
д. Юманаи (Томандеркино);
д. Туванькина (Тувань-Ошкень, Первые Ялдры);
д. Ой-бось (Вторые Ялдры);
д. Тарын-Сюрмы;
д. Базарная (Кабацкая, Хобак-Ошкень).
Кстати, судя по этой же цитате, общность "куста Ялдры" подтверждается и тем, что "при дер. Юманаях крестьянами деревень Первых и Вторых Ялдр построен новый храм" (с тех пор и доныне Юманай - село).

 

Идем далее вглубь и сравниваем ранее полученные данные со следующими картами.
1-верстная топографическая карта Симбирской губернии Менде 1859 г., фрагмент листа NWH3:
f050a487a449.jpg
(Размер фрагмента данной карты, да и других тоже, я немного увеличил для более детального рассмотрения. Цифра при деревне означает количество дворов.)

 

10-верстная "Специальная карта Западной части России" Шуберта 1826 г., фрагмент листа XXVI:
78df720c9757.jpg

 

Возьмем за основу карту Менде (на карте Шуберта есть некоторые неточности) и видим, что на ней есть деревни Пюкрейка, Ешменейка (на карте Шуберта названа Евлейка), Кадеркина (на карте Шуберта - Ивкина), Вторые Ялдры носят название Опойси (искаженное Ойбоси, а на карте Шуберта вообще ошибочно - Шмынкина), есть Юманай Ялдоръ (на карте Шуберта на месте Юманая видим аж три деревни - собственно Юманаи, Пухтинова и Тумендерина), Кабацкий Ялдоръ (на карте Шуберта ошибочно - 1-я Алдры), Тарынъ Сирма (на карте Шуберта ошибочно - 2-я Ялдры) и Первые Ялдры (на карте Шуберта - Тувалькина, что верно).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Итак, приходим к следующим выводам.

Первый известный на сегодняшний момент (середина 19-го в.) и последующие носители фамилии «Тумандейкин» жили вблизи с деревней Юманай («Томандеркино»).
1. Второе название деревни Юманай – «Томандеркино» может иметь какое-либо отношение к фамилии «Тумандейкин»?
2. Возможно ли провести параллель между фамилией и названием деревни?

Действительно, первые носители фамилии и получили ее от прозвания деревни, где жили, а еще более вероятней - они и есть потомки основателя деревни Томандера или Томандея, Тюмендея (предположительно), который, таким образом, дал имя и основанной им деревне, и пошедшему от него роду, Вашему роду.
Итак, основываясь, главным образом, на карте Шуберта, первоначально, в качестве рабочей гиптезы и отправной точки для дальнейших исследований, можно предположить, что в старину деревня Юманай, принадлежа к "Ялдоровскому кусту", в свой черед состояла из нескольких, судя по всему, трех околотков - собственно д. Юманай, д. Пухтинова (возможно это искаженная в русской транскрипции передача оригинального чувашского наименования) и д. Тумендерина. Не берусь утверждать, почему они были так прозваны (Юманай - "Под дубами", а Пухтинова и Тумендерина - по именам предков-основателей?) и которое из околотков было основным, старшим (вероятнее всего, Тумендерино, это и на карте Менде видно - оно побольше остальных).
Расстояние между ними небольшое: фактически это были три улочки одной деревни, но в силу особенностей чувашского рельефа, сплошь изрезанного оврагами (главная беда Чувашского края, к тому же столь перенаселенного), отдельные улицы в одном и том же селении могли разделяться довольно труднопроходимыми оврагами, что зачастую и бывало. Вот и в данном случае, как хорошо видно на карте Менде (да и на карте Шуберта различимо), Юманай, стоя непосредственно на довольно глубоком овраге, разделяется им и его ответвлениями на три улочки (через самый большой овраг заметен мостик и дорога, связывающая три околотка вместе). Это, как сказано в Списке населенных мест за 1859 г., овраг Темендерка, один из правых оврагов-ручейков речки Ураваш (на карте Менде она названа Сюндют), правого притока речки Хирлеп, левого притока реки Большой Цивиль. Именно он и дал имя деревне (или некий Тюмендей дал сначала ему имя?).
1ecfbe8a5685.jpg
(Интересно, что это за отдельный дворик (если я правильно понял, просмотрев старинные условные знаки для топокарт) в том месте, где впоследствии и слились все три улицы?)
Даже и на современной карте хорошо видно, что село Юманай и до сих пор четко делится на три улицы, сходящиеся все вместе конусом на северной его окраине.
df9515980c81.jpg
Все эти улицы-околотки слились (по крайней мере, в картографии и официальных документах, если не в народном обиходе) где-то к середине XIX в., и на карте Менде мы видим уже одно название для них всех - Юманай Ялдор (Ялдры). Но предание еще некоторое время хранило для Юманая также и название одного из его околотков, самого большого - Томандеркино, что и указывалось порой в документах и печати как его второе имя. Но впоследствии оно забылось и сейчас бытует только Юманай.
Такова моя версия, естественно, нуждающаяся в проверке, уточнении и доработке. Также интересно было бы проследить эволюцию названия родовой фамилии Томандеркин (согласно старому наименованию села) - Тюмендеркин - Тюмендейкин - Тумандейкин. Что верно, а что искажение в русском языке? Или, может, развитие самого чувашского языка? Надо бы посмотреть у Магницкого в его словаре чувашских языческих имен, есть ли подобные имена и как правильно они звучат.
Таким образом, мне удалось немного проследить историю названий населенных пунктов сельского общества Ялдры данной местности, однако составление самой истории этого "куста" и всех его селений, того, как он складывался и развивался, - дело отдельного, более масштабного исследования. Возможно, его составите Вы как уже более-менее собравший для этого необходимый материал и достаточно им владеющий.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, просто Огромное Вам Спасибо за материал и проделанную работу! Спасибо за интересные версии, проведённый анализ! Опять же за нынешнюю поездку в Чебоксары и благодаря моим новым знакомствам удалось продвинуться ещё более вглубь веков по своей родовой фамилии. И сейчас наиболее старейшим и известным мне прямым представителем моего рода является Иван Тимофеев Томантейкин (видимо Томантей) 1775-1834 гг. и его отец: Тимофей Тимок. Также с давних пор у меня хранятся копии двух страничек из ведомости по Успенской церкви с. Аликово Шуматовской волости за 1783 год (духовные ведомости Ядринского уезда с.Успенское Аликово иерей Андрей Степанов), где на одной страничке указан «Томандей», а на другой – «Тумантей». Сейчас как раз пытаюсь найти время для работы над всем этим материалом, после чего, благодаря Вам, как раз и продолжу по д. Юманаи.

 

Сергей, а не выделить ли в отдельную тему обсуждение данного вопроса по д. Юманаи? Как, например, недавно сделали с д. Кармамеи. Или даже не просто по данной деревне, а по "кусту" соседних селений. Все сообщения по этому вопросу из других тем можно было бы перенести в новую. Или всё-таки оставить в «Чувашской топонимике»?

 

Ещё раз спасибо, Сергей, за проявленный интерес к вопросу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно, лучше по Юманаю и его "кусту" посты (начиная с Вашего от 3.6.2010, 23:09) из этой темы перенести в новую, но у меня нет таких прав модерации. Попросим Ирину.

Иван Тимофеев Томантейкин (видимо Томантей) 1775-1834 гг. и его отец: Тимофей Тимок

Интересно. Видимо, отца записали в ревизской сказке (это ведь она?) по уличному прозвищу - простонародной очувашенной форме его русского имени, а сын записан с родовой фамилией (наверное, указание на наследство).

 

где на одной страничке указан «Томандей», а на другой – «Тумантей»

Это может быть и две формы одного и того же имени, по разному переданного на двух страницах одного документа, составленного, возможно, людьми, плохо знавшими чувашский язык. В старину обычное дело - как слышится имя, так и пишется, пусть даже тут же рядом оно записано в другом варианте. Надо посмотреть правильное чувашское произношение по словарю Магницкого, хотя и он составлял свой список на основе записей русских писцов начала XVIII в., допускавших порой грубые искажения и ошибки при передаче чувашских имен на письме.
Тогда можно посмотреть более современные словари чувашских имен и некоторые подобные списки в Сети.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все, сделал! Тему разделил.

 

Нашел "Список населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859 года".
Вот интересующие нас отрывки (стр. ?):
Курмышский уезд, 1-й стан:
...1107. Первыя Яндоры (Тувалькина), д. удел., при овраге Шувальском;
1108. Вторые Яндоры (Ойбоси), д. удел., при рч. Ровашке;
1109. Юманаи, д. удел., при овраге Темендерке;
1110. Тарын-Сирма, д. удел., при овраге Тувалькином;
1111. Кабацкая, д. удел., при рч. Ровашке...
1125. Пюкреи (Селедерова), д. удел., при рч. Ровашке;
1126. Ешменейкина, д. удел., при рч. Ровашке;
1127. Кадеркина (Ивкина), д. удел., при рч. Ровашке...
"Речка Ровашка" - это Ураваш.
А волость то была удельной, не государственной!

 

Вот еще из атласа Российской Империи 1792 г. фрагменты карт соответственно Симбирского (лист 36, масштаб 10 верст в дюйме) и Казанского (лист 31, масштаб 5 верст в дюйме) наместничеств:
85f54775642f.jpg

 

d4f377c7890f.jpg
Видны некие Ялдры, и все.

 

И вот еще фрагменты 1-километровой топографической карты Генштаба N-38-022 "Вурнары" 1974 (составлена по карте-полукилометровке съемки 1945 - 59 гг., обновленной в 1969 г.) и 1989 (состояние местности на 1983 г.) годов издания соответственно:
9b050b7420cbt.jpg 20cd49dd68b4t.jpg

 

И участок с Юманаем крупнее (увеличил размеры):
8b72752c3cb2.jpg
Видно, что там, где сходятся три улицы и примерно там, где на карте Менде есть непонятное сооружение (я указал на это, см. выше), теперь видим, судя по современным условным знакам топокарт, или, во-первых, "капитальное сооружение башенного типа (водонапорная башня и т. п.)", или, во-вторых, "Выдающиеся памятники на братских могилах".
А с оврагами, и это видно, произошел прогресс: жители их засадили деревьями, немного засыпали, вернее, перекрыли плотинами и устроили в них несколько прудов, вероятно, рыбных.

 

А вот Генеральный план Юманайского поселения нашего времени. Жаль, что на свой сайт администрация выложила его в уменьшенном, совершенно неудовлетворительном размере. Хорошо хоть, что так: все-таки можно разглядеть, пусть и не в подробностях, но общую картину местности: рельеф, дороги, селения... И зато там в Приложениях есть подробные планы по каждому селению: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./149015/510606/563064. Вот, в частности, схематическая карта с. Юманай (плохо, опять же, что разрешение невелико):
886cea0561fat.jpg
И Картографическое описание границ села Юманай

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот и Историческая справка с официального сайта администрации Юманайского сельского поселения:

История села Юманаи
Селение это возникло в местности, где росли вековые дубы (юмáн - "дуб"). Вырубая лес, люди строили себе дома, изготавливали дубовую домашнюю утварь, вещи для ведения хозяйства. Деревня не имела улиц, так как правильному расположению домов мешали дубовые пни в три-четыре обхвата. Эти пни было невозможно выкорчевать, и они долго сохранялись.
В середине селения имелся родничок, от которого начиналась речушка. Вода этого ручейка и поныне течет вдоль деревни, соединяя и заполняя 6 плотин. В одной из плотин еще в 1995 году виднелись четыре старых дубовых пня. Юманай в переводе на русский означает "Под дубом". В старину же селение скрывалось под необхватными дубами. На самой возвышенной местности, чуть в стороне от домов, стояла церковь.
История деревни Вторые Ялдры
Несколько семей обосновалось на берегу речки Ураваш, на кромке бескрайнего леса и пахотных земель. Селение образовалось там, где начинаются поля и луга. Начало полей - уй пуçĕ. Вот откуда чувашское название деревни. В округе 6-7 селений образовали группу - Ялтăра. По-видимому, Вторые Ялдры - это порядковый номер в этой группе.
История деревни Луговая
Старое название - Кабацкая (Хупах ушкăнь). На дороге, соединяющей Нижегородскую губернию с Симбирской (называемой в воспоминаниях старых людей "большой дорогой"), около моста ( сваи моста и сегодня торчат в воде) через реку Ураваш появился кабак (хупах), затем еще и еще. Владельцами кабаков были русские люди (Ванин, Макаров и др.). Около кабаков окрестные жители стали приторговывать разными товарами. Таким образом образовалась группа кабаков (Хупăх ушкань). Там же появились жилые дома, надворные постройки - образовалась деревня "Кабацкая". Впоследствии построили новую, обходящую глубокие овраги, дорогу. Кабаки закрылись. Жителям деревни не нравилось это название, ассоциирующееся с пьянством, поэтому переименовали ее в "Луговая". Действительно, селение располагается в ложбине, в пойме реки Ураваш, на лугах.
История деревни Эшменейкино
Отделившись от своих сородичей, неуживчивый человек по имени Эшмень построил себе дом недалеко в лесу, из которого при Петре I вывозили дуб для постройки кораблей. На этом месте по имени первого поселенца и возникла деревня Эшменейкино.
История деревни Кадеркино
В лощине, где росли огромные ивы, на большой площади на берегу маленькой реки построили себе жилище несколько беглых, скрывавшихся от глаз людских и от властей. Расширяя площади для хозяйственных нужд, люди вырубили деревья, из-за чего образовался овраг, а строения оказались на возвышенности. На огромных ивах, росших по всей округе, колонии грачей вили себе гнезда. Выводили птенцов и галдели, оглушая всех. Отсюда и возникло [чувашское] название деревни - Кураккасси (курак - "грач"), по-русски же она называлась по-разному - Ивкино (наверное, потому, что вокруг было много ив), Кадеркино (так как жил в деревне богач - Кадер, по-видимому, в честь его имени).
История деревни Тарн-Сирма
Вокруг глубокого оврага росли липы разлапистые. Туда и переехал из д. Таран (вблизи Чебоксар) [один] человек со своей большущей пасекой. Там и обосновался, построил дом, хозяйство. К нему присоединились другие пришлые и беглые люди, в этих же местах скрывались некоторые солдаты армии Пугачева, разбежавшиеся после поражения Пугачевского восстания. Липы погибли, часть вырублена, овраги остались. Из-за них с трех сторон в деревню въезд невозможен. Так и называется деревня - Тарăн-Çырма ("глубокий овраг").
История деревни Пюкрей
Скрываясь от уплаты непомерных налогов, властей и других трудностей, не побоявшись одиночества, [один] человек построил в труднодоступной лесной чаще себе дом (пӳрт, произносится на русском примерно как пюрт). Однако недалеко проходил большак, и воры, разбойники часто нападали и разоряли этот дом. В округе среди людей возникла молва о бедствиях этого дома. Человек, испугавшись разбойников, ушел с этого места вглубь и построил другой дом в местности, окруженной глубокими оврагами. От слова пӳртри ("в доме") в народе и возникло название Пӳкрей. И действительно, деревня Пюкреи со всех сторон окружена оврагами, а леса в настоящее время вырублены.

О церкви
Селения "куста" Ялдры (а именно д. Юманаи, д. Туванькино, д. Ойбоси, д. Тарын-Сюрма, д. Базарная) ранее принадлежали приходу Покровской церкви с. Ходары, а в 1901 г. при д. Юманаи, где был построен новый храм, был открыт самостоятельный приход. В д. Базарной (Кабацкой) имелась также деревянная часовня (взято здесь).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Иван Тимофеев Томантейкин (видимо Томантей) 1775-1834 гг. и его отец: Тимофей Тимок

Интересно. Видимо, отца записали в ревизской сказке (это ведь она?) по уличному прозвищу - простонародной очувашенной форме его русского имени, а сын записан с родовой фамилией (наверное, указание на наследство).

 

Трудно сказать сейчас, Сергей. Эти сведения мне ещё только предстоит «перепроверить» и сопоставить с фондами архива. Информацию мой новый знакомый краевед передал без указания на реквизиты источника, но вряд ли сведения из ревизской сказки, т.к. по моим селениям она храниться в Ульяновском архиве (во всяком случае, какая-то часть), куда, уважаемый мной исследователь, ещё не ездил. А самая ранняя метрика по селу Хоршеваши, к приходу которого относилась деревня моих предков (Тиханкино Атаевкой волости), относиться к 1781-му году (фонд 457 ГИАЧР). Вероятно, дата рождения Ивана Тимофеева указана по данным его бракосочетания и/или смерти.

 

Надо посмотреть правильное чувашское произношение по словарю Магницкого, хотя и он составлял свой список на основе записей русских писцов начала XVIII в., допускавших порой грубые искажения и ошибки при передаче чувашских имен на письме.
Тогда можно посмотреть более современные словари чувашских имен и некоторые подобные списки в Сети.

Лет пять назад отсканировал для себя в национальной библиотеке это издание, правда не целиком: без самого словаря. А вот, что удалось найти в Интернете: http://www.knigafund.ru/books/22308/read#page1 .

 

А волость то была удельной, не государственной!

Сергей, не понял, к чему Вы это?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну то есть деревни этой волости были в уделе, и крестьяне числились удельными (до крестьянской реформы).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей, насколько я сейчас помню, крестьян, во всяком случае, на территории Красночетайского р-на, перевели из разряда государственных в собственность царского двора (т.е. в удельные) еще в 1835 году. Но я имел ввиду не это, т.к. это понятно. Просто Вы поставили восклицательный знак и я подумал, что Вы имели ввиду что-то другое, что-то значимое, на что мы раньше не обращали внимание и из чего следуют какие-то выводы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Потому что для меня самого это было новостью.
И тогда уж вот пара документов об удельных чувашских крестьянах Курмышского уезда Симбирской губернии:

 

1865 г. – Из отчета о действиях III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и штаба корпуса жандармов за 1865 год – о волнениях чувашских крестьян Курмышского уезда в связи с введением выкупных платежей

В августе месяце возникло своеволие временнообязанных уделу чуваш Курмышского уезда. Недоумевая, отчего они сделались свободны, когда прежде не были крепостными, и почему должны платить выкуп за землю, которою пользовались без стеснения, – чуваши не доверяли требованиям начальства, уклонялись от платежей и упорно сопротивлялись взысканию недоимок.
Для содействия уездной полиции губернатор направил в Курмышский уезд два баталиона пехоты, по прибытии которых непокорные жители обращены к порядку исправительными мерами; при этом на одном из сельских сходов, когда было приказано [С. 277] нижним чинам взять нескольких зачинщиков ослушания, то все крестьяне побежали с места, многие при погоне за ними упали, и один толпою задавлен.
Из собранных губернским штаб-офицером корпуса жандармов сведений оказалось, что особых беспорядков со стороны чуваш не было; но что мировые посредники, своевременно не разъяснив им обязанностей, преувеличили происшедшее, а земская полиция, не вникнув в дело, поспешила требованием войск.
Эти сведения сообщены министру внутренних дел.

Первая публикация: Крестьянское движение 1827 – 1869 годов. Вып. 2. – М., 1931. – С. 110 – 111.
Публикация: История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть I. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. – С. 276 – 277 (док. № 224).

 

1865 г. – Из статистического описания Курмышского приказа Алатырской удельной конторы

Курмышский приказ находится в Симбирской губернии Курмышского уезда в селе Красных Четаях в 15 верстах от г. Курмыша, имеет в своем заведывании 19 селений, заключающих в себе 4473 ревизских мужского пола душ, наличных же 4791 душа; пахотной земли по измерению избранными из среды крестьян мерщиками 10683 дес. 93 саж.: под усадьбами 201 дес. 507 саж., сенокосов по таковому же измерению и количеству накашиваемого на них сена 1449 дес. 1049 саж.; под овощениками и садами 208 дес. 1422 саж., под выгоном 12 дес. и коноплянниками 263 дес. 940 саж., а всего 12817 дес. 1611 саж. Количество лесов, принадлежащих Уделу, по лесоописанию значится 14643 дес. 280 саж. общего с удельными селениями 10338 дес. 28 саж., с помещичьими 1008 дес., корабельной рощи 49164 дес. 874 саж.
Селения Курмышского приказа по местному их положению в отношении их к городу Курмышу разделяются на многоземельные подгородные, дальние земледельческие и малоземельные подгородные, самое ближайшее из них в одной версте от г. Курмыша.
Грунт земли черноземный и глинистоиловатый, смешанный вместе с песком, для лучшего плодородия удабривается навозом и двойною перепашкою; расположение полей ровное и частью гористое, пахатная земля делится на три поля, каждое поле на три жеребья, а в каждом жеребьи полагается одна ревизская душа; в яровых полях большею частью сеют овес, ячмень, горох и просо; в огородах же для домашнего продовольствия садят капусту, картофель и прочие овощи, наиболее всего ячмень, лесом пользуются из собственно принадлежащих дач и за попенные деньги из казенного въезжего Сурского леса.
Для подгородных селений Курмышского приказа полагается доход с одной десятины ярового поля, так же как и с одной [С. 278] десятины сенокосов полагается в три четвертых части против одной десятины ржи, а доход с огородов, занимаемых вообще овощами, вчетверо против ржи.

ГИА ЧР, ф. 193, оп. 1, д. 4342, л. 1 – 2. Подлинник. Рукопись.
Публикация: История родного края. Учебное пособие. Хрестоматия. Часть I. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. – С. 277 – 278 (док. № 225).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования