Перейти к публикации

г.Дятьково Брянской области


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Мальцовские железные дороги , статья 1891 года
Формат: .pdf
Размер: 1,5 МБ
Ссылка: http://files.mail.ru/PR65YE

minsk45' сделайте, пожалуйста" из этого Экономического журнала скан "Сахарное дело" стр. 74-78 и стр.112-114
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Письма Л.Н.Толстого к С.А.Толстой, написанные им в 1885 году по пути следования из с.Дятьково Орловской губернии в пос.Симеиз Крым
Формат:.pdf
Размер:1,7 МБ
Ссылка: http://files.mail.ru/L80DPJ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сведения о помещичьем хозяйстве С.И.Мальцова, выдержка из "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости"
5152abecc556t.jpg

 

Не подскажете, где сможно посмотреть такие же таблицы по другим губерниям?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сведения о помещичьем хозяйстве С.И.Мальцова, выдержка из "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости"
5152abecc556t.jpg

Не подскажете, где сможно посмотреть такие же таблицы по другим губерниям?

Спасибо за ссылку в личку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предположительно, на этих снимках изображен "Хрустальный дворец" Мальцовых в Симеизе ,Крым.
a1aad1ea9d2at.jpg
25792e6d12dat.jpg

 

Сооружение было уничтожено пожаром в 1889 году.Ниже размещена ссылка с описанием этого здания.
http://files.mail.ru/XN46NR
Не попадались кому-либо более качественные снимки этого сооружения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Посмотрите эту ссылку про Мальцовские боны - http://bonist.info/banknoty-bony/denezhnoe...860-e-gody.html . Интересно, а нельзя их фото посмотреть в цвете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Посмотрите эту ссылку про Мальцовские боны - http://bonist.info/banknoty-bony/denezhnoe...860-e-gody.html . Интересно, а нельзя их фото посмотреть в цвете?

Ну разве что в таком виде...
0410c12e09cd.jpg
57152960bffc.jpg
d6ce5f2511c5.jpg
cd5a556d30f8.jpg
2e9f78e87ab5.jpg
267cc96fafca.jpg
441f0d3cedc4.jpg
cf6e07337b84.jpg
23d12b9374d6.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще одна статья о Мальцовской узкокол.жел.дороге из газеты "Русь" за 1884 год.
Формат: .pdf
Размер: 1,2 МБ
Ссылка: http://files.mail.ru/VTKW1E
Вопрос: Были еще где-нибудь узкоколейные жел.дороги с укладкой рельсов на продольных брусьях или это изобретение Мальцова?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за интереснейшие материалы!

 

Укладка рельсов на продольные брусья - не изобретение Мальцова. Первые колейные пути во многих странах устраивались именно таким образом. Необходимости в поперечных брусьях - шпалах - такая технология не отменяет, возможно лишь некоторое увеличение расстояния между шпалами.
Деревянные брусья, окованные железом или с укреплёнными на них железными полосами, уголками или швеллерами применялись на конно-рельсовых дорогах вплоть до середины XX века.
Мальцов пытался применить такую конструкцию из стремления удешевить постройку. Однако, для паровозной тяги подобное верхнее строение пути оказалось слишком слабым (чего и следовало ожидать при более детальном подходе к составлению проекта). Поэтому и было, практически, моментально заменено обычным, с более тяжёлыми рельсами. В рапорте с описанием узкоколейной железной дороги Мальцовского товарищества от 15 января 1884 г. (по старому стилю) подполковник Генерального шатба Петриский ни словом не упомянул о продольных брусьях под рельсами.

 

С уважением,
Сергей

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Есть ли информация о пароходах С.И.Мальцова курсировавших по маршруту Брянск-Киев. И.С.Аксаков упоминает о них в своих письмах к родным ( И. С. Аксаков. Письма к родным (1849-1856) Серия "Литературные памятники" Издание подготовила Т. Ф. Пирожкова М., "Наука", 1994 )

 

196
11 авг<уста> 1855 г<ода>. Брянск.
Вот и Брянск, где, к сожалению, нет у нас дневки, и завтра чем свет мы идем дальше. Только что пришел на почту: нет писем. Неужели мое письмо с маршрутом еще не дошло до вас? Завтра опять должна прийти почта, но мы ее не дождемся, и я просил уже передовых дружины, идущей вслед за нами, взять завтра с почты письма и доставить их мне на станции или на дневке. Здоровы ли вы, милый мой отесинька и милая моя маменька. Холодные ночи и довольно холодный ветер, может быть, имели дурное влияние на ваше здоровье. Я послал вам из Жиздры большое письмо и удочку Отрыганьева. Строганов, приехавший в тот вечер в Жиздру, не стал нас осматривать и оставался в Жиздре несколько дней, чтобы встретить другие дружины. -- Нынче ночью ожидают его в Брянск. Может быть, он уже и приехал, потому что теперь скоро полночь. -- Теперь мы дней 12 не встретим на пути ни одного города, и потому, придя в Брянск довольно поздно (часу в 1-м пополудни), поспешили сделать разные необходимые закупки. Город же широко растянулся по высоким горам и глубоким оврагам правого берега реки Десны. -- Вся эта сторона от Жиздры до Брянска -- сторона глухая и лесная; в здешних Брянских лесах водятся медведи, которые, по словам крестьян, приходят часто кушать овес, и даже лоси. Толстой ходил как-то на охоту на дневке и убил несколько тетеревов. Богатство лесов причиною многочисленности заводов в здешней стороне. В Брянском уезде много заводов Мальцева1; у него самого мы не были, но на дороге заходили в чугунный завод, где льют картечи, гранаты, ядра. Вид расплавленного твердого металла, льющегося, как вода, вид этого жидкого огня поразителен. У Мальцева два парохода ходят по Десне в Днепр и Днепром до Киева. -- Но Брянский лес еще не то, что Брынский лес: не доходя Жиздры, кажется, оставили мы в стороне село Брынь, принадлежащее Рябининым. Вся эта сторона от Жиздры до Брянска называется Полесьем. Мужики здесь с виду похожи на чухон2; они довольно верно описаны у Тургенева3, но называются ли они полехами, не знаю. От Жиздры окрестность стала интереснее и не так однообразна. Каково же! Мы уже с лишком 320 верст прошли от Серпухова. Здесь я не успел и в газеты заглянуть; город так растянут, квартиру же нам отвели на конце города, ибо другой удобнейшей для помещения штаба нет, что отсюда до трактира версты 4. -- Пора однако ж спать и готовиться к раннему выступлению. -- Прощайте, милые мои отесинька и маменька; авось-либо почта завтрашняя привезет от вас письмо; мне казалось, что вы бы могли успеть написать даже в Жиздру. Не забудьте выставлять всегда "офицеру дружины No 111". -- Как странно переписываться на походе, занося ноги вперед: точно будто поворачиваешь голову через спину, говоришь на лету. Дай Бог, чтоб вы были здоровы и бодры. До сих пор у нас все благополучно; умерло во время пути трое от холеры, потому что мы шли весьма холерными местами. Не знаю, есть ли холера у вас в околотке? Цалую ручки ваши и крепко обнимаю сестер и Константина; будете писать Грише, передайте ему от меня, что я его крепко обнимаю с женой и дочерью. Прощайте.

 

Примечания:
196
11.VIII I855

1 Мальцев (Мальцев) Сергей Иванович (1810-1893) - крупный заводовладелец, строитель железных дорог, шлюзов, бассейнов и т.п.
2 ...на чухон... - дореволюционное название карело-финского населения, жившего в окрестностях Петербурга.
3 Мужики... довольно верно описаны у Тургенева... - О полехах, живших на границе Волховского уезда Орловской губернии и Жиздринского уезда Калужской губернии, И.С. Тургенев писал в "Певцах", а затем в "Поездке в Полесье".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На сайте краеведов г.Людиново http://www.ukrajnci.ru/history/04/index.html , размещена следующая информация о пароходах Мальцова:

 

В 1844 году на Сукремльском заводе был собран и отделан пароход "Людиново". Как сообщали "Калужские губернские ведомости " за 1844 год, "пароход этот железный, в длину имеет 11 сажень, а в ширину 4 аршина, с паровою машиною в 16 лошадиных сил; пассажиров может на нем поместиться до 10; скорость его до 14 верст в час по течению воды" и «Жители города Брянска были приятным образом порадованы появлением на их родной реке парохода, названного «Людиново».

 

Этот пароход в 1846 году прошел по Болве, Десне и Днепру до города Кременчуга и со своим владельцем, С.И.Мальцовым, возвратился в Брянск. А.А.Танков в книге "Путеводитель по городу Курску" 1902 год, приводит свидетельства очевидца этого события:
"Въ началѣ тридцатыхъ годовъ по Сейму была устроена, такъ называемая, Александринская система искусственнаго водяного сообщенія, получившая названіе свое отъ имени Августѣйшей супруги Государя Императора Николая Павловича - Александры Oеодоровны. Искусственнымъ же сообщеніемъ судовый путь по Сейму былъ названъ потому, что у каждой мельницы на Сеймѣ (а ихъ тогда было немало) были устроены особые шлюзы и дериваціонные каналы (16) для прохода еудовъ. Рѣка Сеймъ была приведена въ судоходное состояніе на средства, пожертвованныя Курскимъ дворянствомъ. Первая, по теченію рѣки, пристань находилась въ 4 верстахъ отъ города по Харьковской дорогѣ. Движеніе судовъ но Александринской системѣ было крайне незначителъно и въ 1856 году она была закрыта. Впрочемъ въ 1846 году извѣстный владѣлецъ заводовъ въ Орловской губерніи С. И. Мальцевъ пробовалъ завести на Сеймѣ пароходство. Пущенный имъ съ Десны пароходъ Людиново дошелъ до Курской пристани, будучи торжественно, съ колокольнымъ звономъ, встрѣчаемъ въ попутныхъ городахъ, и благополучно возвратился. Приведемь здѣсь разсказъ очевидца объ этомъ событіи.

 

8 мая 1846 года прибылъ на Курскую пристань пароходъ Людиново. Куряне спѣшили на пристань. Плаваніе парохода всюду вызывало изумленіе и восторгъ зрителей. Въ Путивлѣ берегъ Сейма на нѣсколько верстъ покрылся тысячами обывателей, привѣтствовавшихъ его радостными криками. У Молченскаго монастыря пароходъ былъ встрѣченъ архимандритомъ со всѣмъ сонмомъ монаховъ. Въ полномъ облаченіи, при пѣніи молитвъ, архимандритъ благословлялъ плывшихъ. Плаваніе парохода Людиново по Сейму было замѣчательно потому, что въ то время не только въ Россіи, цо и въ западной Европѣ, пароходы еще не ходили по шлюзнымъ системамъ."

 

На Людиновском заводе были построены три малых транспортных парохода: "Анастасия", "Николай" и "Капитолина". Они транспортировали по Болве, Людиновскому и Сукремльскому озерам баржи, лайбы и берлинки с различными материалами и товарами. Пароходы "Анастасия" и "Николай" были разобраны за ветхостью вскоре после революции, а "Капитолина", переименованная в "Красную звезду", а затем в "Транспортник", использовалась на Людиновском озере до конца 1930-х годов.

 

Для плавания по Десне и Днепру были построены пассажирский пароход "Ласточка" и товаро-пассажирский пароход "Иоанн Богослов". Еще множество небольших паровиков плавали по озеру Ломпадь и по Болве. Для этого расчистили русло реки, а в Песочне, Ивано-Сергиевске, Сукремле и Любохне устроили шлюзы. "Ласточка" и "Иоанн Богослов" плавали до днепровских порогов. Там продукция заводов перегружалась в баржи и доставлялась в Херсон, а оттуда - в Турцию, Румынию, Болгарию и другие страны.

 

Уважаемый schabe, не могли бы Вы опубликовать свое фото с судном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

717b986a70b6.jpg
Спасательное судно "Кербедз". Бывший землесос, построен в 1912 в Германии. 16.08.1914 г. мобилизован и в качестве спасательного судна в спасательную партию Севастопольского порта, в составе черноморского флота. 16.12.1917 г. экипаж перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 г. захвачено германскими войсками, в ноябре 1918 г. - белогвардейцами, а в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами. С апреля 1919 г. вновь вошло в состав белогвардейского флота. В начале 1921 г. включено в состав сил судоподъема Морских сил Черного моря. Весной 1922 г. передано в состав судов Народного комиссариата путей сообщения. ТТД: Водоизмещение: 500 т. Размеры: длина - 48 м, ширина - 10 м, осадка - 2,7 м. Силовая установка: 175 л.с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Один из Дятьковских форумчан ,что на сайте " Поиск.32" под ником Пиночет опубликовал такое фото, предполагая,что это снято в Дятьково в районе железнодорожного вокзала , в 20-е годы прошлого века
1734060m.jpg
Кто может подтвердить?
Более качественное фото- по ссылке http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=...amp;#entry60731

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вопрос может быть не по теме, но все же попытаюсь его задать. У стены Свято-Покровской церкви п. Бытошь стоят три памятника из черного мрамора. Первый - Орловскому 2-ой гильдии купцу Василию Фокичу Мельникову, второй - его жене Евдокии Тихоновне Мельниковой, под третьим памятником покоятся остатки их сына, Косьмы Васильевича. Четвертый памятник похищен, он принадлежал похороненной в этом почетном месте жене Косьмы Васильевича. Вопрос, может кто-то где-нибудь встречал, как звали жену Косьмы Васильевича и ее годы жизни?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Один из Дятьковских форумчан ,что на сайте " Поиск.32" под ником Пиночет опубликовал такое фото, предполагая,что это снято в Дятьково в районе железнодорожного вокзала , в 20-е годы прошлого века
1734060m.jpg
Кто может подтвердить?
Более качественное фото- по ссылке http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=...amp;#entry60731

Выскажу свое субъективное мнение.
Навряд ли это район жд вокзала Дятьково.Если сравнить данное с другими фото жд вокзала,
5b99d3473c5dt.jpg
13da81de56cbt.jpg
то не видно такого перепада рельефа по высотам в районе вокзала.
И как кажется мне, не характерно для данной географической местности укрепление откосов валунами, да и судя по упоминаниям в некоторых источниках пассажиропоток не был очень значительным.Наверное все таки "проходимость клиента через торговую точку" важна для торговли, и врядли лавку открыли бы в таком месте.Если фото 20-х годов и оно сделано в г.Дятьково, то вполне возможно родственники(потомки) И.В.Бахарева могут проживать в городе.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 февраля 2012г в Дятьково создан клуб " Дятьковский краевед"
Завтра состоится второе заседание клуба,где мы подведем итоги работы за 2,5мес.
Одной из основных задач клуба являются публикации различных краеведческих материалов.
20 февраля вышла вторая тематическая страничка нашего клуба в местной газете " Пламя труда"
Предлагаю с ней ознакомиться участникам форума и гостям.
1792391m.jpg
1791367m.jpg
1780103m.jpg
1779079m.jpg
1785223m.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

24 мая в 11-00 в Дятьково в музее хрусталя планируется проведение историко-краеведческой конференции посвященной 70-летию советской власти в городе, в период 1942г. Это событие исторического масштаба. На территории Брянщины , оккупированной немецкими войсками 14 февраля 1942г восстановлена советская власть. Партизанские отряды выбили немцев и в течение почти 4 месяцев удерживали в городе советскую власть. Была восстановлена работа партийно-советских органов, культурных учреждений, типографии, магазинов и столовых , детских садов и больницы. После длительных дебатов сеять или не сеять зерно, решили засевать площади под зерновые. Город имел связь с Большой землей путем авиации. Для того ,чтобы фашисты не вычислили название города, ему дали в прессе имя Партизанск и в сводках Совинформбюро он так и упоминался.
Велась активная рельсовая война, уничтожались грузы и техника, живая сила противника.
Это все раздражало немецкое командование. Они вынуждены были снять с фронта две дивизии и направить их в Дятьково.
6 июня из города ушли последние партизанские отряды, а 7 июня каратели начали свой акт возмездия ,сжигая и разрушая дома и строения, расстреливая невинных жителей, стариков ,женщин и детей, которые не смогли уйти в лес и скрыться от возмездия.
Клуб " Дятьковский краевед" инициировал проведение этой конференции и по его результатам ,совместно с администрацией района планирует выпустить сборник материалов.
Если у участников форума есть сведения, информация, фотографии или документы о партизанах того периода , то мы с благодарностью примем для создания экспозиции и публикаций. Материал посылать на адрес эл. почты : Dtkkraewed@mail.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может кому интересно...

schabe' Прочитайте мою информацию адрессованную Вам в личке.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

24 мая 2012г в г.Дятьково в стенах музея хрусталя прошла историко- краеведческая конференция на тему " Партизанское движение в Дятьковском районе 1941-1943гг.
Организаторы конференции- администрация Дятьковского района, историко-краеведческий музей и клуб " Дятьковский краевед".
2064652m.jpg
Участниками конференции, помимо докладчиков, стали живые свидетели тех военных времен, дожившие до наших дней, партизаны,участники войны, труженики тыла. Почтенные жители Дятьковского района, убеленные сединами, с орденами и медалями на груди были самыми дорогими гостями. Это они отстояли родную землю от фашисткой нечисти, по мере возможности не давали врагу спокойной жизни, создавали для захватчиков невероятные трудности, подрывая железнодорожные составы с военной техникой и вооружением, взрывали склады с боеприпасами и горючим, штабы и казармы. Один из офицеров вермахта, выживший в той войне, позже вспоминая что было на войне писал в своих мемуарах :" Меня охватывал панический ужас и холодело тело. В каждом дереве я видел партизан, мне казалось ,что они прячутся за каждым кустом...
Конференции предшествовала литературно-музыкальная композиция, которую на площадке перед музеем разыграли артисты межпоселенческого культурно-досугового центра( директор- заслуженный деятель искусств России Ю.Д.Орлов) и образцовой хореографической студии « Грация»(худрук. Заслуженный деятель искусств России Т.М.Ломакина). Артисты обыграли сюжет, когда в освобожденный Дятьково прибыл специальный корреспондент газеты «Правда» Михаил Сиволобов , и после этого появились такие строки : «Мы ходим по улицам города, который расположен далеко за линией фронта, в тылу врага, - писал специальный корреспондент газеты. - Фашисты хозяйничали тут четыре месяца. Потом пришли партизаны и с треском вышибли их из города...». Публикация от 21 мая 1942 г. «Город Партизанск» обратила на себя особое внимание( с целью конспирации так звали нынешний Дятьково) . С 14 февраля по 6 июня1942года, в городе Дятьково была восстановлена Советская власть. В городе работали государственные учреждения , дом культуры, пекарня, детский сад, некоторые предприятия. Функционировал больница и аптека. Было налажено воздушное сообщение с большой землей и на аэродром недалеко от Дятьково( около села Любышь) садились военно-транспортные самолеты, которые эвакуировали раненых партизан , а привозили агитационные материалы, оружие и боеприпасы, амуницию, лекарства.
В Дятьковском районе действовало 13 партизанских отрядов, из которых 9 были образованы на территории района из коммунистов и комсомольцев. У каждого отряда был командир и комиссар. Обо всем этом , об отдельных легендарных личностях и героях партизанского движения, о неизвестных боевых эпизодах, о памяти потомков, о патриотическом воспитании шла речь на конференции.
За свои боевые заслуги после войны в 1985г. город Дятьково был награжден орденом Отечественной войны I степени, а в 2011г. постановлением Брянской областной Думы городу присвоен статус « Город партизанской славы» , в честь этого события установлена памятная стела на аллеях центрального сквера города.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Небольшой фоторепортаж.
Эта стела установлена в 2011г
2072847m.jpg
Начало праздничного действия
2070799m.jpg2050319m.jpg
Спецкорр газеты " Правда" М.Сиволобов( артист А.Капицо) начитывает текст стенографисткам(артисты Е.Гришкина и С.Москалева)
2033934m.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Пожалуйста, прочитайте Условия использования